ласточки летают низко и рыба не клюет
II. Закрепление изученного материала
1. Упражнение 12 (устно; предложения 1, 2, 4, 5, 7 из п. I и сделать схемы к ним в тетрадях.)
2. Диктант с взаимопроверкой.
Записать предложения под диктовку, сделать разбор: 1-й вариант фонетический и морфологический, 2-й вариант — словообразовательный и по составу, синтаксический.
1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями 1 пели звонко.
2. Изредка хлопнет обессиленный 2 парус или под кормой плеснет волна. (К. Г. Паустовский.)
3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.
4. Кот принял угрожающую 3 позу, щенок тоже оскалился.
6. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
III. Творческий диктант
Закончите пословицы, использовав противительные союзы:
Вариант задания: выписать из словаря В. И. Даля пословицы — ССП с противительными союзами.
IV. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы
Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.
1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)
2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб запоет или рука разболится.)
V. Работа с учебником
1. Упражнение 14: п. 1 — устно (выполняем «по цепочке»), п. II — письменно; предварительно выразительно читаем текст упражнения — стихотворение И. А. Бунина.
2. Упражнение 19 (работа с текстом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Вариант задания: выписать из статей учебника литературы (или другого учебника) сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.
3. Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.
VI. Занимательная лингвистика
Найдите «четвертое лишнее»:
1. Дом невелик, да скучать не велит.
2. Хлеб да каша — пища наша.
3. Маленький, да удаленький.
4. Хороша Маша, да не наша.
(Лишнее предложение —2: да=и, в остальных случаях да=но.)
VII. Домашнее задание
Упражнение 16— письменно; упражнения 20, 21 — устно. Принести на урок газету, выбрать понравившуюся статью, заметку или очерк.
Уроки 11—12. Подготовка к сочинению
С использованием основных групп
Сложносочиненных предложений и анализ сочинений
Цель урока: развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложносочиненном предложении и навыки постановки знаков препинания в ССП.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 20: ученики зачитывают словосочетания со словами гуманист, гуманизм, гуманность.
2. Творческий диктант.
Составить словосочетания со словами упражнения 20 (диктует учитель). В скобках указать типы словосочетаний.
3. Упражнение 16. Четыре ученика выписывают на доску выполненные дома виды лингвистического разбора. Остальные в это время комментируют предложения упражнения (учитель называет первого отвечающего, тот выбирает следующего и т. д.). Затем так же проверяем написанное на доске.
II. Работа с газетным текстом
Несколько учеников зачитывают выбранный материал. Если он объемный, кратко пересказывают текст, зачитывая цитаты из текста,
Определяем стилистическую принадлежность, жанр материала, его актуальность, наиболее яркие цитаты; возможно, отмечаем недостатки.
Предлагаем выбрать из газетных материалов несколько сложносочиненных предложений, самые интересные записать в тетрадях.
Выберем материал, рассказывающий о каком-либо человеке, обсудим, что сделало его героем очерка, статьи.
III. Подготовка к сочинению о привлекательном, интересном человеке (упражнение 18)
Сначала решим, в каком жанре будет написано сочинение. Это может быть газетный очерк, заметка, портрет, может быть лирическая зарисовка-воспоминание о человеке, который произвел на вас впечатление, удивил чем-то, даже в чем-то изменил вашу жизнь. Наверное, не надо искать интересных людей где-нибудь далеко, они есть в вашем окружении. Героем сочинения может стать ровесник, кто-нибудь из родных, знакомых, В каждой семье есть люди, рассказы о которых переходят из поколения в поколение.
Затем отберем материалы, факты, которые лягут в основу сочинения. Следующий этап — составление плана.
1. Почему вы выбрали героем сочинения этого человека?
2. Что и откуда вам известно о герое?
3. Самые яркие факты из жизни, поступки, стороны личности героя.
4. Что вас привлекает в этом человеке? Какое влияние он на вас оказал?
IV. Устный рассказ-сочинение
Несколько человек рассказывают о героях своего будущего сочинения. Вопросы, которые возникнут в ходе обсуждения, помогут дополнять сочинение, показать, на что обратить особое внимание.
Анализ сочинений проводим на следующем уроке.
V. Словарная работа
Записать в словарик слова в рамках: комментарий, комментатор, популярный, интенсивный, гостиная. Уточнить значения слов. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.
VI. Домашнее задание
Материал к урокам подготовки к сочинению
Прочитайте ученикам рассказ Юрия Нагибина, где он вспоминает о своих первых литературных опытах, и обсудите его в классе. Это поможет в написании творческих работ: сочинений, изложений.
Первый мой литературный опыт носил сугубо «реалистический» характер: я описал лыжную прогулку, предпринятую в один из выходных дней нашим девятым классом.
А когда начал писать о нашем лыжном походе, обнаружил, что мне не о чем рассказывать. Ну, собрались у касс Ярославского вокзала, взяли билеты, сели в электричку, приехали через полчаса в Лосинку, пешком добрались до лыжной базы. Ну, купили талончики на обед. У кого не было своих лыж, взяли напрокат вместе с пьексами[1]. Агафонов еще раз сказал, что лыжи не смазаны, а пьексы — дерьмо. Поразмыслив, я счел его высказывание негодным для изящной словесности и вычеркнул. Потом мы дали круг, долго катались с гор, прыгали с небольшого самодельного трамплина, и все падали, кроме Агафонова. Он вообще оказался самым сильным лыжником в классе. Потом мы обедали, ели грибные щи, биточки с перловой кашей и комкастый кисель. Домой возвращались уже в темноте.
Я не помню дословно своего произведения — по объему, богатству наблюдения и художественной выразительности оно было равно изложенному здесь и занимало ровно половину тетрадочной страницы.
Я стал мучительно выискивать, о чем бы еще написать. Поражало несоответствие продолжительности поездки с бедностью воспоминаний. А чем было заполнено время от полудня до семи вечера? Ведь что-то происходило и на вокзале, и в вагоне электричек и по пути на лыжную базу, и в походе.
И тут во мне заговорил густой, сиплый голос: «Я этого зайчонка еще летом принес. Был он с детскую варежку. Ма-а-хонький, пушистый, теплый. Ребятенкам моим он так пришелся, не оторвешь. »
. А где был охотник еще несколько минут назад? Он возник из колодца памяти будто сам собой, на деле же я высидел его за столом, как-то странно напрягаясь в пустоту. Я продолжал напрягаться, и вскоре другие голоса поездных пассажиров затолкались в моем мозгу.
. Оказывается, я отлично помню их лица: скуластое и усатое охотника, с маленькими, глубоко упрятанными глазками; пятнисто-румяное, тонкое — разгневанного юноши-студента. Я увидел милиционера в тамбуре, курившего тонкую папиросу-гвоздик.
Я впервые заметил, что многие люди пребывают словно не в образе. Пожилая женщина с лицом как леченое яблоко ярко подмазала сухие, сморщенные губы и усадила редкие ресницы комочками туши; почтенный старичок. повязал шею легкомысленным дамским шарфиком; куривший в тамбуре милиционер изящно отставлял мизинец с черным ногтем, украшенным янтарным колечком. Казалось, эти люди в спешке схватили из общей кучи примет что попадется. За зрительным и звуковым рядом потянулись запахи и осязательные ощущения. Я впервые обнаружил, что в верхнем вестибюле метро пахнет нагретой резиной, как и от буксующих колес машины; восстановил всю гамму запахов вокзала, где пахло поплывшим натоптанным снегом и кухней; перрона, где замечательно и крепко пахло шпалами, паровозной гарью; в тамбуре вагона пахло простором — чистым, крепким снегом и хвоей, а внутри — дезинфекцией, овчиной, валенками.
Но главные открытия ждали меня впереди, когда я принялся извлекать из тьмы забвения и базу, и бег на лыжах. Мартовские ели стояли в круглых лунках-проталинах. Снег в изножии деревьев напоминал постный сахар.
. С глубоким удивлением обнаружил я, как от самой необходимости перенести на бумагу несложные впечатления дня, черты хорошо знакомых людей странно расширились и углубились все связанные с этим обычным зимним днем переживания и наблюдения. Кажется, я по-настоящему осознал тогда, что люблю природу мучительно, до слез, люблю деревья, снег, небо, замерзшую реку, черные прутья кустов. Впервые обнаружил я, что Васька Агафонов влюблен в Иру Трушину. Это угадалось само собой: просто я написал в точном соответствии с действительностью, как долго возился он с Ириными лыжами, сперва натирая их мазью, потом прилаживая к ним крепления, наконец, затягивая ремни на Ириных ботинках. Он не отходил от Иры ни на шаг стоило ей оступиться или упасть, он кидался к ней со всех ног, отряхивая ее одежду, осторожно снимая снежинки с ее волос, обволакивал своими движениями, будто заключал в незримую оболочку… А до этого мне и в голову не приходило, что этот здоровенный парень, помешанный на хоккее и футболе, как-то отличает Иру от других наших соучениц.
В сущности, уже в этой первой попытке определился мой столбовой литературный путь: не придумывать, идти впрямую от жизни; «копаться» в материале действительности, стремясь найти в ней как можно больше, И следующий мой рассказ был написан в том же роде: там я описывал двор нашего дома и одно трагическое происшествие, случившееся во дворе.
(Ю. Нагибин. «Почему я не стал футболистом».)
Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения»
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Сложные предложения»
1) раздаточный материал
2) таблица «Виды придаточных предложений»
Задание: выделите правильный ответ и подчеркните. – 5 минут
Рад бы в рай, да грехи не пускают.
1) Докажите, что это сложное предложение.
2) Докажите, что это пословица.
Плохо человеку, когда он один.
Докажите, что это предложение придаточное условия, а не времени.
Учитель: Представим, что вы учитель, а я ученик. Кто мне интересно объяснит тему «Сложные предложения».
1) Сложносочинённые предложения.
2) Сложноподчинённые предложения.
Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным членом.
1) Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюёт. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.)
2) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки).
3) Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной зуб заноет или рука разболится.)
Повторение темы «Сложные предложения»
1) Определить вид придаточных.
2) Определить вид подчинения, составить схему, расставить знаки препинания.
1. Хорошо быть уверенным что если нужно тебе помогут.
2. Бывает что если не повезло с утра то не везёт весь день.
3. Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постоянно стала петлять как я нашёл грибное место и отстал от них.
4. Когда юноша захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел своё отражение.
Вспомните перифразы к следующим понятиям.
1. Петербург (Северная Венеция, Северная Пальмира)
2. Киев (мать городов русских).
3. Юность (весна жизни).
4. Старость (закат дней).
5. Родиться (прийти в этот мир, появиться на свет Божий).
6. Женьшень (корень жизни).
7. Хлопок (белое золото).
8. Мужчина (сын Адама)
9. Женщина (дочь Евы)
10. Человек (царь природы, венец творения).
Закончите пословицы, использовав противительные союзы.
1. Не красна изба углами, (а красна пирогами).
2. Мягко стелет, (да жёстко спать).
3. Делу время, (а потехе час).
4. Близок локоть, (да не укусишь).
5. Не спеши языком, (а спеши делом).
Подготовиться к контрольному диктанту. Написать сочинение- рассуждение «Нужны ли нам сложные предложения?»
Цели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей, находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом; развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Объяснительный диктант
1) Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. Пущин) 2) Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. (Н. Гоголь) 3) Днём мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. Астафьев)
— Выделите основы, укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения; отметьте ряды однородных членов; укажите виды сложных предложений, объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 68 — обсуждение вопросов и заданий; морфемный и морфологический разбор выполняется у доски.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение правил и теоретических сведений (с. 43-44).)
2. Формулирование выводов
• Части сложносочинённого предложения разделяются запятой, перед союзами ставится запятая.
• Иногда между частями сложносочинённого предложения ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указание на быструю смену событий.
• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и при наличии общего члена или общей придаточной части запятая не ставится. Общим может быть и вводное слово.
• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и запятая не ставится, если эти предложения являются двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
• Сложносочинённое предложение надо отличать от простого с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 69 — комментированное письмо, составление схем предложений на доске и в тетрадях.
2. Упр. 71 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
3. Упр. 70 — конструирование предложений; составление схем предложений на доске и в тетрадях.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 45).
— Составьте с ними предложения.
3. Конструирование предложений — синтаксических синонимов
— Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным членом.
1) Когда это бывает?
• Ласточки летают низко.
(Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.)
2) Где это можно увидеть?
(На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3) Когда это случается?
• Обязательно зуб заноет.
(Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболится.)
V. Подведение итогов урока
— Когда в сложносочинённых предложениях не ставится запятая перед союзом и?
— Как отличить предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённых предложений?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Урок по теме: «Сложносочиненное предложение» 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кривцовская средняя общеобразовательная школа
Урок по теме: «Сложносочиненное предложение»
Учитель русского языка и литературы
Тема: Сложносочиненное предложение.
Цели: 1. Углубить сведения об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формировать умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Совершенствовать навыки разграничения простых и сложных предложений.
2. Развивать навыки анализа простого осложненного и сложного предложений.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
1.Знать: порядок синтаксического анализа предложения, правила постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложениях.
2.Уметь: логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, производить синтаксический анализ предложений.
Методы: слово учителя, анализ языкового материала.
1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради.
2.Орфографическая пятиминутка. Объяснительный диктант. Двое у доски
I вариант ( с Ь ) II вариант (без Ь)
Ложь, говоришь, точь-в-точь, решение задач, выигрыш, хорош, стеречь, речь, наотмашь, ночь, сплошь, богач, замуж, с крыш, рожь, прочь, беречь, товарищ, колюч, плачь, плач, грош, еж, настежь, дремуч, плеч, мышь, навзничь, невтерпёж, сторож, из-за туч, возле дач.
3.Повторение ранее изученного. Прием «Мягкая посадка»
Назовите средства выразительности, которые встречаются в задании 3 ГИА (метафора, фразеологизм, эпитет, сравнение). Продолжите фразу:
1.Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными со связью согласование
чувство радости-радостное чувство
2. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными со связью управления.
Актуализация полученных знаний
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Какие предложения называются сложными?
На какие группы делятся сложные предложения?
-Какие предложения называются сложносочиненными?
-В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?
Внимательно послушайте теоретический материал, затем заполните таблицу
Можно вызвать троих к доске:
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за
другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому.
Наша задача-научиться ставить знаки в ССП
1. Запятая ставится между частями ССП перед соединительными, противительными и разделительными союзами.
1) Вечерело, и в тихой воде догорали вечерние облака.
2) То светило солнце, то шел дождь.
3) В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.
Упр. 1.Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Постройте схемы
1.Зима была снежная, и все ждали сильного половодья. (М.-Сиб.)
2. Ему стало жарко, и он расстегнул полушубок. (Леон.)
3. Солнце зашло, и начало смеркаться.
4. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.
5) Вставало облачное утро, и очень быстро светлело.
8) Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело.
5) Еще не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
Разминка. Устный творческий диктант.
Закончи пословицы, использовав противительные союзы.
1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе час).5)Близок локоть (,да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают).
2. Части, входящие в состав ССП, не разделяются запятой в следующих случаях:
Если части ССП имеют общую часть (второстепенный член предложения, вводное слово, или общее придаточное предложение) и соединяются неповторяющимися союзами И, ДА (=И), ЛИБО, ИЛИ
1) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
2) По словам лесника, реки обмелели и вся рыба вывелась.
3) Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно
Конструирование предложений. Работа в парах. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка) 3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)
5.Рефлексия. Продолжите одно из предложений
Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 9-й класс
Класс: 9
Цели:
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Оборудование: проектор, интерактивная доска TraceBoard, раздаточный материал, таблица «Знаки препинания в ССП».
Ход урока
1. Постановка учителем целей урока
2. Теоретический опрос
3. Повторение разрядов сочинительных союзов
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, назовите сочинительные союзы и их разряд по значению.
4. Задание в формате ОГЭ (8)
Выпишите грамматическую основу предложения:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
Из какого произведения взяты строки? (Пушкин. Осень)
5. Теперь подробнее поговорим о противительных союзах
Почему они вызывают меньше затруднений, чем соединительные и разделительные? (Перед противительными союзами всегда ставятся запятые). Противительные союзы образуют стилистическую фигуру антитезу (что это такое?). Это усиливает выразительность речи. Противительные союзы часто используются в русских пословицах.
Соедините стрелками части пословиц, обозначьте противительные союзы, объясните смысл пословиц.
Не место красит человека,…
Не красна изба углами,…
Значения пословиц:
1. Важны качества человека, а не его положение, должность.
2. Казалось бы, и легко осуществить что-либо, да нет возможности достичь желаемого.
3. Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев.
4. За добрыми словами могут скрываться недобрые намерения.
6. Задание в формате ОГЭ (11).
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вдруг лес расступился перед ним и остался позади, а Данко и все люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём.
Из какого произведения это предложение? (М.Горький. Легенда о Данко)
Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого последующей буквой. (расступился)
7. Пунктуационный разбор ССП
Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысленно красиво.
8. Физкультминутка для глаз
9. Задание в формате ОГЭ (12)
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звёзды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А. Куприн)
Такой замечательный текст, что хочется немного его проанализировать.
Мы с вами сейчас попутно повторили 3 задание в формате ОГЭ.
Вы начали потихоньку учиться выполнять 15-е задание – писать сочинение-рассуждение. Наибольшую трудность представляет первое сочинение на лингвистическую тему.
Вспомните, какие 2 примера надо привести в качестве аргументов. (1 пример лексический, 2 пример грамматический).
В качестве грамматического примера можете теперь использовать и ССП. Возникает вопрос, как правильно указать роль ССП в тексте. Тут нам на помощь приходят значения 3 групп сочинительных союзов:
1) ССП с соединительными союзами повествуют о явлениях, происходящих одновременно или последовательно;
2) ССП с противительными союзами указывают на противопоставление явлений;
3) ССП с разделительными союзами указывают на чередующиеся явления.
Вернёмся к тексту. Объясните роль ССП в нём.
10. Умение различать ССП и простые предложения с однородными членами
Как надо отличать ССП и простые предложения с однородными членами? (По количеству грамматических основ)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип предложения: ССП или ПП с однородными членами.
11. Задание в формате ЕГЭ (16)
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
12. ССП с общим второстепенным членом
При каком условии части ССП не отделяются запятой? (Если в предложении есть общий второстепенный член).
Следующее задание творческого характера.
Добавьте в ССП общий второстепенный член.
1)_______________ ласточки летают низко и рыба не клюёт.
(Когда это бывает? – Перед ненастьем)
2) _______________ тигры послушны и слоны легки.
(Где это можно увидеть? – На арене цирка)
3) ______________ обязательно зуб заноет и рука разболится.
(Когда это случается? – Перед контрольной работой)
13. Задание в формате ЕГЭ (25)
Сочинительные союзы могут также стоять в начале предложения и служить средством связи с предыдущим предложением. Давайте посмотрим, как это может выглядеть в формате ЕГЭ.
Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и повтора однокоренных слов.
(1) Сейчас уже привыкли. (2) Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (3) Да и немудрено – более 500 человек побывали там, если верить статистике. (4) Разве можно вспомнить всех! (5) Но первых помнят.
14. Подведение итогов урока
15. Домашнее задание
Выписать 6 ССП с разными союзами из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».