Что такое шеринг в тренинге

Шеринг — это особый вид разговора

Что такое шеринг в тренинге. lazy placeholder. Что такое шеринг в тренинге фото. Что такое шеринг в тренинге-lazy placeholder. картинка Что такое шеринг в тренинге. картинка lazy placeholder. Им начинается и заканчивается работа на тренингах и в группах.

Что такое шеринг в тренинге. lazy placeholder. Что такое шеринг в тренинге фото. Что такое шеринг в тренинге-lazy placeholder. картинка Что такое шеринг в тренинге. картинка lazy placeholder. Им начинается и заканчивается работа на тренингах и в группах.

Им начинается и заканчивается работа на тренингах и в группах.

В начале происходит первый контакт группы. Участники (включая ведущих тренеров) садятся по кругу на стулья в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего.

Сакральный смыслЧто такое шеринг в тренинге. lazy placeholder. Что такое шеринг в тренинге фото. Что такое шеринг в тренинге-lazy placeholder. картинка Что такое шеринг в тренинге. картинка lazy placeholder. Им начинается и заканчивается работа на тренингах и в группах.

Богатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждого человека оказывается еще более очевидным в группе. Из рассказов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен, и появляется ясность, сакральное внимание.

Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концентрации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутреннюю истину или опыт во внешний мир.

Таким поведением создаётся любовь и безоценочное принятие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между пониманием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием привязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.Это та обстановка, в которой может с замиранием раскрыться твоя душа.

Сакральная терапия всегда гибко и спонтанно реагирует в каждый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины. Во время обмена опытом люди чередуются, рассказывая то, что хотят рассказать о своем переживании.

Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше рискнуть и попытаться передать этот опыт. Готовность доверить другим глубоко личный и важный опыт иногда дает чувство полной завершенности. Когда один человек закончил, другой, чувствующий желание говорить, может начать.

Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится.

Самая ценная вещь, которую можно предложить говорящему, — это особое внимание группы. Иногда кажется, что необходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше просто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, предлагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя переживание, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возникает интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замораживанию дальнейшего движения.

Когда проводится шеринг по окончании упражнений или после дыхательной сессии, во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта в обычную жизнь.

При завершении дня обсуждается польза, которую каждый участник извлек из данного процесса, что понравилось и не понравилось в проведенных упражнениях, с каким настроением участники уходят с сессии.

Таким образом, этот подарок и мудрость групповой реальности могут вспоминаться впоследствии сознанием и влиять на него.

Источник

Вопросы шеринга

Непосредственно после выполнения упражнения участники могут быть удовлетворены или недовольны своими результатами. Задача тренера в шеринге состоит в том, чтобы помочь им выявить сильные и слабые стороны своих поведенческих стратегий и мировоззренческих установок.

Вопросы шеринга можно подготовить заранее. Обычно это стандартные проблематизирующие вопросы.

? Насколько вы удовлетворены полученными результатами?

? Что помогало и что мешало достичь наилучшего результата?

? Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?

? Что вы думали о себе и окружающих?

? Какие действия были конструктивными и приближали вас к успеху?

? Какие действия были неконструктивными и отдаляли от успеха?

? Какое отношение это поведение имеет к вам и вашей жизни, к вашей профессиональной деятельности?

В результате анализа только что происходивших событий, проведенного по горячим следам, на доске или флипчарте образуются два списка: «помогало» и «мешало», или «+» и «-», или «хорошо» и «не очень».

В момент аналитического разбора самым сильным средством воздействия тренера на группу будет оперирование теми фактами, которые он только что наблюдал, глядя со стороны на участников, работавших над достижением поставленного результата. Когда тренер говорит нечто вроде: «Я наблюдал за тем, как ты… и был удивлен, когда ты сказал… Ведь это удаляло тебя от твоей цели. Почему ты так поступил? Чем руководствовался?» – участник задумывается над причинами, побуждающими его вести себя неконструктивно. Это безопасно, не нарушает созданной атмосферы доверия, поскольку тренер не оценивает личность участника, который по-прежнему остается ему симпатичен и которого он уважает. Это ценно, поскольку дает конструктивную обратную связь, помогая человеку разобраться в причинах неэффективного поведения.

Иногда бывает полезно «замкнуть» группу саму на себя. Участникам легче высказывать критические замечания в адрес «своих» и принимать от них критику, нежели выслушивать все то же самое от тренера. Например, тренер может задать такой вопрос после исследовательского упражнения на тренинге продаж, в котором участники переходили из роли «продавец» в роль «покупатель», пытаясь продать, например, необитаемый остров: «Чего вам не хватало в действиях «продавца» для того, чтобы вы совершили покупку, будучи «покупателем»?» Группа тут же включается.

Например, участница, игравшая роль покупателя, дает обратную связь по поводу действий своего «продавца»: «Возражение было вскрыто, это здорово! Но оно не было обработано. Я заговорила о своих опасениях и ожидала поддержки… Продавец, вместо того, чтобы удовлетворить мою потребность в безопасности, начал меня уговаривать купить остров, потому что он «недорогой»! Меня, как покупателя, не особенно интересовала цена: у меня есть деньги. Ключевым фактором для меня было безопасное пребывание на этом острове. Но продавец проигнорировал этот факт. Поэтому я не стала принимать его предложения о покупке.»

Итак, исследовательское упражнение, как бы оно ни проходило в группе, успешно или неуспешно, должно быть проанализировано на шеринге таким образом, чтобы поощрить участников за имеющиеся умения и (что самое важное в настоящий момент) помочь им увидеть зоны их ближайшего развития, белые пятна в умениях и навыках. Иногда предметом рассмотрения и выявления в шеринге могут стать и иррациональные установки, мешающие успешной деятельности. В итоге участники сами себе «ставят диагноз». При этом, несмотря на отсутствие оценочной деятельности тренера, определяются задачи развития конкретной группы в целом и каждого из ее членов в частности. Участники, видя проявившиеся зоны собственной некомпетентности, становятся более мотивированными к обучению, так как программа не спускается сверху, не предлагается авторитетным лицом, а пишется собственными руками после осознания недостатков своей коммуникативной деятельности.

В целях экономии времени или при работе с большими группами можно использовать и иной формат аналитического разбора. Приведу пример.

Группа делится на мини-группы. Можно провести это разделение по принципу только что разыгранных ролей. Каждая подгруппа одновременно анализирует прошедшую совместную деятельность (свою и коллег из другой подгруппы), выписывая на листе ватмана результаты обсуждения. Вопрос, на который отвечают участники, одинаков для обеих подгрупп, например «Что вам помогало и что мешало достичь согласия в переговорах?»

Затем представители от каждой подгруппы объявляют результаты проведенного анализа для всей группы, «на общий круг». Хотя люди анализируют свою деятельность в разных подгруппах, а иногда и в разных помещениях, результаты почти полностью аналогичны. Например, графа «минусов» начинается с одних и тех же слов: «агрессия», «давление», «неумение слушать и слышать друг друга». А графа «плюсов» содержит «терпимость», «доверие», «творческий подход», «взаимная поддержка».

Поскольку по итогам упражнения группа чувствует себя разделенной на два лагеря, необходимо вновь восстановить ее целостность, примирив ранее враждующие стороны. Участникам предлагается образовать пары из представителей разных подгрупп и поговорить о чувствах, испытываемых «здесь и сейчас». Можно также предложить участникам проговорить друг другу комплименты «по факту», то есть основанные на реальных внешних признаках или конструктивном поведении в прошедшем упражнении, или высказать пожелание одному из участников общего круга.

В результате слишком мягкого проведения шеринга после исследовательского упражнения последнее теряет свой диагностический и мотивирующий смысл, превращаясь в трудное творческое задание. Демотивирует участников как успешность («со мной все в порядке, ничего менять не хочу!»), так и неуспешность, ведущая к фрустрации и, как следствие, нарастанию сопротивления («это упражнение плохое, ничего общего с реальностью оно не имеет!»). А отсутствие качественного, опирающегося на факты разбора может создать у участников ощущение бессмысленности происходящего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Основные принципы шеринга

Основные принципы шеринга Для того чтобы достичь нужного эффекта исследования – увеличения мотивации участников к освоению зон ближайшего развития, в шеринге нужно опираться на следующие основные принципы:? удержание цели проведения упражнения: важна не игра сама по

Почему нужно делать перерыв после исследовательского упражнения и шеринга

Почему нужно делать перерыв после исследовательского упражнения и шеринга Тренерская мастерская. Два участника проводят свой блок. Успешно справляются с исследовательским упражнением и его анализом. Из группы звучит вопрос: «У нас будет перерыв?»Тренер

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Можно ли добавить в книгу информацию, которой не было на тренинге?Информация в книге по объему может быть больше, чем информация тренинга.ВОПРОС: Что делать, если текст стилистически далек от идеального?Нужно исправить текст до такой степени, чтобы его

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Как бороться с тем, что аудиозаписи, проданные в системе, могут быть выложены в Интернете для свободного скачивания?С пиратством можно и нужно бороться, однако в любом случае будут как люди, которые выкладывают информацию в сеть, так и те, кто ею пользуется.

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Как можно развить навыки на устном тренинге?Для развития навыков нужны домашние задания, выполнение которых нужно проверять, необходим follow up. Группу нужно собирать, получать обратную связь и мотивировать, постоянно подстегивая к активной деятельности.

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Как быстро увеличить продажи продуктов на сайте?Можно увеличить продажи тремя способами.Первый — повышение ценности продукта (человек должен быть уверен, что он получает массу мегаполезной информации за небольшие деньги).Второй способ — добавление в

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Как правильно оформить печатную книгу?Нужно переверстать ваш мануал формата А-4 в книгу формата А-5. Если вы хотите, чтобы книга обошлась вам относительно дешево (около 100 рублей за экземпляр), нужно планировать тираж 500 — 1000 экз. Уменьшение тиража повышает

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Для чего нужна форма заказа?Order form нужен для выяснения контактных данных и формы оплаты, удобной для клиента.ВОПРОС: Можно ли просто разместить order form на сайте и не распечатывать, вкладывая в каждую посылку?Если не распечатывать форму, можно лишиться до 75 %

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Можно ли в каждом письме давать ссылку на каст?Все зависит от целевой аудитории. Если ваша аудитория — пятидесятилетние бизнесмены — это будет отпугивать. Если ваша аудитория молодая — это будет работать гораздо лучше.ВОПРОС: Каким должен быть

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ: ВОПРОС: Что делать, если записанное видео очень плохого качества?Все равно можно давать видео, объясняя плохое качество тем, что видео сжатое, на один диск. Если качество очень плохое — лучше дать только аудиозапись.ВОПРОС: В каких организациях можно провести

Вопросы по § 7

Вопросы по § 7 1. Что такое фол? 2. Какова минимальная продолжительность фазы? 3. Чему противодействуют техники удержания, кроме фола и засыпания? 4. Почему человек может думать, что фаза закончилась, хотя она может продолжаться? 5. Всегда ли нужно применять техники

Вопросы по § 9

Вопросы по § 9 1. Какие преимущества дает умение перемещаться в фазе? 2. Что дает умение находить объекты в фазе? 3. Что общего в сути перемещения и поиска объектов в фазе? 4. Какое единственное ограничение в возможностях перемещения и нахождения объектов? 5. Как

Вопросы по § 10

Вопросы по § 10 1. Каковы три основных направления применения фазы? 2. Доступно ли прикладное значение любому практику? 3. Можно ли путешествовать в фазе по странам Африки? 4. Можно ли в фазе походить по лунному грунту? 5. Можно ли в фазе оказаться во времена зарождения

Источник

Рефлексия, дебрифинг, шеринг

В моих курсах по подготовке игропрактиков и дизайн-мыслителей очень важную роль занимает рефлексия. Без неё тот неординарный образовательный результат, который заложен в игры и задания, просто не получить. Но, к сожалению, только единицы взрослых, не говоря уже о подростках, сразу умеют эффективно и с пользой размышлять о событиях собственной жизни. И речь сейчас пойдёт не о съедающем массу энергии бесполезном внутреннем диалоге и не о зацикливании на неудачном опыте. Далее дам свой ответ на вопрос «Как эффективно размышлять о своей жизни?».

Как я понимаю рефлексию? Чем она отличается для меня от других способов завершения и подведения итогов чего бы то ни было?

Рефлексия — это способность мысленно остановиться, выйти из ситуации, занять позицию стороннего наблюдателя-аналитика для выработки принципиально нового понимания произошедшего.

Почему советовать другим часто легче, чем придумать вовремя правильное решение для себя? Потому что мы вне ситуации или даже если в ней, то эмоциональный фон и значимость для нас ниже. Если я вижу на занятии, что у обучающихся очень яркие переживания после игры, задания, события, то до рефлексии обязательно провожу «шеринг». В моем понимании это высказывание чувств и эмоций, обработка внутренней энергии произошедшего. Так я снимаю эмоциональный накал, подготавливаю разум к дальнейшей мыслительной работе.

Почему мы или другие очень часто «танцуем на граблях»? Почему принимаем одни и те же решения и совершаем одни и те же действия, даже не осознавая этого? Пока мы в ситуации, мы скорее констатируем виды и порядок действий. Что и как делали, как реагировали. В центре внимания наши собственные действия. Видение и оценка их довольно статичны. Здесь на поверхность вплывают установки и убеждения: хорошо или плохо, правильно или неправильно, справедливо или не справедливо. Они-то и мешают нам сформировать новый взгляд на произошедшее. Фокус на себе, только теперь не на эмоциях, а на действиях, опять преграждает путь к рефлексии. Я делаю вывод, что пришла пора проводить «дебрифинг», давать возможность обучающимся высказать мнение о своих и чужих действиях или бездействии. Это работа на уровне суждений.

Рефлексия — это продуктивное сомнение в собственных действиях. То есть, чтобы к ней перейти нужно убрать эмоциональный накал и неконтролируемое желание защитить и оправдать свои действия.

