летом меня научили читать
ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ
Позади учебный год, в самом разгаре пора летних каникул. Дети отдыхают, набираясь сил перед началом нового учебного года. Но лето — это не только отдых, но и подготовка к школе, подпитка новыми знаниями. Чтение – основа учения и полезнейший вид отдыха. От умения читать во многом зависят успехи при обучении в школе.
Каждый школьник уходит на летние каникулы с «домашним заданием» — перечнем художественных произведений, которые нужно прочитать за три месяца.
Как правило, список книг на лето состоит из произведений для обязательного прочтения и дополнительного. Для младшей школы некоторые списки сгруппированы по содержанию: о подвиге, о животных, веселые приключения, история нашей Родины и т.п. Благодаря этому можно подбирать ребенку книги с учётом его интересов и вопросов. При чтении целесообразно чередовать стихотворения с прозаическими произведениями. Не следует читать строго по школьной программе. Важно предоставить ребенку право выбора. Если у него возникли другие литературные предпочтения, пускай читает то, что ему нравится. Главное, чтобы эти произведения заинтересовали школьника.
Поэтому начните с того, что разделите список на группы :
книги, которые могут заинтересовать ребенка и которые ему по силам прочесть самостоятельно;
книги, которые вы сможете читать с ним вдвоем, по очереди, страничку за страничкой;
книги, которые нравятся лично вам и вы прочтёте их ему вслух;
книги, знакомство с которыми можно свести к пересказу, прослушиванию аудиоверсии или даже просмотру кинофильма.
Для ребят, которые закончили первый или второй класс, очень важны в книгах крупный чёткий шрифт и хорошие иллюстрации. В идеале картинок должно быть больше, чем текста. Обратите внимание на качество иллюстраций. Рисунки должны не искажать текст, а дополнять его. Для ребят постарше размер шрифта не так важен, но все равно проверьте, что читать удобно и глаза не устают от текста. Полное отсутствие иллюстраций в начальной школе недопустимо. Если нет возможности купить хорошее издание, возьмите его в библиотеке.
Часто в списке перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по литературному чтению на следующий год. Но такое встречается не всегда, часто совпадают лишь жанры. Исключения составляют довольно большие произведения, которые трудно осмыслить сразу. Например, некоторые произведения в учебниках даются в виде отрывков. Это, в частности, «Городок в табакерке» Одоевского. Если летом не спеша прочитать эту сказку целиком, тогда отрывки, с которыми надо будет работать в классе, ребенок воспримет совершенно по-другому. Важно, чтобы ребёнок погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев.
Обычно учитель начальных классов дает советы родителям как правильно организовать с ребенком прочтение школьного списка литературы «на лето».
Приобщайтесь к литературе вместе. Это не значит, что надо вместо самого ребёнка читать ему весь летний список вслух. Можно читать поочерёдно, можно договориться, кто какого героя будет озвучивать. Обязательно объясняйте незнакомые понятия и слова. Важно, не одолеть книгу любой ценой, а прожить произведение. И без помощи взрослого младшему школьнику тут не обойтись.
Очень хорошо, если дойдя до финала книги, вы поговорите о ней. Что понравилось, что вызвало неприятие, какой момент или герой вызвал самые сильные эмоции? О бсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было интересно читать и обсуждать то, что он узнал. Поделитесь своими впечатлениями с ним. Пускай ребенок перескажет эту книгу папе, бабушке, брату или сестре. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы. У вас может сложиться о книге своё мнение, у ребенка — своё, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать новые книги. Такие беседы можно начать со слов «А помнишь, в этой книге был такой момент. «. А если вы поставите домашний мини-спектакль, это будет просто замечательно. Можно предложить проиграть какие-то сценки, распределив роли между членами семьи. И прочитанная история оживёт снова, и это ещё одна из возможностей обсудить её в деталях.
Как правило, после прочтения книги детям рекомендуется вести читательский дневник. Форма такого дневника отличается в зависимости от требований школы и учителя. При написании информации о прочитанной книге младший школьник может придерживаться следующей схемы: имя и фамилия автора, название книги, жанр и тема произведения, его сюжет, основные герои. Иногда дети должны указать количество прочитанных предложений или страниц, перечислить главных героев, нарисовать иллюстрацию или ответить на вопрос «Чему учит эта книга?»
Многие дети любят читать, а вести читательский дневник – нет. Нельзя заставлять ребенка записывать свои размышления «из-под палки». Он будет с ужасом думать, что все прочитанное потом придётся вкратце «повторять» самому, да еще письменно.
В начальной школе можно использовать методику замечательного педагога и математика Жени Кац, описанную в «Живом журнале» под названием «Книгогусеницы». Он предлагает оформлять не дневник прочитанных книжек, а делать смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывать имя автора и название книги, а потом сшивать круги между собой. Прочитанных книг будет становиться всё больше, а гусеницы постепенно будут расти и удлиняться. Важно увидеть, что дети прочитали уже несколько книг сами от начала до конца в таком наглядном виде. И не важно, в какой форме вы с ребёнком оформили дневник читателя, будь то гусеница или паровозик, а может, башня или стадо овечек на лугу, вереница бабочек или капустная грядка. Главное — воспринимать это не как средство давления и контроля, а как игру.
Сейчас многие ведут электронные читательские дневники, куда с удовольствием копируют иллюстрации к произведениям и т.п. Как пример можно использовать программу AII My Books, можно подготовить дневник в формате Power Point и т.д.
Польза чтения неоценима… У тех детей, кто регулярно читает (в том числе и летом) возрастает техника чтения. Это — объём и качество прочитанного текста за минуту. Чем быстрей вы читаете, тем с большим объёмом информации способны ознакомиться за меньшее время. Если же не читать летом, то нарушится тот «механизм чтения», который сложился у вас в течение всего учебного года.
Не забывайте, что чтение воспитывает ребёнка, развивает интеллектуально, помогает компенсировать «недостаточность» слов для устного выражения своих мыслей, развивает грамотность, побуждает к размышлениям, будит чувства.
Имейте в виду, что есть множество замечательных аудиокниг и аудиоспектаклей. Детям очень полезно слушать взрослое чтение. Если вы поставите запись, где задействованы профессиональные чтецы или актеры, это будет формировать у ребенка правильную речь. Такая звуковая книга пробуждает фантазию, повышает интерес к «бумажному» чтению.
Незаменимым всегда была и будет библиотека. В них нет каникул. Библиотеки круглый год гостеприимно раскрывают свои двери для юных читателей.
Используйте летний список книг для того, чтобы сделать лето максимально интересным. Чтение всегда должно доставлять радость ребёнку.
1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С.15 – 17
2.Бочкарёва, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / Н. И. Бочкарёва // Детская библиотека. – 1999. – №3. – С.75 – 82
3.Гобова, Е. С. Понимать детей – дело интересное/ Е. С. Гобова. – М.: Аграф, 1997. – С.240
4.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 322.
6. Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 11 – 16
7.Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10 – 15
8. Перова, М. Первые шаги – вместе / М. Перова // Библиотека. – 2000. – №1. – С. 45 – 46
9. Первова, Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 33 – 38
10.Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. – М.: Академия, 2001. – 282 с.
11.Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11 –18
12.Тихомирова, И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 32 – 37
13. Учимся успешному чтению, рекомендации учителю/Под ред.Галактионовой Т.Г., «Просвещение», 2011г.
14.Чаликова, Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова // Встреча. – 2007. – №2. – С. 6 – 9.
ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ
Позади учебный год, в самом разгаре пора летних каникул. Дети отдыхают, набираясь сил перед началом нового учебного года. Но лето — это не только отдых, но и подготовка к школе, подпитка новыми знаниями. Чтение – основа учения и полезнейший вид отдыха. От умения читать во многом зависят успехи при обучении в школе.
Каждый школьник уходит на летние каникулы с «домашним заданием» — перечнем художественных произведений, которые нужно прочитать за три месяца.
Как правило, список книг на лето состоит из произведений для обязательного прочтения и дополнительного. Для младшей школы некоторые списки сгруппированы по содержанию: о подвиге, о животных, веселые приключения, история нашей Родины и т.п. Благодаря этому можно подбирать ребенку книги с учётом его интересов и вопросов. При чтении целесообразно чередовать стихотворения с прозаическими произведениями. Не следует читать строго по школьной программе. Важно предоставить ребенку право выбора. Если у него возникли другие литературные предпочтения, пускай читает то, что ему нравится. Главное, чтобы эти произведения заинтересовали школьника.
Поэтому начните с того, что разделите список на группы :
книги, которые могут заинтересовать ребенка и которые ему по силам прочесть самостоятельно;
книги, которые вы сможете читать с ним вдвоем, по очереди, страничку за страничкой;
книги, которые нравятся лично вам и вы прочтёте их ему вслух;
книги, знакомство с которыми можно свести к пересказу, прослушиванию аудиоверсии или даже просмотру кинофильма.
Для ребят, которые закончили первый или второй класс, очень важны в книгах крупный чёткий шрифт и хорошие иллюстрации. В идеале картинок должно быть больше, чем текста. Обратите внимание на качество иллюстраций. Рисунки должны не искажать текст, а дополнять его. Для ребят постарше размер шрифта не так важен, но все равно проверьте, что читать удобно и глаза не устают от текста. Полное отсутствие иллюстраций в начальной школе недопустимо. Если нет возможности купить хорошее издание, возьмите его в библиотеке.
Часто в списке перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по литературному чтению на следующий год. Но такое встречается не всегда, часто совпадают лишь жанры. Исключения составляют довольно большие произведения, которые трудно осмыслить сразу. Например, некоторые произведения в учебниках даются в виде отрывков. Это, в частности, «Городок в табакерке» Одоевского. Если летом не спеша прочитать эту сказку целиком, тогда отрывки, с которыми надо будет работать в классе, ребенок воспримет совершенно по-другому. Важно, чтобы ребёнок погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев.
Обычно учитель начальных классов дает советы родителям как правильно организовать с ребенком прочтение школьного списка литературы «на лето».
Приобщайтесь к литературе вместе. Это не значит, что надо вместо самого ребёнка читать ему весь летний список вслух. Можно читать поочерёдно, можно договориться, кто какого героя будет озвучивать. Обязательно объясняйте незнакомые понятия и слова. Важно, не одолеть книгу любой ценой, а прожить произведение. И без помощи взрослого младшему школьнику тут не обойтись.
Очень хорошо, если дойдя до финала книги, вы поговорите о ней. Что понравилось, что вызвало неприятие, какой момент или герой вызвал самые сильные эмоции? О бсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было интересно читать и обсуждать то, что он узнал. Поделитесь своими впечатлениями с ним. Пускай ребенок перескажет эту книгу папе, бабушке, брату или сестре. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы. У вас может сложиться о книге своё мнение, у ребенка — своё, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать новые книги. Такие беседы можно начать со слов «А помнишь, в этой книге был такой момент. «. А если вы поставите домашний мини-спектакль, это будет просто замечательно. Можно предложить проиграть какие-то сценки, распределив роли между членами семьи. И прочитанная история оживёт снова, и это ещё одна из возможностей обсудить её в деталях.
Как правило, после прочтения книги детям рекомендуется вести читательский дневник. Форма такого дневника отличается в зависимости от требований школы и учителя. При написании информации о прочитанной книге младший школьник может придерживаться следующей схемы: имя и фамилия автора, название книги, жанр и тема произведения, его сюжет, основные герои. Иногда дети должны указать количество прочитанных предложений или страниц, перечислить главных героев, нарисовать иллюстрацию или ответить на вопрос «Чему учит эта книга?»
Многие дети любят читать, а вести читательский дневник – нет. Нельзя заставлять ребенка записывать свои размышления «из-под палки». Он будет с ужасом думать, что все прочитанное потом придётся вкратце «повторять» самому, да еще письменно.
В начальной школе можно использовать методику замечательного педагога и математика Жени Кац, описанную в «Живом журнале» под названием «Книгогусеницы». Он предлагает оформлять не дневник прочитанных книжек, а делать смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывать имя автора и название книги, а потом сшивать круги между собой. Прочитанных книг будет становиться всё больше, а гусеницы постепенно будут расти и удлиняться. Важно увидеть, что дети прочитали уже несколько книг сами от начала до конца в таком наглядном виде. И не важно, в какой форме вы с ребёнком оформили дневник читателя, будь то гусеница или паровозик, а может, башня или стадо овечек на лугу, вереница бабочек или капустная грядка. Главное — воспринимать это не как средство давления и контроля, а как игру.
Сейчас многие ведут электронные читательские дневники, куда с удовольствием копируют иллюстрации к произведениям и т.п. Как пример можно использовать программу AII My Books, можно подготовить дневник в формате Power Point и т.д.
Польза чтения неоценима… У тех детей, кто регулярно читает (в том числе и летом) возрастает техника чтения. Это — объём и качество прочитанного текста за минуту. Чем быстрей вы читаете, тем с большим объёмом информации способны ознакомиться за меньшее время. Если же не читать летом, то нарушится тот «механизм чтения», который сложился у вас в течение всего учебного года.
Не забывайте, что чтение воспитывает ребёнка, развивает интеллектуально, помогает компенсировать «недостаточность» слов для устного выражения своих мыслей, развивает грамотность, побуждает к размышлениям, будит чувства.
Имейте в виду, что есть множество замечательных аудиокниг и аудиоспектаклей. Детям очень полезно слушать взрослое чтение. Если вы поставите запись, где задействованы профессиональные чтецы или актеры, это будет формировать у ребенка правильную речь. Такая звуковая книга пробуждает фантазию, повышает интерес к «бумажному» чтению.
Незаменимым всегда была и будет библиотека. В них нет каникул. Библиотеки круглый год гостеприимно раскрывают свои двери для юных читателей.
Используйте летний список книг для того, чтобы сделать лето максимально интересным. Чтение всегда должно доставлять радость ребёнку.
1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С.15 – 17
2.Бочкарёва, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / Н. И. Бочкарёва // Детская библиотека. – 1999. – №3. – С.75 – 82
3.Гобова, Е. С. Понимать детей – дело интересное/ Е. С. Гобова. – М.: Аграф, 1997. – С.240
4.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 322.
6. Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 11 – 16
7.Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10 – 15
8. Перова, М. Первые шаги – вместе / М. Перова // Библиотека. – 2000. – №1. – С. 45 – 46
9. Первова, Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 33 – 38
10.Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. – М.: Академия, 2001. – 282 с.
11.Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11 –18
12.Тихомирова, И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 32 – 37
13. Учимся успешному чтению, рекомендации учителю/Под ред.Галактионовой Т.Г., «Просвещение», 2011г.
14.Чаликова, Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова // Встреча. – 2007. – №2. – С. 6 – 9.
Список книг на лето не прочитан? Скоро в школу. Что делать?
Дети не читают и не гуляют со сверстниками: что страшнее? Советы психолога Лабковского
Михаил Лабковский психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий
В отношениях родители-дети время от времени наступает момент обострения, когда заботливые мамы, будто только того и ждали, начинают иезуитски шептать в уши своим детям «скоро в школу», таскать их по школьным базарам и проверять, что прочитано по списку литературы «на лето».
А когда оказывается, что ничего не прочитано, хвататься за голову и орать: «Я в твои годы!». И рассказывать про книжки из серии «Библиотека приключений», про «Детей капитана Гранта», «Всадника без головы» и стонать про советскую классику с прекра-а-а-асными иллюстрациями.
Когда я такое слышу, то вспоминаю, что товарищ Сталин любил читать Мопассана, Гоголя, Золя, Достоевского, Уайльда, Чехова и поэзию, мог прочитать до 500 страниц в день, и что? Стал он от этого лучше, гуманнее, добрее?
Почему-то в нас крепко сидит убеждение, что книги могут сделать человека лучше. Застряло прямо на уровне спинного мозга. А тем временем нет тому никаких подтверждений. Писатели — это чемпионы среди невротиков, которые с помощью творчества безуспешно пытаются справиться со своими многочисленными страхами, тревогами и комплексами. Чему они могут научить? И должны ли?
Зачем ребенку Чехов
Однажды я читал лекцию в известной московской школе. И в конце родители, конечно, стали ахать и охать, жаловаться, что дети ничего не читают. (Кстати, педагоги Царскосельского лицея были уверены в том же самом. Все помнят, кто у них был в учениках?)
Я говорю: «А что тут плохого? Ну, не читают. » Что началось! «Они себя обедняют», «они себя обделяют», «они вырастут неучами», «словарный запас», «мыслительный процесс», «безграмотность» и «опускаются руки».
Тогда я спросил, кого бы они хотели видеть в любимых авторах детей. Оказалось, что в первую очередь Чехова. Чехова! Великого, но глубоко несчастного, депрессивного писателя, женившегося на нелюбимой женщине, всю жизнь любившего другую и превратившего свою жизнь в сплошную драму.
Как психолог я бы не отделял личность писателя от его творчества. Он абсолютно гениально описал пошлость нашего мира, но зачем детям это читать? Или его прекрасная ирония и самоирония. С точки зрения психолога, ирония и самоирония — это агрессия и само агрессия. Нужно ли это, так сказать, юным душам?
Когда я сам был невротиком, то перечитывал «Братьев Карамазовых» раз в полгода, потому что испытывал потребность в переживаниях и невротических эмоциях. А теперь нет-нет, да и захожу в книжный и прошу порекомендовать мне что-нибудь позитивное. Меня неизменно отсылают к писателям-сатирикам. Хотя где позитив и где сатира? Правда, есть замечательный Слава Сэ и моя любимая Наринэ Абгарян. Но и их юмор из серии «печаль моя светла. «. И все же моя, теперь здоровая, психика больше тянется к Славе Сэ, чем к Алеше Карамазову.
Зачем читать книги
Роль художественной литературы в нашем обществе вообще сильно преувеличена. Еще и понимается превратно, что всегда чревато. А ведь что такое художественная литература? Интересные истории, рассказанные хорошим языком. (Как вариант: великие истории, рассказанные гениальным языком.) В них нет ответов на вечные вопросы бытия и небытия! Они не раскрывают смысла жизни и не составляют его.
Чехова, как и любого другого писателя, можно и нужно читать, если вы получаете удовольствие от самого процесса чтения. Но писатель — это не мессия, светлый лик которого освещает наши тусклые убогие жизни. Тот же Чехов в книге «Остров Сахалин» описал поэтов-убийц. И что с того, что они поэты-декаденты, ценители прекрасного? Убивали они с особой изысканностью.
Есть интересные книги и хорошие писатели. И мы любим их примерно за то же самое, за что уважают талантливых рассказчиков в тюрьме: за то, что они дарят нам радость, даже наслаждение от соприкосновения с увлекательной историей. За то, что с их помощью мы испытываем чувства и переживаем события, которых нам не хватает в нашей реальной жизни. Спасибо, но на этом все.
Понятно, когда событий и эмоций не хватает сидельцам в тюрьме. Тут мало чем можно помочь.
Проблема с теми, кому литература заменяет «реал», кто еле досиживает на скучной работе, чтобы добежать до «читалки» или книги, и снова и снова с упоением погружается в воображаемые миры. Когда книга — украшение жизни, дополнение к ней — это нормально, а когда литература и есть жизнь — это уже диагноз. Книга должна дарить радость, а не помогать депортироваться из реальности. Если реальность невыносима, надо работать над тем, как сделать ее лучше, комфортнее, работать над своим восприятием, а не жать на Esc.
Не заставляйте ребенка читать
И чего точно не надо делать, так это заставлять ребенка читать.
Если ребенок а) не читает и б) не гуляет с друзьями, беспокоиться стоит только по поводу второго пункта. Социализация прежде всего. Потому что жить человеку нужно не в книгах, а навыки живого общения, умение заводить друзей, влюбляться, ориентироваться в настоящих человеческих отношениях, уметь испытывать эмоции самому важнее и полезнее, чем читать о них в книгах. Даже в самых лучших книгах.
Уважаемые непримиримые мамочки! Не надо так волноваться, говорю вам как психолог и педагог с большим стажем. Не в книгах счастье! Если вы любите читать сами, получаете от этого удовольствие, если ребенок часто видит вас с книжкой, а в доме все полки ими забиты — это не пройдет даром, скажется обязательно, хотя, может быть, не сразу.
Бесполезно и даже вредно нудеть, угрожать, рисовать страшные перспективы тупого бескнижного существования, торговаться («Если прочтешь столько-то страниц — я тебе за это. «). Это отодвинет момент сближения ребенка и книги. Хороший вариант — читать детям вслух. И не только Винни-Пуха, но и любые ваши любимые книги, включая «Войну и мир». Вместо телевизора. А с произведениями в рамках школьной программы пусть сами разбираются.
Чему научили меня книги, прочитанные летом? / о войне (Аргументы ЕГЭ)
Чему научили меня книги, прочитанные летом? Сложно в целом сказать чему наличиям меня прочитанные мною книги, ведь в каждом произведении есть свои жизненные примеры. Поэтому я хочу рассказать о некоторых книгах и о том, чему именно они меня научили.
Самыми впечатлительными, поучительными и захватывающими для меня оказались книги на военную тему. Борис Васильев своей повестью «А зори здесь тихие» убедил меня в том, что патриотизмом, мужеством и героизмом могут обладать не только мужчины, но и женщины, сумевшие выстоять все трудности и защитить Родину от захватчика. Именно любовь к родной земле и людям, ненависть к врагу помогла Фёдору Васкову в одиночку сражаться с фашистами до прихода русских.
Ещё одним примером женской стойкости и любви к русской земле является героиня произведения Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». Оставшись одна на родном сожженном хуторе, беременная Мария нашла себе убежище и обустроила его, приютила бесхозных коров, собак, голубей, овец, куриц, лошадей.
Она ни дня не сидела без дела. Убирала урожай с полей, подготавливала к зимовке жилище для себя и животных, хоронила убитых немецких и русских солдат. Однажды обнаружила детдомовских детей и забрала их к себе, заменив им мать.
Таким образом, город выдержал и выстоял под натиском немецких оккупантов, жители его не сломались, а остались «непокоренными».
Повесть Распутина «живи и помни» содержит в себе множество примеров и учений. С одной стороны автор показывает, что каждый поступок Немет за собой ответсвенность и последствия. Дезертирство Андрея Гуськова повлекло за собой вечные скитания в одиночку. Приехав в родные края, он не мог никому показаться. Но он встретился с женой, укрываясь в бане. Рассказав обо всем, он возложил на неё груз ответственности. Бремя вины перед народом и страной постепенно разрушают личность Андрея, убивая в нем положительные качества.
Начинка беременеет от Андрея, и в этом он видит оправдания своим деяниям. Но все-таки страшный исход настигает дезертира. Жена с нерожденных ребёнком погибают, а он так и остаётся жить с неиссякаемым чувством вины. В этом состоит самое страшное наказание для Андрея. Я считаю, что автор хотел донести то, что каждый должен нести ответственность за свои поступки.
Но с другой стороны Распутин показывает величайшую преданность и силу воли Настены. Живя с мыслью о бесплодии, она терпела и прощала издевательства мужа. Не рассказывала о его дезертирстве. Приняв его судьбу, обрекла себя на жалкое существование и бесконечные угрызения совести. Такая жизнь была ей невыносима и она свела счёты с жизнью. Но она всю свою замужнюю жизнь была верна и предана Андрею. Ни смотря ни на что ждала его, скрывала и помогала выжить.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.