Что такое чвк в афганистане
Стало известно о планах отправить российскую ЧВК на афгано-таджикскую границу
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Российская сторона рассматривает вариант размещения на границе между Афганистаном и Таджикистаном специалистов частной военной компании (ЧВК). Об этом сообщают собеседники Telegram-канала WarGonzo журналиста Семена Пегова.
По данным источников, последние недели идет активный набор в одну из небезызвестных ЧВК. Прием осуществляется в российских и соседних регионах, в каких именно, не уточняется.
Вариант с размещением ЧВК на афгано-таджикской границе в настоящий момент рассматривается как самый приоритетный, потому что с остальными возникают трудности. Так, например, отмечается, что для возвращения на границу российских пограничников необходимо заключить и ратифицировать ряд межгосударственных соглашений, что не удастся сделать в кратчайшие сроки. А у 201-ой российской военной базы в Таджикистане другие задачи, которые невозможно совмещать с охраной госграницы.
При этом подчеркивается, что и бойцам ЧВК в случае достижения договоренностей придется столкнуться со сложностями — после вывода российских пограничников в 2005 году инфраструктура по охране границы, переданная под юрисдикцию Душанбе, была полностью разрушена.
Частные военные и охранные компании в Афганистане: практика применения и последствия использования
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.полит.н., научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Частные военные и охранные компании приобрели особую популярность с началом глобальной войны с терроризмом. Афганистан стал фронтом антитеррористической борьбы, на котором развернули свою деятельность силы НАТО, США, а также частные военные и охранные компании. Как изменился характер ведения современных войн с появлением новых частных военно-силовых акторов? Какие последствия эта практика будет иметь для Афганистана?
Частные военные и охранные компании приобрели особую популярность с началом глобальной войны с терроризмом. Афганистан стал фронтом антитеррористической борьбы, на котором развернули свою деятельность силы НАТО, США, а также частные военные и охранные компании. Как изменился характер ведения современных войн с появлением новых частных военно-силовых акторов? Какие последствия эта практика будет иметь для Афганистана?
Новые частные военно-силовые акторы в глобальной войне с терроризмом
Частные военные и охранные компании — явление относительно новое. С принятием Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в частной сфере безопасности произошли существенные изменения. Многие бывшие наемники переквалифицировались в контрактников и пополнили ряды частных военных и охранных компаний. Такие компании стали наиболее активными и востребованными в последние десятилетия, когда в рамках глобальной борьбы с терроризмом начались иракская, а затем и афганская военная кампании.
Спектр услуг, которые оказывают такие компании, весьма широк: от транспортно-логистического сопровождения грузов, обслуживания военной техники до личного сопровождения чиновников, охраны учреждений, военного консультирования, военной разведки и т. д.
Деятельность частных военных и охранных компаний в Афганистане — яркий пример того, как меняется характер ведения современной войны. Все чаще приходится сталкиваться с понятием «аутсорсинга военно-силовых услуг» или «приватизации войны». Услуги, которые раньше выполняла армия, сегодня перешли в частные руки. Во время афганской кампании США решили освободить своих военных от таких «непрофильных» функций, как сопровождение военных грузов или охрана собственных баз, предоставив им возможность участвовать только в боевых операциях. 95 % частных военных и охранных компаний, используемых министерством обороны США в Афганистане, являются афганскими.
Частная военная и охранная деятельность не регулируется международным правом, а значит, контроль над действиями контрактников практически невозможен.
Однако эта практика породила немало проблем. Частная военная и охранная деятельность не регулируется международным правом, а значит, контроль над действиями контрактников практически невозможен.
Трудности регулирования деятельности частных военных и охранных компаний
В 2008 г. Министерство внутренних дел Афганистана разработало «Порядок регулирования деятельности частных охранных компаний в Афганистане», что позволило создать базу данных компаний, действующих на территории страны. В 2009 г. насчитывалось 52 официально зарегистрированные военные и охранные компании.
Однако положения этого документа часто нарушаются. Хотя представителям законодательной, исполнительной и судебной властей, а также их родственникам «Порядок. » запрещает владеть или быть партнером частной военной и охранной компании, на практике это правило не соблюдается. Например, компанией «Watan Risk Management» владеют двоюродные братья действующего президента Афганистана Хамида Карзая.
На Программу материально-технического обеспечения войск в стране пребывания (Host Nation Trucking) лишь на территории Афганистана США тратят 2,16 млрд долл. Только по этой программе на транспортно-логистические услуги приходится более 70 % всего материально-технического обеспечения войск коалиции в Афганистане.
Несмотря на то, что США заключают контракты с лицензированной компанией, последняя нередко передает их в субподряд. При этом субподрядчики, как правило, не имеют лицензии на оказание подобных услуг. Так, грузоперевозками оборудования для натовских баз занимается не подрядчик («Watan Risk Management»), а субподрядчик во главе с полевым командиром Рухуллой, бывшим боевиком, который отвечает за безопасность грузоперевозок на участке дороги между Кабулом и Кандагаром. В подчинении у него более 600 бойцов, которые и сопровождают американские грузы до пункта назначения. За каждый грузовик взимается плата до 1500 долл. Если ежемесячно через охраняемый участок, по приблизительным подсчетам, проходит около 3500 грузовиков, то прибыль Рухуллы составляет более 5 млн долл. Такая практика, по словам Рухуллы, необходима, поскольку талибы в любой момент могут напасть на грузовики. Если же он обеспечивает безопасность, то случаи нападения на колонны крайне редки. Таких командиров, как Рухулла, действующих каждый на своем участке дороги в Афганистане, не один десяток.
Таким образом, передача американскими военными части своих функций в частные руки приводит к бесконтрольному расходованию бюджетных средств, к еще большему разгулу преступности, а также ставит самих американских и натовских военных в зависимость от третьих лиц.
Частные военные и охранные компании после окончания военной операции в Афганистане
Помимо контрактов по обеспечению военной миссии, иностранные частные военные и охранные компании консультируют и обучают афганские силы безопасности (национальную полицию, национальную армию), ряды которых пополняются за счет расформирования незаконных вооруженных групп. Как правило, обучением занимается высококвалифицированный персонал американских частных военных и охранных компаний.
В августе 2010 г. Карзай издал указ, согласно которому все иностранные частные военные и охранные компании должны были покинуть Афганистан до конца года, т. е. за четыре месяца, а миссия по обеспечению безопасности должна была перейти в руки местных частных военных и охранных компаний. Подобный указ стал неожиданным и вызвал неоднозначную реакцию в США. Выполнить его в указанные сроки представлялось невозможным. В результате переговоров удалось добиться продления сроков вывода иностранных компаний. Очевидно, что когда военная миссия, а также иностранные частные военные и охранные компании покинут Афганистан, в стране останется значительная местная частная военная сила, которая с окончанием операции перестанет быть востребованной в имеющемся сейчас количестве. У персонала есть возможность вступить в ряды национальной армии и полиции, но важно помнить, что оплата контрактников значительно выше, чем у государственных сил безопасности. В одной из частных бесед с иностранным экспертом в области частного военного и охранного бизнеса, мне удалось выяснить, что контрактник в день зарабатывает от 150 долларов, если занимается охраной объекта, и до 750 долларов, если он нанят для личной охраны. Таким образом, необходимо создавать дополнительные стимулы для перехода бывших контрактников на государственную службу. В противном случае есть угроза перетекания персонала таких компаний в ряды нелегальных формирований.
Одним из мотивационных аспектов должно стать укрепление действующей власти в Афганистане. Сегодня Карзай не пользуется популярностью и вряд ли получит широкую поддержку со стороны сил национальной армии с уходом иностранных войск. Некоторые высокопоставленные родственники Карзая поддерживают связи с талибами и покровительствуют им. Проводимая Карзаем политика двойных стандартов может привести к гражданской войне, возврату талибов или приходу иных радикально настроенных группировок.
У военно-силовых структур есть также возможность заняться обеспечением гражданского строительства. Инфраструктура Афганистана требует полного восстановления, и охрана строящихся объектов, сопровождение грузоперевозок строительных материалов, обеспечение безопасности специалистов на объектах и пр. будут востребованы. Кроме того, нужно будет обеспечивать безопасность гражданских специалистов, которые придут на смену военной миссии. Этим также могут заняться военные и охранные компании. Таким образом, возникнет прецедент переориентации компаний с частной военной на охранную деятельность в постконфликтное время. Учитывая, что постконфликтное восстановление — длительный процесс, сотрудники таких компаний будут надолго обеспечены рабочими местами. Позднее часть компаний может быть расформирована, а сотрудники приняты на государственную военную службу.
Выводы
Негосударственные военно-силовые акторы будут востребованы как во время операций, так и в постконфликтном восстановлении.
Подводя итоги, следует отметить, что роль частных военных и охранных компаний в Афганистане сложно оценить однозначно. С одной стороны, они помогают выполнять «непрофильные» для армии функции, с другой — ставят государства в зависимость от них. Однако очевидно, что с изменением характера современных войн меняется и состав их участников. Негосударственные военно-силовые акторы будут востребованы как во время операций, так и в постконфликтном восстановлении. Это очень важный ресурс, степень зависимости от которого должны регулировать сами государства. При наличии законодательства, регулирующего деятельность таких компаний, государства не будут столь уязвимы при передаче в подряд части своих функций.
Афганистан одним из первых ввел процедуру лицензирования. И хотя международное законодательство, которое регулировало бы частную военно-силовую сферу, находится еще в стадии разработки, в Афганистане отношения с этими компаниями уже сегодня юридически оформлены. Соблюдение закона позволит избежать проблем, связанных с формированием/расформированием таких компаний, подбором персонала и привлечением их к ответственности за допущенные нарушения, тем более, что после ухода иностранных войск в Афганистане останется подавляющее большинство местных частных и военных охранных компаний. Проблемы, связанные с их деятельностью, в Афганистане вряд ли встанут так остро, как в тех государствах, где отсутствует механизм регулирования и лицензирования деятельности частного военного и охранного бизнеса.
ЧВК в Афганистане
Начало XXI века ознаменовало собой расцвет частного военного бизнеса. До этого его услугами в основном пользовались транснациональные корпорации и правительства стран третьего мира. Государственные структуры развитых стран в меньшей степени использовали частные военные компании (ЧВК). Но после 11 сентября 2001 года и вторжения США в Афганистан с целью «войны с терроризмом» спрос на услуги ЧВК сильно вырос.
Главными заказчиками их услуг стали Госдеп США, Пентагон и ЦРУ, которым требовались телохранители, компьютерные специалисты, переводчики, специалисты по управлению сложными системами вооружений, аналитики, полевые оперативники и обычные охранники. Времени на подготовку не было, и их стали нанимать через частные военные компании.
НАЕМНИКИ ПРИХОДЯТ В АФГАНИСТАН
Участие ЧВК в войне в Афганистане было значительным уже на начальном этапе. Но обычных наемников американские спецслужбы также не забыли. В самом начале войны в Афганистане ЦРУ рекрутировало тысячи наемников из различных местных частных армий, которые стали легкой пехотой коалиционных сил. Эти формирования позже вошли в силы безопасности Афганистана. Они успешно действовали в тесном контакте с американским и британским спецназом при поддержке штурмовой авиации союзников. Но идиллия продолжалась недолго. Через два года многие полевые командиры либо вновь стали просто бандитами, либо перешли на сторону «Аль-Каиды» и «Талибана».
Операторы «Блэкуотер» в Афганистане
Кстати, при расследовании терактов 11 сентября выяснилось, что британские частные военные компании Sakina Security и Trans Global Security International тренировали боевиков исламистских группировок для отправки в Чечню и Афганистан. Главным предметом их обучения было минно-взрывное дело. Известно, что шесть курсантов Trans Global позже стали бойцами «Аль-Каиды».
Несмотря на успехи на поле боя, главной цели этой военной кампании — поимки Усамы бен Ладена и полного разгрома движения «Талибан» — достичь не удалось. Когда США объявили награду в 25 млн долл. за уничтожение Усамы бен Ладена, многие частные военные компании включились в охоту на лидера «Аль-Каиды», отправив своих операторов в Афганистан еще до начала вторжения сил коалиции. Среди них были MPRI, Sandline, Control Risk Group, Chilport, израильские Golan Group и Beni Tal и другие.
После открытия нового фронта в связи со вторжением в Ирак, активность сил коалиции в Афганистане резко снизилась, талибы и другие исламистские группировки начали понемногу отвоевывать утраченные позиции. Сотрудники ЧВК больше не были охотниками, теперь они стали добычей.
В мае 2004 года два сотрудника британской компании Global Risk Strategies (GRS) были застрелены вместе с переводчиком в провинции Нуристан. Компания GRS, созданная бывшим королевским морпехом Дэмьеном Перлом и отставным офицером Шотландской гвардии Чарли Эндрюсом — интересный пример эволюции частных военных компаний. Она была нанята для помощи в организации местных выборов в Афганистане, ЦРУ заключила контракт с GRS на доставку в Афганистан валюты, компания организовала воздушный мост Мэнстон (Великобритания) — Кабул для журналистов и неправительственных организаций. Ее сотрудники чаще работали безоружными. В прессе ее называли не ЧВК, а компания по управлению рисками (risk management company).
В апреле 2002 года правительство ФРГ выделило деньги на подготовку контингента афганской полиции численностью 62 тысячи человек. Контракт в 600 млн долларов в год получила американская DynCorp, которая перебросила в Афганистан 245 своих инструкторов. За первые 14 месяцев выполнения контракта погибло 13 инструкторов и 8 охранников DynCorp. Первоначально контракт включал и поставку компанией экипировки для выпускников Национальной полицейской академии Афганистана, которая включала униформу, разгрузочный жилет, дубинку и наручники, но от этого быстро отказались, так как выпускники продавали все это, еще не добравшись до места назначения. Пропадала не только униформа, но и транспорт. Из 5 тысяч мотоциклов, переданных Академии, исчезли три тысячи. С коррупцией, широко распространенной в афганской полиции, справиться так и не удалось.
В 2011 году офис специального генерального инспектора США по реконструкции Афганистана уже указывал в своем докладе, что афганское министерство внутренних дел не владеет информаций о точном количестве своих сотрудников (!), и не в состоянии подтвердить, что денежное содержание получают только действительно существующие сотрудники. Из-за зашкаливающей коррупции в афганских органах власти огромные суммы, выделяемые США на формирование силовых структур данной страны, просто растворялись в воздухе. К февралю 2014 года Соединенные Штаты потратили более 1,2 млрд долларов на оплату жалования несуществующих сотрудников Афганской национальной полиции. С 2010 года Конгресс США выделил 63 миллиардов долларов на восстановление Афганистана. И большая часть этих денег попросту была украдена, так как в Афганистане у американцев отсутствовали специальные антикоррупционные структуры, которые могли бы бороться с махинациями и хищениями.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ОХРАНА ИЗ DYNCORP
Контракт на наем охранников получила компания DynCorp, завербовавшая для этой цели 46 бывших «морских котиков», рейнджеров и бойцов «Дельты». Плата — 600 долларов в день. Полная стоимость контракта — 43 млн долларов. В первый же год погибло три сотрудника компании. Президентских охранников из DynCorp не раз критиковали, в том числе и в Госдепе США, за возмутительную грубость и агрессивное поведение, доставалось даже министрам афганского правительства. Хамид Карзай в итоге заменил их на местных телохранителей, подготовку которых взяла на себя другая американская ЧВК US Protection & Investigations (стоимость контракта 82 млн долларов). В целом же в охранном бизнесе (защита клиента и объектов инфраструктуры) в Афганистане были представлены все основные на тот момент крупные, да и средние ЧВК.
BLACKWATER И ДРУГИЕ…
Компания Blackwater получила контракт на охрану сотрудников ЦРУ, которые начали создавать разведывательную сеть в Афганистане.
Anteon International обслуживала две главные компьютерные системы обмена информацией войск коалиции, а также мобильные компьютерные симуляторы боя в городских условиях для подготовки афганских военнослужащих.
Contrac International занималась строительством строила армейских баз в Кабуле и других городах, компания Ronco тренировала афганских саперов.
Фирма KBR построила здание посольства США в Кабуле и получила контракты по снабжению американских войск, РА&Е обеспечивала снабжение канадских войск. Главными поставщиками переводчиков для армии и спецслужб стали Lockheed Martin с «дочкой» Sytex и CACI.
БОРЦЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Помимо всего прочего частные военные компании активно привлекались в Афганистане к борьбе с производством и контрабандой наркотиков. US Protection & Investigations получила, например, 290 млн долларов за подготовку офицеров службы по борьбе с наркотиками. DynCorp применил для выполнения этой задачи традиционный для США способ, который прошел апробацию во Вьетнаме и Колумбии, — обрызгивание маковых полей дефолиантами. Это немедленно вызвало протесты простых афганцев, жизнь которых зависела от наркопроизводства, поэтому опрыскивание полей было свернуто.
ЧВК КАК ЧАСТЬ АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНГЕНТА В АФГАНИСТАНЕ
В Афганистане частные военные компании впервые массово оказались на одной территории, и эта массовость сделала их публичными. Феномен ЧВК перестал быть предметом дискуссий только военных и политических экспертов или журналистских расследований. В западном обществе начало расти понимание того, что сформирован и бурно развивается совершенно особый сегмент мирового бизнеса, который к тому же становится неотъемлемой частью современной войны. Но о такой самостоятельности, какая была у Executive Outcomes, в Афганистане, как и потом в Ираке, «военные частники» и мечтать не могли. Они жестко зависели от действий американского военного контингента (но не Международных сил содействия безопасности в Афганистане), в силу того что в Афганистане постепенно началась широкомасштабная партизанская война, в которой для чьих-то независимых действий места не оставалось.
Самолет частной военной компании сбрасывает груз американским военным в Афганистане
К программе подготовки афганской армии и полиции были привлечены компании MPRI, DynCorp International и Pacific Architects and Engineers Inc., подготовкой пограничников занималась еще одна американская компания FEDSYS. Основные усилия были сосредоточены на формировании и тренировках подразделений батальонного уровня. Также ЧВК занимались также тактической воздушной поддержкой и тыловым обеспечением созданных ими подразделений.
В Афганистане, учитывая горный характер театра военных действий, серьезное развитие получили компании авиаперевозок, здесь главную роль играл вертолетный сегмент. Это не только переброска грузов, но и поиск и спасение, а также эвакуация и лечение раненых прямо на борту вертолета. Такой набор услуг, в частности, предоставляла компания Westextactical, которая имела парк вертолетов Ми-2. Развивался и рынок военно-медецинских услуг, предоставлявших медиков для групп сопровождения и групп стационарной охраны — International SOS, Exmed UK, CHS Middle East и RMSI Medical Solutions и другие.
Значительные финансовые вложения были сделаны Госдепом США в программу подготовки сил специального назначения вооруженных сил Афганистана. Этим, в частности, занимались компании MPRI, Engility, O’Gara Group и NEK Advanced Securities Group, SOS International, K2 Solutions Inc., Strategic Solutions Unlimited, LLC, Zebra Tactical Solutions и другие. В то же время их работу нельзя было назвать качественной. Курсы подготовки афганских бойцов были недолгими и не очень интенсивными. В целом они сводились к привлечению и финансированию местных вооруженных группировок, которые после короткой подготовки включались в борьбу с партизанами. Некоторые ЧВК специализировались на ведении разведывательной деятельности в интересах ЦРУ и Пентагона и подготовке различных спецслужб — SIG Overview, Black Ice Security, Jellyfish Intel Inc., Praemittias Systems LLC и Intelligence Consulting Enterprise Solutions, Inc.
В целом подготовка афганских силовых структур западными ЧВК и инструкторами воинских контингентов ИСАФ оказалась малоэффективной, уровень тактического мастерства их подопечных остался невысоким. Более того, к 31 декабря 2014 года — окончание мандата ИСАФ — потери афганских сил безопасности, к которым постепенно передавался контроль за ситуацией, достигли неприемлемо высокой отметки — от 50 до 100 человек в неделю. Это привело к тому, что после вывода войск союзников из Афганистана в стране осталось несколько тысяч американских военных советников и технических специалистов, США обязались также предоставлять тактическую поддержку афганским силам безопасности.
ЧВК В АФГАНИСТАНЕ: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ СКАНАДАЛЫ
Президент Хамид Карзай был резко настроен против присутствия ЧВК на афганской территории. ЧВК в Афганистане подвергались жесткому давлению со стороны афганского МВД. В немалой мере этому способствовали сами операторы военных компаний, давившие на дорогах людей, устраивавшие ДТП и часто открывавшие огонь без надлежащих на то оснований. Кроме того, даже видавшие виды сотрудники некоторых ЧВК были возмущены «свободой нравов», царившей в их компаниях.
Например, в сентябре 2009 года вспыхнул скандал в англо-американской ЧВК Armor Group. Эта компания обеспечивала охрану посольства США в Кабуле и имела контингент в 450 человек, обеспечивая как непосредственную безопасность комплекса посольства, так и проводку конвоев. До двух третей рядовых охранников составляли гурки. Они обратились в госдепартамент США с жалобой, в которой описывались случаи издевательств над операторами со стороны их же коллег и руководства, многочисленные факты нарушения трудового контракта, а также употребления алкоголя и сексуальной распущенности.
С другой стороны, афганское МВД выдавливало из страны иностранные ЧВК для того, чтобы передать этот рынок подконтрольным ему местным компаниям. Лишь достаточно крупные и влиятельные компании могли противостоять подобному давлению. Hart Group и SOC-SMG, например, были вынуждены создать свои самостоятельные афганские филиалы — Hart Afghanistan и SOC Afghanistan. Появились и компании, совместно созданные западными и афганскими партнерами, как, например, Watan Risk Management. Но в итоге западные фирмы стали создавать собственные службы безопасности, опиравшиеся на сотрудничество с афганскими полицией и армией. Впрочем, по мере ухода союзников из Афганистана стали покидать страну и многие иностранные ЧВК.
В целом все крупные ЧВК, действовавшие в Афганистане, так или иначе были втянуты в коррупционные схемы, поскольку работали в интересах транснациональных корпораций, которые могли работать только сообразуя свою деятельность с традиционной для этой страны сложной системой коррупционных отношений.
Согласно данным подкомитета Конгресса США по национальной безопасности и иностранным делам, опубликованным в 2010 году, из бюджета США были похищены сотни миллионов долларов. Высокопоставленные афганские чиновники, либо лично, либо через созданные ими фирмы, выступали в качестве подрядчиков по контрактам по перевозке грузов для армии США и участвовали не только в хищениях, но и в прямых вымогательствах. Нередко к преступной деятельности привлекались отряды «полевых командиров», воюющих против талибов совместно с армией США. В марте 2012 года член палаты представителей республиканец Уолтер Джонс с горечью констатировал: «Мы тратим 10 миллиардов долларов в месяц, которых у нас нет».
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги И. Коновалова «Солдаты удачи и воины корпораций». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!