Что же может дать это продуктивное сомнение? Зачем сомневаться?

Здесь прекрасно работает модель «Я — другие — мир».

Из нового понимания рождаются новые действия, а значит получается то, что раньше было недосягаемым. Понимание, а значит и рефлексия, проходят внутри одного конкретного человека. Это принципиально отличается от публичного высказывания в «шеринге» и «дебрифинге», но в тоже время может быть вербализировано. Как любой навык, рефлексивность можно развивать. Этому я уделяю особое внимание, ведь, по сути, это развитие мышления, вывод его на новый уровень.

Источник

Групповой шеринг и принципы его проведения

Шеринг – это специально организованное обсуждение опыта, полученного при выполнении упражнения или при ответе на какой-либо сложный вопрос.
Шеринг нельзя путать с обратной связью. Обратная связь – это высказывание впечатлений от того, что и как делал другой участник или тренер, оценка некоего стороннего процесса. Например: «Сегодня мне было очень приятно делать упражнение с N, потому что он обращался со мной очень бережно», – впечатление о действиях участника. «Мне понравилось участвовать в тренинге. Я многое понял для себя. Теперь буду «переваривать» все, что здесь пережил», – обратная связь о тренинге в целом. Шеринг – это высказывание своих чувств, мыслей, систематизация своего опыта. Это всегда разговор о себе, а не о других, хотя опыт может быть связан с другими людьми.

Что еще нужно знать, чтобы провести шеринг? Необходимо уметь применять обычный набор навыков эффективной коммуникации. Поскольку мы предполагаем, что тренеры, обучающие этим навыкам, безусловно, владеют ими сами, то просто напомним о них.
Это такие навыки, как:
– эмпатия (теплота; умение слышать то, что хочет сказать участник; прояснять то, что он говорит общими словами);
– предпочтение открытых вопросов (т. е. тех, которые предполагают распространенный ответ, а не просто «да» или «нет»);
– соответствующее (конгруэнтное) невербальное поведение (т. е. выражение лица, жесты, поза, движения должны соответствовать сути ваших слов: если вы говорите, что готовы выслушать возражения, насупившись и сцепив руки на груди, вряд ли кто-то поверит, что вы действительно готовы сделать это);
– соответствующие интонации (холодно брошенное «я вас слушаю» вряд ли расположит собеседника к искренности);
– умение возражать, не отвергая значимости мнения собеседника (т. е. сначала соглашаемся, что при определенных обстоятельствах данное мнение действительно верно, потом сообщаем свое мнение и говорим, почему придерживаемся именно его).

Источник

Групповой шеринг и принципы его проведения

Шеринг – это специально организованное обсуждение опыта, полученного при выполнении упражнения или при ответе на какой-либо сложный вопрос.

Шеринг нельзя путать с обратной связью. Обратная связь – это высказывание впечатлений от того, что и как делал другой участник или тренер, оценка некоего стороннего процесса. Например: «Сегодня мне было очень приятно делать упражнение с N, потому что он обращался со мной очень бережно», – впечатление о действиях участника. «Мне понравилось участвовать в тренинге. Я многое понял для себя. Теперь буду «переваривать» все, что здесь пережил», – обратная связь о тренинге в целом. Шеринг – это высказывание своих чувств, мыслей, систематизация своего опыта. Это всегда разговор о себе, а не о других, хотя опыт может быть связан с другими людьми.

Шеринг (обсуждение) – наиважнейшая часть любого упражнения (кроме разминочных). Хорошее упражнение без хорошего шеринга потеряет 90 % своей эффективности. Поэтому на него часто отводят даже больше времени, чем на само упражнение.

Именно во время шерингов проявляются индивидуальные особенности участников, происходит их продвижение к зоне ближайшего развития (ЗБР, подробнее на с. 131), формулируются основные идеи и выражаются чувства, проявляется групповая динамика (процесс развития отношений между участниками – ее нельзя путать с этапами развития группы, хотя эти процессы тесно переплетены), становятся видны признаки развития группового единения и доверия (или их отсутствие). В общем, шеринг аккумулирует в себе все, ради чего создавался тренинг и входящие в него упражнения.

Тренинги, основная цель которых – сформировать навыки, содержат много упражнений и минимум анализа – тренируйся и все получится. Тренинги, рассчитанные на стимуляцию личностного и социального развития, предусматривают много времени для каждого обсуждения, которые проводятся всегда подробно и тщательно.

Шеринг – это не просто спонтанное обсуждение впечатлений (что иногда происходит на тренингах у неопытных ведущих), а хорошо структурированный, заранее продуманный процесс. Существует несколько видов шерингов, каждый из которых имеет свою структуру.

Шеринги бывают «раскрученные» и «не раскрученные». Раскрученный шеринг предполагает, что участники не просто выскажут свои впечатления, но и обсудят их (о процедуре обсуждения чуть позже). Не раскрученный шеринг предполагает, что тренер дает возможность участникам высказать свои мысли и впечатления, но никак их не комментирует. Высказался, выслушали – следующий.

Шеринги бывают направленными и не направленными. Направленный шеринг – это обсуждение, в ходе которого тренер подводит участников к определенным аспектам опыта, к определенной теме. В таком обсуждении тренер просит участников высказаться именно по предложенному вопросу, оставляя за пределами обсуждения другие впечатления. Не направленный шеринг – это спонтанные высказывания участников, не ограниченные темой или каким-либо специальным вопросом.

Шеринги делятся по своему целевому предназначению:

– первый шеринг – в самом начале тренинговой программы;

– стартовый шеринг – перед началом нового занятия в пролонгированной тренинговой программе;

– целевой шеринг – обсуждения после целевых упражнений;

– заключительный шеринг – подведение итогов очередного занятия тренинговой программы;

– итоговый шеринг – подведение итогов всей тренинговой программы, формулирование планов по применению в жизни полученного опыта.

Первый шеринг проводится с целью знакомства, принятия соглашений. Слово «соглашение» звучит гораздо демократичнее и мягче, чем «правила», поэтому вполне логично применять именно его. Согласитесь, гораздо приятнее следовать соглашениям, чем подчиняться правилам. Еще одна цель для тренера – понаблюдать за первыми проявлениями участников и сделать для себя первые заметки.

Первый шеринг – направленный и не раскрученный.

Начальный вопрос первого шеринга: «Представьтесь, назовите свое имя и то, что вы хотели бы еще рассказать о себе». Для знакомства также применяются различные упражнения. Причем одного всегда недостаточно. С именами нужно поиграть. Заодно это возможность растопить лед. Но начинать лучше с простого представления. Участники говорят, а тренер внимательно слушает и отмечает:

– Как человек представляется?

– Что он о себе говорит?

– О ком он говорит больше: о себе или своих близких?

– Какой автопортрет он рисует: официально-биографический или сообщает интимную, личную информацию?

Тренер сразу начинает адаптировать участников к особой тренинговой форме общения. Например, он может сказать: «Обрати внимание, ты много рассказала о своих друзьях и совсем ничего о себе… Хочешь что-то сказать именно о себе?» При этом тренер ни на чем не настаивает. Еще рано. Он просто слегка «прощупывает» участников.

Стартовый шеринг. В начале каждого занятия необходимо проводить вступительный (стартовый) шеринг. Можно спросить: «Как ваше настроение? Есть ли что-нибудь, что вы хотите рассказать перед началом тренинга?» Тогда участники высказываются как хотят. Это не просто разговор – так группа настраивается на взаимодействие. Такой вариант шеринга не направлен и не раскручен (тренер выслушивает, поддерживает, но не вмешивается и не стремится углубиться в содержание).

Можно спросить: «Сейчас опыт предыдущего занятия немного уложился, “переварился”. Какие мысли появились у вас по поводу того, что происходило с вами на прошлом занятии?» Это направленный шеринг. Будет логично слегка его «раскрутить»: если участник говорит о своем новом опыте, который он успел применить в какой-либо ситуации, можно расспросить его подробнее; если участник делится новыми выводами, идеями, чувствами, связанными с материалом предыдущего занятия, тренер расценивает это с точки зрения ЗБР и действует в соответствии с алгоритмом. Однако без необходимости глубоко погружаться в анализ не стоит, поскольку впереди новый опыт и новые осмысления.

Целевой шеринг проводится после целевого упражнения, т. е. упражнения, раскрывающего одну из тем тренинга. Это самый важный шеринг. В развивающих тренингах он проходит по определенному алгоритму:

1. Сразу после выполнения упражнения тренер предлагает участникам поделиться впечатлениями от пережитого. Это первая часть шеринга, она не направленная и почти всегда не раскрученная. Участники просто «выплескивают» впечатления, часто хаотические и не систематизированные.

2. Затем тренер кратко резюмирует высказывания участников и задает основной вопрос, для ответа на который каждый член группы как бы инвентаризирует пережитое и формулирует ответ.

Например, тренер после первого круга шеринга говорит: «Мы выполнили вроде бы простое упражнение, но при этом вы говорите, что получили массу впечатлений. Просто от того, стоял ваш партнер перед вами или за вашей спиной, лицом к вам или спиной, вы чувствовали себя совершенно по-разному. Давайте теперь рассмотрим позиции ваших партнеров как метафору взаимоотношений в жизни. Мы же говорим: «Он повернулся ко мне спиной», «Она отодвинулась от меня», не имея в виду буквальный смысл, но мы все понимаем, о чем речь, правда? Теперь постарайтесь сделать вывод из пережитого во время упражнения. Когда вы себя лучше чувствовали: когда партнер отодвинулся, когда он подошел вплотную, когда он положил руку на плечо, когда загородил вас и т. д.? Как это связано с вашим способом занимать определенную позицию по отношению к вашему партнеру? Нравится вам это, или вы хотите что-то изменить?»

3. Участники высказываются, тренер поддерживает, задает уточняющие вопросы, выполняет алгоритм в соответствии со стимуляцией движения к ЗБР участника, направляет разговор в заданное им русло.

4. Тренер делает общий вывод из шеринга. К нему он добавляет какую-то информацию, которую хотел бы донести до сознания участников. При этом он опирается на опыт упражнений, проведенных ранее, и косвенно готовит участников к теме, которая будет поднята в дальнейшем.

Например: «Итак, каждый из вас получил совершенно индивидуальный опыт после упражнения, но при этом практически каждый говорил о том, что отношения невозможны без доверия и распределения заботы между партнерами. Для того чтобы более глубоко обсудить эту тему, мы сделаем еще одно упражнение. Но сначала давайте немного отдохнем. Сейчас перерыв на чай – 20 минут».

Заключительный шеринг проводится для обобщения опыта всего занятия в случаях, когда тренинг пролонгированный, т. е. состоит из нескольких этапов независимо от частоты встреч (каждый день или раз в неделю). Он всегда короткий, обычно направленный и не раскрученный – участники устали, они уже много говорили, а полученный опыт надо еще переварить. Тренер может спросить, например: «Скажите, что сегодня оказалось для вас самым важным, самым полезным?» Отвечая, участники невольно «расставляют по полочкам» пережитое, резюмируют. На следующем занятии тренинга (на стартовом шеринге) они смогут как-то дополнить свои выводы.

Тренер может предложить и другие вопросы в зависимости от темы, состояния участников и вида тренинга:

– Что понравилось, что огорчило тебя сегодня на занятии?

– Над чем тебе захотелось подумать после этого занятия?

– Что тебе хочется делать по-другому после этого занятия?

– Над чем ты хотел бы поработать самостоятельно на этой неделе?

– Что ты можешь предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли)?

Итоговый шеринг – это подведение итогов по всей программе тренинга. Этому нужно уделить достаточно времени. Как правило, на итоговом шеринге не только просят обобщить опыт и рассказать, чем был особенно полезен тренинг каждому участнику, но и прокладывают «мостик» к жизни за пределами группы.

Например, тренер предлагает: «Скажите, чем был полезен вам этот тренинг и как вы собираетесь применить полученный опыт в жизни?»

«Даже если весь тренинг длился всего несколько часов, в конце должно произойти нечто, что позволит поставить какой-либо знак препинания:

– «точку» – все закончилось, мы хорошо поработали;

– «восклицательный знак» – подъем, энергия, радость, желание действовать;

– «вопросительный» – то, что здесь произошло, – повод для раздумий.

Этот знак ставит для себя каждый участник. Но тренер задает вопросы, и от того, как он проводит заключительный шеринг, тоже зависит, с чем уйдет участник»[13].

Тренер может также предложить группе какое-то из следующих направлений для заключительного обсуждения:

1. Представьте, что вы сидите в дружеской компании. Что бы вы рассказали вашим друзьям об опыте, который получили на тренинге?

2. Часто бывает, что люди, пройдя тренинг, хотят что-то изменить в своей жизни или в отношениях. В реальности им мешает осуществить это желание то, что они так и не начинают это делать. Что бы вы хотели теперь изменить и как именно вы предполагаете это делать? Когда вы предполагаете сделать первые шаги?

3. Давайте подведем итоги того опыта, который мы получили. Ответьте на вопросы: что вы узнали о себе? Что вы узнали о том, как вас видят другие? Какие моменты тренинга имели для вас наибольшее значение?

4. Вспомните яркие моменты, которые вы пережили во время групповой работы. Вы можете поделиться личными переживаниями, припомнить ситуации, в которых мы принимали участие все вместе.

Если тренинг длительный, то об окончании тренинга нужно начинать говорить за 2–3 сессии – участники должны постепенно готовиться к расставанию.

Время шеринга. Оно зависит от:

– вида шеринга (раскрученный и не раскрученный);

– вида тренинга (в тренингах, рассчитанных на личностное и социальное развитие, шеринги длиннее – участники подробно сообщают о своих переживаниях и новых осознаниях; в тренингах, рассчитанных на обучение конкретным навыкам, шеринг короткий – что получилось, что нет, что можно исправить).

Чтобы рассчитать время, которое вы потратите на обсуждение, представьте, сколько времени может высказываться каждый участник. Предположим, в среднем каждый будет говорить 3–4 минуты. Тогда умножаем на количество участников (например, 14 человек). Плюс резюме тренера. Выходит, на шеринг понадобится примерно 1 час. Такое вполне может быть после упражнения, насыщенного опытом и переживаниями. Кто-то будет говорить 1 минуту, кто-то 3. Возможно, с кем-то придется провести маленький диалог, помогающий выразить чувства или сформулировать важные выводы, – на это может уйти 5–6 минут. Получаем, что если, например, упражнение длится 30 минут, а обсуждение 1 час, мы должны запланировать на него полтора часа. Обычно столько времени закладывают на проведение социальных игр по предложенным условиям, разыгрывание сюжетов по сказкам и т. д. Другие упражнения проходят, как правило, гораздо быстрее.

Что такое шеринг в тренинге. 482424 i 003. Что такое шеринг в тренинге фото. Что такое шеринг в тренинге-482424 i 003. картинка Что такое шеринг в тренинге. картинка 482424 i 003. Им начинается и заканчивается работа на тренингах и в группах.Основное правило: нельзя экономить время на шеринг!

Лучше сократить количество упражнений. Но, с другой стороны, обсуждение должно протекать достаточно динамично, иначе оно переутомит участников, они перестанут воспринимать то, что происходит в группе. Как бы вы ни стремились помочь отдельному человеку в его развитии, как бы ни было это важно для него, не стоит превращать группу в наблюдателей индивидуальной консультации. Все «углубления» должны происходить лаконично и так, чтобы это было интересно остальным. Тогда участники начинают помогать друг другу, ссылаться на слова друг друга. Вот это как раз то, что делает групповой процесс особенно эффективным. Если нужно, тренер может предложить участнику проработать поднятый вопрос в других условиях.

Что делать с темами, которые участники выносят на обсуждение в конце тренинга, когда времени уже нет?

1. Если участник выносит на обсуждение глубокий, сложный, эмоционально насыщенный материал в конце тренинга (или очередного занятия), ведущий может мягко остановить участника. Например: «Поскольку очень скоро мы закончим занятие, пожалуйста, постарайся немного отстраниться от своих чувств и просто перечисли и подытожь основные моменты. Мы уже не сможем остановиться на этом. У нас слишком мало времени. Может быть, тебе стоит найти возможность для обсуждения еще где-то?»

2. Тренер может сказать: «Наш тренинг позволил пережить определенный опыт и поставил перед каждым вопросы, на которые не всегда можно ответить немедленно. Но главное, что эти вопросы появились, и каждый найдет на них только свой ответ. Возможно, вы захотите посетить еще какие-либо тренинги, возможно, вы будете искать ответ в жизненных ситуациях, в разговорах с друзьями. Вы уже знаете, как мы ведем обсуждения. Вы тоже сможете обсудить волнующие вас темы с близким людьми».

3. Если накал эмоций высок, но тренинг пора заканчивать, ведущий останавливает этот процесс предложением рационально осмыслить полученный опыт. Например: «Я предлагаю немного отодвинуть эмоциональные переживания и взглянуть на полученный опыт с рациональной стороны. Нам, к сожалению, пора заканчивать. Перед тем как мы разойдемся, давайте наведем порядок и расставим по полочкам то, что мы пережили, тот опыт, который теперь всегда будет с нами. Скажите, чем именно был полезен вам тренинг и что вы собираетесь делать, чтобы ваш новый опыт не пропал даром? Как вы собираетесь использовать его в вашей жизни?» Не страшно, что люди останутся взволнованными. Часто это хороший ресурс для действий с учетом нового опыта.

Экологическая чистота шеринга. При проведении эффективного шеринга тренеру необходимо иметь в виду еще одно важное условие (кроме создания условий для доверия и стимуляции движения участников к ЗБР), – соблюдение экологической чистоты личностного пространства участников.

При разговоре с участниками нужно помнить следующее: даже если мы уверены, что знаем лучший способ решения их проблемы, мы не должны навязывать свое мнение, потому что оно будет выражать только наше видение ситуации. Любое решение принимается человеком исходя из собственного уровня личностного и социального развития, и он не в состоянии эффективно следовать чужому решению, если не чувствует, что оно органично впишется в его жизнь.

К примеру, представим, что вы решили кое-что изменить в интерьере вашей квартиры. Сейчас у вас нет возможности купить новую мебель, и поэтому вы используете старую, слегка переставив ее так, как вам удобно в настоящее время. В предвкушении обновления, вы радостно планируете: вот этот стол будет красиво смотреться здесь, а диван можно украсить этой вышитой подушкой, лампа оттенит уголок для отдыха, а сюда я повешу полочку, на которой расставлю свою коллекцию фигурок. Для перестановки вы зовете помощника. Он с удовольствием откликается. Приходит, окидывает все критическим глазом и говорит: «Ты, конечно, молодец, все здорово придумал(а). Но все это никуда не годится. Мебель нужно заменить. Диван устарел, полочка – это вообще деталь лишняя, а стол на этом месте нарушает все законы фэн-шуй. Так что твоя перестановка будет только иллюзией новизны. Все у тебя будет по-старому». Что происходит с вами? Радость улетучилась. Переставлять что-то совсем расхотелось. На новую мебель сейчас вы никак решиться не можете. Да и помощь «доброжелательного» помощника уже не нужна. Желание обновления бесследно исчезло.

Так же происходит и тогда, когда участник радостно делится своими планами по изменению ситуации, а тренер, считая, что этот план неудачен (возможно даже, что тренер прав), говорит ему, что лучше поступить совсем по-другому. Пожалуй, понятно, что произойдет с участником. Когда он сможет принять ваше решение, он примет его сам. А пока он не готов поступать так, ваши советы ему не помогут. Лучшим способом может стать, например, предложение представить, каковы будут реакции других людей, задействованных в ситуации, на предполагаемые поступки участника тренинга. Или вы можете оставить решение без комментариев, особенно если в дальнейшем планируете провести упражнение, которое поможет человеку понять свою ошибку (если это ошибка, а не просто решение не в вашем духе).

Например, участник говорит, что теперь понял, что для сохранения отношений ему нужно как можно больше заботиться о своей девушке, пусть даже она иногда обманывает его и никак не выражает взаимного чувства. Тренер понимает, что одна только забота молодого человека не может решить его проблему, но поскольку личные отношения – дело тонкое, оставляет мнение участника без комментариев. Позже, после выполнения упражнения «Спина к спине» (см. раздел «Чемодан тренера»), этот же участник говорит, что изменил свое мнение: «Нельзя построить настоящих близких отношений без взаимного доверия и опоры друг на друга. Может быть, даже моя забота ничего не изменит. Я попробую, но не буду настаивать. Наверное, нам надо поговорить. Может быть, ей и не нужно мое внимание».

Пристрастное поведение тренера может ограничить спонтанность участников: они предпочтут удерживать при себе свои мысли – вдруг их тоже подвергнут критике? Итак, тренеру необходимо соблюдать экологическую чистоту. Не всегда просто отказаться от того, что нам кажется правильным. Часто даже опытные специалисты не замечают, как неосторожно внедряются в личное пространство человека. Чтобы проверить себя, можно воспользоваться простым приемом: представьте, что вы слышите и видите себя со стороны. Если по вашему поведению и словам понятно, к какому решению в предложенной ситуации склоняетесь вы, это означает, что вы не вполне экологичны. Другие тоже могут это почувствовать. Если такое уже произошло, вы можете исправить положение, открыто признав нарушение экологии, сказав, например: «Да, пожалуй, я хотел(а) бы, чтобы решение было таким… Но это всего лишь мое желание. А каждый имеет право действовать по-своему. Так что давай обсудим, что в твоем решении особенно ценно».

В каких случаях мы открыто высказываем свое мнение и даже призываем участников придерживаться его? Когда речь идет о случаях, опасных для жизни и здоровья человека:

а) употребление алкоголя, наркотиков и других психотропных

в) противоправное поведение.

Даже в этих случаях мы не вправе решать за других людей, но имеем полное основание высказать свою позицию относительно вреда, который наносит участник себе и другим людям, выбирая подобные действия.

Что еще нужно знать, чтобы провести шеринг? Необходимо уметь применять обычный набор навыков эффективной коммуникации. Поскольку мы предполагаем, что тренеры, обучающие этим навыкам, безусловно, владеют ими сами, то просто напомним о них.

Это такие навыки, как:

– эмпатия (теплота; умение слышать то, что хочет сказать участник; прояснять то, что он говорит общими словами);

– предпочтение открытых вопросов (т. е. тех, которые предполагают распространенный ответ, а не просто «да» или «нет»);

– соответствующее (конгруэнтное) невербальное поведение (т. е. выражение лица, жесты, поза, движения должны соответствовать сути ваших слов: если вы говорите, что готовы выслушать возражения, насупившись и сцепив руки на груди, вряд ли кто-то поверит, что вы действительно готовы сделать это);

– соответствующие интонации (холодно брошенное «я вас слушаю» вряд ли расположит собеседника к искренности);

– умение возражать, не отвергая значимости мнения собеседника (т. е. сначала соглашаемся, что при определенных обстоятельствах данное мнение действительно верно, потом сообщаем свое мнение и говорим, почему придерживаемся именно его).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *