натюрморт с абрикосовым пирогом
В Краснодаре открылась выставка работ Натальи Воржевой
В краснодарском выставочном зале открылась первая персональная выставка Натальи Воржевой. В двух залах можно увидеть восемнадцать работ художницы
В краснодарском выставочном зале открылась первая персональная выставка Натальи Воржевой.
Как сообщает «Российская газета», на открытие пришли профессионалы: учителя, коллеги, муж – заслуженный художник РФ Сергей Воржев, дочки Юля и Лена, студентки художественно-графического факультета КубГУ. В двух залах – 18 натюрмортов, и в каждом из них частичка щедрой Кубани, будь то гроздья калины, седой чеснок, коралловый перец, золотые блины с медом или пламенеющие в корзине раки.
А на первом плане, как правило, кружевные салфетки или скатерти, написанные так, что вызывают оптический эффект объема.
Такая подробная, любовная живопись требует особой, хочется сказать, женской тщательности и неспешности. Иногда фрагмент предмета приходится прописывать часами.
«Когда рука устает держать кисть, – рассказывает художница, – на помощь приходит муштабель – специальная палка из бамбука с мягким поролоновым набалдашником.»
Удобно расположившись под рукой, он помогает отвлечься от реальности и уйти туда, в другой мир, где каждый предмет как целая планета.
Художницу волнует каждый предмет, его душа, его жизнь во времени. От этого зависит, чем художница окружит его на холсте, какие ассоциации он вызовет, какую историю расскажет внимательному зрителю.
Знакомство с произведениями кубанских художников
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Задачи:
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведениями кубанских художников»
.Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 Белоглинского района» Краснодарского края.
по кубановедению в 4 классе с применением мультимедийной презентации
по теме: «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Учитель начальных классов.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
— У меня сегодня вот такое настроение (показываю изображение солнышка с улыбкой). А у вас? (ребята показывают свое настроение с помощью изображения солнышка или тучки).
Есть такая сторона гладкая:
Реки без воды, луга без травы,
Хотя и много народу,
Но никто не работает.
— Как думаете, о чем будем говорить на уроке?
— Правильно, сегодня мы побываем на выставке картин кубанских художников и узнаем об их творчестве
— Определим для себя задачи на уроке: что должны узнать, чему научиться, что выполнить
— Прекрасна наша кубанская земля. О ней композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи. Кронид Обойщиков написал такое стихотворение:
Двух морей и неба синева,
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
— Многообразие природы, трудовые подвиги, люди Кубани – всё это нашло отражение в творчестве художников. Все они используют в создании картин разные жанры.
-Какие жанры в изобразительном искусстве знаете?
(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
— Мы рассмотрим несколько жанров в изобразительном искусстве кубанских художников.
А) Беседа по картинам кубанских художников.
К натюрморту относятся картина Натальи Воржевой « Натюрморт
с абрикосовым пирогом»?
— Какими красками: тёплыми или холодными написана картина? (яркими сочными красками). Как вы думаете, какое было настроение у художницы, когда она писала это произведение?
— Как ещё можно назвать картину?
— А рядом ещё один натюрморт. Его написал художник Сергей Воржев «Запах сирени».
— В какое время года написана картина?
— Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
— Что мы видим рядом с корзиной цветов? (ракушку)
— Что хотел сказать художник?
Обобщение ответов учащихся:
Тщательно выписан каждый лепесток, каждая жилка. Художнику удалось передать сиреневый аромат цветов.
— А сейчас мы проходим в другой зал, где размещены картины другого жанра. Вспомните, как называется жанр в живописи, изображающей природу?
Пейзаж в переводе с французского – вид сельской местности. Это изображение природы.
— В каких тонах написана картина?
— Что говорит о присутствии людей?
— Какое чувство вызывает картина?
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Родина» русского поэта Сергея Есенина.
«…Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
— Что хотели нам сказать поэт и художник?
С. Воржев пользуется уважением среди « собратьев по перу». Он имеет почти 30 выставок, в том числе 14 международных и 7 персональных. Снежная зима на Кубани бывает нечасто, да и лежит снег недолго. Но художник Игорь Пугач успел запечатлеть вечер в одной из кубанских станиц в картине « Тихий субботний вечер».
— Что изображено на картине?
— Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Все времена года нашли отражение в творчестве мастеров кисти и пера. Вот как представляет нам картину зимнего утра кубанский поэт В. Нестеренко.
Владимир Нестеренко «Молодой мороз».
Степь запряталась в снегах,
Иней вздрогнул на ветвях.
Молодой Мороз в станицу
Лихо въехал на санях.
-Что общего в картине и стихотворении?
Наши художники часто обращаются к бытовому жанру. Бытовой жанр – это изображение картин повседневной жизни людей В картине «Кубанская нива» Виталия Сидорова мы видим труд земледельцев в жаркое, знойное время года.
— Кого видите на переднем плане картины?
-Люди каких профессий трудятся в поле?
— Прочитайте стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко:
Папа в поле третьи сутки.
Нас с братишкой не берет –
Нет свободной ни минутки,
День сегодня – кормит год.
Мы узнали из газет,
Что на жатве он – герой,
Что уборка этим летом,
Словно бой, нелёгкий бой.
Художнику с детства была близка сельская жизнь, хлеборобский труд от зари до зари, милые картины родной природы, простодушная трогательная поэзия трудных сельских дней.
Палитра картины насыщена сочными живыми красками.
— Какое время суток изображено на картине?
-По каким признакам можно узнать, что это полдень?
— С помощью чего художник передал тяжёлый труд хлебороба?
— На картине нет художника, но мы чувствуем его присутствие. Что объединяет художника и хлебороба?
— Вспомните пословицы о труде?
Б) Игра: «Договорите пословицу».
(«Хлеб – всему голова», «Всякая еда не приходит лежа», «Всякий человек познается в деле»).
-А сейчас мы перейдём в зал, где на выставке представлены картины с изображением животных. Вспомните, как называется этот жанр в живописи?
-К этому жанру относится картина Надежды Калугиной «Жеребенок»?
— Кто изображён на картине?
— О каких повадках животного можно узнать из картины?
Обобщение ответов учащихся:
Рядом с мамой находится жеребёнок. Он жмётся к ней, зная, что она в любой момент защитит его.
— На полотнах кубанских художников всё чаще мы видим изображения коня. Это не случайно т. к. вороной конь – верный друг казака.
Картины Надежды Павловны Калугиной полны радостного ощущения жизни. Они словно источник света и любви к природе родной Кубани. И сама Н. П. очень светлый человек. Жизнерадостная, жизнелюбивая она не может ни дня обойтись без работы. Художница преподаёт в Кубанском государственном университете, является ответственным секретарём Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ. В каждом цветочке, в каждом человеке она находит что- то особенное, красивое. Её работы есть в музее Ф. А. Коваленко. Она пишет замечательные натюрморты, портреты, животных.
-Прочитайте стихотворение кубанского поэта Евгения Щеколдина
В степи по дорожке-
— Похож ли на него жеребенок, изображенный на полотне?
— Познакомимся еще с одним жанром в искусстве кубанских художников – портрет.
Портрет – изображение одного человека или нескольких людей.
В) Работа в группах.
— Опишите портрет по плану:
1.Кто изображен на картине?
6.Окружающие его вещи.
Г. Копецкий «Учительница», В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой»
1. Г. Копецкий «Учительница» В возрасте, седые волосы говорят нам о том, что она пережила войну, т. к. на груди у неё медали. Строгие краски полотна подчёркивают напряжение, серьёзность изображаемого сюжета.
В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой» Портрет молодой женщины. Художник не зря изобразил ромашки. На Кубани они являются символом молодости, чистоты.
К портретному жанру относятся иконы, написанные мастерами – иконописцами. Греческое « эйкон», то есть икона, означает « образ». Назначение иконы в том, чтобы в образной форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. На иконе «Георгий Победоносец» мы видим изображение Святого Георгия
— Как называют всадника, изображенного на коне?
-Что вы о нем знаете?
-Где вы видели похожее изображение?
— Почему герб России украшает это изображение?
Согласно легенде, Георгий спас прекрасную царевну от страшного змея, и, растоптав его, пронзил копьем. Под образом царевны мы подразумеваем нашу Родину.
-На фоне чего изображен Святой Георгий?
— Кто помогает ему совершить подвиг и охраняет его от гибели?
— Расскажите, что вы знаете о событии, изображенном на настенном панно?
— На Кубани с давних пор отмечают праздник Рождества Христова. В рождественскую ночь поют колядки, прославляя Христа:
Божья мать на престоле стояла,
Иисуса Христа на руках держала.
Христос с вами будет.
Г) Просмотр мультфильма.
— Посмотрите рождественские колядки?
Все живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляет и радует. Художник – показывает нам окружающий мир таким, какой он есть, посредством изображения он может выразить свои чувства и мысли. Наша экскурсия подходит к концу.
6.Творческая работа детей.
— А теперь и мы попробуем выразить любовь к родной земле, Кубани с помощью красок и кисти. Мы создадим свою выставку. Выберите для себя жанр и выразите свои чувства, выполнив набросок рисунка.
7.Подведение итогов: выставка работ учащихся.
-К какому жанру относится картина художника?
8. Домашнее задание:
— Выполнить рисунок на тему: «Пейзаж родной природы».
9.Рефлексия: если у вас хорошее настроение и вы достигли поставленных целей перед собой – покажите изображение солнышка, если вам не понравился урок – покажите изображение тучки.
Комментарий к презентации «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Тема «Художники Кубани» изучается в 4 классе в курсе кубановедения.
Учащиеся уже знакомы с жанрами в живописи на уроках изобразительного искусства. Данный урок расширяет и углубляет эти понятия. Чтобы учащиеся познакомились с картинами известных кубанских художников, научились их анализировать, прочувствовали красоту родной земли, я использовала мультимедийную презентацию.
Для повышения интереса к уроку и привлечения внимания во время урока я использовала анимации.
Я предлагаю учителям кубановедения использовать данную презентацию на уроках при изучении тем в блоке « Искусство Кубани».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 Л. М. Нечепуренко.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
Натюрморты с фруктами. Картины известных художников XVI-XX веков
Изображение обыденных предметов, таких как чаши, цветы, продукты питания, которые есть в каждом доме, было и остается главной заботой художников — мастеров натюрмортов. Однако стили и средства, с помощью которых может быть представлено их искусство, с течением времени претерпели значительные изменения. Знакомьтесь с лучшими фруктовыми натюрмортами XVI-XX веков.
Натюрморты (от фр. nature morte — «мёртвая природа») стали отдельным жанром и профессиональной специализацией в живописи к концу XVI века и с тех пор остаются значимыми и востребованными публикой. Одним из преимуществ натюрморта является то, что он дает художнику большую свободу экспериментировать с расположением элементов в композиции картины. Как особый жанр, натюрморт начался с нидерландской живописи XVI и XVII веков, занимал низшую ступень в иерархии жанров, но пользовался огромной популярностью у покупателей.
Окончательно оформляется натюрморт в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти — ванитас (суета), либо — в более широком смысле — Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Представляем коллекцию картин известных художников натюрморта, хранимых в лучших музеях мира и частных коллекциях собирателей искусства.
Натюрморт с фруктами XVI столетия
Металлическая тарелка с персиками и виноградными листьями, 1591. Масло на дереве. Джованни Амброджо Фиджино (1548-1608). Частная коллекция
Натюрморты с фруктами XVII столетия
Натюрморт с яблоками. Эспиноса, Хуан Баутиста де (Espinosa, Juan Bautista de, 1590-1641), Музей Прадо. Мадрид, Испания
Цветы и фрукты возле окна с грушевым деревом, ок. 1640. Томас Йепес (1600-1674), испанский живописец эпохи барокко
Натюрморт с фруктами в корзине, включая гроздья винограда, лимоны, вишни и апельсины на деревянном столе. Исаак Соро (1604-1644), немецкий живописец эпохи барокко
Натюрморт с розами и вишнями в китайской чаше. Хармен Лодинг (ок. 1637 — после 1673) голландский художник
Фруктовый натюрморт, 1677. Частная коллекция. Виллем ван Алст (1627-1683) — художник эпохи барокко, представитель голландской школы цветочного и фруктового натюрморта
Натюрморт с фруктами и цветами, ок. 1612/13, масло на меди. Клара Петерс (1594-1657), нидерландская художница. Оксфорд, музей Эшмола, Великобритания
Натюрморт с завтраком. Георг Флегель (1566-1638), немецкий художник, основатель немецкой школы натюрморта. Считается одним из крупнейших европейских мастеров этого жанра в начале XVII столетия
Натюрморт с фруктами XVIII столетия
Натюрморт с вишней, абрикосами и кувшином (ок. 1773). Луис Мелендес (исп. Luis Egidio Meléndez de Rivera Durazo y Santo Padre; 1716, Неаполь — 1780, Мадрид), испанский художник XVIII века, продолжатель лучших традиций мастеров испанского натюрморта. Музей изобразительных искусств Бильбао, Бискайя (Испания).
Натюрморт с апельсинами, арбузами и коробками конфет. Луис Мелендес (1716-1780), испанский художник
Фруктовый натюрморт с яблоками, грушами и виноградом на мраморной тарелке. Винк Йоханн Амандус (1748-1817), немецкий живописец
Натюрморт из фруктов. Джордж Уильям Сарториус (1759-1828), британский художник
Натюрморт с тарелкой абрикосов и вишнями Морелло, 1773. Луис Мелендес (1716-1780), испанский художник, продолжатель лучших традиций мастеров испанского натюрморта. Музей Прадо
Фруктовый натюрморт. Ян ван Хёйсум (1682-1749), нидерландский художник. Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага, Нидерланды
Натюрморт с фруктами на мраморном столе. Ян ван Хёйсум (1682-1749), нидерландский художник
Натюрморты с фруктами XIX столетия
Корзина земляники, 1864. Уильям Хаммер (1821-1889), датский художник, специализировался на натюрмортах с цветами и фруктами
Натюрморт с клубникой и воробьями. Эдвард Чалмерс Ливитт (1842–1904), американский художник
Натюрморт с виноградом в корзине. Антон Хартингер (1806-1890), австрийский художник
Апельсины, орехи и сухофрукты, 1860-е. Лилли Мартин Спенсер (урожденная Анжелика Мари Мартин; 1822-1902), американская художница
Натюрморт с красной и белой смородиной. Эдвард Чалмерс Ливитт (1842–1904), американский художник
Корзинка с вишнями, 1880. Эдвард Чалмерс Ливитт (1842-1904), американский художник
Натюрморт с виноградом, 1885. Холст, масло. Дж. А. Хендрик
Натюрморт с фруктами, гнездом и насекомыми, 1869. Музей искусств, Анн-Арбор, Мичиган. Джордж Форстер (1817-1896), известный американский мастер натюрморта, родившийся в Германии.
Натюрморт с клубникой и вишнями, 1863. Johan Cornelis Jan Neervoort, бельгийский художник
Натюрморт с малиной, черешней и вьюнком, 1890. Холст, масло. Элоиза Гарриет Стэннард (1829-1915), английская художница
Клубника в вазе с гроздью винограда. Адриана Йоханна Хаанен (1814-1895), голландская художница
Натюрморт с ягодами и птичьим гнездом. Джордж Форстер (1817-1896), американский мастер натюрморта
Натюрморт с китайской вазой и фруктами. Эдвард Ладелл (1821-1886), британский художник
Десерт №1 (ок. 1861-1897). Роберт Уилки (1828-1903), американский художник
Клубника со сливками, 1816. Масло на дереве. Рафаэль Пил (1774-1825), американский художник
Натюрморт с апельсинами и лимонами. Жан Капейник (Jean Capeinick, 1838-1890), бельгийский художник
Натюрморты с фруктами XX столетия
Натюрморт с клубникой и сиренью. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924), русский художник немецкого происхождения
Яблочное изобилие. Леви Уэлс Прентис (1851-1935), американский художник натюрмортов и пейзажей
Осенний натюрморт с яблоками. Камилла Гёбль-Валь (нем. Camilla Göbl-Wahl, 1871-1965), австрийская художница
Натюрморт с фруктами и цветами. Хенк Хельмантель (1945 г.р.), голландский художник
Знакомство с произведениями кубанских художников
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Задачи:
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведениями кубанских художников»
.Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 Белоглинского района» Краснодарского края.
по кубановедению в 4 классе с применением мультимедийной презентации
по теме: «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Учитель начальных классов.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
— У меня сегодня вот такое настроение (показываю изображение солнышка с улыбкой). А у вас? (ребята показывают свое настроение с помощью изображения солнышка или тучки).
Есть такая сторона гладкая:
Реки без воды, луга без травы,
Хотя и много народу,
Но никто не работает.
— Как думаете, о чем будем говорить на уроке?
— Правильно, сегодня мы побываем на выставке картин кубанских художников и узнаем об их творчестве
— Определим для себя задачи на уроке: что должны узнать, чему научиться, что выполнить
— Прекрасна наша кубанская земля. О ней композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи. Кронид Обойщиков написал такое стихотворение:
Двух морей и неба синева,
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
— Многообразие природы, трудовые подвиги, люди Кубани – всё это нашло отражение в творчестве художников. Все они используют в создании картин разные жанры.
-Какие жанры в изобразительном искусстве знаете?
(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
— Мы рассмотрим несколько жанров в изобразительном искусстве кубанских художников.
А) Беседа по картинам кубанских художников.
К натюрморту относятся картина Натальи Воржевой « Натюрморт
с абрикосовым пирогом»?
— Какими красками: тёплыми или холодными написана картина? (яркими сочными красками). Как вы думаете, какое было настроение у художницы, когда она писала это произведение?
— Как ещё можно назвать картину?
— А рядом ещё один натюрморт. Его написал художник Сергей Воржев «Запах сирени».
— В какое время года написана картина?
— Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
— Что мы видим рядом с корзиной цветов? (ракушку)
— Что хотел сказать художник?
Обобщение ответов учащихся:
Тщательно выписан каждый лепесток, каждая жилка. Художнику удалось передать сиреневый аромат цветов.
— А сейчас мы проходим в другой зал, где размещены картины другого жанра. Вспомните, как называется жанр в живописи, изображающей природу?
Пейзаж в переводе с французского – вид сельской местности. Это изображение природы.
— В каких тонах написана картина?
— Что говорит о присутствии людей?
— Какое чувство вызывает картина?
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Родина» русского поэта Сергея Есенина.
«…Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
— Что хотели нам сказать поэт и художник?
С. Воржев пользуется уважением среди « собратьев по перу». Он имеет почти 30 выставок, в том числе 14 международных и 7 персональных. Снежная зима на Кубани бывает нечасто, да и лежит снег недолго. Но художник Игорь Пугач успел запечатлеть вечер в одной из кубанских станиц в картине « Тихий субботний вечер».
— Что изображено на картине?
— Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Все времена года нашли отражение в творчестве мастеров кисти и пера. Вот как представляет нам картину зимнего утра кубанский поэт В. Нестеренко.
Владимир Нестеренко «Молодой мороз».
Степь запряталась в снегах,
Иней вздрогнул на ветвях.
Молодой Мороз в станицу
Лихо въехал на санях.
-Что общего в картине и стихотворении?
Наши художники часто обращаются к бытовому жанру. Бытовой жанр – это изображение картин повседневной жизни людей В картине «Кубанская нива» Виталия Сидорова мы видим труд земледельцев в жаркое, знойное время года.
— Кого видите на переднем плане картины?
-Люди каких профессий трудятся в поле?
— Прочитайте стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко:
Папа в поле третьи сутки.
Нас с братишкой не берет –
Нет свободной ни минутки,
День сегодня – кормит год.
Мы узнали из газет,
Что на жатве он – герой,
Что уборка этим летом,
Словно бой, нелёгкий бой.
Художнику с детства была близка сельская жизнь, хлеборобский труд от зари до зари, милые картины родной природы, простодушная трогательная поэзия трудных сельских дней.
Палитра картины насыщена сочными живыми красками.
— Какое время суток изображено на картине?
-По каким признакам можно узнать, что это полдень?
— С помощью чего художник передал тяжёлый труд хлебороба?
— На картине нет художника, но мы чувствуем его присутствие. Что объединяет художника и хлебороба?
— Вспомните пословицы о труде?
Б) Игра: «Договорите пословицу».
(«Хлеб – всему голова», «Всякая еда не приходит лежа», «Всякий человек познается в деле»).
-А сейчас мы перейдём в зал, где на выставке представлены картины с изображением животных. Вспомните, как называется этот жанр в живописи?
-К этому жанру относится картина Надежды Калугиной «Жеребенок»?
— Кто изображён на картине?
— О каких повадках животного можно узнать из картины?
Обобщение ответов учащихся:
Рядом с мамой находится жеребёнок. Он жмётся к ней, зная, что она в любой момент защитит его.
— На полотнах кубанских художников всё чаще мы видим изображения коня. Это не случайно т. к. вороной конь – верный друг казака.
Картины Надежды Павловны Калугиной полны радостного ощущения жизни. Они словно источник света и любви к природе родной Кубани. И сама Н. П. очень светлый человек. Жизнерадостная, жизнелюбивая она не может ни дня обойтись без работы. Художница преподаёт в Кубанском государственном университете, является ответственным секретарём Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ. В каждом цветочке, в каждом человеке она находит что- то особенное, красивое. Её работы есть в музее Ф. А. Коваленко. Она пишет замечательные натюрморты, портреты, животных.
-Прочитайте стихотворение кубанского поэта Евгения Щеколдина
В степи по дорожке-
— Похож ли на него жеребенок, изображенный на полотне?
— Познакомимся еще с одним жанром в искусстве кубанских художников – портрет.
Портрет – изображение одного человека или нескольких людей.
В) Работа в группах.
— Опишите портрет по плану:
1.Кто изображен на картине?
6.Окружающие его вещи.
Г. Копецкий «Учительница», В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой»
1. Г. Копецкий «Учительница» В возрасте, седые волосы говорят нам о том, что она пережила войну, т. к. на груди у неё медали. Строгие краски полотна подчёркивают напряжение, серьёзность изображаемого сюжета.
В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой» Портрет молодой женщины. Художник не зря изобразил ромашки. На Кубани они являются символом молодости, чистоты.
К портретному жанру относятся иконы, написанные мастерами – иконописцами. Греческое « эйкон», то есть икона, означает « образ». Назначение иконы в том, чтобы в образной форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. На иконе «Георгий Победоносец» мы видим изображение Святого Георгия
— Как называют всадника, изображенного на коне?
-Что вы о нем знаете?
-Где вы видели похожее изображение?
— Почему герб России украшает это изображение?
Согласно легенде, Георгий спас прекрасную царевну от страшного змея, и, растоптав его, пронзил копьем. Под образом царевны мы подразумеваем нашу Родину.
-На фоне чего изображен Святой Георгий?
— Кто помогает ему совершить подвиг и охраняет его от гибели?
— Расскажите, что вы знаете о событии, изображенном на настенном панно?
— На Кубани с давних пор отмечают праздник Рождества Христова. В рождественскую ночь поют колядки, прославляя Христа:
Божья мать на престоле стояла,
Иисуса Христа на руках держала.
Христос с вами будет.
Г) Просмотр мультфильма.
— Посмотрите рождественские колядки?
Все живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляет и радует. Художник – показывает нам окружающий мир таким, какой он есть, посредством изображения он может выразить свои чувства и мысли. Наша экскурсия подходит к концу.
6.Творческая работа детей.
— А теперь и мы попробуем выразить любовь к родной земле, Кубани с помощью красок и кисти. Мы создадим свою выставку. Выберите для себя жанр и выразите свои чувства, выполнив набросок рисунка.
7.Подведение итогов: выставка работ учащихся.
-К какому жанру относится картина художника?
8. Домашнее задание:
— Выполнить рисунок на тему: «Пейзаж родной природы».
9.Рефлексия: если у вас хорошее настроение и вы достигли поставленных целей перед собой – покажите изображение солнышка, если вам не понравился урок – покажите изображение тучки.
Комментарий к презентации «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Тема «Художники Кубани» изучается в 4 классе в курсе кубановедения.
Учащиеся уже знакомы с жанрами в живописи на уроках изобразительного искусства. Данный урок расширяет и углубляет эти понятия. Чтобы учащиеся познакомились с картинами известных кубанских художников, научились их анализировать, прочувствовали красоту родной земли, я использовала мультимедийную презентацию.
Для повышения интереса к уроку и привлечения внимания во время урока я использовала анимации.
Я предлагаю учителям кубановедения использовать данную презентацию на уроках при изучении тем в блоке « Искусство Кубани».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 Л. М. Нечепуренко.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.