В чем вы видите значение древности в становлении и развитии европейской цивилизации
Роль Древней Греции и Древнего Рима в формировании Европейской цивилизации
Древняя Греция и Древний Рим являются частью античности, которая составляет важную часть истории Древнего Мира. Античная цивилизация отличается от древневосточных цивилизаций в своем политическом, экономическом и социальном развитии. Античные цивилизации и их достижения стали основой для Европейской цивилизации.
Период формирования античной культуры в Древней Греции и Риме приходился на период с начала I тысячелетия до нашей эры до V века нашей эры. Античность имела свои корни в ранней эгейской культуре, которая выделялась высоким уровнем развития и самобытностью. Но после нашествия ахейцев и дарийцев она существенно изменилась и продолжила свое развитие.
Древняя Греция не представляла собой единого пространства из-за своего географического положения. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье и множество островов оказали большое влияние на формирование множества малых независимых государств. Характерным для Древней Греции была форма государства-полиса, который представлял собой городское государство, базирующееся на общине граждан-землевладельцев. Государство вырастало из общин, а не превосходило их. Внутри полисов развивалось гражданское право, которое определяло права и обязанности членов общины. В древнегреческой политической системе существовали два типа правления: олигархическое (власть небольшой группы) и демократическое (власть большинства). Греческая демократия развивалась благодаря значению народного собрания и выборности власти. Важными аспектами развития Греции были развитие товарного производства и наличие рабов, которые были характерны для той эпохи. Рабство отличалось высокой степенью эксплуатации и лишением рабов всех прав, расставляла четкую грань между свободными гражданами и рабами.
Древнеримская цивилизация сформировалась под влиянием различных факторов. Одним из них было важное значение, придаваемое этрускам, у которых цивилизация достигла высокого уровня развития. Не менее значимой ролью были греки, которые оказали серьезное влияние на развитие государственности и культуры римлян. Греки передали римлянам более совершенные методы земледелия, полисную систему управления государством и алфавит, на основе которого появилась латинская письменность.
Древнеримская политико-правовая мысль получила влияние древнегреческих концепций. Например, когда плебеи требовали написания законов, римляне отправились именно в Грецию, чтобы ознакомиться с их опытом. Результаты изучения применялись при создании важного исходного документа древнеримского права — законов 12 таблиц. Римляне не только заимствовали, но и усовершенствовали и развивали древнегреческую мысль.
Римляне создали самостоятельную науку — юриспруденцию. Они разработали целый комплекс политико-правовых проблем в области общей теории государства и права, гражданского, государственного, административного, уголовного и международного права.
Появление христианства в начале нашей эры существенно повлияло на последующее развитие. Христиане отвергали частную собственность и деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных. Они проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.
Древний Рим и Древняя Греция сформировали античные цивилизации, которые стали основой для европейского пути развития и привели к разделению Востока и Запада.
Европейская цивилизация возникла и развилась под влиянием античной цивилизации. Она представляет собой единую систему, сформированную под воздействием уникального наследия греческой философии, римского права и христианских традиций. Античность оставила целый ряд важных элементов европейской культуры, таких как демократия, философские идеи, рациональное мышление и разнообразные произведения искусства.
«Вклад Древней Греции и Древнего Рима в формирование
РОЛЬ АНТИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эпоха древнегреческой и древнеримской Античности явилась основой будущей западной цивилизации.
Эта эпоха представляла собой две стороны одного целого:
Ø Греки были скорее идеалистами и романтиками. Они были великими учеными, философами, художниками, которые теоретизировали и эстетизировали мир.
Ø Римляне — реалисты и практики. Они проявили себя как великие организаторы, администраторы, политики и юристы.
Вместе они заложили основы будущей западной цивилизации. В то время как культура и искусство Греции были проникнуты пафосом Человека, в Риме преобладал пафос государства, Республики и Империи. Благодаря своему организационному гению, Рим распространил античную цивилизацию по всему миру, цивилизируя молодые варварские народы.
Эпоха античности привнесла важные ценности будущего западного общества: частную собственность, частное производство, ориентированное на рынок; первые формы народовластия — демократию, хотя и ограниченную; республиканскую форму правления. Также были заложены основы гражданского общества, гарантирующего права и свободу личности, а также системы социокультурных принципов, стимулирующих творческий потенциал и развитие индивидуальности.
Историческое значение древнегреческой и римской культуры заключается в следующем:
· античные демократические системы впервые продемонстрировали верховенство закона для всех;
· в первый раз была осознана роль образования как основной силы общества и предложена уникальная система образования, формирующая достойных граждан и полноценно развитых личностей;
· античность была отличена «носительским знанием» (эвристика); духом конкуренции и полемики;
· древнегреческая культура заложила основы классического искусства (поэзия, театр, скульптура, архитектура) и принципы калокагатии (красота + добро) и катарсиса.
Таким образом, эпоха античности заложила основы европейской цивилизации. Греческий язык стал основой для славянских языков, а латинский язык стал основой для романских языков. Это время также связано с возникновением основных этических и гражданско-правовых норм, большинство литературных жанров, философских систем, основ научного знания и канонов художественного творчества.
История Древнего Рима стала великим уроком для человечества, приведя к появлению впервые в истории «общества массового потребления» и примитивной потребительской культуры.
Глава 5. Становление европейской цивилизации
• Общая характеристика западноевропейского Средневековья
Термин «средние века» был изначально придуман итальянскими гуманистами в XV веке, чтобы описать эпоху между классической древностью и их времене. В нашей истории нижней границей средних веков также считается V век до нашей эры — падение Западной Римской империи, а верхней границей — XVII век, когда в Англии произошла буржуазная революция.
Средневековье оказалось еще более важным для западноевропейской цивилизации: события и процессы того времени до сих пор влияют на политическое, экономическое и культурное развитие Западной Европы. В частности, в период Средневековья формируется единый религиозный общак Европы, возникает новое направление в христианстве, которое больше всего способствует развитию буржуазных отношений — протестантизм, формируется городская культура, которая частично определяет современную массовую западноевропейскую культуру; появляются первые парламенты, которые получают практическую реализацию принципа разделения властей; заложены основы современной науки и системы образования; строится основа для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
— раннее Средневековье (V-Х века) — это время, когда формировались основные структуры, характерные для Средневековья;
— классическое Средневековье (XI-XV века) — это время наивысшего развития средневековых феодальных институтов;
— позднее Средневековье (XV-XVII века) — это время формирования нового капиталистического общества. Это деление в значительной степени условно, но широко признано; основные характеристики западноевропейского общества меняются в зависимости от этапа. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, давайте выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.
5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековья (V-XVII вв.)
Средневековое общество на территории Западной Европы было преимущественно аграрным. Основу экономики составляло сельское хозяйство, занявшее большую часть населения. Труд в сельском хозяйстве, а также в других отраслях производства, выполнялся вручную, что приводило к низкой эффективности и медленному развитию технико-экономических процессов в целом.
Большинство населения Западной Европы жило за пределами городов в течение всего Средневековья. В отличие от Античности, где города играли важнейшую роль в обществе и были центрами жизни с муниципальной организацией, города в Средневековой Европе, особенно в первые века, имели незначительное значение, хотя их влияние со временем возрастало.
Средневековая Западная Европа была периодом приоритета натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. В связи с низким уровнем специализации территорий, связанных с таким типом хозяйства, торговля, в основном, была направлена на верхний слой общества. Промышленность представляла собой ремесла и мануфактуры.
Традиционную роль в средневековом обществе играла церковь, и ее роль была идеологически ориентированной.
В отличие от Древнего мира, где у каждого народа была своя религия, отражающая его национальные особенности, историю, темперамент и образ мысли, в Средневековой Европе существовало одно христианство, служившее основой объединения европейцев в одну семью и формирования единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречивым: наряду с сближением в культуре и религии прослеживалось стремление к национальному самоопределению в контексте развития национальных государств. Средневековье — пора формирования национальных государств, которые выступали в качестве монархий, как абсолютных, так и сословно-представительных. Значительные черты политической власти включали ее фрагментированность и связь с условной земельной собственностью. В Древней Европе право владения землей определялось национальностью свободного человека — фактом его рождения в данном полисе и производными из этого гражданскими правами, в то время как в Средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество было сословным. Основные сословия включали дворянство, духовенство и народ (включающий крестьян, ремесленников и торговцев). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли различные социально-политические и экономические роли.
Феодальная иерархия. Одной из основных особенностей средневекового общества Западной Европы была иерархическая структура, известная как феодальная система. На вершине этой иерархии находился король — верховный сюзерен, который зачастую был лишь формальным главой государства. В отличие от действительно полномочных восточных монархий, абсолютная власть короля в Западной Европе была условной. Даже в Испании, где королевская власть была сильной, при коронации принято было произносить такие слова: «Мы, которые ничуть не хуже тебя, делаем тебя, который ничуть не лучше нас, королем, чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет — то нет». Таким образом, король в средневековой Европе был всего лишь «первым среди равных», а не всеобладающим деспотом. Защищая права и интересы народа, король мог сам быть вассалом другого короля или папы римского.
На втором уровне феодальной лестницы находились прямые вассалы короля — крупные феодалы, такие как герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты. Они обладали различными видами иммунитета, такими как налоговый, судебный и административный, полученные от короля путем выдачи иммунитетной грамоты. Феодалы этого уровня имели возможность собирать налоги с крестьян и горожан, выносить судебные решения и принимать административные меры. Некоторые из них даже имели право чеканить свою собственную монету, которая использовалась не только в их поместьях, но и за их пределами. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальностью.
На третьем уровне феодальной иерархии находились вассалы герцогов, графов, епископов — бароны, которые на самом деле пользовались иммунитетом в своих владениях. Еще ниже находились вассалы баронов — рыцари. У некоторых рыцарей также могли быть свои вассалы, которые состояли из более низшего рыцарского сословия или крестьян, не входящих в феодальную систему.
Феодальная система была основана на земельных пожалованиях. Человек, получивший землю, становился вассалом, тогда как тот, кто давал землю, становился его сеньором. Земля предоставлялась под определенными условиями, и важнейшим требованием была служба на сеньора, обычно составляющая 40 дней в году по феодальным правилам. Основными обязанностями вассала по отношению к сеньору были служба в его армии, защита его владений, участие в его совете. В случае необходимости вассалы могли выкупить своего сеньора из плена.
Уклад жизни и общественное мировоззрение старозападной культуры были ментальностью и образом мышления населения. Однако важно отметить, что частыми характерными чертами средневековых обычаев и нравов были ярко выраженные контрасты, особенно между богатыми и бедными, а также между привилегированными и обычными людьми – все это выражалось даже в одежде. С разнообразием ограничений и условностей хорошо ориентировался тот, кто знал их код и смог их «прочитать», получая дополнительные сведения о реальности общества. Цвет одежды играл особую роль: голубой символизировал верность, зеленый – новую любовь, желтый – враждебность. Комбинации цветов, а также формы головных уборов и одежды передавали внутренний настрой и отношение человека к миру. Символизм являлся важным компонентом средневековой культуры на Западе.
Также эмоциональная сфера жизни старозападного общества испытывала контрасты: душа средневекового жителя была страстной и необузданной. Прихожане могли буквально «с причитаниями молиться» часами в один момент, а затем тут же начать пляску, прославляя святого, перед которым они только что склонялись. Такие контрастные сцены отражали психологическую сущность средневекового общества.
Такая цивилизация также проявляла жестокость в отношении к многим людям. Публичные казни были повсеместны и не предусматривали середины: либо осужденные казнились, либо с жизнью все дело просто заканчивалось. Идея реабилитации преступников считалась неприемлемой. Казни всегда организовывались как нравоучительное зрелище для публичности, а для наиболее злых преступлений изобретали зверские и мучительные наказания. Многим простым людям казни служили развлечением, и средневековые авторы говорили, что народ позволял себе насладиться ужасом экзекуций; в таких случаях «животное, толстое веселье толпы» было обычным.
Еще одним распространенным характерным качеством старозападного жителя была вспыльчивость, корыстолюбие, неупокоенность, мстительность. Эти черты сочетались с постоянной готовностью к слезам, поскольку плач считался благородным и прекрасным, поднимая всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
В Средневековье было время проповедников, которые ходили с места на место и своими речами влияли на общественные настроения. Один из таких проповедников, брат Ришар, жил во Франции в начале XV века. Однажды он провел 10-дневные проповеди на кладбище невинноубиенных младенцев в Париже, начиная с 5 утра и заканчивая в 11 вечера каждый день. Его слушали огромные толпы народа, его речи оказывали мощное и быстрое воздействие: многие немедленно падали ниц и раскаивались в своих грехах, другие давали обет начать новую жизнь. Когда Ришар заявил, что последняя проповедь окончена и он должен идти дальше, многие люди покинули свои дома и семьи и пошли за ним.
Проповедники несомненно способствовали созданию единого европейского общества.
Важным аспектом общества было настроение коллективных нравов, общественный настрой, который проявлялся в усталости, боязни жизни и ощущении страха перед судьбой. В обществе отсутствовала твердая воля и желание изменить мир к лучшему. Однако в XVII-XVIII веках эта тенденция изменилась, и начался новый этап в человеческой истории, где западноевропейцы стремились позитивно изменить мир. Поощрение жизни и активное отношение к ней возникли не просто так, а в контексте феодального общества в течение всего Средневековья. Со временем западноевропейское общество становилось более энергичным и предприимчивым; все системы общественных институтов — экономические, политические, социальные, культурные, психологические, медленно, но неотвратимо менялись. Рассмотрим особенности этого процесса по периодам.
Европейская цивилизация: история зарождения и становления, периодизация
Европейская культура возникла в VII-VI веках до нашей эры благодаря таким событиям, как реформы Солона и политические процессы в Древней Греции. Эти события привели к возникновению античности, которая стала основой для формирования стран и народов Европы. Античность отличалась правовым государством, где существовали ясные правила и нормы, защищающие интересы граждан и собственников.
Особенности цивилизации
Основная структура европейской цивилизации играла важную роль в возникновении рыночной экономики в Средневековье. Христианская культура, доминировавшая на континенте, активно участвовала в формировании новых значений человеческого существования. Прежде всего, она способствовала развитию свободы и креативности человека.
Вас может заинтересовать: Значение фразеологизма «Сердце кровью обливается»
В последующие периоды Возрождения и Просвещения античный генотип европейской цивилизации наконец-то полностью проявился. Он претворился в капиталистическую форму. Политическая, социально-экономическая и культурная жизнь европейского общества была очень динамичной.
Заметно, что даже до XIV-XVI века, несмотря на альтернативу социального генотипа Востока, было немало сходств в эволюционном развитии Запада и Востока. До этого времени культурные достижения Востока в значительной степени соперничали со Западным Возрождением и имели значительные достижения. Факт продолжительного культурного развития Востока во время мусульманской эпохи интересен, особенно в контексте его полирующего культурное наследие, прерванного в античном греко-римском мире. Мусульманские посредники сыграли важную роль в передаче древнегреческих трактатов, так как многие европейцы впервые с ними познакомились через арабские переводы.
Однако с течением времени различия между Востоком и Западом становились все более основными. В первую очередь, они были заметны в сфере духовного освоения культурных достижений. Например, возможность печатания книг на местных языках, которая была широко распространена в Европе, открывала простым людям прямой доступ к знаниям. На Востоке таких возможностей не было.
Существует и другое отличие. Научная мысль западного общества была в первую очередь направлена в будущее и проявлялась в повышенном внимании к фундаментальным исследованиям и естественным наукам, требовала высокого уровня теоретического мышления. В то же время на Востоке наука преимущественно имела практическую направленность, сосуществуя с эмоциями, интуитивными решениями и переживаниями каждого ученого.
Вас может заинтересовать: Как стать рыцарем? Процесс становления рыцарей в средневековье
В XVII веке мировая история начала развиваться в направлении глобализации и модернизации, что продолжалось до XIX века. Когда две разные цивилизации столкнулись, стало очевидно, что европейская цивилизация преуспела над восточной. Это во многом объяснялось военно-политическими и технико-экономическими преимуществами европейских стран.
Существующий современный подход основывался на признании культурных различий и отказе от иерархии культур. Это означало, что необходимо уважать ценности всех типов цивилизаций, несмотря на различия.
Отличительные черты
Перефразирую ваш текст, сохраняя HTML-разметку и добавляя уникальность:
Особенности европейской цивилизации определяют ее сущность. Во-первых, это общество интенсивного прогресса, в котором предлагается идеология индивидуализма. Тут основная роль отводится личности и ее интересам. При этом общественное сознание рассматривается только в реалии, свободно от религиозных догм в решении практических проблем.
Забавно, что, не принимая во внимание своего рационализма, цивилизация Европы по-прежнему всегда ориентируется на христианские ценности, которые рассматриваются как нормативные и высшие. Они являлись великой целью, к которой следовало стремиться. Кроме того, всемирная мораль получила сферу мысли о безусловном господстве христианства.
В итоге одним из главных и ключевых факторов развития западного общества является католическое христианство. На его идеях основывается наука в современном смысле, сперва становясь методологией, позволяющей постигать божественное откровение, а затем изучая причинно-следственные связи в материальном мире.
Нужно отметить, что западный тип цивилизации всегда особенный из-за западно-центристических взглядов, потому что Запад считал себя вершиной и осязаемым центром мира.
Среди уникальных черт западной цивилизации можно выделить семь главных, которые стали ключевыми ценностями, осуществившими ее развитие.
Характеристика
Вам будет интересно: Молекулярные аспекты наследования. Значение ДНК в процессе наследования
Когда мы рассматриваем европейскую цивилизацию, мы примечаем, что она вносит множество новшеств в современный мир. Запад, в отличие от представителей закрытых государств, таких как Индия и Китай, изначально был очень разнообразным. Это привело к тому, что народы и страны западной цивилизации имели свой уникальный облик. Научный прогресс играл огромную роль в становлении европейской цивилизации и оказал влияние на глобальную историю человечества.
В сравнении с Индией и Китаем, где не существовало понятия политической свободы, для Запада она являлась одним из ключевых условий жизни. Когда на Западе развивалось рациональное мышление, восточное мышление отличалось последовательностью, что позволяло развивать формальную логику, математику и основы государственной системы.
Ключевым отличием западной цивилизации от восточной было в том, что западный человек осознанно считал себя инициатором и создателем всех процессов. Исследователи отмечают, что западный мир строится на идее непрерывного развития и обновления, основываясь на неудовлетворенности и стремлении к лучшему. В Западной культуре всегда существовало политическое и духовное напряжение, требующее постоянной интенсивности, в то время как Восток базировался на состоянии спокойствия и гармонии.
Европейская западная цивилизация изначально развивалась в рамках своей внутренней полярности. Основа европейской культуры была заложена греками, которые стремились отделиться от Востока, но всегда оставались с ним в контакте.
Древние цивилизации
Говоря о появлении первых цивилизаций на территории Европы, мы можем утверждать, что это произошло еще во времена Железного века.
Около 400 лет до нашей эры Латенская культура расширила свое влияние на большие территории, включая Пиренейский полуостров. Так появилась Кельтебрианская культура, о которой римляне оставили много записей. Кельты смогли противостоять распространению влияния римской империи, которая стремилась завоевать и колонизировать большую часть южной Европы.
Северная Европа и Британия
Первые попытки латинизации территории Древней Германии сначала были предприняты самим Клодием Цезарем. Границы Империи удалось разширить лишь во времена Нерона Kлавдии, тогда были покорены почти все племена. Успешную колонизацию продолжал Тибериус.
Римская Британия развивалась после завоевания Галлии Цезарем. Тот предпринял два похода в Британские земли. В результате систематические попытки завоеват Британию продолжались до 43 года нашей эры. Пока Британия не стала одним из окраинных провинций Римской империи. При этом север был почти не задет. Среди местного населения, которое было недовольно таким положением, нередко поднимались мятежи.
Греция
Греция справедливо считается весылием европейской цивилизации. Здесь бережно хранились великое наследие и долговекущая история.
Сначала Эллинистическое государство возникло в результате объединения нескольких городов в одно сообщество, и Спарта и Афины среди них занимали первые места. Они отличались разнообразными подходами к управлению, философии, культуре, политике, научным исследованиям, спорту, музыке и театру.
Великие колонии были основаны ими на берегах Средиземного и Черного морей, в Южной Италии и Сицилии. Сегодня принято считать, что родина европейской цивилизации находится именно в Древней Греции.
Однако ситуация резко изменилась в IV веке до нашей эры, когда дальнейшие успехи колоний были нарушены военными столкновениями и македонским царем Филиппом II. Его сын Александр Македонский расширил греческую культуру до пределов Египта, Персии и Индии.
Римская цивилизация
Римское государство сильно повлияло на судьбу европейской цивилизации, приступив к активному расширению с территории Италии. Благодаря своей военной мощи и неспособности врагов адекватно противостоять, самой серьезной угрозой стал только Карфаген, который в результате победы Рима стал первым символом римской гегемонии.
Границы самого Римского государства отмечены реками Дунай и Рейн, а его центр расположен на Средиземном море. Во времена Траяна империя достигла своего максимального размаха, включая Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Римская империя принесла вместе с собой эффективное централизованное управление и мир. Однако в III веке ее статус был подорван серией гражданских войн, что вызвало социальные и экономические проблемы.
Константин I и Диоклетиан сумели замедлить процессы разрушения, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин в 313 году объявил о прекращении преследований и открыто поддержал христианство, что в будущем переформатировало империю в христианскую.
Средневековье
Этапы развития средневековой европейской цивилизации можно выделить особо.
После окончательного падения Западной Римской империи в V веке, которую завоевали германские племена, Европа разделилась на две части — Западную и Византийскую (Восточную) Римские империи.
В VII-VIII веках средиземноморские цивилизации стали разни
Эпоха Возрождения
В период Возрождения возникла большая часть культуры европейской цивилизации. C начала четырнадцатого и конца пятнадцатого веков происходила миграция образованных групп людей из Византии, а падение Константинополя в 1453 году стало причиной того, что страны, принадлежащие римско-католической церкви, осознали, что Европа стала единственным христианским континентом, и были получены античные языческие культуры.
Светской характер культуры стал важной чертой времени и антропоцентризма, который, прежде всего, интересовался человеческой деятельностью. Возник интерес и к античной культуре, когда она начала возрождаться.
Великие географические открытия пятнадцатого и семнадцатого веков были связаны с процессом первичной накопительной капитализации в Европе. Он включал продолжение торговых путей, грабеж новых районов, масштабную колонизацию и становление мирового рынка.
Активное развитие машиностроения и судостроение позволили проходить большие расстояния на корабле. После усовершенствования навигационных инструментов стало возможно точно определять местоположение корабля на открытом море.
Эпоха Просвещения была логическим продолжением гуманизма четырнадцатого и пятнадцатого веков. Французская просветительская литература стала всеобщей в европейской культуре, основанной на рационализме.
Девятнадцатый век прошел под влиянием Великой Французской революции, которая радикально изменила отношения между властью и обществом во многих странах. Россия начала играть важную роль в европейской цивилизации с тех пор.
Новейшая история
Великая была воля, но еще большая сокрушительная для многих народов Первая световая мировая война отметила начало новой эры в истории европейского континента. В результате этой войны, континент столкнулся с кризисом самодержавия в Российской империи, который привел к двум революциям в 1917 году. Во время этих событий временное правительство не сумело справиться с разрухой и хаосом в стране, что привело к свержению большевиков во главе с Лениным.
Следующим важным периодом в истории Европы стале появление фашизма. В идеологии итальянского диктатора Бенито Муссолини нашли свое воплощение идеи корпоративного государства, которое ставило свое вопприниматься в противовес парламентской демократии.
В 1933 году Германию, в которой были серьезные ограничения в сфере военной активности из-за Версальского договора, захватила национал-социалистическая рабочая партия с Адольфом Гитлером у власти. Правительство Гитлера провелоль захватническую политику, которая привела к Второй всемирной войне. Попытка контролировать порядок в мире не увенчалась, Германия была разгромлена, а Европа фактически разделена на капиталистический и социалистический лагери.
Вторая половина ХХ века была отмечена Холодной войной, которая сопровождалась гонкой вооружений, включая ядерное. В это время Европа стремилась к созданию единого союза. Первыми шестью государствами было объявлено о формировании Европейского объединения угля и стали в 1951 году. Этот союз стал первым прототипом будущего Европейского союза, который сегодня является своего рода воплощением сущности европейской цивилизации.