можно ли есть кошерное мясо мусульманину
Можно ли есть кошерное мясо?
Вопрос: У меня вопрос по кошерной еде. Здесь, в США, люди обычно говорят, что кошерная еда – это пища людей Писания, и ее можно кушать. Но кто-то утверждает, что это делать порицается. Другие утверждают, что это вовсе запрещено. Не могли бы вы подробно осветить данный вопрос? (США)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Это правда, что животное, забой которого произведен людьми Писания (христианами и иудеями) дозволено мусульманам к употреблению. Об этом говорится в Коране:
И еда людей Писания дозволена вам… (Коран, 5:5)
Важно, чтобы забой производили те люди, которых не просто называют иудеями и христианами, а кто действительно является таковым по своим убеждениям. Однако тот факт, что забой производился людьми Писания, еще не означает, что мясо дозволено. Как и в случае с забоем, производимым мусульманами, имеются дополнительные условия:
1) упоминание имени Аллаха по время забоя;
2) перерезание трех из четырех вен.
Большинство современных христиан либо вообще не соблюдают никаких правил в отношении забоя, либо говорят при забое имя «Отца, Сына и Святого Духа». К тому же часто для забоя нанимают людей, не являющихся христианами, в результате чего забой производится не людьми Писания.
Методы забоя современных иудеев не отвечают исламским требованиям. Так, во время шхиты (иудейского забоя) шойхет (забойщик-иудей) произносит имя Бога лишь у первого животного, считая это достаточным для забоя всех остальных животных. В результате все животные, кроме первого, оказываются недозволенными. Более того, среди иудеев имеются различные группы, и у разных организаций, заверяющих кошерность забоя, имеются свои правила.
По милости Аллаха мусульмане Запада предприняли немалые усилия для насыщения рынков халяль-мясом, отвечающим исламским требованиям. Трудностей с его покупкой не возникает.
Можно ли есть пищу христиан и иудеев?
Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно. Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля». Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.
Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.
Что нельзя есть по Корану и Сунне?
В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].
«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения. Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).
В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.
До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.
Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием. Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.
Кого считать людьми Писания?
Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.
Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).
Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.
Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].
Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.
Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.
В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.
[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.
На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.
Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».
[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.
[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.
[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.
[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.
[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).
Халяль и кошер: разбираемся, что разрешается и запрещается в религиях
В чем разница между этими понятиями и можно ли мусульманам употреблять кошерную пищу?
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Халяльная и кошерная пища стала чаще появляться на прилавках магазинов. Решили внести ясность для тех, кто не понимает разницы между этими категориями или считает, что это одно и то же.
«Халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное» — это всё то, что разрешается мусульманам в рамках ислама. Это разрешение касается не только пищи, но и денег, работы, одежды, косметики, отношений и всего того, что окружает мусульман в современном мире. Противоположное по значению слово «харам» — «недозволенное».
Ивритское слово «кошер» также означает «дозволенное» в рамках иудейского закона Галаха. В основе закона лежат заповеди Торы и некоторые правила, установленные раввинистическими авторитетами. Этот термин тоже имеет широкий спектр применения. Противоположным по смыслу считается термин «трефной», дословно переводящийся как «растерзанное».
Различие кошерной и халяльной пищи
В исламе приверженцы разных течений по разному определяют дозволенность того или иного продукта питания. Однако есть общий так называемый стандарт, которому все они следуют. В священной книге Коран, в третьем аяте суры «Аль-Маида», определён перечень продуктов, употребление которых в исламе строго запрещено.
Кошер бывает разным для разных течений иудаизма. Например, для особо верующих существует термин «глат кошер». Правила кошер схожи с халяльными, однако практикующие иудеи строго следуют всем правилам писания Торы. В этом случае список кошерных продуктов сокращается до минимума.
Продукты животного происхождения
Нельзя
Халяль: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала или питавшегося харамной пищей; кровь животных; мясо хищников, свиней и обезьян; мясо животных и рыб, умерших естественным путем; продукты из жира или костей харамных животных являются недозволенными.
Кошер: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала; свинья, верблюд, даман и заяц; больное или убитое на охоте животное; сало возле желудка и кишечника, а также бедро, из которого не удален седалищный нерв.
Можно:
Халяль: всё, что не попадает под категорию харам и не соприкасается с харамными продуктами; все виды яиц и морепродуктов халяльны.
Кошер: всё, что не попадает под категорию трефной; только мясо и яйца домашних птиц; только рыбы с чешуей и плавниками кошерны.
Забой животных
Халяль: Забой осуществляется совершеннолетним мусульманином в здравом уме. Перед забоем забойщик должен произнести краткую молитву. Затачивание ножа на глазах животного строго запрещается, чтоб животное не испытывало страха. Артерии перерезают за один раз, острым ровным ножом, без промедления и перерывов, чтобы существо не чувствовало боли и не испытывало страданий.
Кошер: Процедура забоя схожа с халяльным забоем животного. Только забой осуществляется специальным человеком, которого называют «шохет».
Фрукты и овощи
Халяль: Все виды фруктов и овощей разрешены. В Коране упоминается польза фиников, бананов, инжира, винограда, оливок и маслин.
Кошер: В иудаизме все фрукты и овощи можно употреблять за пределами израильской земли. Однако в используемых в пищу фруктах и овощах не должно быть насекомых.
Употребление насекомых в пищу запрещено. Для урожая, выращенного в Израиле, есть определенные правила, чтобы он считался кошерным. Этим процессом должен заниматься истинно верующий человек.
Молочные продукты
Халяль: Молочные продукты не должны содержать что-то запрещённое и не должны быть продуктом, полученным от недозволенных в религии животных. Кроме того, согласно писания пророк Мухаммад считал молоко одним из самых любимых напитков.
Кошер: Законы кошер запрещают совместное употребление молочных и мясных продуктов. Так как в священной книге иудеев говорится: «Не вари козленка в молоке матери его». По этому закону они не только не смешивают в потреблении молочные и мясные продукты, но и делают перерыв между ними.
Напитки и алкоголь
Халяль: В исламе категорически запрещено употребление всех видов алкогольных напитков, остальные напитки разрешаются к употреблению, за исключением тех, что содержат вышеуказанные недозволенные компоненты.
Кошер: Алкоголь считается запретным напитком. Однако, вино, которое было приготовлено с соблюдением особых правил, разрешается. Все этапы виноделия, от сбора урожая до конечной стадии, должны производиться исключительно верующими людьми. Только в этом случае напиток считается кошерным.
Иудеи и мусульмане употребляют только дозволенное. А по канонам ислама и иудаизма, дозволенная пища считается полезной и приносящей благо.
Считается, что использование халяльной и кошерной продукции выгодно всем. Продукты этих категорий проходят жесткий контроль от стадии приготовления сырья до того, как оказаться в руках потребителя.
Не каждая компания может получить сертификаты на халяльность или кошерность. Например, сеть ресторанов быстрого питания KFC лишилась сертификата халяль в Казахстане еще в 2018 году и до сих пор не получила его.
В некоторых странах есть специальные прилавки в супермаркетах или магазинах для таких продуктов. Для них существует специальная маркировка, по которой легко определить принадлежность к халяльной или кошерной группе.
Эти знаки или печать предоставляются только таким продуктам, которые прошли специальную сертификацию. В Казахстане халяльный сертификат выдает ДУМК(Духовное Управление Мусульман Казахстана). Сертификат ДУМК в халяльных продуктах выглядит следующим образом:
Все кошерные продукты, кроме алкоголя, являются халяльными. Однако не все халяльные продукты —кошерные.
В Коране, в пятом аяте суры Аль-Маида, говорится о дозволенности еды людей писания (иудеев и христиан) для мусульман. Поэтому мусульмане часто употребляют в пищу кошерные продукты, а иудеи же обычно предпочитают только кошер: не все халяльные продукты соответствуют кошерным стандартам.
Почему мусульманам и иудеям нельзя есть свинину
Кошер, копыта и моллюски
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.
Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.
Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено. Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок.
Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22). Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.
Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению. Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый». Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).
Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.
Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.
Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом. Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.
А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом. Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.