молитва суди господи обидящих меня
Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 34.
8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; 12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; 16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя, 19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; 20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы; 21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».
22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною; 25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».
26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»
28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.
Изъяснение псалма 34-го.
«Псалом Давиду». И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме.
«Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». К спасению моему довольно Твоего слова. поелику Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует.
«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?» А я и услаждение и веселие находить буду в Твоих благах, Владыка, и всеми составами моими возопию, что Ты единый Бог. Ибо слова: «кто подобен Тебе?» означают: Ты единый Бог, имеющий державу над всеми.
«Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Ты не попускаешь, чтобы убогие теснимы были сильными, но обуздываешь последних и вспомоществуешь первым.
«Разделишася, и не умилишася», то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же.
«Господи, когда узриши?» Пророк сказал это не в виде жалобы, но желая помощи, то есть, когда явишься, и защитишь обиженнаго?
«Суди ми, Господи, по правде Твой, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне враги мои.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 34 царя Давида: история написания, текст и правила чтения
В стихах автор просит Всевышнего избавить его от врагов, надеется, что Бог покарает тех, кто желает ему смерти, превратит их в прах и развеет по ветру.
Текст псалма особенный — каждый человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, находит слова утешения и поддержки, необходимые ему в данный момент.
История Псалма 34
Стихи были написаны Давидом, когда он вынужден был скрываться от Саула. В тексте Давид обращается к Господу, чтобы тот вступился за него. При этом он призывает Бога принять участие в человеческих делах как человек — облачиться в доспехи и взять меч, не пользуясь своей божественной силой.
Автор стихов говорит, что всегда был покорен воле Бога и жил праведно в отличие от своих врагов. И теперь он призывает своего Владыку и ангелов применить силу, чтобы каждый получил заслуженную кару. Он сравнивает своих врагов со львами, которые терзают его одинокую душу.
Об авторе
Будущий библейский царь Давид был младшим из восьми сыновей Иессея и его жены Руфи, живших в XI веке до Рождества Христова в Вифлееме. С детства мальчик отличался небывалой силой и красотой, был храбр и красноречив, а также прекрасно играл на киноре — древнем струнном инструменте.
Все свои дни мальчик проводил на склонах холмов, которые окружали его родной город, присматривая за отарами овец, которых он, по преданию, защищал от медведей и львов.
В те годы в Израиле правил царь Саул, первый помазанник Божий, позже отвергнутый Господом за гордыню и непокорность. Поэтому Господь отправил пророка Самуила для тайного помазания своего нового избранника на царствование, им стал пастух Давид. С этого момента будущий царь стал исполнителем святой воли Господа.
Этому предшествовали два события, описанные в Ветхом Завете. Однажды Давид сумел успокоить терзавшегося душевными муками царя Саула.
В другой раз юноше удалось в сражении одолеть великана Голиафа. В Священном Писании сказано, что накануне решающей битвы с филистимлянами в лагерь к израильтянам пришел Давид, он отважился принять вызов на поединок с грозным богатырем и сразил его камнем, выпущенным из пращи, и тем самым обеспечил своему народу победу в сражении.
Этот подвиг и слава молодого воина достигли всех уголков страны. Жгучая зависть Саула постепенно перерастала в ненависть к юному Давиду.
Господь наделил своего избранника множеством талантов. Одним из них было искусство сложения псалмов — религиозных стихов, позже объединенных в сборник, известный как «Псалтырь царя Давида», входящий в состав Ветхого Завета.
История написания
Историки считают, что данный текст был написан после встречи юного Давида и Саула в пустыне Ен-Гадди. Давид скрывался от Саула в пещере вместе со своими воинами. Когда Саул зашел в пещеру, то не увидел там ни одного человека. Давид запретил своим людям прикасаться к царю, поскольку он подчинялся воле Господа и не смел причинить вред помазаннику. Все, что он смог — отрезать небольшой кусочек от одежд царя.
Юный герой спросил у Саула, почему он его ненавидит и слушает тех, кто клевещет на него, когда он преданно служит своему царю. Он призывает Бога рассудить их. С этих слов и начинается псалом 34 — «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя» (« Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною»).
Текст псалма 34
Ниже приведен текст молитвы на русском и старославянском языках.
На русском
1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»
4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,
7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.
8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.
18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,
19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;
20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;
21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».
22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;
25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».
26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»
28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.
На старославянском (церковнославянском)
1 Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя.
3 Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз.
4 Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая.
5 Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их.
6 Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их:
7 яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей.
8 Да приидет eму сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню.
9 Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его.
10 Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших eго, и нища, и убога от расхищающих eго.
11 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя.
12 Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей.
13 Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится.
14 Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся.
15 И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася.
16 Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими.
17 Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою.
18 Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя.
19 Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима.
20 Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху.
21 Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши.
22 Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене.
23 Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою.
24 суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне.
25 Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом eго.
26 Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя.
27 Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его.
28 И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.
Толкование
Для чего читают
34 Псалом читают, прося помощи и защиты у Всевышнего, его еще иногда называют «34 Псалом Давида — управление судьбой».
Этот Псалом читают в самых разных ситуациях при решении множества проблем:
Следует помнить, сам 34 псалом читают редко, чаще его используют при чтении трехпсалмий. В таком случае его используют в комбинации псалмов — 50, 34, 90.
Правила чтения
Считается, что лучше всего псалом читать на старославянском языке, поскольку тогда он будет обладать большей силой. В православии читать псалмы при различных обстоятельствах принято ежедневно.
Важно знать о том, что определенные правила чтения псалмов описаны в специальной книге «Типикон». Если произносить тексты дома, то такое чтение будет называться келейным.
Существует несколько рекомендаций для келейного чтения:
Все псалмы учат правильной жизни перед Всевышним. Чтобы прочесть все тексты из псалтири на протяжении месяца, в день нужно произносить не менее 15 псалмов. Все они используются в зависимости от жизненной ситуации.
Видео о чтении Псалма 34
В данном видео представлена запись 34 Псалма, читает регент Спасо-Преображенского монастыря иеродьякон Герман.
Библия. Псалтирь
Псалом 34
1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,
8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,
19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;
20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;
21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».
22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;
25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».
26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»
28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.
Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 34
Аудио
– Как всегда, наши телезрители с нетерпением ждут продолжения разговора о Псалтири – самой поэтичной, мелодичной и, наверное, самой загадочной книге Священного Писания.
– Действительно, это так. Книга удивительная, замечательная и таинственная! Каждый псалом отражает не только разные настроения псалмопевца, но и те переживания, которые испытывает любой человек, и даже, может, некие дерзновенные порывы, которые мы имеем в течение жизни, когда встречаемся с теми или иными трудностями и искушениями, посылаемыми нам для закаливания нашей души.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами после благостных предыдущих псалмов переходим к 34-му псалму, который наполнен особым смыслом. Этот псалом отражает не только трудное состояние псалмопевца Давида, в котором он оказался, когда находился в противостоянии с Саулом и царь Саул преследовал его, хотел его души и жизни, не только разные трудности бытового характера и внешние трудности по сохранению своей жизни, которые царь Давид испытывал, но и, что самое главное, его внутреннюю духовную боль.
Когда мы находимся в таком состоянии, каждый человек возлагает свою печаль на Господа, чтобы Господь ему помог. И в то же время каждый человек ищет правды Божией, говоря Богу о своей невиновности. Царь Давид не искал оправдания, но всячески искал помощи и защиты от Господа. И, конечно, как каждый человек в порыве тоски, он просит Господа о том, чтобы Бог наказал всех тех, кто неправедно гонит его, кто желает ему зла, кто наушничает царю Саулу, говорит о нем злое, настраивая царя на то, чтобы Саул преследовал псалмопевца. Давид не решает эти вопросы своей силой, своими возможностями, своими способностями или хитростью. Вся молитва, все обращения псалмопевца – ко Господу.
Псалом так и начинается: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В таком незлобии псалмопевец Давид все возлагает на Господа и просит Его, чтобы Господь Сам дал оценку лукавым поступкам тех, кто настроен против него и кто желает ему зла.
«Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». Здесь царь Давид просит, чтобы Господь излил меч Свой. Конечно, Господу это не нужно, но так как слово Божие льется как река, то многие толкователи говорят, что «изсуни мечь» означает «излей меч». И дальше псалмопевец просит Господа, чтобы Он не дал возможности им свободно делать то зло, которое они творят против Давида. Так как псалмопевец всегда подчеркивал, что он уповает на Господа, то и далее он говорит: «Скажи, Господи, душе моей, Ты спасешь меня, Ты избавишь меня от врагов, которые желают мне зла». В данном случае опять говорится о Сауле и всех тех, кто окружал его, о тех, кто имел и богатство, и войско, и всячески хотел смерти Давида, неправедно обличая его. При этом люди даже получали какое-то удовольствие, как будто были заняты благородным делом спасения царя и своего государства.
«Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Давид просит Господа посрамить всех тех, кто ищет душу его. Снова Давид возлагает свое упование на Бога и молит, чтобы все те, кто хочет лишить его жизни, посрамились, возвратились вспять, чтобы те мысли, которые они воспитывают в себе против него, были им в обличение. Мы еще раз говорим о том, что они всячески внушали Саулу, что Давид опасен, что ему надо отомстить и его надо уничтожить.
«Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Здесь псалмопевец просит, чтобы все их мысли против него были нестойкими, чтобы Господь разметал их Своей силой, как прах перед лицом ветра. Как прах не может устоять на поверхности земли, и любое дуновение ветра его развевает, и от него ничего не остается, так и царь Давид просит о том, чтобы мысли этих людей так же развеялись и чтобы Ангел Господень уничтожил их.
Как в Священном Писании говорится о том, что Ангел Господень поражал египетских первенцев, так и здесь Давид просит, чтобы Господь дал отмщение за их неправду, которую они творят против него, и послал Ангела Своего, который поразит их. Потому что у Давида не было такой возможности, все отвернулись от него, и только небольшое число близких людей поддерживали его и помогали ему.
На самом деле это не просто метафора, которую использует псалмопевец Давид. Мы должны помнить о том, что Ангел Господень и ангельский мир по благословению Божию всегда вступаются за человека. Мы не раз встречаем в летописях повествования о том, как войско Небесное вступилось за святого благоверного князя Димитрия Донского или святого благоверного князя Александра Невского. Ангел Господень всегда помогает праведным по Божиему благословению и вступает в битву, поражая всех врагов, которые хотят не просто богатства и жизни людей, но и побороть веру православную.
Для чего все это дается нам? Мы тоже должны помнить о том, что мы не просто рассуждаем, какой хороший Бог и как правильно размышлял псалмопевец Давид. Ведь каждый из нас тоже попадает в такие странные ситуации, когда нас преследуют или не понимают, когда мы хотим избавиться от трудностей, в которых оказались. Мы всегда должны возлагать упование на Бога, потому что, как дальше мы увидим, псалмопевец Давид получил избавление от Господа. Мы не раз говорили и еще будем говорить, что вся Псалтирь и дана для того, чтобы родить в нас глубочайшую веру, которая поможет нам уповать на Господа и тем самым побеждать те испытания, которые будут встречаться на нашем жизненном пути.
«…яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей». Царь Давид говорит о том, что его без вины поносят и он никогда не хотел никому зла. Мы еще дальше будем говорить и в этом, и в другом псалме, что псалмопевец Давид не был зол. Он мог бы причинить зло, но никогда этого не делал, поэтому напрасно его враги расставляют против него сети.
«Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объмет и, и в сеть да впадет в ню». Здесь говорится о том, что злоумышленники расставляют против Давида свои сети, ведут против него военные действия, чтобы погубить его, говорят плохо про него, но сами впадут в эти сети, потому что напрасно расставляют их против него.
«Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его». Псалмопевец Давид – пророк, и он не говорит, что тогда его душа возрадуется, а он говорит, что так действительно будет и что Господь поможет ему, потому что Господь – помощник и защитник. И душа его будет радоваться, что Господь не отвернулся от него и что действительно Он никогда и не отвернется от него, но всегда поможет ему.
«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Кого он здесь называет «крепльшими»? Так он называет тех военачальников, которые были рядом с Саулом, имели богатство и собственных воинов и которые хотели ему зла. Здесь говорится не о том, что у него ломит кости, потому что Давид молод и здоров, он физически крепкий и сильный, поэтому у него кости не могут ломить. Кости ломит от старости, когда плохая погода бывает. А здесь он говорит о том, что душа его внутренне сотрясается. У него болит сердце, у него все болит внутри, потому что он переживает о том положении, в котором оказался. При этом он себя называет нищим и убогим, потому что все отвернулись от него, а крепкие хотят погубить его. И, несмотря на то что он нищий и ничего не имеет, его хотят до конца расхитить, то есть отнять даже то, что он имеет. А что осталось у Давида? Только одна жизнь, больше у него ничего нет. И даже это у него хотят забрать.
«Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей». Здесь Давид говорит о том, что свидетельствующие против него говорят неправду, ложь. Они настраивают Саула против него, хотя не ничего видели и ничего не знают. Но его предупредили о том, что враги лжесвидетельствуют на него. Он ведь был не просто какой-то человек, помазанный на царство вопреки желаниям Саула, а был его зятем, тем человеком, который избавил его от Голиафа и изгнал из него злого духа, то есть это тот человек, который очень близок царю.
Супруга Давида предупредила мужа о том, что против него плетут такие козни, поэтому он бежит из дома, чтобы спастись, и это был для него правильный шаг. Он говорит о врагах как о лукавых людях, которые ложными свидетельствами ставят сети для того, чтобы сделать его бездомным, чтобы не было начала от Давида, чтобы у него не было продолжения рода и он бесславно окончил свою жизнь. Для ветхого человека было очень важным продолжение рода, чтобы кто-то из его рода увидел Мессию. А у Давида в этом особая роль, потому что он – воплощение того Мессии, Который явится именно из его рода. Поэтому на Давида возлагается особая роль, и враги его хотят, чтобы он был бесчаден и бесславен, как без добрых дел, так и без продолжения рода человеческого.
«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». Как спасается Давид? Ему тяжело, трудно, у него все внутри горит, он переживает – и тогда облачается во вретище. В те времена это означало быть нищим, не имеющим ничего, понимать, что он – никто, и приступить к посту. Обычно во время поста одевались во вретище и посыпали свою голову пеплом. И он говорит, что смирил свою душу постом и «молитва моя в недро мое возвратится», то есть у него была молитва не такая, как у нас сейчас. Мы молимся скоропоспешно, перекрестились, побежали, по дороге почитали. Наша молитва такая суетная и недостойная, что она пролетает как музыка, которая рвется и, услаждая нас, ничего не оставляет после себя.
А тут не просто молитва, а та молитва, которая возвратилась и дала результат. А как молитва возвращается? Она же не шарик и не мячик, от стены не отлетает, чтобы вернуться просто так. Молитва возвращается в наши недра с какими-то определенными плодами, с результатами. И результат молитвы царя Давида в том, что он получает от Господа то, что просил,
«Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся». Кому он угождал как ближнему и как брату своему? Конечно, так он угождал Саулу, для которого он был ближним, угождал ему, как родителям своим, и делал для него все благое, как для брата своего. А мы к брату своему обращаемся по-доброму, со всяким угождением. И он так же относился к Саулу, а теперь плачет, и сетует, и смиряется, потому что не получил от него ответной любви. Вместо этого Саул лицемерил, льстил и желал смерти Давиду.
«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Здесь Давид говорит о том, что он смирялся перед теми, кто находился вокруг Саула, и выказывал свое как бы недостоинство, хотя делал для Саула очень много. Почему он показывал свое недостоинство? Потому что когда достойный человек показывает свое смирение, тогда к нему возникает меньше зависти, а когда достойный человек, делающий очень много, показывает свою гордость, то зависть к нему возрастает. Давид всегда все делал со смирением, но все равно окружающие Саула завидовали ему, хотели ему зла и, как львы, скрежетали на псалмопевца, чтобы причинить ему боль и страдание.
«Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою». Здесь Давид просит Господа, чтобы Он увидел, что происходит в его жизни, и избавил его от злодеев, которые, как львы, ищут его единственную жизнь и хотят его уничтожить.
«Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». Здесь говорится о том, что Давид исповедует и прославит Господа в великой Церкви и перед людьми, которые – как толкуют святые отцы выражение «людех тяжцех» – были в то время язычниками, но впоследствии примут святое крещение и также увидят ту милость, о которой мы сейчас говорим.
Мы не должны забывать, что псалмопевец Давид – пророк. Он говорит не только для настоящего и чуть впереди идущего времени, но и для грядущих времен, и не только для ветхозаветной Церкви, но и для новозаветной. И здесь Давид убежден, что Господь всегда помогает, а человек, который не теряет упования и надежды на Господа, будет прославлять Его милость, потому что она обязательно будет явлена ему.
– Поэтому пророк Давид – это христианский святой. Хотя иногда спрашивают, как мы можем прославлять пророка Давида в новой христианской Церкви, если он жил во времена Ветхого Завета.
– С нами поспорят и иудеи, и мусульмане, которые его также почитают, но я думаю, что тот, кто служит Богу, будет для всех иметь вечное начало, потому что его слова не могут быть далеки от человека, ищущего Бога. Да и для любого человека, потому что тут такие глубокие переживания, которые каждый человек рано или поздно испытывает в своей жизни.
«Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима». Здесь Давид обличает тех льстецов, которые напрасно враждуют против него, потому что псалмопевец обращается всегда за помощью к Богу, а Господь никогда не посрамит уповающих на Него.
«Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши». Здесь очень хорошо обличаются военачальники и сильные мира, окружающие Саула, которые радовались тому, что они преследуют Давида, используют различные хитрости, в разные стороны посылают своих людей, чтобы найти его, и каждый раз, когда они причиняли Давиду какое-то горе, они говорили себе, как им от этого хорошо и как хорошо, что они это сделали.
«Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в стыд и срам велеречующии на мя». Псалмопевец говорит, что ему очень тяжело и сложно, и просит Бога, чтобы Господь не отступил от него, чтобы его враги не увидели его срамоту и чтобы они не говорили, что испытывают благое и радостное в своей жизни, когда видят его трудности. И в то же время Давид просит Господа, чтобы эти «велеречущие», которые ходят горделиво, впали в стыд и срам за то, что неправедно поносят его и радуются злу, которое желают ему причинить.
«Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей». Здесь Давид говорит о том, что он весь день учится правде Божией, потому что Господь защитит всех тех, кто желал псалмопевцу блага и избавления от несчастий, и даст им радость и веселие, а Давид получит избавление, и тогда язык его будет весь день прославлять Господа.
Мы никогда не должны забывать, что в этом псалме Давид и молится, и печалится, и просит наказания у Господа, и даже проклинает, как говорят некоторые толкователи, всех тех, кто желает ему зла. Но, несмотря на то что текст написан жизненно, святые отцы призывают нас ни в коем случае не желать зла своим близким, так как это все-таки ветхозаветное правило, а молиться о них так, как молился Давид.
– Это удивительный псалом, напоминающий многие жизненные ситуации, в которые попадает человек на протяжении всей своей жизни. Спасибо большое, отец Алексей!
Автор и ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Таисия Зыкова