левкас для иконы рецепт
Левкас для иконы рецепт
Правильный рецепт левкаса иконной доски написать трудно. Прежде всего из-за того, что это не точная рецептура. В ней есть несколько переменных. Можем дать советы для тех, кто начинает делать левкас без учебы у мастера.
Эта информация предназначена для тех, кто хочет делать качественные изделия. Сегодня встречаются множество изделий из современных и непроверенных, порой несовместимых, материалов. Например, левкас иконной доски заменяют на одну из разновидностей финишной шпаклевки, купленной в магазине. Прочитав состав, в котором встречается слово мел, некоторые с удовольствием применяют готовый состав в своих работах. Конечно, возникают проблемы не сразу, но обманутые у других «производителей иконных досок» покупатели приходили к нам.
С принесенных ими досок вся икона снималась без труда. Выяснив проблему, не составляет труда закрепить ее заново на доску, но возникшие трещины заделывать намного труднее. Только вот вопрос, а покупателю это надо? Мы уже не говорим о том, что пластификатор в этих шпаклевках синтетический и, соответственно, возникают вышеописанные проблемы. Есть и другие способы изготовления икон, но у себя мы их не изготавливаем.
Проектирование
На первом этапе мы выполняем проектные работы (цветная отрисовка и чертежи).
Каркас
На втором этапе происходит изготовление и установка каркаса иконостаса.
Царские Врата
На третьем этапе монтируются блок Царских Врат и тело иконостаса.
Иконы
На четвертом этапе мы устанавливаем написанные натуральными пигментами иконы.
Левкас для иконы рецепт
Рецепт левкаса
Приготовление клея
1. Замачиваем желатин в стеклянной банке разбавив его водой в пропорции 1(желатина):8 (воды) на 30-40 мин.
2. Ставим на водяную баню постоянно помешивая. Температура не должна превышать 60 градусов, иначе молекулы клея распадется и потеряет свои свойства. Клей в пропорции 1:8 назовем крепким клеем.
3. Часть крепкого клея отливаем в отдельную ёмкость и разводим с водой еще раз в пропорции 1(крепкого клея): 1 (воды). Получается слабый клей. Слабый клей нужен только для проклейки доски.
4. Всю поверхность доски вместе с торцами покрываем слоем слабого клея.
Паволока
5. Простиранную и высушенную паволоку кладем на просушенную поверхность доски и приклеиваем крепким клеем. Если паволока толстая, ее следует заранее вымочить в крепком клею. Наносить клей надо жесткой кистью, распространяя его из центра к краям. Чтобы усилить сцепление паволоки с доской, следует разравнивать ткань столовой ложкой или резиновым шпателем, прижимая ее плавными движениями.
Побелка
6. В разогретый крепкий клей начинаем всыпать мел. Его следует аккуратно сыпать столовой ложкой в банку. Мел тонет и оседает на дно, не вымещая при этом клея. Равномерно подсыпая мел, мы получаем однородную взвесь без комочков. Когда слой мела поднимется до уровня клея в банке, побелку следует хорошенько перемешать. Затем нужно добавить замыленную олифу. ( 1 столовая ложка на 0.5 л побелки) и еще раз хорошо перемешать. Консистенция побелки должна напоминать тесто для блинов. Процеживаем побелку сквозь капроновый чулок.
7. Полученную разогретую побелку наносим широкой плоской кистью (щетиной)или рукой на рабочую поверхность доски. При этом побелка не должна быть прозрачной, что говорит о малом содержании в ней мела. Если на доску была нанесена паволока, надо хорошенько втереть побелку столовой ложкой, резиновым шпателем или рукой, чтобы не оставалось пузырьков. При необходимости, повторить этот этап второй раз.
Левкас
8. В горячую побелку следует добавить еще мела, чтобы консистенция напоминала жидкую сметану. Еще один способ проверки густоты левкаса: капля не должна стекать с ногтя. Полученную смесь надо хорошенько перемешать и процедить через капроновый чулок. Полученный левкас накрывается влажной тряпкой и ставится в холодильник на ночь.
9. Холодный левкас режется шпателем на кубики и наносится тонким слоем на доску. Таких слоев следует сделать от 8-12. Слои следует хорошо просушивать. Первый – от 15-20 минут, последующие по 5-10 минут. Направление нанесения слоев следует чередовать.
10. После полной просушки нанесенного левкаса (лучше всего на следующий день) доску следует хорошенько вышкурить.
МАТЕРИАЛЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИКОННОГО ЛЕВКАСА
Материалы.Материалы наполнителя — мел и реже алебастр. Мел это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95—96% чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде.
Алебастр — сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса.
Материалами связующего являются коллагеновые клеи. Коллагеновые клеи — это клеи животного происхождения, содержащие белковое вещество коллаген. При нагревании в воде хрящей, кож, костей коллаген присоединяет к себе воду. В результате гидролиза получается глютин — клеящее вещество, собственно клей. Глютин набухает в холодной воде и распускается в ней при нагревании, образуя коллоидный раствор. При охлаждении раствор превращается в упругий студень. При высыхании получается прочная твердая пленка, не утрачивающая способности к повторному набуханию. Поскольку клеящим веществом коллагеновых клеев служит глютин, постольку эту группу клеев часто называют также глютиновыми. Из современных клеев наиболее чистые глютины содержат осетровый клей и желатин.
Осетровый клей выпускают в виде полупрозрачных, слегка волокнистых плоских листков различной формы, которые получают посредством сушки внутренних стенок плавательных пузырей хрящевидных рыб (осетрины, белуги и других).
Рыбий клей выпускается в виде светлых, полупрозрачных пластин. Изготовляют его из костей и чешуи различных рыб. Лучшим сортом считается астраханский клей.
Большую группу коллагеновых клеев составляют извлечения из кож и костей различных млекопитающих.
Клей мездровый (столярный) производят из обрезков кож. Поступает в продажу в виде коричневатых плиток или небольших прямоугольных кусочков.
Желатин получают в результате специальной очистки продуктов, полученных из кож, костей и других частей животных организмов. Выпускается в виде мелких крупинок. В зависимости от содержания чистого глютина в желатине, а также примесей различают его сорта — пищевой и фотоэмульсионный, или технический.
Приготовление левкаса.Процесс состоит из получения клеевого раствора и приготовления левкасной массы.
Сухой клей взвешивают, засыпают в сосуд и заливают холодной или слегка теплой водой на срок от трех часов до одних суток в зависимости от сорта клея. Частицы клея набухают в воде, но глютин не растворяется. Для его извлечения сливают воду и набухший клей заливают дистиллированной водой. Сосуд ставят в водяную баню и нагревают.
Клей готовят при температуре, не выше 60—70°. Превышение температуры или длительное нагревание при допустимой температуре приводит к тому, что молекулы глютина разрушаются и гидролизуются. При этом клеевая масса теряет ряд своих ценных технологических качеств: снижается желатинизация (загустение), замедляется схватывание, уменьшается эластичность. Для приготовления левкасной массы в клеевой раствор постепенно всыпают при постоянном перемешивании порошок мела или алебастра до получения жидкой сметанообразной массы. Посуду с массой левкаса ставят на несколько часов в тепло, чтобы порошок достаточно пропитался клеем. Современный рецепт приготовления левкаса помещен вглаве «Восстановление участков утраченного левкаса» (см. с. 84).
ЛЕВКАШЕНИЕ
Нанесение левкаса на основу произведения называлось левкашением.
Сначала иконную доску проклеивали (но до этого ее держали в сухом теплом помещении, так как теплая поверхность лучше впитывает в себя раствор клея). Промазывали доску жидким горячим раствором несколько раз, чтобы поверхность доски насытилась клеем и на ней образовалась равномерная тончайшая пленка. На подготовленную поверхность наклеивали паволоку и наносили левкас.
Ткань паволоки, предназначенную для наклейки, в течение нескольких часов (иногда до суток) выдерживали в теплом клеевом отваре, чтобы волокна ее хорошо пропитались клеем. Перед наклейкой на доску ее слегка отжимали, без выкручивания, чтобы в ткани не получились складки. Ткань накладывали на поверхность доски и притирали ладонью или гладким округлым камнем.
После просыхания паволоки приступали к нанесению левкаса. Для первого слоя брали чуть теплую грунтовочную массу, чтобы сильно не размягчать клеевую пленку на поверхности доски. Наносили левкасную массу, притирая ладонью руки, или торцом толстой щетинной кисти, или мочалкой, чтобы поверхность имела фактуру. Второй слой левкаса накладывали также чуть теплой массой (иногда даже слегка застуденившейся) с помощью деревянного шпателя или ладонью руки. В один прием наращивали обычно по два-три тонких слоя, после чего в течение двух-трех дней (в зависимости от погоды или сухости в помещении) давали возможность грунту хорошо просохнуть. Затем наращивание продолжали до толщины слоя в 3—5 мм. Просохший левкас выравнивали острым ребром металлического ножа-скоблила. Снова наносили слои левкаса, которые после просушки опять выскабливали. Поверхность левкаса (особенно под позолоту) делали очень ровной и гладкой. Если грунт оказывался пористым или неровным, его выравнивали, нанося еще тонкий слой с помощью шпателя, щетинной кисти или ладонью, которыми двигали по поверхности не очень быстро, чтобы не вспенивать грунтовочную массу.
Шлифовали поверхность хвощем (в современной практике левкас шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой). Гладкость поверхности проверяли следующим образом: на нее насыпали мелкий порошок угля и сметали его птичьим крылом. С гладких участков грунта порошок сметался, а в неровностях и порах оставался. Для ликвидации обнаруженных дефектов грунтование и шлифовку повторяли.
РЕЛЬЕФЫ ПО ЛЕВКАСУ
Существует немало икон, часть поверхности которых украшена рельефами по левкасу. Рельефные орнаменты создавались до или после писания и золочения иконы.
Существовали четыре способа создания рельефа — чеканка по вызолоченному левкасу, резьба по левкасу, лепные рельефы из левкаса и оттискивание рельефа в сыром левкасе.
Чеканка по вызолоченному левкасу.Это самый древний способ в русской иконописи. Он наблюдается уже на иконах XIIвека. Вызолоченный левкас чеканили металлическими чеканами также, как чеканят металл (ил. 87). Узор определялся формой наконечников чеканов и состоял из точек, окружностей, лунок и тому подобных углублений. Крестчатый узор нимба, дополнялся «канфаркой» — глубокими точками на поверхности между линиями пересекающихся окружностей. Такой узор можно часто видеть на новгородских и псковских иконах XVи последующих веков. Сложные чеканные узоры особенно характерны для икон второй половины XIXвека, написанных во «фряжской манере».
Резьба по левкасу. В XVIвеке для получения рельефного узора на фонах русских икон применяли способ резьбы по гладкому левкасу. Прием этот широко использовался художниками Западной Европы в XV—XVIвеках, а в Белоруссии и на Украине — в XVI—XVIIIвеках. На гладкой поверхности левкаса до начала живописных работ рисовали узор. Линии его вырезали резцами, получая углубления в гладкой поверхности левкаса. Поверхность подготавливали к листовому золочению так же, как под позолоту ровной поверхности левкаса. Золотили рельеф сусальным золотом (ил. 21).
Лепные рельефы из левкаса.Этот способ появляется в украинской иконописи в XVI веке, а в русской — со второй половины XVIIвека. Рельеф наращивали левкасной массой по рисунку, сделанному на гладкой поверхности левкаса.
Лепные левкасы были двух типов. Первый — с невысоким оплывшим рельефом и второй — с высоким и четким рельефом (возвышающимся на 3— 4 мм над поверхностью основного левкаса). Рельефы первого типа наносили жидкой левкасной массой. Благодаря такой консистенции рельеф этот получался оплывшим, но зато он прочно склеивался с поверхностью основного грунта. Почти все эти рельефы были сделаны в одно время с первоначальной живописью. Рельефы второго типа, как правило, создавались при поновлении икон в XIXве-
ке. Первоначальный грунт вокруг изображений поновители заменяли новым, поверх которого рисовали орнаменты и по этому рисунку наносили несколько слоев густого (нерастекающегося) левкаса. Слои наращивали постепенно, давая просохнуть каждому предшествующему слою, четко повторяя постепенно утончающиеся рельефные полосы орнамента. Связь между слоями получалась недостаточно прочной. Поэтому со временем такие рельефы расслаиваются (ил. 56).
Оба типа лепных рельефов золотили (как правило, на полимент).
Оттискивание рельефа в сыром левкасе.На фоновую часть образа наносили свежий левкас и, пока он не застыл, матрицами, которыми чеканили басмы, оттискивали рельефный узор. Просохший левкас золотили. Если узор оказывался недостаточно четким, углубленные линии прочеканивали. Такими золочеными рельефами начиная со второй половины XVI века имитировали басменные оклады.
Глава 4. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ
РИСУНОК ПОД ЖИВОПИСЬ
На гладкой поверхности левкаса художник делал рисунок, а затем приступал к работе красками. Большинство красок яичной темперы создают полупрозрачные слои, через которые просвечивает белый левкас, придающий особую звучность и яркость краскам. Однако из-за прозрачности красок исправления и изменения очертаний изображений, композиционный или цветовой поиск при работе яичной темперой не допустимы. Поэтому художники старались избегать поправок и краски наносили тонкими слоями, соблюдая при этом выработанную веками последовательность.
Оригинальные композиционные решения традиционных сюжетов художники-иконописцы создавали на основе геометрических построений (см. рис. на с. 26, 27). Источниками для них были более ранние произведения или снятые
Лист с только что изготовленным переводом накладывали затем на поверхность левкаса и, приглаживая лист, получали на левкасе вновь прямое изображение контурного рисунка, который тут же усиливали краской.
При необходимости со свежего перевода сразу же получали прорись, то есть оттиск с прямым изображением, но не на левкасе, а на листе бумаги также путем притирки к нему листа с переводом. Иногда прорись необходимо было получить не с иконы, а с какого-либо популярного готового перевода. Тогда его контурный рисунок вновь прорисовывался красками на меду или соке чеснока, после чего этот лист с переводом накрывали другим, значительно увлажненным и, приглаживая верхний лист, получали на нем оттиск — прорись.
Прориси служили для иконописцев образцами; ими же пользовались при нанесении рисунка на левкас способом припороха. Особенно часто припорох применялся в тех случаях, когда иконописцу нужно было сделать несколько одинаковых икон. Листы для припороха должны иметь сквозные проколы, через которые может пройти (просеяться) порошок краски. Для изготовления необходимого числа листов припороха (своеобразного шаблона) несколько листов бумаги, положенных один на другой, клали на мягкую прокладку. Поверх этой стопки листов помещали лист перевода или прориси и инструментом, называемым графьёй, делали частые проколы по контуру рисунка так, что игла проникала сквозь всю стопку подложенных листов бумаги. Лист с проколами накладывали на поверхность левкаса. В ткань с
редким переплетением нитей насыпали порошок краски и завязывали. Получившимся узелком постукивали по проколам в бумаге. На поверхности левкаса появлялись контуры изображений, состоящие из точек — припорох. Рисунок получали, соединяя точки линиями с помощью тонкой кисти. Иногда, чтобы сохранить основные линии, которые становятся плохо видимыми под слоями красок и листового золота, их дополнительно процарапывали в левкасе графьёй. Сами процарапанные линии также называли графьёй.
КРАСКИ
Краски — это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Краски для живописи (и многих других работ) состоят из двух фаз: твердого пигмента — цветовой основы красок — и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с порошком твердую массу.
Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли, или окислы металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные в воде белки или углеводы (клеи животного или растительного происхождения, смолы, растворимые в воде и в маслах углеводороды, и твердеющие масла).
Краски подразделяют на кроющие, или корпусные (создающие непросве-чивающий слой), и на лессировочные, дающие прозрачный или полупрозрачный слой.
В настоящее время известно более 150 красок. В «Классификации пигмен-
тов и красок» (см. приложение, с. 155) описаны только те краски, которые могли применять художники в иконописи, а также современные акварельные краски, широко используемые художниками-реставраторами при тонировании утрат живописи.
Реставратору нужно знать цветовые и технологические особенности красок, их стойкость к естественному свету и к воздуху, а также к его химическим засорителям.
Приготовление левкаса
Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.
Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.
Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.
Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя.
Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: он должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.
Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости.
Левкас, приготовленный на мелу, вошел в технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим на позолоту.
Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Он должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть.
Мел для приготовления левкаса должен быть бел, чист, без посторонних примесей и превращен в тонкий порошок. В России хорошего качества мел [был известен] под названием «плавленого», во Франции он называется «блан д`Эспань» или «блан де Медон», в тонко растертом порошке или в прессованных кусках.
В старину для приготовления левкаса употребляли рыбий клей, как самый чистый и самый крепкий. Однако с развитием иконописания и особенно при распространении массового, кустарного производства икон постепенно вошли в употребление более простые сорта животного клея, а именно мездринный, шубный, костяной, столярный и другие.
Вот несколько рецептов варки клея для левкаса.
Рыбий, осетровый или белужий клей варят так: берут 1 часть по весу клея и 4 части воды и варят до полной выварки пузырей; затем его процеживают сквозь сито, и клей готов.
Мездринный клей, разломанный на мелкие кусочки, бросают в холодную воду в пропорции 1 фунт клея на три стакана воды и ставят для разбухания на 12 часов. Затем его варят так, чтобы при кипении он поднялся два-три раза, и тогда клей считается готовым. При варке необходимо постоянно его мешать деревянною лопаточкою.
Клей из кроличьих шкурок «коль де лапен» светлый, отличного качества, но сравнительно дорогой. Накануне его заливают холодной водой и в плотно закрытом сосуде, для предохранения его от пыли, дают ему распуститься и только перед самым употреблением согревают, отнюдь не давая ему кипеть.
Нужно всегда помнить, что при приготовлении левкаса алебастр или мел обязательно должно смешивать с горячим наваром клея. От недоваренного клея левкас будет непрочен и может потрескаться. Переваренный же клей теряет свою клеющую способность.
Вот рецепт приготовления левкаса: в широкий сосуд, кастрюлю или таз, наливают нужное количество горячего клея и понемногу всыпают алебастра или мела, размешивая деревянной ложкой или широкой кистью до получения хорошо смешанной однородной массы, приблизительно густоты сметаны. При мешании полезно добавить несколько капель вареного льняного масла для замедления сушки и для обеспечения устойчивости его при обработке водой.
Следует обратить особое внимание на то, что каждый следующий слой левкаса должен приготовляться на более слабом клеевом наваре.
Лучшим животным клеем во Франции считается «коль де по». Хороший животный клей должен обладать следующими качествами: окраска бурая, в холодной воде набухает, но не растворяется, в горячей же воде, наоборот, распускается. В готовом, сваренном виде, хороший клей при опускании в него синей лакмусовой бумаги не должен изменять ее цвета.
Французский рыбий клей, хотя и крепко клеющий, не обладает, однако, отмеченными качествами русского осетрового клея.
При выварке овечьих шкур получается во Франции особый клей под названием «желатин». Он дорог и может портиться в разведенном состоянии, но по удобству приготовления и своим качествам вполне может применяться при изготовлении мелового левкаса.
как правильно готовить левкас?
Доброго времени суток. Я готовлю левкас так: на час заливаю водой клей, затем варю его, не доводя температуру более 50-60С. Немного остывший клей снова нагреваю и через сито засыпаю мел (на 1 часть клея 3 части мела), затем его мешаю осторожно, вкруговую. В конце варки добавляю льняное масло где-то 8% от объема. Немного остывший левкас, но не холодный, я наношу на доску кистью или шпателем. Мне не нравится, что он быстро начинает загустевать, может в этом и состоит моя проблема. Левкас наношу в несколько слоев=6-8. Наверное, я что-то неправильно делаю. Расскажите поподробнее как вы это делаете.
Проблeмы будут, 100%. Пeрeмeститe иконы. Дружeский совeт.
Смотря каким методич. рекомендациям следовать:
После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной массы.
Простите, но тут нагромождение ошибок. Нельзя так безответственно и безапелляционно. в заблуждение можете ввести людей.
Коллаген нерастворим в воде, и сколько его не намачивай в этой тёпленькой (до 40°С) воде — никакого клея мы не получим.
Клей образуется именно в процессе температурной денатурации коллагена — в результате образуется глютин, или желатин: собственно клеящее вещество.
Иными словами, желатин не состоит из коллагена, а образуется из него после нагревания до 70-80°С.
Прошу рассудить наш спор практическим опытом, Админ прошу найти кто бы провёл его не раз дабы не вкралась случайность.
3- ставим водяную баню на отрегулированную плитку не более 40 гр-в и помешивая распускаем клеевай состав до полного расстворения набухших комочков желатина это 10-15 минут.
4- берём две стальные пластинки площадью 1кв см с припаянными колечками, смазываем полученным 7% клеем пластинки соединяем и склеиваем даём просохнуть в н.у.
5- За кольцо одной пластины прикручиваем к стойке намертво мет. карабином, ко второму кольцу на карабине пристёгиваем ведро или любую другую ёмкость и потихоньку наполняем водой или накладываем метал. гири или гантели.
6- смотрим при каком показатели наши пластинки оторвутся друг от друга.
Далее сравниваем результаты.