Что такое цельная личность
Цельная личность
Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.
Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.
В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.
В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.
Нравственность и гармония
Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.
Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.
Развитие и воспитание цельности
Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).
Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.
Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.
Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.
Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.
Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.
Самодостаточная целостная личность. 8 шагов, чтобы стать таковой
Советы от бизнес-аналитика Анны Богинской
Если вам интересна тема саморазвития, тогда, возможно, вы уже сталкивались с понятием “целостная личность”.
Многие проблемы вашей жизни могут происходить из-за того, что вы утратили свою целостность. В статье мы расскажем, кто такая самодостаточная целостная личность, какие признаки на это указывают и как стать таким человеком.
Понятие целостности личности
Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми своими частями личности. Он слышит себя. Понимает свои чувства, даёт им место, не вытесняет и не отвергает какие-то свои качества.
В чем проявляется целостность?
Для такой личности характерно:
Почему мы утрачиваем целостность?
Высмеивание, критика и ругань родителей, отвержение достижений в детстве заставляют ребёнка прятать свои чувства, качества личности, скрывать. В детстве не было возможности и опоры отстоять себя перед орущими родителями, надсмехающимися одноклассниками. Но сейчас вы можете все изменить, вы – взрослый человек, можете вернуть себя себе.
Ребёнок следует сценариям, по которым живут родители. Он подвержен стереотипам, установленным социумом. Если в семье не принято и не разрешалось выражать своё мнение, то он этому и не научился. “Жить как все” он возьмёт в свою взрослую жизнь. И тогда он не понимает “Кто Я? Какой Я?”
Чтобы вернуть себе целостность, важно увидеть ограничения, причину блокировки чувствительности. Научиться понимать свои чувства, отличать своё от чужого. Принимать в себе все свои качества.
У всех нас есть чувства и эмоции. И мы не можем отрицать злость, раздражение, зависть, грусть, печаль. Как мы справляемся и проявляем это в социум – это наша ответственность.
В злости много энергии, в грусти много глубины, жадность оберегает нас от пустых, необдуманных покупок.
Все, что есть в нас – нам нужно для чего-то. И когда мы наладим контакт с каждой своей частью, с каждым своим чувством, будем понимать, для чего они нам нужны в данный момент, перестанем вытеснять и делать вид, что этого в нас нет – тогда и соберём себя в одно целое. Тогда и будем понимать себя.
Признаки самодостаточной личности
Как стать самодостаточной?
Номер шага | Название | Содержание |
---|---|---|
Шаг 1. | Адекватно воспринимать себя. | Ключевое слово адекватно. Постарайтесь посмотреть на себя с точки зрения здравого смысла. Не с критической точки зрения и не с точки зрения «я королева, я идеальна во всем». Нужно считаться со своими сильными сторонами и, конечно, не забывать о своих недостатках и работать над ними. Фразу «Я такая жирная» лучше заменить на «У меня есть лишний вес, я это вижу, я это признаю и я буду над этим работать». |
Шаг 2. | Перестать думать о том, что о вас подумают окружающие. | «Если я вот это надену, все подумают, что я нищая» или «Если я приму эту позицию, то все, наверное, будут обсуждать меня». Вам должно быть без разницы на все это. Делайте так, как вы сами считаете нужным и не оглядывайтесь на других. |
Шаг 3. | Инвестируйте свое время в прокачку себя. | Выдалось свободное время, почитайте книгу, сходите на тренировку, позанимайтесь любимым хобби, посмотрите какие-нибудь поучительные лекции, блуждайте в своих мыслях, записывайте, что вы думаете. Допустим, вы решили встретиться с друзьями, встреча сорвалась, вам не должно быть так, что вы не понимаете, что делать и куда себя деть. Вам должно быть интересно с самим собой. |
Шаг 4. | Самостоятельно принимайте решения. | Учитесь меньше обращаться за советами и подсказками. Если у вас есть выбор между двумя вещами, то хорошо подумайте, составьте список аргументов и т.д. Больше о принятии решений читайте в статье «Как научиться принимать решения. Советы от психолога Евгении Стрелецкой». Конечно, можно и нужно прислушиваться к советам. Но тут есть маленькое уточнение: зависимость от мнения окружающих – это не самодостаточность, а адекватно воспринимать советы и делать собственное обдуманное решение – это самодостаточность. |
Шаг 5. | Перестать что-либо требовать. | От других людей, от обстоятельств, от государства, удачи. Надо жить со знанием того, что все зависит только от вас. |
Шаг 6. | Быть самостоятельным. | Если вам нужно куда-то съездить, то не надо ждать, что вас кто-то куда-то отвезет. Если хотите кушать, то не нужно ждать, что кто-то приготовит. Иногда, конечно, можно полениться, но такое постоянное проявление несамостоятельности ни к чему хорошему не приведет. Потому что такой образ жизни это жесткая зона комфорта. А в зоне комфорта мы все деградируем и становимся несамостоятельными. |
Шаг 7. | Отказаться от позиции жертвы. | Да, случилось что-то плохое, у всех такое бывает, у всех случаются. Сделайте выводы, вытрите сопли и идите дальше. |
Шаг 8. | Ставить цели, расставлять приоритеты и воспитывать свою силу воли. | Обо всем этом вы можете прочитать у нас на сайте. Отдельная статья «Как развить силу воли. 7 советов от психолога Анастасии Кей». |
Советы от эксперта
Анна Богинская ‒ писатель, бизнес-аналитик. Автор бестселлеров: Жить Жизнь, Грех прощения.
В видео вы узнаете:
История – путь к целостности
У каждого свой жизненный путь, как и путь к внутренней целостности. Но знаю точно, что без помощи справиться очень трудно. Осознание, что нужно работать со своим «внутренним Я» пришло интуитивно. Практики, люди, события – всё сложилось и началась активная работа.
В жизни стали происходить события, которые выбивали из равновесия. Сначала не могла понять, к чему это ведёт. Даже сны видела вещие.
Неожиданно оказалась в том самом месте: кричала, плакала, чувствовала, что в мое пространство кто-то внедряется. Тогда случился аффект и я набросилась на мужа с агрессией. Решила разобрать эту ситуацию с психологом.
И знаете, что оказалось? Это вырвался на волю мой внутренний ребёнок, который был травмирован в 5 лет. И только после проведения правильных методик, пришло осознание проблемы и восстановилось душевное равновесие. Научилась давать себе то, что недодали родители, и восстановила связь с той маленькой девочкой. Как бы взяла на себя роли мамы и папы. И наконец-то во мне воцарила гармония.
В итоге сформировалась целостная личность: сильная, самодостаточная, любящая, открытая, осознанная, изобильная, энергичная, счастливая.
Тест на самодостаточность
P.S. Сохрани свой результат в комментариях и в любой момент сможешь к нему вернутся!
Заключение
Самодостаточная целостная личность должна при выработке ответственности за собственную жизнь перестать ждать благоприятных изменений. Нужно самому начать планировать свои действия. Ставьте перед собой определённые цели. Реализуйте их. Вместо требования от близких исполнения своих желаний осуществляйте их сами. Всегда держите ответ за нежелательные последствия произведённых вами действий.
Как достичь целостности личности. Подлинная Индивидуальность
Цельная личность
Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.
Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.
В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.
В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.
Нравственность и гармония
Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.
Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.
Развитие и воспитание цельности
Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).
Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.
Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.
Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.
Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.
Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.
Целостность личности как философская проблема
В статье рассматривается феномен целостной личности с точки зрения метафизики человека. Основное внимание уделяется феномену собирания человека как личности в целостность. Такое собирание подразумевает точки сбора, такие как дух, бытие, проект, идеал, логос. Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию онтологической пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности. Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью онтологического одиночества.
Ключевые слова: личность, целостность, собирание себя, дух, бытие, пустота, полнота, метафизический акт, онтологическое одиночество, усилие.
Целостность человеческой личности осуществляется через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания. П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным» [1. с. 170]. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом для человека. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к которому необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека. Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным.
Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию. В сфере духа человек слышит шепот всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут творцами культуры. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому приходиться постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как личность.
Интуиция о духе была известна еще с древних времен. В древности вселение духа в человека происходило в обряде инициации. В ходе инициации в неофита вселялся дух предка. Мирча Элиаде пишет: «К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим» [7. с. 13]. После вселения духа предка, человек перестает принадлежать себе. Теперь он принадлежал духу, который всегда больше эмпирического человека. Принадлежа духу, мы все время не совпадаем с собой эмпирическим. В этом несовпадении и заключается залог роста. Вселение духа предполагает преображение, в котором мы можем приобрести немыслимое богатство бытия. Только через собственное преображение мы становимся представителями человеческого рода, в результате чего обретаем целостность. В сфере духа человек всегда приобщается к чему-то большему, чем есть он сам. Дух, понятый на современный лад, является духом культуры. Приобщаясь к культуре, человек начинает существовать как родовое существо, благодаря чему приобщается к идеалу человечности. Воплощая в себе идеал человечности, человек проживает в себе человека, бытийствуя во всей своей целостности.
Пребывая в бытии, человек больше не хочет быть бездомным. Хайдеггер определяет человеческое существование как «присутствие в его не-по-себе, исходное брошенное бытие-в-мире как не-у-себя-дома» [6. с. 276]. Само понятие дом для человека является важным, по причине того, что только дома человек может обрести целостность. «Тяга быть повсюду, как дома» может быть понята как тяга к целостности. Только ощущая себя в бытии как дома, может появиться опыт осмысленной свободы, которая подразумевает служение бытию. Такое служение не допускает произвол, но и не означает рабства, что, в конечном итоге, определяет свободу как осознанную необходимость. Тем самым бытие возвышает человека до его онтологического статуса, в котором открывается царство свободы, где человек перестает быть только эмпирическим существом. В этом царстве свободы человек начинает собирать себя в целостность.
Человек занимается постоянным собиранием различных фрагментов мира в целостность. Такое собирание подобно логосу. Как пишет А. Ф. Лосев: «Логос не цельность, но принцип цельности; не индивидуальность, но метод ее организации; не созерцательная картинность и воззрительная изваянность, но чистая возможность их; не общность, но закон получения ее и т. д». [2. с. 44]. Логос рассеянное достраивает до единства, создавая цельную и непротиворечивую картину нашего восприятия. Логос открывает человеку мир во всей своей целостности. Даже если человек имеет дело с фрагментом реальности, он способен достроить этот фрагмент до целого. Он способен держать идею мира в своем сознании. В логосе человек становится целостным, ощущая себя онтологической единицей мира. Такая способность доступна человеку как родовому существу. Только в своем родовом пространстве он становится универсальным, безмерным в своем становлении. Человек должен становится единым с человечеством, через свою родовую сущность. Такое собирание в целостность всегда начинается изнутри человека, где посредством собственной воли человек совершает усилие, подводя к общему знаменателю разноосновные составляющие собственной жизни. Этим знаменателем может служить собственное «я», вокруг которого выстраивается целостная картина мира. «Я» имеет способность все центрировать на себе, внутри себя оно уже должно быть целостным, собранным в кулак. «Я» не может быть в разобранном состоянии в момент бытийствования или совершения метафизических актов: актов любви, веры, совести, сочувствия. Только в собранности «я» может возникнуть ощущение полноты жизни, когда мы начинаем видеть и слышать всем существом в неразрывном единстве души и тела.
Собирание себя в целостность происходит через уединение, где личность пребывает наедине с собой в состоянии одиночества. О. Ю. Порошенко пишет: «Человек устанавливает связь с бытием в одиночестве» [3. с. 142]. В этот момент личность буквально оторвана от всего остального мира, для того чтобы встретится с бытием. Происходит остановка, пауза во внешнем мире, для того чтобы погрузится в свой внутренний мир и остаться наедине со своими ожиданиями, представлениями и желаниями. Испытывая на себе онтологическое одиночество, человек проявляет заботу к самому себе как личности. Трансцендируя к бытию в осознании собственного одиночества, мы становимся свободны для собственного собирания. Самосознание сделало человека чужим в мире. Через осознание чужести мира, в человеке возникло ощущение собственного одиночества, которое в себе несет позитивный момент для осмысления мира и собирания его по-новому в своем внутреннем мире. Но такое собирание возможно только тогда, когда сам человек представляет собой мир. О. Ю. Порошенко пишет, что одиночество выступает как «экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику, в едином месте, в точке «я», окруженной личными границами» [3. с. 142]. Через одиночество и причастность к бытию, человек становится сам миром в самом себе, где появляется его осознанное «я». Только после обретения собственной целостности человек прекращает паузу и приходит в мир уже в собранном виде. Эта собранность постоянно норовит распасться, и поэтому, посредством уединения, необходимо приобщиться к бытию, где происходит постоянное воссоздание целостности человека. Только в этом состоянии человек может приобщиться к своей родовой сущности, «поднимаясь над самим собой», над узкой формой своей индивидуальности, становясь одним целым с судьбой человечества, где он больше не психика, он уже дух.
Наше «я» ни на чем не держится, если его не поддерживать своим собственным усилием, оно норовит распасться. Поэтому она требует постоянного собирания. Рефлексия помогает нашему «я» искать самообоснование своей внутренней сущности. Так же она помогает обнаружить наше «я» путем интроспекции через собственную память. Память фиксирует наши изменения, выступая как орган собирания. Г. К. Сайкина пишет: «Иметь «я» значит помнить» [5. с.50]. Через рефлексию и память мы постепенно начинаем иметь представление о себе, как о некотором целостном существе. Человек изначально не целостен по причине принадлежности к тому или другому полу. Он проявляет недостаточность, принадлежа к полу. Существо человека не в противоположном поле, а в единстве полов. Человек должен реализовать в себе единство полов. Обрести целостность, воплощая в себе гармонию обоих полов, можно лишь через открытие в себе родовой сущности. Личностная форма имеет возможность собирать в единое целое всю человеческую жизнь, а также жизни других людей, когда-либо живущих на земле, которые представляют собой человеческий род. Через собирание в своей личности человеческих жизней, мы постоянно пересобираем родовое тело человека, которое так же нуждается в собирании, как и отдельный индивид. Еще в первобытные времена, когда родовая сущность позволяла человеку быть целостным и неделимым индивидом, сохраняя его индивидность, люди предпринимали коллективные усилия в ритуале. Ритуал сохранял целостность рода, не позволял ему распасться.
Собранность человека никогда не может быть окончательной. Она постоянно требует рефлексивного опыта самого себя во всех временах. Только в рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего, человек пребывает целостно в каждом моменте времени как личность. Пребывая в состоянии целостной личности, человек живет в гармонии со временем и со своими желаниями, людьми миром и собственной совестью. Собранность предполагает восхождение к новому собиранию. Она в своей полноте недостижима при жизни, так как жизнь предполагает постоянное движение и протекание ее в действительности. Но при этом целостность личности возможна, лишь, когда человек включен в полноту бытия.