литвинова у меня столько дел
Литвинова устроила «гнойное шоу»
VII торжественная церемония вручения премии «Золотой орел» прошла в пятницу вечером в первом павильоне «Мосфильма». Самая загадочная русскоязычная актриса Рената Литвинова вышла на сцену объявлять победителя в области телевидения. Госпожа Литвинова уже давно эксплуатирует свой неоднозначный образ. Публика любит бурно реагировать на высказывания, которые сдобрены изрядной долей иронии, свойственной этой необычной женщине. Поэтому Ренату приглашают на все публичные мероприятия, дабы добавить перчинки. На вручении премии «Золотой орел» оригинальность Литвиновой и градус ее острот были выше обычного. Выйдя на сцену, Рената первым делом заявила, что ей, как всегда, достался самый «гной», самое зыбкое поле – телевидение. И поблагодарила за это Никиту Михалкова. На что лица всех присутствующих в зале вытянулись от удивления и замерли в ожидании того, что же будет дальше.
ПО ТЕМЕ
Рената Литвинова отбила бабушек
Рената Литвинова перекричала Земфиру
«Комсомольская правда» цитирует: «Среди кино все более понятно, а тут столько «шлачины»… Пускай меня будут ненавидеть, но даже среди такого перегноя встречаются шедевры! Это говорю вам я, которая однажды снималась в сериале «Граница. Таежный роман». Актриса кокетливо вздохнула и открыла конверт с номинацией «Лучший телефильм или мини-сериал». Победившие в этой номинации создатели телефильма «Диверсант. Конец войны» начали торжественную речь словами: «От лица перегноя хотелось бы оправдаться. » Еще недавно, кстати, и сама Рената работала на ТВ – вела программу «Детали» на канале СТС. К чести Никиты Михалкова стоит заметить, что режиссер был на удивление доволен выступлением кинодивы. Сидя в зале рядом с супругой, он потешался над ее репликами.
Актриса уверена, что жизненные правила перепишутся неожиданным образом
Фото: Ксения Поггенполь
-Рената, что скажете в пользу самоизоляции?
Я тогда сама себе написала тексты и исполнила их в картине «Увлечения». С тех пор я обрела статус артистки, и мое творческое после расширилось!
— А если б деньги закончились? И все затянется на неопределенный срок?
— Деньги. они, как живые, когда-то в молодости ещё кончались, и холодильник был такой временами пустой, и мне 100 долларов казались огромной суммой, на которую я покупала себе что-то модное из каких-то стоков и распродаж, еда никогда не была на первом месте! Можно же есть мало, или подруге присылали родственники много колбасы и, помню, ели только эти бесконечные длинные батоны копчённой колбасы и ещё собаку кормили, которая прибилась на улице ко мне.
— Сейчас все высчитывают, на какой минимум можно прожить. Кто-то уверяет, что и на тысячу. Рублей, разумеется. Вы определили для себя допустимый минимум?
— Знаете, чем сердце успокоить от трагичных мыслей в нынешней ситуации? Ведь вашим героиням, которые у многих ассоциируются в первую очередь с вами, в самых трагические моменты (смертельная болезнь, например) демонстрировали равнодушие и даже небрежение к внешнему миру и тому, что в нем творится.
Фото: Ксения Поггенполь
— Постановку вы будете делать в театре на Малой Бронной у Константина Богомолова. Почему не в МХТ имени Чехова, где зрители давно привыкли вас видеть и в качестве автора, режиссера и как актрису?
Рената Литвинова — о новом фильме и свежем романе
«Если хочешь отомстить, разбогатей», – заявляет голосом из «Мне не больно», вот в этой фирменной беззащитно-принудительной тональности, Рената Литвинова. «Все говно, кроме денег», – поддерживаю тему я. На самом деле мы обе цитируем советы классиков, Рустама Хамдамова и Вуди Аллена. Один был дан довольно давно лично Литвиновой, второй, неблагодарному человечеству, – только что в новой комедии «Фестиваль Рифкина».
Моей собеседнице по-прежнему, как и пятнадцать лет назад, не больно, хотя она болеет ковидом, и поэтому я внимаю ее черно-белой, предельно гламурной аватарке (локоны а-ля Гарбо, дым сигареты а-ля Богарт). Даже от видео по зуму богиня отказалась. Она где-то там возлежит томной одалиской с котом Мишей, наверняка на кушетке, которой позавидовала бы и мадам Рекамье, в разобранных чувствах и в шелковой пижаме Balenciaga ее дорогого, дражайшего товарища Демны. Перед интервью Рената еще надела на палец кольцо с авантажным камнем, ну и какие-то духи по примеру Мэрилин. Духов я не слышу. Зато слышу энтузиазм, озорную заинтересованность породистой хищной кошки, которая сейчас поиграет с мышкой в вопрос-ответ. Какой ваш любимый цвет? Есть ли у вас личный валет?
Шерстяной комбинезон, dolce & gabbana; шерстяная шляпа, lia gureeva; серьга, колье, кольцо и браслет Reflection de Cartier из белого золота с бриллиантами, все cartier.
Шелковое платье, dolce & gabbana; серьги Flower из белого золота с бриллиантами, Mercury; колье Albemarle из белого золота с бриллиантами, Garrard.
Свитер из вискозы и полиэстера, юбка из денима, все balenciaga; кожаные ботильоны, amina muaddi; серьги Classic из белого золота с бриллиантами, колье Flora из платины и белого золота с бриллиантами, все Mercury; кольцо Born to Be Wild из белого золота с бриллиантами, Messika.
Когда Ксения Соловьёва, главный редактор журнала, который вы держите в руках, в своей типичной манере смертельно напуганного человека в платье-футляре (как бы чего не вышло, не обидело очередную куртизанку со связями) позвонила мне с неожиданным предложением воспеть Ренату Литвинову, я согласилась сразу. Хотя ни светская жизнь, ни зацикленный на ней «Татлер», еле-еле бороздящий тухлые воды отечественного глянца, мне ни в коем разе не интересны. Но Рената Муратовна, она же не про светскую жизнь, не про накипь дней из сторис инстаграма. Моя профессия – кинокритик, и для меня Литвинова в первую очередь выдающийся кинематографист, неважно, в какой именно ипостаси – комической актрисы или режиссера драм. Литвинова про искусство, в том числе про искусство быть собой, конечно.
Понятно, что с Ренатой надо углубляться в Киру Георгиевну и Алексея Октябриновича, но столько уже она про них рассказывала другим вопрошающим, столько раз два ярчайших гения постсоветского кино совершали вечное возвращение в ее интервью, что я умышленно беру курс не на восток, а на запад. Не в Одессу или Ленинград, а в Париж намерена я отправить Литвинову. Кажется, она даже рада. «Не помню ничего, очистить все огнем», и воспоминания тоже», – говорит она, чуть посерьезнев. «Французское кино полно небожителей, но Ален Делон такой красивый», – мечтаем мы вслух и в унисон. «Я видела его на фестивале в Риге. Организаторы привезли Делона и Брандауэра, они щурились друг на друга, словно две акулы, аж искры летели. Делон тогда дружил с Лебедем, помните? (Помним, помним.) Считал себя маргиналом, но он же икона, личность с характером. Не собиралась произносить это слово, господи, но у него и вправду есть яйца, ему не надо их вешать перед носом». Дальнейший обмен репликами демонстрирует недюжинную осведомленность Ренаты в теме «папиного кино» и уничтожившей его «новой волны». «Делону надо было сыграть Пеперкорна из «Волшебной горы» Манна. Увы, Висконти умер, и Ален, чтобы не мельчить, переквалифицировался из демонических проходимцев во флики».
Владение материалом, по-настоящему глубокое знание истории кино, которое и есть ее истинная любовь навек («мои спектакли – это репетиция моих фильмов»), – суть главное, что следует понимать про Литвинову. А остальное – мужья, жены, всякая полиамория и гламурная параферналия или даже приятельство с Сурковым – все вторично. Нет, разумеется, можно поинтересоваться, что их все-таки связывает и каково ее мнение о дебюте Владислава Юрьевича в роли Мефистофеля у Константина Юрьевича в «Бесах». Ну я интересуюсь для проформы. Ответ следует туманный, мутный, как запотевшее от духа времени стекло. «Владислав Юрьевич – «часть той силы. что вечно совершает благо», сколько я его знаю – всегда кого-то лечит, помогает. И потом он блестящий мужчина».
Платье из полиэстера, viva vox; серьги и браслеты Classic из белого золота с бриллиантами, все Mercury. Здесь и далее: ботильоны из кожи, шелка и полиэстера, balenciaga.
Слушать подобные сентенции и впрямь невыносимо. Даже если на следующий наводящий вопрос «В сегодняшней России человек разумный может поддерживать власть?» звучит ответ-предсказание из китайского печенья: «От власти надо держаться, думаю, подальше». И поэту, и гражданину. Но почему-то этого не происходит. Близость к кремлевским кукловодам или заказные посты в соцсетях про «похорошела» – подобные экивоки материальных благ ради совершают, к сожалению, многие видные деятели культуры и искусства. Литвинову отличает от них лишь одна деталь. Вместо постиронии и вечного «ну мы же все понимаем, что в России никогда не было иначе и в обозримом будущем тоже не будет» она предпочитает комедию, постдраматический театр того же Богомолова. Кстати, ее приятеля, но от его творчества у нее «когда-то лопнул сосуд в глазу».
Мало-мальски неудобные сюжеты вызывают к жизни ее прошлых персонажей. О политике рассуждает героиня «Жмурок», бессмысленно настаивать и копать, вас моментально затянет во вселенную Льюиса Кэрролла. Рената в Стране чудес. Нам же всем не первый десяток лет нравится называть ее странной, смешной, распущенной, поигрывающей словами – неологизмами покруче платоновских. Получите, распишитесь. И даже обсуждая превосходный свежий док Виталия Манского («фильмы которого Литвинова любит») «Горбачёв. Рай», она снова уклоняется от оценок. «Кто для вас Горбачёв – герой-освободитель или разваливший страну предатель, виноватый в крупнейшей геополитической катастрофе?» – «Я помню его косноязычным, блеклым функционером с малиновым пятном на черепе. И вдруг он сделался избранным, попав в судьбоносную композицию развала советской империи. И вот еще момент – Горбачёва не случилось бы без Раисы Максимовны, вот она была – сила. Ну а свобода, стало ли ее больше? Меня принимали в пионеры и выгоняли из комсомола, а потом, помню, я пришла в парикмахерскую состричь химию, сделанную специально для съемок у Киры Георгиевны, а тут танки двинулись по улицам, и мой парикмахер сбежал, обстриг только половину головы. И я так и пошла наполовину лысая навстречу танкам и ликующей толпе. Скорее, я шла против их движения со своим личным мелким несчастьем». Точка. Полемики не будет. Опять пошло кино.
Юбка из полиэстера, kiko kostadinov; колье Zip Couture Delicate Buttons из белого и розового золота с сапфирами, ляпис-лазурью и бриллиантами, van cleef & arpels.
В общем, да, Рената, как и остальные прочие наши современники, не хочет иметь никаких взглядов на Родину и место в ее истории личностей власть предержащих. И в то же время Рената – не остальные. Рената – гений, с которым, естественно, определенные «деяния», необязательно зло, совместимы. Политическая близорукость или попытки цензуры. Тележурналист Антон Желнов так и не выпустил свой фильм про Земфиру, Литвинова решила судьбу картины, вернее, порешила. Никакой энигмы, которую пыталась разгадать, например, Ксения Собчак, только холодный расчет. Гений не позволит не гению выпустить про другого гения что-то далеко не гениальное. Говорю же, Литвинова – про искусство. Катарсис, а не сенсация – ее точка отсчета. Этим ей, кстати, и не симпатичен Богомолов как художник – отрицанием высокого предназначения искусства врачевать души. По мнению Константина, диалектика «возвышающий обман vs низкие истины» родом из советской школы. Для Ренаты это вопрос архиважный – этика или эстетика. Тем более если «эстетика позаимствована у Анатолия Эфроса, когда он просил артистов ровно, не окрашивая, читать свои роли, например Чехова (это у него описано в дневниках), и у Кости это доведено до предела – так мне видится его метод». Забавно, что и Богомолова-старшего (советского и российского киноведа. – Прим. «Татлера») она тоже не особо жалует – за разгромные рецензии на фильмы Муратовой. Рената все помнит или может вспомнить все в стратегически правильный момент. Поэтому некоторые критики для нее – почти враги, ну или недостойные соперники. Не лишенная резонов неприязнь.
«Я всегда виню только себя, какими бы подлецами ни были мужчины там или просто люди».
Критикам удобнее думать о Литвиновой как о диве золотого века Голливуда. Бледное лицо, кровавый рот, блеск платины в волосах, бриллиантов в ушах. Примерно так она и выглядит в своем новом фильме «Северный ветер», вольной экранизации одноименной пьесы, что идет в МХТ уже несколько лет. Там Рената в стране матриархата, на часах в ее фамильном замке имеется дополнительный волшебный тринадцатый час, а на правой ее руке – длинный-предлинный, закованный в железо палец. Перст, недвусмысленно фаллический. Ибо Литвиновой, как и Делону, давно уже не надо ничего вешать перед носом у других мужчин или женщин.
Не смотрит, не снимается, стоит особняком. Отдельно от тела национальной кинематографии. Но снимает-то все-таки наших, тех, кто ходит строем. В «Северном ветре» есть ее дочь Ульяна, она хоть и выросла, как Робертино Лоретти, но ах как хороша. Однако вторая главная роль не у нее, а у Софьи Эрнст. Пользуясь случаем спрашиваю ехидно, как Дудь Долина про Петрова: «А что, Софья Эрнст хорошая актриса?» «Актер не может сыграть хорошо в отрыве от режиссера, так же как и оператор – снять хороший фильм помимо плохого режиссера. У меня Софья Пална снялась отлично. Роль удалась. И это был наш совместный труд, не в отрыве друг от друга». Верю на слово, оставляю сию ремарку на ее совести. Супруг Софьи Палны – глобальный игрок, лучший из актеров и всегда в главной роли.
Платье из полиэстера из коллекции Ренаты Литвиновой, balenciaga; туфли из кожи и металла, manolo blahnik; колготки, incanto; серьги Ginkgo Classic из белого золота с бриллиантами и жемчугом, mikimoto.
Литвинова у меня столько дел
Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона
30 октября-5 ноября
Рената ЛИТВИНОВА: «Я говорю Земфире: «Может, в прошлой жизни ты царицей была и очень много денег имела?». Она легко от больших контрактов отказывается, потому что мотивация ее существования — не зарабатывать, а делать свое дело»
Самая загадочная актриса современного российского кино отметила 45-летие и закончила съемки своего пятого фильма «Последняя сказка Риты»
Когда собственного жилья актриса, сценарист, режиссер и продюсер Рената Литвинова еще не имела и снимала квартиру в знаменитой московской высотке на Котельнической набережной, ей пришлось уживаться под одной крышей с огромной, величиной с кошку, крысой.
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
«Поскольку топили плохо и холодно было жутко, спала я под тремя одеялами и чувствовала, как по ним кто-то носится, — вспоминала Рената в автобиографии, написанной для одного журнала, — а потом обратила внимание на то, что все яблоки, которые покупала, были надкушены, но по одному разу. Вот этого я не понимала: ну, съела бы одно, ну, пусть два, но не все же! Мне ведь тоже надо было что-то оставить, и вот, наконец, я ее встретила — днем. Сидела на кухне, упивалась видом из своего огромного круглого окна и вдруг вижу: идет в мою сторону она — громадная и совершенно по-человечески на меня смотрит. Я говорю: «Здрасьте, а вы что тут делаете?». Она встала, окинула меня таким очень хулиганистым взглядом и, вместо того чтобы побежать назад, совершенно спокойно пошла по своим делам туда, куда ей было надо, — под холодильник. ».
С блондинками из анекдотов Литвинову роднит только то, что вместо педали газа она иногда может нажать на тормоз (ну, или наоборот), а с девушками от шоу-бизнеса, пожалуй, лишь яркая внешность, красивая, как привыкла говорить актриса, оболочка. Таких, как она, проще принять, чем понять, а подогнать под стандарт или стереотип лучше вообще не пытаться.
Рената родилась в Москве в семье врачей: мать — русская, отец — татарин. «Смешение кровей дает некую силу, устойчивость» |
— Потому что вокруг были сплошные Лены, Маши.
— Я знаю Рината Дасаева, Рината Ахметова и первого заместителя Генпрокурора Украины Рената Кузьмина, а вот вы с кем-нибудь из Ренатов или Ренат когда-либо встречались?
— Из Ренат. Да, но все равно это редкое имя, хотя теперь стало модным. Даже у моей дочери в классе Рената учится, и в других классах тоже.
— Я даже догадываюсь, благодаря кому оно стало модным.
— В вас, интересно, татарские корни заметны? Татарскую кровь как-то вы чувствуете?
— Хорошо, мне кажется, когда смешение кровей какое-то есть, потому что белые люди в меньшинстве оказались. Это старая кровь, у них слабее.
— У вас есть цикл рассказов о собственной бабушке.
— (С кокетством). Серьезно? Ну что значит «цикл рассказов»? Она просто была очень яркой, талантливой женщиной.
— Ну вот она-то все время мне говорила, что нужно этим хирургом быть, потому что у меня правильная доля беспощадности и сочувствия есть, но я все равно считаю хирургов людьми страшными.
— Нет, ими, конечно, я восхищаюсь, но они же сразу относятся к тебе как к некоему объекту, которому можно сперва пульс измерить, а потом спокойно что-то отрезать. Ампутации эти как что-то повседневное обсуждают!
— Еще ребенком, я слышал, вы досконально мамину «Большую медицинскую энциклопедию» изучили.
«Я артисткой себя не воспринимаю. » |
— Что, если не секрет, вы в детстве читали?
— Все, что стояло у нас в книжном шкафу.
— А стояло, правда?
Первая популярность к Литвиновой пришла после картины Александра Митты «Граница. Таежный роман» (2000 год), где она сыграла слегка сумасшедшую Альбину (в центре), слева — Елена Панова, справа — Ольга Будина. На первом плане — Татьяна Окуневская |
«ЗА МОЙ ЭРОТИЧЕСКИЙ ГОЛОС НА МЕНЯ БЫЛИ ГОНЕНИЯ»
— Бунин и Вересаев, я вам скажу, уже неплохо.
— Я и Куприна обожала, и Стефана Цвейга с его «Письмом незнакомки».
С Михаилом Ефремовым в фильме «Небо. Самолет. Девушка» (2002 год) — римейке культовой советской картины «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского |
— Замечательная новелла!
— Да, женщина перед смертью пишет человеку, которого любила всю жизнь, душещипательное такое послание. Разумеется, меня это захватывало, и все это было исключительно из книжного шкафа, потому что работала мама с утра до вечера, жили мы без отца, и этому шкафу я была предоставлена. Или слушала по радиоприемнику в шесть вечера театральные постановки.
— И книги у вас дома не под цвет обоев, небось, стояли, как у многих других.
— Насколько я понимаю, возраст вы не скрываете?
С мамой. «Она критикануть меня может — вечно ей то это не по душе, то то, зато своей критикой меня укрепляет» — Очень сильное, между прочим. — 42 дня вы провели на практике в северном Мурманске. — Да, к тому же цветов у нее нет. — Он с простатитом, она без цветов. «МЫ С МИШЕЙ ЕФРЕМОВЫМ В КРЕМЛЬ: НУ АНЕКДОТ ЖЕ!» — Условия для жизни у вас там хорошие были? — Моряки в двери ломились? — Да, по вечерам было неспокойно. — Как же выдерживали осаду? — Все-таки культурными оказались. — Хорошая практика? — Ну, есть что вспомнить, такой романтик. Забитая тряпочкой щель, чайки, круглосуточный день. — Какие?
— Ну, запрещали свои сюжеты озвучивать, потому что слишком эротически говорила. — Вы там руководителя гарнизонного детского хора сыграли.
— Говорят, фильм этот вы не можете смотреть до сих пор, потому что себе не нравитесь. — Он тем не менее Государственную премию России вам принес. — Вы знаете, когда позвонили, подумала, что меня разыгрывают. Говорят: Государственную премию дали и надо нам с Мишей Ефремовым идти за ней в Кремль, а я так: «Угу. ». (Улыбается).
|