Что такое целеполагание в педагогике

Целеполагание в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.

Категории цели и целеполагания в педагогике

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Уровни реализации целеполагания

Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Источник

Целеполагание в деятельности учителя

Вы будете перенаправлены на Автор24

Целеполагание в педагогике – это процесс определения целей и задач работы субъектов образовательного процесса: педагогов и учащихся, ориентация деятельности на их достижение.

Целеполагание выступает основой организации педагогического процесса. Постановка целей является ориентиром деятельности, т.е. цели показывают ожидаемые итоги деятельности, к чему необходимо стремиться в ходе обучения и воспитания.

Организуя образовательный процесс, педагог планирует свою деятельность, основываясь на ее целевом назначении. Цель определяет характер и направленность деятельности, отражает средства и методы ее достижения. Поэтому, целеполагание т.е. формулирование цели образовательной деятельности является основой работы учителя. Оно является фактором эффективности образовательной деятельности.

Алгоритм целеполагания педагога

Формулирование цели деятельности учителя и порядок ее реализации, развертывание во времени и пространстве реализуется на основании следующей последовательности действий:

Готовые работы на аналогичную тему

Механизм целеполагания учителя

Механизм целеполагания педагога можно отразить следующими положениями:

Рисунок 1. Целеполагание в деятельности учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проблемы целеполагания педагога

Целеполагание, как основа планирования деятельности учителя возникла в связи с развитием менеджмента, который стал активно внедряться в практику школьного обучения в конце XX столетия. Целевое назначение образовательной деятельности стало рассматриваться в качестве ведущего компонента организации обучения и воспитания и управления данной деятельности. Цели обучения являются теми итогами образовательной работы педагога, которые предвосхищаются им.

Целеполагание является конечным итогом деятельности учащихся, который достигается по ходу решения ими разнообразных образовательных задач.

Правильная постановка цели учебного занятия является залогом эффективности образовательной деятельности. Однако, в процессе целеполагания учителя возникают сложности, обусловленные рядом факторов, как внутреннего характера – профессионализм педагога, его мастерство, творческий подход к делу, так и внешними обстоятельствами – ресурсное обеспечение учебного заведения, условия реализации образовательной деятельности, требования руководства и т.д.

Также, часто, возникают ошибки в формулировании целей образовательной деятельности. столь несущественные недочеты работы, оказывают отрицательное воздействие на эффективность образовательной деятельности. При определении целей учебной деятельности или отдельного учебного занятия, возникают следующие ошибки:

Таким образом, важное значение имеет именно формулировка целей образовательной деятельности. Потому что ошибочное представление целей оказывает влияние на ее развертывание и итоги реализации образовательной деятельности.

Источник

Целеполагание в педагогике

Что такое целеполагание в педагогике. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что такое целеполагание в педагогике. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что такое целеполагание в педагогике. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что такое целеполагание в педагогике. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое целеполагание в педагогике. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое целеполагание в педагогике. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности педагога, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;

2) определение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

— потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

— социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

— особенности ученического коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

Что такое целеполагание в педагогике. 640 1. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-640 1. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка 640 1. Вы будете перенаправлены на Автор24

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований:

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

Что такое целеполагание в педагогике. image002. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-image002. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка image002. Вы будете перенаправлены на Автор24

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С. Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Источник

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Что такое целеполагание в педагогике. 23314. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-23314. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка 23314. Вы будете перенаправлены на Автор24Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Что такое целеполагание в педагогике. 23317. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-23317. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка 23317. Вы будете перенаправлены на Автор24Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Что такое целеполагание в педагогике. 23318. Что такое целеполагание в педагогике фото. Что такое целеполагание в педагогике-23318. картинка Что такое целеполагание в педагогике. картинка 23318. Вы будете перенаправлены на Автор24Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

ПОТРЕБНОСТИЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
РебенокСоциально-экономические условия
Родители
ПедагогиУсловия образовательного учреждения
Образовательная структураИндивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружениеУровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Источник

Павлов А.К. «Целеполагание в педагогике». (Академическая лекция).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

1. Иерархия целей в образовании.

2. Трактовка цели воспитания в нормативных документах Российской Федерации.

3. Целеполагание в деятельности педагога: этапы, технологии.

1. Ц е л ь – это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Понятие цель тесно связано с понятием задача. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому «цель – система решаемых задач». Цель педагогического процесса – это предвосхищенный в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

Иерархия целей в образовании

Цели образования в обществе

Цели, реализуемые на различных этапах системы образования

Цели, реализуемые в учебном процессе конкретного учреждения образования

Цели, реализуемые через учебный предмет, деятельность учителя и ученика

Цели (образовательные и личностно значимые) учителя и ученика на уроке

Таким образом, цели формулируются в масштабе государства, конкретизируются в рамках учреждений образования, уточняются в виде педагогических целей урока, воспитательного мероприятия.

По степени значимости цели можно классифицировать на стратегические, тактические, оперативные.

С т р а т е г и ч е с к и е ц е л и – это самые главные и крупные цели. Их решение рассчитано на длительный период времени и должно произвести значительные изменения в личности учащихся, в их отношениях. Однако стратегические цели/задачи являются слишком общими для того, чтобы можно было приняться за их решение, не представив их более конкретно.

Т а к т и ч е с к и е ц е л и служат для конкретизации стратегических целей/задач. Например, стратегическая цель классного руководителя – воспитание у школьников сознательной дисциплины. В этом случае тактическими задачами могут быть следующие: приучение школьников к добросовестному выполнению учебных заданий и общественных поручений; обеспечение такой организации учебной и внеучебной работы, которая не допускала бы возможностей для нарушения дисциплины; формирование в классе общественного мнения, осуждающее недисциплинированность.

Если стратегические и тактические задачи обычно выдвигаются педагогом или группой педагогов без непосредственного участия воспитанников, то о п е р а т и в н ы е ц е л и / з а д а ч и решаются на глазах детей и при их участии. Оперативные задачи возникают в процессе деятельности, их невозможно полностью предусмотреть заранее. Такие задачи часто бывают обусловлены внезапной возникшей необходимостью, требуют немедленного решения (например, в педагогическом общении периодически возникает необходимость регулировать отношения в детском коллективе, разрешать конфликты).

В педагогике особое место занимает цель воспитания, которая выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует целей, одинаковых для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно- технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. Рассмотрим, как менялись цели воспитания в истории образования и педагогической мысли (табл. 2).

Классик педагогики, общественный

Трактовка цели воспитания

Воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), 2) управление собой (нравственное воспита-

ние ), 3) стремление к Богу (религиозное воспитание)

Воспитание джентльмена, человека, «умеющего вести

свои дела мудро и предусмотрительно»

Развитие способностей и дарований человека, заложенных в него природой, постоянное их совершенствование и, таким образом, обеспечение «гармонического развития

сил и способностей человека»

Всестороннее развитие интересов, направленное на гармо-

ническое формирование человека

Подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторон-

не развитой личности, борющейся с общественным злом

Подготовка человека общественного, идейного, прямого и честного, умеющего сочетать личные и общественные интересы

2. В государственных документах Российской Федерации по образованию («Закон об образовании Российской Федерации (2012 г.) цель воспитания трактуется как «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося». Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

· формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;

· подготовка к самостоятельной жизни и труду;

· формирование и развитие культуры (нравственной, эстетической и экологической; безопасности жизнедеятельности);

· овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни (ЗОЖ);

· формирование культуры семейных отношений;

· создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

3. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностику воспитательного процесса;

2) анализ результатов предыдущей деятельности;

3) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

4) организацию коллективного целеполагания;

5) 5) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований:

3) преемственность предполагает а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности;

4) идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности;

Цели деятельности педагога: обучающая (овладение учащимися системой знаний, практических умений и навыков); воспитательная (формирование и развитие у школьников положительного отношения к учению, к знаниям, приобретение опыта поведение, воспитание нравственных качеств (прилежания, усидчивости и т.д.), развивающая (развитие эмоционально-волевой сферы, речи, памяти, мышления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте иерархию целей в образовании.

2. Перечислите этапы педагогического целеполагания.

2. Кожаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – С. 15–19.

3. Педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Издат. центр «Академия», 2014. – 624 с.

1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

2. Сластёнин, В. А. Общая педагогика : учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. В. А. Сластёнина – М. : Владос, 2002. – Ч. 1. – 286 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *