не предаждь мене в души стужающих ми

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 26:12

Свт. Афанасий Великий

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

И солга неправда себе, т. е. изнемогла неправда, от которой терпели мы.

Толкование на псалмы.

Прп. Нил Синайский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Письма на разные темы. Монаху Лимению.

Блж. Феодорит Кирский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Евфимий Зигабен

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Не предаждь мене в души стужающих ми враг моих ради

Говорит, не предай меня, Господи, душам оскорбителей, вместо оскорбляющим меня воинам по описанию, дабы, взяв меня в свои руки и победив меня, не радовались враги мои. Это говорит о Сауле.

Яко восташа на мя свидетели неправеднии

Давид здесь говорит о Сауле, который неправедно и ложно свидетельствовал, что Давид имеет намерение умертвить его.

И солга неправда себе

Вышеозначенное свидетельство Саула, говорит, солгало себе, т. е. не оказалось истинно. Ибо я ни в чем не обидел Саула. Или можно понимать и так, что свидетельство и неправда Саула, клонящаяся к тому, чтобы поймать меня в руки, обманулась,—не достигла желаемой цели своей.

Феодорит: это взято из общего употребления. Ибо и у нас о тех, которые злоумышляют, но не могут причинить вреда, говорят: он себе сделал вред, а не мне, так и блаженный Давид сказал: солгала неправда себе.

Прот. Сергий Терновский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Солга неправда себе. Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Прот. Григорий Разумовский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Выражение в души стужающих в переводе с еврейского означает: на произвол врагам. И в других местах Священного Писания слово «душа» употребляется в смысле «воля», или «хотение»; а злое хотение, или намерение (каково было у врагов Давида относительно жизни его), и называется произволом. Свидетелями неправедными названы здесь тоже враги Давида, которые распускали о нем ложную молву, неправду (1 Цар. 24:10 и проч.), и эта неправда их обращалась на их же главу, во вред им самим: солга неправда себе. Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть такой: враги мои, говорит Давид, домогаются погубить меня; но не предавай меня, Господи, на произвол врагам моим, угнетающим меня: ибо восстали на меня свидетели неправедные; но неправда их, взводимая на меня, обратилась самим же им в погибель.

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Псалтирь 26:12

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Евфимий Зигабен

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Не предаждь мене в души стужающих ми враг моих ради

Говорит, не предай меня, Господи, душам оскорбителей, вместо оскорбляющим меня воинам по описанию, дабы, взяв меня в свои руки и победив меня, не радовались враги мои. Это говорит о Сауле.

Яко восташа на мя свидетели неправеднии

Давид здесь говорит о Сауле, который неправедно и ложно свидетельствовал, что Давид имеет намерение умертвить его.

И солга неправда себе

Вышеозначенное свидетельство Саула, говорит, солгало себе, т. е. не оказалось истинно. Ибо я ни в чем не обидел Саула. Или можно понимать и так, что свидетельство и неправда Саула, клонящаяся к тому, чтобы поймать меня в руки, обманулась,—не достигла желаемой цели своей.

Феодорит: это взято из общего употребления. Ибо и у нас о тех, которые злоумышляют, но не могут причинить вреда, говорят: он себе сделал вред, а не мне, так и блаженный Давид сказал: солгала неправда себе.

Прот. Григорий Разумовский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Выражение в души стужающих в переводе с еврейского означает: на произвол врагам. И в других местах Священного Писания слово «душа» употребляется в смысле «воля», или «хотение»; а злое хотение, или намерение (каково было у врагов Давида относительно жизни его), и называется произволом. Свидетелями неправедными названы здесь тоже враги Давида, которые распускали о нем ложную молву, неправду ( 1Цар. 24:10 и проч.), и эта неправда их обращалась на их же главу, во вред им самим: солга неправда себе. Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть такой: враги мои, говорит Давид, домогаются погубить меня; но не предавай меня, Господи, на произвол врагам моим, угнетающим меня: ибо восстали на меня свидетели неправедные; но неправда их, взводимая на меня, обратилась самим же им в погибель.

Прот. Сергий Терновский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Солга неправда себе. Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод.

Прп. Нил Синайский

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Свт. Афанасий Великий

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

И солга неправда себе, т. е. изнемогла неправда, от которой терпели мы.

Источник

Изъяснение псалма 26-го.

«Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» ( 2Цар. 2, 1 ). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» ( 2Цар. 2, 4 ). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» ( 2Цар. 5, 1 ), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» ( 2Цар. 5, 3 ). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение.

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

«Пою и воспою Господеви». И отсюда видно, что в сказанном выше переменено время; потому что Пророк дает только обещание петь и вознести песнопение.

«Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой». Слова: «не отрини ( μὴ ἀποσκορακ ί σ ῃ ς ) мене» другие переводчики заменили словами: «не отвергни меня». Слово же это Седмьдесят составили, научившись у внешних, потому что выражение: «к воронам тебя!» у древних составляло некоторое ругательство, основанное на какой-то басне.

«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» : потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалтирь 26:11

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 11-12 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

«Законоположи ми Господи в пути Твоем, и настави мя на стезю правую.» Вместо слов: «законоположи ми» Акила и Феодотион употребили: просвети, а Симмах: покажи мне путь Твой. Поелику, говорит, принужден я жить в дали от соплеменников; то Сам будь моим Законодателем и путеводителем, указав мне ведущую к Тебе стезю.

«Враг моих ради». «Не предаждь мене в души стужающих ми». Речения сии суть порождения смиреннаго образа мыслей. Ибо выражают: хотя недостоин я спасения, однако же изгнан несправедливо, не причинив ни малой обиды враждующим на меня. Поэтому не предай обидевшим меня обиженнаго.

«Яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе». Акила же выразил это яснее: противостали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда. Они, говорит, употребили против меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков, и брошенныя ими в меня стрелы на них также обратились. И сие заимствовано из общаго словоупотребления; потому что о замышляющих, но неделающих вреда в обычае у нас говорить: себе самому, а не мне, повредил. Так и блаженный Давид сказал: «солга неправда себе».

Евфимий Зигабен

Законоположи ми, Господи, в пути твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради

Законоположи ми, Господи, в пути Твоем

Вместо «положи закон» Акила перевел «вразуми», т.е. научи меня спасительным законам Твоим, чтобы мне ходить духовным путем, ведущим людей к Тебе, Господи!

Ориген: После закона Моисеева молится о положении ему закона на пути Господнем, так как он еще не на пути Господнем. Думаю, что он говорит: положи мне закон—смотря на закон духовный— Евангелие, дабы, получив такой Закон от Тебя, я совершал путь, о котором говоришь: Я путь (в Катенах).

И настави мя на стезю праву

На углаженный (говорит) путь спасения направь меня, Господи, чтоб я не блуждал и не падал в строптивые помышления о грехе.

Лопухин А.П.

Законоположи ми, Господи, в пути твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради

Давид молит Бога помочь ему быть чистым в своих делах, и как бы ни тяжело было его настоящее положение, не допустить даже по нужде совершить какое-либо преступление и нарушить Его Закон. Эта для Давида нужно «ради его врагов», чтобы не дать последним возможности обвинить его в чем-либо.

Прот. Григорий Разумовский

Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради

Так как, говорит Давид, Ты, Господи, меня, всеми оставленного, воспринял на Свое попечение, под Свое покровительство и я желаю шествовать Твоим путем, то утверди меня на сем пути, научи законом Твоим и укрепи благодатью Своею, чтобы я мог непреткновенно исполнять заповеди Твои, чтобы не совратиться мне с правого и спасительного пути Твоего по причине множества врагов моих, видимых и невидимых, непрестанно усиливающихся совратить меня с правого пути закона Божия и завести в непроходные дебри порока.

Свт. Афанасий Великий

Законоположи ми, Господи, в пути твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради

Законоположи ми Господи в пути Твоем. Молится, чтобы открыт был ему закон евангельский; ибо он есть путь правый.

Источник

Псалом 26 «Господь просвещение мое и Спаситель мой»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Псалом 26 читать:

1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его.

5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя.

6 И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви.

7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя.

8 Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.

9 Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой.

10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради.

12 Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе.

13 Верую видети благая Господня на земли живых.

14 Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 26 на русском:

1 Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

2 Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали.

3 Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь.

4 Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его.

5 Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня.

6 И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа!

7 Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня.

8 Тебе сказало сердце моё: «Господа взыщу». Взыскало Тебя лицо моё; лица Твоего, Господи, взыщу.

9 Не отврати лица Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой.

10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня.

11 Дай мне закон, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю прямую ради врагов моих.

12 Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя.

13 Я верю, что увижу блага Господни на земле живых.

14 Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

Псалом 26 слушать:

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся. » Текст этого псалма – очень жизнеутверждающий. Он призывает довериться Господу и без страха идти по жизни, следуя заповедям Божьим. Написанный задолго до прихода в мир Христа, он созвучен евангельскому наставлению: «Не бойся, только веруй!» И неудивительно, что многие верующие прибегают именно к этой молитве перед лицом опасности, в случае неопределённости или в ситуации, когда нужно действовать решительно. Этот Псалом говорит о любови к Богу и доверии Его воле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *