о аллах исцели меня
Мольба об исцелении
Мольба об исцелении
О верующие! О рабы Аллаха! Наилучшее средство для приближения к Аллаху (пречист Он и возвышен), для получения Его благосклонности и расположения – это мольбы (ду’а), взывание к Аллаху (пречист Он и возвышен). Наилучшее средство для получения ответа на ду’а — это использование в обращении к Аллаху (пречит Он и возвышен) Его прекрасных имен (аль-асма уль-хусна).
И Всевышний Аллах говорит:
وَلِلَّـهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا
«И Аллаху принадлежат самые прекрасные имена. Взывайте же к Нему по этим именам».
Коран, сура «Преграды», 7: 180.
И одно из этих прекрасных имен — Исцеляющий (Аш-Шафи) — Тот, от Кого исходит исцеление от всех болезней, включая болезни сердца (зависть, ненависть, сомнения и тому подобное) и болезни тела. Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не способен удалить недуг. Всякое исцеление — только от Него. И нет исцелителя, кроме Него. И это, о рабы Аллаха, должно быть твердым убеждением (акыдой) каждого верующего человека.
Несомненно, когда мы болеем, нам следует лечиться. Этому учил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы должны использовать всевозможные дозволенные способы. Дозволенные — это то, что не противоречит установлениям Шариата. Нельзя обращаться к колдунам, к экстрасенсам, к гадалкам, к разным магам, магистрам белой и черной магии, астрологам и прочим шайтанам, а необходимо использовать дозволенные методы.
Итак, нам следует использовать дозволенные методы и причины. Однако мы должны иметь четкое убеждение, что это всего лишь причины, которые сами по себе не имеют никакой силы, надеяться на них нельзя. Надеяться нужно только на Аллаха, потому что все эти причины, способы лечения помогут только в том случае, если этого пожелает Владыка небес и земли — Аллах (пречист Он и возвышен).
И сегодня мы с вами поговорим об одной великой молитве, о великом заклинании (рукъя), которое передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целым рядом сподвижников. Они передали нам, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил эту мольбу (ду’а), когда посещал больного или когда к нему приводили или приносили кого-либо с недугом, или когда он читал заклинание самому себе. И эту мольбу произносила Аиша (да будет доволен ею Аллах). Она отчитывала посредством этой мольбы самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в последние минуты его жизни. Отсюда мы понимаем, о рабы Аллаха, какое великое достоинство имеет эта мольба, какая большая от неё польза для больных людей, для тех, кто поражен каким-то недугом.
Если Аллах (пречист Он и возвышен) поможет человеку отнестись по-настоящему к этой мольбе, а это значит: выучить её, понимать её смысл, искренне и правдиво взывать к Аллаху (пречист Он и возвышен) с этой мольбой, прибегать к Нему должным образом, доверять Ему, уповать и надеяться только на Него, то после прочтения этой мольбы Аллах (пречист Он и возвышен) обязательно даст исцеление, какой бы ни была болезнь: физическая или душевная.
Давайте, о рабы Аллаха, упомянем некоторые достоверные хадисы от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где рассказывается об этой мольбе и о том, какую великую пользу она несет.
Сначала мы расскажем, что передала по этому поводу мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал заклинание некоторым людям, проводил правой рукой, а потом говорил:
ﺃَﺫﻫِﺐِ ﺍﻟﺒَﺎﺱَ ، ﺭَﺏَّ ﺍﻟﻨَّﺎﺱِ ، ﻭَﺍﺷﻒِ ﺃَﻧﺖَ ﺍﻟﺸَّﺎﻓِﻲ ، ﻻ ﺷِﻔَﺎﺀَ ﺇِﻻ ﺷِﻔَﺎﺅُﻙَ ، ﺷِﻔَﺎﺀً ﻟَﺎ ﻳُﻐَﺎﺩِﺭُ ﺳَﻘَﻤًﺎ
/Азхиби ль-ба’с, Рабба н-нас, уа-шфи. Анта ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-ка шифа’ан ля йугъадир сакъаман/
«Удали недуг, о Господь людей, исцели. Поистине, Ты – Исцелитель, нет исцеления, иначе как от Тебя, таким исцелением, которое не устраняется болезнью». [1]
В другом предании от Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил эти слова, когда посещал больного. В том сообщении сказано, что он читал на больного, а здесь сказано, что говорил эти слова, когда посещал больного.
