Что такое шпала на япе
О шпалах.
Долго думал, с чего начать?
Сисек нет. А те что есть, не по душе Яповчанам будут.
(Что на них смотреть, волосатые).
Лексикон людей пополнился словом «шпала» уже давно, в тот момент первые железные дороги еще не появились. Голландское слово «spalk» в переводе означает подпорку. Шпалами стали называть опоры для рельсов с момента появления железных дорог.
Шпалами называют брусья, которые играют роль опоры для железнодорожных рельсов. Во время строительства и ремонта железных дорог производится укладка шпал на балластный слой пути. Позже именно шпалы будут принимать на себя давление, которое оказывают рельсы и промежуточные скрепления.
Деревянные шпалы по форме сечения бывают:
обрезными (пропил с четырех сторон);
полуобрезными (пропил с трех сторон);
необрезными (пропил с двух противоположных сторон).
Как правило, при производстве шпал используют твердые породы хвойных и лиственных деревьев. В России шпалы обычно изготавливают из таких пород, как сосна, ель, кедр и пихта, реже используют березу, бук, ольху, осину и лиственницу. Для Америки и Европы характерны деревянные шпалы из клена, дуба и эвкалипта.
Ниже таблица расчета шпал на км/пост.
При неправильной эксплуатации шпалы быстро разрушаются, поэтому сейчас широко используют пропитку их антисептиками. Это является мерой против дереворазрыхляющих грибов и насекомых для продолжительного сохранения прочности древесины.
ЗЫ. Картинки не нашел подходящей.
Добавьте, будте добры.
Добавлено в 18:46
Все.
Спасибо за внимание.
Не мазут, а КРЕОЗОТ.
Креозот (фр. créosote) — бесцветная (иногда желтоватая или жёлто-зелёная), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит.
Древесный креозот применяется при туберкулёзе и как антисептик. Каменноугольный креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, в производстве искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении (флотации) руд.
Характерный запах железнодорожных шпал (а также запах в метрополитене) связан с их пропиткой креозотом. Иногда такие шпалы (обычно бывшие в промышленном использовании, т. е. списанные за ненадобностью или по причине выработки срока службы, но в хорошем состоянии) используются частными лицами при постройке не только временных фундаментов и лёгких зданий, например сараев и гаражей, но и для постройки жилых домов или дач, тем самым создавая серьёзную опасность здоровью живущих в них людей, особенно детей.
тока глупые или если вааще не из чего, шпалы креозотом в основно пропитывали а оно ядовитое.
сам интересовался как-то старых шпал подешевке прикупить для сарайчега и курятнега.
шпалерой у нас называют проволку, которую натягивают между столбиками для поддержки виноградной лозы.
Исключительно креозотовые наркоманы
Креозот (фр. créosote) — бесцветная (иногда желтоватая или жёлто-зелёная), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит.
Вроде закончил ТС? Вот тебе шпалы. Зелень значит, потому что когда бы я ещё про шпалы почитал.
Молодец.
Цитата |
Неа, сейчас до сих пор используют деревянные шпалы. Широко. Много. Проще, дешевле, в обслуживании в том числе. С жбетонными есть проблемки. |
Дорогой, я работаю на ЖД. Поверь, деревянные шпалы, у нас, можно только в мухосранске увидеть.
Да уж, адский состав.
Родственник, ставил второй этаж в доме из шпал, но покупал те, которые отстояли отлежали немало времени, так сказать в естественных условиях. Запаха не было.
От меня кагобышно, боян. К тому же пиздешь. Но прикольный
а еще по рельсам счет ведут
Из чего делают ж/д шпалы, чем их пропитывают и сколько уходит на 1 км дороги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Железнодорожное полотно состоит из трех основных элементов. Первый – это земляное полотно. Второй – это так называемый балластный слой. Третий – это рельсошпальная часть. Соответственно именно рельсы и шпалы являются важнейшей частью любого железнодорожного полотна. Несложно догадаться, что шпалы во всей этой конструкции выполняют функцию опоры для рельсов. Кстати, с голландского языка слово «spalk» или «шпала» так и переводится – подпорка. Нужны они для плавной передачи динамической нагрузки от поезда к земле.
Изготавливают шпалы из разных материалов. Долгое время самым популярным (во всем мире) материалом было банальное дерево. При этом шпалы могли отличаться своими типоразмерами в зависимости от характеристик железнодорожного полотна. В России типоразмер шпал впервые был законодательно определен и установлен в 1886 году. Согласно изданному тогда циркуляру, всякая шпала должна была быть не короче 2.3 метров и иметь сечение в 0.15х0.25 метров. Помимо дерева шпалы в последствии стали изготавливать из металла (как правило используются при быстром наведении железных дорог военными) и железобетона. В конце позапрошлого века в Англии пытались (и не без успеха) использовать шпалы из камней. Также для их изготовления иногда используют асфальтобетон.
При использовании деревянных шпал, элемент-подпорка в обязательном порядке должен обрабатываться специальным составом. В противном случае дерево гниет или рассыхается, очень быстро теряя свои свойства. Сначала для пропитки деревянных шпал использовали главным образом хлористый цинк, однако в последствии все страны перешли на масляные антисептики, приготовленные из отходов. Пропитка шпал процедура не такая простая как кажется. Для этого в свое время создавались целые заводы. В Российской Империи с не самым плотным железнодорожным покрытием их было сразу шесть штук.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, правильно ли называть ж/д состав поездом : в чем отличие двух понятий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова «шпала»
1. Деревянный, металлический или железобетонный брус, укладываемый поперек железнодорожного полотна как опора для рельсов. По всей линии были уже положены шпалы и рельсы, и ходили служебные поезда. Чехов, Моя жизнь.
2. Разг. Знак различия старшего командного состава Советской Армии (до введения погон в 1943 г.), имеющий форму прямоугольника. В комнату вошел человек невысокого роста, с одной шпалой на петлицах. Симонов, Дни и ночи.
[От голл. spalk — подпорка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты, служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные шпалы, а затем и другие типы шпал; причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал.
шпа́ла
1. ж.-д. деревянная, железобетонная или железная поперечина в устройстве ж/д пути, удерживающая рельсы на положенном расстоянии ◆ В Лутугине после распада Союза железную дорогу разобрали: шпалы на дрова, а рельсы на металлолом.
2. разг. военн. истор. один из прямоугольников, обозначавших чин офицера ◆ Тогда погон не было, на петлице у нас была одна шпала, это означало, что мне присвоили звание «военный врач третьего ранга».
3. разг. перен. высокий человек ◆ Четырнадцатилетний Серый — такая шпала. В автобусе стоит — все взрослые ниже его.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поразмышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пластмассовые шпалы
На многих железных дорогах во всех странах мира используется огромное количество деревянных шпал, пропитанных креозотом для предотвращения гниения.
Шпалы являются важным элементом пути, но с ростом осевых нагрузок и скорости движения поездов возрастает интенсивность их износа. С 700 млн деревянных шпал на железнодорожных путях Северной Америки ежегодно заменяют около 14 млн. Вследствие того, что все деревянные шпалы обрабатываются креозотом — их использование и утилизация требует больших затрат и наносит вред окружающей среде. Поэтому все большую конкуренцию деревянным шпалам составляют шпалы из альтернативных материалов, в том числе из пластмасс, сообщает журнал для железнодорожников «Railway Supply”
С 1998 года железнодорожные компании США Chicago Transit и Union Pacific Railroad начали испытания
шпал, изготавливаемых из отходов полиэтилена низкого давления высокой плотности. Заинтересованность этих компаний в применении полимерных шпал объясняется тем, что такие конструкции имеют преимущество перед деревянными прежде всего по сроку эксплуатации.
С учетом высокого уровня гниения в областях с жарким и влажным климатом, срок жизни деревянных шпал колеблется от 5 до 15 лет, тогда как пластмасса не гниет, не раскалываются, и некоторые их производители дают 50-летнюю гарантию эксплуатации, обеспечивая преимущество в местах с дорогой прокладкой железнодорожного пути, например, на мостах или транзитных линиях с лимитированным временем для восстановительных работ.
Пластмассовые шпалы имеют больше преимуществ и перед железобетонными. Они могут быть проложены с помощью того же оборудования, что и деревянные, при этом деревянные шпалы могут заменяться пластмассовыми шпалами постепенно. При установке железобетонных шпал требуется совершенно другое оборудование, и балластная подушка должна быть полностью бетонной.
Важным преимуществом применения полимерных шпал является возможность их повторной переработки и использования
Укрепленные пластиковые железнодорожные шпалы изготавливаются десятком небольших компаний, владеющих запатентованными технологиями. Эти компании в течение десятилетия стремились установить стандарты, классифицировать продукты и провести их тестовые испытания. Композитные шпалы весят от 200 до 280 фунтов каждая в зависимости от длины и технологии производства.
Длина шпал для пассажирских перевозок — от 8.5 до 9 футов, для грузовых — от 7 до 9 футов. Лабораторно измеренные показатели прочности и усилий вставки и извлечения для костылей в композитных шпалах в среднем ниже, чем в деревянных. Но рабочие характеристики пластиковых шпал примерно похожи, а износостойкость выше. Кроме того, композитный состав пластмассовых шпал не проводит электричество и не впитывает воду, а также помогает избежать преждевременной коррозии рельсов.
Важным преимуществом применения полимерных шпал является возможность их повторной переработки и использования. Все пластмассовые шпалы содержат по крайней мере 50 процентов вторичного полиэтилена низкого давления высокой плотности. В композитный состав шпал входят и другие вторичные пластмассы, а также стекловолокно, которое увеличивает прочность и долговечность этих железнодорожных изделий. Для рециклинга могут использоваться брикетированный полиэтилен, смесь пластиковых бутылок, высококачественный жесткий пластик и даже ковровые покрытия, включая клееный подкладочный материал.
Для изготовления полимерных шпал применяются стандартные линии с производительностью от 25 до 100 тыс. шпал в год. Компании-производители используют различные технологии производства шпал из композитных материалов, но в основе всех их лежит обработка заранее подготовленной смеси переработанного полиэтилена высокой плотности с наполнителем и добавками в экструдер, который передает подготовленный материал в накопитель, а затем на станцию непрерывного наполнения форм на коллекторе, который вращается.
Здесь с помощью одного из методов литья под давлением с дополнительным впрыском, полимерная смесь подается в закрытые формы с распределительными клапанами, направляющие поток поочередно в два гнезда. Материал в них находится под давлением, и газообразователи предотвращают появление вакуума. Во всех процессах, формы медленно заполняются и медленно остывают. Заполненные пресс-формы от одного до двух часов проходят охлаждение в водяных ваннах, после чего детали вынимаются из формы и охлаждаются воздухом. Большинство процессов требуют большого количества оборудования и долгого простоя этого оборудования для профилактики.
В отличие от деревянных, полимерные шпалы могут изготавливаться с рисунком или рифлением на их поверхностях для обеспечения устойчивости от бокового перемещения в балласте, что доказано исследованиями, проведенными Ассоциацией американских железных дорог. Образование рельефа на поверхности шпал происходит в процессе гидравлического сжатия полуформ.
Качественные деревянные шпалы длиной 24 фута (7,3 метра) изготовить трудно — они склонны к искривлению и изгибам. Пластмассовые же шпалы могут быть сделаны даже длиннее, что обеспечит их применения на пересечении путей и в зоне стрелочных переводов.
Изготовление пластмассовых шпал освоено несколькими фирмами в разных странах. Пока лидерами производства являются американские компании такие как: Plastic Lumber, Polywood Ink. и корпорация TieTek, каждая из которых имеет собственную рецептуру и технологию изготовления пластмассовых шпал.
С 2003 года на железных дорогах как в США, так и в странах Латинской Америки, Азии, в Австралии, Канаде, Англии, Индии проводится массовое тестирование пластмассовых шпал, которое доказывает что они способны с успехом выдерживать нагрузки в более миллиарда тонн.
Пока процент установленных пластмассовых шпал относительно общего объема незначительный, но производители с оптимизмом смотрят в будущее и постепенно увеличивают производственную мощность, строя новые заводы с автоматизированными производственными линиями. Пластмассовые шпалы доказали свои преимущества и перспективность использования на железнодорожных путях.
Шпала
Шпа́лы (нидерл. spalk — подпорка) — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание). [1]
Содержание
Деревянные шпалы
Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.
Шпалы из дерева подразделяются на три вида:
Пропитка деревянных шпал
Пропитка шпал осуществляется каменоугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.
Вагон загруженный пропитанной шпалой
Для пропитки шпал производители используют комлекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.
Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжелых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.
Метод ВДВ (вакуум-давление-вакуум) состоит из трёх операций:
Производители пропитанных шпал
В России
Пропитанные шпалы производятся преимущественно на Урале и в Сибири. В первую очередь это связано с обильной лесистостью данных регионов страны.
В Сибирском ФО крупнейшим производителем шпал является Шпалопропиточный Завод ЗАО РОСЭНЕРГОТРАНС (Иркутская область, г. Иркутск).
Большинство сертифицированных производителей шпал входят в состав ОАО «Российские железные дороги» и производят шпалы под нужды окружных железных дорог Российской Федерации.
Железобетонные шпалы
С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а так же отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются так же костыльные и шурупные скрепления). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает, напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.
Стальные шпалы
Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используется для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены ржавчине. [4] [5]
Шпалы из полимерных материалов
С 1990-х годов на некоторых скоростных железных дорогах Японии начали укладывать полимерные шпалы.