люби меня как мастер маргариту
Принцесса слёз — люби меня, как Мастер Маргариту,
See, that’s what the app is perfect for.
Принцесса слёз
люби меня, как Мастер Маргариту,
люби, как я люблю сирень.
как читатель любит читать книгу,
люби, будто нам остался один день.
More you might like
Я простой человек, который скрывает тысячу чувств за самой счастливой улыбкой
У меня больше нет терпения общаться с некоторыми людьми, которые вызывают у меня лишь отрицательные эмоции. Я не хочу никому ничего доказывать, кого-то в чем-то обвинять. Нет, я не стал высокомерным, просто я научился понимать и ценить тех немногих, которых ценят мою любовь и мое отношение к ним. Я понял, что слова ничего не значат, нужно наблюдать за действиями. Я понял, что если человек теряет мое уважение, то как бы я не старался я никогда не смогу относиться к нему как прежде. Я понял, что некоторые вещи я не смогу забыть, но я могу простить. Я понял, что самый лучший выход из некоторых ситуаций — это отпустить все и помнить без обиды. Я понял, что если я перестаю обижаться или ругаться на человека, то он для меня становится никем. Я понял что те люди, ради которых я бы раньше рискнул жизнью этого не стоили. Я понял, что я не могу доказывать правду, потому что она у каждого своя. Я понял, что я больше ничего не хочу иметь общего с людьми, которые когда-то плохо поступили. Пусть у них все будет хорошо. Но пусть они будут подальше от меня.
У нас у всех есть истории, которые мы никогда не расскажем.
Была ли любовь у Мастера и у Маргариты
Эта статья является результатом полемики по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Просьба к читающим эту статью прежде прочитать статьи в следующем порядке: 1)»О сущности романа М. Булгакова Мастер и Маргарита», 2)»О Кураеве, Белкиной и о книге «Мастер и Маргарита». Итак, что же ещё можно добавить о Мастере и его любовнице Маргарите:
Одиночество их является результатом их внутренней пустоты, их нежеланием жить интересами своей семьи. Любви к своим супругам у них никогда не было, хотя при свадьбе всегда люди заявляют об этом. Вывод: они лгали. То, что Булгаков пишет о Маргарите, что она оскаливала зубы, уже неприятно читать о ней. Маргарита не была подзаборной шлюхой, но была шлюхой от пресытившейся жизни. Булгаков сам в начале 19-ой главы, ещё до встречи её с Азаселло, называет её ведьмой. Булгаков признаётся, что не знает, что не хватало Маргарите в семье прежней для счастья. Была ли у Мастера и Маргариты любовь утверждать нельзя, так как встречи их продолжались незначительное время. По-видимому, они просто заполняли их прежнюю пустоту в жизни. В романе их отношениям отведено всего лишь несколько страниц.
Поговорим о «бедной» Маргарите и её причинах одиночества. Но прежде надо сказать, что она жила в прекрасной, большой квартире, имела служанку, домашние дела никакие не делала, в деньгах и нарядах не нуждалась. У неё было всё. Булгаков, сообщая всё это, признаётся, что не знает, чего ей ещё не хватало.
1-я причина её одиночества, согласно некоторых отзывов на мои статьи, это то, что муж её был пустой человек. Однако Булгаков пишет о нём следующее. Муж её был красив, молод, честен, добр,обожал жену.Муж был крупным специалистом, сделал какое-то важное открытие. Был он учёным или инженером-Булгаков не сообщает, но понятно то, что у него была интересная творческая работа. Назвать такого человека пустым невозможно. Любой умный мужчина может только мечтать о такой жизни. Лучше и больше просто ничего не может быть. По сравнению с ним Мастер есть половая тряпка у ног Маргариты, да к тому же и глупый, так как книгу сам не мог дописать. Вероятно и остальное содержание он написал под внушением дьявола.
Теперь о другом: есть ли жертвенность в поступках Маргариты? Да, есть. Но эта
жертвенность не из-за любви к мастеру за то, что он признался, что не любит жёлтые цветы. Жертвенность её связана с тем, что она не найдёт себе применения в жизни. Она мучается от безделья, скука одолевает всю её жизнь, хоть в омут бросайся. Это удел глупых людей. Но работать она не хочет, дела мужа её не интересуют. Рядом с ней живут много людей, которые нуждаются в помощи, но она этого не хочет видеть. Она видит, что мастер тот, кем она может управлять. Мастер ниже её мужа по знаниям, по образованию и он будет слушать, что она говорит, а при муже всё наоборот. Она рядом с Мастером является творцом, мастер слушал её, но в семье бывшей творцом был муж и она слушала мужа. Раньше она была не у дел и это мучило её. Она, к тому же, по-видимому столкнулась впервые с творчеством написания романа, которое она понимала в отличие от научной деятельности мужа. Она не была верующим человеком, поэтому для неё подлинное христианство, Библия были непонятны, и это могло вызывать у неё неприязнь к христианству, и как следствие ей понравилось другое повествование о христианстве, несмотря на то, что это было ложью.
Что можно сказать на слова защитников романа о её волшебной привлекательности, женского очарования. Разве слова о Маргарите: ведьма и то, что она оскаливала зубы, пила из отрезанной головы кровь ( или имитацию её)-можно отнести к привлекательной женщине. Маргариту шлюхой подзаборной, конечно, называть неправильно. Более правильно называть её шлюхой от пресыщения в жизни.
Булгаков действительно признаётся, описывая обеспеченность Маргариты, что не может ещё назвать, что-то дополнительно, характеризуя её. И его слова «Не знаю» и говорят об этом. Конечно, можно добавить, что у неё не было личного вертолёта. Но для характеристики неординарности пресыщенности Маргариты можно говорить, что слова «Не знаю» являются действительно признанием, так как всё остальное, что можно было бы добавить навредило бы её образу. Однако, защитники романа говорят, что «ей нужен единомышленник, человек её мира». Но Булгаков не даёт описания её внутреннего мира. Между Мастером и Маргаритой не было такого разговора по тексту, но известно, что она не была христианкой, она не пожалела, что Иисуса иудеи и Пилат отдали на казнь, но пожалела Пилата за его душевное беспокойство о совершении им подлости. Жалость у неё наигранная, фальшивая.
Слова защитников: «она находит в романе Мастера выражение своих мыслей и чаяний»- тоже отсебятина и этого нет в романе. Не найдя ничего положительного в «героях» книги можно добавить своё мнение, конечно, что Маргарита и Мастер, по примеру Рахметова, всё время обсуждали недостатки советской власти и хотели спать на гвоздях, чтобы подготовить себя к революционной борьбе. Дальнейшие слова о намерении Маргариты жить»с предельно честным Мастером, попытавшемся бороться с анти-христианской системой» уже не в какие ворота не лезут, так как Мастер есть нечестный человек, исказивший образ Иисуса, написавший ложь об Евангелиях, что никогда не делали русские классики.
В книге «Идиот» Достоевский говорит, что действия католичества породили атеизм, но в отличие от атеизма, который отрицает христианство как веру, католичество искажает Иисуса Христа, а это уже намного хуже. Мастер в мерзости преуспевает больше: он отрицает Голгофу. Раньше я написал, что Маргарита не была верующим человеком, поэтому для неё подлинное христианство и Библия были непонятны. Она была ведьмой, и это могло вызывать у неё неприязнь к христианству, и как следствие, ей понравилось дьявольское повествование о христианстве, несмотря на то, что это было ложью. То что
В то время, когда десятки тысяч служителей церквей расстреливались Булгаков, Горький, композиторы, поэты и другие служили этой власти. Вот слова, хорошо говорящие, что «скованные предрассудками карьерного успеха они предали самый главный выбор своей жизни». Но также как и у Пилата это есть их грех. Но если о своём грехе писать роман, да к тому же прибавить ещё более сильный грех отрицание Голгофы-сущности христианства и искажение Иисуса Христа, то это уже самая настоящая мерзость. Думаю, что Булгаков симпатизировал Пилату, но цель его была описать такое христианство, которое соответствовало бы его вере, вере похожей на веру символистов, Толстого и других, которые отрицали Иисуса Христа быть Богом. Это есть дискредитация христианства.