Еще в одном сообщении от нее сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил подобную мольбу с чуть-чуть отличающимися словами:
امْسَحِ الباسَ رَبَّ النَّاسِ، بِيَدِكَ الشِّفاءُ، لا كاشِفَ لَهُ إِلاَّ أَنْتَ
/Имсахи-ль-ба’с, Рабба-н-нас, би-йади-кя-ш-шифа’у, ля кашифа ля-ху илля Ант/
«Сотри эту болезнь, о Господь людей, в Твоей руке исцеление. Никто не устранит её, кроме Тебя». [2]
Также от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Когда заболел сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и состояние его ухудшилось, я взяла его за руку, чтобы проделать ею нечто подобное тому, что делал он (то есть он проводил своей рукой по телу и произносил это ду’а), но он отнял руку, а потом сказал: «О Аллах, прости меня и присоедини к высшему обществу» /Аллахумма гфир ли уа-дж’алъ-ни ма’а р-рафики ль-а’ля/. Тогда я посмотрела на него, но оказалось, что он (да благословит его Аллах и приветствует) уже умер». [3]
Ибн Маджа также передает сообщение от Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заклинал самого себя посредством этих слов:
ﺃَﺫﻫِﺐِ ﺍﻟﺒَﺎﺱَ ، ﺭَﺏَّ ﺍﻟﻨَّﺎﺱِ ، ﻭَﺍﺷﻒِ ﺃَﻧﺖَ ﺍﻟﺸَّﺎﻓِﻲ ، ﻻ ﺷِﻔَﺎﺀَ ﺇِﻻ ﺷِﻔَﺎﺅُﻙَ ، ﺷِﻔَﺎﺀً ﻟَﺎ ﻳُﻐَﺎﺩِﺭُ ﺳَﻘَﻤًﺎ
/Азхиби ль-ба’с, Рабба н-нас, уа-шфи. Анта ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-ка шифа’ан ля йугъадир сакъаман/
«Удали недуг, о Господь людей, исцели, Ты — Исцеляющий, нет исцеления, иначе как от Тебя, таким исцелением, которое не устраняется недугом, болезнью». И вот, когда его состояние ухудшилось, а это было во время болезни, от которой он умер, я начала его обтирать его же рукой и произносить эти слова, а он убрал свою руку из моей руки и сказал: «О Аллах! Прости меня и присоедини меня к высшему сонму» /Аллахумма-гфир ли ва альхык-ни би-р-Рафики-ль-А’ля/. Аиша говорит в этом сообщении: «Это было последнее, что я услышала от него перед смертью (да благословит его Аллах и приветствует)».
Исхак ибн Рахавейх в своем Муснаде тоже передает подобное сообщение от Аиши: «Я читала рукъя Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда он заболел, при помощи этих слов: «Удали болезнь, о Господь людей, и исцели. Ты – Исцеляющий, исцели тем исцелением, которое не удаляется недугом. Исцеление в Твоей руке». Я это делала, когда он болел той болезнью, от которой умер. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставь меня, Аиша, оставь меня. Эта мольба помогла бы мне в том случае, если бы мне было предписано прожить еще какое-то время». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал ей на то, что он уже умирает.
