В чем вы видите значение былин

помогите надо срочно для школы

О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

Однако, все былины различаются. Как известно, некоторые былины полностью вымышлены сказителями всего лишь с последнего века. (Хотя таких былин немного.) Когда говорят про остальные былины, необходимо помнить, что первые записи былин, отвечающие научным требованиям, были сделаны около ста лет назад. До этого момента былины существовали только как памятники устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение. В исконной версии одни сказители стремились просто передать услышанное, ничего не изменяя и не добавляя, тогда как другие свободно обращались с «текстом» былины, добавляя свои предположения, удаляя непонравившиеся или не понятные части. Кроме того, некоторые меняли, сокращали или комбинировали былины, просто потому, что их память менялась.

Более того, записи былин произошли не на юге или под Киевом — не в том регионе Руси, в котором произошедшие в них события, а в основном на далеком севере, в Прионежье, в Карелии, в Сибири. Конечно, другая природа и быт сказываются на некоторых аспектах былин, придавая им северное или таежное настроение.

Однако несомненно, что начало былин уходит в XI-XIII века, времена Киевской Руси, и что они содержат в себе как поздние слои и сказочные элементы, так и значительную часть фактического и достоверного исторического материала. Одна из основных тем большинства былин являются реальные события.

Также несомненно, что некоторые из часто повторяющихся персонажей былин были историческими фигурами, реальными людьми, жившими в Руси. Например, князь Владимир, а также Добрыня, безусловно, исторические фигуры. О них много раз говорит летопись, рассказывая о них как родственниках и военачальниках Владимира. Историки также знают о Илье Муромце. О нем, как о богатыре Илье Русском, говорят и одна из норвежских саг XII века, и древнегерманский эпос. Очевидно, этот могучий крестьянский сын был очень популярен на Руси. В те времена, когда христианство только начинало вытеснять языческие верования у народа, он казался многим чем-то неподражаемым, сверхъестественным. Не случайно Православная Церковь превратила его из богатыря в праведника и святого, пытаясь устранить языческие традиции. Где-то по сей день хранятся мощи Святого Ильи Муромца.

Былины, эпические песни, созданные народом в Древней Руси и отражающие историческую действительность главным образом в XI-XVI веках. За многие века развития Былины претерпели изменения, восприняв события более поздних времен, а порой и прежних эпох. Былинные сокровища были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, а также на побережье Белого моря. С конца XVIII века Былины привлекают внимание писателей и ученых как высокохудожественные памятники народного творчества.

Поэтика Былины богата и разнообразна. Для описания былинного персонажа народ часто использует гиперболу. Красноречие — один из главных приемов описания подвигов, подчеркивающий их важность. Особенности поэтики Былины — это использование постоянных эпитетов, сравнений и параллелизма. Стихотворение отличается четким и богатым ритмом, одинаковым количеством ударений в строке. К середине XX века Былины почти исчезают из устного народного репертуара и продолжают свое литературное существование только на страницах книги. См. Народное творчество, Былинный стих.

В 60-80-х годах XVIII века была составлена первая научно ценная сборка Былины (Кирша Данилов, «Древние российские стихотворения», опубликованная в 1804 году). В XIX-XX веках Былины собирали П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и другие. Изучение Былины началось со статьей В. Г. Белинского (1841 год), а критикой 60-х годов было продолжено демократическое направление. Связи Былины с исторической действительностью легли в основу работ так называемой исторической школы, возглавляемой В. Ф. Миллером. Основы современного понимания Былины были заложены в начале XX века М. Горьким в его статьях о литературе и фольклоре. Он рассматривал Былины как эпос трудящегося народа, подчеркивая его коллективное начало, его реалистическую основу и высокие художественные достоинства.

Источник

Детский час

Для детей и их родителей

В чем вы видите значение былин. newyear. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-newyear. картинка В чем вы видите значение былин. картинка newyear. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

Роль былин в русской литературе

В чем вы видите значение былин. znachenie bylin. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-znachenie bylin. картинка В чем вы видите значение былин. картинка znachenie bylin. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.В древние времена появились особые песни, которые рассказывали о событиях прошлого. Со временем такие песни стали называться «былины» или «старинками». В допетровскую эпоху в Руси часто можно было встретить певцов и развлекателей, которые исполняли былины и веселые песни о важных событиях и исторических персонажах. Былины содержали факты из истории, отражали чувства и мысли народа и передавали черты древности, которые в течение времени были забыты.

Исполнение былин было особенным. Сказитель, который пел былины, старался внести слушателей в нужное настроение, чтобы передать содержание песни. Он создавал особую атмосферу перед исполнением и вводил слушателей в атмосферу степенной беседы. Многие из этих вступлений сказателя имели музыкальную составляющую. И когда запись была сделана, сказитель переходил к настоящей былине.

Былины — это важная часть нашего прошлого, которое мы изучаем и ценим. Они являются основой для нашего будущего.

Значение былин для русской литературы

Исторические, героические, и бытовые былины стали богатым источником для развития русской литературы. Они передавали аутентичные черты древних эпох, переносили нас в мир старой Руси.

Былины, этот уникальный народный опыт, помогли проанализировать сложные события истории, показать жизнь во всех ее конфликтах и сюжетных поворотах.

Былины послужили основой для создания героических и исторических произведений в литературе.

Значение былин для нас

Былины пришли к нам вместе с наследием древних заповедей, традиций и обычаев. Они имеют огромное историческое значение. Жизнь и борьба, обычаи и быт нашего народа составили основу былинной традиции. Они позволяют нам узнать о жизни наших предков, их заботах и интересах.

Былины рассказывают нам о лучших примерах преданности и защите Родины, о подготовке к воинским подвигам, о развитии силы и смелости у себя.

Из песенных былин мы можем узнать о старой Руси, о городах и богатырстве.

О рассказчиках былин

Люди, которые исполняют былины, имеют особый навык. Некоторые из них не знают все былины наизусть и не могут повторить их точно так, как они были спеты. Каждый раз, повторяя уже спетую былину, они добавляют новые элементы: иногда вводят дополнительные детали, иногда удаляют их, изменяют отдельные строки, тянут или сжимают стишки. При этом общий характер былины сохраняется, она не представляет собой лишь заученную и застывшую в памяти певца версию, наоборот, исполнитель выступает в роли свободного импровизатора на основе подробно разработанной, но уже готовой темы. Наблюдения над составом былины приводят нас к еще большим тайнам этой импровизации, где наши сказители в определенной степени становятся творцами.

Оригинал статьи доступен по ссылке.

Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Каким был бы российский национальный герой, которого можно было бы дать детям в качестве примера? Почему бы не найти его в прошлом, в русском народном эпосе? Благодаря мультфильмам наши дети узнали, что богатыри в России твердо стояли на вере и правде. Вернемся к детскому чтению былин, обогащенных духовными смыслами православного христианства.

Средневековое «фэнтези»

Молодые читатели читали былины ещё в XVII-XVIII веках, но с появлением художественной литературы и журналов для детей увлечение героическим эпосом пошло на спад, а к ХХI веку интерес вовсе исчез. Былину начали незаслуженно забывать.

В отличие от сказки, которая «…ложь – а в ней намек», по умолчанию вымышленной, былина претендует на правду из первых рук, на то, что действительно было.

Но если было, то когда? Никто точно не знает. Одни исследователи считают – сразу после Крещения Руси, другие – в русском Средневековье. Наши предки на Севере привыкли к общему названию былины, примирав сразу обе теории – это «старина».

Куда лучше и точнее? Было когда-то – в старинные годы.

В чем вы видите значение былин. 235. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-235. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 235. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

Былина – жанр поэтический. Особо ритмически организованный. И здесь срабатывает родительский аргумент – нет, вместе с детьми дома читать мы не будем, сложно воспринимать текст. Пусть лучше в школе на уроках разбирают.

Тонический народный стих действительно необычен – он основан на соотнесении ударений. Обычно ставятся ударными третий слог от начала и третий слог от конца, что придает текстам особую напевность. Цифра «три» и троекратность действия для былины вообще неслучайны (об этом поговорим чуть позже).

Былины скажывали или пели, точнее, произносили нараспев – их можно было услышать от жителей русской глубинки в начале прошлого века, о чем с детской радостью сообщают исследователи – собиратели фольклора. Увы, сегодня народный стиль исполнения былин практически утрачен.

На самом деле, звучание былины естественно и свободно, так что, читая своим чадам, можно добиться красивого и ясного слова – если довериться стихотворной ткани и идти вслед за ритмом. Торжественный, полный героической патетики слог и интонацию старинной легенды дети оценят по достоинству.

Один в поле воин

Детству и юности необходимы идеалы. В былине создается идеальный мир, преувеличенный до гиперболы. Здесь появляются необычные красивые люди, наделенные преувеличенной силой и благородством, выделяющиеся из большинства. Способные на сильные чувства, действия, поступки, подвиги и свершения. Умеющие защитить свою землю и тех, кого любят. Одним словом, герои с большой буквы.

И нужны они не только мальчишеской, но и девчоничьей половине человечества, потому что идеал мужчины под угрозой – из брутального персонажа, способного защитить свою семью и Родину, превращается в изнеженного вечного мальчика в наушниках на диване. Итак, вместе с подрастающими читателями – «вперед в прошлое»! К богатырям.

В чем вы видите значение былин. 245. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-245. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 245. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

А кто такие богатыри? Накачанные без претенденциозных коктейлей румяные молодцы с дубинами? Нет, не так просто. Слово «богатырь» имеет не один смысловой пласт.

Проще всего определить его как заимствованное слово времен ига и дословно перевести с тюркского: «багатур» – храбрый воин.

Но по закону аналогии «богатырь» чем-то напоминает нам «богатой» и «богатство» – славянские понятия, происшедшие от слова Бог. «Богатый – это когда Бога много», – считали наши предки. Одарен Богом свыше – вот и благополучен.

Принимая такое объяснение, взглянем по-другому и на «богатыря», произведя слово от словосочетания «Бога тырить». «Тырить» – это вовсе не тюремное арго, а старинное русское слово, и означает оно не воровать, а копить, собирать, приобретать, накапливать.

А как можно собирать Бога? На ум приходит призыв святого Серафима Саровского – стягивать Духа Святого через богообращение, а оно – одна из целей христианской жизни.

Возможно, языческое значение слова «богатырь» не сразу, но со временем наполнилось христианским смыслом, также как и сама былина, изначально языческая, написана православием. И такие чудеса и превращения – вполне в духе этого жанра.

Герой былины богатырь мужествен, бесстрашен, благороден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Неслучайно он способен выступить один против всех вражеских сил, опровергая русскую пословицу “Один в поле не воин”.

Поэт Андрей Вознесенский однажды написал такие строки:

«Единственной спичкой гремит коробок.

Один в поле воин, один в небе Бог».

Существует множество вариантов былин, но богатыри до сих пор узнаваемы повсюду. Характер каждого определяет одна особенность, иногда одна профессия, например, Святогор — самый мощный и богатырь, не подчиняющийся никому — «свободный художник», Микула Селянинович — спокойный и уравновешенный пахарь, Илья Муромец — сильный и крепкий в вере, Добрыня — дипломатичный исполнитель самых сложных заданий князя, Алеша Попович — хитрый, находчивый хвастун. Всех их объединяет одно — когда Родина в опасности, они без лишних раздумий выходят против поганых полчищ.

Илья, Добрыня и Алеша — младшее, юное поколение былинных богатырей родом из киевского былинного цикла. Их старшие братья Святогор, Дунай, Волхв и прочие персонажи ближе к языческой Руси, к легенде, к мифу.

Уроки истории

Спектакли, фильмы или мультфильмы могут очень точно передать исторические события и детали древности.

Все, что угодно — будь то богатырская броня, кони, города или герои, повседневная жизнь и ее характерные предметы — все описано детально и подробно.

В чем вы видите значение былин. 239. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-239. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 239. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.В былинах можно встретить даже реальные исторические личности, например, князь Владимир Мономах. Однако большинство князей являются вымышленными персонажами, которые представляют коллективный образ. И любопытно, что в высшем идеале правителя былин — это святой князь, который крестил Русь — Владимир Красное Солнышко.

Былины также описывают и другие реалии славянской истории — например, ранние набеги половцев и печенегов на Русь и все то, что они привнесли с собой — горе, плен, разочарование, запустение. Монголо-татарское иго также оставило горький след и отзвук далеких битв. С приходом Батыя Русь все больше погружается в православное христианство, и это также отражено в былинах.

В былинном мире есть собственная география, которая позволяет разбивать былины на южные и северные, столичные и другие. Москва и Белое море, Киев и Новгород, Печоры и онежские земли — все это представляет Древнюю Русь, через которую дети могут узнавать современную Россию.

Христианское и языческое

Происхождение христианских мотивов в былинах Древней Руси вызывает вопросы у некоторых родителей. Как и где были обнаружены эти мотивы, если былины пропитаны язычеством, которое так явно прослеживается в этом жанре?

Споры на эту тему ведутся уже давно, но мы все-таки считаем, что христианство проникло в былинные тексты, преобразовало их и может быть полезным для молодых читателей.

Былины делятся на дохристианские и христианские, но даже ранние былины позднее переосмыслились под влиянием христианства, так как они передавались устно. Когда и как это произошло? Исследователи не сходятся во мнении – это явно не произошло за один день.

Но, что замечательно, герои странствуют и совершают свои подвиги не только на Руси, а на Святой Руси, и они готовы проливать кровь и жертвовать своей жизнью за эту святую русскую землю.

В поздних былинах христианские и языческие мотивы сливаются вместе, и, как это принято для добра и зла, состязаются, но добро всегда побеждает.

В былинах часто встречаются символы христианства, например, Пресвятая Троица.

Троекратность действий, героев, событий, произнесенных слов часто встречается в русском фольклоре, особенно в сказках. В былинах это — любимый художественный прием.

Также стоит отметить символ былинной силы — на́значе́ниевыя́шницы. Особенно ярким примером этого является знаменитая тройка богатырей у заставы, где три могучих богатыря противостоят врагу. Тройка потянулась дальше: три подвига или три путешествия богатырей, трижды переложенный жребий Садко, который три раза не был приглашен на пирушку. События, происшедшие трижды, обладают особой силой и значимостью, неслучайно во многих службах Церкви возвышаются троекратные молитвенные обращения к Богу.

Число «два» также имеет значение в былине. Исследователи находят сходство в парах богатырей и парах святых, например, Илье Муромце и Святогоре или Печерской Иверской и Печерской Эфиопских. Предположение о сходстве возникло из-за схожести образов и связей между былинными и богослужебными текстами.

В чем вы видите значение былин. 236. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-236. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 236. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.Нравственные ценности христианства присутствуют в былинах не только внешне, но и внутренне. Герои-богатыри своими подвигами восхваляют истины и неотступные принципы, стремясь сделать мир лучше для других. В данном контексте появляется новый вид героя – не непроницаемый и сильный с физической точки зрения, а незаметный, но духовно сильный, так называемый «колодезный богатырь» – нищенствующий ёродовый богатырь – скитающийся рыцарь средневековой Руси. Деяния такого богатыря мотивированы не желанием наживы и славы, а его совестью и верой – истиной во имя. Поэтому у нового поколения богатырей часто нет общего языка с правящими князьями.

Многие богатыри находят себе жен и вступают в брак, чтобы получить благословение родителей. Они благословляют свои пиры, защищают себя символом креста от злых сил, чтят иконы. Достигнув определенных высот и совершив подвиги, они приходят к аскезе и принимают постриг, то есть решаются на монашескую жизнь. Богатыри совершают «крестовое братание», передают друг другу свои силы. Святогор в буквальном смысле передает свой дух Илье Муромцу перед битвой. Так передается мысль о превосходстве богатырей дохристианского мира и христианской Руси.

