Что такое цифровая инфраструктура
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, [1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. [2]
Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. [2]
Содержание
Глобальная информационная инфраструктура
Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. [2]
Информационная инфраструктура в России
Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.
Примеры информационной инфраструктуры
В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:
Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:
Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.
STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.
Scopus — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier, позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.
Формирование информационной инфраструктуры
В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:
Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:
Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.
Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.
Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей
В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума» [3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев [3] :
Что такое ИТ-инфраструктура
В общем смысле ИТ-инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных компонентов, с помощью которого можно организовать информационную среду и управлять ей.
Если у вас дома есть хотя бы один компьютер, который подключен к интернету, значит у вас уже есть домашняя ИТ-инфраструктура. На уровне компании ИТ-инфраструктура включает компоненты, которые нужны для внутреннего взаимодействия и предоставления сервиса.
Из чего состоит
Инфраструктура информационных технологий может состоять из следующих компонентов:
Компоненты объединяются в три базовые группы: сеть, аппаратное и программное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.
Аппаратная часть
Аппаратное обеспечение — это физическая часть всей платформы. Помимо серверов, компьютеров или маршрутизаторов, сюда входят и те элементы, которые помогают поддерживать функционирование машин и устройств. К таким элементам можно отнести элементы питания, охлаждения, коммутации, а также помещения, которые под них выделены.
Основным элементом является сервер. Он позволяет сотрудникам использовать ресурсы совместно. В качестве сервера может выступать офисный или игровой компьютер, но его комплектующие недостаточно надёжны, так как не рассчитаны на работу в безостановочном режиме. Идеальный вариант — серверные комплектующие, ведь они специально проектируются для непрерывной работы. Это стоит учитывать при создании инфраструктуры на собственных мощностях компании.
Программная часть
В программное обеспечение входят все приложения, которые используются для внутренних целей и для предоставления услуг клиентам. ПО необходимо для работы аппаратного части и управления ей. Операционные, CMS и CRM-системы, веб-серверы, почтовые клиенты относятся к программному обеспечению.
Сеть обеспечивает внутреннюю и внешнюю связь между устройствами и элементами системы. Она включает в себя аппаратные и программные элементы, которые необходимы для функционирования и защиты сети. К ним относятся: коммутаторы, маршрутизаторы, серверы, брандмауэры, а также всё то, что помогает обеспечивать и защищать передачу данных.
Эти части лежат в основе работы любой IT-инфраструктуры. Однако компоненты нужно подбирать индивидуально в зависимости от потребностей. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при формировании информационной среды компании.
ИТ-инфраструктура компании: особенности
Инфраструктура информационной системы является не только фундаментом, но и ключевым активом современной компании. От безопасности, надёжности и гибкости системы зависит конкурентоспособность и эффективность работы. Это влияет на доходность и успешность бизнеса. Поэтому ИТ-инфраструктура в бизнесе должна удовлетворять актуальным потребностям рынка, а её создание и развитие — это сложный трудоёмкий процесс, который требует привлечения опытных специалистов. Ошибки на этапе проектирования и запуска могут привести к проблемам безопасности, производительности и взаимодействия в будущем.
Поэтому важно правильно выбрать компоненты и тип информационной системы.
Традиционная и облачная
Выше мы рассказывали о традиционной инфраструктуре, в которой все компоненты принадлежат одной компании и располагаются в её собственных помещениях. Чем инфраструктура больше, тем сложнее и затратнее её поддерживать. Сейчас можно создать облачную инфраструктуру, что позволит сэкономить ресурсы.
Облачная структура похожа на традиционную, но все элементы расположены в системе поставщика услуг, который занимается обслуживаем. Управление информационной инфраструктурой возможно, если у вас есть компьютер с доступом в интернет.
Iaas (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как услуга. Не нужно разворачивать собственные серверы, готовить под них помещения, добиваться масштабируемости и следить за остальными составляющими. Об этом уже позаботился поставщик услуг.
Что такое ИТ-инфраструктура?
Инфраструктура информационных технологий (или ИТ-инфраструктура) означает объединение компонентов, необходимых для работы корпоративных ИТ-сервисов и ИТ-сред, а также управления ими.
Почему ИТ-инфраструктура играет важную роль
Технологии лежат в основе практически всех аспектов современного предприятия — от организации работы сотрудников до операционной деятельности, производства товаров и оказания услуг. Правильно настроенное сетевое взаимодействие позволяет оптимизировать технологии с целью улучшения обмена информацией, повышения эффективности и продуктивности.
Гибкая, надежная и безопасная ИТ-инфраструктура помогает предприятию добиться поставленных целей и получить конкурентное преимущество на рынке. Однако ошибки в ходе внедрения ИТ-инфраструктуры могут привести к проблемам взаимодействия, производительности и безопасности, включая системные сбои и утечку данных. Реализованная должным образом инфраструктура может рассматриваться как фактор, определяющий прибыльность бизнеса.
ИТ-инфраструктура помогает компаниям решить следующие задачи:
Как работают компоненты ИТ-инфраструктуры?
ИТ-инфраструктура включает в себя взаимосвязанные элементы и состоит из двух базовых групп компонентов — аппаратного и программного обеспечения. Программное обеспечение, например операционная система, необходимо для работы аппаратного обеспечения. Операционная система управляет системными ресурсами и устройствами. Кроме того, ОС обеспечивает взаимодействие между приложениями и физическими ресурсами с помощью сетевых компонентов.
Аппаратное обеспечение
К аппаратным компонентам относятся:
• центры обработки данных
• объекты физической инфраструктуры
Программное обеспечение
К программным компонентам относятся:
• системы управления контентом (CMS)
• системы управления взаимосвязями с клиентами (CRM)
• системы планирования ресурсов предприятия (ERP)
Объекты физической инфраструктуры
Объекты физической инфраструктуры или материально-техническая база обеспечивают физическое пространство для размещения сетевого оборудования, серверов и центров обработки данных. К ним также относятся кабельные сети в офисных зданиях, необходимые для связывания компонентов ИТ-инфраструктуры в единую систему.
Сеть
Сети состоят из коммутаторов, маршрутизаторов, концентраторов и серверов. Коммутаторы предназначены для подключения сетевых устройств, например маршрутизаторов, серверов и других коммутаторов, в локальных сетях. Маршрутизаторы обеспечивают передачу пакетов и данных между устройствами, расположенными в разных локальных сетях. Концентраторы объединяют несколько сетевых устройств в один компонент.
Сервер
Сервер — основной компонент аппаратного обеспечения, необходимый для ИТ-инфраструктуры предприятия. Серверы представляют собой компьютеры, обеспечивающие совместное использование ресурсов для разных пользователей.
Серверный зал/центр обработки данных
Для размещения нескольких серверов в организациях предусмотрены специальные помещения — серверные залы или центры обработки данных. Как правило, центры обработки данных являются ядром сети.
Виды инфраструктуры
Существует два основных вида ИТ-инфраструктуры: традиционная и облачная.
Традиционная инфраструктура
Традиционная ИТ-инфраструктура состоит из обычных аппаратных и программных компонентов: объектов физической инфраструктуры, центров обработки данных, серверов, сетевых устройств, настольных компьютеров и корпоративных приложений. Как правило, для настройки такой инфраструктуры требуется больше ресурсов, физического пространства и затрат по сравнению с другими видами инфраструктуры. Традиционная инфраструктура обычно устанавливается локально для внутрикорпоративного или частного использования.
Облачная инфраструктура
ИТ-инфраструктура на основе облачных вычислений подобна традиционной инфраструктуре. Однако конечные пользователи могут получить доступ к инфраструктуре через Интернет и использовать вычислительные ресурсы без установки локальных компонентов за счет виртуализации. Технология виртуализации связывает физические серверы, за обслуживание которых отвечает поставщик услуг, независимо от их географического расположения. Затем она разделяет и абстрагирует ресурсы, например ресурсы системы хранения данных, чтобы предоставить к ним доступ для пользователей практически в любой точке мира, где есть соединение с Интернетом. Такую общедоступную облачную инфраструктуру еще называют общедоступным облаком.
Оптимальная ИТ-инфраструктура
Конфигурация ИТ-инфраструктуры зависит от потребностей и целей бизнеса, однако некоторые задачи являются универсальными для любого предприятия. Оптимальная инфраструктура может обеспечить высокопроизводительную систему хранения данных, сеть с малым временем отклика, безопасность, оптимизированную глобальную сеть, средства виртуализации и нулевое время простоя.
Ресурсы
Продолжение диалога на тему ИТ-инфраструктуры
Узнайте, как использовать преимущества тенденций в сфере ИТ путем улучшения взаимодействия между ИТ и другими подразделениями организации. Эти тенденции можно использовать для обеспечения функций и возможностей с целью создания конкурентных преимуществ для бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Цифровая инфраструктура
Что такое цифровая инфраструктура?
Когда мы говорим, к примеру, об инфраструктуре города, то имеем в виду дороги, мосты, парки, здания и т.д. Когда говорим об инфраструктуре здания, то подразумеваем системы охраны и безопасности, кондиционирования и вентиляции, энергоснабжения и связи, как внутриобъектной, так и связи с внешним миром. В случае же цифровой инфраструктуры речь идет о компьютерах, сетях, мобильных телефонах, телефонии и т.д. Иными словами, мы говорим о том, что формирует наше цифровое пространство.
Цифровая инфраструктура – это комплекс технологий и построенных на их основе продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой (а не аналоговой) основе.
Зачем нужна цифровая инфраструктура
Наличие цифровой инфраструктуры позволяет компании в кратчайшие сроки (в течение считанных часов) развернуть локальную корпоративную сеть с доступом к Интернет.
При этом компания получает следующие преимущества:
• Сжатые сроки создания корпоративной сети и доступа к Интернет (2-3 часа)
• Отсутствие необходимости в покупке оборудования для создания корпоративной сети и доступа к Интернет.
• Отсутствие необходимости в защите сети маршрутизаторами и брандмауэрами
• Любое количество рабочих точек в произвольных помещениях
• Нет головной боли за инженерное обеспечение и надежность работы ИТ-оборудования, обеспечивающего работоспособность сети
• Отсутствие необходимости в содержании технических специалистов.
Особое значение цифровая инфраструктура получает на объектах с множеством сервисов, предоставляемых различными компаниями. Согласование работы этих компаний и согласование реализуемых ими сервисов является очень сложной задачей, часто неэффективно выполняемой, занимающей много лишнего времени и потребляющей много лишней энергии. Кроме того, нередко возникают ситуации противодействия одних сервисов другим. Можно привести простую аналогию противодействия, когда в офисных центрах в каких-либо помещениях работают системы и отопления и кондиционирования одновременно.
В качестве примера объекта с множеством сервисом рассмотрим аэропорт. В любом аэропорту работает много служб, организаций и предприятий и каждый из них отделен друг от друга. Как правило, недостаток коммуникационной системы аэропортов в том, что у каждого подразделения своя ИТ-инфраструктура. Получается так, что уполномоченные службы (таможня, милиция, пограничная служба) имеют, например, собственную систему видеонаблюдения и зачастую ведут наблюдения за одной и той же площадью.
Внедрение цифровой инфраструктуры устраняет подобные сложности и высокую стоимость от совместного функционирования нескольких подобных систем. Одна единственная сеть для видео, голоса и данных сокращает затраты на закупку оборудования, установку, содержание и обучение, обеспечивая стандартизацию оборудования и процедур управления, совместно с повышенной надежностью, что присуще только современным цифровым технологиям.
Преимущества цифровой инфраструктуры состоят в следующем:
• Единая цифровая сеть для передачи информации,
• Масштабируемая и гибкая инфраструктура,
• Простота интеграции с существующими современными и будущими технологиями,
• Высокие показатели доступности и надежности,
• Стандартизованные процедуры управления сетью,
• Быстрый, эффективный и гибкий доступ к текущей и архивной информации по каждому сервису,
• Возможность новых бизнес-процессов, услуг и дополнительных доходов,
• Снижение эксплуатационных расходов.
Региональная цифровая инфраструктура
Для региона наличие цифровой инфраструктуры означает современность и технологичность, возможность наладки внутригосударственных и международных взаимовыгодных связей, активизацию в развитии.
В качестве примера рассмотрим один из регионов России — Республику Татарстан.
Согласно докладу Лукониной Л.В. на VII Международной научно-практической конференции «ИКТ ГИО», прошедшей в 2009 году, в 2008 году в Татарстане завершился 10-летний процесс «телекоммуникационной оцифровки региона». На сегодня Республика Татарстан — единственный «цифровой» субъект нашей страны, где обеспечена 100% цифровизация всех сельских, городских АТС, сотовой связи, телекоммуникационных систем передачи данных. Это позволяет предоставлять потребителям самый широкий спектр информационных и коммуникационных услуг как по передаче речи, так и по передаче данных и доступа в Интернет с высоким качеством.
Результатом явилось решение нескольких важнейших задач государственного уровня:
• обеспечение телефонной связью жителей республики.
• устранение «цифрового неравенства» между городом и селом в части обеспечения связью и доступа в Интернет.
• 100% реализация Программы оказания универсальных услуг связи. При этом обеспечена доступность универсальных услуг телефонной связи в каждом населенном пункте Республики Татарстан и тем самым решена проблема телефонизации нетелефонизированных сельских населенных пунктов.
• отрасль полностью демонополизирована и работа ведется на принципах «государст-венно-частного» партнерства.
Цифровая инфраструктура в России и в мире в целом
Во всем мире цифровая инфраструктура преобразует способы ведения бизнеса, находит и распределяет новые возможности, оптимизирует и автоматизирует всевозможные процессы.
Во многих странах мира распространено такое понятие, как «подключенная республика» (Connected Republic), и оно близко к реализации. «Подключенная республика» напоминает кажущееся нереальным идеальное общество, граждане которого свободно работают и общаются друг с другом, преодолевая сопротивление бюрократии. Следует отметить, что функции «подключенной республики» выходят за рамки традиционного электронного государственного управления (e-government) и повышения эффективности доставки государственных услуг. «Подключенная республика» может стать новым этапом демократического обновления и заложить основы государства, в котором решения принимают не чиновники, а сами граждане.
Аналогично прогрессивными являются концепции «подключенного дома» (Connected Home) и «подключенной жиэни» (Connected Life).
Всё более гласной становится концепция «цифрового города», полностью построенная на цифровой инфраструктуре. На конференции Cisco Expo-2008 была представлена книга «Цифровые города. Широкополосный доступ и интеллектуальные сооружения: основы проектирования и построения». Учитывая, что в основе современной экономики лежит обмен информацией, то только информационное общество может сегодня считаться действительно развитым. В книге рассматривается концепция «цифрового города» — информационного общества с необычайно развитой инфраструктурой, для котороо характерна максимальная оперативность во взаимодействиях между людьми, властью и бизнесом, минимизирован бюрократизм, внедрено гибкое решение вопросов госучереждениями.
В России цифровая инфраструктура запаздывает по фазе развития от западных стран, но сам факт развития неоспорим. Активно набирает обороты система «электронного правительства», цифрового визирования, цифровой телефонизации, цифрового телевидения и др.
Вышеприведенный пример про Республику Татарстан – лучшее тому доказательство.
Будущая цифровая инфраструктура России будет базироваться на удовлетворении насущных и перспективных потребностей общества в высокотехнологических областях жизнедеятельности как человека, так и бизнес-процессов.
Крупнейшие провайдеронезависимые операторы дата-центров в России
По материалам Компьютер Пресс
1. Stack Group
АО «Группа компаний Стек» — крупнейший хостинг-провайдер, собственник сети дата-центров Stack Data Network. Сеть объединяет три дата-центра:
2. ISG (Integrated Service Group)
Дата-центр SafeData общей площадью около 500 м2 был открыт в 2007 году. В дата-центре компании ISG обрабатываются данные государственного проекта ГАС «Управление». Под них задействовано около 10% площадей дата-центра.
3. WideXS
WideXS — оператор связи, провайдер широкого спектра телекоммуникационных решений, обеспечивающий высокий уровень сервиса на основе корпоративных стандартов обслуживания клиентов.
Центр обработки и хранения данных WideXs (Data Center) занимает площадь около 2000 м2, общее количество стоек — около 300, запущен в эксплуатацию в 2003 году. Data Center WideXs является также узлом связи (Telehouse), на котором присутствуют российские и международные операторы связи.
4. Telehouse Caravan
Основная деятельность компании направлена на предоставление услуг доступа в Интернет, хостинга, фиксированной телефонной связи и построения сетей передачи данных. Реализация проектов осуществляется на базе оптоволоконной опорной сети, основанной на интеллектуальной технологии MPLS over Gigabit Ethernet. «Караван» владеет собственным дата-центром общей площадью около 1000 м2 с возможностью размещения 114 стоек. Дата-центр запущен в эксплуатацию в июле 2008 года.
5. IBS DataFort
IBS DataFort работает на рынке ИТ-аутсорсинга России с 2001 года и осуществляет поддержку ИТ в более чем 120 российских и зарубежных компаниях. В настоящее время услуги дата-центра предоставляются на двух арендованных технологических площадках на территории Москвы (первая площадка введена в эксплуатацию в 2001-м, вторая — в 2003 году). Общая площадь фальшпола обеих площадок — 370 м2, общее количество стоек — 110.
6. KiaeHouse
Дата-центр KiaeHouse был создан в 2003 году институтом информационных систем Российского научного центра «Курчатовский институт» и Российским НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) при участии Центра взаимодействия компьютерных сетей «MCK-IX». Он расположен в отдельном охраняемом помещении на закрытой территории ФГУ РНЦ «Курчатовский институт». Общая площадь дата-центра — 650 м2, общее количество стоек — 300.
7. DataDome
Компания DataDome, интегратор инженерных систем, начала свою деятельность в 2000 году. Она специализируется на выполнении проектов любого масштаба по возведению под ключ дата-центров, узлов связи, резервных информационных центров, центров непрерывности бизнеса. Проект начинался как объединение проджект-менеджеров нескольких компаний, в том числе сотрудников российского офиса Cable & Wireless и фирмы «Аэротерм». Первый результат совместной деятельности — узел связи компании Cable & Wireless в Москве — был запущен в эксплуатацию в августе 2000 года. Далее последовал ряд успешных проектов по созданию дата-центров, серверных комнат и резервных офисов.
8. Филанко
Компания «Филанко», хостинг-провайдер, была основана 2 сентября 1999 года. 5 ноября 2001-го она начала оказывать услуги по регистрации и делегированию доменов. Строительство собственного технического центра под маркой DataHouse было закончено в сентябре 2006 года. Общее количество стоек — около 40.
9. DataLine
Компания DataLine, входящая в холдинг INLINE Technologies Group (ITG), начала предоставление услуг по размещению оборудования заказчиков на базе собственной распределенной сети центров обработки данных в Москве и Московской области в декабре 2008 года.
ЦОД, расположенный в Москве, имеет подведенное энергоснабжение первой категории общей мощностью 5 МВ·А и рассчитан на размещение 350 стоек. Планируется к запуску ЦОД № 2 в Московской области, в районе 50-го километра по Минскому шоссе, который станет самым большим в сети DataLine — площадь 2700 м2, общая подведенная мощность более 7 МВ·А, количество стоек — 800. ЦОД № 3 располагается в Москве на Коровинском шоссе. На площади около 900 м2 проектируется более 350 стоек с общей подведенной мощностью 4 МВ·А. Плановая дата запуска третьего ЦОДа — конец 2009 года.
10. СВС-Связь
Компания «СВС-Связь» начала предоставление услуг по размещению оборудования заказчиков на базе собственной распределенной сети центров обработки данных в Москве в декабре 2008 года. В состав сети дата-центров компании «СВС-Связь» в настоящий момент входят два дата-центра — Иртышский и Славянский.
11. КРОК
Фирма КРОК работает на ИТ-рынке c 1992 года и сегодня является ведущим российским партнером IBM, HP, Sun, EMC, Dell, Cisco Systems, Nortel, Avaya, Microsoft, Oracle и других лидеров мирового ИТ-рынка в России и странах СНГ. КРОК оказывает услуги по строительству дата-центров и сопровождению оборудования дата-центров на базе собственного дата-центра.