Что такое черта оседлости для евреев
Черта оседлости
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Черта оседлости — так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название — «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев»). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.
Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой — язык идиш, клезмерская музыка и еврейское местечко, и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное — именно здесь находились духовные центры еврейского народа — центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим, Альтер ребе, раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска, раби Нахман из Браслава и многие другие.
Оглавление
История черты оседлости [↑]
Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.
В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа — т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.
Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы, всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати — вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность — юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты, отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.
В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.
Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны — набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда — при попустительстве властей — принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.
Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.
Местечко и духовная жизнь народа [↑]
Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.
В Торе есть повеление — «кдошим тихйу», что можно перевести как «Святы будьте». Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.
Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.
Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.
К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.
Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.
И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы — сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества — ситуация оставляет желать лучшего.
В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.
Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.
Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.
Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…
ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ
Том 34. Москва, 2017, стр. 501
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ (черта постоянной евр. оседлости), часть территории Рос. империи, внутри которой разрешалось постоянное проживание лиц иудейского вероисповедания (в случае перехода в христианство ограничения отменялись) и деятельность евр. органов самоуправления и суда. Причиной введения Ч. о. стали жалобы от моск. купечества на евреев, которые якобы продавали контрабандный товар по низким ценам, и от купцов-иудеев, которым отказывали в записи в смоленское купечество (1790). Указом имп. Екатерины II от 23.12.1791(3.1.1792) была определена Ч. о. как территория, где иудеи имели право свободно селиться и торговать (Белоруссия, Екатеринославское наместничество и Таврическая обл.). В дальнейшем Ч. о. распространена на территории, включённые в Рос. империю по 2-му и 3-му разделам Речи Посполитой (1793–95), а также на Курляндскую губ. (1799) и Бессарабскую обл. (1818). К кон. 19 в. Ч. о. включала губернии Бессарабскую, Виленскую, Витебскую, Волынскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Киевскую, Ковенскую, Минскую, Могилёвскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую; евреи имели также право свободного проживания в Царстве Польском (официально в Ч. о. не входило). Периодически из Ч. о. изымались отд. города и территории, где евреям запрещалось жительство (Киев, Николаев, Севастополь, Ялта и др.).
Черта оседлости евреев
Исторический очерк
https://yadi.sk/i/heKJWr5b7NjWpw
ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ ЕВРЕЕВ
тхум ха-мошав
Два с половиной тысячелетия тому еврейский народ, лишившись своего государства, прошел сложный и тернистый путь становления новой государственности. В начале этого пути евреи, сохраняя религию и национальные особенности, постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании в 1492 г. и открытия Америки. Этот период истории евреев можно назвать «великим переселением народа».
Европейская Карта черты оседлости евреев в 19 столетии.
Уже до новой эры, в рамках еврейской диаспоры, развивались независимые центры в отдаленных регионах, например, в Александрии и Вавилоне:
587-586 г. до н.э. – Падение Иерусалима и разрушение Первого Храма. Конец иудейского царства. Изгнание евреев в Вавилон.
586 г. до н.э. – Убийство евреями поставленного вавилонянами губерна-тора иудея Гедалии, сына Ахикама, привело к массовому бегству жителей с исторической родины и полному запустению страны. Евреи уходят в Египет.
В Киевской Руси еврейский погром произошел в 1113 году во время волнений, связанных со смертью князя Святополка Изяславича и борьбой за власть. Евреи, в годы правления Святополка, «получили многие пред христианы вольности», что было одной из причин недовольства киевлян.
1290 г. – изгнание евреев из Англии.
1306 г. – изгнание евреев из Франции.
1492 г. – изгнание евреев из Испании. Проживая в Испании они были обязаны либо креститься, либо покинуть страну. Аналогичные требования предъявлялись евреям во Франции и Австрии. В Швейцарии, Германии и Португалии происходили погромы и массовые казни. 1495 г. – изгнание евреев из Литвы. 1648-1649 гг. – погромы на Украине, проводимые под предводительством Богдана Хмельницкого.
В Российской империи первый указ о высылке евреев издала в 1727 году императрица Екатерина I. «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать»,- гласил он.
13 декабря 1742 года дочь Екатерины I и Петра I, императрица Елизавета Петровна, ссылаясь на указ, изданный матерью, отмечала, что «оные Жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно». издала новый указ – «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».
1935 – 1944гг. – Погромы в Европе, изгнание евреев из Германии и Польши.
В Средние века депортации носили частый характер, особенно на территории Европы, где евреев винили в неурожаях, распространении болезней, подстрекательствах и других проблемах. В тот же период евреев стали обвинять в убийствах христиан в ритуальных целях.
Возрождение троцкистского движения в СССР началось в начале 1980-х гг. на волне общественного движения времен «Перестройки» Горбачева. К троцкистам 20 – 30-х годов относились такие партработники, как Никита Хрущев и его жена Нина Кухарчук. В СССР после смерти И.В.Сталина начал широко распространяться троцкизм-оппортунизм, а затем, при Горбачеве, как новое, передовое демократическое движение – ревизионизм и «перестройка». Ревизионизм в партийном аппарате и дискредитация исторического наследия Сталина, привели к перерождению идеологии КПСС и превращении ее в административно-бюрократический орган, который осуществлял процесс адаптации и интеграции общественно-политического строя СССР в западный, буржуазный.
Из показаний подсудимого Раковского на утреннем заседании 5 марта 1938 года: «Троцкизм раньше выдавал себя за известное идеологическое течение, теперь он полностью себя обнажил в моем лице. В 1934 г. я уже видел, что все теоретические и идеологические предпосылки, — это все отошло в прошлое, это все без всякого значения и, в том числе, пресловутая, схоластическая теория о невозможности строительства социализма в отдельной стране. Теперь мы становимся школой шпионажа, вредительства, государственной измены и террора. Мы — авангард иностранной агрессии, международного фашизма.
В годы 2-й мировой войны 1939—1945 гг. троцкисты выступили против создания антигитлеровской коалиции, отрицали освободительный, антифа-шистский характер войны с её стороны, считая войну империалистической с обеих сторон.
На рисунке представлен график потери населения России за 1901 – 2015 гг.
Первоисточниками очерка являются архивные материалы СССР и открытых зарубежных публикаций: Adelaide Insninune, October/November 1999 № 96 and 97 «THE SECRET DRIVING FORCE OF COMMUNISM».
Киев, 2019-11-07 К.С.Крыжановский
Полный объем статьи с рисунками можно скачать с Яндекс диска:
Черта оседлости. Правда и вымыслы
С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, Все остальные подданные российской империи служили в армии, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах «черты оседлости» евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В ‘Положении о евреях» Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.
Черта оседлости
Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости [1] ) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям [2] ), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы.
Содержание
История
С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии Виленская и Гродненская.
География черты оседлости
В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:
Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.
Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время
Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты.
Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения), и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.
Необходимо заметить, что поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определенного разряда (на начало XX века стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века — 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.
Следующие способы вырваться из черты оседлости — получение образования и приписка к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма — допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цехи во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х были распущены.
В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крещеных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционые организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета. В. Г. Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Драматург Давид Бенарье (Маневич) в своей пьесе 1907 года «Пасынки жизни» жестоко критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России».
Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев было насильственно выселено из прифронтовых северных губерний и переселено в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую. [12]