Что такое цзинь в весе
Цзинь
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Цзинь» в других словарях:
Цзинь ши — (кит. упр. 金史, пиньинь: Jīn Shǐ) официальная история чжурчжэньской династии Цзинь, правившей в 1115 1234 годах в северной части современного Китая. Содержание 1 Структура 2 Источники … Википедия
Цзинь — государство и династия (1115 1234) джурчжэней. К середине XII в. в состав Цзинь входила территория современных северо восточных и северных районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР) … Энциклопедический словарь
Цзинь — (Jin, Chin) (1126 1234), династия, правившая Маньчжурией, частью терр. Монголии и Сев. Китая. Основана чжурчжэнями, кочевыми охотниками, пришедшими с pp. Амур и Сунгари, предками маньчжу ров. Когда правители династии Сев. Сун решили выступить… … Всемирная история
ЦЗИНЬ — государство и династия (1115 1234) чжурчжэней. К сер. 12 в. в состав Цзиня входила территория современного северо восточного и северного районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР) … Большой Энциклопедический словарь
цзинь — [кит.] – мера веса; в Китае около 604,5 г, в Японии – 599,7 г Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
цзинь — сущ., кол во синонимов: 2 • династия (65) • мера (250) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Цзинь Юн — Чжа Лянъюн (Луис Ча) 查良鏞 Цзинь Юн в 2007 году Псевдонимы: Цз … Википедия
Цзинь — I царство в Древнем Китае (11 4 вв. до н. э.). Находилось на территории современной провинции Шаньси. С 632 по 546 до н. э. одно из сильнейших древнекитайских царств т. н. гегемон (ба). В 5 в. до н. э. было ослаблено междоусобной борьбой… … Большая советская энциклопедия
Цзинь Ши — Мадам Цзин. Рисунок из старинной книги. Чжэн Ши (кит. 鄭氏, 1785 1844) китайская морская разбойница, которая снискала славу одного из самых удачливых пиратов в истории. Она командовала флотом в 2 000 судов и имела под своим началом более 70 000… … Википедия
ЦЗИНЬ
Полезное
Смотреть что такое «ЦЗИНЬ» в других словарях:
Цзинь — Цзинь: Цзинь (кит. 斤) традиционная китайская мера веса; в КНР в настоящее время составляет 500 грамм. Цзинь может также означать следующие китайские княжества, династии либо соответствующие эпохи: Цзинь (кит. трад. 晉, упр. 晋, пиньинь: Jìn; 1042… … Википедия
Цзинь ши — (кит. упр. 金史, пиньинь: Jīn Shǐ) официальная история чжурчжэньской династии Цзинь, правившей в 1115 1234 годах в северной части современного Китая. Содержание 1 Структура 2 Источники … Википедия
Цзинь — государство и династия (1115 1234) джурчжэней. К середине XII в. в состав Цзинь входила территория современных северо восточных и северных районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР) … Энциклопедический словарь
Цзинь — (Jin, Chin) (1126 1234), династия, правившая Маньчжурией, частью терр. Монголии и Сев. Китая. Основана чжурчжэнями, кочевыми охотниками, пришедшими с pp. Амур и Сунгари, предками маньчжу ров. Когда правители династии Сев. Сун решили выступить… … Всемирная история
ЦЗИНЬ — государство и династия (1115 1234) чжурчжэней. К сер. 12 в. в состав Цзиня входила территория современного северо восточного и северного районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР) … Большой Энциклопедический словарь
цзинь — [кит.] – мера веса; в Китае около 604,5 г, в Японии – 599,7 г Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
цзинь — сущ., кол во синонимов: 2 • династия (65) • мера (250) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Цзинь Юн — Чжа Лянъюн (Луис Ча) 查良鏞 Цзинь Юн в 2007 году Псевдонимы: Цз … Википедия
Цзинь — I царство в Древнем Китае (11 4 вв. до н. э.). Находилось на территории современной провинции Шаньси. С 632 по 546 до н. э. одно из сильнейших древнекитайских царств т. н. гегемон (ба). В 5 в. до н. э. было ослаблено междоусобной борьбой… … Большая советская энциклопедия
Цзинь Ши — Мадам Цзин. Рисунок из старинной книги. Чжэн Ши (кит. 鄭氏, 1785 1844) китайская морская разбойница, которая снискала славу одного из самых удачливых пиратов в истории. Она командовала флотом в 2 000 судов и имела под своим началом более 70 000… … Википедия
Цзинь (царство)
Государство Цзинь основал Тан Шую, ведущий происхождение из царского рода династии Чжоу. К концу периода Весны и Осени царство Цзинь разделилось на три.
Содержание
Столицы
Царство Цзинь сменяло столицу несколько раз. Первоначально столицей был город Тан (唐), остатки которого сохранились на территории современного города Цюцунь (曲村).
Позднее столица была перенесена в город Е (鄂), потом в город Цзян (绛), потом в Синьтянь (新田), остатки которого находятся на территории современного города Хоума, около города Линьфэнь в провинции Шаньси.
Вэнь-гун
Из правителей царства Цзинь особенно прославился Вэнь-гун (личное имя Чжунъэр), который правил в 636—628 до н. э.. Будучи вторым сыном, он не считался основным претендентом на трон. Опасаясь за свою жизнь, он бежал в царство Цинь, когда правил его старший брат Сянь-гун, и вернулся только когда Сянь-гун был убит.
Став князем (гуном), он сделал царство Цзинь могущественным и одержал много военных побед. Он восстановил чжоуского вана на троне, потом победил царство Чу в битве при Чэнпу в 632 до н. э. и получил от чжоуского вана титул главы союзных князей. Он действовал в союзе с царством Цинь, при заключении пакта о дружбу они поставили монументы дружбы, и возникла даже поговорка «Дружба между Цинь и Цзинь», означающая нерушимый союз.
Распад
К концу Периода Весны и Осени мощь царства ослабла за счёт междоусобиц, царством стали управлять шесть министров из шести родов (六卿). К началу периода Чжаньго в силе осталось четыре рода — Чжи (智), Вэй (魏), Чжао (趙) и Хань (韓), при этом доминировал род Чжи. Последний глава клана, Чжи Яо (智瑶, Zhi Yao), попытался вступить в коалицию с родами Вэй и Хань, чтобы устранить род Чжао. Однако Вэй и Хань ему не доверяли из-за его агрессивности и жестокости, и они заключили сепаратный договор с Чжао, неожиданно атаковали столицу Цзиян и лишили власти род Чжи.
В 403 до н. э. три рода договорились о разделении страны на три государства, этот момент в истории называется «Три семьи разделили Цзинь» (三家分晉). Правители трёх царств Хань, Чжао и Вэй получили титул хоу (侯) (графа), три государства стали называться «три Цзинь» (三晉). До 376 до н. э. существовало ещё формальное государство Цзинь на небольшой территории, которая была потом поделена между тремя Цзинь. Все эти три царства играли большую роль в истории последующего периода Чжаньго.
Дом княжества Цзинь
Описан в гл.39 «Исторических записок» Сыма Цяня.
Титул правления | Имя | Длительность правления | Начало правления | Конец правления |
Тан Шу-юй (唐叔虞) | Цзи Юй 姬虞 | 1042 до н. э. | ||
Хоу-се (晋侯燮) | Цзи Се 姬燮 | |||
У-хоу (晋武侯) | Цзи Нин-цзу 姬宁族 | |||
Чэн-хоу (晋成侯) | Цзи Фу-жэнь 姬服人 | |||
Ли-хоу (晋厉侯) | Цзи Фу 姬福 | 859 до н. э. | ||
Цзин-хоу (晋靖侯) | Цзи И-цзю 姬宜臼 | 18 | 858 до н. э. | 841 до н. э. |
Си-хоу (晋釐侯, 晋僖侯) | Цзи Сы-ту 姬司徒 | 18 | 840 до н. э. | 823 до н. э. |
Сянь-хоу (晋献侯) | Цзи Цзи 姬籍 | 11 | 822 до н. э. | 812 до н. э. |
Му-хоу (晋穆侯) | Цзи Фо-ван 姬费王 | 27 | 811 до н. э. | 785 до н. э. |
Шан-шу (晋殇叔) | Цзи Шан 姬殤 | 4 | 784 до н. э. | 781 до н. э. |
Вэнь-хоу (晉文侯) | Цзи Чоу 姬仇 | 35 | 780 до н. э. | 746 до н. э. |
Чжао-хоу (晋昭侯) | Цзи Бо 姬伯 | 06 | 745 до н. э. | 740 до н. э. |
Сяо-хоу (晋孝侯) | Цзи Пин 姬平 | 16 | 739 до н. э. | 724 до н. э. |
Ао-хоу (晋鄂侯) | Цзи Ци 姬卻 | 06 | 723 до н. э. | 718 до н. э. |
Ай-хоу (晋哀侯) | Цзи Гуан 姬光 | 09 | 717 до н. э. | 709 до н. э. |
Сяоцзы-хоу(晋小子侯) | Цзи Сяоцзы 姬小子 | 04 | 708 до н. э. | 705 до н. э. |
Хоу-минь (晉侯緡) | Цзи Минь 姬缗 | 27 | 704 до н. э. | 678 до н. э. |
У-гун (曲沃武公,晋武公) | Цзи Чэн 姬成师 | 39 | 715 до н. э. | 677 до н. э. |
Сянь-гун (晋献公) | Цзи Гуйчжу 姬诡诸 | 26 | 676 до н. э. | 651 до н. э. |
Хуэй-гун (晋惠公) | Цзи Иу 姬夷吾 | 14 | 650 до н. э. | 637 до н. э. |
Хуай-гун (晋懷公) | Цзи Юй 姬圉 | 0 | 637 до н. э. | 637 до н. э. |
Вэнь-гун (晋文公) | Цзи Чжунэр 姬重耳 | 09 | 636 до н. э. | 628 до н. э. |
Сян-гун (晋襄公) | Цзи Хуань 姬欢 | 07 | 627 до н. э. | 621 до н. э. |
Лин-гун (晋灵公) | Цзи Игао 姬夷皋 | 14 | 620 до н. э. | 607 до н. э. |
Чэн-гун (晋成公) | Цзи Хэйдянь 姬黑臀 | 07 | 606 до н. э. | 600 до н. э. |
Цзин-гун (晋景公) | Цзи Цзюй 姬据 | 19 | 599 до н. э. | 581 до н. э. |
Ли-гун (晉厲公) | Цзи Шоумань 姬寿曼 | 08 | 580 до н. э. | 573 до н. э. |
Дао-гун (晋悼公) | Цзи Чжоу 姬周 | 15 | 572 до н. э. | 558 до н. э. |
Пин-гун (晋平公) | Цзи Бяо 姬彪 | 26 | 557 до н. э. | 532 до н. э. |
Чжао-гун (晋昭公) | Цзи И 姬夷 | 06 | 531 до н. э. | 526 до н. э. |
Цин-гун (晋顷公) | Цзи Цюйцзи 姬弃疾 | 14 | 525 до н. э. | 512 до н. э. |
Дин-гун (晋定公) | Цзи У 姬午 | 37 | 511 до н. э. | 475 до н. э. |
Чу-гун (晋出公) | Цзи Цзо 姬凿 | 23 | 474 до н. э. | 452 до н. э. |
Ай-гун (晋哀公, 晉懿公, 晉敬公) | Цзи Цзяо 姬骄 | 18 | 451 до н. э. | 434 до н. э. |
Ю-гун (晋幽公) | Цзи Лю 姬柳 | 18 | 433 до н. э. | 416 до н. э. |
Ле-гун (晋烈公) | Цзи Чжи 姬止 | 27 | 415 до н. э. | 389 до н. э. |
Сяо-гун (晋孝公)或晋桓公 | Цзи Ци 姬颀 | 32 | 388 до н. э. | 357 до н. э. |
Цзин-гун II (晋静公) | Цзи Цзюйцзю 姬俱酒 | 8 | 356 до н. э. | 349 до н. э. |
Литература
Чжоу (周) • Ци (齊) • Цинь (秦) • Чу (楚) • У (吳) • Юэ (越) • Цзинь (晉)
Чжэн (鄭) • Чэнь (陳) • Лу (魯) • Вэй (Чуньцю) (卫) • Янь (燕) • Цай (蔡) • Цао (曹) • Хуа (滑) • Сун (宋) • Шу (蜀)
— До Таллина далеко? — спросил меня древний китаец.
Из закромов Алексея Штрыкова
Эпиграф из сказки «Совет Лу Баня»:
Балка укоротилась: вместо семи чжанов, семи чи, семи цуней и семи фыней стало семь чжанов и шесть чи. Не хватало одного чи, семи цуней и семи фыней. Мастер не верил глазам, он все мерил и мерил, и каждый раз получалось семь чжанов и шесть чи. От волнения выступил у него на лбу холодный пот.
— Конец… Конец… — шептал он. — Всему конец…
Утром мастер Чжан спросил у подмастерья:
— Когда я отпиливал балку, ты был со мной. Помнишь, какую длину я отмерил?
— Как же не помнить! Было семь чжанов, семь чи, семь цуней и семь фыней!
— Удивительно! Удивительно! — забормотал мастер Чжан.
— Учитель! В чем дело?
— Вчера я снова измерил длину балки. Не хватает одного чи, семи цуней и семи фыней.
Трудно оценить масштаб этого бедствия без массы сносок в конце страницы. Забегая вперёд, сразу скажу, что балка мастера Чжана в результате диверсии укоротилась примерно на полметра. А наш рассказ пойдёт о китайской системе счисления.
Автор исторического (а подчас и фэнтезийного) произведения подчас сталкивается с вопросом о том, в чём измерять расстояние, площадь, объём, а самое страшное – время. Тем, кто с этим вопросом не сталкивался, скажу прямо: будет очень странно, если расстояние будут в километрах, а масса в килограммах. Заморские мили, фунты и совсем уж прекрасные лиги (вы, кстати, знаете, сколько это – лига?) иногда могут вас выручить, но тому, кто пишет по древней Азии, хорошо бы ознакомиться с исконными тамошними системами мер и весов.
Итак, если случайно встреченный на страницах книги древнекитайский разбойник настойчиво поинтересуется у вас, далеко ли до Таллина, или предложит на спор угадать длину его ножа, вам, скорее всего, понадобятся.
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
Цунь – «китайский дюйм». Как и любая анатомическая мера длины, фиксированного размера не имела. Более того, и мерили-то цуни по-разному. Бывало даже разделение на «мужские» цуни и «женские» (соответственно, по правой и левой руке человека). Приведу из «Википедии» несколько способов найти свой цунь.
Соединить концы согнутых среднего и большого пальцев левой руки так, чтобы они образовывали кольцо. За цунь принимается расстояние между внешними концами поперечных складок у 2-й фаланги среднего пальца.
Ширина большого пальца левой руки по линии, проходящей через угол ногтевого ложа.
Общая ширина 4-х сомкнутых пальцев выпрямленной ладони левой руки равна трём цуням.
Расстояние от локтевой складки до складки запястного сустава делится на 12,5 частей.
Точно можно сказать, что 10 цуней составляли 1 чи. Даже есть поговорка: «Получил цунь, а требует чи». Мол, палец в рот не клади – по локоть отхватит.
Чи – «китайский фут». Длина его варьировалась от 22 до 34 сантиметров. Между этими значениями дистанция огромного размера, учитывая, что в чи измеряли рост. Вот скажут: «богатырь ростом в семь чи». Считается, кстати, что это очень мощное телосложение! И действительно, если мерить по максимуму, то рост такого удальца составит 238 сантиметров. А если по минимуму? Всего 154! Разве ж богатырь? В примечаниях к русскому переводу «Троецарствия» чи – 32 сантиметра. Соответственно, цунь вдесятеро меньше, 3,2 см. А вдесятеро больше – 3,2 метра – чжан.
Чжан – «китайская сажень», основная мера для средних размеров и расстояний. К примеру, ширины или длины моста, величины тучи, разбега, который взял конь. В случаях особых (гипербола) чжанами измеряли и человеческий рост! Вот как «Троецарствие» описывает Утугу, правителя варварского государства Угэ:
«Правит этим государством великан в два чжана ростом. Питается он только живыми змеями и дикими зверями. Ничего другого он не ест. Все тело его покрыто чешуей, которую не пробивают ни меч, ни стрела».
Ли – «китайская верста», хоть и много короче нашенской. Примерно полкилометра.
Тысяча ли или десять тысяч ли – образное обозначение очень долгого пути. Так, древние пословицы гласят: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» и «Птица Пэн может пролететь десять тысяч ли». Последняя означает, что, мол, большому кораблю большое плавание. А птица Пэн – это такая мифическая огромная птица, мы о ней как-нибудь ещё поговорим. Традиционное наименование Великой стены – «стена длиной десять тысяч ли» (тут уж поэты, видно, приуменьшили подвиг строителей – говорят, что стена едва не дотягивала до двадцати тысяч ли!). А о лучших скакунах говорили, что это «лошади тысячи ли». Так, например, знаменитый Красный заяц, конь богатырей Люй Бу и Гуань Юя, мог проделывать путь в 1000 ли за день и скакать по горам, как по ровному месту.
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ПЛОЩАДИ
Меры площади так или иначе вытекают из мер длины.
Квадратный цунь – чуть больше 11 квадратных сантиметров. Соответственно, планомерно умножая на сто, получаем вначале квадратный чи, а затем квадратный чжан.
В Китае десятеричная система счисления удивительным образом сплетается с двенадцатеричной. Поэтому 60 квадратных чжанов – это му, то есть 667 квадратных метров. Стало быть, в нашем гектаре – ориентировочно 15 му. 10 му составляют ши, а 10 ши составляют цин (6,7 га).
Вот и весь сказ. Хотя очень вероятно, что квадратные цуни и даже цины вам в произведениях не понадобятся. Но мало ли.
КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ВЕСА И ОБЪЁМА
Меры веса и объёма рождаются из бытовых и государственных нужд.
Взять, к примеру дань («мешок»). Это вес, который можно унести на плечах, и составлял он примерно 60 килограммов. Нужно сказать, что должностные оклады (да что там, престиж должностей!) измерялись «мешками зерна». Самые престижные из классифицируемых были должности по 10 тысяч даней в месяц. Естественно, оклады выдавались не натурой, но это характерный момент.
Цзинь – «китайский фунт» – в сто раз меньше даня и чуть побольше других фунтов. Он составляет около 600 граммов. И, собственно, счёт цзинями может вестись на сотни, тысячи и миллионы. Так, например, на священной мировой горе Куньлунь, по преданиям, обитала мышь величиной больше быка, а весом в тысячу цзиней. Вообще, как я понимаю, «тысяча цзиней» – это аналог выражения «огромный вес» (ну, как «тысяча ли» – «огромное расстояние»).
Естественно, мерили цзинями и золото (не знаю, может, это другой цзинь, но он значительно меньше – 224 грамма). Вот как поэт Синь Цицзи начинает цы «Бессонница» (перевод М. Басманова):
К слову, в Восточной и Юго-Восточной Азии цзинь (он же катти) в ходу до сих пор. Китайский электронный безмен, который есть у меня дома, например, предлагает его в числе единиц для измерения веса. Каждая страна стандартизировала свой цзинь. КНР присвоила ему значение в полкило. Тайвань, Япония и Тайланд добавили сто грамм. Самый большой цзинь – филиппинский, 632,5 грамма.
Для драгметаллов была мера и поскромнее. Лян – «китайская унция», как называет его архимандрит Иакинф (Бичурин), – 37,2 грамма. Любопытно, что ляны тоже исчисляли десятками тысяч. Но тут объяснение простое. Серебряный лян служил валютой. То есть речь шла скорее о десятках тысяч денежных единиц, нежели о мерах веса как таковых.
Из мер объёма нужно выделить следующие:
Шэн – около литра.
Доу – 10 литров.
Ху – чуть более 100 литров.
Шэнами вполне естественно мерить, например вино. А доу подходит для весьма объёмных партий. Вот строки об одном выпивохе из стихов Ду Фу (перевод Б. Мещерякова):
Жуян лишь три доу осушив на пиру,
на утренний смотр спешил ко двору;
Повозку с вином по дороге увидев,
вздохнул: «Дай хоть слюни утру!»
Ху более подобает для измерения зерна.
Сразу хочу оговориться, что в разное время единицы варьировались будь здоров! Если верить источникам, дань мог составлять и 30 кило, ху мог доходить и до 20 литров, а шэн – быть в десять раз меньше, чем я написал. Так что не всё ли равно, сколько в стихах намерить ху, раз всё равно гипербола?
КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТОЛЬКО ЧТО ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
При всём выше сказанном я бы не стал пересаливать произведения китайскими мерами. Может быть, они когда-нибудь вам понадобятся. Но есть прекрасные анатомические (и не только) варианты, которые с лихвой заменят вам любые цуни и чи. Это, кстати, относится не только к китайским, но и вообще к любым стилизациям. Арабским, например. Ведь длину и ширину можно мерить пядями, ладонями, локтями, саженями. То, по чему можно пройти, можно измерить шагами, полётами стрелы и дневными переходами. Объём прекрасно укладывается в мешки, вёдра, чаши и чарки. Вес… Ну, разве что вес (да и то можно с чем-то сравнить; резонно же сказать: «весом со слона»). И ещё время – вот его как-то странно будет мерить нашими минутами и секундами, правда?
ВРЕМЯ
Исчисление времени – штука практическая. Жизнь человечества так или иначе связана со сменой сезонов и с необходимостью отмерять сроки. Важнейшими ориентирами для этого были небесные тела. Полное обращение Земли вокруг своей оси – вот вам и сутки; вокруг Солнца – вот вам и год; полная смена фаз Луны – вот вам и тридцатидневный месяц. Так же было и у древних китайцев.
Точно так же, как менялась по ходу времени китайская система мер, менялись и календарные понятия. Охватить их в небольшой заметке весьма сложно, поэтому ограничусь некоторыми практическими (на мой взгляд) выкладками, которые могут пригодиться при описании времени в стилизациях.
Месяц начинается новолунием и заканчивается соответственно новолунием же, длительность месяца колеблется от 29 до 30 дней. В обычном году 12 месяцев, в високосном – 13. Как таковое понятие недели варьировалось. При династии Хань неделя была пятидневной (соответственно – отдых раз в неделю), при династии Тан – десятидневной. В целом, деление месяца на декады – более или менее устойчивое.
Если потребуется иносказательно указать на какой-то день месяца, к вашим услугам фазы луны. Итак, примерно на седьмой-восьмой день наблюдается первая четверть; на пятнадцатый-шестнадцатый – полнолуние; на двадцать второй – двадцать третий убывающая луна в последней четверти.
Называть месяцы какими-то особыми названиями не обязательно. Их благополучно нумеруют – и дело с концом. Нужно лишь отметить, что начало нового года (Праздник весны) у китайцев приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния.
Есть, впрочем, и солнечный сельскохозяйственный календарь, не связанный с фазами луны. Название его периодов поэтически отражают состояние природы, и увязать их с нашим календарём можно следующим образом.
Китайские года объединялись в циклы – десятеричный (условно говоря, каждому году присваивалась одна из пяти стихий) и двенадцатеричный (известный календарь восточного гороскопа). На пересечении этих двух циклов появлялся цикл шестидесятилетний. Каждый такой цикл начинался с года деревянной мыши – «цзя-цзы». Поэтому и начало этого цикла, и сам цикл иногда назывался «цзя-цзы». К слову, известное восстание Жёлтых повязок началось именно в год «цзя-цзы» – лидеры восстания провозглашали его началом новой эры.
Вне зависимости от шестидесятилетнего цикла годы и попросту нумеровались. За точку отсчёта при этом принималось начала правления под определённым девизом. Новый девиз правления всегда провозглашался при вступлении на трон нового императора, но иногда император вводил новый девиз в середине своего правления.
Вот как выглядит описание даты в романе «Троецарствие» (в квадратных скобках – примечание, сделанное для русского читателя):
«Во втором лунном месяце четвертого года периода Цзянь-нин [171 г.] в Лояне произошло землетрясение».
Хорошо, когда государство одно! А если их несколько? То же «Троецарствие» – ближе к концу:
«В тринадцатом году периода Цзянь-син [235 г.] по летоисчислению династии Шу-Хань, что соответствует третьему году периода Цин-лун правления императора Цао Жуя, или в четвертом году периода Цзя-хэ правления императора Сунь Цюаня, между тремя царствами Шу, Вэй и У войн не было».
Но это крупные единицы. На что же делился день? На «двойные часы», в ночное время известные как стражи:
1-я стража — 7-9 ч. вечера,
2-я стража — 9-11 ч. вечера,
3-я стража — 11-1 ч. ночи,
4-я стража — 1-3 ч. ночи,
5-я стража — 3-5 ч. утра
Всего дневных и ночных «двойных часов» было 12. Но это для нас они «двойные». Для китайцев – скорее, наши ополовиненные. Иногда и двойные часы именовались по названию животных восточного гороскопа (начиная с крысы – 11-1 час ночи, и далее животное менялось каждые два часа).
Ко всему сказанному хочу добавить, что произведение едва ли потеряет шарм, если вместо двойных часов будут использоваться обычные.