нужна ли лицензия на ловлю рыбы
Нужна ли лицензия на ловлю рыбы
Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства
1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
Нужна ли лицензия на ловлю рыбы
Статья 34. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов
1. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) промышленного рыболовства;
2) прибрежного рыболовства;
3) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
4) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
5) рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);
(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) организации любительского рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
(часть первая в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Бланк разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
3. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информацию о внесении изменений в такие разрешения федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, выдавший такие разрешения, направляет в органы федеральной службы безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
(часть пятая введена Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)
Сколько стоит любительская рыбалка
По данным ВЦИОМ, почти четверть россиян ходили на рыбалку хотя бы один раз за последние два года.
В моем близком окружении много рыбаков: отец занимается этим с раннего детства уже 50 лет, двоюродный брат владеет магазином товаров для рыбаков, многие друзья выбираются на природу с удочками большими компаниями.
Кажется, что для рыбалки не нужно ничего, кроме удочки и наживки, но в реальности увлеченные люди часто тратят на свое хобби десятки тысяч рублей. Я расспросила своих родных и знакомых рыбаков о том, какое снаряжение нужно кроме удочки, за что можно получить штраф и почему рыбалка может быть опасной.
Что такое любительская рыбалка
Основные законы, которые регулируют любительскую рыбалку в России:
В этой статье я расскажу именно о последнем виде. В законе о любительском рыболовстве написано: «Любительской считается рыбалка, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей». Это значит, что улов принадлежит рыбаку, но продавать его нельзя.
К любительскому рыболовству относится и спортивная рыбалка. Здесь участники соревнуются, кто поймает самую крупную рыбу или наловит больше за ограниченное время. Основное отличие спортивной рыбалки от любительской — рыбу ловят не для того, чтобы съесть, а для того, чтобы продемонстрировать свои знания и навыки. Поэтому всю пойманную рыбу отпускают. Спортивная рыбалка — официальный вид спорта, у которого есть свои правила.
В отличие от охотников, рыбакам-любителям для рыбалки на водоемах общего пользования не надо получать никаких специальных разрешений и платить какие-либо взносы государству или коммерческим фирмам. С 1 января 2020 года, после вступления в силу закона о любительском рыболовстве, территория России считается зоной свободной рыбалки. Это значит, что водоемы общего пользования, рыбалка на которых не запрещена, должны быть доступны всем желающим бесплатно. Исключение — если вы ловите рыбу на частном пруду, владельцы или арендаторы которого организуют рыбалку за деньги.
Это право было у россиян и раньше — оно зафиксировано в водном кодексе. Но некоторые недобросовестные предприниматели ставили забор вокруг государственного пруда или загораживали проход к реке и предлагали ловить рыбу за деньги. Это незаконно, но бороться с таким было сложно. Теперь право на доступ к водоемам рыбаков-любителей зафиксировано еще и в законе о любительском рыболовстве, а государство пристально следит за его соблюдением. Например, незаконные ограждения прудов просто сносят.
Но, повторюсь, есть и коммерческие организации, которые предоставляют платные услуги. Они имеют на это право, если владеют водоемом или взяли его в аренду. Без разрешения собственника рыбачить в таком месте нельзя. Но в частной собственности могут находиться только два вида водоемов — пруды и обводненные карьеры.
Рыбаки-любители могут вступать в региональные общественные объединения, работу которых координирует Росохотрыболовсоюз. Чтобы стать членом местного общества рыболовов и охотников, надо оформить членский билет и платить взносы. Это необязательно, но дает рыбакам небольшие преимущества. Например, можно вылавливать больше суточного улова или брать в аренду инвентарь, принадлежащий рыболовному обществу.
Памятка «Как рыбачить по закону»
Какая рыбалка считается незаконной в РФ и где нельзя ловить рыбу?
Узнать подробно о запретной рыбалке можно из соответствующих нормативных правовых актов
Например, из ФЗ-№166 («О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Согласно данному закону, рыбачить можно бесплатно и свободно, если вы занимаетесь этим на водных объектах, для которых не установлен спец/режим пользования. Но даже при этих условиях вас могут коснуться ограничения, утвержденные законом.
Основной список ограничений регулируется Федеральным агентством по рыболовству Российской Федерации.
Разрешенные конкретные места для рыбалки в России определяются каждым регионом самостоятельно.
Запрещено осуществлять вылов рыбы:
Запрещенными орудиями ловли являются:
Запрещенными способами ловли являются:
Сроки запрещенной рыбалки устанавливаются регионами в индивидуальном порядке, и каждый год меняются, в соответствии с ситуацией. Однако рыбалка во время нереста категорически запрещена!
Также следует помнить, что в каждом регионе установлены определенные лимиты улова!
Некоторые виды документов
Ответственность за нарушение законодательства России об охране и использовании животного мира
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривает, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Самым распространенным видом ответственности является административная.
КоАП РФ предусматривает следующие виды составов:
Уголовный кодекс РФ предусматривает составы, определенные в следующих статьях:
Данный перечень законодательных актов не является исчерпывющим!
Нужна ли лицензия на ловлю рыбы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 996 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»
В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7950);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1238 «О внесении изменения в пункт 8 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5465).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 996
Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
I. Общие положения
2. Настоящее Положение не применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в части морских биологических ресурсов.
3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях;
правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;
условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
б) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора)
6. От имени органа контроля государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
в) начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству в соответствии с должностными обязанностями;
д) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству;
е) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями, главные и старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы территориальных органов Федерального агентства по рыболовству;
ж) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, не указанные в подпункте «е» настоящего пункта, в соответствии с должностными обязанностями.
8. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
9. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обладают правами и обязанностями в соответствии с Законом о государственном контроле и Законом о рыболовстве.
III. Категории риска причинения вреда (ущерба)
11. Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:
а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.
12. Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;
в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и их водоохранной зоне;
д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;
и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
13. Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
14. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к нескольким категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории риска.
IV. Виды профилактических мероприятий
15. Органы контроля проводят следующие профилактические мероприятия:
обобщение правоприменительной практики;
16. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органа контроля и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Законом о государственном контроле.
17. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется один раз в год.
18. Порядок организации работы в органе контроля по обобщению правоприменительной практики утверждается приказом органа контроля.
19. По итогам обобщения правоприменительной практики орган контроля обеспечивает подготовку и публичное обсуждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа контроля.
23. Возражение подается в орган контроля, объявивший предостережение.
24. Возражение должно содержать:
наименование органа контроля, в который направляется возражение;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату и номер предостережения;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
дату получения предостережения контролируемым лицом;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
25. Возражение может быть подано в письменной форме непосредственно или направлено почтовым отправлением либо в электронной форме на официальную электронную почту органа контроля.
26. Срок подачи возражения составляет не более 15 календарных дней со дня получения предостережения контролируемым лицом.
27. Возражение рассматривается органом контроля в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
28. Органы контроля:
б) при необходимости запрашивают документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
в) по результатам рассмотрения возражения принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
г) направляют письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
29. По результатам рассмотрения возражения орган контроля принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказывает в удовлетворении возражения.
30. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 29 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
31. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
Орган контроля осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.
32. Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
33. При устном консультировании инспектор обязан предоставлять информацию по следующим вопросам:
а) о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
б) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля;
в) о порядке обжалования действий или бездействия инспекторов;
г) о местах нахождения и графиках работы органов контроля;
д) о справочных телефонах структурных подразделений органов контроля;
е) об адресах электронной почты, а также официальных сайтов органов контроля в сети «Интернет».
34. В случае получения органом контроля запроса о предоставлении письменного ответа консультирование осуществляется в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
35. При консультировании в письменной форме инспекторы обязаны предоставлять информацию:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля;
о порядке обжалования действий или бездействия инспекторов;
о местах нахождения и графиках работы органов контроля;
о справочных телефонах структурных подразделений органов контроля;
об адресах электронной почты, а также официальных сайтов органов контроля в сети «Интернет».
36. Ответы на письменные обращения даются в письменном виде и должны содержать:
ответы на поставленные вопросы;
должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ;
фамилию и инициалы исполнителя;
номер телефона исполнителя.
37. Время ожидания контролируемого лица и его представителя при индивидуальном консультировании на личном приеме не может превышать 15 минут.
Индивидуальное консультирование на личном приеме каждого контролируемого лица и его представителя должностными лицами органа контроля не может превышать 10 минут.
38. Время разговора по телефону не должно превышать 10 минут. Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы органа контроля) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
39. Публичное письменное консультирование осуществляется путем размещения информационных материалов на информационных стендах органа контроля, публикации информационных материалов в средствах массовой информации, включая публикацию на официальном сайте органа контроля в сети «Интернет».
41. При устном обращении контролируемого лица и его представителя (по телефону или лично) инспекторы, осуществляющие консультирование, должны давать ответ самостоятельно. Если инспектор, к которому обратилось контролируемое лицо и его представитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить контролируемому лицу и его представителю обратиться письменно или назначить другое удобное для него время консультации либо переадресовать (перевести) на другого инспектора, структурное подразделение, организацию или сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
42. Инспекторы, осуществляющие консультирование (по телефону или лично), должны корректно и внимательно относиться к контролируемым лицам и их представителям. При ответе на телефонные звонки инспектор, осуществляющий консультирование, должен назвать фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность и наименование структурного подразделения органа контроля. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования инспектор, осуществляющий консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).
43. Инспекторы не вправе осуществлять консультирование контролируемых лиц и их представителей, выходящее за рамки информирования о стандартных процедурах и условиях осуществления государственного контроля (надзора) и влияющее прямо или косвенно на индивидуальные решения контролируемых лиц и их представителей.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
44. При осуществлении консультирования инспектор обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не может быть использована органом контроля в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
46. Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
47. Проведение обязательного профилактического визита органом контроля осуществляется в отношении:
а) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, деятельности трубопроводного транспорта, деятельности водного транспорта, водоснабжения, водоотведения;
б) объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
48. Орган контроля предлагает проведение обязательного профилактического визита контролируемым лицам, указанным в подпункте «а» пункта 47 настоящего Положения, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
49. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска.
50. В ходе обязательного профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
51. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
52. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом орган контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
53. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
54. При проведении обязательного профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
55. В случае если при проведении обязательного профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом в орган контроля для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
V. Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления государственного контроля (надзора)
56. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и допустимые контрольные (надзорные) действия в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия включают в себя:
а) контрольную закупку, в ходе которой может совершаться осмотр;
б) инспекционный визит, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит допускается проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи;
в) рейдовый осмотр, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
г) документарную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
д) выездную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
58. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
59. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных мероприятий:
60. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
61. В ходе выездного обследования могут осуществляться:
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
63. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется с обязательным применением видеозаписи в следующих случаях:
предотвращение нанесения ущерба (вреда) водным биологическим ресурсам и среде их обитания;
предотвращение сокрытия доказательств нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
65. Отбор проб (образцов) в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя. При отборе проб (образцов) также должна производиться видеозапись и (или) фотосъемка. Видеозапись и фотосъемка при отборе проб (образцов) проводятся в порядке, установленном в соответствии с пунктом 79 настоящего Положения. Видеозапись на носителе прилагается к протоколу отбора проб (образцов).
Контролируемое лицо или его уполномоченный представитель, присутствующий при отборе проб (образцов), информируются инспектором, экспертом или специалистом о целях отбора проб (образцов) и месте проведения экспертизы.
Суммарный вес единовременно отобранных проб (образцов) рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов не должен превышать 3 кг.
По результатам отбора проб (образцов) инспектором, или привлеченным им экспертом, или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) инспектор, эксперт или специалист делают соответствующую отметку.
Информация об отборе проб (образцов) включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
66. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Оформление указанного акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
67. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39-43 Закона о государственном контроле и разделом IX настоящего Положения.
68. После оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
VI. Учет объектов контроля
69. Органами контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Законом о государственном контроле и настоящим Положением.
70. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета органы контроля (их территориальные органы) используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
71. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
72. В целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля, в том числе в части учета объектов контроля, органами контроля создаются информационные системы.
73. Порядок создания и функционирования информационной системы утверждается органом контроля.
74. Порядок сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в информационных системах утверждается органом контроля.
VII. Случаи, при наступлении которых контролируемые лица вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия
75. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Закона о государственном контроле должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
76. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, являются:
нахождение за пределами Российской Федерации;
избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
77. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при проведении контрольного мероприятия в случаях, указанных в пункте 76 настоящего Положения, контролируемые лица вправе представить в орган контроля такую информацию, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится органом контроля на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, в орган контроля.
VIII. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные способы фиксации доказательств, которые используются для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушения обязательных требований, а также порядок проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств
78. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств при проведении контрольных мероприятий, за исключением:
а) сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к государственной тайне;
б) объектов, территорий, которые законодательством Российской Федерации отнесены к режимным и особо важным объектам.
79. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи:
а) для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись;
б) фотосъемка, аудио- и видеофиксация проводятся инспектором, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования видеорегистраторов, беспилотных летательных аппаратов, фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты);
в) оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат);
г) аудиозапись ведет инспектор, назначенный ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом;
д) при проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля;
следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля;
е) информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
ж) фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия;
з) акт контрольного (надзорного) мероприятия и прилагаемые материалы к нему подлежат хранению в органе контроля в течение 3 лет с даты окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
IX. Порядок рассмотрения жалобы на решения органов контроля, действия (бездействие) должностных лиц
80. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений, принятых органом контроля по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) инспекторов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
81. Органы контроля, которым может быть направлена жалоба контролируемого лица:
а) жалоба на решение территориального органа Федерального агентства по рыболовству, действия (бездействие) его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо Федеральным агентством по рыболовству;
б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству рассматривается Федеральным агентством по рыболовству;
в) в случае обжалования решений Федерального агентства по рыболовству, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) инспекторов его центрального аппарата жалоба рассматривается руководителем Федерального агентства по рыболовству.
83. Орган контроля при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
84. Орган контроля вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
85. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
86. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на орган контроля, решение и (или) действие (бездействие) инспектора которого обжалуются.
87. По итогам рассмотрения жалобы орган контроля принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение органа контроля полностью или частично;
в) отменяет решение органа контроля полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) инспекторов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
88. Решение органа контроля, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещаются в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Обзор документа
С 1 июля 2021 г. вступит в силу новое Положение о федеральном госконтроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (кроме морских). Уполномоченным органом по-прежнему выступает Росрыболовство.
Определены виды профилактических мероприятий. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные способы фиксации доказательств нарушения обязательных требований.
Прежнее положение признается утратившим силу.