не лишайте меня жизни любым трудом готов искупить свою вину кто сказал
Главные преступления советской эпохи. От перевала Дятлова до палача из Мосгаза
Демченко Владимир Евгеньевич
Ad Content
Не двигаться, вас грабят фантомасы
Банда налетчиков в чулках на головах держала в страхе целый город
«Начальнику Уголовного розыска УВД Ростовского облисполкома.
Оперативным путем были получены сведения, что на Центральном рынке г. Ростова-на-Дону продавец заявляла, что бандиты, напавшие на магазин, являются иностранными диверсантами. Их цель — захватить вертолетный завод.
Старший оперуполномоченный И.М. Сергеев.
— Граждане судьи, прошу вас, смягчите наказание. Позвольте мне любым трудом искупить свою вину. Умоляю, не лишайте меня жизни, — парень лет тридцати с курчавыми волосами и неестественно вывернутой рукой растягивает слова. Он чуть не плачет, кажется, что сейчас он перемахнет через перила скамьи подсудимых и бросится на колени. Сцена на самом деле могла растрогать, если не знать, что этот парень — Владимир Горшков, хладнокровный убийца.
На вынесение приговора фантомасам 1 июля 1974 года в суде собрался полный зал. Рядом с Горшковым — Владимир Толстопятов. Он не принимал участия ни в одном налете, но разрабатывал детали каждого. Бандиты почтительно называли его «замполит», потому что он умел побороть сомнения, иногда блуждающие в фантомасовских головах.
По другую сторону от кающегося Горшкова — Вячеслав Толстопятов, брат «замполита». Он хоть и младше по возрасту, но признанный главарь. Вся банда — его детище. Он изобрел те самые автоматы, доводившие до исступления спецслужбы. Толстопятов-младший на полном серьезе заявлял судьям, что собранные после налетов и убийств деньги он планировал пустить на изобретательскую деятельность «во благо социалистической Родины». Главарь не просил пощады. Он был уверен, что вместо расстрела или тюрьмы его пристроят в какое-нибудь секретное конструкторское бюро.
Еще одного бандита на скамье подсудимых не было. Неоднократно судимый рецидивист Сергея Самасюк не раз говорил, что хотел бы умереть на мешке с деньгами. Так с ним и случилось.
Вот такая компания. В телесериале «Однажды в Ростове» (2012) главный фантомас Вячеслав Толстопятов (его играет Владимир Вдовиченков) был показан как проникнутая идеей личность, криминальный борец с режимом. Парень, дескать, увидел расстрел митинга рабочих в Новочеркасске и преисполнился ненависти к власти. Оттого и грабить пошел, что не видел другого варианта борьбы.
Но реальный главарь банды был страшно далек от политических мотивов. Этого красивого, сильного и умного парня с ранних лет интересовали только деньги. Еще в школе он демонстрировал неплохие успехи в рисовании. В старших классах он принялся деньги рисовать. Умудрялся за несколько часов обычными акварельными красками изготовить сторублевку, которую в магазине не могли отличить от настоящей.
Поначалу он выполнял этот трюк изредка, когда средств действительно не хватало. Шел в магазин и разменивал сотенную, покупая хлеб или бутылку воды. Но душа просила все больше. До реформы 1961 года советские купюры были довольно большими. Их хранили и передавали из рук в руки, свернув вчетверо. Толстопятов-младший воспользовался этим, чтобы вдвое увеличить «производство» — рисовал купюру только с одной стороны. И менял их у таксистов по вечерам: ехал на небольшое расстояние, а потом совал водителю сложенную бумажку в темноте.
Так продолжалось до 23 февраля 1960 года — тогда таксист бумажку все-таки развернул. И сдал вундеркинда в милицию. Парень не стал отпираться, обо всем рассказал без утайки. Даже нарисовал купюру обычными карандашами на
Следствие могли бы вести.
«СЛЕДСТВИЕ МОГЛИ БЫ ВЕСТИ…»
Музыкальная тема реальной передачи.
с Леонидом Каневским.
Анонс к лидирующему абзацу.
ЭКСТ. КР. ПЛ. АКТЕР, ЗАГРИМИРОВАННЫЙ ПОД Л.КАНЕВСКОГО. НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СОВРЕМЕННЫЙ ВИД НА СТАДИОН «ЛУЖНИКИ».
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
На этот раз, в отличие от прошлого, только документы и только факты.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Это чуть не случилось в канун Московской Олимпиады.
ЭКСТ. ПОСРЕДИ СТАДИОНА НА СНЕГУ ЛЕЖИТ ОКРОВАВЛЕННЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ МИШКА С ТОПОРОМ В ЖИВОТЕ.
Звучит песня А. Пахмутовой «До свидания, наш ласковый миша».
Л.БРЕЖНЕВ (с трибуны)
Могло случиться. Но не случилось.
ЗАКАДРОВЫЙ
(ретро из 70-х, cо сладенькой интонацией умиления и благополучия)
Пока вся страна готовилась к Олимпиаде…
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Руки вверх – это КГБ…
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
В Москве, ни много ни мало, действует банда маньяков-чекистов.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Враждебный Запад недоумевает.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Интуристы в панике. КГБэшники, похожие на сантехников, и сантехники, похожие на КГБэшников.
ПОСТРАДАВШИЙ НЕМЕЦ
Hitlr kaputt…
Л.БРЕЖНЕВ (с трибуны)
Шпионские страсти и обольстительные красотки? Хорошо (хохот).
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Да, портрет порой обманчив…
Смотрите прямо сейчас!
Музыкальный лейтмотив передач.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
На этот раз только самые засекреченные документы и только самые рассекреченные факты.
ОСУЖДЕННЫЙ К РАССТРЕЛУ
(это несчастного вида старый еврей, похожий на З. Гердта)
Каневский, я прошу Вас смягчить мое наказание…
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Эта история…
(рукой отодвигает лицо осужденного к расстрелу за кадр)
ОСУЖДЕННЫЙ К РАССТРЕЛУ
(появляется с другой стороны кадра, но его снова задвигают)
Любым трудом искуплю свою… вину…
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Самые громкие преступления советской эпохи.
Музыкальный лейтмотив передач.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Спецслужбы многих стран нередко используют женские чары в профессиональных интересах. На жаргоне рыцарей плаща и кинжала этот прием называется «бедовая матрешка»…
Вскружить голову, заставить утратить осторожность – и вот источник, сам того не желая, дает нужную информацию и наконец признается в шпионаже!
Женская красота действительно страшная сила.
Семьдесят девятый год. Москва.
ИНТ. ПОСРЕДИ БАРА В ГОСТИНИЦЕ «ИНТУРИСТ» СТОИТ ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО. К НЕМУ СНОВА ПОДХОДИТ ОСУЖДЕННЫЙ.
ОСУЖДЕННЫЙ К РАССТРЕЛУ
Любым трудом искуплю свою вину… Не лишайте меня… жизни.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
(снова отодвигает за кадр осужденного)
В тот вечер в валютном баре гостиницы «Интурист» было немноголюдно. Одинокий немец пытался разрезать и прожевать шницель. Но еда стала поперек горла у избалованного немецкого гостя. Немец поднялся и пошел в уборную. Не зря сказано: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Фирмача уже тошнило. Но он сел и попытался избавиться от русской пищи другим способом. Неожиданно тихий голос спросил: «Можно»? Рядом на унитаз присела симпатичная девушка: «У вас бумажки не найдется»? Мужчина встрепенулся. Но, может, у русских так принято? Нет частной собственности, а значит, и туалеты общие: «Das ist fantastisch»!
НЕМЕЦ
Туалетэн Papier? Bitte!
ПОСТРАДАВШИЙ НЕМЕЦ
Hitler kaput! Ih bin kapitulieren!
ЖЕНЩИНА
Милицию вызвать? Я милицию вызову!
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Наташа осмотрелась вокруг. Зашла домой. Взяла трубку телефона… Показалось, что в женщине проснулась жалость!? Бедный немец, как он там, на улице в такой холод, словно в сорок первом. Надо ему чем-то помочь. Заглянув в шкаф, Наташа растерялась: что предложить иностранцу? Буденовку и шинель? Ну, да. В гражданскую войну они были писком моды. Но это было лет шестьдесят назад. Пилотка, планшет и шинель отца-замполита тоже устарели. И потом, какой от них прок в морозы. А если пригласить иностранца домой и отогреть по-матерински.
Так все выглядело внешне. Но только внешне!
ИНТ. КВАРТИРА. ИСПОЛНИТЕНЛЬ Л.КАНЕВСКОГО ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К ГОЛОСАМ, ДОНОСЯЩИМСЯ ИЗ ВАННОЙ КОМНАТЫ.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
В семьдесят девятом году наши женщины отличались не меньшей гостеприимностью, чем сегодня.
ГОЛОСА
О! Ja, ja. Nat;urlich! Аch, so! Ach, so!
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Как все мужья мира, он пришел не вовремя.
ИНТ. МУЖ – CАНТЕХНИК С ВАНТУЗОМ И ТРОСОМ СТОИТ У ДВЕРЕЙ В ВАННУЮ КОМНАТУ, ИЗ КОТОРОЙ ДОНОСЯТСЯ ГОЛОСА. ОН С ПРЕЗРЕНИЕМ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ. НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ И, ДОСТАВ УДОСТОВЕРЕНИЕ РАБОТНИКА «ЖИЛКОММУНХОЗА», ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО ИСПЛНИТЕЛЮ РОЛИ Л.КАНЕВСКОГО.
ИНТ. ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО ПРОВЕРЯЕТ ДОКУМЕНТЫ У МУЖА-САНТЕХНИКА И, ЗАКРЫВ УДОСТОВЕРЕНИЕ, ВПИХИВАЕТ БЕДОЛАГУ В ВАННУЮ КОМНАТУ.
Так будет лучше. Сразу ясно: человек с таким серьезным документом обладает большими полномочиями.
Отрывок из к/ф «Бриллиантовая рука». Эпизод с удостоверением.
Я, кстати, тоже снимался в этом фильме. И не только в этом. Есть фильмы, которых вы даже не смотрели и никогда не посмотрите. Да я бы их и сам не смотрел… Но я в них… снимался. Господи, о чем это я?
ИНТ. ГОЛОСОВ ЗА ДВЕРЬЮ ВАННОЙ КОМНАТЫ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ.
ЭКСТ. УЛИЦА ПЕРЕД ДОМОМ. ИЗ ПОДЪЕЗДА «ЩУЧКОЙ» ВЫЛЕТАЕТ ПОСТРАДАВШИЙ НЕМЕЦ.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Вскоре прибыл на вызов милицейский наряд. Перед стражами порядка предстала невероятная картина. На снегу лежал иностранец в фуфайке и трусах, в буденовке и модных мужских туфлях на высоком каблуке. Неизвестного доставили в отделение и вызвали представителя консульства с переводчиком. Было ясно: немец, что-то скрывает и чего-то панически боится. Но чего можно бояться в стране, победившей преступность? Докопаться до истины милиционерам не удалось. Тогда за дело взялось КГБ.
ИНТ. КР.ПН. СР.ПН. СЛЕДСТВЕННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ.
ЧЕКИСТ, ОН ЖЕ МУЖ НАТАШИ
(Ласково, вкрадчиво, доверительно)
Вам же не пришло в голову, что в Советском Союзе бесчинство сильных в порядке вещей?
В Москву приезжает сотни тысяч туристов, и каждый увозит в своем сердце свою Москву. Вы с этим согласны?
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Конец семидесятых. Москва готовится к приему гостей Олимпиады. Число интуристов в Советском Союзе увеличивается с каждым днем. В это время по линии внешней разведки комитет госбезопасности наконец-то получает обнадеживающую информацию. Некоторые иностранцы, вернувшись из Советского Союза, стали жертвами ужасного KJB. Дескать, в Москве беззастенчиво грабят. Отбирают в противоестественной форме все самое ценное: деньги, драгоценности и даже… документы.
ЧЕКИСТ
(Он же допрашивал пострадавшего немца)
Таким образом, чтобы не проглядеть в Москве западных резидентов… Мы решили: пускай в столице ни много ни мало действует банда чекистов и наводит страх на туристов!
Щелчок затвора фотокамеры. Досье. Титры.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Владилен Арестов. В семьдесят девятом году старший следователь Управления КГБ СССР по Москве и Московской области.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Поначалу на Лубянке с недоверием отнеслись к этому дерзкому плану. Однако необходимость вынудить иностранцев как можно скорее покинуть Советский Союз, а также ограничить контакты советских граждан с ними была весьма привлекательна.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО (в образе)
Фоном звучит песня «Купите бублички» Исп. Ziggy Elman and the Barry Sisters.
Анонс к развязке.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Смотрите далее. Бегство из красного кошмара…
Загадочный финн и обаятельная комитетчица.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Советский муж – патриот ждет, пока любовник сделает свое черное дело.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Советская жена, изменив мужу, не изменяет государству!
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
С комитетом не шутят…
«Бедовая матрешка».
Музыкальная тема передач.
ЧЕКИСТ
Андропов все это держал под собственным контролем. И наш руководитель… э… он практически ежедневно докладывал лично ему и Брежневу.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Для охоты на резидентов компетентное ведомство использовало все свои возможности. Кадры решали все. Приходилось вербовать и актеров.
Отрывок из к/ф«Д’артаньян и три мушкетера».
ЧЕКИСТ
Все учитывается, я могу сказать, вплоть до обыкновенной бытовухи. Заканчивая, ну простите, изменой Родине. Кадры в комитете всегда отбирали очень жестко.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Оперативники разрабатывают собственную комбинацию. Любой иностранец должен был угодить в расставленные комитетские сети.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Кто отстоит честь великой страны?
ЧЕКИСТ
До открытия Олимпиады-80 остались считанные часы.
Мизансцена схожая с к/ф «17 мгновений весны» М. Таривердиев «Двое в кафе»
Местные путаны строили глазки, изнемогая от неземной страсти, но фирмач игнорировал их. Метрдотель ненавязчиво рекомендовал ему познакомиться вот с теми, например, дамами, сидящими за соседним столиком.
Но опытный сотрудник КГБ ждал, когда захлопнется очередная ловушка. И вот парочка удалилась…
ОПЕРАТИВНИК
Истукан, Истукан. Это Кукловод-1. Финский дятел начал долбить русскую матрешку.
ПОЖИЛОЙ ЧЕКИСТ, ОН ЖЕ ВЛАДИЛЕН
(на поседевшей голове у него небольшие мохнатые и тоже поседевшие рожки, он их иногда почесывает)
Вы не представляете, что такое КГБ СССР (всплакнув).
Звучит мелодия Д. Тухманова из «Следствие ведут ЗнаТоКи». «Наша служба и опасна и трудна и на первый взгляд, как будто не видна.
У нас не было человека, который не сознался бы в том, чего не совершал. И не совершил бы того, в чем не сознался.
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Развязка сразу после рекламы на канале…
ОСУЖДЕННЫЙ К РАССТРЕЛУ (повеселевший)
Ну, вы себе теперь представляете, что такое КГБ СССР. А как я уважаю его сотрудников. И лично товарища Томина.
Молодых людей сблизила не любовь к легким деньгам и красивой жизни, не дикая жажда наживы и алчность, а служба во благо Родине. А Родина так и ничего не забудет.
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Так руководство КГБ, благодаря своим горячим сотрудникам, растапливало лед холодной войны.
ПОЖИЛАЯ КОМИТЕТЧИЦА, ОНА ЖЕ НАТАША
Для нас по сей день главное – это честь нашей Родины. И служба своей горячо любимой стране. До сих пор.
Щелчок затвора фотокамеры. Досье. Титры.
ЗАКДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Изольда Карловна Килби –Шильдкрот. В семьдесят девятом году руководитель группы женщин легкого поведения «Бедовая матрешка» при Управлении КГБ СССР по Москве и Московской области.
Советская жена, даже изменив мужу, никогда не изменяла государству!
ИСПОЛНИТЕЛЬ Л.КАНЕВСКОГО
Приближалась Московская Олимпиада. Грандиозный праздник спорта, который должен был показать всему миру преимущество социализма не только в постели…
Отрывок из к/ф «Бриллиантовая рука» Эпизод с паролем:
— Пароль старый «Черт побери»?
— Да.
Л.КАНЕВСКИЙ
Впрочем, это уже совсем другая история…
Музыкальная тема передач
ЗАКАДРОВЫЙ ОСНОВНОЙ
Следствие НЕ МОГЛИ бы вести…
Аргументы для итогового сочинения
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.