Что такое хороший вопрос

Вопросы на уроках важнее ответов

Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

«Я не знаю»

Начнём с того, что это нормально — не знать ответ на вопрос.

В школе фраза ученика «Я не знаю» обычно трактуется как «Я забыл информацию, которую вообще-то должен был помнить». Учитель как будто шепчет: «Я знаю ответ, и ты тоже должен его знать. Ответь на мой вопрос, и это будет означать, что ты знаешь». Такое восприятие вопроса расставляет акценты так, что в центре внимания оказывается знание, данное ученику кем-то свыше, например, учителем или родителем. Но на самом деле сила любого вопроса в том, что он наконец-то возвращает ученику инициативу в деле «добычи знаний».

Что такое хороший вопрос. question graffiti. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-question graffiti. картинка Что такое хороший вопрос. картинка question graffiti. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Хорошие и плохие вопросы

Что делает вопрос плохим? Это зависит от того, что вы ожидаете. Получить стройный правильный ответ? Подстегнуть отвечающего к пересмотру позиции? Сделать так, чтобы кто-то обернулся назад и обратил внимание на то, что он уже знает, а что упустил? Углубиться в тему?

Всё это имеет смысл, и всё это можно сделать с помощью хороших вопросов.

А что же делает плохой вопрос? Он сбивает с толку и «замораживает» процесс мышления и познания, заставляя топтаться на месте.

Это не значит, что хорошие вопросы не должны быть трудными и не должны ставить перед отвечающими препятствия. Но ученик, преодолевающий препятствия, и запутанный ученик — это разные вещи.

Опасность плохих вопросов в том, что они заставляют больше думать об общественных ожиданиях («я должен ответить правильно, а иначе…») и об отношении к тебе учителя, чем о сущности материала. Другая опасность в том, что ответы на такие вопросы — это не конструирование чего-то нового, а репродуцирование уже известного.

Что такое хороший вопрос. Moss Hart Arlene Francis Answer Yes or No 1950. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-Moss Hart Arlene Francis Answer Yes or No 1950. картинка Что такое хороший вопрос. картинка Moss Hart Arlene Francis Answer Yes or No 1950. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Хороший вопрос, заданный в правильное время, имеет огромный обучающий эффект, потому что позволяет остро обозначить проблему. Он, скорее, является мостиком к другим вопросам, которые должны возникнуть у детей. Так же и ответы, дебаты, любые высказанные мнения должны снова и снова вести к новым вопросам, будоража любопытство и воображение.

Когда вы думаете над вопросами, настройтесь на то, чтобы сделать их хорошими:

Пять простых вопросов

Чтобы урок проходил живо и эффективно, учитель часто задаёт «стратегические вопросы», которые создают драматургию и позволяют действию развиваться. Простые вопросы для этих целей могут быть не менее эффективны, чем сложные и мудрёные. Можно начать с этих пяти:

Что вы думаете? Этот вопрос помогает нам самим остановиться, если мы слишком много говорим. Такой вопрос даёт время понять, куда завела слушателей ваша речь.

Почему вы так думаете? Позволяет углубиться в тему и даёт вам увидеть ход рассуждений слушателей, а слушателям — повод задуматься над тем, что вы говорите.

Что привело вас к этим мыслям? Этот вопрос выстраивает связь между тем, что вы сейчас обсуждаете, и предыдущим опытом слушателей.

Можете ли вы сказать мне больше? Самое время подтолкнуть к дальнейшим размышлениям.

Какие вопросы у вас ещё остались? А тут ученики могут задать вопросы вам, и это очень важно: умение спрашивать — основа познания.

Что такое хороший вопрос. What is to be Done 1. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-What is to be Done 1. картинка Что такое хороший вопрос. картинка What is to be Done 1. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Что делать, чтобы на ваши вопросы отвечали

Когда начинающий учитель задаёт аудитории вопрос, он обычно ждёт несколько секунд и, не получив реакции, сам на него отвечает, страшась возникшей тишины. Вопрос превращается в формальность, и слушатели начинают воспринимать вопросительные интонации не как призыв к мысли, а как ещё одну привычку оратора.

Сколько это будет — три секунды, пять, десять минут, — зависит, в том числе, и от возраста аудитории, и от сложности материала, и от того, насколько комфортно чувствуют себя дети в классе. В любом случае, не бойтесь тишины и дождитесь, когда появятся поднятые руки или послышатся, пусть робкие, голоса.

Если ответа так и не последовало, объясните, что это нормально, и предложите ответить на вопрос к следующему занятию.

Один из приёмов, который помогает «разговорить» аудиторию: задав вопрос, предложите сначала обсудить его с соседом, а уже потом высказаться публично, если это необходимо по вашему замыслу.

Другой способ — попросите детей сначала самим задать вопросы и начните вместе их обсуждать.

Постарайтесь заменить в своей лексике утвердительную фразу «Это значит, что. » на вопросительные «Интересно, а может ли это значить…» Чем больше вы произносите фраз, не оставляющих сомнений в вашей трактовке материала, тем больше ученики боятся дать «неправильный» ответ.

Учитель, задающий вопросы, часто воспринимается как репрессивный образ. Но вопросы не должны быть наказанием за невнимание или плохое поведение. Также как не должны быть способом утвердиться в своей правоте и значимости. Если помнить о том, что вопросы — основа познания, то можно смело задавать такие, на которые сам не знаешь ответ.

Источник

Что такое хороший вопрос

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Практика психологической помощи семье в «период перемен»

ВЕБИНАР: «Семейная летопись». Авторская программа реабилитации детей-сирот

Экзистенциальный смысл искусства: авторская техника глубинного восприятия художественного произведения

Скоро

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Что такое «хороший вопрос» в нарративной практике?

Что такое хороший вопрос. 03222124 small. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-03222124 small. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 03222124 small. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Расспрашивание в нарративном подходе стремится генерировать и актуализировать «инсайдерское» знание людей и сообществ посредством коллективной, партнерской, прозрачной, рефлексивной практики. Человек или группа, с которыми ведется работа, рассматривается как эксперт по собственной жизни; также человек или группа не отождествляется с проблемой. Таким образом, высвечивается «множество голосов опыта».

• Хороший вопрос – это «свежий» вопрос, он открывает новые горизонты, приглашая людей взглянуть на что-то по-новому.

• Хороший вопрос – это вопрос, приводящий к глубоко значимым для человека ответам, и усиливающий желание человека продолжать беседу.

• Хороший вопрос «неотразим» – он заставляет задуматься, приводит на новые территории, бросает вызов существующим взглядам, и все это – в интригующей, увлекающей, поддерживающей, внимательной и даже в чем-то иногда шаловливой манере.

• Хороший вопрос – это тот, о котором человек-адресат вопроса сам говорит: «Какой хороший вопрос. »

• Хороший вопрос направлен на ядро, ключевой, узловой момент истории или ситуации. Вопрос должен настолько захватить воображение адресата, чтобы тот был готов двинуться исследовать неведомое, невзирая на сопутствующую этому тревогу.

Хорошие вопросы направлены не на уже существующее знание рассказчиков и не на проверку и подтверждение имеющихся у интервьюеров гипотез. Скорее, хорошие вопросы направлены на высвечивание «ярких, сочных, богатых» жизненных знаний, которые обычно оказываются в тени или считаются чем-то само собой разумеющимся. Особенно важно актуализировать знание, которое привычно считается «менее значимым», чем легитимное «профессиональное» знание. При задавании вопросов интервьюер исходит из предположения, что важное для собеседника знание ему уже доступно и будет актуализировано, извлечено, как рыба на удочку вопроса. Человек, задающий вопросы в нарративном подходе, «не знает всех ответов», но «знает, как узнать» – и эта позиция отличается от позиции профессионала-эксперта, «знающего всё».

• Хорошие вопросы создают условия, чтобы люди могли говорить о своем опыте от первого лица.

Для того, чтобы сформулировать хороший вопрос, необходимо занять рефлексивную позицию. Майкл Уайт говорил, что всякий раз, когда ему хочется что-то сказать или подсказать человеку, с которым ведется работа, он старается переформулировать это в вопрос. При этом, формулируя вопрос, важно «заглядывать вперед» и думать, какие у этого вопроса могут быть последствия. В этом – ответственность интервьюера (исследователя и/или терапевта). Как говорил Мишель Фуко, «важно не только делать и знать, что мы делаем, важно также знать, что делает то, что мы делаем».

• Хорошие вопросы «делают видимым невидимое» и «подвергают сомнению само собой разумеющееся».
Позиция, с которой получается задавать хорошие вопросы – это позиция подмастерья, а также вежливого гостя-чужестранца, чьи задачи – раскрыть скрытое, подразумеваемое знание, позволяющее знающим и опытным местным жителям максимально придерживаться предпочитаемых способов жизни.

Хороший вопрос следует из предшествующей реплики собеседника. Из одной реплики может идти «веер» вопросов в разные стороны, но не цепочка вопросов, каждый последующий из которых опирается на то, как, по мнению интервьюера, скорее всего ответит респондент. Вопросы растут из того знания, которое актуализируется в беседе, а не из знания, «втаскиваемого извне» (то есть не из того, чему интервьюера учили, например, в университете). Исключение для Эпстона – когда для формулирования вопросов привлекается инсайдерское знание людей, оказавшихся в жизненной ситуации, похожей на ту, в какой находится рассказчик-респондент.

Хорошие вопросы – это своего рода указатели направления. Они указывают на дороги, по которым человек может пойти в поисках знания, если чувствует, что это может быть полезно. То есть, одновременно, рассказчик ведет интервьюера и интервьюер ведет рассказчика.

• Хороший вопрос – это вопрос, от которого не хочется быстро и сразу избавиться путем ответа на него, это вопрос, к которому хочется время от времени возвращаться.

• Хороший вопрос ведет к множеству новых вопросов (а плохой заводит беседу в тупик). Хороший вопрос задается с позиции «а может быть, за следующим поворотом кроется что-то фантастически, удивительно прекрасное».

Хороший вопрос позиционирует рассказчика как действующее лицо в некоем драматическом сюжете. В хороших вопросах (по Эпстону) есть что-то драматическое. Они как бы будят, будоражат рассказчика, мир становится для него ярче, четче, живее. (В отличие от вопросов, которые вышибают дух, вжимают в стену, давят тяжким грузом и сообщают, что «шаг в сторону будет расцениваться как побег».)

• Хороший вопрос побуждает рассказчика занять позицию уважительного любопытства по отношению к самому себе и к различным аспектам своей жизни.

По мере развития беседы, вопросы также оказываются нацелены на заполнение «брешей», «разрывов» в сюжете создающейся истории, чтобы история пересказывалась вновь и становилась более насыщенно описанной.

Хорошие вопросы в нарративном подходе всегда формулируются в экстернализующем языке, а не в интернализующем. Если человек считает нечто внутренне присущей ему чертой, нарративный терапевт-интервьюер формулирует вопрос так, чтобы это нечто предстало в качестве социальной практики, имеющей свою историю, традиции, манеры, способ и форму воплощения и т.п. Экстернализация позволяет занять рефлексивную позицию.

Хорошие вопросы «зацепляются» за особые слова и выражения, произнесенные рассказчиком, и направлены на исследование их смыслового контекста. Дэвид Эпстон, формулируя свои вопросы, развивает предложенные рассказчиком метафоры (например, когда рассказчик говорит, что «в нашей организации работнику удается отшлифовать свое [определенное умение]», Эпстон может спросить: «Как вам кажется, что организация делает для того, чтобы это умение человека действительно засияло?» Эпстон также любит использовать редкие, необычные слова, чтобы еще сильнее привлечь внимание рассказчика к вопросу.

При конструировании хороших вопросов вполне вероятно, что в беседе с конкретным человеком будут совместно создаваться ad hoc неологизмы, описывающие переживания и смыслы человека максимально близко к его опыту, т.к. «старые», общепринятые слова могут быть настолько «затасканными», пропахшими нафталином, или, напротив, помещенными на пьедестал и залакированными, что пользоваться ими для передачи живого переживания оказывается невозможным. Для создания новых слов и выражений гораздо лучше подходят метафоры, а не «буквальные значения». Научный дискурс часто предполагает, что используемые термины должны быть эмоционально нейтральными, выхолощенными, очищенными от воображения.

• Хороший вопрос может вызвать к жизни яркое воспоминание, чтобы знание актуализировалось не через «сугубо интеллектуальное» припоминание, а через «перепроживание опыта в единстве аффекта и интеллекта» (аллюзия на Выготского моя – ДК).
Хорошие вопросы ухватывают и развивают «момент движения» сюжета предпочитаемой истории, чтобы она «разгонялась» из прошлого через настоящее в будущее. Хорошие вопросы связывают воедино событийный и смысловой аспекты истории.

(записи с семинара Дэвида Эпстона в ноябре 2008 года, материал подготовлен Дарьей Кутузовой)

Комментарий Дарьи Кутузовой:
Хорошие вопросы приводят тех, кому они заданы, к большему ощущению свободы и силы (в противовес переживанию слабости и скованности), и к большему переживанию возможности хорошей сопричастности и общности с другими людьми (в отличие от переживания неприятной изолированности). На квази-телесном уровне хороший вопрос может вызывать ощущение теплоты, облегчения, легкости, приятных мурашек, раскрывающегося внутри пространства (это бывает заметно по языку тела собеседника при очном общении).

Ядро или узловой пункт истории – это всегда определенное напряжение, определенный парадокс, «то, чего не могло быть, но все же произошло» – в понимании М.Н.Эпштейна, это «сверхсильные модальности».

Источник

Собираю хорошие вопросы

«Когда я мечтаю, могу заблудиться в своих мечтах. Когда ты задаешь мне вопросы — я точно знаю, куда мне идти».

Так сказала мне однажды моя дочь, когда я только начинала практиковать коучинг и осваивала искусство задавать вопросы.

Что такое хороший вопрос. e60acb47e71b607dbd6c117a5fe45628. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-e60acb47e71b607dbd6c117a5fe45628. картинка Что такое хороший вопрос. картинка e60acb47e71b607dbd6c117a5fe45628. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Когда ты задаешь мне вопросы — я точно знаю, куда мне идти.
Фото: Colin Kinner

Почему я занялась этим?

Однажды я начала собирать хорошие вопросы. Не просто так, а вполне целенаправленно, следуя совету одного моего тренера по коучингу: «Вопросы должны быть у вас на кончиках пальцев».

Странички блокнотов и тетрадей, разрозненные листы формата А4 — все было исписано вариантами вопросов о целях и важности, в соответствии со структурой сессии и без нее, в логической последовательности тех или иных техник коучинга. А еще просто хорошими вопросами, которые я услышала или уловила в информационном пространстве.

Со временем эта профессиональная задача переросла в навык.

Как и для чего я применяю хорошие вопросы?

Сегодня для меня задавать хорошие вопросы стало привычным. Спрашивать себя в ежедневных ситуациях, которые меня окружают. Задавать вопросы клиентам, которые приходят ко мне на сессии, спрашивать друзей.

Недавно, разговаривая с коллегой о проекте, я стала задавать ему вопросы лишь для того, чтобы сфокусировать себя на теме разговора. Как вдруг через три-четыре вопроса он спрашивает: «Ты меня коучишь?».

— Ага, — отвечаю ему. — Коучу 🙂

В какой то момент тетрадей, записей и листочков с вопросами стало очень много. Многие хорошие вопросы терялись среди постов и публикаций в Фейсбуке, поэтому я начала вести блог с целью структурировать и просто сохранять в одном месте копилку своих вопросов.

В блоге я делаю короткие тематические посты с парой-тройкой вопросов. До структуры пока далеко, зато все хранится в одном месте.

Что такое хороший вопрос. a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100. картинка Что такое хороший вопрос. картинка a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Что такое хороший вопрос, как отличить его от обычного?

Вопрос вопросу рознь, это так. Я разделяю вопросы на ресурсные и нересурсные.

Хорошие вопросы — ресурсные.

Вот уже сейчас, по первому впечатлению от слова: «ресурсный» — какой это для вас вопрос? Для меня тот, который добавляет ресурса в текущее состояние и в ситуацию, о которой я размышляю.

Первый признак хорошего (ресурсного) вопроса — он заставляет задуматься. И процесс такого «думания» созидателен. У Евгения Гришковца есть песня: «И настроение улучшилось. ». От хороших вопросов улучшается настроение, чувствуется прилив сил и энергетический подъем.

Часто хорошие вопросы возвращают тебя в ситуацию «здесь и сейчас», в текущий момент. И это место становится твоим местом силы.

Например, несколько вопросов про внимание:

На чем я сейчас фиксирую свое внимание? Какими мыслями себя окружаю?

То, о чем я сейчас говорю или думаю — это действительно то, чего я хочу?

Или вопросы про энергию в состоянии «здесь и сейчас»:

На поддержание какой картины мира сейчас расходуется моя энергия?

Какого качества сейчас (сегодня) моя энергия?

Куда я хочу/могу/планирую ее направить? Что полезное я могу сейчас (сегодня) создать с такой энергией?

Хороший вопрос фокусирует на поиске позитивного решения, позитивных вариантов. Это еще один критерий хорошего вопроса — запуск поиска позитивных решений.

Именно позитивных, это важно.

Вот, например, несколько вопросов для лидера:

Какие ценности вы, как лидер, транслируете своим коллегам, партнерам, сотрудникам?

Какие ваши самые сильные лидерские качества помогают вам строить работу в команде на основе доверия и партнерства?

Какие свои лучшие качества и способности вы можете подключить, чтобы организовать именно тот формат работы в команде, который вы хотите?

Какими своими действиями и поступками, состояниями и смыслами вы можете вывести работу в команде на новый уровень?

Хороший вопрос всегда направлен на поиск вариантов — он расширяет картину мира.

Какие варианты есть в этой ситуации?

Если все в мою пользу, какой вариант я выберу?
(Представьте вселенский супермаркет вариантов и возможностей, в котором можно выбрать решение, которое действительно подходит. Каким оно будет?).

Еще один критерий хорошего вопроса — улучшение текущей ситуации и стремление к желаемому результату.

Что еще я хочу улучшить в этой ситуации?

Какие изменения в лучшую сторону меня устроят?

Какой лучший для меня выбор в этой ситуации?

Как мне помогают хорошие вопросы

Хорошие вопросы я использую в основном для регулирования двух настроек: осознания себя в моменте «здесь и сейчас» и фокусировки на своих целях.

Вопросы помогают, когда внутренний диалог затаскивает меня в деструктивную сторону. Или меня тревожит какой-нибудь страх.

Часто источником хороших вопросов становятся цитаты и смыслы, которые я нахожу в книгах или публикациях на Facebook.

Что такое хороший вопрос. 564385135e4ff772c06cd68796e89aab. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-564385135e4ff772c06cd68796e89aab. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 564385135e4ff772c06cd68796e89aab. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Например, Виталий Колесник задал хороший вопрос: «Когда ты понял, что тебе пора на следующий уровень, спроси себя: что держит тебя на этом?».

Этот вопрос я расширила и структурировала по четырем основным плоскостям: физической, эмоциональной, ментальной и духовной.

Сразу пришли на ум дела и куча вещей, которые я откладываю на потом или складываю «про запас». Сразу набралась пара мешков того, чем я точно не буду заниматься в ближайший год. Сразу нашла, кому все это отдать.

Сразу вывалились обиды и разочарования, которые давно пора отпустить и простить. Отрабатываю их по списку.

Тут вообще интересные открытия. Оказывается, в моей голове сидит куча ошибочных убеждений. Например, что просто так (взял да и перешел на новый уровень) ничего не происходит. Надо попахать и заслужить. И кто только мне все это внушил? Разбираюсь.

Оказалось, все просто: урок прощения и урок отпускания. И еще — урок позволения всему быть таким, какое оно есть.

Учу уроки. Потому что хочу на новый уровень 🙂

Что такое хороший вопрос. 564385135e4ff772c06cd68796e89aab. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-564385135e4ff772c06cd68796e89aab. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 564385135e4ff772c06cd68796e89aab. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Еще несколько вопросов, чтобы еще раз посмотреть на ситуацию перехода:

Как я сейчас воспринимаю эту ситуацию перехода на новый уровень?

Как оцениваю себя, свои силы и возможности в данный момент?

На чем хочу сосредоточить свое внимание?

Как пользоваться хорошими вопросами?

Задавать себе регулярно и отвечать. Отвечать можно письменно или мысленно, можно рисовать картинки (в уме или на бумаге).

Случается так, что на вопрос нет ответа. То есть, нет ответа сразу, сейчас. Может, прежде вопросы не задавались в такой формулировке. Или мысли в этом направлении не работали.

Что делать в такой ситуации?

Не спешите говорить «Не знаю» или «У меня нет ответа». Может быть, уже через пару часов или завтра ответ появится. Поэтому я говорю так: «У меня нет ответа прямо сейчас». А потом периодически задаю себе этот вопрос или ставлю его «на загрузку».

Где применять хорошие вопросы?

В любой ситуации, когда вы ищете решения, возможности, смыслы или пути выхода из застоя, может прийти страх. В этом случае я спрашиваю себя, какой хороший вопрос можно задать себе прямо сейчас:

Какой хороший вопрос я могу задать себе, чтобы сдвинуться с места?

Какой хороший вопрос поможет мне увидеть возможности?

Какой вопрос поможет мне почувствовать свои силы в решении этого дела?

Какой вопрос поможет мне быстрее разобраться в ситуации?

Как выбрать для себя хороший вопрос?

Какой хороший вопрос добавляет вам ресурса, улучшает настроение, прибавляет сил и энергии двигаться быстрее и эффективнее?

Какой хороший вопрос расширяет ваше видение?

Какой хороший вопрос или вопросы вы можете себе задавать каждое утро, чтобы создать настроение на весь день?

Вот, к примеру, мои «утренние» вопросы:

Что интересного я сегодня хочу сделать?

Какое дело из своего списка дня я назначаю быть сегодня самым интересным?

В завершение захотелось написать какое-нибудь пожелание читателям «Жить интересно!». И вот что получилось: хороших и интересных вам вопросов для реализации ваших намерений!

Что такое хороший вопрос. f5f33d343ec95627fefdcbc29054e0e5. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-f5f33d343ec95627fefdcbc29054e0e5. картинка Что такое хороший вопрос. картинка f5f33d343ec95627fefdcbc29054e0e5. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Читайте также

Что такое хороший вопрос. 7276002a886bcf34da89199fe0b74f0d. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-7276002a886bcf34da89199fe0b74f0d. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 7276002a886bcf34da89199fe0b74f0d. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Искусство задавать вопросы

Меня всегда восхищали люди, берущие интервью. Как им удается задавать именно эти вопросы? Почему у них получается разговорить собеседника и вывести на темы и понимания, которых, казалось, у самого героя интервью еще пять минут назад не было?

Что такое хороший вопрос. 502c86941dd06e0fc22a731ebd4bdbe9. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-502c86941dd06e0fc22a731ebd4bdbe9. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 502c86941dd06e0fc22a731ebd4bdbe9. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Куда приводят нестандартные вопросы

Я люблю общаться с интересными людьми и задавать им нестандартные вопросы. Так рождаются интервью по самым разным темам. Предлагаю вашему вниманию новую подборку таких бесед.

Что такое хороший вопрос. 09035c5e4e652084ac3736d35ab3ff7c. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-09035c5e4e652084ac3736d35ab3ff7c. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 09035c5e4e652084ac3736d35ab3ff7c. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.

Вопрос гораздо сложнее ответов

Майские дни напевают и навевают. Распахнутое окно в зале рядом с Киевской Лаврой. Колокольный звон заглядывает через подоконник вместе с легким ветерком, развевающим занавески (а были ли там занавески, я уже точно не вспомню, но воображение их живо рисует).

Источник

О нарративной практике, терапии и работе с сообществами — по-русски

Что такое «хороший вопрос» в нарративной практике?

20 июля, 2009 Автор: narrlibrus

Что такое хороший вопрос. 3502458866 5196bc621f m. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-3502458866 5196bc621f m. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 3502458866 5196bc621f m. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.Расспрашивание в нарративном подходе стремится генерировать и актуализировать «инсайдерское» знание людей и сообществ посредством коллективной, партнерской, прозрачной, рефлексивной практики. Человек или группа, с которыми ведется работа, рассматривается как эксперт по собственной жизни; также человек или группа не отождествляется с проблемой. Таким образом, высвечивается «множество голосов опыта».

Хорошие вопросы направлены не на уже существующее знание рассказчиков и не на проверку и подтверждение имеющихся у интервьюеров гипотез. Скорее, хорошие вопросы направлены на высвечивание «ярких, сочных, богатых» жизненных знаний, которые обычно оказываются в тени или считаются чем-то само собой разумеющимся. Особенно важно актуализировать знание, которое привычно считается «менее значимым», чем легитимное «профессиональное» знание. При задавании вопросов интервьюер исходит из предположения, что важное для собеседника знание ему уже доступно и будет актуализировано, извлечено, как рыба на удочку вопроса. Человек, задающий вопросы в нарративном подходе, «не знает всех ответов», но «знает, как узнать» — и эта позиция отличается от позиции профессионала-эксперта, «знающего всё».

Для того, чтобы сформулировать хороший вопрос, необходимо занять рефлексивную позицию. Майкл Уайт говорил, что всякий раз, когда ему хочется что-то сказать или подсказать человеку, с которым ведется работа, он старается переформулировать это в вопрос. При этом, формулируя вопрос, важно «заглядывать вперед» и думать, какие у этого вопроса могут быть последствия. В этом – ответственность интервьюера (исследователя и/или терапевта). Как говорил Мишель Фуко, «важно не только делать и знать, что мы делаем, важно также знать, что делает то, что мы делаем».

Позиция, с которой получается задавать хорошие вопросы – это позиция подмастерья, а также вежливого гостя-чужестранца, чьи задачи – раскрыть скрытое, подразумеваемое знание, позволяющее знающим и опытным местным жителям максимально придерживаться предпочитаемых способов жизни.

Что такое хороший вопрос. 3357200708 be6af9c7fb m. Что такое хороший вопрос фото. Что такое хороший вопрос-3357200708 be6af9c7fb m. картинка Что такое хороший вопрос. картинка 3357200708 be6af9c7fb m. Пожалуй, со времён Сократа учителя используют вопросы как мощный педагогический инструмент. И этот инструмент должен помогать идти вперёд, а не топтаться на месте.Хороший вопрос следует из предшествующей реплики собеседника. Из одной реплики может идти «веер» вопросов в разные стороны, но не цепочка вопросов, каждый последующий из которых опирается на то, как, по мнению интервьюера, скорее всего ответит респондент. Вопросы растут из того знания, которое актуализируется в беседе, а не из знания, «втаскиваемого извне» (то есть не из того, чему интервьюера учили, например, в университете). Исключение для Эпстона – когда для формулирования вопросов привлекается инсайдерское знание людей, оказавшихся в жизненной ситуации, похожей на ту, в какой находится рассказчик-респондент.
Хорошие вопросы – это своего рода указатели направления. Они указывают на дороги, по которым человек может пойти в поисках знания, если чувствует, что это может быть полезно. То есть, одновременно, рассказчик ведет интервьюера и интервьюер ведет рассказчика.

Хороший вопрос позиционирует рассказчика как действующее лицо в некоем драматическом сюжете. В хороших вопросах (по Эпстону) есть что-то драматическое. Они как бы будят, будоражат рассказчика, мир становится для него ярче, четче, живее. (В отличие от вопросов, которые вышибают дух, вжимают в стену, давят тяжким грузом и сообщают, что «шаг в сторону будет расцениваться как побег».)

По мере развития беседы, вопросы также оказываются нацелены на заполнение «брешей», «разрывов» в сюжете создающейся истории, чтобы история пересказывалась вновь и становилась более насыщенно описанной.

Хорошие вопросы в нарративном подходе всегда формулируются в экстернализующем языке, а не в интернализующем. Если человек считает нечто внутренне присущей ему чертой, нарративный терапевт-интервьюер формулирует вопрос так, чтобы это нечто предстало в качестве социальной практики, имеющей свою историю, традиции, манеры, способ и форму воплощения и т.п. Экстернализация позволяет занять рефлексивную позицию.

Хорошие вопросы «зацепляются» за особые слова и выражения, произнесенные рассказчиком, и направлены на исследование их смыслового контекста. Дэвид Эпстон, формулируя свои вопросы, развивает предложенные рассказчиком метафоры (например, когда рассказчик говорит, что «в нашей организации работнику удается отшлифовать свое [определенное умение]», Эпстон может спросить: «Как вам кажется, что организация делает для того, чтобы это умение человека действительно засияло?» Эпстон также любит использовать редкие, необычные слова, чтобы еще сильнее привлечь внимание рассказчика к вопросу.

При конструировании хороших вопросов вполне вероятно, что в беседе с конкретным человеком будут совместно создаваться ad hoc неологизмы, описывающие переживания и смыслы человека максимально близко к его опыту, т.к. «старые», общепринятые слова могут быть настолько «затасканными», пропахшими нафталином, или, напротив, помещенными на пьедестал и залакированными, что пользоваться ими для передачи живого переживания оказывается невозможным. Для создания новых слов и выражений гораздо лучше подходят метафоры, а не «буквальные значения». Научный дискурс часто предполагает, что используемые термины должны быть эмоционально нейтральными, выхолощенными, очищенными от воображения.

Хорошие вопросы ухватывают и развивают «момент движения» сюжета предпочитаемой истории, чтобы она «разгонялась» из прошлого через настоящее в будущее. Хорошие вопросы связывают воедино событийный и смысловой аспекты истории.

Мой комментарий (ДК):

Хорошие вопросы приводят тех, кому они заданы, к большему ощущению свободы и силы (в противовес переживанию слабости и скованности), и к большему переживанию возможности хорошей сопричастности и общности с другими людьми (в отличие от переживания неприятной изолированности). На квази-телесном уровне хороший вопрос может вызывать ощущение теплоты, облегчения, легкости, приятных мурашек, раскрывающегося внутри пространства (это бывает заметно по языку тела собеседника при очном общении).

Ядро или узловой пункт истории – это всегда определенное напряжение, определенный парадокс, «то, чего не могло быть, но все же произошло» — в понимании М.Н.Эпштейна, это «сверхсильные модальности». Материал о том, как «хорошие вопросы» могут быть связаны с модальностями-по-Эпштейну, будет подготовлен и выложен позже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *