Что такое щетина в истории
Щетина
Полезное
Смотреть что такое «Щетина» в других словарях:
ЩЕТИНА — ЩЕТИНА, щетины, мн. нет. жен. Жесткая упругая шерсть у некоторых животных. Свиная щетина. Хребтовая щетина. || Вообще о жестких волосах, о жесткой траве и т.п. (разг.). «Седые волосы поднимались щетиной над морщинистым лбом.» А.Тургенев. «В… … Толковый словарь Ушакова
щетина — См. шерсть. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. щетина волос, шерсть; щетка, щетинка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ЩЕТИНА — жесткий упругий волосяной покров из утолщенных остевых волос у некоторых животных, напр. у свиней и барсуков. Из щетины делают щетки, кисти … Большой Энциклопедический словарь
ЩЕТИНА — ЩЕТИНА, ы, жен. 1. У нек рых животных: жёсткая прямая шерсть. Свиная щ. 2. Такая шерсть как материал для изготовления щёток, кистей, а также сделанная из этой шерсти волосяная часть щётки, кисти. Заготовка щетины. 3. Короткие жёсткие волосы на… … Толковый словарь Ожегова
щетина — Общеславянское – sъcetina. Время появления в русской письменности – XVII в. Широко слово стало употребляться с начала XVIII в. Существует мнение, что слово заимствовано из германского языка, но это весьма сомнительно. Прозвище Щетина применяется… … Этимологический словарь русского языка Семенова
Щетина — малярные кисти Щетина более толстые, плотные и твёрдые волосы млекопитающих, не отличающиеся по своему гистологическому строению от обыкновенных волос … Википедия
ЩЕТИНА — ♠ Если во сне вы увидели, что у вас выросла щетина, это означает, что вам предстоит неожиданное судебное разбирательство, из за которого ваши дела застопорятся. Если щетина у другого человека будете выступать свидетелем в суде, что отнимет у… … Большой семейный сонник
История бороды в мире
История бороды увлекательна, принципы ее ношения менялись из года в год. Мужчины долгое время ухаживали за волосами на лице, подстригая или отращивая их разными способами, создавая таким образом бороду. Мода и тенденции менялись, но время от времени борода всегда возвращалась в моду. Однако следует помнить, что борода должна быть ухоженной, чтобы украсить мужчину. История бороды в мире — тема следующей статьи на страницах volosyinform.ru.
История бороды в мире
Сегодня мы знаем множество образов и образов, которые формировались на протяжении тысячелетий и изображали мужчин с определенным типом растительности на лице. Так как же формировалась мода на определенный тип волос на лице?
Есть известное изображение доисторического человека, одетого в шкуры животных, с лицом, покрытым густой щетиной. Однако знаем ли мы о том, что уже 20 000 лет назад появился первый инструмент, который, вероятно, использовался людьми для бритья лица?
Тенденции ношения бороды всегда менялись
Этот инструмент представляет собой полированный камень, благодаря которому мужчины могли стричь свой подбородок и придавать ему форму. Позже была продвинута мода на чисто выбритое лицо, которую пропагандировал Александр Македонский в 4 веке до н.э.
Он был первым в истории полководцем, который приказал своим солдатам бриться. Спустя сто лет эта практика была принята в Риме, где бритье тогда было символом перехода молодого человека во взрослую жизнь.
Чисто выбритое лицо стало символом высокого социального положения. Однако во втором году нашей эры ситуация снова изменилась. Во II веке нашей эры римский император Адриан отрастил бороду, чтобы прикрыть лицо, изуродованное оспой. С тех пор мода на ношение бороды вернулась.
С другой стороны, бритье лица снова стало модным во время правления Константина Великого, а бороды носили только мужчины в трауре и обвиняемые в уголовных преступлениях. Также известно, что в древности борода была знаком мудрости. Греческие и римские ученые и философы отращивали бороды, чтобы иметь достойное выражение лица. В это верили и в средние века. Борода была показателем мужественности, она означала храбрость и зрелость. Итак, короли и правители носили длинные бороды. Однако они не заботились о виде бороды, так как уход за бородой тогда был признаком тщеславия.
Однако мужчины эпохи Возрождения постарались усовершенствовать свой образ и начали ухаживать за бородой. Короткие обрезанные треугольники носили монархи и правители, а пышные бороды носили художники, поэты и философы. Они снова вошли в моду в период позитивизма. Достаточно вспомнить образы Маркса и Энгельса.
Однако упадок правления Наполеона II — это мода на заостренные бороды и изящные завитые усы. В наше время, как и в последующие исторические эпохи, существуют определенные тенденции стрижки бороды и ухода за ней, в то время как определяющими факторами при правильном выборе также являются вкусы, форма лица и тип волос на лице у мужчины.
Итак, мы видим, что мода на ношение или бритье бороды менялась с каждой эпохой. Каждый из них придавал этим фактам свой смысл, а часто даже символизм (как, например, в случае с мудростью связать бороду).
Типы бород
Сегодня в моде практически любая борода, главное, чтобы она дополняла образ мужчины
Что касается самой популярной формы в последнее время и самой распространенной на улицах формы мужской бороды, это так называемая бородка. Особенно эффектно он смотрится на мужчинах, у которых темная и сильная щетина, потому что она заметна и придает мужчине характер. Молодые мужчины теперь могут также иметь современные бритье и корректировать бакенбарды, которые благодаря электрической бритве могут принимать различные формы и уникальные узоры.
В этом случае все зависит от смекалки мужчины, решившего носить такие короткие бакенбарды. С другой стороны, пожилые мужчины должны носить бороды более классического вида, чтобы они могли подчеркнуть свои сильные стороны. Однако им не следует слишком много экспериментировать, если они занимают определенные должности на рабочем месте, чтобы просто не выглядеть смешно. Часто у зрелых мужчин бороды длиннее, чем у молодых.
Однако им не следует забывать, что более длинная борода — это не только удобство, вызванное отсутствием ежедневного бритья, но и обязанность правильно за ней ухаживать. Также стоит помнить, что тип волос на лице всегда следует выбирать исходя не только из собственных предпочтений, но и исходя из типа волос на лице, возраста и положения на работе, чтобы все это укладывалось в один цельный образ.
История бороды на Руси видео
В следующем видео подробно рассказана история бороды на Руси
Щетина
Щети́на — более толстые, плотные и твёрдые волосы млекопитающих, не отличающиеся по своему гистологическому строению от обыкновенных волос.
Щетина (производство и торговля)
Волосяной покров свиней, именуемый щетиной. Щетина получается с хребта и боков свиньи; лучшей считается получаемая с хребта выдёргиванием с корнями с живых свиней; она бывает длиннее получаемой стрижкой. В этом товаре различают два сорта: Щ. хребтовая и боковая, причем каждый из них подразделяется ещё по длине и жесткости. Хребтовая Щ. дает окатку (высший сорт), высокую, долгую, обыкновенную и короткую; боковая Щ. также подразделяется на сушную (лучшая) и вторые сорта — высокую, обыкновенную и низкую (см. также Щеточное производство).
В России Щ. собирается главным образом в приволжских губерниях, а также в Полтавской, Харьковской, Пензенской, Рязанской, Донской, Могилевской, Пермской и др. В последнее время на рынке появилась Щ. из Сибири, отличающаяся очень высоким качеством. Замечено, что с улучшением пищи свиней и ухода за ними ухудшается качество Щ., а в некоторых случаях этот естественный покров животного, содержимого в холе, почти исчезает. Поэтому лучшая Щ. поставляется странами, не проявляющими к свиньям хозяйственной заботливости. В этом отношении первое место занимают Россия (и особенно Сибирь) и Венгрия; страны, культивирующие свиней для мяса или сала, поставляют плохую Щ. Китай дает также плохую Щ., так как там наиболее распространена белая порода свиней, дающая дряблую Щ. с мягкими концами. Окатка идет, главным образом, на приготовление сапожных дратв, вторые сорта требуются для производства туалетных и платяных щеток, а третьи сорта — на грубые щетки и малярные кисти.; при очистке Щ. теряется (угар) около 30 % и она обходится около 3 р. за пуд. Не так ещё давно очистка Щ. в больших размерах производилась в Вологодской, Черниговской, Калужской и др. губ., но в последнее время промысел этот значительно сократился, и Россия вывозит за границу почти исключительно сырую Щ. Как велико количество Щ., обращающейся на мировом рынке, — учесть точно невозможно за полным отсутствием сведений о размерах свиного населения в Китае и нескольких других странах, поставляющих щетину. Насколько регистрация домашних животных поддается учету в наиболее культурных странах, число свиней определяется в 110 миллионов голов, в том числе на Россию приходится около 11 млн, то есть 10 %.
С головы обыкновенно получается в год около 3/4 фунта щетины, а всего, следовательно, 2 млн пудов, причём на долю России приходится около 200 000 пудов. Значительная часть этого товара вывозится за границу, а остальное остаётся для местного потребления. За десятилетие 1892—1901 г. в среднем из России вывозилось в год по 138 тыс. пд., на сумму от 5,5 до 6 млн руб.; наибольшей величины вывоз этот достиг в 1897 г. — 157 тыс. пд., а наименьшей в 1893 г. — 118 тыс. пд. Идет Щ., главным образом, в Германию (около 90 % всего русского отпуска), где образовались крупные центры торговли Щ. в Лейпциге, Кенигсберге и Франкфурте-на-Майне. В том же десятилетии в Германию ввозилось в среднем по 170 тыс. пд. Щ., в том числе из России 114 тыс. пд.; остальное потребное ей количество Щ. Германия получала частью из Китая, частью из Австро-Венгрии и Соединенных Штатов. Однако далеко не все это количество щетины остается в Германии для местного потребления, а очень много товара в очищенном и отсортированном виде вывозится во Францию, Великобританию и другие страны. Вывозимая щетина ценится гораздо выше привозной, вследствие чего в некоторые годы Германия вывозит щетину по стоимости больше, чем сама получила от других. Франция пользуется преимущественно германской щетиной, причем и здесь замечается предпочтение сырой щетине, чтобы дать работу собственным щетинообделочным фабрикам. Она снабжается щетиной, кроме того, из Бельгии, Великобритании, Соединенных Штатов и др. Непосредственные сношения Франции с Россией по торговле щетиной невелики. На британском щетинном рынке Россия занимает подчиненное положение, уступая первое и второе место Германии и Китаю. Последний вывозит ежегодно около 84 тыс. пд. Щ., главным образом, в Европу. Потребление Щ. повсеместно возрастает, производство же её не может следовать за ним, вследствие чего цена на этот товар постепенно возрастает, что, в свою очередь, вызывает к жизни различные суррогаты Щ. не только из мира растительного, но и животного (расщеплённый китовый ус), и даже минерального (стальная проволока). Проволочные щетки уже нашли себе применение в некоторых ремёслах. [1]
См. также
Мех — волосяной покров млекопитающих. В отличие от шерсти, понятие мех применяется лишь к семействам куньих и зайцеобразных, а также к некоторым видам грызунов (бобёр) и псовых (лисицы)
Шерсть — волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья.
Значение слова «щетина»
1. Жесткий, упругий покров из утолщенных волос на теле некоторых 743 животных (свиней, барсуков и др.). Свиная щетина. □ [Еж] фыркнул, опустил башлычком на нос щетину головы и поджал хвост и ноги. Сергеев-Ценский, Поляна. || Разг. Жесткие короткие волосы на подбородке, щеках. [Савелий] бороду бреет редко, и у него на губах и на подбородке почти всегда торчит щетина. И. Гончаров, Обрыв. Его широкое, в резких рябинах лицо, заросшее жесткой рыжеватой щетиной, было чем-то озабочено. Фадеев, Последний из удэге. || перен.; чего. Что-л. жесткое, торчащее, колючее. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Куприн, Гранатовый браслет.
2. Жесткая волосяная часть щетки. Владимир Львович Понизовский предложил сейчас же настричь щетины от платяной щетки. А. Н. Толстой, Гадюка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЩЕТИ’НА, ы, мн. нет, ж. Жесткая упругая шерсть у нек-рых животных. Свиная щ. Хребтовая щ. || Вообще — о жестких волосах, о жесткой траве и т. п. (разг.). Седые волосы поднимались щетиной над морщинистым лбом. Тургенев. В большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает неугомонная мысль. Короленко. Мы пошли полем по щетине скошенного хлеба. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
щети́на
1. жёсткая короткая шерсть из утолщенных волос на теле некоторых животных (свиней, барсуков и др.)
2. такая шерсть как материал для изготовления щёток, кистей; сама волосяная часть щётки, кисти
3. разг. короткие жёсткие волосы на лице человека (обычно отросшие после бритья)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: специя — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История бороды в Европе и России
Борода в древнем мире
У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.
Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.
Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».
Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.
Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.
В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
Излишние волосы души моей
Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.
В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.
Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.
К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:
“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».
В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.
В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.
Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.
Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.
Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.
Усы на Руси
Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.
Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.
Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?
Бритвенный станок цивилизации
Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…
Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.
Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».
В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.
Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.
Царь-брадобрийца
Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.
Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).
У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.
Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!
«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»
Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»
Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.
Кстати, умелых брадобреев в то время в России почти не было — поэтому Петр распорядился отправить нескольких московских цирюльников на обучение в Европу, откуда они вернулись, нося гордое звание «барбиров». Получается, что первые барбершопы в России появились еще в начале XVIII века.
«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:
«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».
«Высочайше утвержденные усы»
Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.
К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.
Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.
Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».
Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.
С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».
Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.
В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.
В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.