Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. original. Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры фото. Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры-original. картинка Что такое хозяйственный механизм учреждений культуры. картинка original. Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры

Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

Понятие хозяйственного механизма организаций куль­туры

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия произ­водственно-финансовый механизм, организационно-экономический ме­ханизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры

Общие черты

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы управления. Это определяет его природу, тенден­ции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость

и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от культурных процессов, их качественной, «неизмеримой» стороны.

Ключевые требования к хозяйственному механизму ор­ганизаций культуры

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­мумаксимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономиче­ских интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие ме­жду указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое тре­бование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, коллектива организации культуры и отдельного работника.

Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры

Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов, то есть измерение ресурсов и результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.

Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере­
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.

С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хо­зяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и не­коммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует 3 вида методов управления экономической деятельно­стью:

Административные методы

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Основные подсистемы хозяйственного механизма организа­ций культуры

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.

Планирование

Финансирование

По типу финансирования выделяют:

Ценообразование

Стимулирование

Этапы развития системы хозяйствования организаций куль­туры

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тес­но связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организа­ций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма <1917-1921гг.) — попытка огосударст­вления культуры и искусства. Начинается формирование системы пря­мого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.

Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Пере­вод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Уси­ление политико-идеологического контроля за творческой деятельно­стью.

Конец 20-хсередина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и фи­нансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-хконец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положе­ние о социалистическом государственном театрально-зрелищном пред­приятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются пра­ва руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х90-е годов XX века — попытка перехода к эконо­мическим методам управления.

С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяй­ствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных орга­низаций культуры.

Конец 90-х годов XX веканачало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), вве­дения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государст­венные и муниципальные учреждения культуры как проводники куль­турной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную «несвободу».

Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации

Основные направления реформирования в данной сфере:

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки незави­симых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:

Источник

Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры

Основными подсистемами хозяйственного механизма организа­ций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество

вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системыхозяйствования.

Планирование.

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются засчет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собствен­ных источников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счёт собственных источников).

Цены на услуги культуры могут быть:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т. д.

9.6. Эволюция системы хозяйствования организаций куль­туры.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением политической, экономической и соци­ально-культурной ситуации страны, а также общего и специально­го законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного меха­низма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма (1917—1921)— начало огосударст­вления культуры и искусства, формирования системы прямого го­сударственного руководства, централизованного управления орга­низациями культуры.

Годы нэпа (1922—1927)— разгосударствление, децентрализа­ция системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупае­мость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление иутверждение системы централизованного управления. Идеологиче­ский диктат. Железная регламентация творческой и производствен­но-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры пар­тийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — «глоток свободы», попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968), о парке культуры иотдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. Приэтом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ста­вится рост количественных показателей деятельности (экстенсив­ный путь).

Конец 80-х — 90-е годы XX века — стремление к переходу на экономические методы управления.

1987—1988 годы— театральный эксперимент как полигон для отработки новых экономических инструментов управления.

С 1989 года — перевод государственных организации культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны.

Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций,

культурно-просветительных учреждений, Появление частных организаций культуры.

Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальных учреждения культуры рассматривают как проводников культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Им предоставляется гарантированное бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические в обмен на хозяйственную «несвободу».

Вторая половина первого десятилетия 2000-х годов — сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры. Происходит дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в свете внесения поправок в БК РФ (апрель 2007г.).

Предпринимаются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы. Принятие ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.), и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающие перевод значительной части учреждений в статус автономных. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам.

Причины, сдерживающие переход бюджетных учреждений культуры в автономные:

— дефицит бюджетов подавляющего большинства территорий;

— слабость материально-технической базы учреждений культуры;

— недостаточность управленческой компетентности руководящих кадров;

— неразработанность нормативных правовых актов, необходи­мых для перехода на региональном и муниципальном уровнях, а также соответствующих экономических инструментов управления (плановых заданий, нормативов финансирования и др.);

— недоверие к органам власти, проявляющееся в ожидании уменьшения или снятия бюджетного финансирования АУ.

Следующим шагом становится принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010). Согласно этому закону БУ, не перешедшие с статус АУ, становятся либо казёнными, либо бюджетными учреждениями нового типа. Таким образом, условия функционирования БУ культуры изменяются в обязательном порядке. По многим характеристикам БУ нового типа сходны с АУ.

Внедрение новых типов государственных (муниципальных) учреждений культуры не означает формирование полноценного рынка культурных услуг в России. Сохраняется слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям.

Отсутствуют адекватные формы поддержки частных некоммерческих организаций культуры со стороны органов власти.

Возможные формы подобной поддержки:

— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

— целевое бюджетное финансирование проектов;

— расширение налоговых и иных экономических льгот;

— предоставление льготных кредитов;

— оказание помощи в подготовке кадров;

— обеспечение доступа к соответствующей информации и др.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 749 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2807 ; Нарушение авторских прав

7.2.7. Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

7.2.2. Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму орга­низаций культуры.

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му— максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом слу­чае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры.

7.3.7. Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры.

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

— отражающих потребности общества в получении соответствую­щих культурных благ;

— позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведен­ными затратами.

7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности ор­ганизаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получае­мых результатов;

— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

Необходимость количественного измерения результатов деятель­ности организаций культуры.

При этом чисто экономические показатели являются вспомогатель­ными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социаль­ные показатели.

С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерче­ский и некоммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

7.4. Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

7.4.1.Административные методы.

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

7.4.2.Экономические методы.

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

7.^.3. Социально-психологические методы.

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономиче­ских интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на

партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на не­экономических интересах.

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации систе­мы хозяйствования.

7.5.1.Планирование. Планы могут:

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

7.5.2. Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

7.5.5. Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

— регулируемыми органами власти;

7.5.^. Стимулирование. Стимулирование бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т.д.

ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ

Понятие планирования.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствова­ния, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выпол­нения.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:

философия планирования — основное содержание и направлен­ность плановых документов;

технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией.

Виды планов.

А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные пла­ны.

Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, сред­несрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, кратко­срочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месяч­ные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на де­каду, неделю, день.

В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.

Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировоч­ные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содер­жащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обя­зательному выполнению).

Д) Различают также стратегические и тактические планы.’ 9 Вы­работка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою оче­редь, обеспечивают организацию их выполнения.

Принципы планирования.

Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль пер­спективных планов. Комплексность:

учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов

и пропорций планов.

Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с само­стоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования — планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помо­щью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы развития и методы планирования.

Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с из­менением его «философии»:

— традиционное (директивное) планирование;

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)

Таблица№3 Этапы и методы планирования

Этапы планированияМетоды планированияПериод наибольшего
Традиционное (дирек­тивное) планированиеЭкстраполяцияДо начала 80-х годов XX
Нормативно-целевое планированиеНормативный80-е годы XX века
Программно-целевое планированиеПрограммныйС начала 90-х годов XX века по настоящее время

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тен­денции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти­рующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный— разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Технологические этапы планирования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

А) Организационно-подготовительный этап:

определение круга исполнителей;

— определение сроков разработки;

Б) Этап разработки проекта плана:

определение целей и задач на планируемый период;

— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значе­ний;

— обоснование механизма реализации плана;

— оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:

информирование общественности о содержании планов (с ис­пользованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1а1ю№з);

— организация контроля исполнения плана.

Директивное планирование.

Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автома­тически.

Данный подход отличает:

— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориен­тация планов;

— установление плановых заданий «сверху», регламентация всех сторон деятельности;

— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспе­чением;

— игнорирование специфики и реальных потребностей террито­рий;

— недостаточная обоснованность планов;

— отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.

В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.

Нормативно-целевое планирование.

Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формиро­вании целевых установок на длительную перспективу.

Достоинства нормативно-целевого подхода:

усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целе­вые параметры;

— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;

— сократилось число централизованно устанавливаемых показа­телей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;

— повысилась обоснованность планов, так как они стали базиро­ваться на нормах и нормативах;

— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел «Культура и средства массовой информации»);

— усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

— считалось, что стратегическую цель можно количественно из­мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;

— предплановый, анализ велся традиционным способом, по под­отраслям культуры. Подмена культурных процессов учрежде­ниями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;

— число централизованно устанавливаемых показателей сократи­лось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;

— система норм и нормативов так и не была внедрена на практи­ке. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы куль­туры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, не­возможностью гарантировать их стабильность в условиях ин­фляции;

— ведомственный подход к культуре по существу не был преодо­лен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственно­го плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;

— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании «сверху»;

— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.

В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.

Программно-целевое планирование.

Основной формой планирования должны стать программы куль­турного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.

Внедрение программного метода сдерживалось:

— трудностями экономического характера: недостатком финансо­вых средств, нерегулярностью их поступления;

— инерционностью мышления руководителей органов управле­ния и организаций культуры, недооценкой роли программ;

— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного

планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.

Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты­вают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).

Перспективное планированиеосуществляется путем разработки це­левых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис­сии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущее планированиеосуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных пла­нов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы опреде­ляют соответствующие стороны развития организации.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестици­онные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пере­вооружение объектов культуры.

Смета — план доходов и расходов организации. Она является ос­новным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность в течение текущего года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *