Что такое шкалированная цель
Что такое шкалированная цель
Проблема целей образования актуальна как в психолого-педагогическом, так и в социокультурном плане. При этом взаимодействуют две основные стратегии целеполагания: технологическая (массовая) и гуманитарная (личностная). По ряду причин сама по себе технологизация не может рассматриваться в качестве единственного инструмента модернизации образования. Необходимо сочетание технических решений с психолого-педагогическими инновациями. Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и методическим вопросам определения учебных целей в системе персонализированного образования (в рамках программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования в школе»). Поскольку персонализированное образование предполагает предоставление учащемуся возможностей выбора, возникает необходимость в системообразующих элементах (в отличие от традиционной массовой классно-урочной системы), обеспечивающих целостность процесса обучения. Таким элементом могут служить учебные цели (описание которых формулируется «от ученика», в деятельностной форме, с учётом критериев SMART), структурированные (шкалированные) по уровням сложности учебно-познавательных задач. Рассмотрены подходы к шкалированию на основе известных таксономий целей обучения. Изложены основные характеристики уровней 2.0 (базовый), 3.0 (целевой) и 4.0 (продвинутый). Теоретические положения проиллюстрированы примерами. Представлены основные результаты апробации предложенной методики в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России» (наиболее часто возникающие у педагогов сложности, связанные с разработкой и использованием шкал учебных целей).
Ключевые слова
Персонализированная модель образования, учебные цели, шкалирование, уровни, дескрипторы.
Мир всё больше приобретает черты VUCA (англ. Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность). В связи с этим необходимо найти ответы на следующие вызовы.
Информационный. Происходит цифровизация всех сфер жизни, наблюдается переход к информационному типу общества.
Динамический. Отставание общественного сознания от ускоряющегося роста глобальных проблем, что требует реализации «опережающего» образования.
Адаптационный. Требования «экономики знаний», приоритет инновационных идей по сравнению с обычными факторами производства (труда и капитала) [7]. При этом образование воспринимается уже как стратегическое условие для выживания цивилизации в целом.
Проблема целеполагания столь же важна, сколь и сложна. Государства и региональные правительства, международные и общественные организации, ассоциации работодателей, эксперты определяют для системы образования и её участников многообразные приоритеты в форме нормативных правовых актов, официальных постановлений, рекомендаций, предложений и т. п. Так, в 2015 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая выступает ориентиром для всего мирового сообщества на ближайшие годы. В числе 17 глобальных целей, зафиксированных в резолюции, — «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (№ 4).
При этом современное образование рассматривается и как самоценность, и как инструмент для решения и предупреждения экономических, социальных, экологических проблем [21]. Данное положение обусловливает два основных подхода к целеполаганию [1]. Первый — технологический — направлен на выполнение «социального заказа» и материально-техническое обеспечение жизни общества, ориентирован на социализацию подрастающих поколений, подготовку граждан с некоторым набором ключевых компетенций, специалистов с определённым уровнем знаний и умений. Преимущество заключается в оперативности решения насущных задач, обеспечении устойчивости социальной системы, что достигается за счёт регламентации. Гуманистические же цели (второй подход) ориентированы на развитие личности, её творческих сил, самовыражение в деятельности. Баланс между двумя стратегиями целеполагания определяется культурой [6], призванной реагировать на вызовы времени, — от полного подавления личности в условиях тоталитаризма до выдвижения её на авансцену истории в эпохи ренессанса, «оттепелей» и перестроек.
Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата и пути его реализации. Цель интегрирует действия в систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [9]. Ответить на вопрос о цели — значит ответить на вопрос «ради чего?». Что есть процесс образования? Что значит образование для каждого человека и человечества в целом? В любом случае переход цели образования из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно практическую, учебно-воспитательную, должен быть предметом педагогического анализа [12]. При этом решение вопроса может лавировать между технократическим и гуманистическим подходами. Первый вариант — алгоритмичный, доступный, рентабельный, массовый, но в то же время единообразный; второй — более индивидуален и вариативен, не сужает, а расширяет возможности развития личности в ходе её жизненного пути [2].
Гуманистическая педагогика исходит из того, что образование призвано не вести человека к единой для всех цели (каким бы прекрасным не являлся образ «светлого будущего»), а создавать предпосылки, условия для достижения человеком выбранных им самим целей [11].
Следует отметить, что в последнее время на образовательные технологии возлагаются большие надежды, но с ними же связаны и серьёзные разочарования. В начале XXI века возникло оптимистическое убеждение, что в образовании вот-вот произойдёт технологическая революция. В начале 2010-х гг. появились многопользовательские онлайн-курсы (MOOC — Massive Open Online Courses), которые добавили оптимизма. Однако революции пока не случилось, происходят лишь отдельные незначительные изменения традиционных образовательных процессов и программ. Предлагаются весьма радикальные инструменты, но не ясно, каким образом учащиеся будут их использовать, потому что многие люди попросту не могут определить свои образовательные цели и средства их достижения. В результате большинство «инноваций» строится по классно-урочному принципу, сохраняет прежнюю систему оценивания и аттестации, воспроизводит прежние взаимоотношения между педагогами и учащимся.
В числе основных причин — отсутствие интегрированных платформ, которые могли бы собрать различные образовательные модули и решения в персональную траекторию; недостаток необходимых нормативно-правовых и управленческих решений; дефицит доверия со стороны работодателей, родителей и общества; низкая доля «самоуправляемых» учащихся, обладающих гибкими навыками группы «учись учиться», а также недопонимание важности грядущих перемен внутри самого педагогического сообщества. В целом технологизацию образования следует рассматривать как важное, но не единственное условие модернизации [8].
На разрешение указанных противоречий направлена программа «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» Благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее». Важно понимать, что технические решения должны учитывать социальный контекст их применения в условиях ограниченных возможностей [5, 16]. В связи с этим трудно переоценить значение целеполагания.
Как известно, ясность целей, понимание уровня своих достижений — одни из важнейших факторов эффективности обучения [13, 17, 18]. Субъектная позиция ученика по отношению к целям образования — один из базовых принципов персонализированной модели образования (ПМО). В центре внимания ПМО находится учащийся, который проявляет инициативу по отношению к обучению, выбирает учебные цели и способы их достижения, планирует свою работу и несёт ответственность за результат, работая в зоне своего ближайшего развития. При этом ведущая мотивация — радость познания (а не долг, страх или награда). Содержание образования атомизируется до уровня отдельной учебной задачи и структурируется по «большим идеям» (а не по отдельным темам, понятиям, фактам).
Цифровая платформа выступает как пространство построения и реализации персонализированной траектории обучения (а не вспомогательное средство обучения, электронное учебное пособие). Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, учебные материалы, задания, средства диагностики и оценивания и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (обучающиеся, родители, педагоги, администраторы). Платформа тиражируется для неограниченного круга пользователей [10].
Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим учеником — системообразующий фактор ПМО. Учебная цель — те действия, которые сможет выполнить ученик, класс задач, которые он сможет решить.
Описание цели формулируется:
— «от ученика» — на понятном языке («Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»);
— в деятельностной форме — способ достижения образовательного результата, а не указание лишь на предмет деятельности (факты, понятия, знания и т. п.) с опорой на принятые таксономии (см. ниже);
— с учётом критериев SMART (англ. Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Attainable — достижимый, Relevant — актуальный, Time-bound — ограниченный во времени).
Вперед и вверх!
Во многих случаях на практике оценка выступает средством контроля, а иногда и наказания. При этом надо понимать, что обратная связь – один из краеугольных камней, базовых элементов (наряду с культурой учения, системой ориентиров и индивидуальными траекториями) персонализированной модели образования. Очевидно, что оценивание должно выступать прежде всего инструментом развития.
Инструменты оценивания
Если сравнить процесс обучения с процессом приготовления блюда, то итоговая оценка будет выражена словом «вкусно», после того как приготовленное попробуют. А формирующая – это комментарии опытного повара, который стоит рядом, пока блюдо готовится, и говорит, где добавить специй, а где уменьшить огонь. С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Как интегрировать такое оценивание в массовую практику? Прежде всего заложить соответствующие инструменты в учебное содержание (контент).
Шкалированные учебные цели
Под учебной целью понимается явно сформулированное действие, которое учащийся сможет продемонстрировать по освоении предлагаемого содержания. Структурированные по трем уровням, такие цели составляют шкалу освоения модуля. В персонализированной модели образования в шкале выделяются три уровня образовательных результатов (табл. 1).
Уровень | Характеристика |
4.0 | Исследование, проектирование, перенос достигнутых результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение, применение умений и знаний в ранее незнакомых ситуациях |
3.0 | Целевой результат, на который направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к множеству примеров и обстоятельств, синтез из нескольких элементов |
2.0 | Уровень усвоения и простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия |
Учебные цели формулируются на языке учащегося, делаются прозрачными даже до начала освоения содержания, чтобы и учащийся, и учитель могли использовать их как инструмент промежуточного и итогового контроля. Шкала показывает, на каком уровне достигнута цель. В отличие от отметки уровень содержит четко сформулированные критерии, тем самым предоставляет развивающую и содержательную обратную связь.
Система проверочных задач
Система оценивания в целом и отдельные проверочные задания в частности ориентированы прежде всего на обратную связь для ученика относительно его актуального уровня и перспектив развития. Проверочные задания – часть системы заданий учебного модуля (на схеме выделены красным). Достижение уровней 2.0 и 3.0 всегда диагностируется одним или несколькими проверочными заданиями. Уровень 4.0 в силу творческого характера предлагается оценивать по критериям-рубрикаторам, о чем будет сказано далее.
На платформе «СберКласс» представлены проверочные задания с 4 видами проверки:
– автоматическая проверка;
– самопроверка учеником по представленным на платформе ключам;
– взаимопроверка школьниками по представленным на платформе ключам, например, в парах;
– индивидуальная проверка отдельных заданий учителем по критериям/ключам.
Стоит подчеркнуть, что проверяется достижение цели, а не владение контекстом или знание частных деталей. Например, если в элементе цели фигурирует навык (например, «определять черты строения животного, которые являются адаптацией к его среде обитания»), то частное содержание (конкретное животное) не является важным. Если в цели фигурирует знание факта, примера, владение терминами, проверочное задание должно охватывать их достаточное количество. Отметим также, что проверочное задание может вовлекать учащихся в самостоятельный поиск определений в источниках информации, установление характеристики какого-либо явления, а не только просить воспроизвести усвоенное.
Критерии оценивания и рубрикаторы
Одна из долгосрочных целей персонализированного образования заключается в том, чтобы постепенно научить детей самооцениванию – когда ученик не ждет вердикта от учителя, а берет на себя больше ответственности за успехи и неудачи. Он понимает, где он был хорош, а где – не очень. Первым шагом для внедрения этого принципа становится изменение самих критериев оценки, каждое задание должно сопровождаться четким описанием того, как оно оценивается. На платформе «СберКласс» для сложных заданий уровня 3.0 и выше применяется критериальное оценивание, основным инструментом которого являются схемы оценивания/рубрикаторы (табл. 2).
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, когда оценка складывается из составляющих, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Например, при написании сочинения отдельно оцениваются знание и понимание произведения, владение письменным русским языком, разнообразие лексики, структура текста и т. д. Таким образом, итоговая отметка оказывается гораздо информативнее традиционной единой отметки за задание и дает ученику понимание первоочередных зон развития.
Способы перевода достижений в отметку
Несмотря на демократичный характер персонализированной модели, в ней есть место и для оценок. Поскольку каждая школа вправе устанавливать свои формы, периодичность и порядок проведения текущего оценивания и промежуточной аттестации, у педагогов появляется возможность для маневра. В персонализированной модели возможны 5 вариантов оценивания. Их условно можно обозначить как традиционный, традиционный+, модульный, модульный+ и динамический (табл. 3).
По механизму вычисления отметки все варианты группируются по трем направлениям.
Первое направление – вычисление среднего арифметического.
В этой логике работают традиционный и модульный варианты. При традиционном варианте задания в модуле обязательны и оцениваются с помощью подсчета среднего арифметического.
Укрупненной версией традиционного варианта оценивания является модульный, когда оценка за модуль ставится по результатам достижения уровней. За финиш на уровне 2.0 школьник получает отметку «удовлетворительно», на уровне 3.0 – отметку «хорошо» или «отлично» (по успешности выполнения основного задания, оценка по рубрикатору), на уровне 4.0 – дополнительную отметку «отлично». Далее считается среднее арифметическое из отметок пройденных модулей.
Второе направление – учет среднего взвешенного.
В традиционном+ и модульном+ вариантах оценивания к каждой отметке добавляется «вес».
В традиционном+ «вес» зависит от типа задания: чем выше уровень задания, тем весомее его оценка. Например, решение теста на уровне 2.0 «весит» 1, основное задание на уровне 3.0 – 2, а итоговый тест на уровне 3.0 «весит» 3. В этом случае средневзвешенная отметка считается так: сумму произведений отметок на их «вес» поделить на сумму «весов» отметок. Безусловно, учителю не потребуется вести такой подсчет вручную. С этой задачей вполне справится базовая настройка в электронном журнале.
В модульном+ «вес» отметки меняется от модуля к модулю за обозначенный учебный период (модуль 1 – «вес» 0,5, модуль 2 – «вес» 1 и т. д.). Это вариант оценки прогресса. Для этого отлично подходит сравнение со спортивными тренировками: то, с какими результатами мы начинаем тренировочный сезон, менее весомо по сравнению с тем, как мы его закончим.
Третье направление – динамическое оценивание, поэтапное накопление.
Самым персонализированным вариантом из представленных является динамический. Он предполагает непривычно мало отметок за учебный период – всего одну. То есть за четверть ученик может пройти 5 модулей по предмету, достигнуть разных уровней, из которых в результате и будет выведена отметка. Работая с динамической накопительной оценкой, ребенок учится ошибаться и достигать желаемого результата, брать ответственность за свой образовательный маршрут, выбирать и развиваться.
Итоговая оценка рассчитывается в процентах: сумма достигнутых уровней по пройденным модулям делится на количество пройденных модулей (знаменатель предполагает, что все пройденные модули закрыты на уровне 3.0) и умножается на 100. Полученный результат пересчитывается в пятибалльную отметку по следующему алгоритму:
• 100% и выше – «отлично»;
• 75-89% – «хорошо»;
• 60-74% – «удовлетворительно»;
• ниже 60% – «не аттестован».
Для осуществления такого варианта оценивания пригодится электронная таблица, где процесс подсчета становится автоматическим.
«В традиционной системе работу детей оценивают, сравнивая их ответы с неким образцом. Соответствуешь ему – получи «пять», чуть отклонился – «четыре», и так далее. А нам нужна накопительная система, которая учитывала бы любую деятельность ученика, направленную на достижение цели».
Виктор БОЛОТОВ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО
Новость
В 2019-2020 учебном году 15 школ из пяти регионов России вошли в проект «Персонализированная модель образования на платформе «СберКласс». Руководители пилотных школ осознали необходимость общения и обсуждения траекторий своего движения в рамках проекта. В результате была создана площадка для откровенного разговора – «Директорский клуб».
Мы приглашаем глав образовательных организаций, присоединившихся к проекту в 2020-2021 учебном году, на встречи с директорами пилотных школ. Ваши коллеги поделятся своим опытом, ответят на вопросы, предложат пути решения возникающих проблем.
Встречи проходят один раз в месяц в онлайн-режиме. Первая состоялась 6 октября 2020 года.
Вторая встреча запланирована на 10 ноября. Приглашаем руководителей школ, участвующих в проекте, принять участие, пришлем вам приглашение. Планируется обсудить следующие вопросы:
– разъяснительная работа с родительским сообществом;
– подготовка учителей, участвующих в проекте.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Добрый день уважаемые коллеги!
Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.
По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:
l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;
l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;
l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;
l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;
l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.
Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:
ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)
ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)
ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)
ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)
ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)
ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)
ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)
Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:
1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);
2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);
3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).
Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.
Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».
2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.
Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.
Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.
Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.
Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.
Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.
Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.
Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.
ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.
Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».
Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.
Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.