Это то, что передано от Аиши (да будет доволен ею Аллах). А вот что передал Анас ибн Малик, слуга Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Передаётся, что человек по имени Абдулазиз ибн Сухейб рассказывал: «Мы вместе с Сабитом пришли к Анасу ибн Малику. И Сабит сказал: «О Абу Хамза (это кунья Анаса), я заболел». Анас ответил: «Хочешь, я прочту тебе заклинание (рукъя), которое является заклинанием Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» И Абдулазиз сказал: «Конечно!» И тогда Анас сказал:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ مُذْهِبَ الْبَاسِ اشْفِ أَنْتَ الشَّافِى لاَ شَافِىَ إِلاَّ أَنْتَ ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا
/Аллахумма, Рабба-н-нас, музхиба-ль-баъс, ишфи, Анта-ш-Шафи, ля шафийа илля Анта, шифаан ля йугъадиру сакъаман/
«О Аллах, Господь людей, Удаляющий болезнь. Исцели, Ты – Исцеляющий, Нет исцелителя, кроме Тебя, таким исцелением, которое не устраняется болезнью». [4]
От Али ибн Аби Талиба, от Абдуллаха ибн Масуда, от Аммара ибн Ясира (да будет доволен ими Аллах) передано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда посещал больного или отчитывал какого-то больного, говорил:
أذهبِ الباسَ ربَّ الناسِ، اشفِ وأنت الشَّافي، لا شِفاءَ إلا شِفاؤكَ، شِفاءً لا يُغادرُ سَقمًا
/Азхиби-ль-ба’с, Рабба-н-нас, ишфи ва Анта-ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-кя шифа’ан ля йугъадиру сакъаман/
«Удали недуг, о Господь людей. Исцели, Ты – Исцеляющий, нет исцелителя, кроме Тебя, таким исцелением, которое не устраняется болезнью».
Мы повторяем эти слова много раз, приводим много версий (риваятов) в надежде, что, может быть, с помощью Аллаха это облегчит вам выучить наизусть эту мольбу, потому что это несложно, и, возможно, в течение хутбы вы выучите эту мольбу.
Имам Ахмад (да смилостивится над ним Аллах) приводит в своем Муснаде историю от Мухаммада ибн Хатыба, которую ему рассказала его мама Умм Джамиль (а это была сподвижница): «Я выехала из Эфиопии к Пророку (да благословит Аллах его и приветствует). Когда до Медины оставалась одна или две ночи пути, я стала готовить тебе еду, и закончились дрова, и я пошла на поиски дров. В это время ты перевернул кастрюлю, и содержимое вылилось тебе на руки (т. е. он обжегся). И я принесла тебя к Пророку (да благословит Аллах его и приветствует). И я сказала Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть мои отец и мать будут выкупом за тебя, о Посланник Аллаха. Это Мухаммад ибн Хатыб, вот что с ним случилось». И она говорит, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует) поплевал ему в ротик, погладил по головке и помолился за него. Затем поплевал ему на предплечья и сказал:
ﺃَﺫﻫِﺐِ ﺍﻟﺒَﺎﺱَ ، ﺭَﺏَّ ﺍﻟﻨَّﺎﺱِ ، ﻭَﺍﺷﻒِ ﺃَﻧﺖَ ﺍﻟﺸَّﺎﻓِﻲ ، ﻻ ﺷِﻔَﺎﺀَ ﺇِﻻ ﺷِﻔَﺎﺅُﻙَ ، ﺷِﻔَﺎﺀً ﻟَﺎ ﻳُﻐَﺎﺩِﺭُ ﺳَﻘَﻤًﺎ
/Азхиби ль-ба’с, Рабба н-нас, уа-шфи. Анта ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-ка шифа’ан ля йугъадир сакъаман/
«Удали недуг, о Господь людей, исцели. Поистине, Ты – Исцелитель, нет исцеления, иначе как от Тебя, таким исцелением, которое не устраняется болезнью». И говорит Умм Джамиль: «И не успела я уйти от Пророка (да благословит Аллах его и приветствует), как твоя рука уже зажила и излечилась».
Этот хадис об исцелении человека, который обжегся, но это не значит, что это ду’а произносится только при ожогах. Оно произносится при любых недугах: физических или душевных.
Абдуррахман ибн Саиб, племянник Маймуны, говорит: «Маймуна сказала: «Сын моего брата (племянник), хочешь, я почитаю тебе такое заклинание, которое является заклинанием Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует)?» Я сказал: «Конечно». И она тогда произнесла: «С именем Аллаха я отчитываю тебя, пусть Аллах исцелит тебя от всякой болезни, которая есть в тебе. Удали недуг, о Господь людей, исцели. Ты есть Исцелитель, нет исцелителя, кроме Тебя».
Ад-Дабби приводит в «Китаб ад-дуа» от Сухейма ибн Науфаля такой рассказ: «Мы сидели у Абдуллаха ибн Масуда, и вдруг впопыхах пришла служанка одного из сидящих и сказала своему хозяину: «Ты чего тут сидишь? Пойди лучше поищи кого-нибудь, кто может прочитать рукъя, потому что такой-то сглазил твоего коня, и он теперь бегает и бегает кругами словно заведенный». Абдуллах ибн Масуд (да смилостивится над ним Аллах) сказал этому человеку: «Не ищи того, кто будет читать заклинание. Но пойди, поплюй в правую ноздрю коня четыре раза и три раза поплюй в левую ноздрю и скажи: «Во имя Аллаха, ничего страшного, не будет недуга. Удали недуг, о Господь людей. Исцели, Ты – Исцеляющий, никто не снимает недуг, кроме Тебя». Сухейм сказал: «Мы еще не успели уйти от Абдуллаха ибн Масуда, как уже вернулся тот человек и сказал: «Я сказал то, чему ты научил меня. Прошло совсем немного времени, и вот этот конь начал и есть, и пить, и испражняться».
Ибн Хаджар (да смилостивится над ним Аллах) говорит, что это не просто слова Ибн Масуда, а этому он научился у Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует).
Итак, о верующие, это великая мольба достойна того, чтобы мы с вами ее выучили. Почему она имеет такое значение? А вы послушайте, какие там слова. Ведь это же великие слова приближения (тауассуль) к Аллаху (пречист Он и возвышен) и получения Его расположения. Это благословенные слова прибегания к Аллаху (пречист Он и возвышен), Господу небес и земли.
«ﺃَﺫﻫِﺐِ ﺍﻟﺒَﺎﺱَ» (удали недуг) — это тоже приближение к Аллаху (пречист Он и возвышен) путем признания того, что только Он один способен устранить любую болезнь, всякую беду.
«ﻻ ﺷِﻔَﺎﺀَ ﺇِﻻ ﺷِﻔَﺎﺅُﻙَ» (нет исцеления, кроме как от Тебя) — это вера, что только от Аллаха исцеление. Никакое лечение не избавит от болезни, если не будет сопровождаться соизволением Всевышнего Аллаха на исцеление.
«ﺷِﻔَﺎﺀً ﻟَﺎ ﻳُﻐَﺎﺩِﺭُﺳَﻘَﻤًﺎ» (таким исцелением, которое не устраняется болезнью), т. е. мы просим такое исцеление у Тебя, о Аллах, которое не оставит после себя болезни, такое исцеление, на смену которому не вернется болезнь.
И если Аллах (пречист Он и возвышен) поможет тебе, о раб Аллаха, выучить, понять и искренне обращаться с этой мольбой к Нему, то Аллах (пречист Он и возвышен) исцелит тебя или того больного, за которого ты делаешь это ду’а. Ведь Аллах (пречист Он и возвышен) Исцеляющий, нет исцеления, кроме как от Него.
О рабы Аллаха, очень важное замечание в конце этой хутбы. Когда человеку бывает очень плохо, когда человек в беде, когда человек очень сильно болеет, и его состояние усугубляется, то что делают многие люди в такой ситуации? Начинают искать: может, кто-то почитает им заклинание, может, кто-нибудь сделает за них мольбу. Но знайте, о рабы Аллаха, что ду’а и рукъя, которые человек будет читать сам себе, содержат намного больше пользы и блага. Почему? Потому что больной человек — это человек, находящийся в крайних обстоятельствах (мудтарр), в беде. А на мольбу такого человека Аллах (пречист Он и возвышен) отвечает особо. Нужно помнить об этом всё время, о рабы Аллаха, потому что Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом в Коране.
Ат-Табарани (да смилостивится над ним Аллах) приводит в своей книге, что Бакр ибн Абдуллах Аль-Музани – один из выдающихся ученых и имамов, посетил одного больного, который сказал: «Помолись за меня, сделай за меня ду’а». Бакр ибн Абдуллах ответил ему: «Сделай дуа сам за себя, потому что Аллах отвечает тому, кто находится в крайних обстоятельствах, когда он к Нему взывает».
Поэтому пусть больной человек, которого постигла такая беда, взывает к Аллаху, и, если пожелает Аллах, Он примет его ду’а, потому что он мудтарр.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране:
أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ
«Кто Тот, Кто отвечает находящемуся в крайней беде и снимает зло?»
Коран, сура «Муравьи», 27: 62.
Это Аллах (пречист Он и возвышен)!
Итак, о рабы Аллаха, мы познакомились с вами с этой мольбой (ду’а). И я советую прежде всего себе, а потом вам очень внимательно относиться к мольбам, которые переданы от Пророка (да благословит Аллах его и приветствует), не пренебрегать ими. Если что-то сообщается от Пророка (да благословит Аллах его и приветствует), то это то, чему научил Аллах Своего Посланника. Поэтому давайте будем запоминать то, что передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стараясь понимать смысл этого, а не просто произносить без понимания. И давайте учить этому людей: распространять это среди людей, среди больных мусульман, чтобы они изучали это ду’а, надеясь, что Аллах (пречист Он и возвышен) даст пользу посредством этого каждому человеку, которого постигло какое-либо испытание.
И мы просим Аллаха (пречист Он и возвышен) посредством Его прекрасных имен, посредством того, что Он является Исцеляющим (аш-Шафи), и нет исцеления, кроме как от Него, нет исцелителя, кроме Него. Просим Его, чтобы Он исцелил всех наших больных мусульман таким исцелением, которое не оставляет следа от болезни.
1] Аль-Бухари (5750) и Муслим (2191).
2] Аль-Бухари (5744), Ахмад (6/50), Муслим (2191), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (10859) и «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (1020). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1526).
4] Аль-Бухари (5742), Ахмад (3/151), Абу Дауд (3890), ат-Тирмизи (973). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1303).
Дуа, которое читал Пророк (ﷺ), желая избавиться от недуга \ Видео
Всевышний Аллах в Коране дает своим рабам обещание принять их мольбы. И более того, указывает нам обратиться к Нему с мольбами во всех случаях жизни. Чаще всего люди нуждаются в помощи Всевышнего Аллаха, когда их постигают разного рода болезни и недуги.
Посланник Аллаха (ﷺ) в таких случаях прежде всего искал традиционные способы лечения, находил лекарство и применял его. Но наряду с традиционными лекарствами Посланник Аллаха (ﷺ) также обращался с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося у Него, чтобы лечение оказало воздействие.
От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что когда Пророк (ﷺ) заклинал от болезни кого-либо из членов своей семьи, протирал больное место правой рукой и говорил:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أذْهِبِ البأسَ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي، لا شِفاءَ إِلاَّ شِفاؤُكَ شِفاءً لا يغادر سقما
«Аллахумма Рабба-н-наси азхиби-ль-баъса, (и)шфи Анта-ш-шафи, ля шифаа илля шифау-кя, шифаан ля йугадиру сакаман»
«О Аллах, Господь людей, удали эту болезнь и исцели! Ты – исцеляющий и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни!» (Бухари, Муслим)
От Абу ‘Абдуллаха ‘Усмана бин Абу-ль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) передается, что он пожаловался посланнику Аллаха (ﷺ) на боль в теле, и посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему:
ضَعْ يَدَكَ على الَّذِي تألم مِنْ جَسَدِكَ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ ثَلاثاً، وَقُلْ سَبْعَ مَرَّاتٍ: أعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرّ ما أجِدُ وأُحاذِرُ
«Положи руку на (то место) своего тела, которое болит, и трижды скажи: «Би-сми-Ллях» – «С именем Аллаха», после чего скажи семь раз:
«А‘узу би-‘иззати-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазир!» – «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!»» (Муслим)
Также сообщается в сборнике хадисов Ибн Ас-Сунни, что одна из жён пророка (ﷺ) сказала:
دخلَ عليَّ رسولُ الله صلى الله عليه وسلم وقد خرجَ في أصبعي بثرة، فقال: عِنْدَكِ ذَرِيرَةٌ؟ فوضعها عليها وقال: قُولي: اللَّهُم مُصَغِّرَ الكَبِيرِ وَمُكَبِّرَ الصَّغِيرِ صَغِّرْ ما بِي، فطفئت
«Однажды ко мне зашёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Увидев у меня на пальце прыщ, он сказал: «У тебя есть зарира (измельчённые стебли душистого тростника, который привозили из Индии)?» Он приложил её к этому месту и сказал: «Говори: “Аллахумма, мусаггыра-ль-кабири ва мукаббира-с-сагыри, саггыр ма би (О Аллах, уменьшающий большое и увеличивающий малое, уменьши то, что у меня появилось)”». Я так и сделала, и спустя некоторое время прыщ исчез». (Ибн Ас-Сунни, «‘Амаль аль-явм ва аль-ляйля», 635)
Из всего вышеприведенного следует, что если у нас возникнут болезни, недуги или на теле появились фурункулы, прыщи или гнойники, то первым делом следует искать лекарственные средства, необходимые для лечения этой болезни.
Далее наряду с этим следует обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося у Него скорейшего выздоровления. Такое объединение обоих видов лечения может привести к скорейшему исцелению и получению вознаграждения от Всевышнего Аллаха.
Можно ли просить в дуа исцеления от неизлечимой болезни?
Болезни и другие беды для человека являются испытанием от Всевышнего. От того, как человек выдержит эти испытания, зависит, какое вознаграждение он получит в Ахирате. За испытание болезнями верующий получает не только награду, но и прощение грехов.
Чем тяжелее болезни и испытания верующего, тем большую награду он получает и тем больше грехов ему прощается. Но, тем не менее, Всевышний предписал нам лечиться и искать исцеления от всех болезней, ибо он не создал болезнь, от которой нет лекарства и исцеления.
От Абу Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
تَدَاوُوا عِبَادَ اللَّهِ، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يُنَزِّلْ دَاءً، إِلَّا أَنْزَلَ مَعَهُ شِفَاءً، إِلَّا الْمَوْتَ، وَالْهَرَمَ
«Лечитесь, о рабы Аллаха, поистине, Аллах, Свят Он и Велик, не ниспосылал ни одной болезни, кроме смерти и старости, не ниспослав исцеления от неё». (Имам Ахмад, 18455; Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад, 291; Ибн Маджах, 3432; Тирмизи, 2038; Ибн Хиббан, 6061)
Одним из способов избавления от болезней и других трудностей жизни для верующего является дуа. Ведь Всевышний Творец повелел Своим рабам обращаться к Нему с мольбами и обещал ответить на них.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
(смысл): «И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: «Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите)»». («Сафват ат-Тафасир», сура Гафир: 60)
Поэтому верующему не запрещено просить Всевышнего об исцелении от болезни. Ведь передаётся множество хадисов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в которых сообщается, как он просил Всевышнего об исцелении от разных болезней.
Более того, в сборниках хадисов есть отдельные главы, посвящённые этой теме. Например, имам Абу Давуд в своём сборнике хадисов «Сунан» ввёл отдельную главу об испрашивании исцеления для больного во время его посещения.
В этой главе он передал от ‘Аиши бинт Са‘д (да будет доволен ими обоими Аллах) хадис, в котором сообщается, что Са‘д (да будет доволен им Аллах) сказал:
اشْتَكَيْتُ بِمَكَّةَ فَجَاءَنِي النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعُودُنِي، وَوَضَعَ يَدَهُ عَلَى جَبْهَتِي، ثُمَّ مَسَحَ صَدْرِي وَبَطْنِي، ثُمَّ قَالَ: اللَّهُمَّ اشْفِ سَعْدًا وَأَتْمِمْ لَهُ هِجْرَتَهُ
«Я заболел в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл навестить меня. При этом он положил руку мне на лоб, а потом провёл рукой по моей груди и животу и сказал: “О Аллах, исцели Са‘да и помоги ему завершить переселение в Медину”». (Абу Давуд, 3104)
Также от Марьям бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что одна из жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказала:
دَخَلَ عَلَيَّ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَدْ خَرَجَ مِنْ أُصْبُعِي بَثْرَةٌ، فَقَالَ: عِنْدَكِ ذَرِيرَةٌ؟ ، فَوَضَعَهَا عَلَيْهَا، وَقَالَ: قُولِي: اللَّهُمَّ مُصَغِّرَ الْكَبِيرِ، وَمُكَبِّرَ الصَّغِيرِ، صَغِّرْ مَا بِي فَطُفِئَتْ
«Однажды ко мне зашёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Увидев у меня на пальце прыщ, он сказал: «У тебя есть зарира (измельчённые стебли душистого тростника, который привозили из Индии)?» Он приложил её к этому месту и сказал: «Говори: “Аллахумма, мусаггыра-ль-кабири ва мукаббира-с-сагыри, саггыр ма би (О Аллах, уменьшающий большое и увеличивающий малое, уменьши то, что у меня появилось)”». Я так и сделала, и спустя некоторое время прыщ исчез». (Ибн Ас-Сунни, «‘Амаль аль-явм ва аль-ляйля», 635)
Ислам дозволяет верующему просить у Всевышнего исцеления от всяких болезней и недугов, более того, это является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Просьба об исцелении – это такое же дуа, как мольбы, с которыми мы обращаемся к Господу, прося у него блага для нас или прибегая к Нему за защитой от плохого.
Что касается дозволенности просьбы об исцелении от неизлечимых болезней, то в ней нет ничего предосудительного, ведь всё, что происходит в этом мире, происходит по воле Всевышнего, и вдобавок к этому Аллах не ниспосылает болезни, от которых он не ниспослал бы исцеления.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يُنْزِلْ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً، عَلِمَهُ مَنْ عَلِمَهُ، وَجَهِلَهُ مَنْ جَهِلَهُ
«Поистине, Всевышний Аллах не ниспосылает ни одной болезни, не ниспослав исцеления от неё, его знает тот, кто знает о нём, и не знает тот, кто о нём не знает». (Имам Ахмад, 4632; Ибн Хиббан, 6062)
Поэтому обращение с мольбами к Всевышнему с просьбой исцелить от болезни, какой бы ни была эта болезнь, не является нарушением установленных для дуа правил или просьбой о совершении невозможного.
Сколько мы знаем людей, которые были больны якобы неизлечимой болезнью, например, раком, но Всевышний чудесным образом исцелил их? Поэтому дозволяется просить исцеления от онкологических и других болезней, которые считаются неизлечимыми.
Мусульманин должен осознать, что все болезни, а также их излечение находятся во власти Всевышнего Аллаха. Только Аллах может подвергать нас различным испытаниям, и только Он даёт нам способность их преодолеть.
Все наши болезни и способы исцеления от них зависят только от Всевышнего Создателя. Каждый мусульман должен понимать суть любых испытаний в жизни человека – как они предопределяются для людей и от кого они исходят. Но, несмотря на всё это, человек должен искать способы излечения, если его постигла какая-то болезнь.
وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
(смысл): «Если Аллах принесёт тебе вред, то никто не сможет устранить его, кроме Него, а если Аллах наделит тебя добром, то Он над каждой вещью властен». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан’ам, 17)
Пусть Всевышний Аллах исцелит всех больных, дарует им от Себя стойкое выздоровление и излечит все их недуги!
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.