Что такое чат боты для чего они нужны
Что такое чат-боты и зачем они нужны?
По прогнозам экспертов, чат-боты в скором времени смогут заменить приложения. Мы решили разобраться, какие задачи в повседневной жизни они помогают решить.
Число активных пользователей мессенджеров постоянно растёт. По данным статистики, в 2017 году мессенджеры использовали 1,82 млрд человек. В 2018 году активная аудитория этих приложений может превысить 2 млрд, что составит 80% пользователей смартфонов. Люди выполняют задачи, не выходя из мессенджера, в чём им помогают чат-боты. По данным Bloomberg, отрасль чат-ботов развивается быстрее отрасли мобильных приложений в период их расцвета.
В Казахстане развитие этой сферы тоже не стоит на месте. В феврале 2018 года IT-компания DAR представила робота-помощника DAR VIS, работающего в интерфейсе мессенджера. Кроме DAR VIS, в экосистему входят торговая площадка DAR Bazar, приложение для предпринимателей DAR Business, логистическое решение для интернет-магазинов DAR Logistics и стриминговый сервис DAR Play.
№1. Что такое чат-боты?
Чат-бот – это программа-собеседник, имитирующая человеческое общение при помощи текста или голоса. Чат-боты помогают автоматизировать задачи, работая по заданному алгоритму. Они ведут диалог с пользователем, выполняя его просьбы, отвечая на запросы или развлекая своими ответами. Первые программы, имитирующие общение людей, появились в далёком 1966 году. Виртуальный собеседник Elisa достаточно убедительно пародировал диалог с психотерапевтом. С ростом популярности мессенджеров в 2010-х чат-боты обрели новую жизнь. Большинство работает на платформах популярных мессенджеров: Facebook Messenger, Telegram, Viber, «ВКонтакте», Skype, Slack. Боты могут работать в виде отдельных приложений или быть встроенными в функционал поисковиков.
№2. Для чего мне нужен чат-бот?
Чат-боты многозадачны. По запросам пользователя они выдают полезную информацию: прогноз погоды, курс валют, афишу, перевод слова, последние новости, помогают подобрать подходящий рейс, забронировать билет и заказать такси. Боты-помощники напоминают о предстоящих событиях. Боты почтовых служб отслеживают посылку по трек-коду. Чат-боты облегчают поиск и загрузку книг, фильмов и музыки. СМИ используют чат-ботов для доставки материалов и новостей читателям через мессенджеры. Свои чат-боты есть у таких крупных изданий, как BBC, Forbes,The Wall Street Journal, «Медуза», «Коммерсантъ». С помощью чат-ботов банков и платёжных систем можно совершать финансовые операции, денежные переводы и проверять баланс.
№3. Впечатляет. А что ещё может чат-бот?
Медицинские боты вроде приложения Melody от китайского поисковика Baidu могут провести опрос пациента, записать на приём к врачу и передать специалисту список симптомов для установления диагноза. Образовательные чат-боты помогают изучать иностранные языки. Многие популярные чат-боты умеют развлекать. Они работают как онлайн-игры, викторины и головоломки, присылают смешные фото, гифки, цитаты, шутки, гадают и составляют гороскопы. С ботами-собеседниками можно вести долгие философские диалоги.
Есть и многофункциональные боты, такие как чат-бот в интерфейсе казахстанского мессенджера DAR VIS. Он подсказывает прогноз погоды, энциклопедические сведения и афишу мероприятий в нескольких городах Казахстана. Бот может перевести любое слово или фразу на 100 языков мира. Подключив банковскую карту к чат-боту, можно оплатить мобильную связь, пополнить карту «Онай», купить виртуальную валюту в онлайн-играх, заказать цветы (в будущем будет доступен заказ еды и оплата парковки) и провести денежный перевод.
№4. Могут ли чат-боты заменить людей?
Заменить человека бот не способен, зато может автоматизировать множество рутинных операций, заменить службы техподдержки и call-центры, мгновенно отвечая на популярные запросы и предоставляя справочную информацию. Бот может помочь бизнесу, работая в качестве продавца-консультанта. В ходе диалога с пользователем программа предлагает наиболее релевантные товары и услуги, постепенно сужая список вариантов. Боты неплохо справляются с консультированием по юридическим вопросам. Внутри компаний чат-боты могут забрать на себя часть функций HR и юридических отделов. Они способны принимать заявки на вакансии и проводить опрос кандидатов, планировать график сотрудников и напоминать о важных задачах, организовывать командировки, записывать на курсы и принимать стандартные отчёты.
№5. Впечатляет. Как это работает?
Чат-боты можно поделить на простые и самообучающиеся. Первые могут взаимодействовать с пользователем через кнопки и картинки или принимать текстовые команды. Бот распознаёт текст или речь, выделяя ключевые слова и переводит их в команды. Затем он отвечает в соответствии с заданной программой. Чаще всего в таких чат-ботах есть инструкция со списком команд и ключевыми словами. К этому виду ботов относится и DAR VIS. Вторая разновидность чат-ботов работает по принципу искусственного интеллекта, обучаясь в процессе общения с пользователями, анализируя диалоги и подстраиваясь под индивидуальные особенности пользователей. По этому принципу работают голосовые помощники Siri от Apple и «Алиса» от «Яндекса». С такими чат-ботами можно вести диалоги на отвлечённые темы.
№6. Чем чат-боты лучше мобильных приложений?
У чат-ботов есть ряд преимуществ:
№6. Где найти чат-ботов?
Самая крупная и удобная англоязычная библиотека ботов – Botlist. Здесь представлены боты (не только чат-боты), работающие на всех основных платформах и мессенджерах. Их можно искать по платформам, категориям и рейтингам. Более 10 тысяч чат-ботов для Facebook Messenger можно найти в каталоге Chatbottle. У них есть свои рейтинги и даже премия «бот года». В этих каталогах нельзя искать русскоязычных ботов.
Для русскоязычных стран более актуален каталог Telegram-ботов Storebot. У каталога также есть бот, помогающий искать ботов. У корпоративного мессенджера Slack есть официальный магазин ботов. В Facebook Messenger ботов можно найти при помощи поиска. Ориентироваться можно на множество подборок «самых удобных» и «самых интересных» чат-ботов для этого мессенджера в Google. Много чат-ботов в виде отдельных приложений можно найти в соответствующих вкладках в магазинах приложений. Приложение DAR VIS доступно для скачивания в App Store и Google Play.
№7. Как создать чат-бота?
Можно создать бот с нуля, но для этого нужно разбираться в коде, но это всё же проще, чем создать приложение. Простого чат-бота, который сможет предоставить пользователям справочную информацию или присылать им оповещения, можно сделать самостоятельно, не обладая навыками программирования. Для этого можно воспользоваться одним из бесплатных конструкторов. Chatfuel – самый простой конструктор чат-ботов для Facebook Messenger, где можно создать самого простого бота за 7 минут, привязав его к странице в Facebook и постепенно заполняя блоки с вопросами-ответами. Чат-ботов Telegram можно делать с помощью бота Manybot, в котором есть пошаговый алгоритм действий. Есть и более продвинутые ресурсы с бесплатными и премиальными версиями. На платформе Dialogflow можно создавать ботов на основе распознавания естественной речи. На платформе Meya.ai можно разработать ботов для всех основных мессенджеров.
№8. Как обстоят дела с чат-ботами в Казахстане?
В Казахстане бизнес и государственные структуры постепенно осваивают чат-ботов как канал коммуникации с гражданами. К примеру, свой бот есть у «Дежурной службы 109» города Астаны. Через него можно можно направлять обращения по вопросам коммунально-бытового характеры. Бот «Казпочты» позволяет отслеживать посылки по трек-коду и присылает уведомления об их статусе. Через него также можно получить информацию о ближайших почтовых отделениях. Свои чат-боты в Telegram и Facebook Messenger есть у нескольких казахстанских банков. Бот @KZPhoneOperatorBot позволяет вычислить сотового оператора по номеру телефона.
Универсальный бот DAR VIS дополнил этот список. При его разработке учтены особенности национального менталитета и речи. Его можно привязать к картам казахстанских банков и номеру телефона. В чат-боте есть стикеры на русском и казахском языках и открытки в национальном стиле. В будущем весь функционал приложения будет локализован на казахском языке. Сейчас интерфейс уже частично переведён на казахский, и чат-бот может вести на казахском простые диалоги.
Чат боты: что это и зачем они нужны
Чат-боты: что это такое простыми словами
Сначала разберёмся, что такое чат бот. И так чат бот – это виртуальная машина, которая запрограммирована для общения с одним или несколькими пользователями. Говоря простыми словами, это робот-собеседник.
Но как же удобно, если под рукой всегда будет личный помощник, который всё сделает за Вас, стоит только сказать ему об этом в сообщении. Он и такси закажет, и еду домой и даже отправит Вашему другу адрес, где вы встретитесь.
Для чего нужен чат бот: что умеет
Понять для чего нужен чат бот можно, уже исходя из определения. Это не только собеседник, но и хороший помощник, а для некоторых, особо занятых людей, даже незаменимый работник. Причём на бесплатной основе.
Но чат боты используются не только для общения. Часто их устанавливают на сайт, для привлечения клиентов и упрощения работы компании. Например, Вы зашли или открыли сайт магазина корейской косметики и листаете каталог товаров. Вдруг «всплывает» окно, в виде чата с приветствием. Так вот это и есть чат-бот.
Вы можете задать вопрос в чате, но тогда он попросит оставить контактные данные (e-mail, номер телефона). Некоторые боты на сайтах запрограммированы для ответов на некоторые вопросы, например самые часто задаваемые.
Чат боты для бизнеса: что это такое
Использование чат бота для бизнеса помогает компании во многом сократить объём работы и не набирать дополнительный персонал для выполнения услуг, с которыми уже справляется эта машина.
Чат бот позволяет экономить время, общаясь с клиентами самостоятельно и обрабатывая их заявки. И клиентам хорошо, так как на их вопросы отвечают сразу же и ничего им не навязывают, а дают только нужную информацию по их запросу.
Конечно, бот не может полностью заменить весь персонал или заниматься какими-то сложными процедурами, как SEO продвижение сайта в поисковых системах, но всё-таки во многом помогает вести бизнес и поддерживать постоянное взаимодействие с клиентами.
Что такое чат боты ВКонтакте
Так же существуют боты и в соц. сетях, например чат боты в ВКонтакте. Они могут быть примитивные и продвинутые. Примитивные общаются с пользователем, отвечая на вопросы, которые есть у него в базе. Если задать вопрос, которого нет среди запрограммированных, бот или промолчит или отправит сообщение, что он не понимает Вас.
Продвинутые боты обучаются в процессе общения с пользователем, подстраиваясь под его интересы и манеры общения, тем самым, формируя для себя основные запросы собеседника. То есть если пользователь спросит сколько стоит продвижение сайта в Яндексе то бот даст более развёрнутый ответ, и даже если этого вопроса пока нет в базе, всё равно ответит, а не промолчит, как примитивный.
Что такое чат бот в Вайбере
Чат боты в Вайбере создаются для той же цели, что и в ВКонтакте – чтобы отвечать на частые вопросы пользователей, оповещать их о каких-то новостях, если это бот магазина, то о новинках в каталоге или акциях.
Как и другие чаты, общение с ботом будет в виде простого диалога, только здесь могут быть какие-то функции, которые можно выбрать для выполнения их ботом, или же вопросы, которые хотите задать. Если это бот для рекламы, он сам Вас найдёт и напишет сообщение с информацией.
Чат-боты — что это такое простыми словами? Самая подробная инструкция для новичка. 7 способов применения
Чат-бот — это виртуальный онлайн-консультант, который может легко заменить сотрудника технической поддержки, администратора, менеджера и даже продажника, а значит — уберечь ваш бюджет от лишних трат.
По сути, это сервис, который ведет диалог с клиентом с помощью текстовых или голосовых сообщений (команд). Его можно интегрировать прямо на сайт, но лучше (эффективней) использовать мессенджеры и соцсети.
Чат-бот работает в режиме 24/7. Потенциальный клиент вводит запрос и тут же получает ответ. Таким образом осуществляется имитация поведения живого консультанта в чате.
Если вы продвигаете бизнес, но еще не используете данный инструмент, пришло время узнать, чат бот — что это такое и как его применить. Поехали!
Содержание:
Чат бот — что это такое простыми словами?
Чат-бот — это виртуальный консультант (или робот), главная задача которого выполнять за вас рутинные однообразные задачи, например, помогать клиентам в выборе продукта, оказывать им техподдержку, отправлять за вас серию писем и пр.
Визуально это выглядит как обычный чат, в котором пользователь общается с искусственным интеллектом. Но никакого произвола нет, общение происходит по заранее созданному сценарию, или, говоря точнее, по заданному алгоритму.
Работа с чат-ботом может осуществляться:
Еще раз, для закрепления. Боты общаются с людьми (вашими потенциальными клиентам) через сообщения. Виртуальный помощник “понимает”, что говорит собеседник благодаря прописанному алгоритму (коду).
Бот отвечает на запрос:
На начало 2019 года в Facebook Messenger «живут своей жизнью» более 33000 ботов, а вот в Telegram их чуть меньше — порядка 15 000 тысяч.
Чат-боты для бизнеса — что это?
Эксперты считают, что в ближайшие 5-10 лет модернизированные чат-боты полностью заменят e-mail маркетинг, лишат работы менеджеров по продажам и специалистов техподдержки.
С каждым днем все больше времени люди проводят именно в телефонах. Как говорит Павел Дуров, друзья теперь — в соцсетях, а партнеры и клиенты — в мессенджерах.
Сейчас жестко меняется культура восприятия и обработки информации.
Клиенты все реже открывают почту, меньше изучают сайты, реже звонят и посещают оффлайн точки. Интерес потребителей сильно качнулся в сторону соцсетей и мессенджеров, таких как telegram, viber и whatsаpp. Они хотят получать нужную информацию в пару кликов за долю секунд, а не ждать длительной отправки КП или звонка менеджера. В этом и призваны помочь чат-боты.
Так зачем нужен чат-бот для бизнеса?
В вашей голове может возникнуть неправильная мысль, мол “Такие боты сильно ограничены по функциям”, или, проще говоря, глупые. Давайте разберемся, какова доля интеллекта у виртуальных менеджеров.
Насколько “умный” чат-бот?
Напоминаю, что во многом именно вы и ваш бюджет определяете, насколько “умным” будет ваш бот. Ведь процесс общения с виртуальным помощником построен исключительно на основе четко проработанной логики и заданного алгоритма (который прописывается в виде кода).
Да, роботы — не люди, поэтому, бесспорно, могут возникать глупые ситуации. Но бояться их не стоит. Ведь и живые менеджеры по продажам тоже ошибаются, не так ли.
В целом могу выделить два типа чат-ботов:
Что умеет чат-бот?
Запрограммировать виртуального помощника в принципе можно под любую задачу. Чаще всего он используется для маркетинговых активностей и техподдержки.
Маркетинговые боты
Служат для сбора лидов, прогрева клиентов до покупки, помощи в выборе продукта, отправки коммерческих предложений, организации серии писем внутри мессенджера и не только. Их эффективность оценивается по таким факторам, как конверсия в продажу, вовлеченность пользователей и, конечно же, прибыль.
Боты техподдержки
Боты техподдержки являются более привычным для клиентов делом. Как правило, они оказывают консультационную помощь по тем или иным вопросам. Для оценки эффективности работы данного сервиса используются такие параметры, как удовлетворенность потребителей, скорость ответов, а также снижение общего количества обращений в колл-центр.
11 основных сфер применения чат-бота для вашего бизнеса:
Чат боты — что это такое на наглядных примерах
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому давайте рассмотрим несколько примеров чат-ботов крупных компаний с подробным указанием целей создания.
Чат бот популярного такси «Максим»
В ближайшее время планируется добавить в сервис функционал, позволяющий информировать пользователей о состоянии заказа прямо в мессенджере.
Сейчас этот чат-бот выглядит так:
Бот Aviasales
Представители компании утверждают, что эффективней всего работают алертботы, которые держат клиентов в курсе текущих цен (по их предварительному запросу).
Взаимодействие осуществляется с помощью специальных команд /fly и /hotel.
Сейчас этот чат-бот выглядит так:
Бот каршеринга YouDrive
Сценарии и функции этого сервиса задавались разработчиками на основе частых вопросов клиентов: от бального «как завести автомобиль» до более существенного «что делать при попадании в ДТП».
Кроме того, такой виртуальный помощник осуществляет распределение заявок от пользователей в соответствующий отдел, что ускоряет решение проблем клиентов.
Можно приводить много примеров. Но думаю теперь вам стало примерно понятно, чат бот — что это и зачем.
Преимущества чат-ботов
Некоторые владельцы бизнеса считают внедрение подобных инструментов лишним, утверждая, что работать с пользователями с помощью приложения, сайта и почты, так сказать, по старинке, вполне нормально.
Но давайте смотреть правде в глаза.
Приложений уже настолько много, что пользователи уже пресытились их обилием, а потому устанавливают неохотно. Также остро стоит вопрос памяти, которую занимает каждое такое приложение.
И это неудивительно. Ведь основными плюсами мессенджеров являются надежность и быстрота информирования, а также интерактивность.
Таким образом, добраться к целевой аудитории через какое-то новое приложение достаточно сложно. В то время как пробраться к ней через уже установленные — вполне реально. В этом случае как раз пригодится чат бот.
5 преимуществ ботов:
Планируется, что в ближайшем будут популярны роботы на базе нейронных сетей, способные строить ответы по теме вопроса, исходя их его контекста. Это более сложная концепция, которое не связана с использованием типичных шаблонов подготовленных ответов.
Как создать чат-бот: подготовка
Чат-боты чрезвычайно модное направление, по крайней мере, на момент создания этой статьи.
Однако не спешите нырять в омут с головой. Сперва реально оцените ситуацию и подумайте, действительно ли такой инструмент сможет принести вам больше продаж, сэкономить деньги и время. Если нет, то глупо слепо следовать общему тренду.
Шаг-1 Выбор цели и оценка рентабельности
Как понять, нужен вам бот или нет? Подумайте, есть ли в вашем бизнес-процессе какие-то рутинные задачи.
Возможно, вам нужно сделать прогрев базы, проведение опроса или автоматизировать прием заявок. Или, например, вы хотите разгрузить отдел техподдержки и создать интерактивную базу знаний. А может, вам нужен виртуальный продажник, способный лихо обрабатывать типичные возражения клиентов.
Начните с простых схем и цепочек.
Продумайте логики работы сервиса. Лучше всего это сделать на бумаге. Распишите, какими функциями он будет обладать, как будет взаимодействовать, какие варианты развития событий существуют. Убедитесь, что эта гипотеза актуальна и будет востребована среди клиентов. При необходимости проведите опрос.
Шаг-2 Выбор функционала
Современные виртуальные помощники реализуются на основе трех базовых функций, которые в дальнейшем адаптируются под конкретную цель.
3 популярных вида чат-ботов
Разработка чат-бота: просто о главном
Чат-бот — это сервис, который имеет бэкенд и фронтенд.
Бэкенд (начинка бота)
Бэкенд — это программная часть, которая непосредственно отвечает за поведение виртуального помощника. Проще говоря, задает тот самый алгоритм действий, которого придерживается робот.
Слово «программная» ассоциируется с программированием. И здесь вы правы. Для написания бота с нуля потребуется знание любого языка программирования, поддерживающего создание web API. Так, большая часть ботов работает на основе PHP и Node.js, а также библиотек на Java или Python. Сейчас мы не будем углубляться в кодинг, об этом будет отдельная статья.
Вам важно знать одно. Запустить бота без знания программирования можно.
Для этого были разработаны специальные сервисы.
Они работают на базе готовых шаблонов чат-ботов. Для сравнения, это как сделать лендинг на конструкторе лендингов без знания программирования и фотошопа. Если вы пробовали когда-либо, то поймете.
Скажу честно, если раньше вы не сталкивались с чем-то подобным, могут возникнуть трудности. Нет, инструкцию, я, конечно же, оформлю, и вы сможете попробовать все сделать самостоятельно, по шагам, ручками. В крайнем случае, всегда можно обратиться к профессионалам и заказать разработку чат-бота.
Популярные сервисы для создания чат-ботов:
В конечном счете бэкенд (созданный вручную (программистом) или с помощью сервиса) “прикручивается” к фронтенду бота, с которым собственно и взаимодействует пользователь.
Фронтенд (лицо бота)
Фронтенд бота реализуется с помощью социальных сетей, мессенджеров или обычного сайта. Рассмотрим самые популярные платформы.
Настройка и раскрутка бота
Помните, что сделать хорошего бота мало, его нужно еще правильно настроить и раскрутить. В условии нынешних реалий для этого потребуются деньги, но это уже тема отдельной статьи.
Если вы хотите сделать все самостоятельно, приготовьтесь погрузиться в изучение информации. Конечно, современные сервисы несколько упростили процесс создания интерактивных ассистентов и совсем необязательно учить для этого языки программирования. Но, к сожалению, все не так уж просто. Придется потратить время и силы, чтобы изучить, как выбрать сервис, как его настроить, как подключить к мессенджеру.
Если есть деньги — лучше доверить работу профессионалам и получить ожидаемый гарантированный результат. Если нет денег, но есть время и энтузиазм — лучше поковыряться самому.
И в самом конце…
А если у вас возникли вопросы по разработке чат-бота — смело задавайте. Я и моя команда уже прошли путь создания нескольких виртуальных ассистентов для себя и своих клиентов, а потому не понаслышке знаем, как это работает.
Автор блога — Юлия Чмыхало
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
Сервисы, которые позволяют решить задачу без программирования или с минимальным привлечением программиста. Например, конструкторы сайтов.