Что такое хороший логотип
Что такое хороший логотип, или Как не выкинуть деньги на ветер
Разработка логотипа — трудная задача, которую лучше всего решить правильно с самого начала. Мы уже говорили о том, что можно обойтись вообще без фирменного знака, ограничившись приятным шрифтом для написания названия. А вот переделывать и исправлять ошибки в дилетантском фирменном стиле намного сложнее и экономически слишком затратно. Мы спросили у дизайнера Ольги Яковлевой, на что стоит обратить внимание при заказе логотипа, какими качествами он должен обладать и в каком виде следует принимать работу у исполнителя.
Признаки хорошего логотипа
1. Логотип должен быть уникальным
Поэтому ни в фирменном знаке, ни в его составляющих использование готовых изображений (клипартов) не допускается. Работа дизайнера, разрабатывающего логотипы, заключается в создании такого символа, который будет только о вас и только для вас.
Яркий пример, как делать не нужно! Нельзя использовать готовые клипарты для логотипов!
2. Логотип должен отражать то, о чем рассказывает
По логотипу цветочного магазина сразу должно быть понятно, что речь идет о цветах. В логотипе компании, которая занимается детскими праздниками, сразу должно читаться что-то детское, радостное и веселое. Логотип должен либо хорошо обозначать продукт или услугу, которую он представляет, либо передавать ее настроение, будь то свежесть, технологичность, романтичность и так далее. А если то и другое вместе — это уже не хороший, а отличный логотип.
3. Дизайн логотипа должен быть предельно легким, понятным и запоминающимся для целевой аудитории
Бонус — если он будет сделан так здорово, что понравится тем, кто в эту целевую аудиторию еще не входит, но внезапно захочет войти. В этом случае хороший логотип выступает для людей как наглядная иллюстрация того, что они искали и вот наконец нашли, либо о чем они не знали, но обязательно захотят узнать.
4. Логотип должен выгодно выделять компанию на фоне конкурентов
Поэтому прежде чем заниматься эскизами, нужно хорошенько изучить и взвесить то, что уже есть у других деятелей рынка хорошего, а чего не хватает. На этой почве и рождаются по-настоящему объемные и уникальные образы, которые подскажут людям, что им нужно обратиться именно к вам.
5. Хороший логотип приспособлен для использования на максимальном количестве носителей информации
Будь то экраны мониторов, плакаты, листовки, баннеры, упаковка и так далее. Как идентификатор компании, логотип должен следовать за ней везде и быть готовым к любым визуальным условиям на «ура», например, чтобы при его уменьшении на визитке он не переставал хорошо считываться, а при черно-белой печати в газете выглядел так же привлекательно, как и в цвете. Также постарайтесь заранее продумать, где вы планируете использовать логотип и, исходя из этого, сформулируйте для дизайнера требования по цветовым моделям, в которых нужно будет подготовить варианты готового логотипа.
Если все эти условия соблюдены, то логотип заметят, оценят и полюбят, а вместе с ним и ваше дело.
Что еще нужно учесть, когда логотип утвержден и готов к сдаче
Когда вы определились с идеей и формой выражения вашего логотипа, вы должны быть уверены, что дальнейшая работа с ним будет легкой и с технической точки зрения. Как правило, забота об этом целиком лежит на плечах дизайнера-исполнителя. Но некоторые моменты полезно знать и вам.
1. Логотип должен быть векторным, а не растровым
2. Шрифты в готовом логотипе должны быть переведены в кривые
Это гарантирует: куда бы вам ни пришлось отсылать свой логотип в дальнейшейм (в редакцию журнала или типографию), он везде откроется в том же виде, что и у вас. «Закривленный» шрифт защищает текстовую часть вашего логотипа от изменений, поэтому к моменту сдачи у вас должны быть согласованы с дизайнером все детали не только по изображению логотипа, но и по его тексту. После сдачи редактировать текст логотипа не рекомендуется.
3. Если в логотипе используются линии обводки, при сдаче они должны быть переведены из абриса в объект
По аналогии со шрифтами это позволит избежать нежелательных изменений во внешнем виде логотипа при его масштабировании. На картинке вы видите пример: слева абрис, переведенный в объект, масштабируется пропорционально; справа не переведенный абрис — не масштабируется.
4. Важно также помнить
Как придумать и создать логотип
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Логотип — лицо компании, ее главная визуальная составляющая.
Чтобы произвести на аудиторию верное впечатление, в логотипе нет места лишним элементам, двусмысленности и недосказанности. Он формирует впечатление о продукте или услугах, заставляет клиента запомнить вас и возвращаться за покупками.
Рассказываю, как придумать логотип компании с нуля.
Зачем компании логотип
Под айдентикой бренда понимают все визуальные составляющие: логотип сюда тоже относится. По айдентике потребители различают компании между собой, принимают решение о покупке, запоминают и рекомендуют разные бренды. Даже локальный бизнес нуждается в визуальном отличии.
Зачем вообще заморачиваться с логотипом:
Не совсем правильно говорить, что логотипы Nike или Coca-Cola стоили копейки. Важно также учитывать, сколько денег компании потратили, чтобы популяризировать эти логотипы. В случае с Nike и Coca-Cola — это миллиардные вложения.
Татьяна Филатова, дизайнер UniSender
Как понять, что логотип крутой
Цель логотипа — идентифицировать компанию в информационном шуме. Чтобы его создать, существуют некоторые принципы.
Простота. Логотип не перегружают деталями, чтобы пользователи могли легко его узнать на любых носителях: на вывесках, в рекламных роликах, на футболках, упаковках и всём, что будет использоваться для распространения айдентики на аудиторию.
Предложите кому-то нарисовать логотип по памяти. Простой лого легко изобразить, даже если вы видели его всего один раз.
Долговечность. Обычно логотип компания разрабатывает навсегда, но варианты могут менять раз в 5-10 лет. Перед созданием логотипа полезно будет составить перспективы развития бренда: планирует ли компания расширять сферы деятельности или работать в одной. Например, если овощная лавка захочет продавать ещё и мясные деликатесы, от логотипа с петрушкой придётся избавиться.
Соответствие нише, уместность. Логотип должен сообщать аудитории, чем занимается компания. Чаще всего это достигается с помощью цвета (например, экологичные бренды используют зеленые оттенки, а океанариуму не обойтись без синего) или элементов среды. Например, тракторный завод выберет для себя соответствующее изображение на логотипе.
Если нужно выделиться из информационного шума, то есть смысл использовать какие-то нестандартные ассоциации. Но в любом случае, они должны как-то пересекаться с брендом, быть для него уместными.
5 критериев качественного и правильного логотипа
Памятка, которая поможет дизайнерам проанализировать свои работы, а предпринимателям выбирать исполнителей.
Дизайнер должен заложить в логотип смысл, метафору, эмоцию или буквально указать на сферу проекта. Например, в логотипе Nike мы видим гибкость и движение вверх, а в логотипе «Ситимобил» буквальные домики и шашечки такси.
Знак должен минимальным количеством деталей доносить основные смысл и эмоции. Чем меньше деталей, тем мозгу легче запомнить знак. Добавьте в логотип одну отличительную черту, которую запомнят. Не перегружайте его деталями, которые будут бороться за внимание между собой.
Роль логотипа — присутствовать почти везде, где есть бренд. Логотип — лицо компании, его главный знак. Его место на штампах, в аватарке, на продукции, на визитке, на сайте. Важно, чтобы он выглядел узнаваемо при любых обстоятельствах, в маленьком размере, на печати, экране и даже в чёрно-белых цветах.
Один бизнес ассоциируется со стабильностью, другой с праздником. Чтобы привить аудитории нужные ассоциации с вашим логотипом и бизнесом, лого должен быть уникальным и не похожим на другие, которые уже могут иметь ассоциации, неподходящие вашему бизнесу.
Такой логотип нужен не каждому бизнесу, но в идеале логотип должен быть пригоден для масштабирования. Когда бизнес растёт и открывает новые сервисы, заходит на другие рынки, иногда разрабатываются логотипы для дополнительных направлений. Эти логотипы обязаны иметь связь с первым, иначе никто не узнает, что это части одного и того же бизнеса.
Чтобы выразить её, перейдите и подпишитесь на мои соцсети.
Мои блоги в ВКонтакте и на Facebook о дизайне;
Моё портфолио;
Статьи для недизайнеров и владельцев бизнеса.
Объясните, что такого «качественного и правильного» в логотипах Найк и Эппл?
По мне — обычное лого.
Не понятно, почему «галочка» это спорт, я «надкусанное яблоко» — IT-гигант.
Ничего особенного, конечно. Дело только в бренде. Вроде незамысловатые картинки, но их сразу отождествляешь с мощным брендом, которому доверяешь. Без подкрепления в виде бренда с его репутацией и качеством товаров эти картинки вообще ни о чем.
Вот поэтому вы и заказываете логотипы на Кворке, потому что совершенно не понимаете, как работает брендинг.
Не умаляю ценности логотипа, но можно убиться с логотипом, а к чему это, если нет бренда?
Лого может прямо указывать на продукт (кусок сыра для сыродела, дымящаяся чашка для магазина чая), но если связь не такая явная, то без бренда её и не установишь.
Если нет бренда — да, логотип не нужен.
Но связь может быть и не явной. Вот, например, моя работа для одного регионального сыродела. Нейминг, логотип, фирменный стиль, слоганы, вот это всё.
Я заказал логотип исходя из своих требований по цвету, стилю и обязательному элементу.
Абсолютно без разницы, кто сделает такой логотип, если он соответствует моим ожиданиям.
Кворк — не значит плохо.
Сергей, вы не понимаете смысла прочитанного.
Ваша компетенция — не может являться мерилом качества работы того или иного графического дизайнера, у вас отсутствует экспертность в айдентике. И именно ваш вопрос относительно априорности графических ассоциаций первого порядка в брендинге и является тому доказательством.
Верно, я не смыслю в айдентике и мои комментарии поверхностны — нравится/не нравится.
Возьмём лого Эппла — надкусанное яблоко.
Обсудим его «глубокий» символизм и ассоциации с IT:
— сорт яблок макинтош, в честь которого названы компьютеры
— любимый сорт яблок покойного Стива Джобса
— яблоко упавшее на голову Ньютона, в честь которых назвали компьютеры
— яблоко из райского сада, как символ желанного
И т.д.
Мой «поверхностный» взгляд выдаёт ассоциации:
— фрукты/сухофрукты/консервация
— товары для сада и огорода
Вспоминаем, как мы смотрим большинство сайтов — быстро и поверхностно.
Значит, важная часть логотипа и айдентики — первый взгляд.
Мне безразлично, в какую сумму влетел Сбербанк, но его новое лого — шляпа.
Уверен, большая часть дизайнеров с Кворка сделали бы лучше.
Обоснуйте, пожалуйста, Ваш взгляд на лого/айдентику Эппла и Найк — в чём гениальность?
Я не считаю лого Найки гениальным. Просто хорошим.
А вот Эппл, Мастеркад, Билайн — да, гениальны. Потому что это не только ассоциации куда более высоких порядков, нежели первый (надкушенный плод Древа Познания, диаграмма Венна, пчела + «быть на связи»), но и выдающиеся примеры изящнейшей графики. Как Шанель, Сони Вайо, Би-Пи (монограмма + обручальные кольца, аналог + цифра, подсолнух + энергия солнца).
Вот одна из моих характерных работ, логотип для транспортной компании. Обратит внимание, в лого отсутствует «динамика», грузовички, коробки и т.п. При этом логотип в частности, как и весь фирстиль компании, активно использует цвета национального триколора (что в значительной степени повышает лояльность потребителя), а две стрелочки указывает на широкий географический охват. Сами стрелочки, причём, выполнены в виде согнутой ленты (скотча) — это отсылка к бережной упаковке. И всё это — на белоснежном фоне, что отражает прозрачную политику компании.
Каким должен быть качественный логотип: мифы и реальность
Всем здравствуйте! В прошлой статье я рассказывал о том, что такое логотип, кому и для чего он нужен. Но вопрос о том, как должен выглядеть современный логотип, я оставил открытым до написания следующей статьи. И вот её время пришло.
Здесь и далее под логотипом я подразумеваю любое графическое изображение, олицетворяющее и представляющее бренд, будь оно стилизованной надписью, рисунком или их в той или иной степени комбинацией.
Я знаю, многие задаются вопросом, каким должен быть логотип. Да я и сам постоянно им задаюсь — иначе бы я просто не смог выполнять свою работу.
Думаю, все имеют примерное представление, как выглядят качественные логотипы. Apple, Nike, Coca-Cola, Fedex — вот это вот всё. Сложно поспорить.
Когда бренд существует так долго, является одним из мировых лидеров в своей сфере, известен отличным качеством своих услуг и продукции, волей не волей начнёшь считать его логотип хорошим.
Но если бы эти бренды не были такими известными, считались бы их лого удачными? Или все они остались бы «огрызком», «соплёй», «просто надписью» и «двухцветной надписью»?
Однажды меня попросили сделать логотип похожий на лого Windows и Microsoft.
Я уточнил: «Хотите шрифт без засечек и знак с простыми геометрическими формами?» Мне ответили: «Ну нет, конечно, это будет слишком просто.»
Как показывает практика, в том числе и этот пример, часто людям нравятся логотипы не из-за того, как они выглядят (ведь лого Microsoft и Windows действительно очень простые!), а именно из-за того, какой бренд за ними стоит.
Содержание статьи:
Каким должен быть современный логотип: принципы дизайна
Я прочитал множество статей по теме «как должен выглядеть правильный логотип», и в большинстве говорится примерно одно и то же. Там приводится список критериев и заявляется, что, если лого подходит под все эти характеристики, то он хороший, качественный, правильный, а если нет — то нет.
Если говорить о каком-то среднем обобщённом логотипе, то да, большинство пунктов окажется правдой — он действительно должен соответствовать неким критериям и принципам.
Беда в том, что невозможно составить какую-то общую инструкцию для создания любого логотипа. Каждый случай уникален. То, что будет хорошо для одного бренда, совсем не обязательно подойдёт другому.
Я собрал усреднённый список этих принципов, которыми «должен» обладать правильный современный логотип, и дополнил их своими подробными комментариями.
Итак, каким должен быть логотип в 2020 году (люди ещё говорят «2К20»?):
Логотип должен быть уникальным
Это, разумеется, правда. В идеале логотип компании должен быть абсолютно уникальным. Однако на практике это не всегда можно гарантировать.
Ниже представлены несколько логотипов известных брендов очень похожие на лого, которые появились значительно раньше них:
Чем проще форма, тем выше шансы найти что-то очень похожее. Как говорят музыканты «нот всего семь».
Считаются ли подобные совпадение плагиатом? Нет.
В этом случае, если говорят о неуникальности логотипа, подразумевают так называемое «сходство до степени смешения». То есть такое сходство двух лого, которое может ввести потребителя в заблуждение, что это один и тот же бренд.
При этом важно понимать, что сам термин «сходство до степени смешения» используется только по отношению к регистрируемой и уже зарегистрированной торговым маркам в одном и том же классе товаров и услуг (близких сферах деятельности).
Например, никто не подумает, что ПраймПэк как-то связан с Microsoft, хоть и знаки в их логотипах очень похожи. И, очевидно, что знаки эти означают совсем разные вещи. Также и с Рив Гош и с Северным городом.
Кстати, старый логотип Рив Гош ещё больше похож на новый лого Microsoft:
И хотя последний появился на свет через 20 лет после ривгошевского, никто не обвинял Майкрософт в плагиате.
Логотип должен быть запоминаемым
Да, всем хочется, чтобы их логотип, будь он увиден один раз, навсегда закрепился в сознании потребителей. Обычно в качестве эталонов запоминаемых логотипов выступают всё те же Apple, Nike, Coca-Cola. Но стали бы они такими узнаваемыми, не показывай их нам на протяжении десятков лет из каждого «утюга»?
Любой логотип запомнится людям, если его достаточно часто показывать.
Запомниться априори может только что-то выходящее за рамки, но это не всегда может сыграть на руку бренду.
Например, многим запомнился логотип Бразильского Института Востоковедения:
Но хорошо ли это отразилось на имидже заведения? И да, на логотипе изображена башня на фоне красного солнца (ничто никуда не входит).
Вместо абстрактной запоминаемости логотипа лучше говорить о его отличии среди логотипов конкурентов. Невозможно наверняка сказать, какой логотип лучше запомнится клиентам, но у выделяющегося из общей массы при прочих равных всегда будет больше шансов.
Но и здесь много своих своих нюансов. Дизайн логотипов в определённых сферах порой продиктован традициями или лидерами рынка. Поэтому у подавляющего числа ритуальных агентств логотипы чёрные, а у IT-компаний шрифты без засечек. Хотя пока Google не поменял свой лого на нынешний в 2015-м году, молодые IT-стартапы не чурались шрифтов с засечками.
Поэтому при разработке логотипа нужно аккуратно лавировать между тем, чтобы выделиться, и тем, чтобы сойти за своего.
По логотипу должна быть понятна сфера деятельности
А вот здесь правды намного меньше, чем в предыдущих пунктах.
Логотип — это не вывеска и не визитка. По нему не обязательно должно быть сразу понятно, чем занимается компания.
Логотип редко видят отдельно от его носителя. А вот на этом носителе прямо рядом с логотипом всегда можно подробнее рассказать о сфере деятельности.
Разве кто-то, кто зашел на сайт интернет-магазина одежды, установщика свай или юриста, не будет знать, чем они занимаются? Разве потенциальный клиент забудет, зачем он только что зашёл на этот сайт? Думаю, что нет. А даже если и забыл, ему об этом расскажет содержание страницы. Поэтому этим логотипам нет нужды ни в плечиках, ни в сваях, ни в судейских молотках.
Логотип интернет-магазина одежды обычно не нуждается в плечиках…
Такие очевидные логотипы нужны порой шиномонтажкам, парикмахерским, фастфудам — тем сферам, где потенциальный клиент может зайти внезапно с улицы. Тот, кому вот прямо сейчас нужно «переобуться», подстричься или поесть. Таким клиентам, пожалуй, нужно как можно быстрее и чётче рассказать о том, чем ты занимаешься. Хотя и это можно сделать с помощью баннеров и плакатов, а не логотипа.
Но и здесь палка о двух концах. В самом по себе намёке на сферу нет ничего плохого. Но важно понимать, насколько сильно заезжены образы в этой отрасли — здесь вопрос стоит не в обычной «банальности», а в том чтобы логотип не затерялся среди ему подобных.
В конце концов, даже если образ в логотипе не говорит о вашей деятельности напрямую, он точно не должен ей противоречить. Грубо говоря, у оптики в логотипе может быть изображены и очки, и солнце, и лев, но никак не ухо. Хотя с хорошей рекламой и это может сработать…
Логотип должен быть простым
Обычно этот принцип создания «правильного» логотипа приводится в угоду тому, что простые формы:
Последнее значит, что простой логотип быстрее разглядят и узнают, чем сложный. Особенно это важно в нашем современном вечно куда-то спешащем мире.
Но и этот критерий не подходит абсолютно всем брендам. Некоторые логотипы никто не будет смотреть на бегу, а какие-то вряд ли понадобится гравировать.
Снова здесь будет играть такой важный фактор, как выделение из толпы.
Если логотипы ваших конкурентов все на одно лицо — плоские, простые, аккуратные иконки, возможно, вам стоит сделать что-то совершенно иное.
Поэтому сейчас появляется так много иллюстративных, фотореалистичных лого с большим количеством деталей.
Помните! Всегда можно создать упрощённую версию логотипа для особых случаев.
Вот, например, как это делает банк Тинькофф:
И чтобы это упрощение было ещё нагляднее, ниже я привел все эти альтернативные версии логотипа к одному размеру:
К сожалению, у меня не было векторного файла для каждой из версий, поэтому увеличенные лого такие размытые.
Почему этот логотип всё ещё хорош, раз его приходится постоянно менять в зависимости от размера?
В логотипе должно быть минимум цветов
«Максимум 3» — частое дополнение к заголовку выше. Сюда же можно добавить и обязательное отсутствие градиентов.
Вы так далеко дочитали, что, наверное, уже сами поняли, почему этот пункт такой же обобщённый, как и предыдущие, да?
Честно говоря, не знаю, когда зародилось это мнение, но то, что оно очень распространилось, — это точно.
Однако, как вы, должно быть, заметили, в логотипе Microsoft — целых 5 цветов! У Google и Ebay — по 4, а у NBC — вообще 7!
А как насчёт Instagram и Firefox? Разве градиенты в логотипах не удел 90-х.
Возможно, дело в том, что чем больше в логотипе цветов, тем сложнее его привести к монохромному (одноцветному) виду, а именно такой вид логотипа требуется для изготовления печатей, гравировки, выжигания и т.п.
Но, во-первых, абсолютно любой логотип можно сделать монохромным:
Во-вторых, некоторым брендам (тем же Instagram, Firefox) совсем не нужно вот это вот всё. Главное и чуть ли не единственное место, где люди видят их логотипы, — это экран смартфона или компьютера, где лого может легко предстать во всей красе модели RGB.
Логотип должен хорошо смотреться на любых носителях от карандаша до билборда
Ну, здесь всё совсем легко. Можете просто перечитать комментарии к правилам 4 и 5.
Но если вкратце, то:
Логотип не обязан хорошо или одинаково хорошо смотреться на любых носителях и в любом размере. Логотип должен хорошо смотреться на своих основных носителях, в своих основных размерах. Для всего остального есть
Mastercardдополнительные версии лого.
В прошлом году я писал статью-прогноз о тенденциях в дизайне логотипов на 2020 год. Мои прогнозы основывались на трендах прошлых лет и на том, что я наблюдал в уходящем 2019.
Во многих статьях, написанных после (и незадолго до), значился такой пункт, как адаптивный логотип:
Честно говоря, никогда не считал это каким-то трендом. Многие бренды уже давно используют альтернативные лого под разные случаи. И, собственно, адаптивным может быть любой логотип, под какой бы модный тренд (или не модный) он ни подходил.
Логотип должен быть построен по золотому сечению
Слава Богу, в последнее время редко слышу просьбы сделать логотип по принципу золотого сечения, но вообще приходилось… Подозреваю, виной всему завирусившийся пост о том, что «один из величайших логотипов всех времён» Apple был создан именно по этому принципу:
«Когда в задаче по геометрии прямые не сходятся в нужной точке, надо просто сделать линии жирнее.» — народная мудрость.
К сожалению, пост с разоблачением этого мифа не стал таким известным:
В действительности, если сильно постараться, можно много чего пристроить к великому золотому сечению! Отсюда и все эти мемы:
В общем, всё это, конечно, очень красиво звучит, и, разумеется, порой хорошо выглядит, но для создания правильного логотипа совсем не обязательно.
Как и наш последний пункт.
В логотипе должен быть скрытый смысл
Да, сладенькое я оставил на десерт.
За многими известными и не очень логотипами стоит какая-то история. Порой в логотипе часть этой истории отражена, порой нет. И в последнем нет ничего плохого.
Например, в логотипе Coca-cola нет никакого таинства — это, действительно «просто надпись», хоть и очень красивая и грамотная. А вот в последнем логотипе Microrsoft скрытый смысл есть.
Каждый из разноцветных квадратиков символизирует один из основных продуктов компании: голубой — Windows, красный — Microsoft Office, зелёный — игровую консоль XBox, а жёлтый — поисковик Bing. А все квадратики вместе ещё отсылают нас к устаревшему логотипу «Windows», в котором каждая «стекляшка» окрашена в свой цвет:
Скрытый смысл, он на то и скрытый, что почти незаметен большинству людей.
Кстати, Bing в 2016-м году сменил свой жёлтый лого на бирюзовый, даже не знаю, как теперь быть…
Основной потенциальный успех логотипа со скрытым смыслом (да, именно успех логотипа) лежит в том, что он окажется в очередной подборке «ТОП столько-то логотипов с секретом».
Люди часто путают тайный смысл и «банальное» использование контрформы:
Подводя итоги, хочу сказать: не зная среду, в которой логотипу придётся жить и работать, невозможно сказать, качественный (хороший, плохой, злой) он или нет.
Все строгие правила и основные принципы в создании «правильных» логотипов сегодня перестали работать. Если когда-то вообще работали.
И Чеховские принципы не работают. Стрельнуть может то, что и ружьём-то доселе не считалось.
В общем, современный логотип — это не то, как он выглядит, это то, как и где он используется. Он может быть и «иллюстрацией», и «фотографией» и даже «какими-то каракулями». Главное, чтобы он был к месту и вовремя.
Современные технологии позволяют логотипам быть какими угодно, даже анимированными и действительно объёмными (а не только псевдообъёмными). И здесь, конечно, я говорю об основных версиях логотипа. Всегда будут существовать сокращённые версии, версии в упрощённых цветовых гаммах и просто упрощённые лого для очень маленьких размеров.