нужно ли давать чаевые курьеру яндекс еды
Россияне чаще платят чаевые курьерам. Сколько положено давать и дойдут ли деньги через приложения
Курьерам сервисов доставки еды можно доплачивать чаевые прямо в приложении, и россияне активно пользуются этой возможностью. Лайф разбирался, сколько денег нужно оставлять и не отберёт ли их агрегатор, как было с «Яндекс.Такси».
Фото © Агентство «Москва» / Сергей Ведяшкин
Как платят чаевые курьерам?
В России тема чаевых способна развернуть скандал на весь Интернет — есть те, кто за то, чтобы платить их, и те, кто строго против.
Пандемия коронавируса привлекла ещё больше внимания к теме — заведения закрылись, выходить в магазин лишний раз не стоит. На этой почве актуальной стала доставка еды. Самые популярные приложения — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. У обоих есть опция чаевых для собственных курьеров.
Фото © Агентство «Москва» / Сергей Ведяшкин
Как оказалось, россияне стали более лояльными и чаще отправляют дополнительные деньги курьерам. В период пандемии — за март, апрель и начало мая — количество клиентов Delivery Club, дающих чаевые курьерам, выросло в два раза — с 10 до 21%. Еженедельно пользователи оставляют курьерам больше миллиона рублей в качестве благодарности. Больше всего чаевых (75%) приходится на сумму в 50 рублей, 20% на сумму 100 рублей и 5% на сумму более 100 рублей.
В приложениях «Яндекс.Еда» и Delivery Club можно оставить безналичные чаевые. В первом — на сумму 49,99 или 199 рублей, во втором — 50, 100 или 150 рублей.
Доставка. Главное по теме:
Как сходить в магазин при карантине, не нарушать правила и не платить штраф
Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик «Яндекс.Еды» и хватает ли ему на жизнь
Доставка здоровья. Можно ли сейчас онлайн заказывать лекарства на дом?
28 апреля 2020, 04:30
Почему чаевые стали платить чаще?
Фото © Агентство «Москва» / Сергей Ведяшкин
В период пандемии это самый безопасный способ покупки еды. Курьеры позволяют нам лишний раз не выходить из дома, поэтому в Сети по значимости их поставили вторыми после врачей.
Кроме того, это способ поддержать бизнес и любимое заведение. В «Яндекс.Еде» и Delivery Club рестораны могут доставлять еду с помощью своих курьеров. Нередко это те же официанты, поменявшие должность в период пандемии. Чтобы не прекратить существование, рестораны начали работать в убыток. Чаевые — второй способ поддержать заведение после дорогого заказа. Правда, в Delivery Club и «Яндекс.Еде» нет опции чаевых для курьеров ресторанов. В этом случае придётся обойтись переводом на карту или наличными.
«Человек из глубинки чаевые официантам не оставит». Как платить в ресторанах, чтобы не было стыдно
Культура чаевых в России. Платить или нет — слишком много споров
Несмотря на увеличение количества чаевых, вопросы остаются. 21% дающих чаевые клиентов Delivery Club — это всего одна пятая всех пользователей. Эксперт по современному этикету и деловому протоколу Татьяна Баранова рассказала Лайфу, что чаевые — строго добровольное пожертвование и нельзя из-за них давить на человека.
Фото © Агентство «Москва» / Сергей Ведяшкин
— Сколько оставлять сверх счёта — это вопрос личных установок, уровня заведения и обслуживания, а также принятых в стране и культуре норм. Так, в России и Европе традиционно оставляют порядка 10–15% от суммы счёта, — объяснила специалист.
Дилемма, платить чаевые или нет, возникает потому, что у нас это не обязательство, а правило хорошего тона. В США, например, это правило — от 12% суммы, а в Японии чаевые строго запрещены.
— Чаевые всегда остаются на усмотрение человека, получившего услугу. Это жест доброй воли, не принудительное действие, — говорит эксперт по современному этикету и деловому протоколу Татьяна Баранова.
Впрочем, в ресторанном бизнесе есть норма чаевых, которую заведения ждут от клиентов. Правда, это не больше чем ожидания, а за давление из-за их отсутствия персоналу грозят санкции вплоть до увольнения.
— В ресторанном бизнесе принято за все банкеты и торжества по умолчанию премировать дополнительно заведение. Это 10–20% от финальной стоимости, даже если это не всегда оправданно. За простое посещение ресторана среднестатистический российский гость оставит не больше 10% от счёта, — рассказала управляющий партнёр проектно-консалтингового агентства индустрии гостеприимства Marketing story Инна Щепетова.
Бесценные продукты. Люди научились приносить бесплатную еду из супермаркетов, но есть её может не каждый
Чаевые могут быть основным доходом персонала. Зависит от работодателя
Сколько чаевых максимум можно собрать и насколько сильно можно увеличить доход, зависит только от сотрудника, говорит Инна Щепетова. Это тот доход, который курьер или официант может нарастить самостоятельно, если он того захочет.
Какую часть от общего дохода составляют чаевые, зависит от работодателя. Экс-официант сети ресторанов в Москве рассказал Лайфу, что это даже может быть и основной заработок официанта. Бывает и так, что заведение документально выплачивает зарплату, а по факту многократно её уменьшает с помощью штрафов.
Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик «Яндекс.Еды» и хватает ли ему на жизнь
Всё ли честно в приложениях «Яндекс.Еда» и Delivery Club?
Лайф узнал, могут ли курьеры самостоятельно смотреть, приходят им чаевые или нет. Ситуация следующая: при получении заказа сотрудник видит, сколько за него заплатит клиент. Какая часть достанется ему, неизвестно до того, как заказ будет выполнен.
Что до отслеживания чаевых, то сервисы, по их словам, не скрывают цифры от сотрудников. Они видят, сколько денег им пришло с каждого заказа и какая часть от общей суммы — чаевые.
— Курьеры, сотрудничающие с «Яндекс.Едой», могут отслеживать безналичные чаевые через ежедневные отчёты, которые они получают после завершения смены. Сумма чаевых в них указана отдельной строкой. Если курьер является самозанятым, он также может отследить чаевые сразу после их перевода от клиента в приложении «Мой налог». Размер чаевых пользователи сами выбирают из нескольких фиксированных сумм на экране оценки заказа — 49,99 или 199 рублей. Курьер получит полную сумму чаевых, — рассказали Лайфу в пресс-службе сервиса.
Фото © Агентство «Москва» / Сергей Ведяшкин
— Курьеры видят сумму оставленных пользователем чаевых через несколько минут в приложении для курьеров, а также на своём счету VK Pay, куда зачисляются средства, — говорит пресс-служба Delivery Club.
Ранее водители «Яндекс.Такси» жаловались, что у них пропадают чаевые. В пресс-службе Delivery Club и «Яндекс.Еды» сказали, что в свой адрес подобных возмущений не замечали. И им можно верить — к сервисам доставки еды приковано много внимания, поэтому любая жалоба на условия работы разлетелась бы по Интернету и выросла в скандал. Если вы хотите отблагодарить курьера, чаевые — отличный способ.
Точно нет: 7 причин не оставлять чаевые курьерам и официантам
Негодование читателей Т—Ж
Чаевые — вечный вопрос. Оставлять или нет, и если да, то кому и за что — у каждого человека свой подход.
Один из читателей Т—Ж поделился своей болью: он подрабатывает курьером, но получает мало чаевых. В комментариях многие читатели возмутились и рассказали, почему давать чаевые — это тоже боль. Собрали семь главных аргументов в подборку.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Я заказал услугу, мне выставили за нее счет, я согласился. Если этого мало, увеличьте цену за услугу. Почему я должен платить дважды?
Аналогично с курьером: он согласился работать за зарплату, согласованную с работодателем. Почему он ожидает, что ему заплатят сверху? Если не устраивает зарплата, проси больше или меняй работу. Почему пожарному, врачу, архитектору, бухгалтеру, шахтеру и остальным не приходит в голову просить чаевые за свою работу, а официанты с курьерами какие-то особенные?
Человек пошел на работу и негодует, почему за его оплаченный труд, который входит в стоимость еды или товара, не подкидывают еще деньжат. А он сам дает чаевые гардеробщицам, слесарям в ЖЭКе, депутатам за исполненные обещания?
Нет чтобы поговорить с работодателем о повышении зарплаты или организовать профсоюз курьеров, легче переложить ответственность на клиента. Без обид, но похоже на попрошайничество. И да, я очень рад, что в России нет безумия с чаевыми, как в США.
Никогда нигде не оставляю чаевых и прочих подачек. Работодатель и так заработает, а курьеру или мастеру и так заплатят. Человек сам выбрал эту работу и сам согласился на условия оплаты. И исполнять должностные обязанности человек должен в любом случае хорошо и качественно, а не только в надежде на подачку от клиента. Если его не устраивает зарплата, пусть идет на другую должность.
Меня бесит, когда официанты, курьеры или таксисты считают, что клиент обязан оставлять им чаевые. Это не моя проблема, что вы устроились на работу с низким окладом, и я явно не должна думать о том, что вы рассчитывали чаевые грести лопатой. Особенно это касается обнаглевших курьеров, которые считают, что подвиг совершили, доставив заказ. Правда, меня не касается, что вам не хватает зарплаты, что на улице плохая погода или что вы изо всех сил давите из себя вежливость в надежде на лишнюю сотку.
Я использую сервис А, который просит с меня Х денег за услугу, например доставку еды. Доставка осуществляется в установленный срок и в полном объеме, то есть так, как мне и обещали за мои деньги. За что платить сверх установленной суммы? За то, что человек сделал свою работу, за которую ему и так платят зарплату? Я, как и многие, считаю чаевые пережитком и возможностью занижать зарплаты людям, занятым в сфере обслуживания.
Чаевые, которые мне почему-то необходимо оставлять, не из воздуха берутся. Эти деньги я зарабатывал своим трудом, и бесит, когда кто-то считает, что я обязан их ему просто отдать.
Я различаю, когда человек действительно выполнил больше того, что было положено, и тогда мне хочется оставить чаевые. А вот качество сервиса в сфере доставки еды — какое-то непонятное определение: вы что, довезете быстрее, чем едет поток машин? Или еду будете очень аккуратно в машину складывать? В чем сервис, за который нужно оставлять чаевые?
Курьер думает, что у него много клиентов, а он у них один такой, поэтому заказчики не обеднеют. Но это не так. Курьеру из интернет-магазина чаевые оставь, доставщику пиццы оставь, доставщику корма для кошек оставь, в кофейне на обеде оставь, в кафе вечером оставь, в ресторане в выходные оставь, в баре с друзьями оставь. Если давать чаевые каждому просто за факт выполнения работы, то за месяц набежит кругленькая сумма, от которой, конечно, не обеднеешь, но и терять ее просто так, за то, что заказываешь доставку или пришел в заведение, не хочется.
Одно дело, если мы действительно довольно долго сидим в ресторане или баре и официанту пришлось потрудиться, чтобы выполнить все наши хотелки, и он сделал свою работу хорошо. За такое можно и больше 10% от счета оставить, так и делаем иногда. Но платить курьерам за выполнение доставки, которая к тому же иногда задерживается на неопределенное время? Когда звонишь и уточняешь сроки, а в ответ получаешь: «Не знаю, когда привезу. Ближе к вечеру. Или, может быть, завтра» — все желание оставлять чаевые всем представителям этой профессии пропадает.
Только в США такая культура чаевых, когда работодатель считает возможным платить минимальный оклад, а дальше сами пусть крутятся, ну а клиенты должны отнестись с пониманием и помочь беднягам из сферы обслуживания.
В некоторых странах за вами пару кварталов пробегут, чтобы вернуть деньги, которые вы «забыли» на столе в ресторане. И таксист откажется от чаевых, потому что это оскорбительно. Мне в целом непонятно, почему так надо тянуть к нам эту культуру из США, а не отсутствие чаевых в принципе, как, например, в Японии.
Я оставляю чаевые, если есть наличка, а она есть не всегда, но мне не нравится вся эта система. В итоге я решил не пользоваться доставкой: предпочту сам пройтись или прокатиться, благо есть возможность. Или даже откажусь от заказа в пользу покупки чего-то другого, потому что, с одной стороны, курьера обидеть не хочется, а с другой, какого черта?
Даю чаевые курьерам, только когда погода реально плохая: проливной дождь или метель. Все остальное время не хочу. Человек сам выбрал такой жизненный путь. Не хочешь вкалывать за копейки — научись чему-то другому.
К тому же зарплата размером почти 30 000 Р за 22 рабочих дня по 8 часов — не так уж и мало за минимальную ответственность — не уронить пиццу по пути, доставить вовремя и в нужную квартиру — с минимальными навыками. Расскажите о своих проблемах обычному терапевту, который восемь лет не спал сутками из-за учебы в меде и интернатуры. Давайте теперь всем давать чаевые: кассирам, учителям, машинистам в метро, гардеробщицам.
У меня в мыслях даже ни разу не проскользнуло, что я должен дать чаевые. А за что? Ресторан и так заработает. Курьеру тоже заплатят. 165 Р в час — это, конечно, мало. Но реальность в том, что эта ставка выше, чем средняя зарплата по моему городу.
И почему чаевые не платят представителям других профессий? Например, учителям. Зарплата у них меньше, чем у курьера, но они ничего подобного не требуют.
Покупки и траты. Сравниваем цены и изучаем, как потратить деньги выгодно
Edgar, Согласен очень вредная практика. Низкая зарплата с расчетом, что сотрудник доберет сам ведет к занижению зарплат и в других отраслях, где добрать с клинта можно только взятку.
Курьер: первые чаевые и первая единица
Иногда бывают в работе на Яндекс Доставке интересные моменты.
Перед приездом ПЭКа было приличное окно. Что бы не маяться бездельем, решил в Синей Зоне включить программу яндекс про и словить какой-нибудь заказ.
Метро Пролетарское. Странно, Синяя Зона, а ничего не происходит. Минут 15 ждал. И тут пикнуло. Забрать документы и отвезти их на Вернадского.
На Вернадского вышла к мне тётка, тоже важного вида, с бумажником и 500-рублёвой купюрой в руках.
-500 рублей, правильно?
-У меня написано, что всё оплачено картой. Но если вы мне хотите дать на чай, я готов принять. И даже в шутку потянулся в сторону купюры.
Тётка позвонила отправителю и между прочим сказала по телефону:
-А я едва второй раз не оплатила!
Ну-ну. Я мог бы просто взять эти деньги и сказать, что всё правильно. И вернуть их потом было бы невозможно, от слова совсем, я за них не расписывался. Но дело не в том, что я кристально честный (ну-ну), а в том, что двойная оплата бы выяснилась, стали бы названивать в Яндекс, тем более мою фамилию знают.
Чаевые она мне всё-таки дала, но в десятикратно меньшем размере. Итак, 280р чистыми за заказ + 50р чаевые. Программу в режим «Занят», можно ехать встречать ПЭК по основной работе.
А теперь последствия.
И список категорических запретов. Запрещено требовать с клиента что-либо, кроме того что он оплатил.
Но брать предложенные чаевые не запрещено.
До этого у меня было строго 5.000 (все, кто оценивал, ставили только пятёрки, считаются последние 50 оценок, новичку даётся 50 условных пятёрок). Теперь стало чуть больше 4.9. Простая арифметика показывает, что какой-то клиент поставил мне единицу. Обычно узнать, кто именно тебя слил, невозможно, но не в этом случае. Во вторник я на яндекс доставках не работал, на машине ездил, а в среду был ровно один заказ.
Для этого нужно получить 5 таких единиц и ещё что-то низкое.
Ссылка на последний пост по этой теме, кому интересно, там уже ссылки на остальные посты.
Хорошо что есть такие люди.
Которые на основной работе большие шишки.
И которые не боятся на дополнительной работе быть посыльными.
У серьёзных людей и заморочки серьёзные.
«основная работа у меня другая, и я там куда больше, чем курьер.»
Необычные чаевые
Работаю курьером, доставляю мебель. Вчера моя заключительная доставка была для пожилой пары, которая оставила мне вот такие «чаевые»)
Чем обеспечила мне хорошее настроение на весь оставшийся день)
P.S. соленья оказались очень вкусными
Не все курьеры наркокурьеры
Честно не понимаю этого человека.
Когда только пришёл ковид, меня тоже попросили с работы, у меня кредит за машину и много всего, тоже предлагали такие моменты, но я устроилась в доставку суши. Проработала неделю, поняла плюс-минус работу и устроилась параллельно во вторую, и взяла подработкой доставку вайлсбериз.
Да, я зае. сь, по другому не сказать, работала с 8 утра до 1-2 ночи, но за месяц заплатила за несколько месяцев за кредит, оставила на ремонт машины, оставляла деньги на расходы. Потом, конечно, на доставке стало не так прибыльно, но нашла другую работу.
Оставила одну доставку, пока не нашла другую работу, чтоб не убивать машину.
Если хочешь работать-ты найдёшь работу. Если нет, всегда можно ныть, что «работы нет\меня не берут/меня посадили не за что, я просто закладки оставлял»
Как я устраивался в «Самокат» и что не говорят при приёме на работу
Наверное, многим известен сервис доставки «Самокат». Это онлайн магазин с доставкой. Недавно я попробовал устроиться туда курьером в качестве подработки.
В «Самокат» я так и не устроился, но зато узнал любопытный способ трудоустройства, который они используют при оформлении. У меня возник вопрос – насколько эта схема вообще законна?
Итак, после заполнения короткой заявки на сайте со мной связался их сотрудник HR. Она рассказала о вакансии, условиях работы и оформления. В тот момент я узнал от неё, что необходимо будет также оформлять самозанятость. Т.к., по её словам, они заключают некоторый договор с самозанятым гражданином для приема на работу курьером. Тогда я не придал этому значения, потому что не много знал о самозанятости. Просто подумал, что потребуются какие-то дополнительные действия с моей стороны, временные затраты. Меня больше оттолкнул очень низкий уровень оплаты за час.
Позже, в целях саморазвития, я решил почитать о процедуре оформления самозанятости, порядке удержания налогов и проч. И узнал, что можно работать на основной работе и быть самозанятым. Но нельзя применять специальный налоговый режим (оформить самозанятость) в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ:
1. лицам, осуществляющим реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
2. лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3. лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4. лицам, имеющим работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
5. лицам, ведущим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
6. лицам, оказывающим услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении ККТ;
7. лицам, применяющим иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 422-ФЗ;
8. налогоплательщикам, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Здесь очень интересны пункты 5 и 6, из которых вытекает, как я полагаю, то, что «Самокат» ни по какому типу договора не может оформить самозанятого гражданина в качестве их курьера или вообще их сотрудника.
Через ватсап я адресовал сотруднику HR вопрос – каким образом они оформляют самозанятого по договору? Вместо объяснений как это возможно, я получил ответ, что да – некий договор оформляется с самозанятым гражданином, но ни у кого никогда никаких проблем не было. Я попросил отправить мне договор на ознакомление, а в ответ получил – «мы не готовы сделать вам предложение о работе».
Отказ, конечно, меня совсем не расстроил, так как работать там все равно не собирался при таком уровне оплаты. Но зато появились вопросы – законно ли подобное оформление, не уклоняется ли «Самокат» от налогов? Ведь, вроде бы, получается, что они нанимают сотрудника, за которого не платят никаких отчислений, налогов, и подобное оформление прямо запрещено законом.
Может кто-то подскажет, может я что-то не так понял? Сотрудник HR заблокировала меня, спросить у неё я больше не могу.)
Профдеформация
Проработал больше года курьером доставки еды. Около 2.5 тысяч доставок в убер и где-то 1000 в деливероо. Работал каждый день, порой по 7 дней в неделю. В период пандемии оказалась очень востребованная профессия.
Естественно, 99% всех диалогов состояли из фраз «добрый день/вечер» и «приятного аппетита, до свидания».
Теперь каждый раз когда мне привозят доставку еды на дом на автомате говорю «приятного аппетита, удачи» курьеру и с покерфейсом закрываю дверь.
Доставка цветов, или еще одна история курьера
Ответ на пост «Никогда такого не было, и вот опять. Яндекс Курьер»
Давать ли чаевые курьерам доставки еды?
Вопрос: даете ли вы чаевые курьерам доставки еды?
1) не умею их давать (хз, вечно то не берут то неловкость (из опыта предложения чаевых косметологам и парикмахерам), только в кафешках это норм получается потому что сунул в счет и пошел)
2) потому что налички у меня нет как класса, вообще. Это можно решить только специально сняв в банкомате кучку мелких купюр, но см пункт 1
Божечки, жить в обществе так сложно, я требую методичку )))
Я курьера разок накурил. Не знаю, считать ли это чаевыми, но курьер ушел радостный и счастливый
По большому счету им все равно, уровень их благосостояния никак не изменится, вне зависимости от того дали вы им чаевые или зажали. Все равно в жопе.
Насчёт чаевых только от тебя зависит, но в дом к себе пускать чужих не стоит
Спасибо всем за камменты, а я пожалуй наменяю полтинничков сложу в шкатулку в прихожей, порадовать не жалко и вопрос сам собой снимется (дешевле оставить чаевые, чем загоняться по фигне «давать-не давать) )))
Некогда курьерам чаи распивать.
Никогда не давала чаевых, в квартиру не звала. Открываю дверь, здороваюсь, забираю еду (обычно оплачено еще при заказе), благодарю, прощаюсь, закрываю дверь.
Хз, мне кажется странным давать чаевые за весьма несложную работу, за которую человеку платят зп
Обычно даю курьеру-пиццевозу 100-150р. Просто говорю: «Это вам за успешную доставку» или что нибудь аналогичное.
Научитесь готовить самостоятельно и вопрос отпадет. Может и денег сэкономите
Нет, не давать, а за просроки катать жалобу
Не понимаю в чем сложность чаевые дать? Забираешь заказ, даешь сколько там решила дать со словами «Это вам на чай» и все. Ниразу не видел, чтобы кто-то отказался. Да и если откажется, то это он странным будет выглядеть, а не ты. Так что чего тут стрематься не понятно.
А без запаса налички, тем более дома, жить очень глупо ящетаю
Зачем слушать всяких недалеких пуделей, с раздутым ЧСВ?
прошлый раз угостил жевачкой японской, сегодня конфет пару в кулак сунул. деньгами стараюсь не оскорблять.
Необычные чаевые
Работаю курьером, доставляю мебель. Вчера моя заключительная доставка была для пожилой пары, которая оставила мне вот такие «чаевые»)
Чем обеспечила мне хорошее настроение на весь оставшийся день)
P.S. соленья оказались очень вкусными
Как курьер деливири заказы инспектирует
За что Яндекс ненавидит своих курьеров или почему они опаздывают?
На вопрос, вынесенный в заголовок, ответить вряд ли смогу. Но почему он сформулирован именно таким образом, охотно поясню.
Технически, казалось бы, всё просто, обезьяна справится – устанавливаешь на смартфон приложение, выбираешь время, в которое желаешь выйти на линию, после чего ничего хитрого не происходит.
Когда приходит заказ, телефон истошно орёт, а на экране указывается, в какое заведение следует прибыть курьеру и начинает тикать таймер. Необходимо нажать кнопку «Принять заказ» (отказываться нельзя) и отправиться по маршруту.
Время в пути просто рассчитывается по Яндекс.Картам, учитывать дорожные и погодные условия, светофоры, рельеф и прочие условия, которые могут повлиять на скорость доставки, в Яндексе об этом нет, не слышали. За опоздание штраф – 2 рубля/минута, вроде бы незначительно, но в масштабах Яндекса весьма значительная экономия.
Прибыв на место, необходимо нажать следующую кнопку – «Прибыл в ресторан». На месте необходимо дождаться, пока заказ будет готов, о чём, если повезёт, придёт уведомление в приложении, если нет – придётся подходить к сотрудникам заведения и уточнять. Некоторые кафе и рестораны почему-то упорно игнорируют эту функцию. Таймер во время ожидания заказа у курьера, слава богам, не тикает (за исключением некоторых особенных случаев, о которых ниже).
Следующим этапом, получив заказ и упаковав его в сумку, необходимо нажать кнопку (курьеры чаще говорят «прожать статус») «Заказ у меня» и уже вновь по таймеру (а время опять рассчитано по тем же Яндекс.Картам) отправиться к клиенту.
Чуть отступив от основной темы, скажу, что в самом начале своей курьерской деятельности я надеялся, что умные алгоритмы Яндекса не будут присылать курьерам заказы на пиццы и супы – то, что довольно трудно транспортировать на велосипеде, а уж когда в заказе присутствуют обе эти позиции – это истинная боль курьера. Пиццу нужно везти, перевернув сумку горизонтально, а супы и напитки, напротив, в вертикальном положении. Но алгоритмам эта сложная задача оказалась непосильна, поэтому курьерам на двухколёсных друзьях приходится проявлять чудеса ловкости, изобретательности и эквилибристики.
За пролитый суп курьеру ничего не будет, просто не оплатят доставку этого заказа (сумма варьируется от 29 до 189 рублей). К чести большинства заведений, нужно сказать, что большинство заведений, даже вполне демократичных, научились упаковывать супы и напитки герметично, но местные курьеры знают одно, с претензией на элитарность, где к вопросу упаковки подошли весьма халатно, а кроме того, отдельные сотрудники этого заведения славятся своей, очень мягко говоря, невежливостью и возить заказы оттуда мало кто любит. Хотя, напомню, отказаться нельзя. Однажды после неудачной доставки из этого заведения, дабы не вступать в конфликт с клиентом (этого тоже нельзя делать) мне пришлось мыть пол в подъезде, хотя это и не является обязанностью курьера. Но корона не упала, ничего страшного не случилось.
Прибыв к клиенту, нажимаем кнопку «У клиента» и идём его искать. Благо, таймер в это время не работает. А искать нужно, потому что зачастую кроме номера дома в заказе нет ничего. Если это частный дом, клиент чаще всего уже ждёт курьера у ворот. Иные, проживающие в огромных многоквартирных муравейниках, не удосуживаются указать ни номера квартиры, ни подъезд, ни этаж – не царское это дело.
Тогда курьеру приходится звонить клиенту, для этого нужно нажать соответствующую кнопку в приложении. Когда-то Яндекс попытался ввести функцию «добавочный номер», он подставлялся в строке набора через запятую после основного номера, его следовало стереть и запомнить, набрать номер, затем набрать добавочный и только потом, если повезёт, дозвониться до клиента. Сделано это было якобы для «улучшения качества обслуживания» и, соответственно, записи разговоров, но стоит ли говорить, где Яндекс, а где качество обслуживания.
Потом пошло что-то не так. Связь с клиентом стала более прямой, правда, уведомление автоинформатора осталось, добавочный номер в строке набора остался, но теперь его уже не надо набирать, а просто нужно каждый раз стирать, чтобы остался только номер клиента.
Чаще всего, конечно, клиент ответит, но если по какой-то причине он не отвечает, нужно набрать номер минимум 3 раза за 10 минут, затем позвонить в службу поддержки и, если сотрудники Яндекса и сами не смогут выйти на клиента, они позволят распорядиться заказом на усмотрение клиента. Утилизировать его можно любым путём – в мусорку, в собственный желудок или в руки незнакомого прохожего.
Беда в том, что эта беседа со службой поддержки растягивается на 20 минут, курьеру в это время могут приходить заказы, он, конечно, опаздывает, и получает тот самый штраф в 2 рубля за минуту опоздания.
Если всё прошло благополучно, клиент получил заказ, курьер нажимает кнопку «Отдал заказ», может в приложении поставить оценку доставке вообще, ресторану и клиенту в частности и даже оставить комментарии, которые, естественно, никто не читает и никоим образом на них не реагирует.
Какие ещё сюрпризы могут поджидать курьера?
В Яндексе есть такое понятие, как плановые слоты (смены). то есть предполагается, что ты выходишь на линию строго в выбранное время в выбранном районе города и в течение выбранного интервала времени обслуживаешь «свой» район. То что зачастую кидает из одного района совсем в другой, между курьерами уже считается обыденным делом и никто на это не обращает внимания.
Есть слоты (смены) свободные – ты можешь выйти на линию в любое время, в любом месте и обязательства, как в случае плановых слотов, работать именно какое-то определенное количество часов здесь нет. Устал – выключил приложение и поехал домой.
Но и в том и в другом случае может ждать подвох. Находясь в одном конце города, приходит заказ из противоположного. Ты, запыхавшись, приезжаешь в ресторан, а тебе говорят «а у нас такого заказа нет». Звонишь в службу поддержки, объясняешь ситуацию, там снова 20 минут что-то уточняют и куда-то переключают, после чего заказ отменяют. Курьеру в этом случае, естественно, ничего не оплатят, по логике Яндекса он же не доставил заказ. (В тариф включена оплата километража, но оплачивается только путь от заведения к клиенту). В течение минуты, так как именно этот курьер самый близкий к точке, ему приходит этот же заказ, который минуту назад был отменён. Поскольку кнопки «отказаться» нет, мне в такие моменты приходилось просто выключать телефон.
Ещё один подвох ожидает с так называемыми «заказами по цепочке». Пока ты едешь за первым заказом или ждёшь его готовности, приходит второй с указанием времени, в течение которого его нужно будет получить и доставить.
Если первый заказ отдают вовремя, то и со вторым чаще всего проблем не возникает. Но нередко этот самый первый в цепочке заказ готовится долго и таким образом на второй курьер опаздывает. Штрафуют за это, опять же, не ресторан, а курьера. На те самые 2 рубля в минуту, которые, вроде бы, мелочь, но в масштабах Яндекса составляют очень существенную экономию.
Все штрафы, как бы, считается, можно оспорить через службу поддержки, но там роботы, скрипты и гугл-формы, алгоритмы и ничего живого, поэтому большинство курьеров предпочитают, если не критично, не тратить на это время.
Весьма интересная вещь мульти-заказы. Это когда ты забираешь два заказа по одному адресу (в одном месте) и развозишь их по двум разным адресам. Яндекс считает, что такая функция сделана для оптимизации, а я – что для экономии. Оплачивается он ни как два заказа, а как один или в лучшем случае полтора. И вот ты получил первый заказ, упаковал его в сумку, а второй будет готовится ещё минут 20-30, первый уже успеет остыть. Тем не менее, курьеру необходимо дождаться второго заказа и только после этого везти оба. Прибудут ли оба заказа к клиенту хотя бы тёплыми и вовремя? Конечно нет и Яндексу это совершенно неинтересно.
Ну и напоследок – «короткие» заказы. Ресторан (ну в общем даже «узбечки» в Яндекс.Еде именуются ресторанами, поэтому так) может находится совсем близко от курьера и приложение даёт 1-2 минуты. Но учесть, что, во-первых, на данном участке может быть расположено несколько светофоров и только на них курьер потратит не менее 3-5 минут, а во-вторых, что нигде не приготовят заказ за 2 минуты и внести в алгоритмы поправку на такие заказы, дав, прости господи, курьеру возможность сходить в туалет или купить булочку в ближайшем магазине, это не путь Яндекса. Рабы должны страдать и точка.
В общем, может быть всё, что угодно, курьер может быть уставшим, грязным и даже потным, он может поздороваться и пожелать приятного аппетита на автомате, но он совершенно не заинтересован доставлять заказы с опозданием, так как это, прежде всего, его заработок, и если он задерживается – скорее всего, не по своей вине. Именно поэтому, если говорить лично о себе, я могу не позвонить клиенту во время пути, даже если есть такое пожелание в комментариях к заказу, так как необходимо скорее прибыть из точки А в точку Б, а потом уже всё остальное.
Кстати, ещё о маршруте и Яндекс.Картах. Казалось бы логичным, чтобы курьер, ожидая заказ в заведении, мог в курьерском приложении внимательно изучить маршрут. Но в приложении он строится только после того, как нажат статус «Заказ у меня» и, соответственно, начинает неумолимо отсчитывать время коварный таймер. Но логика и логистика это тоже, увы, не про Яндекс. Ну впрямь, не трудно же запустить ещё одну копию карт, вручную вбить туда «откуда» и «куда» и построить маршрут.
В общем, на самом-то деле, идея сделать бизнес-проект, чтобы любой человек мог недорого заказать еду не только из заведений, где есть собственная доставка, а вообще из любого, мне кажется вполне удачной и интересной. Возможность любому желающему в период тотальной безработицы заработать хотя бы на выживание (нет там никаких баснословных сумм, конечно же) тоже весьма неплоха. Но, как и многое в России, реализовано всё немного не через то место.
Вопреки получившим в сети распространения байкам (а может и реальным, но на самом деле редким случаям) не будет курьер нюхать или есть Вашу еду, он даже, хотя вроде как обязан, не будет проверять содержимое, так как получает заказ упакованным – максимум он может свериться по списку с сотрудником ресторана и поверить тому на слово, не более того. И не будет курьер намеренно опаздывать к клиенту (да в туалет иной раз сходить некогда, не говоря уже про пообедать нормально – перерыв максимум 20 минут в течение 4-х часовой смены).
Единственное, что будет делать практически любой курьер – это пытаться быстро и по возможности аккуратно доставить заказ, а Яндекс будет стараться всячески ему в этом помешать, видимо, ради тех самый несчастных двух рублей штрафа в минуту, которые, вроде бы, сущая мелочь, а в масштабах… ну Вы помните уже.
Ну что, Яндекс, есть, что возразить? Только вот без этих ваших скриптов, пожалуйста. А у меня, пожалуй, остался один вопрос – за что программисты, технические специалисты и прочие причастные получают свою зарплату, если сделано многое через пень-колоду?