Нет, новые христианские богатыри не потеряли своей силы – они обрели духовные силы. Их воинская мощь остается на высоте. Перед каждой битвой они возносят молитвы Господу и святым. Их молитвенные обращения не остаются без ответа – они «доходны» к Богу.

Святой богатырь Илья

Исключительно по сущности, Илья Муромец несравним с святыми, поскольку он явный исторический персонаж и сам истинный святой.

Согласно народной передаче, умиротворённый Илья Муромец проще всего назвать Чоботок. Его биография полностью отсутствует в рукописи Лавры, из чего можно заключить, что он пребывал в монастыре недолго, скорее всего умирая там от ранений. Исторические исследования о нем не содержат много конкретных исторических деталей. Известен только тот факт, что, закончив свои подвиги, он принял монашество и скончался в Киево-Печерской Лавре примерно в 1188 году. В пещере Введенского монастыря до сих пор хранятся его святые останки. Они дают нам представление о героической физической силе монаха, а также, согласно результатам исследований, о его болезни, из-за которой он много лет был прикован к постели.

Святости выдаются также по поводу тяжелых боевых ран. Леонтий, российский паломник XVIII века, свидетельствует: «Видел я сильного воина Илью Муромца, в продолжительной анимации; ростом такой же крупный, по ране слева всевидящий шрам, рука правая выгравирована крестным знаком».

Историки считают, что Илья Муромец стал духовником — современником Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), хотя подобные факты невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть — «из-за его давности».

Однако, из былин мы узнаем, что сын крестьянина Илья лежал неподвижно в течение многих лет, пока не пришли странники, «калики», в которых явятся Христос и два апостола и не произведут исцеление над ним. Узнав о его небывалой силе, князь взял его в свою дружину, где он прославился своими военными подвигами.

Оказалось, нашего святого прославляют не только русские былины, но и германский героический эпос Средневековья, в котором активно действует герой по кличке Русский Илья.

Принятие монашества воинами того времени не было чем-то необычным, согласно летописям и другим источникам, как в древней Руси, так и позднее, была такая традиция. Алёша Попович и Александр Невский — наиболее яркие примеры.

О победах и приключениях святого Ильи рассказываются почти два десятка былин. В одной из них он даже отправляется на Святую Землю в роли одинокого странника. Среди её врагов — Лютый Идол, который говорит нам о борьбе православного воина с язычеством.

Чудеса: сказочные и духовные

У русских былин есть собственная поэтическая правда. И нет ничего удивительного в том, что в мире, где реальное и выдуманное тесно переплетены, постоянно происходят чудеса.

Само название жанра – былина – указывает на то, что происходящее в ней чудо на самом деле произошло. И читателям былины не остается ничего, кроме как безусловно принять все на веру.

Былинные чудеса – это чудеса сказочные и чудеса христианские. С сказочными – все понятно: это народные представления о том, как превращаются герои и предметы, проявляют себя явления природы.

С христианскими чудесами все иначе – воскрешение мертвых, исцеление больных, освобождение от чар и искушений, чудеса во время странствий и паломничеств – это не древнерусская фантастика, а житейская быль и реальность, и вместе с тем – та мистическая составляющая, без которой невозможна вера.

В чем вы видите значение былин. 238. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-238. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 238. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

И с ними господин… Святогор

И это заметное проявление интересно, потому что даже языческое имя великана прозвучало иначе. «Свято-гор» напрямую направляет нас к христианству и святости. Одни исследователи услышали в нем «Свят Егор» (вспоминается святой Георгий Победоносец, сражающий змия), другие – что-то от Святой Горы Афон или названного похожего места Святой Руси (Святогорье, Святогорск и т.п.).

О связи великана со Святой Горой говорят сами тексты былин. В одной из них рассказывается, как Святогор приглашает Илью Муромца в паломничество по святым горам. А в другом тексте Илья даже восхваляет своего наставника на Елеонской горе Святой Земли.

Кстати, и положение Святогора во гроб имеет христианскую символику. В православном мире оно означает как символ пострижения в монашество. Символичны и неслучайны и три обруча, которыми обложен гроб Святогора (в чине посвящения в монахи есть формула троекратного отречения от мира).

Читая эти подробности о гробах, возможно, дети и родители вздрогнут. Но, если они не чужды православной культуре, то вспомнят, что многие иноки ставили в кельях домовину, а святые спали в гробах.

Нераскаянный грешник наказан

Не все персонажи былин достигают духовных высот. Наказание ожидает тех, кто отклоняется от праведного пути.

Ярким примером этого является Василий Буслаев, о котором былина говорит, используя легкую иронию. Такое унижение говорит о том, что данный герой не заслуживает похвалы.

В одной из былин этот герой активно участвует в политической борьбе, разжигает межэтнические конфликты, поднимает восстание среди простых людей и отправляет на них свою дружину, облагая их своего рода дани.

Герой насмехается над богатыми купцами — в общем, ведет себя вызывающе. Его эпатажные выходки переходят все границы с точки зрения русского средневекового сознания, а именно — он сражается с духовным человеком, старцем Пилигримом.

Фауст по-былинному

Чем больше христианского в былине, тем сильнее меняется облик богатыря – от брутальности – к одухотворенности, от мощи кулака – к силе духа.

Герои в шлемах на конях смеются менее героическими с виду персонажами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совершают подвигов на поле брани. Главное борение происходит в душе.

Новгородская былина «Садко» – яркий тому пример.

Бедный новгородский музыкант Садко – словно герой бродячих сюжетов мировой литературы, он напоминает и греческого Орфея, сходящего в самый ад, и гетевского Фауста, который продает бессмертную душу.

В чем вы видите значение былин. 237. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-237. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 237. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

Музыка в древнем Новогороде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу публике за мелкие гроши и едва сводить концы с концами. Несколько дней без пиров – и карман совсем пустеет. Садко ропщет, и его настигает искушение.

Бесовские силы в былине – это Морской царь, который вкрадчиво предлагает помощь и притворно заботится о подаренном гусляре, а на самом деле потворствует грехам сребролюбия, стяжания, гордыни, чтобы забрать душу человека.

Царь «продвигает» непрактичного гения, помогает неправедно разбогатеть в закладном споре с новгородским торговым людом и наживаться дальше. Он дает ему призрачное земное счастье и улавливает в сети греха. Но как только талантливый гусляр получает желаемое, морской царь требует своё.

Простодушный музыкант наконец-то понимает, что наделал – душу отдал дьяволу. Как расплатиться по счетам? Развесть бесовское сборище до упада, что и делает Садко. Помирать – так с музыкой… Но перед смертью неплохо и о вечном подумать. Гений завещает свое имущество «нищей братии» и на постройку храма.

Но для Бога нет ничего невозможного, в том числе спасти погибающего. На стороне Бога и «светлых сил» в былине – святой Николай, место его сражения с Морским царем – душа заблудшего Садко и море (вспомним житейское море из богослужебных текстов – емкий образ). Буря на море грозит гибелью не только одной душе, но и всему Новгороду с его обитателями. Трагедия одного человека становится всеобщей. Грех проникает в мир. Но добро торжествует – Садко избавлен от духовной и физической смерти, и он, и город спасены заступничеством святого Николы. На несметное богатство Морского царя строится собор в честь святого Николая Можайского.

Самый русский святой

Почему именно Никола-угодник возникает в былине?

Святого Николая называют самым русским святым, и наши предки считали его именно таковым. И неудивительно, что они «присвоили» святителя – он был одним из первых святых, принесенных на Русь после её Крещения.

Полюбившись нашим предками, он вскоре стал героем фольклора. В сборнике Даля есть пословицы: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает». «Лучше брани: Никола с нами».

Как образ святого Николая, так приближенный к житию, оказался в былине? Святой является не только воинам, но и всем, кто нуждается в нём, во сне и наяву.

Неслучайно в былинах о Садко святитель напоминает нам образ, чтимый как «Никола Можайский» и горячо любимый верующими в Великом Новогороде, во втором после Киева «оглашенном» христианском городе (там же, кстати, находится древнейший русский Никольский храм).

На резной деревянной иконе (Можайский образ) святой сам похож на воителя, в его руках – меч и старинный град. Меч здесь – не только богатырское оружие, но и оружие духовное, которое, по словам святого апостола Павла, «есть Слово Божие», и цель этого меча – иссекать грехи. Душа простодушного купчины Садко гибнет на море, и святой Николай как помощник плавающих и путешествующих вовремя приходит на помощь. Историки считают, что былина опирается на житийно-исторический факт: святитель Никола явился в 1108 году к больному князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, и исцелил его. Чудо было связано с бурей на Ильмень-озере, по описанию ничуть не менее страшной, чем буря на море у Новогорода. Так что спасение Садко, несомненно, имеет связь с историей, а главное – духовную основу и осмысление нашими предками с точки зрения их веры.

Осторожно, подделка!

В чем вы видите значение былин. 240. В чем вы видите значение былин фото. В чем вы видите значение былин-240. картинка В чем вы видите значение былин. картинка 240. О вопросе былин, их научном значении и их истоках существует много дискуссий. Некоторые исследователи видят в них преимущественно мифы, произведения народного воображения, отражения народного мировоззрения, в то время как другие считают, что былины являются рассказами о реальных событиях нашей древней истории.

Родители часто жалуются в социальных сетях на то, что не могут найти настоящих былин в книжных магазинах. Современные тексты, адаптированные для детей, пошли настолько далеко от оригинала, что в них уже практически невозможно узнать первоисточник.

Мамы маленьких читателей говорят, что в магазинах невозможно найти изданные в их детстве книги. Зато их интересуют герои новых сказок и всевозможные приключения, грабежи, захваты дворцов и обман врага любой ценой. Современные коммерчески-деловые отношения совершенно отдаляются от нравственных качеств и любви к Родине.

Приведем одно из высказываний в социальных сетях: «Вольга сделал карьеру – из богатырей в заграничные цари выбился. И благодаря чему? Благодаря грамотно поставленной цели, «поехал… добывать себе славы и богатства!» В старом варианте все было иначе: он уже в 5 лет отказывался от игр и сел за книги, а в 15 сказал: «Пришла пора послужить родной земле». Новый Святогор решает свои проблемы с помощью кошелька, а от суженой вообще избавляется: «…да убью свою суженую; тогда не надо будет и жениться».

Дунай Иванович, добывая для князя невесту в чужом царстве «…прихватил с собой и слуг королевских, и золотой казны» – тоже парень не промах. Показав жене, что она стреляет лучше, богатырь «…пустил стрелу Настасье прямо в темечко», а потом и себя застрелил. Илья Муромец, вломивший Идолище за ноги, побивая им татар, похвастался: «Это оружие по мне: крепок татарин, не рвется, не разбивается». В качестве вознаграждения князь ему подсыпал серебра и жемчуга, и Илья в ответ воскликнул: «Это я все заработал!» Добрыня с Алешей тоже не отстают – то с женщинами дерутся, то от страху трясутся.

Переписывание былин и их сведение к потребительскому уровню и эгоистическим потребностям уничтожают связь с выстраданной веками народной мудростью, делают человека поверхностным и мелким, лживым и ненадежным. Читая детям сегодняшние измаршеванные былины, каких результатов можно ожидать?»

Тревоги мамы, которая предпочла остаться инкогнито, вполне понятны. Приобрести «кота в мешке» под глянцевой яркой обложкой нарядной детской книги сегодня можно запросто… и – задорого.

Видимо, решением будет — подробно изучать вопрос и приобретать только проверенные новые издания, или обращаться в детскую библиотеку и там находить издания былин советских лет, над которыми усердно и с любовью (под пристальным контролем печатных органов) работали исследователи фольклора, составители и редакторы.

Валентина Киденко

В статье использованы материалы интернет-СМИ

Илл. из открытых источников (в том числе рисунки И. Билибина)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *