Что такое шкаторина паруса
ШКАТОРИНА
(Bolt-rope, leech-rope) — кромка паруса, обшитая ликтросом. У прямых парусов Ш. называются: верхняя (Head-rope), нижняя (Foot-leech-rope) и боковые (Side-leech), а у шлюпочного фока и грота — передняя (Foot-rope) и задняя (After-leech). У косых парусов, например у топселей, Ш. называются — косая, передняя и нижняя, а у кливера — косая, задняя и нижняя. Переднюю шкаторину у косых парусов называют также стоячей, а заднюю — шкотовой.
Полезное
Смотреть что такое «ШКАТОРИНА» в других словарях:
Шкаторина — Шкаторина кромка паруса, обшитая ликтросом. У прямых парусов шкаториной называются верхняя, нижняя и боковые кромки. У треугольных (косых) парусов верхней кромки нет, а передняя наклонная кромка называется косой шкаториной. Ссылки… … Википедия
ШКАТОРИНА — жен., мор. край, кромка паруса, обшитая веревкой. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ШКАТОРИНА — (морск.). Край, кромка паруса для прочности обшиваем. всегда веревкой тросом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
шкаторина — сущ., кол во синонимов: 3 • канат (36) • край (84) • кромка (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ШКАТОРИНА — кромка паруса, подкрепляемая для прочности 2 3 слоями ткани, а в некоторых случаях стальным или растительным ликтросом. У прямых парусов различают Шкаторины верхнюю, нижнюю и боковые; у косых парусов кроме верхней и нижней есть передняя и задняя… … Морской энциклопедический справочник
Шкаторина — кромка (край) паруса, обшиваемый всегда тросом для того, чтобы он не разрывался. См. Паруса … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шкаторина — ж. Край, кромка паруса, обшитая мягким тросом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом … Морские узлы
ЗАДНЯЯ ШКАТОРИНА — (After leech) см. Шкаторина. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Азбука судомоделирования
Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.
Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхтьг.
К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.
Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.
Прямые паруса
Прямые – те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-брамселем и т. д.).
В петровские времена и вплоть до конца XVIII в. в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII в. эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса — кливера и стаксели.
К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдвигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах (рис. 3).
I — ундер-лисель; II — марса-лисель; III — брам-лисель;
1 — выстрел; 2 — реек ундер-ли-селя; 3 — марса-лисель-спирт;
4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 — реек брам-лиселя
Косые паруса
Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. Косые паруса не симметричны. Имеют много разновидностей.
Косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.
Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливеров бывает больше чем три. Раньше кливера крепились на специальных леерах и поднимались вместе с ними, но теперь они ставятся, как и стакселя на штагах. Только летучий кливер по-прежнему поднимается на леере. Он считается дополнительным вспомогательным парусом.
1 — кливер;
2— кливер и под ним фока-стаксель;
3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель;
4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.
К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII в. на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.
Все косые паруса ставят посередине — вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, так же как и прямые, кроме основных наименований имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стеньга-стаксель, фор-трисель и т. п.).
Названия парусов
Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.
Элементы парусов
Детали парусов
Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.
1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем
Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.
Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.
Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.
1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.
На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.
Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).
Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.
Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.
Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.
Устройство паруса
Парус любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия.
Содержание
Геометрические элементы
Названия углов паруса образованы от названия тех снастей, которые к этим углам присоединяются.
В треугольном парусе верхний угол называется фаловым. К нему крепят фал, применяемый для подъёма паруса. Из двух нижних углов передний называется галсовым, а задний — шкотовым.
В гафельном парусе нижние углы называются так же, как у треугольного. Верхний передний угол называется обычно фаловым, задний верхний — нок-бензельным.
Галсовый угол жёстко закреплён в какой-либо точке (на вертлюге гика для грота или на палубе для стакселя, например). Шкотовый угол может перемещаться и устанавливается в зависимости от галса.
У прямого паруса нижние углы называют брасовым (наветренный) и шкотовым (подветренным). При смене галса эти углы (равно как и шкот с брасом) меняются названиями.
Шкаторины
Так называют кромку паруса. В зависимости от формы паруса у него может быть от трех до пяти шкаторин. Как правило, шкаторина треугольного или гафельного паруса, проходящая между фаловым и галсовым углом, называется передней. Передней шкаториной треугольный парус крепится к рангоуту или такелажу.
Прямой и латинский паруса ставится на рангоут верхней шкаториной.
Гафельный парус ставится на рангоут в большинстве случаев верхней шкаториной (на гафель) и передней шкаториной (на мачту). В этом случае гик отсутствует. Впрочем, возможен вариант установки гафельного паруса с гиком, либо гиковой сквозной латой, поддерживающей нижнюю шкаторину.
Паруса для разных ветров выкраиваются с разной кривизной. Для слабых ветров применяют более пузатые паруса, для сильных — плоские. Пузо достигается с помощью закладок. Закладка представляет собой полоску парусины переменной ширины (от нуля до значения закладки), отрезаемую от кромки полотнища. Чем больше закладка, тем более пузатый парус получится у мастера.
Серповина (или серп)
По правилам измерений яхт, площадь паруса принимается равной площади треугольника, проведённого по трём углам — фалового, галсового и шкотового. Следовательно, серповина — это немного «лишней» площади, которая добавляет к эффективности паруса несколько лишних процентов. Каждая шкаторина имеет свою серповину. Однако передняя и (очень часто) нижняя шкаторина бермудского грота ставятся на рангоут. Поэтому, будучи выпрямленными, эти шкаторины отдают «лишнюю» ткань, которая образует пузо паруса. Таким образом, серповины передней и нижней шкаторин тщательно рассчитываются, и увеличить площадь паруса за счет этих серповин не удается. Зато задняя шкаторина бермудского паруса всегда свободна и представляет большой диапазон для маневра. Неудивительно, что гонщики заказывают парусным мастерам паруса с наиболее развитыми задними серповинами. У таких парусов площадь задней серповины доходит чуть ли не до 30-35 % площади, полученной путем обмера паруса.
Обычно штормовые паруса серповин не имеют, или выкраиваются даже с отрицательными серповинами, чтобы сделать парус как можно более плоским. Естественно, паруса для слабых ветров кроятся более пузатыми.
Конструкция паруса
Парус должен не только создавать силу тяги, но и должен выдерживать большие нагрузки, легко поддаваться регулировке, быстро убираться и ставиться. В связи с этим парус имеет множество вспомогательных элементов.
Шкаторина
Поскольку шкаторина должна выдерживать значительные нагрузки, её дополнительно усиливают тонким слабокрученым тросом — булинем. Край шкаторины подворачивают, а булинь вкладывают внутрь и тщательно прошивают. Булинь укладывают таким образом, что вдоль шкаторины через определенный шаг он образует кренгельсы — небольшие петли, через которые можно продеть снасть для крепления, например, слаблиня или реванта.
Переднюю шкаторину треугольного паруса дополнительно усиливают ещё одним тросом — ликтросом. Такой процесс называется ликовкой. Часто ликуют и нижнюю шкаторину. Штормовые паруса всегда ликуют по всем шкаторинам.
Углы паруса воспринимают огромные сосредоточенные нагрузки от фалов, галсов и шкотов. Поэтому углы парусов укрепляют особенно тщательно. На мякоть паруса в углах пришивают в несколько слоев специально выкроенные сектора из плотной парусины, которые называют боутами. Боут пробивают, и в отверстие вставляют металлический люверс, который тщательно прошивают. На больших и штормовых парусах боуты дополнительно усиливаются металлическими пластинами из листовой стали — фаловыми пластинами.
Серповина
Треугольные и гафельные паруса для слабых ветров имеют особо развитую серповину, которая не будет «стоять» сама, норовя загнуться на ветер. Происходит это потому, что булинь всегда тянут при прошивке. Такое «поведение» ткани искажает форму паруса, тем самым снижая его эффективность. Для предотвращения этого явления парусные мастера пришивают к мякоти паруса латкарманы, в которые вставляются латы.
Латкарманы
Латкарман представляет собой длинную полость, пришитую к мякоти паруса, почти параллельно нижней шкаторине, и открытую в сторону задней шкаторины. В эти карманы вставляются длинные металлические, деревянные или пластиковые дощечки, называемые латами. По сути, лата выполняет роль нервюры.
На современных гоночных яхтах латы не только поддерживают серповину задней шкаторины, но и регулируют жесткость паруса. Такие латкарманы выполняют сквозными, то есть они достигают передней шкаторины. Один парус может оснащаться несколькими комплектами лат. Для слабых ветров служат более мягкие латы, для сильных ветров — более жесткие.
Рифы служат для оперативного уменьшения площади паруса при посвежевшем ветре. Они представляют собой длинные горизонтальные полоски плотной парусины (риф-банты), пришитые прямо к мякоти паруса. С определенным шагом риф-банты пробиты и усилены люверсами. В люверсы продеты короткие слабокрученные штерты — риф-сезни. Обвязывая риф-сезни вокруг рангоута, моряки уменьшают площадь паруса — «берут рифы». Обычно на парусе от двух до четырёх рифов.
Регулировки парусов
Сшить универсальный парус на все ветра незозможно. Даже неискушенный человек увидит различие между легким парусом для слабых ветров и тяжелым, усиленным штормовым парусом. В идеале было бы неплохо иметь несколько комплектов парусов для разных ветров. Однако, парус стоит очень дорого. Кроме того, меняя во время гонки парус, гонщики теряют драгоценные минуты. Поэтому моряки и яхтсмены придумали несколько способов, как расширить диапазон использования парусов.
Взятие рифов
Наиболее распространенный способ быстро изменить (уменьшить) площадь паруса — взять рифы. Вовремя взять рифы — искусство, приобретаемое с опытом. Существует распространенное заблуждение, что чем больше площадь парусов, тем больше скорость судна. Это не всегда верно. При усилении ветра корпус судна приобретает дополнительный крен и дифферент. Следовательно, гидродинамическое сопротивление возрастает, а скорость падает. Приказав взять риф, опытный капитан может увеличить скорость.
Патент-гик и патент-штаг
Другой способ значительно сократить площадь паруса — попросту намотать его мякоть на рангоут или такелаж. Этот способ в последние годы получил в яхтинге широчайшее распространение. Для этого гик выполняют вращающимся вокруг своей продольной оси. Такой гик называют «патент-гик». Потравив фал, и сделав нужное число оборотов гика, можно превратить огромный парус в крохотный лоскуток. Аналогично поступают со стакселем — его наматывают передней шкаториной на стаксель-штаг. Естественно, такой штаг тоже должен вращаться (то есть быть «патент-штагом»).
Изгиб рангоута
Если прогнуть середину мачту назад, можно получить чуть более пузатый парус, который лучше тянет в слабый ветер. Для сильного ветра излишняя пузатость паруса ведет в увеличенному крену и дифференту и, следовательно, к падению скорости. Поэтому, при усилении ветра, мачту прогибают вперед.
Паруса
Паруса — это главная часть вооружения яхты, ее движитель. Шьют их из отдельных полос парусины — полотнищ. Швы, соединяющие полотнища, располагаются под прямым углом к задней кромке — шкаторине — паруса. Треугольный парус имеет переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины, независимо от того, грот это, кливер, стаксель или иной парус. Четырехугольный парус имеет еще верхнюю шкаторину.
На рис. 35 и 36 показаны основные части треугольного и четырехугольного гротов.
У треугольного паруса различают фаловый, шкотовый в галсовый углы. У четырехугольного грота, имеющего два верхних угла, передний угол называется верхним галсовым, задний — нок-бензельным. Передний нижний угол носит название нижнего галсового, задний, как и у треугольного паруса, — шкотового угла.
Для прочности по шкаторинам парус обшивается ликтросом — специальным тросом отлогого спуска.
Углы паруса и другие места, подвергающиеся большим нагрузкам, усиливают боутами-накладками из парусины соответствующей формы. Ликтросы и боуты составляют как бы раму, которая препятствует излишнему растяжению паруса. Ликовке[11] обычно подвергаются передняя, нижняя и верхняя шкаторины парусов, задняя же ликуется только частично (у углов). У передних парусов (стаксель, кливер) чаще всего ликуются только передняя шкаторина и углы, у спинакера — все шкаторины очень тонким стальным тросом. Передняя шкаторина передних парусов иногда ликуется стальным тросом. Штормовые и некоторые дополнительные паруса, о которых речь пойдет дальше, ликуются по всем шкаторинам.
Задняя шкаторина грота всегда имеет больший или меньший выгиб наружу — горб, который не может стоять без поддержки тонких деревянных дощечек — лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Латы должны входить в карманы плотно, но без излишнего усилия. Карман делают длиннее латы на 2–4 см. Латы могут быть короткими и сквозными. Короткие латы делают тоньше у внутреннего и толще у наружного конца; самое тонкое место у сквозных лат — примерно на одной трети длины от внутреннего конца, чуть толще они у внутреннего и еще толще у наружного конца.
Латы делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень, сосна, орех и др.) или из слоистых пластиков типа текстолита. Чтобы они не упирались во внутренний торец кармана и надежно поддерживали заднюю шкаторину, внутрь кармана обычно вшивают резиновую полоску, которая оттягивает лату наружу.
Сквозными латами можно регулировать в небольших пределах величину и положение «пуза» паруса.
Для предохранения задней шкаторины от растяжения внутрь ее кромки пропускают тонкую крепкую снасть — булинь, который можно подтянуть или ослабить — выбрать или потравить, в зависимости от условий работы паруса. Булинь одним концом заделывается около фалового (нокбензельного) угла; другой его конец выходит около шкотового угла. У генуэзских стакселей иногда ставят булинь по нижней шкаторине, чтобы регулировать «пузо» паруса в нижней его части. Поперек паруса, параллельно нижней шкаторине, проделаны ряды люверсов — окантованных отверстий, через которые при уменьшении площади паруса — взятии рифов — пропускаются тонкие снасти, называемые риф-штертами. Эти ряды люверсов усилены полосками парусины-риф-бантами. В настоящее время сплошные риф-банты применяют редко, чаще — в виде ромбовидных накладок около каждого из люверсов. Обычно их делают два-три ряда, почему и говорят «взять два (один, три) ряда рифов», то есть уменьшить парус настолько, чтобы притянуть к гику второй (первый, третий) ряд риф-бантов. У концов риф-бантов делают риф-кренгельсы — веревочные петли с заделанными внутрь металлическими кольцами-коушами. В передний риф-кренгельс продергивается штык-болт, а в задний-риф-шкентель-снасти, которыми парус при рифлении притягивают к гику. Кренгельсы также заделываются по углам парусов.
Рис. 34. Парусность бермудского кэча: 1-грот; 2-бизань; 3-стаксель; 4 — бизань-стакссль (апсель); 5-генуэзские стаксель; 6 — штормовой стаксель; 7 — трисель; 8 — спинакер
Чтобы увеличить ширину треугольного грота в верхней части, к боуту фалового угла крепят или вставляют внутрь небольшую головную (фаловую) дощечку, ширина которой ограничена правилами обмера.
Грот крепится к гику своим галсовым углом обычно за соответствующую оковку у пятки (внутреннего конца) гика с помощью такелажной скобы или болта. Нижняя шкаторина грота растягивается вдоль гика грота-шкотом — специальной снастью, заделанной в кренгельс шкотового угла. Передняя и нижняя шкаторины крепятся к гику или мачте одним из следующих способов (рис. 37):
— шкаторина продергивается внутрь круглого паза с губками (лик-паза) на гике или мачте (рис. 37, а и е);- через люверсы по шкаторинам пришиваются ползуны, которые либо входят внутрь охватывающего их рельса, либо сами охватывают рельс (рис. 37, б, е, г и д);
— шнуровка, продернутая через люверсы по шкаторинам и охватывающая гик (или гафель); на гафельном гроте таким образом крепится передняя шкаторина — тогда шнуровку называют слаблинем;
— охватывающие мачту кольца, которые прикрепляются к передней шкато-рине гафельного грота; эти кольца называют сегарсаии. Чтобы при постановке грота сегарсы не заедали, спереди их соединяют тонким тросом; расстояние между ними должно быть равно расстоянию между люверсами на передней шкаторине.
Чтобы увеличить ширину треугольного грота в верхней части, к боуту фалового угла крепят или вставляют внутрь небольшую головную (фаловую) дощечку, ширина которой ограничена правилами обмера.
Грот крепится к гику своим галсовым углом обычно за соответствующую оковку у пятки (внутреннего конца) гика с помощью такелажной скобы или болта. Нижняя шкаторина грота растягивается вдоль гика грота-шкотом — специальной снастью, заделанной в кренгельс шкотового угла. Передняя и нижняя шкаторины крепятся к гику или мачте одним из следующих способов (рис. 37):
— шкаторина продергивается внутрь круглого паза с губками (лик-паза) на гике или мачте (рис. 37, а и е);- через люверсы по шкаторинам пришиваются ползуны, которые либо входят внутрь охватывающего их рельса, либо сами охватывают рельс (рис. 37, б, е, г и д);
— шнуровка, продернутая через люверсы по шкаторинам и охватывающая гик (или гафель); на гафельном гроте таким образом крепится передняя шкаторина — тогда шнуровку называют слаблинем;
— охватывающие мачту кольца, которые прикрепляются к передней шкато-рине гафельного грота; эти кольца называют сегарсаии. Чтобы при постановке грота сегарсы не заедали, спереди их соединяют тонким тросом; расстояние между ними должно быть равно расстоянию между люверсами на передней шкаторине.
Передние шкаторины передних парусов соединяются со штагами карабинами (их привязывают к передней шкаторине и надевают на штаг) или такелажными скобами-мочками (см. рис. 51).
Читайте также
15. Расцвет паруса
15. Расцвет паруса Огромным событием, полным драматизма и приключений, стали для яхтсменов трансатлантические гонки одиночек со стартом в Плимуте, в Англии, и финишем в США. Идею организации таких гонок подал «Обществу Слокама» еще в 1956 году англичанин Гарольд Хазлер,
ПАРУСА ОТВАЖНЫХ Предисловие к книге: «Увлекательный мир парусов»
ПАРУСА ОТВАЖНЫХ Предисловие к книге: «Увлекательный мир парусов» С незапамятных времен служит людям парус. Пока плавания совершались только по рекам, он играл вспомогательную роль. Распустив четырехугольное полотнище, с попутным ветром плавали по Инду, Нилу, Тигру в
Паруса. Уход за парусами
Паруса. Уход за парусами Изготовление парусов – это ремесло, которому обучаются несколько лет. Ниже приводятся общие сведения об изготовлении парусов и правильном их содержании.Хотя в настоящее время паруса шьют по заказу профессиональные изготовители, владельцу
Дополнительные и штормовые паруса
Дополнительные и штормовые паруса В гонках яхты несут еще дополнительные паруса, из которых главными являются спинакер и генуэзские стаксели. Рис. 48. Такелаж спинакер-гикаСпинакером называется большой пузатый парус, который ставят в дополнение к гроту на полных
Основные сведения из теории паруса
Основные сведения из теории паруса Не менее важное значение, чем сопротивление корпуса, имеет сила тяги, развиваемая парусами. Чтобы яснее представить себе работу парусов, познакомимся с основными понятиями теории паруса.Мы уже говорили об основных силах, действующих на