Некоторые сравнивают Маргариту- ведьму с героиней рассказа Чехова «Ведьма». Но это неправильно. Рассказ «Ведьма» и «Мастер и Маргарита» никакой связи не имеют. У героинь разные мужья. Чехов показал женщину, у которой муж страшный и грязный субъект, с которым ей противно иметь интимные отношения. И она страдает физически из-за отсутствия их. Маргарита вышла замуж не по любви, может быть из-за корыстных целей, а поэтому может быть тоже это её отталкивало от близости к мужу. Это можно предположить по желанию сопоставить два произведения. Но не это было причиной её ухода от мужа, так как Булгаков тогда должен был дать какой-то намёк об этом в романе. Героиня рассказа «Ведьма» таковой не является, но только в глазах мужа. Себя ведьмой она не называет. Маргарита, ведьмой была ещё до замужества. Маргарита признаётся, что она ведьма.
Многие защитники делают неправильные выводы, когда говорят, что это книга о любви. Я пролистал страницы находящейся у меня книги (в ней 397 стр) и нашёл, что описанию совместного пребывания Мастера и Маргариты отводится только 26 стр (около 6%). Из них около 20 стр- это совместное пребывание со свитой Воланда. Таким образом, пребыванию Мастера и Маргариты вдвоём отводится около 6 стр (1,5%). Основное содержание книги посвящено проискам дьявола и совместному описанию Мастером и дьяволом искажению последних дней Христа и участия в них Пилата, а также некоторой критике. Итак, любовникам (их личным взаимоотношениям) автор отвёл, только 1,5 процента всего содержания книги, поэтому романом книгу называть нельзя. Эта книга не о прекрасной любви, как говорят в мире. И другое-это то, что Маргарита была ведьмой, поэтому доверять её словам о любви к Мастеру глупо. Ведьма может сегодня сказать одно, а завтра уже другое. Ведьмы служат дьяволу, а не Богу. Поэтому для дьявола, а также для ведьмы главное в их отношениях с людьми-ложь во всём, в том числе и о Библии.
Психологический путь Булгаковской Маргариты
«—Ты серьезно уверена в том, что мы вчера были у сатаны?
— Совершенно серьезно, — ответила Маргарита.
— Конечно, конечно, — иронически сказал мастер,
— теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена.»
При первом чтении может показаться, что Маргарита в этом эпизоде скрывает свою тоску по Мастеру от Воланда, а дьявол по достоинству оценил ее скромность и сдерженность.
Но при чем тут «кровь».
И почему веселился Воланд? Уж не ее ли мыслям? (То что дьявол умеет читать мысли – очевидно. Уж если Азазелло умеет это делать, то его господин и подавно.)
Говоря «кровь», Воланд намекает на связь Маргариты с королевой Марго. Но мы то знаем, что та совсем не отличалась скромностью и сдержанностью. Скорее наоборот.
Ответ прост: нимфоманка Маргарита сказала правду! Ей и правда было хорошо рядом с Воландом.
Ее депрессия прошла! Ей нравилось массировать голую ногу дьявола, она переживала яркие эротические фантазии, а Воланд это знал и оттого веселился.
Нет сомнений, что если бы Воланд захотел, то Маргарита не раздумываясь легла бы к нему в постель. Но этого не случилось (к ее великому разочарованию). Все попытки соблазнить Воланда были напрасны. Ее женские чары на дьявола не действуют!
Такое поведение мужчины явно не привычно для Маргариты, но от этого Воланд еще больше притягивает ее.
Воланду было совсем не трудно привлечь Маргариту на свою сорону. Он называет ее королевой и тем самым моментально завоевывает ее расположение. Его речи вежливы и уважительны, но при этом он ведет себя с ней бесцеремонно, даже с презрением. Затрапезный внешний вид Воланда – это явная демонстрация неуважения к женщине. Но его слова выражают совсем другое:
«— Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд.»
Маргарита (как в прочем и большинство женщин) любит ушами. Она привыкла судить людей по словам, а не по поступкам. Маргарита не обращает внимания на противоречия между тем что слышит, и тем что видет. Если бы она хоть на миг посмотрела на себя со стороны и задумалась, то ее бы безмерно удивила вся эта нелепая, абсурдная сцена.
Но Маргарита не любит думать, и Воланд этим пользуется. Он прекрасно знает, что ей сказать. Он всячески поощряет ее подобострастие, лицимерие и тщеславие:
«— Чем дальше говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
Этой фразой Воланд оканчаельно завоевывает располажение Маргариты. Она не привыкла к тому, чтобы мужчины ценили ее за ум. Обычно мужчин привлекает в ней совсем другое – красота, сексуальность.
Как же ей приятен этот комплимент! В ней увидели интересного человека!
Немного лжи, немного лести, немного дешевых эфектов и демонсрации власти, и Маргарита готова поверить любому слову Воланда!
Она не понимает что стала жертвой откровенной манипуляции, не замечает (или не хочет замечать), как с первой встречи с нечистой силой ее душа начинает сремительно разрушаться.
«Мания величия», как побочный эфект «лечения»
Так почему же «черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу» Маргариты?
Ей не предлажили «никакой награды». А что имеется ввиду под наградой?
Мастер?
Точно Мастер?
Оставим пока этот вопрос. Читаем дальше.
Нет, не о Мастере мечтает Маргарита! Она мечтает о том, как бы ей стать членом шайки Воланда. Если бы она действительно любила Мастера, если бы она действительно все делала ради его спасения, то переборола бы свою гордость (вернее годыню) и попросила бы за него.
Но нет. Она лучше умрет, чем унизится.
Вот теперь она член команды. Она СВОЯ!
Вот теперь она может иметь все, что захочет. Даже Мастера в подарок. Как премию.
«Что вы хотите для себя?
Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал на ухо Маргарите:
— Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!
— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.»
Почему же «лицо ее исказилось судорогой», при упоминании любимого?
Может теперь она расчитывала на другой подарок, но стесняется признаться в этом даже себе?
Марагрита получила свою игрушку в награду. Похоже она счастлива. Вот теперь она может забыть Бал у сатаны как страшный сон. Начать новую жизнь с «любимым человеком».
Но нет. Не тут то было. Ей совсем не хочется забыть о Воланде. Вот почему на следужщий день она страшно рада приходу Азазелло:
«– Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!»
Маргарита уже не на Балу у сатаны, но продалжает бегать голая, хотя в доме есть одежда Мастера (а влюбленные женщины любят одевать одежду своих избранников). Она счастлива, что шайка Воланда не забыла ее, и не задумываясь принимает приглашение дьявола «совершить прогулку».
Одного Мастера видимо ей не достаточно. Маргарита рядом с Мастером физически, но все ее мысли не о нем. Связь с Волондом не рвется, а только крепчает.
А вы говорите любовь!
Нет, не Мастера любит Маргарита. Она является ярой фанаткой Воланда!
«— Великий Воланд! — стала вторить ему Маргарита. — Великий Воланд!»
Она превратилась истинную служанку Дьявола!
Булгаков не зря использует такие выражения, как «хищный оскал» Маргариты, ее «ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт». Внешность Маргариты отражает ее внуренний мир.
Да, Маргарита тяжело больна! Больна ее душа. Но самое страшное, что ее болезнь заразна.
Там, где она проходит, оставляет грязный след в душах других людей. Она усугубляет болезнь Мастера, она сбивает домработницу Наташу с пути истинного, она дает ложные надежды Иванушке. Вот уж действительно, Роковая женщина!
Бездумность, слепое подчинение Воланду и его слугам, прекланение перед грубой силой и отсутсвие всяких моральных принцыпов – вот что характеризует Маргариту в конце романа.
Все что с ней происходит по воле дьявола она воспринимает на УРА.
«– Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!»
Ее здоровый скептецизм, интелект, чувство осторожности и здравый смысл куда-то улетучились. И теперь перед нами восторженная маньячка, которая аплодирует убийству невинного человека, пьет его кровь и восхваляет убийцу.
А с каким маниакальным энтузиазмом она радуется своей смерти и смерти своего любимого!
А чему собственно радоваться то?
Что ждет ее душу после смерти?
Давайте подумаем.
Счасливый конец?
Булгаков дает нам понять, что в конце Маргариту ждет счасливый конец. Она получила все то, о чем так мечтала.
А так ли это?
Искренен ли авор?
О чем же мечтала Маргарита?
Маргарита не любит загадывать ничего вперед. Мысли о будущем ее всегда тревожили. Она боится задавать себе вопросы:
«— А уютный подвальчик, черт меня возьми! Один только вопрос возникает, чего в нем делать, в этом подвальчике?
— Про то же самое я и говорю, — засмеявшись, ответил мастер.
— Зачем вы меня тревожите, Азазелло? — спросила Маргарита. — Как-нибудь!»
КАК НИБУДЬ! Замечательно!
Когда человек не хочет думать о своей судьбе, о своих целях в жизни, в дело вмешивается Воланд. Уж он то точно знает, чего хочет, и все решит «наилучшим образом».
Воланд, не спрашивая, лишает и Маргариту, и Мастера жизни, тем самым отрезая им все пути назад, не давая им возможнось ни грешить, ни раскаяться и тем самым спасти свои души. «Свет» уже не для них.
Вот почему в конце душа Маргариты плачет, и просит поддержки у Воланда:
«Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?»
Судьба Маргариты уже не пренадлежит ей. Не в ее власти что-то изменить и исправить.
Убивая Мастера, Воланд тем самым лишает его способности творить. Убивая Маргариту, он тем самым лишает ее материального тела и возможности наслаждаться им.
Дьявол прекрасно знает о тайных желаниях Маргариты! О ее мечтах.
Зная ее буйный темперамент, зная ее желание быть в ценре внимания, ее нездоровый интерес к Воланду, ее жажду к свободе и новым впечатлениям, не трудно догадаться, что в дейсвительности Маргарите понравилось быть королевой на Балу у дьявола!
Ее превлекают развлечения, встреча с новыми людьми, восхищение поклонников, демонстрация власти. Ей нравится чувствовать себя особенной! Ей нравится соблазнять мужчин и шокировать их своей наготой.
Маргарита мечтала вовсе не о «вечном покое» рядом с Мастером.
Ей хорошо рядом с Воландом! Вот чего хочется Маргарите на самом деле!
Но в том месте, куда он ее посылает, нет ничего похожего. Он не собирается брать ее с собой и назначать своей королевой. Маргарита осталась королевой без подданных.
Ей остается лишь довольсвоваться властью над жалким, больным, утратившим свое творческое начало Мастером. Монотонная, серая, однообразная жизнь с неинтересным уже «Немастером» будет для Маргариты адом.
Точно можно сказать, что жизнь (а вернее смерть), коорую уготовил Воланд Маргарите, будет для нее не наградой, а жестокой бесконечной пыткой для ее души.
Люби меня как мастер маргариту
Альтернативное прочтение романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Женщина как нравственный ориентир на примере женских образов «Фауста» И.В.Гете и «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова.
Мужчины чем-то напоминают детей, не только в быту, а вообще в жизни, в частности в определении своих нравственных ориентиров. Они, подобно ребенку, очень часто проверяют нас на прочность, а себя на правильность своего поведения. «До каких пор можно шалить?»- словно спрашивают они. А мы отвечаем. И в какой-то степени на тонком душевном плане ведем их по жизни.
Все самое главное в жизни человека идет от матери, от женщины.
Жизненная позиция женщины всегда была нравственным ориентиром, тонким камертоном и проводником добра и света, справедливости и праведности, любви и милосердия. И это огромная ответственность на самом деле.
Но, к сожалению, современная женщина забывает об этом, переставая быть эталонным нравственным звуком, по которому настраивается весь сложный оркестр нашей жизни. Продав золотому тельцу и собственному ЭГО самые светлые стороны своего внутреннего существа, она деградирует вместе с обществом, которое ее порождает.
Это проявляется в каждом моменте нашей жизни.
Я хочу проследить это на примере литературы. Только на двух произведениях: «Фауст» И.В.Гете и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Положительных героинь этих произведений зовут одинаково – Маргарита.
Их сравнивали уже не раз и не на таком уровне, но мне хочется избежать академичности литературоведения и посмотреть на них с точки зрения читательницы и просто женщины, озабоченной процессом жуткой и неумолимой деградации в обществе священного женского начала.
Меня уже при первом чтении романа что-то смутило в героине Булгакова, было одно очень странное ощущение, как будто я почему-то споткнулась на страницах, описывающих знакомство Мастера и Маргариты. Что-то в нем было не так. В первый момент не хотелось углубляться, так упоителен был сам роман. Но что-то точно зацепилось за классическое восприятие и понимание женского образа и требовало разгадки и возвращения.
Как-то не вязался он ни с образом Лизы Калитиной, ни с Сонечкой Мармеладовой, ни тем более, с Наташей Ростовой. И даже раздираемая противоречиями Анна Каренина воспринималась как-то ближе, без натяжки.
А с Маргаритой все было по-другому. Примитивнее что ли. Эмансипированнее. И почему-то менее симпатично. Что же было не так?
Вам не кажется странной эта лексика и сама эта сцена? Не вызывает ли она у вас какого-то внутреннего сопротивления? Мне лично, она кажется нарочитой и странной. Булгаков писатель глубокий и слов на ветер не бросает. И если кто-то думает, что Маргарита не охарактеризована им вполне однозначно и даже без особой симпатии, тот, мне кажется, читает Булгакова невнимательно!
А все потому, что писатель показывает нам уже не совсем чистое и не ангельское создание, а женщину, умудренную горьким опытом неудачного брака. В этой сцене перед нами потенциальная ведьма, блудница, охотница, которую Азазелло не составило труда уговорить стать королевой на бале сатаны.
Что-то нечистое было уже изначально в этой их встрече. Маргарита не была одинока в буквальном смысле слова, она жила с другим человеком и вышла нарочно с желтыми цветами, чтоб мастер ее нашел, иначе отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. И Мастер жил с этой…, ну этой, как ее…, Варенькой, Манечкой… «еще платье полосатое»…
Вот вам и Мастер – писатель, знаток человеческих душ, автор романа о Понтии Пилате… И такое равнодушие к Манечке… А он ведь жил с ней…
Наконец, я нашла то, что меня невольно расстроило и задело в романе. Они оба уже в тот момент своей встречи оба были нечисты, не совсем порядочны и очень условно несчастны, чтоб отравиться от безнадеги.
К слову, Маргарита жила неплохо по тем временам. Помните, чулочки, платья своей работнице Наташе дарит. Живет в прекрасной квартире. «Я стала ведьмой от горя и бедствий…» – пишет она в прощальном письме своему ничего не подозревающему, по-видимому, доброму к ней мужу. Есть в этих строчках что-то пошло театральное, надуманное. Что-то не вяжется, не складывается в стройную картину страдающей положительной героини, жертвующей собой ради любимого.
Похоже, она вообще особо не расстроена по поводу того, что продает свою душу дьяволу. Вспомните, с каким удовольствием Маргарита натирается кремом, ощущая свою молодость и красоту, и летит, свободная и невидимая на бал, где соберутся все самые страшные негодяи планеты. Это принесет, конечно, ей некоторые страдания, вроде царапин на лбу и распухшего колена, к которому прикладываются убийцы. Но назвать это подвигом во имя любви… как-то язык не поворачивается…
Она и за Фриду просит не потому, что так милосердна и добра, а совсем по иной причине.
«Я попросила за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир. Она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь».
Это она о ком? О бедной Фриде, страдающей от вида платка, которым удушила своего ребенка, или о себе, своем собственном покое?
Ее и Мастер изначально интересует лишь как способ выйти из тоски. Она уже тогда при их первой встрече ведет себя как уверенная в себе женщина, властно спешащая взять в оборот беспомощного и слабовольного писателя. «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». Именно она настаивает, чтоб Мастер отнес свой роман в издательство. Она жаждет славы.
Но роман не напечатали.
«Что я помню после этого? … осыпавшиеся красные лепестки на титульном листе и еще глаза моей подруги. Да эти глаза я помню».
Что же такое могло быть в этих глазах? Осуждение, разочарование, презрение? И это тогда, когда ему так необходима была ее поддержка.
А потом «настали безрадостные дни… теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять. А со мной случилась оригинальность… меня завелся друг…». Друг этот впоследствии донесет на Мастера и поселится в его квартире.
Но ведь этого могло бы и не произойти, если бы она, его любимая женщина, была менее тщеславной и более чуткой. Она тоже, как фаустовская Маргарита в Мефистофеле, почувствовала в Алоизии Могарыче подлого человека, но позволила Мастеру с ним сблизиться. «Делай, как хочешь…».
А потом, когда деньги, выигранные Мастером, подошли к концу, а виденья и страх темноты стали овладевать его сознанием, Маргарита предложила ему на последние десять тысяч отправиться к морю и забыть все плохое. «Она была очень настойчива… сказала, что сама возьмет мне билет. Тогда я вынул все свои деньги, то есть около десяти тысяч рублей, и отдал ей.
— Зачем так много? – удивилась она.
Я сказал что-то вроде того, что боюсь воров и прошу ее поберечь деньги до моего отъезда. Она взяла их, уложила в сумочку, стала целовать меня и говорить, что ей легче было бы умереть, чем покидать меня в таком состоянии одного, но что ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра…»
Странно, правда? Скользкие какие-то моменты. И почему это ей срочно куда-то понадобилось. И почему она вообще до сих пор не ушла от своего мужа, если так любила мастера. Ведь у нее не было детей. Значит, ее держало что-то иное. Может быть, наличие чулочков и черных бархатных туфелек с пряжками?
После исчезновения Мастера, Маргарита проникается злобой и мстительностью к виновникам его (а точнее ее) несчастий, получив власть от Воланда, она крушит и ломает все в жилищах ненавистных литераторов. Может в этом возмездии и присутствует некая очищающая сила, но есть и дикая необузданная и агрессивная страсть к разрушению, которая, похоже, ее совсем не тяготит.
Она с удовольствием ужинает у сатаны после ежегодного бала разной нечисти, где была хозяйкой, ведет развязную беседу, пьет спирт, жадно глотает икру. «После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи в канделябрах разгорелись поярче… Кусая белыми зубами мясо, Маргарита упивалась текущим из него соком.
— А скажите, — обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, — вы его застрелили, этого бывшего барона?
— Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, — кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита».
Как-то не вяжется все это с образом женщины, которая понимает, с кем имеет дело. Похоже, ей самой все это очень нравится и возбуждает. Это ее среда.
А сколько властной силы звучит в ее последней просьбе к Воладну:
«Я хочу, чтоб сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой». Королева Марго. Ни много, ни мало.
И она счастлива, что вступила в сделку с дьяволом.
«Я ведьма и очень этим довольна! Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь я буду думать за тебя! И ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо», — обещает она ему.
Мне кажется, что Маргарита никогда по-настоящему не любила Мастера. Иначе она не позволила бы ему стать тем, кем он стал, по существу, погубив в себе творца. Слабым, усталым и полностью опустошенным человеком. Что его ждет в маленьком тихом доме, где ему уготован покой, где вечно цветут вишни, и нет ни одной живой души, кроме Маргариты, которая даже не даст ему думать самостоятельно, а будет это делать за него?
Он продал свою душу Мефистофелю ради познания жизни, ради смелой и дерзостной высокой цели, ради настоящих живых страданий. И это привело его к тому самому свету, которого он искал, несмотря даже на то, что поступки его погубили Маргариту (Гретхен).
И хотя многие критики, сравнивая двух Маргарит, говорят об их праведности и жертвенности во имя любви, это, увы, касается их в совершенно разной степени. Я не могу поставить их рядом. Слишком велика нравственная пропасть между двумя этими женщинами.
И дело тут не только во временных и пространственных различиях, а гораздо глубже. Оно в целом комплексе нравственных понятий и мотивов, которыми руководствуются они в жизни.
Гретхен бедная девушка, после смерти отца и младшей сестрички, которая была полностью на ее попечении, стала единственной опорой матери. Она трудится с утра до вечера, жизнь ее и помыслы скромны и чисты. Она не ноет о своих страданиях, хотя разве можно их сравнить с «благополучными» муками московской Маргариты? Она, действительно, как камертон, тонко чувствует подлость, сразу угадывая в Мефистофеле человека с черной энергетикой, и предупреждает об этом Фауста. Ей свойствена высокая требовательность к себе, когда она думает о своей грешной связи с Фаустом и невозможности отказаться от чувства, поглотившего ее целиком, и страдает Гретхен по-настоящему. Молодость и неопытность не могут служить оправданием ее поступка, она жаждет его искупить, именно поэтому отказывается бежать из тюрьмы вместе с возлюбленным.
Посылом булгаковской Маргариты тоже была любовь, но любовь какая-то иная…Скорее любовь-обладание, любовь-поглощение, и страдание, стремление к наслаждению этим страданием. Она любит не Мастера, а себя в Мастере, свою боль, свою тоску, свою жертвенность. А впрочем, ее жертвенность приносит ей удовольствие. Она ближе к Воланду, чем к Мастеру, в какой-то степени, можно сказать, его детище. И думаю, доконает Мастера в том тихом домике. Убьет своим властным и капризным характером остатки его живого ума.
В потоке лунного света они будут являться Ивану Бездомному так: Т«непомерной красоты женщина выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека… Это — тот номер сто восемнадцатый…»
Так Мастер потеряет даже свое высокое звание Мастер, став номером сто восемнадцать, пугливо озирающимся по сторонам.
Вот вам и роман о великой любви!
Мне кажется, настоящая любовь не терпит предательства высоких порывов души, она чиста и бескорыстна, в ней отсутствует рассудочность. Но Булгаков настоящий художник, прозорливо проникающий в самые тайные причинно-следственные связи жизни, не мог не уловить этого неумолимого процесса, который постепенно разрушает в нашем мире духовность высокого женского начала. Света не был удостоен Мастер, но не удостоена его и жертвующая Маргарита.
А вот Гретхен, усыпившая до смерти свою мать, чтоб только беспрепятственно встречаться со своим возлюбленным Фаустом, ставшая причиной гибели своего брата, пытавшаяся утопить своего новорожденного ребенка, она все же силой творческого воображения Гете поднята из мрака. И она прощена небом. И не просто прощена, а возвышена. Хотя на первый взгляд ее грехи намного тяжелее грехов Марго. Но все дело в том, что Гретхен — чистое и светлое создание и, в отличие от Маргариты, действительно страдающее от двойственности страшного своего положения. И когда Фауст пытается ее спасти и вывести из тюрьмы, отказывается, лишь молит его, чтоб он спас их дочь, которая еще не успела утонуть. Она предпочитает погибнуть и тем самым искупить свой страшный грех.
Маргарита Булгакова, даже умерев и зная об этом, все тщит себя надеждой, вечно наслаждаться покоем и властью над бедным опустившимся и бесцветным мастером в уютном домике на краю света.
Чем-то очень похожа она на современную женщину. Роман Булгакова был закончен в 1940 году, когда вопросы феминизации и эмансипации и общего духовного оскудения высокой женственности были еще не так актуальны, как сейчас.
И что же нас ждет в свете всего вышесказанного, если мы попытаемся двинуться дальше в своих фантазиях. Что нас ждет в эпоху тотального поиска удовольствий и подмены истинных чувств суррогатами отношений? Какие «маргариты» и какие «мастеры»? А, может быть, мы движемся к однополой любви и глобальному клонированию человеческих душ?
Гениальность М.А. Булгакова, написавшего действительно великий и страшный роман, заключается в том, что уже в 1940 году он знал и чувствовал, о чем следует предупредить и предостеречь человечество. Но слишком тонкая и слишком опасная была эта грань между мраком и светом в новой советской России, и слишком тяжела личная судьба Булгакова, чтоб он мог закончить свой роман на такой же оптимистической и прекрасной ноте, как Гете закончил «Фауста». Дух зла Мефистофель повержен, так и не сумев овладеть душой творца:
Чья жизнь в стремлениях прошла,
Того спасти мы можем.
А за кого любви самой
Ходатайство не стынет,
Тот будет ангелов семьей
Радушно в небо принят.
И стоит ли говорить, что Маргарита Гете в конечном итоге воплощает в финале «Фауста» образ «вечной женственности», деву Марию, спасающую и дарующую свет своему Фаусту? Чего, увы, не скажешь и не угадаешь в финальной Маргарите, всего лишь «непомерно красивой женщине», в весеннее праздничное полнолуние приводящей под руку в тревожные сны Ивана своего пугливого бородатого Мастера.
Когда книга заставляет тебя задуматься о твоей собственной судьбе и твоем женском предназначении, это великая книга. Нам нужно только научиться внимательно ее читать и пропускать через свое сердце.