Что такое школьное лесничество
Цели и задачи деятельности школьного лесничества
Предмет и направления деятельности школьного лесничества
1.1. Понятие «школьное лесничество»
Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Лесоприродоохранная деятельность – деятельность, основанная на основных принципах лесного законодательства:
— устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;
— сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
— использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
— обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
— воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов;
— обеспечения охраны и защиты лесов;
— использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека[3].
Лесоприродоохранная деятельность, рассматривая лес как экологическую систему и природный ресурс предполагает реализацию мер с целью сохранения не только лесных насаждений, но и других компонентов леса, наиболее важными из которых являются объекты животного мира и водные объекты.
Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.
Отличительная особенность школьных лесничеств от других объединений детей в том, что деятельность учащихся в школьных лесничествах организована на специально выделенной и закрепленной за ними территории лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством специалистов образовательных учреждений и лесного хозяйства.
Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.
Задачи школьного лесничества:
— формирование у членов школьных лесничеств активной жизненной позиции;
— изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
— приобретение ими начал ведения исследовательских работ;
— приобретение юными лесоводами навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
— приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к производительному труду;
— проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
— изучение членами школьных лесничеств спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
— организация содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;
— формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Школьное лесничество как форма экологического воспитания
В настоящее время, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности. Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей. Которые, безусловно. Нужно создавать и воспитывать с детства [2].
Программа воспитания и социализации обучающихся в соответствии с новым федеральным законом об образовании направлена на формирование экологической культуры, что значит:
— осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
— начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
— умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности [4].
Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.
Для реализации данных задач на базе МОУ СОШ № 9 г. Кусы (в дальнейшем МБОУ СОШ № 9 имени Новикова В.И.) в 2010 году по инициативе ОГУ “Кусинское лесничество” (в дальнейшем ЧОБУ “Кусинское лесничество”) организовано Школьное лесничество, которое в дальнейшем было названо “Лесной Экологический Патруль” (“ЛЭП”).
В состав объединения вошли ученики 8-х классов, которые продолжали свою деятельность на протяжении 4-х лет. В 2013 году был набран новый состав школьного лесничества также из учеников 8-х классов. Это поколение уже было воспитано на деятельности экологического отряда старших товарищей, поэтому проблем с новым набором не возникло. Почему выбирается именно данная возрастная группа? Одна из главных причин – это подростковый возраст, который оптимально подходит для реализации выдвинутых целей и задач.
У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Все это возможно реализовать, будучи членом школьного лесничества.
Цель школьного лесничества: воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии [3].
Задачи:
— расширить кругозор учащихся по лесоведению и экологии;
— научить правильному использованию леса, его восстановлению;
— пропагандировать знания о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
— помогать в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
— изучить профессии, связанные с работой в лесном хозяйстве;
— уметь давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
— знать видовой состав растений и животных своего края.
Структура школьного лесничества
Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности, которые представлены следующими видами:
Работа по этим направлениям позволяет уже сейчас реализовывать требования нового стандарта.
Образовательная деятельность
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражаются в формировании основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [4].
Метапредметные результаты отражаются:
— в умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— в формировании и развитии экологического мышления, в умении применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [4].
Освоение предметных результатов прослеживаются в образовательной деятельности школьного лесничества, которая направлена на обеспечение теоретической подготовки юных лесоводов.
Реализация образовательной деятельности предполагает решение следующих задач:
— организация образовательного процесса по элективному курсу “Лес и человек”;
— организация занятий специалистами ОГУ “Кусинское лесничество” с обязательным минимумом лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся по следующим темам:
— значение леса в народном хозяйстве;
— охрана лесов от пожаров и лесонарушений;
— защита леса от вредителей и болезней;
— лесопользование и уход за лесом.
Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированным, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля.
По данному направлению ребята нашего отряда принимают участие в специализированных конкурсах во время проведения областного окружного слета школьных лесничеств и детских экологических объединений уже в течение 5 лет.
Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность в школьных лесничествах организуется с целью:
— привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем: содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации;
— повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы;
— вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность [2].
В данной области у нас есть свои достижения:
— участие в районном конкурсе “Наш первый шаг в науку”:
— исследовательская работа: “Изучение причин возникновения лесных пожаров в 5-10 километровой зоне населенного пункта”; Угланова Анна и Шалапова Наталья (1 место 2013г.);
— исследовательская работа: “Изучение экологического состояния прилегающей к школе территории”; Минибаев Денис и Вакилов Никита (1 место 2014г.);
— исследовательская работа: “Определение тяжелых металлов в почве”; Сафин Никита (1 место 2015г.)
Учебно-практическая деятельность
Цель учебно-практической деятельности школьных лесничеств – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.
В этом направлении отрядом также ведется работа:
— изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники);
— уход за лесными культурами;
— озеленение территории школы; сбор гербариев древеснокустарниковой растительности.
Просветительская деятельность
Введение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель- формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде. Принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы [3].
Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения
1. Акция: “Берегите лес от пожара” (Противопожарная агитация, конкурсы плакатов, развешивание по городу листовок противопожарной направленности (ежегодные))
3. Освещение своей деятельности на школьном сайте;
4. Для популяризации деятельности нашей организации и в целях привлечения детей ведется освещение работы Школьного лесничества в периодической печати:
— “Юные друзья природы” (статья в районной газете “Жизнь района”,31 августа 2010 № 67);
— “Рябиновая аллея” (статья в районной газете “Жизнь района”,16 октября 2010 № 80);
— “Мы – за чистую воду” (статья в районной газете “Жизнь района”,11 декабря 2010 № 95);
— “Постигая премудрости леса” (статья в районной газете “Жизнь района”,30 августа 2012 № 35);
— “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца” (статья в районной газете “Жизнь района”,26 апреля 2012 № 17 – автор Угланов Олег, член Школьного лесничества);
— “Летопись добрых дел” (статья в районной газете “Жизнь района”,4 мая 2012 № 18);
— “В награду – диплом и экскурсия” (статья в районной газете “Жизнь района”,21 июня 2012 № 25 – автор Угланов Олег, член Школьного лесничества).
— “Друзья природы” (статья в районной газете “Жизнь района”, 25 июля 2013 г. № 30);
— “Прощай, лесной патруль” (статья в районной газете “Жизнь района”, 15 августа 2013 г. № 33);
— “Беречь водные кладовые” (статья в районной газете “Жизнь района”, 16 октября 2014 г. № 41 – автор Емалетдинова Венера).
5. В ходе работы продолжается пополнение Музея леса, стенда Школьного лесничества.
Природоохранная деятельность
Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.
Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды [2].
Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира (ежегодно):
— проведение “Дня птиц”
— подкормка птиц в зимнее время (проведение акции “Покормите птиц зимой);
— развешивание гнездовий для птиц (проведение акции “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца”);
— очистка леса от мусора; очистка родников (участие в Областных конкурсах “Вода на Земле” и “Летопись добрых дел по сохранению природы”);
В целях совершенствования школьного лесничества необходимы слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы, которые проводятся Главным управлением лесами и Центром дополнительного образования по Челябинской области. Каждый год по инициативе данного управления ведется работа со школьными лесничествами, которое поддерживает общественное движение школьных лесничеств, сложившееся на лучших традициях лесного хозяйства, которое расширило и углубило знания по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также в профессионально ориентированной работе со школьниками.
Часть I. Организация школьного лесничества
Что такое школьное лесничество?
Каковы принципы организации школьного лесничества?
Чёткость и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых дел.
Поощрение лучших. Активность и творческий подход должны поощряться. Чем больше творческих людей принимает участие в работе, тем ярче и интересней будет результат. Следовательно, необходима система поощрения и широкой огласки достигнутых результатов (стенды, газеты, радио, телевидение).
Сочетание труда и отдыха. Этот принцип должен соблюдаться на каждом уровне работы. Клубы выходного дня, дискуссионные вечера, совместные турпоходы не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче знаний и опыта.
Контроль над выполнением порученного дела со стороны Совета лесничества.
Перспективность (непрерывный рост). Решив простую задачу, нужно развиваться дальше, усложняя цели.
Например, в лесничестве «Орёл» (лицей 18 города Орла) экологический театр прошел путь от спектаклей для младших классов до работы в других школах. Руководители кружков проводят открытые занятия не только для младших классов, но и перед учителями города, области. |
Работа школьного лесничества (заметки для учителей)
Например, чтобы стать членом лесничества «Орел», необходимо получить кандидатский стаж, быть активным и самостоятельным в делах лесничества. Есть и высшее звание — «Заслуженный член лесничества «Орёл», которое дается за многолетний труд и наивысшие достижения. У членов лесничества есть своя атрибутика — знамя, печать, значки, медали. Символика на нихразработана школьниками. |
Моральный кодекс школьных лесничеств
С какими организациями сотрудничают лесничества?
По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев и местных органов самоуправления. Если какаялибо организация готова оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться, однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьейлибо стороны.
Создание школьного лесничества
Кто организует школьное лесничество?
Какие документы необходимо подготовить для создания и оформления школьного лесничества?
Прежде всего, необходим «Устав» школьного лесничества.
Как и любая организация, лесничество работает по определённым правилам, которые регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством, определяют цели и задачи работы. Правила создания лесничества, порядок управления его членами, система выборов руководства, система поощрений и контроля за работой расписаны в Уставе школьного лесничества.
Другими документами являются распоряжение или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы.
Тематические секторы школьного лесничества
В школьных лесничествах работу учащихся можно разделить по секторам (направлениям).
В школьном лесничестве «Орёл» созданы учебные экосистемы леса и водоема. В лесной экосистеме площадью 0,12 га посажены лесные деревья, кустарники, травы. В этих условиях гнездятся 14 видов птиц, растут 17 видов грибов. Площадь экосистемы пруда 150 м2. Глубины от 30 до 160 см. Вода подаётся из теплицы по трубе и проходит около 3 метров по выложенному из камней водопаду. В этой экосистеме представлены различные виды растений, беспозвоночных животных и рыб. В экосистемах проводятся занятия, экскурсии, ставятся некоторые опыты для исследований. |
Календарь работ школьного лесничества
Кабинет школьного лесничества
Как и чем оборудовать кабинет лесничества?
Кабинет школьного лесничества должен выполнять три основные функции: быть штабквартирой, обучающим центром и способствовать распространению природоохранной идеологии. Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся акциях оборудуется доска объявлений. На стендах размещаются: схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества, помогающие в практической работе.
Не менее важно оформлять стенгазеты о совместном отдыхе или проведенных акциях. С одной стороны, приятные воспоминания сплачивают коллектив, с другой, любой посторонний человек будет иметь представление о Вашей работе.
Наглядные пособия могут быть в виде макетов, образцов древесины или других природных объектов, засушенных растений, рисунков, таблиц, схем и т.д. Если вы решили сами изготовить наглядные пособия, то попросите преподавателя помочь правильно сделать надписи и пояснения.
Можно также приготовить наглядные пособия по различным породам деревьев, древесина, коллекции сухих плодов и семян местных древесных и кустарниковых пород, образцы повреждений древесины и листьев насекомыми. На каждом препарате или коллекции должна быть этикетка с указанием места, даты сбора и названия представленного объекта.
В последнее время, чтобы избегать уничтожения растений и насекомых (особенно редких) в оформлении, используются рисунки и фотографии. Хорошая фотография более полно передает облик живого объекта, чем его высушенное тельце. Можно организовывать фотовыставки и выставки рисунков. Они могут быть не только школьными, но и размещаться в сельских советах, районных и областных администрациях и прочих организациях. В кабинете школьного лесничества необходимо иметь библиотеку из книг по лесоведению, лесоводству, экологии и смежным дисциплинам.
Не лишним было бы ведение летописи школьного лесничества, что способствует приемственности поколений.
Возможные ошибки в работе лесничества
Использование чучел зверей и птиц. Животные прекрасны в природе. Лучше использовать их фотографии и рисунки, это не только более эстетично, но и более нравственно.
Неуместное коллекционирование. Большие коллекции насекомых, гербариев и прочих «умерщвлённых» объектов учат не бережному отношению к природе, а скорее обратному.
Школьные лесничества Подмосковья: как вступить в ряды юных лесников
Школьные лесничества как форма подростковых организаций были распространенным явлением в советские годы. Школьники вместе с опытными лесничими проводили субботники и различные акции в поддержку лесного фонда. Сегодня это движение вновь становится популярным среди учащихся Московской области. Чем занимаются школьные лесничества и как принять участие в их работе, читайте в материале портала mosreg.ru.
Что такое школьное лесничество
Школьное лесничество − эколого-образовательное (трудовое) объединение обучающихся, создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов и специалистов участковых лесничеств. Главная цель движения − воспитать у школьников бережное отношение к природе, углубить их знания в области лесного хозяйства и экологии. Юные лесничие учатся беречь и приумножать лесные богатства, сохранять и развивать защитные, оздоровительные функции леса.
Первые школьные лесничества появились в Советском Союзе в 1960-х. Ребята помогали лесникам заботиться о лесном фонде. Затем движение надолго затихло. Но в 2013 году власти Подмосковья приняли решение о возрождении лесничеств в общеобразовательных учреждениях. Для школьников закупили форму лесоводов и специальное оборудование, с помощью которого они могли изучать деревья, а в случае необходимости и помогать в тушении пожаров.
Чем занимается
Акция «Наш лес. Посади свое дерево» в Луховицах.
Члены школьных лесничеств на протяжении всего года, даже на каникулах, активно оказывают практическую помощь лесничеству. Организация работает в соответствии с планом (программой), разработанным советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов участкового лесничества и педагогов. План обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно дирекцией учебного заведения и специалистами лесничества.
Юные лесничие участвуют в лесовосстановительных акциях (сажают деревья), в субботниках по уборке мусора в лесу, исследуют лесные культуры, проводят агитационную работу. Ежегодно в конце сентября проходят слеты в целях поддержки деятельности школьных лесничеств.
Как создать
Инициировать создание школьного лесничества могут директор учебного заведения, любой из учителей, а также сами школьники. Последним достаточно объединиться в небольшую группу и попросить учителя оказать поддержку в создании школьного лесничества и обратиться с таким предложением к дирекции школы.
В свою очередь дирекция школы должна обратиться с просьбой о предоставлении лесного участка в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, в Подмосковье это – комитет лесного хозяйства и его отделения в администрациях муниципалитетов. После этого орган власти принимает решение о предоставлении или непредоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование школьному лесничеству данного образовательного учреждения. При положительном решении школа подписывает договор с участковым лесничеством местного филиала ГКУ МО «Мособллес» (образец).
Документы
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
Работа школьного лесничества регламентируется следующими документами:
Как вступить
День Гражданской обороны на уроке ОБЖ в школе №82 в Черноголовке.
Школьное лесничество работает в течение всего года, в соответствии с планом лесохозяйственных работ, под руководством ответственного педагога и специалиста лесохозяйственной организации.
Как правило, новых членов лесничество принимает в начале учебного года. Однако в некоторых школах записаться в «лесники» можно в любое время. Особых навыков для вступления в лесничество от школьников не требуется. Достаточно любви к природе и желания защищать ее от негативных факторов.