Что такое эволюция для детей
11 понятных книг об эволюции мира и человека для детей и их родителей
Признайтесь, наверняка каждого из нас хоть раз в жизни ребёнок спрашивал: «Как и когда появилась жизнь на Земле?». Да-да, этот извечный вопрос до сих пор тревожит лучшие умы нашего мира! Из него, кстати, следуют многие другие, вполне логичные: почему не все рыбы вышли на сушу и стали четвероногими, почему не все одноклеточные стали многоклеточными, а земноводные рептилиями, а затем млекопитающими? И, конечно же, любимый анекдот про обезьян.
Эволюционный путь каждого вида — это не отрезок от точки А в точку Б, а запутанная бесконечная кривая. У эволюции нет цели, это лишь способ приспособиться к окружающему миру, свой у каждого вида! Приспособление, как известно, не всегда идет по пути усложнения. Зачастую организм наоборот становится проще, а порой и вовсе не меняется в течение миллионов лет. Такое бывает, если условия обитания животного долгое время остаются неизменными.
Данная подборка книг об истории жизни на Земле и её эволюции поможет ребятам расставить все точки над i (а может и родителям).
1. «История жизни. Моя первая книга об эволюции», Кэтрин Барр и Стив Уильямс, 3+
Книга полностью соответствует своему названию, это действительно вводный курс в замечательный и завораживающий мир природы и эволюции. Здесь совершенно по-детски рассказана история того, как развивалась жизнь на нашей планете. Описан период более 4 миллиардов лет, начало которого — это хаос, вулканический пепел и горячая лава, а итог — зарождение чего-то очень удивительного и всем нам столь нужного. Поразительно лёгкий, логичный, трансформирующийся в самостоятельные мысли текст. Всё разложено по полочкам, понятно, что из чего вытекает и почему одно заменяется другим. Несмотря на то, что охвачен огромнейший временной кусок, понимание самого процесса неизбежно.
Кроме самого содержания хочу обратить внимание на оформление книги. Это действительно детский вариант. Манера повествования, изложение, иллюстрации — всё рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, книга будет интересна и более младшим читателям, которые смогут рассматривать красочные иллюстрации и впервые задумываться о том, как и из чего возник окружающий их мир.
2. «История жизни. От первичного бульона до наших дней», Сандро Наталини, 5+
Краткая история вселенной. Только задумайтесь краткая-история-вселенной! История нашей планеты длинной чуть более 13,5 миллиардов лет, от Большого взрыва и до наших дней.
Повествование в книге начинается с далёкого Катархея, периода, длившегося около полумиллиарда лет и начавшегося около 4,5 млрд лет назад. Именно тогда происходило формирование твёрдой земной поверхности, подобие того, что мы ежедневно наблюдаем сегодня. Также в этот период формируется атмосфера и гидросфера. Далее подоробно по всем геологическим периодам от Архея, зарождение жизни, и до послеледникного Голоцена, охватывающего период от 11700 лет назад, и далее, вплоть до наших дней.
Кроме периодики и этапов развития и формирования жизни на земле, из этой книги ребята узнают, почему древняя многоножка вырастала до метра длиной, с какой скоростью бегал тираннозавр, что общего между китом и оленем или вороной и динозавром, что такое нефть, кто такие австралопитеки, зачем растению цветы и плоды, и о других занимательных фактах, описанных в сносках «любопытная обезьянка».
3. «От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира», Энджи Триус и Марк Доран, 5+
Оговорюсь сразу, что «От тираннозавра к петуху» не является книгой про динозавриков. Это книга для детей и их родителей, которые знают о доисторических животных чуть больше, чем просто их базовые названия. Здесь рассмотрен процесс эволюции продолжительностью в несколько миллионов лет, а на примере нескольких видов животных разобран её ход. Будь то огромный тираннозавр (самый большой из тероподов), превратившийся каким-то волшебным образом в домашнюю птицу, или гигантская стрекозоподобная меганевра с размахом крыльев 65 см и пожирающая всех и вся на своём пути, но ставшая вполне безобидной (по крайней мере для человека) стрекозой.
Хотелось бы отметить разделы из книги, посвященные сравнению «тех» и «этих», например, сравнительные рисунки археоптерикса и современного петуха (да-да, того самого, который ближайший родственник тираннозавра). Или объясняющие, почему и отчего лошадь лишилась своих пальцев, получив взамен не менее полезные копыта. Или как получилось, что страусы хоть и птицы, не умеют летать… Мне кажется, очень познавательно, причем не только для детей.
4. «Удивительная эволюция», Анна Альтер и Бриджит Сеню, 7+
С шимпанзе мы кузены — сомнений тут нет, у нас был общий предок. Но несколько миллионов лет назад люди и шимпанзе разошлись и стали развиваться по-разному. Никто не знает почему. Костные останки — лишь они дошли к нам от далёких предков. Иногда их находят прямо у поверхности земли, но гораздо чаще учёным приходится подолгу вести раскопки. Сегодня разные учёные по всему миру трудятся сообща, чтобы разгадать тайну нашего происхождения. Спорить про основные этапы эволюции они будут ещё очень долго, поскольку слишком много вопросов пока ещё остаются без ответов. А ещё потому, что эволюция никогда не идёт кратчайшим путём.
Очень необычная и действительно незаурядная книга об эволюции человека. Прочитав её, дети узнают, что общего между большой обезьяной и современным человеком, кто был их общим предком и где именно он появился на свет, кто такие гоминиды и что они умели делать (и массу других интересных фактов). Ещё они ознакомятся со знаменитой Люси и её собратьев Тумайем и Оррорином, посмотрят на то, как использовали первые орудия труда, и поймут, почему руки оказались весьма полезными органами. И куда, в конце концов, подевался наш хвост?
5. «История жизни. Мир знаний в комиксах», Жан Баптист де Панафье и Адриен Барман, 7+
Внимание! Наука — вещь серьёзная. Животных выдумывать нельзя! Даже какого-нибудь малюсенького дракона. Это я к тому, что в этой книге нет драконов. И несмотря на то, что это рисованный комикс, информация в ней вполне реалистичная. Восемьдесят красочных страниц вместили в себя историю жизни: от Большого Взрыва до наших дней, от первых микроскопических пузырьков жизни до Homo sapiens, от докембрия до антропоцена и его шестого вымирания. Всё кратко и по делу. Понятно и наглядно!
Прочитав и просмотрев эту книгу, дети увидят и поймут, как зарождалась наша планета, что помогло первым клеткам появится на свет, что отличало каждый отдельный период и какие именно изменения происходили с присущими ему живыми существами. А ещё юные читатели узнают о многочисленных земных катаклизмах и о том, что необходимо делать для избегания очередного природного переворота.
Данная книга будет отлично подойдёт для самостоятельного изучения темы и послужит прекрасным пособием при написании докладов и рефератов в младшей школе.
6. «Происхождение жизни. Школьный путеводитель», Ирина Рябинина, 7+
Из данной книги читатели узнают о существующих гипотезах и предположениях, о теориях и фактах, связанных с появлением жизни на планете Земля. Прочтут о далеких родственниках человека, которые многие тысячи лет назад жили на ней. Впрочем, книги из серии «Узнай мир» помогут разобраться дошкольникам и младшим школьникам не только в вопросах происхождения жизни и человека, но и позволят лучше понять и представить какими были первые формы жизни, как они проживали свой недолгий век, и чем занимались.
Первые безъядерные клетки, первые эукариоты, радиолярии и фораминиферы, первые зелёные водоросли и губки… Читая данную книгу очень легко представить себе как они выглядели, чем питались, что умели и как умирали. И самое главное понять — с чего всё это множество началось!
7. «Во мгле времен. Динозавры и другие доисторические жители», Сергей Афонькин, 7+
Автор книги — Сергей Юрьевич Афонькин совместно с супругой Еленой Юрьевной к настоящему времени подготовил и издал в различных издательствах несколько десятков книг и брошюр по тематике «природа и человек». Что касается этой книги, то она включила в себя максимум от возможно необходимой информации. Здесь нет большого количества фактов и цифр, но есть понимание, последовательность и умение донести истинный смысл до младших читателей.
Книга включает в себя несколько разделов. Первым встречает читателя феерическое вступление, после которого уже не можешь остановиться и одурманенный услышанным, читаешь дальше, проглатывая информацию как динозавр. Вместо заключения — геохронологическая шкала: от архея до кайнозоя, которая, кстати, как это не странно не так часто встречается в подобных книгах. А ведь это основа основ. И, конечно же, иллюстрации Андреева. Видно, что фантазия художника явно ничем не была ограничена. Ведь до сих пор никто точно не знает, как именно выглядели эти зубастые и крылатые ящеры.
8. «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила», Ян Паул Схюттен, 12+
Что делают морские ракушки на вершине горы? Почему вымерли исполинские олени? Как из плавающей рыбы стать ходящим четвероногим? Почему в школе мы пишем ископаемыми? Как найти амфирыбу, или рыбофибию? И наконец, причем тут грязные носки? Известный нидерландский популяризатор науки Ян Паул Схюттен не оставляет ни один из этих вопросов без ответа.
9. «Отпечатки жизни. 25 шагов эволюции и вся история планеты», Дональд Протеро, 12+
Автор множества бестселлеров, палеонтолог Дональд Протеро превратил научное описание двадцати пяти знаменитых прекрасно сохранившихся окаменелостей в увлекательную историю развития жизни на Земле. Двадцать пять окаменелостей, о которых идет речь в этой книге, демонстрируют жизнь во всем эволюционном великолепии, показывая, как один вид превращается в другой.
Мы увидим все многообразие вымерших растений и животных, от микроскопических до гигантских размеров. Прочтем о фантастических сухопутных и морских существах, которые не имеют аналогов в современной природе: первые трилобиты, гигантские акулы, огромные морские рептилии и пернатые динозавры, первые птицы, ходячие киты, гигантские безрогие носороги и австралопитек Люси.
10. «Достающее звено. Книга первая. Обезьяны и все-все-все» и «Достающее звено. Книга вторая. Люди», Станислав Дробышевский, 14+
Теория эволюции человека называется антропогенезом. Именно ей и посвящены книги биолога и популяризатора науки Станислава Дробышевского. По названиям томов — «Обезьяны и все-все-все» и «Люди» сразу становится понятно, кто в них главные герои. Прелесть данного научпопа в том, что он написан для неопытных читателей.
Автору этой книги очень быстро удается ввести неподготовленных в курс дела и во многом благодаря легкому и метафорическому языку постоянно поддерживать интерес к чтению. Особенно заумные места можно пропускать, тогда даже останется время, чтобы поспать. Сергей Кумыш в статье на Posta Magazine по объему и увлекательности сравнил «Достающее звено» с «Властелином колец», отведя в книге Дробышевского не последнее место и самим хоббитам.
11. «Вопрос жизни», Ник Лейн, 14+
Автор книги, Ник Лейн — английский биохимик, научный сотрудник отделения генетики, эволюции и окружающей среды Университетского колледжа Лондона. Миллиарды лет назад, в гадейский период, наша планета жила обычной для сравнительно недавно появившегося небесного тела жизнью. Это был относительно спокойный водный мир с редкими островами, а не огненный ад с постоянно извергающимися вулканами, как любят изображать художники. И вдруг произошло нечто, что в корне изменило всю дальнейшую историю планеты. На ней появилась жизнь.
Что это было: случайное совпадение миллиона различных факторов или неизбежный ход событий? Какой была первая клетка? Как она менялась, развивалась, усложнялась и как, в результате, возникло все то разнообразие живых организмов, которое мы можем наблюдать вокруг себя: от человека и растения, до бактерий и вирусов? Какие тайны хранит наша ДНК? Почему появляются генетические заболевания? Одни ли мы во вселенной? Ник Лейн предлагает свой собственный, революционный и совершенно неожиданный взгляд на историю возникновение жизни на Земле.
Дети как ресурс
Среди 12 ресурсов = 12 благ, большинство благ не материальные.
Непонимание касается молодых людей.
Это касается молодых женщин, которые видят в детях обузу, и молодых мужчин, которые видят в детях оковы.
Из-за этого случаются аборты, потом бесплодие или рождение детей все время откладывается, пока не становится поздно.
Неверно думать, что это «свободный выбор» людей или «добровольное решение».
Для свободного выбора и добровольного решения важно представлять себе, от чего именно ты отказываешься и осознавать последствия.
Давайте рассмотрим, чем питают родителей дети.
Чем питают детей родителей, понятно, но тоже вспомним, чтобы сравнить затраты и доходы.
Сначала половые клетки соединяются и начинается их деление и умножение. Вклад в этот процесс родителей хоть и существенный, но обычно спонтанный, не требующий усилий, за исключением ситуаций, когда ребенок сам собой не получается. Вот тогда требуется много усилий и даже денег, чтобы зачать ребенка. Но такие родители обычно и так считают ребенка благом и речь не о них.
Когда женщина вынашивает ребенка, она кормит его через плаценту. Мужчина, если он ответственный отец, принимает в этом участие, опекая будущую мать, создавая ей комфортные условия. От здоровой женщины почти ничего не требуется в этот период, только внимательное отношение к своему питанию и режиму, профилактические осмотры у врачей. А вот нездоровая женщина в это время вкладывается куда больше и может даже страдать. Поэтому нездоровые или немолодые женщины должны сопоставить риски до того, как случится беременность, и быть готовыми к вложениям.
У здоровых женщин беременность проходит без проблем и отягощают их только страхи, особенно женщин-Штурманов и инфантильных женщин, которые боятся нагрузки.
После рождения родители растят ребенка, вкладываясь в его питание, развитие, воспитание, и нагрузка действительно велика.
Однако, с этого времени, а иногда даже раньше, с момента зачатия, они уже получают благо, которое компенсирует им нагрузку.
При контакте с ребенком взрослые люди и особенно любящие родители, получают высокий уровень так называемых гормонов счастья: окситоцина, серотонина, эндорфина. Многие говорят, что чувствуют себя в это время постоянно пьяными от кайфа.
Чем менее тревожны родители, тем кайфа больше.
Романтическая любовь, даже самая сильная, не дает таких переживаний.
Некоторые скучающие в жизни люди ищут страсти, ищут наркотики, ищут азартные игры, считая, что именно это дает остроту переживаний, но дети дают удовольствия больше и это благо всем почти доступно.
И это лишь часть блага.
Мотивация стоит дорого.
Дети позволяют родителям чувствовать себя состоявшимися, ощущать себя успешными, даже если профессиональные амбиции не реализовались и тем более, если реализовались. Это не корона! Вы действительно успешны, если у вас есть дети, тем более дети хорошие: уважающие вас, умные и добрые.
Бездетные люди к сорока годам и особенно к пятидесяти начинают понимать, о чем идет речь, и что такое «пустота», когда выясняется, что они лишены большого куска идентичности в отличие от тех, у кого есть дети. Особенно хорошо понимают это их родители, но и они сами начинают это видеть со временем, даже сквозь густой ЗВ.
И чем старше становятся хорошие дети, тем больше они благо и больше дают родителям.
Это касается не материальных вещей, хотя хорошие дети помогают пожилым родителям.
Но в первую очередь это касается моральной и даже энергетической поддержки.
Чем меньше становится сил, тем важней иметь круг молодых и преданных близких людей, это позволяет не чувствовать одиночество, это позволяет быть устойчивым и спокойным, быть вовлеченным в активную жизнь.
Сексуальный ресурс довольно рано перестает быть актуальным для многих людей, ресурс любви тоже теряет свою важность постепенно, ресурс дружбы меркнет, ресурс работы, даже прокачанный, перестает быть смыслом жизни, а вот ресурс семьи с возрастом приобретает все большую и большую актуальность.
Представьте себе, что это значит.
То, во что в молодости приходилось вкладываться, с возрастом постепенно заменяет большинство ресурсов и составляет основу счастья.
Это настоящая инвестиция и, если повезет, очень выгодная инвестиция, позволяющая не бояться старости.
А страх перед старостью по дефолту живет в каждом и отравляет жизнь, особенно после зрелости, даже если вы из-за плохой рефлексии этого не замечаете.
Мастер-класс по экологии «Эволюция животного мира»
Марина Калгушкина
Мастер-класс по экологии «Эволюция животного мира»
Данное занятие проводилось в апреле 2012 года в подготовительной группе. Оно предназначалось для детей, которым была интересна эта тема. Но, к сожалению, в нашей программе дошкольного учреждения (программа Л. А. Венгера «Развитие») данный раздел раскрыт не в полной мере. Поэтому, исходя из пожеланий своих воспитанников, мною был подобран и скомпанован план-конспект интегрированного занятия,которое собрало в себе получение новой информации, и закрепление ранее изученной. Здесь было использовано и видео, и музыкальное сопровождение, и опытно-экспериментальная часть. Весь подбор материала показал, что данное занятие было интересно детям и познавательно.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Дружба»
МАСТЕР-КЛАСС
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИ РА»
Подготовила и провела:
Цель: выявить знания детей об эволюции жизни на Земле.
Задачи: 1. Научить применять полученные знания на практике, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.
2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
3. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
4. Обобщить знания о возникновении и развитии животных на Земле с древности и до наших дней.
Оборудование: условные обозначения всех изученных типов животных (простейшие, животные с мягким телом, животные с твердым телом, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, лист бумаги с вычерченной на нем лесенкой (на каждого, рисунки и картинки животных, звукозапись «Шум океана», слайды, ширма «Путешествие по реке времени».
Ход занятия
На доске карта с изображением Земли с животными.
— Ребята, а всегда ли Земля была такой, как сейчас, всегда ли ее населяли современные животные. (Нет, не всегда.) Очень давно, миллиарды лет назад не было ни Земли, ни Солнца, а лишь огромный огненный шар (показ видео «Как зарождалась жизнь»).
— Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на машине времени и узнать, как возникла жизнь на Земле. Наше путешествие будет долгим и познавательным. Итак, начнем? Давайте закроем глаза, я нажимаю кнопку времени (звук машины времени) и мы отправляемся (Звукозапись «Шум океана»). Куда же мы попали?
— Верно. Мы прибыли к древнему океану, покрывающему всю пока еще жаркую Землю.
2. Основная часть (путешествие по реке времени).
— Давайте вспомним первых существ, плавающих в древнем океане? (живые капли). Они не были ни животными, ни растениями, и очень крохотными. Выживать первым организмам приходилось в очень тяжелых условиях (постоянные бури, грозы, землетрясения).
— Проведем опыт: дети наблюдают за каплями масла в чашке (у каждого, они размешивают и видят, что происходит с каплями, как они разбиваются и снова сливаются.
— Со временем в океане образовалось достаточно кислорода, чтобы там могли появиться первые животные.
— Продолжим наше «путешествие» на машине времени по мировому океану:
(животные с мягким телом).
— Давайте закроем глаза и «перенесемся» в более позднее время – 3 изображение (просмотр картинок: животные с твердым телом – ракоскорпионы, трилобиты, моллюски).
— Что вы можете сказать о них (покрыты твердой оболочкой, панцирем или раковиной).
— Выделите их отличительные особенности (твердое тело, наличие глаз, лап или щупальцев для передвижения или охоты).
— Тогда же, в теплой воде прибрежий, можно было встретить скромных существ, которых называли трилобитами. Эти дальние родственники раков были большими и маленькими. Совсем слепые и с глазами, похожими на глаза стрекозы. Плавали трилобиты на спине, взмахивая ножками – веслами. Любопытно, что эти ножки – весла были к тому же и ножками – ходулями, что в ту пору было в диковинку! Никто до трилобитов не пользовался ногами для ходьбы.
Ракоскорпион или эвриптерид был около 3 метров в длину и питался более мелкими существами, которых ловил своими длинными клешнями. Ракоскорпион был беспозвоночным животным, стало быть, у него не было хребта. Зато у него имелся твердый наружный покров, состоящий из отдельных сегментов, что делало его гибким и подвижным.
— А теперь давайте мы превратимся в обитателей океана и немного поиграем.
Подвижная игра «Ракоскорпион на охоте». Один ребенок – трилобит, все остальные дети выстраиваются друг за другом (паровозиком) и превращаются в одного большого гибкого и подвижного ракоскорпиона. На направляющего надевается маска. Ракоскорпион охотится за трилобитом и вскоре поедает его.
— Итак, отдохнули, путешествие продолжается. Закройте глаза.
В течение многих миллионов лет моря оставались теплыми и спокойными. Трилобиты все еще ползали по морскому дну, однако у некоторых животных развился хребет.
(Картинки с изображением современных рыб размещаются внизу).
— Посмотрите, отличаются ли современные рыбы от потомков (практически нет).
— А мы отправляемся с вами дальше. Закрываем глаза, перемещаемся в другой временной период.
— Что мы видим? Климат вновь изменился, став опять жарким и сухим. Постепенно болота, озера пересохли, что привело к массовой гибели рыб. Им на смену пришли новые животные.
— Какие приспособления стали нужны водным жителям, чтобы успешно обитать на суше (лапы вместо плавников). Кожа у таких животных стала прочная и сухая, они научились дышать воздухом. Так появились. пресмыкающиеся (динозавры) – просмотр картинки.
— Что вы знаете о динозаврах? (они очень хорошо приспособлены к окружающему их миру за счет особенностей своего строения).
— Подберем картинки современных потомков динозавров (змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы).
— Выделите общие черты строения, помогающие древним предкам и современным животным приспосабливаться к различным условиям жизни.
— Закрываем глаза и продвигаемся вглубь мезозойской эры: здесь обитают не только динозавры, но и (просмотр картинки) необычные птицы – археоптериксы. Они были величиной с голубя, но казались крупнее из-за больших крыльев и длинного хвоста.
— Каковы отличительные особенности древних птиц (крупные, с большим весом, мелкие зубы в клюве, свободные пальцы мелких конечностей, превратившихся в крылья, длинный хвост, состоящий из отдельных свободных позвонков).
— Предками этих птиц были динозавры.
— Сейчас мы перенесемся в следующую эру (закрываем глаза) и посмотрим на ее обитателей (просмотр видео кайнозойской эры).
— Как же называются эти животные (индрикотерии). Что особенного в их строении и образе жизни? (Огромные размеры, длинная верхняя губа, вскармливание детеныша молоком, хорошо развитый мозг).
— Предлагаю вам найти картинки с изображением современных животных, похожих на древних (индрикотерий – лошадь, мамонт – слон, жираф).
Физкультминутка «Над морем»
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Подведение итогов. Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: «Раз, два, три – в наше время неси!»
— Ребята, мы прошли огромный путь от простых организмов, обитающих в воде до более сложных. Давайте заполним нашу эволюционную лестницу с низшей ступени до высшей, проследив все этапы развития животных на Земле с древности и до наших дней (составление модели развития животных).
— Все верно. Вспомним, как же называются животные каждой ступени в порядке их возникновения (простейшие, животные с мягким телом, животные с твердым телом, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
— Что вам запомнилось больше всего?
— Что хотелось бы еще раз увидеть?
— И завершить наше путешествие хотелось бы следующими словами:
звучит последний куплет песни «Млекопитающие».
Уважайте всех животных – схожих и несхожих,
Даже сумчатых и даже типа иглокожих,
Постарайтесь, чтоб поменьше было незнакомых
В вашем классе с классом птиц и классом насекомых.
Нужно знать животных, чтобы
Их не путать имена –
От малюсенькой амебы
До большущего слона.
«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка «Степ-аэробика для дошколят» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.
Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.