Что такое чистый коносамент

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ

Полезное

Смотреть что такое «ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ» в других словарях:

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — коносамент, который не содержит к. л. оговорок перевозчика относительно количества или качества груза, документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Если такие оговорки имеются, то коносамент называется… … Юридическая энциклопедия

чистый коносамент — Коносамент является чистым, если в нем не содержится каких либо оговорок перевозчика, указывающих на недостатки в состоянии предъявленного отправителем груза или его тары. Коносаменты, содержащие порочащие грузы оговорки, как правило, не… … Справочник технического переводчика

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — коносамент, в котором отсутствуют оговорки, ставящие под сомнение количество принятого груза или свидетельствующие о его ненадлежащем состоянии, а также о дефектах упаковки … Внешнеэкономический толковый словарь

чистый коносамент — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку … Словарь экономических терминов

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — коносамент, в котором перевозчик не сделал замечаний, претензий к количеству и качеству товара. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

коносамент чистый — Коносамент, в котором нет пометок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза. Наличие Ч.к. обязательное условие многих международных торговых сделок. Банки могут не принимать коносамент, имеющий оговорки … Справочник технического переводчика

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ … Юридическая энциклопедия

Источник

Чистый коносамент

Чистый бортовой коносамент (clean on board bill of lading) – коносамент без дополнительных оговорок и отметок о принятии груза на борт в поврежденном состоянии. Чистый бортовой коносамент не содержит пометок о том, при визуальном осмотре были обнаружены повреждения груза или упаковки. Получение поставщиком полной суммы за проданный товар по условиям аккредитива возможно только по факту представления в банк чистого коносамента.

В чистом (clean) коносаменте обычно указывается, что полученный товар находится во внешне (аpparent) хорошем состоянии. Чистому бортовому коносаменту противопоставляют выписку грязного b/l. Грязный коносамент (или коносамент с оговорками, claused, foul) содержит прямое указание на наличие дефектов у груза или упаковки (тары). Банк может принять и грязный коносамент, когда в условиях документарного аккредитива указываются допускаемые оговорки и пометки.

Понятие чистого бортового коносамента возникло вследствие того, что грузополучатель не может фактически проверить состояние груза или упаковки в месте отправления (в порту отбытия). В практике международных морских перевозок широкое распространение получили линейные коносаменты clean on board – перевозчик не делает замечаний, не выставляет по количеству и качеству грузов никаких претензий.

Грузоотправитель, заинтересованный в получении линейного clean on board bill of lading, может предложить в обмен на комплект чистых коносаментов гарантийное письмо (letter of indemnity, back letter). В гарантийном письме отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, которые могут возникнуть при сдаче груза получателю.

Различают чистые бортовые (shipped on board bill of lading) и небортовые (received for shipment) коносаменты. В бортовых указывается «погружен в хорошем состоянии таким-то лицом на борт такого-то судна», в небортовых (на принятые к перевозке грузы) – «получен в хорошем состоянии от такого-то лица для отгрузки на борт такого-то судна». Дата чистого бортового коносамента значит фактическую дату погрузки груза на судно.

Источник

Коносамент

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

подтверждения договора на перевозку.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

В строке Port of Loading – порт погрузки.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — коносамент, который не содержит к.-л. оговорок перевозчика относительно количества или качества груза, документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Если такие оговорки имеются, то коносамент называется грязным, или нечистым, и по такому коносаменту банк не производит оплату за отгруженный товар. Чтобы избавиться от грязного коносамента, отправитель представляет гарантийное письмо, в котором снимается ответственность с перевозчика за все возможные убытки, связанные с недостачей или повреждением груза. Коносамент считается «чистым» несмотря на: 1)оговорки, которые не содержат прямых указаний на то, что груз или его упаковка находятся в неудовлетворительном состоянии (например, «ящики подержанные» или «бочки использовались ранее»); 2) оговорки об освобождении перевозчика от ответственности за риски, связанные с характером груза или упаковки; 3) оговорки о том, что перевозчику неизвестно содержимое груза, его масса, размеры, качество и техническая спецификация. Наличие Ч.к. является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с пометками (оговорками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются. В международной практике торгового обращения Ч.к. зачастую выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего.

Смотреть что такое «ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ» в других словарях:

чистый коносамент — Коносамент является чистым, если в нем не содержится каких либо оговорок перевозчика, указывающих на недостатки в состоянии предъявленного отправителем груза или его тары. Коносаменты, содержащие порочащие грузы оговорки, как правило, не… … Справочник технического переводчика

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — коносамент, который не содержит к. л. оговорок перевозчика относительно количества или качества груза, документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Если такие оговорки имеются, то коносамент называется… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ — коносамент, в котором отсутствуют оговорки, ставящие под сомнение количество принятого груза или свидетельствующие о его ненадлежащем состоянии, а также о дефектах упаковки … Внешнеэкономический толковый словарь

чистый коносамент — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку … Словарь экономических терминов

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — коносамент, в котором перевозчик не сделал замечаний, претензий к количеству и качеству товара. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

коносамент чистый — Коносамент, в котором нет пометок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза. Наличие Ч.к. обязательное условие многих международных торговых сделок. Банки могут не принимать коносамент, имеющий оговорки … Справочник технического переводчика

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ — ЧИСТЫЙ КОНОСАМЕНТ … Юридическая энциклопедия

Источник

Чистый коносамент. Конфликт интересов сторон «совместного морского предприятия» при издании коносамента

Термин «чистый коносамент» (антонимы — нечистый, foul, dirty, unclean, claused) прочно вошел в деловую практику. Он активно используется участниками договоров купли-продажи товара, перевозки грузов морем, страхования, банковских сделок.

В российском и зарубежном законодательстве нет определения чистого коносамента. Как часто быает первыми сориентировались банкиры. Понятие наиболее полно раскрыто в ст. 32 Банковских правил[1]. Чистым транспортным документом является документ, «не имеющий дополнительных оговорок и пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки». Документ будет чистым, если он соответствует ряду довольно подробных статей правил.

Юридическую значимость, как уже отмечалось[2], приобретает не всякая оговорка. Внимание акцентируется на тех оговорках, с помощью которых прямо фиксируется дефектное состояние груза и/или его упаковки. Оговорки другого рода, например, исключительно посвященные дополнительным условиям договора перевозки груза (ответственности, фрахтовым платежам, оплате погрузо-разгрузочных работ), разногласию мнений отправителя и перевозчика о точном количестве принятых на борт судна упаковок («одна упаковка в споре: если на борту, то должна быть выдана») и т.п., не касаются «чистоты» коносамента.

Чистота коносамента зависит также и от «пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки». Смысл слова «пометка» (notation) в банковском понимании этого слова — краткая запись капитана или иного представителя перевозчика на полях коносамента о фактах, имевших место в процессе приема коносаментной партии груза. Точные и недвусмысленные выражения этой записи должны сделать очевидным существование факта дефектного состояния груза или его упаковки. Такую запись можно сделать от руки или машинным способом при выдаче отправителю коносамента.

Определение чистого коносамента применяется в равной степени к бортовым и небортовым коносаментам.

Когда в рамках договора купли-продажи товара предусматривается платеж по документарному аккредитиву, условия аккредитива обычно предусматривают, что подлежащие представлению «коносаменты должны быть чистыми, бортовыми, ордерными и иметь бланковую передаточную надпись» (clean, on bord, to order and blank indorsed). Отправители груза стали использовать первые два слова, но уже без разделяющей их запятой. Эти слова стали употребляться как одна фраза «чисто на борту». Появились ее разновидности, например «чисто погруженный на борт» (clean shipped on bord). Отметка «чисто на борту» означает, что состояние товара и его внешняя упаковка не дали капитану судна оснований для возражений.

Постоянным спутником чистого коносамента является конфликт интересов в отношениях между продавцом и покупателем, перевозчиком и отправителем, банком и лицом, в пользу которого устанавливается платежное обязательство, страхователем и страховщиком, фрахтователем и фрахтовщиком. Важно разобраться в этом конфликте интересов. Его анализ поможет понять юристам каждой из сторон первопричину жесткой позиции грузоотправителя, требующего чистый коносамент и отреагировать на нее.

1. Оппозиция продавец — покупатель.

Уплата за товар определенной денежной суммы (цены) является основной обязанностью покупателя. Право на получение платежа возникает у продавца по общему правилу после отгрузки товара и против обусловленных договором документов.

Профессионализм сторон морской, в частности, перевозки выпукло проявляется в разнице условий СИФ и ФОБ Инкотермс 2000. Другими словами, профессионалы дополнительно зарабатывают на купле-продаже, если включают доставку груза в стоимость купли-продажи. То есть, если продавец силен и уверен в логистике, своем менеджменте и всех иных элементах инфраструктуры (таможенной, правовой, экспортных агентствах своей страны, независимых сюрвейерах и пр.), он стремится отгружать товар на СИФе.

Обычно покупатель требует чистого коносамента в сделках, по условиям которых на продавце лежит обязанность уплатить фрахт. Продавец обязан передать перевозчику товар в надлежащем состоянии н с неповрежденной упаковкой. Покупатель, как и финансирующий банк, не может сам осмотреть товар в месте его передачи перевозчику, либо должен нанимать сюрвейеров в порту отгрузки, что обычно не делается, если поставка типовая, а порт «хороший». Он заинтересован в правдивой информации о товаре, документально выраженной в коносаменте и юридически воплощенном в нем же.

Покупатель надеется на то, что перевозчик даст исчерпывающую информацию вплоть до внесения в коносамент своих оговорок. Другого средства контроля за отгруженным товаром у покупателя или у банка, где покупатель открыл аккредитив в пользу продавца, нет. Слова «с внешней стороны в полной исправности и в хорошем состоянии» принято понимать таким образом, что с внешней стороны, и поскольку можно было видеть, товары были погружены в полной исправности на судно. Коносамент с такими словами обеспечивает продавцу доказательство того, что он выполнил условие сделки, в связи с чем покупатель вправе рассчитывать на получение товара с обусловленными характеристиками.

В то же время перевозчик всегда управомочен после осмотра груза внести в коносамент свои оговорки о внешнем состоянии принятого груза. Его оговорки имеют более важные последствия, скорее, для покупателя, чем для продавца. Но продавец первым чувствует на себе их эффект, когда он предъявляет коносамент для получения платежа. Если документы продавца отвечают условиям сделки, то платеж совершается достаточно быстро. Продавец, естественно, стремится не дать покупателю повода для задержки или отказа в платеже под предлогом несоответствия документов условиям сделки. Продавец или его представители примут доступные им меры, чтобы принудить перевозчика выдать чистый коносамент, так как оговорки перевозчика в коносаменте увеличивают вероятность задержки или отказа в платеже.

К таким действиям недобросовестного покупателя может подтолкнуть конъюнктура рынка. Благодаря ей либо покупатель может приобрести тот же самый товар по более выгодной цене, либо она затруднит или исключит сбыт товара по запланированной цене. В такой ситуации предъявление продавцом коносамента с оговоркой перевозчика явится для покупателя поводом для отказа от товара. Риск колебания рыночных цен будет, таким образом, перенесен на продавца, хотя после заключения сделки его должен был нести покупатель. Так, если осуществляется поставка биржевого (типового, массового) товара (нефти, сахара-сырца, руды и т.п.), то покупателю может быть выгоднее не платить за товар, на плывущем судне, если спотовая цена в порту прибытия выгоднее цены договора (например, потому что цена на этот товар пошла вниз пока «лодка находится в пути)».

2. Перевозчик — отправитель (продавец).

Интерес перевозчика заключается в том, чтобы наиболее точно указать внешнее состояние груза в момент его приема. Ответственность перевозчика находится в зависимости от данных коносамента о грузе. Установленные договором купли-продажи характеристики товара и существующие торговые обыкновения перевозчику могут быть неизвестны.

Поэтому, чистый коносамент нельзя считать доказательством того, что находящийся под контролем перевозчика груз полностью соответствует тем характеристикам, которые установлены для товара участниками договора купли-продажи.

И наоборот, некоторые оговорки перевозчика о грузе, формально превращая коносамент в нечистый, не могут создать у получателя (покупателя) полной уверенности в отсутствии у перевозимого груза характеристик, обусловленных договором купли-продажи.

Под угрозой задержки или неполучения платежа за отгруженный товар отправитель (продавец) стремится исключить возможность появления в коносаменте сделанной рукой капитана оговорки перевозчика — вплоть до согласия выдать перевозчику гарантийное письмо.

3. Банк — лицо, в пользу которого устанавливается платежное обязательство.

В качестве такого лица обычно выступает продавец-экспортер. Банки придерживаются возведенного в принцип правила, согласно которому банк имеет дело только с документами, а не с товарами. Предложенные документы они проверяют с формальной стороны путем сверки реквизитов коносамента с данными, прямо предусмотренными в инструкциях приказодателя. Коносамент, как товарораспорядительный документ и ценная бумага, в руках банка служит обеспечением предоставленного кредита. Ибо банк заинтересован в том, чтобы стоимость товара была не менее суммы предоставленного кредита. Будучи далекими от знания существа договора купли-продажи и договорных характеристик товара, банкиры склонны к большей решимости отклонять предложенные им коносаменты с оговорками перевозчика о дефектном состоянии груза или его упаковки, включая и те из них, которые покупатель признал бы незначительными и не влияющими на товар. Есть примеры, когда банки по общему согласию отказываются удовлетворять просьбы о выдаче гарантий, необходимых для получения чистых коносаментов.

Роль коносамента в качестве доказательства погрузки составляет предмет основного внимания страховщиков. Страхователь обязан сообщить страховщику соответствующие данные о грузе и другие известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для суждения о риске в период действия договора морского страхования. Убытки страхователя не возмещаются, если они возникли до заключения договора страхования либо в период его действия, но в результате обстоятельств, убытки от наступления которых не возмещаются страховщиком (так называемые исключенные риски). К последним, в частности, относится ненадлежащая, неправильная или плохая упаковка груза.

Состояние принятого перевозчиком груза может служить для страховщика доказательством того, что убыток страхователя возник прежде, чем возникло обязательство страховщика по его возмещению, Страхователь склонен не информировать страховщика об оговорках перевозчика, относящихся к внешнему состоянию груза и его упаковки, и предлагает перевозчику свое гарантийное письмо в обмен на чистый коносамент. Существование этого, письма чаще всего страховщику неизвестно. Таким путем страхователь скрывает истинное состояние погруженного груза и получает от страховщика возмещение убытка, который страховщик не должен был возмещать.

5. Фрахтователь — фрахтовщик.

В этих отношениях могут возникнуть несколько ситуаций. Рассмотрим наиболее типичные из них.

I. Чартером предусмотрено, что капитан или агент судовладельца является единственным лицом, которому разрешено подписывать и выдавать коносамент.

В форме неофициальной дружеской помощи фрахтователь просит капитана проигнорировать оговорки в штурманской расписке и выдать чистый коносамент. Фрахтователь может обратиться с такой просьбой непосредственно к судовладельцу чтобы тот дал капитану инструкции соответствующего содержания. В обмен на чистый коносамент фрахтователь предлагает гарантию (устную или письменную, подтвержденную банком или без такого подтверждения). Благоразумный отказ судовладельца воспринимается как демонтаж многолетнего сотрудничества, излишняя подозрительность и упрямство. Судовладельцу грозит образ трудного партнера, с которым нецелесообразно поддерживать деловые отношения в будущем.

II. Чартером предусмотрено, что фрахтователь или его агент вправе подписать и выдать коносамент от имени капитана, но в соответствии с данными тальманских и штурманской расписок.

Капитан может испытать на себе формы давления, упомянутые выше. И другой момент, связанный с проблемой более общего и принципиального характера: о соотношении между договором перевозки груза по коносаменту и договором фрахтования судна. Что предпочтительней для фрахтователя — выдать чистый коносамент грузоотправителю или соблюсти условие чартера перед судовладельцем? По финансовым соображениям выбор будет сделан в пользу первого решения. Несомненно, грузополучатель привлечет к ответственности судно. У судовладельца есть возможность в порядке регресса обратиться к фрахтователю с иском о нарушении договора, поскольку коносамент был выдан не в соответствии с данными штурманской расписки. Будет ли заявлен такой иск — вопрос неопределенный. К тому же на его рассмотрение уйдут долгие месяцы. Между тем чистый коносамент позволяет фрахтователю без задержки получить от своих клиентов причитающиеся ему платежи.

III. Чартером предусмотрено, что фрахтователи или их агенты вправе подписать и выдать коносамент от имени капитана без ссылок на данные штурманской расписки. Это наиболее опасное условие чартера по сравнению с вышеприведенными. Его отрицательные последствия для судовладельца очевидны. Ему потребуется большая юридическая изобретательность при заявлении иска о нарушении фрахтователем договора.

IV. Чартером предусмотрена выдача чистого коносамента в обмен на обязанность фрахтователя гарантировать возмещение убытка, если судну будут предъявлены требования со стороны грузовладельцев. Отдельные крупные фрахтователи имеют свои формы чартеров. В них имеется условие, вменяющее капитану в обязанность выдачу чистого коносамента и гарантирующее судовладельцу возмещение потерь, если ему будут заявлены требования грузополучателей. Здесь наиболее ярко выражено давление со стороны фрахтователя. Фактически судну навязывается обязанность осуществить фальшивое заявление и инкорпорировать его в содержание чартера. В условиях плохой конъюнктуры фрахтового рынка судовладелец вынужден бывает принять критикуемое условие, иначе не получит груз. В данной ситуации желательно видеть такой чартер заранее или же делать независимый осмотр груза (сюрвей).

Согласие капитана выдать чистый коносамент при наличии оговорок в штурманской расписке чревато последствиями, так как:

а) невыполнение фрахтователем своей обязанности бесспорно приведет к ответственности судна. Известно, что чистый коносамент есть доказательство приема груза на борт судна в хорошем по внешнему виду состоянии;

б) задержка фрахтователем исполнения своей обязанности вызовет меры юридического характера против судна. Экономические последствия первым почувствует судовладелец. Обещание фрахтователя гарантировать возмещение убытка является гарантией только по названию. В строго юридическом понимании ее нельзя отнести к способам обеспечения исполнения обязательств. Чтобы снизить уровень своего риска, судовладельцы настаивают на том, чтобы гарантия фрахтователя была контргарантирована первоклассным банком. Добиться этого непросто, ибо у банков непопулярны требования гарантий без указания в них гарантируемой суммы; удовлетворить судовладельца — значит гарантировать ему выплату суммы, которая составляет полную стоимость цены СИФ груза;

в) клубы взаимного страхования настоятельно рекомендуют своим членам избегать такой практики. Иначе судовладелец может лишиться юридической и финансовой помощи клуба;

г) пострадает репутация судовладельца в глазах грузовладельцев, особенно если судно регулярно используется в определенном районе или при перевозке определенных грузов.

Помимо опыта автора обзор подготовлен на основе следующих книг:

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / Под ред. Г. Г. Иванова. –М.: Спарк, 2000.—734с;

Забелин В.Г. Фрахтовые операции ва внешней торговле.-М.: «РосКонсульт», 2000.—256 с.

[1] «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов». Публикация Международной торговой палаты № 500. (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *