В чем вы видите связь между проблемами поднятыми чеховым и современной россии
В чем вы видите связь между проблемами поднятыми чеховым и современной россии
Мы находимся в эпохе 21-го века, во времена цифровых технологий и нанотехнологий, во времена, когда все происходит быстро и не хватает времени, в то время как электроника и некогда невероятные возможности развиваются. Несмотря на сколько быстро все эти открытия меняют жизнь обычного человека, всегда останутся бессмертные человеческие чувства, проблемы, эмоции и переживания. Все это было описано в классической литературе всеми знакомыми и любимыми писателями.
Для меня таким писателем стал Антон Павлович Чехов. (см. Приложение 1) Я переживал за судьбу Каштанки, был сочувствующим Ваньке Жукову, переживал за Белолобого и был рад его счастливому возвращению домой. Со временем, когда я вырос, я начал больше понимать творчество Чехова; читая его рассказы, я начал замечать, что то, что писатель так иронично изображал в своих произведениях, то, от чего он хотел избавить нас еще более 100 лет назад, все еще существует в какой-то форме в современном обществе. Стихия времени, заложенная в рассказах Чехова — это и стала темой моего исследования.
Перед началом этого исследования я поставил перед собой определенные цели и задачи, чтобы исследовать выбранную тему.
— Продемонстрировать актуальность рассказов Чехова в наши дни;
— Объяснить необходимость изучения его творчества для этического и нравственного воспитания молодежи;
— Помочь популяризировать творчество Чехова, которому в 2020 году исполнилось бы 160 лет с дня его рождения;
— Определить группу рассказов Чехова, изучаемую в данном исследовании;
— Проанализировать выбранные рассказы Чехова и определить какие важные проблемы были описаны автором;
— Определить мое собственное отношение к нравственным ценностям, заявленным автором;
— Получить положительный эмоциональный опыт в отношении жизни и общества;
Для проекта я использовал различные онлайн-ресурсы и сборник воспоминаний современников Чехова, таких как книга Н.И.Гитовича «А.П. Чехов в воспоминаниях современников».
2. Основные особенности рассказов Чехова.
— Простые и краткие названия;
— Краткое вступление, давая полную информацию о месте, времени и героях;
— Сюжет основан на случайных событиях из жизни;
— Небольшое количество персонажей;
— Отсутствие детального описания пейзажа и внешнего вида героев;
— Присутствие ключевых деталей (например, униформа в рассказе «Смерть чиновника», «говорящие» фамилии, такие как Очумелов в рассказе «Хамелеон»).
3. Впечатления современников от рассказов Чехова.
Стиль изложения, простая сюжетная линия, небольшой объем и насмешка делают чтение рассказов Чехова легким. Однако, только начав анализировать прочитанное, становится понятно глубокий смысл, переживания автора и его стремление доходить до своих читателей, чтобы улучшить реальность. Вот что говорили о нем его свременники и коллеги писателя.
«Помимо художественного таланта, удивляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу.» (И. Бунин) (прилож. 3)
«Чехов — непревзойденный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества заключается в том, что оно понятно и близко не только каждому русскому, но и каждому человеку в целом. А это главное…» (Л. Толстой) (прилож. 4)
Сам Антон Павлович писал в 1888 году: «Все, что я написал, будет забыто через пять-десять лет, но дороги, которые я прокладываю, будут целы и невредимы — в этом мое единственное достижение.»
«Актуальные проблемы нашего времени, обнародованные в рассказах писателя»
Так в чем же секрет актуальности его рассказов и почему они продолжают привлекать читателей? Дело в том, что Чехов своими рассказами не только обнародовал пороки современного общества, но и указал на пути их преодоления. К сожалению, «лечение» затянулось, жадность, взяточничество, подчинение, страх, алкогольная зависимость и другие негативные черты все еще существуют в наше время, поэтому рассказы Чехова остаются актуальными.
Рассмотрим несколько примеров и обнаружим общие черты конца 19-го и начала 21-го веков.
Коррупция, взяточничество. Как часто мы слышим о таких явлениях в наши дни. Как их описывает Антон Павлович? (прилож. 5)
В рассказе «Совет» через диалог своих персонажей Чехов дает нам понять, что триста рублей, чтобы дело, которое длится три года, сдвинулось, Порфирий Семенович не возьмет, «не такой уж обыватель, чтоб». И мы надеемся, что за простой дверью работает честный человек. В конце небольшого повествования мы узнаем:
«- Спасибо. Он почтит. Только вы не предлагайте триста рублей. С такими маленькими деньгами не связывайтесь. Для него это ноль, ничто. Но вот тысячу.»
Рассказ «Справка»: помещик Волдырев «вытер платком лоб и неуверенно вошел в кабинет…» «Где я могу получить справку здесь. Мне нужно узнать и взять копию постановления из журнала… Могу ли я получить здесь… у вас справку о своем деле?» Неуверенно обращаясь за помощью к чиновнику, помещик понимает, что получение справки — это долгий процесс. Но чиновник, сидящий за столом перед ним, делает вид, что не слышит и не видит просителя. Ничего не происходит, даже когда помещик кладет рубль в книгу чиновника, еще один и только после третьего «чиновник… словно случайно поднял глаза на Волдырева. Его нос покраснел и искривился улыбкой. — Ха, … что вам нужно?» И тем самым вопрос получения справки был уладен.
Нет ли в наши дни подобных явлений? Коррупцию и взяточничество мы наблюдаем через криминальные новости: роскошь, недоступная на честные деньги, пренебрежительное или даже отвратительное отношение к людям ниже их статуса и возможностей. Чехов видел все это и описывал в своих произведениях. При чтении рассказа «Ушла» кажется, что мы видим одну из известных историй современной хроники.
Чехов уделял большое внимание разрушительной силе денег в своих рассказах. «Страшно жить в мире, где много денег», говорит персонаж в «Происшествии». Деньги сами по себе не приносят человеку покоя и счастья — они подрывают мораль. В рассказе «У знакомых» мы слышим откровенное признание одного из персонажей: «Теперь правит рубль, и если вы не хотите быть выдворены с дороги, то поклонитесь рублю и преклоняйтесь».
Деньги и высокий статус превращают в «завышенных» и «важных» людей, смотрящих свысока и заставляющих подхалимов трепетать, доводя их иногда до смерти от страха перед вышестоящим, как в «Смерти чиновника». К сожалению, все это имеет место и в наши дни.
Некоторые персонажи стараются изображать недостоверную информацию о себе в социальных сетях, чтобы приблизиться к миру, недоступному для них. Подобное происходило и во времена Чехова.
В рассказе «Орден» Лев Пустяков просит одолжить орден святого Станислава у своего друга, чтобы выделяться на званом обеде. С орденом он чувствует себя уверенно, гордо, будто по праву заслужил его. Но все меняется, когда он видит своего коллегу за обеденным столом. Пустяков прикрывает Стаса, чтобы его не разоблачили. Изумление Пустякова знает границы, когда он видит орден на груди своего коллеги — не Станислав, а Анна! Так что и француз тоже соврал! Пустяков смеется от радости, садится на стул и разваливается. «После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.» И только одна мысль не давала ему покоя: что было бы лучше взять более приличный орден».
Чехов считает такое поведение неприличным и подлым.
Притворство и фальшивость человека свидетельствуют о его глупости и испорченности. Врать людям и притворяться другим ради личного благосостояния — подло, именно таких людей Чехов высмеивает.
Но Чехов не только осуждает такое отношение к людям, но и предлагает рецепт всемирного счастья: «Желание служить обществу должно стать частью души, условием личного счастья…», — мы можем прочесть в «Записных книжках» Чехова.
В рассказах Чехова осуждаются такие пороки, как пьянство, невежество, жадность, воровство, ложь и многие другие, которые продолжают существовать в нашей жизни. Но я хотел бы рассказать о тех моментах, которые расцветают в молодежной среде.
История «Кривое зеркало», где жена главного героя обретает кривое зеркало и видит себя красавицей, невозможна теперь без ежеминутного самовлюбленного наслаждения и даже ложится спать с зеркалом. Это напомнило мне современных красавиц Инстаграмма. Сколько из них размещают бесконечное количество своих фотографий для всего мира, преображая себя при помощи различных программ, лишь бы получить одобрение публики.
А что насчет истории «Радость»? Неужели она не о наших современных героях хайпа? Они готовы на глупые, безрассудные и порой опасные поступки за лайк и минуту славы. Как Митя Кулдаров, который только и радуется, что вся Россия теперь знает из газеты, как он пьяный оказался под лошадью, и просит родителей сохранить газету для потомков, а сам бежит к друзьям и знакомым, чтобы поделиться своей славой!
5. Значимость рассказов А.П. Чехова в нашем времени.
У Чехова множество рассказов, каждый из которых можно обсуждать долго. И несмотря на простоту повествования, кажущуюся легкость, смысл в них настолько глубок, что постижение этого приходит к читателю по мере его взросления. Писатель говорил: «Когда я пишу, я рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие субъективные элементы в рассказе он дополнит сам». Вот и второе столетие труды Чехова ценны тем, что они предоставляют нам возможность увидеть быт и нравы 19-го века, задуматься о вечном и обнаружить черты современности в его произведениях. И даже известные рассказы, спустя какое-то время, с новой глубиной принимаются читателем, учитывая его жизненный опыт. Каждое поколение читает произведения Чехова по-своему, будто глядится в зеркало, узнавая знакомые черты людей и облик России.
6. «Рецепт счастья» от писателя в его афоризмах.
Произведения Чехова, его слова, его фразы, написанные практически полтора века назад, по-прежнему актуальны. Яркие, ёмкие выражения Антона Павловича призывают нас изменить нашу жизнь.
— В человеке должно быть прекрасно всё: и лицо, и одежда, и мысли.
— Надо постепенно освобождаться от рабства.
— Мы были так молоды и глупы. Мы верили в магическое слово «потом». Никогда этот «потом» на самом деле и не приходит.
— Вежливость не стоит так дёшево и не ценится так дорого никакая другая качество.
— Я верю, что ничто не пропадает, и каждый ничтожный шажок имеет значение в настоящей и будущей жизни.
— Если ты работаешь на настоящее, то твоя работа не стоит ничего; нужно работать лишь с будущим в виду.
— Чем выше развитие человека в интеллектуальном и нравственном плане, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
— Самое главное в жизни — изменить ее непременно хоть один раз.
— то, что я знаю о человеческой природе, я узнал, познав себя.
— Без труда нет чистой, радостной жизни.
— Ты должен выполнить свой долг по мере своих сил, и все остальное не так важно.
— В жизни ничто не стоит дороже других людей!
— Жизнь может стать лучше! Если бы люди не испытывали ненависти и злобы к друг другу, то они смогли бы извлечь огромную пользу.
— Никогда не поздно задать себе вопрос: занимаюсь ли я делом или занимаюсь пустяками?
— Не успокаивайтесь, не позволяйте себе угомониться! Пока вы молоды, сильны и бодры, не устаивайте делать добро.
— Цените в себе человечность.
Какие эти высказывания писателя просты и одновременно важны в наши дни. Своим примером работы как врачом и «исцелителем» душ Чехов показал всем поколениям, что изменения начинаются с себя! Пока эта истина не станет очевидной для каждого, рассказы Чехова останутся актуальными.
Исследовательская работа «Связь времен через рассказы А.П. Чехова» помогла мне:
— лучше понять российскую действительность 80-90-х годов прошлого века и то, каким образом творчество А.П. Чехова безоговорочно служило его народу;
— осознать светлую мечту А.П. Чехова о новой жизни и веру в прекрасное будущее, когда в каждом человеке будет «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
— сделать вывод о необходимости расширения своего сознания и постоянного самосовершенствования, научиться говорить так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Все это буду использовать в своей жизни, на уроках литературы и во внеклассном мероприятии, посвященном творчеству Антона Павловича.
2. А.П. Чехов. Собрание сочинений под редакцией М.Еремина. – М.: Правда, 1970.
4. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М.: Советский писатель, 1976.
Чехов и наше время
Эссе, представленное на конкурсе, посвященном 150-летию Чехова, которого отмечает МОУ Великооктябрьская СОШ.
В Чеховских рассказах мы видим актуальные для нашего времени проблемы, которые глубоко исследуют жизнь, раскрывая причины социальной несостоятельности. Чехов утверждал, что в условиях русской напряженности интеллигенция открыто отдалась прогрессу и демократии. В его работах есть и юмор, и сатира, но главное — размышления о жизни людей, о трудностях их духовного существования. Чехов противопоставляет развитие сюжета внутреннему процессу оскудения личности («Ионыч», «Анна на шее»). В чем же особенность чеховского мира, чтобы он до сих пор оставался одним из самых читаемых писателей в мире? Я думаю, что дело в естественности и глубине его произведений, в его тонким юмором, в его стремлении к истине и его чувствительности к красоте. Но главное достоинство произведений Чехова, на мой взгляд, — в их правдивом отображении героев, которые зачастую похожи на нас.
Бездна Чехова раздражает его. Он страдает от того, что сонная рутинность отнимает у людей красоту взаимоотношений. Отсюда и страдает писатель в поисках истинной духовной жизни, наполненной трудом и творчеством. В этом чувстве заключен Чехов со всеми своими эмоциями, беспощадной критикой пошлости и активной защитой здравой, энергичной жизненной силы.
Чеховские рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» посвящены осуждению духовной застойности, обывательской чужеземности и собственнического счастья. Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, и это приводит к моральному упадку.
С примером Беликова (из «Человек в футляре») Чехов показывает, что иногда из строя интеллигенции, равнодушной и бездейственной, появляются убежденные сторонники консерватизма. По мнению писателя, это неизбежно: те, кто не борются за новое и справедливость, рано или поздно становятся сторонниками устаревшего и негодного. В образе Беликова Чехов создает символический облик человека, который сам боится всего и испытывает страх перед всеми окружающими.
Мы рассматриваем героя рассказа «Крыжовник», Николая Ивановича, как духовного брата Беликова. Все его мысли сводятся к тому, чтобы купить усадьбу с крыжовником. Эта усадьба и собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, который он использовал, чтобы отгородиться от окружающего мира. Постепенно вся его человеческая сущность вспускается по каналу его «глубокой мечты», он «облысел», даже его внешность изменилась.
Еще одной важной стороне речи о духовной опустошенности русской интеллигенции посвящен рассказ «О любви». В этой истории Чехов описывает разрушенное счастье, утрату тихой и печальной любви, а также всей жизни милого и образованного человека, который погряз в мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно погибает, а также несознательно лишает жизни женщину, которую он любит.
Чехов – выдающийся мыслитель России, реалист, осуждающий мир пошлости и мещанства, непревзойденный художник. Проблемы, затронутые в его произведениях, остаются актуальными и в наши дни. Понять актуальность человеческих рассказов Чехова легко, но простота эта маскирует глубину. Уровень искусства Чехова не только интуитивно доверяет читателю, но также подразумевает сотрудничество читателя. Писатель заявил: «Когда я пишу, я полностью полагаюсь на читателя, считая, что недостающие субъективные элементы рассказа он добавит сам». Чехов ценен для нас уникальным отражением жизни в России в конце XIX — начале XX века. Он интересен нам своей выдающейся верой в будущее, глубоким осознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. Он был назван «непревзойденным художником жизни». И это абсолютно верно. В настоящее время Антон Павлович остается самым читаемым писателем, а его пьесы и по сей день выступают на сценах театров мира.
В каждом человеке должны сочетаться все прекрасные качества:
Внешность, одежда, душа и мысли.
И пусть эти мудрые слова великого писателя сбудутся!
Многие произведения Чехова также касаются темы смысла жизни.
Почему рассказы Человек в футляре, О любви, Крыжовник объединили в цикл маленькие трилогии?
Почему были объединены в цикл маленькие трилогии рассказы Человек в футляре, О любви и Крыжовник?
Опишите, чем мне понравился рассказ Человек в футляре от Чехова?
Объясните, что мне понравилось в рассказе Человек в футляре Чехова.
Чему нас учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?
Какие уроки мы можем извлечь из рассказа Чехова, «Человек в футляре»?
Требуется написать небольшое эссе на тему «Сомневающиеся персонажи А».
Нужен небольшой эссе на тему «Сомневающиеся персонажи А.».
Рассмотрим примеры из рассказов П. Чехова, таких как «Крыжовник» и «О любви».
Что объединяет рассказы Чехова «Ионыч», «О любви», «Крыжовник»?
Существует вопрос, который связывает рассказы Чехова «Ионыч», «О любви» и «Крыжовник».
Буду очень благодарен за помощь!
Что объединяет рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» и создает трилогию?
Что объединяет рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» и создает трилогию?
Какие проблемы поднимает Чехов в рассказах «Человек в футляре»»Крыжовник»»О любви»»Ионыч»?
Какие задачи ставит перед собой Антон Павлович Чехов в произведениях «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».
Анализ рассказа А?
Анализ рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова.
Какое произведение можно привести по Чехову, чтобы соответствовала цитате : «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»?
Какую из пьес Чехова можно считать произведением, подтверждающим эту цитату: «Счастливый тот человек, который делает других людей счастливыми».
Может быть это:
- Крыжовник
- О любви
- Человек в футляре
- Вишнёвый сад
Иван Царевич храбрый, доброжелательный, умный, проворливый. Василиса Премудрая обладает величественной простотой, презирает фальшь, имеет надменную гордость, непревзойденный ум и глубокое, неиссякаемое сердце, в котором сосредоточена лишь любовь..
Чехов в современном мире
Лев Толстой оценил мировое значение творчества Чехова одним из первых. Он считал, что непреходящие художественные открытия Чехова определяются его особым взглядом на реальность. Толстой называл Чехова «несравненным художником» и говорил: «Да, да, именно несравненный… Художник жизни. И величие его творчества заключается в том, что оно ясно и близко не только каждому русскому, но и каждому человеку вообще. И это главное».
Популярность Чехова растет с годами, так как слова Толстого и Горького оказались верными. Его имя уже давно стоит в одном ряду с именами Достоевского и Толстого. Произведения Чехова начали появляться за рубежом еще при жизни писателя. Информация о его творчестве и первые переводы на чешский язык были опубликованы в 1886 году. Венгры узнали о Чехове в 1890 году после публикации перевода рассказа «Тоска». Французы познакомились с Чеховым в середине 90-х годов. Англичане на самом деле познакомились с писателем в начале века. Первый сборник его рассказов был опубликован в 1903 году. Тот же год, Чехов известен в США благодаря первому сборнику рассказов, опубликованному в этой стране.
Но широкую известность и мировую славу Чехов получил в последующие десятилетия, благодаря новым переводам его работ, гастролям Московского Художественного театра за рубежом и успешным постановкам его пьес в европейских странах.
В 1925 году французский критик и писатель Эдмон Жалу писал: «Антона Чехова постигла во Франции весьма подозрительная судьба. Он был определен двадцать лет назад … неудачным. В Франции только что начали полюбить великих русских писателей – Достоевского, Толстого, Тургенева, а этот новый кандидат кажется нам тай спекся …
Но после появления переводов произведений Чехова на английский язык многие французы начали понимать его работу; и г-н и г-жа Питоевы сделали большую сенсацию двумя постановками «Чайки» и «Дяди Вани», которые пожалуй заслуживают названия шедевров. Чехов стал широко известен, и теперь, с мудрым и проницательным г-н Шарль Дю Бозом, Плон выпускает полный перевод произведений этого великого русского прозаика
Чехов долгое время был известен, но настоящая слава к нему пришла только сейчас … Очевидно, что намного больше мы видим в работах Чехова, чем его современники могли бы заметить …
Это предсказание сбылось. В конце 50-х годов Софи Лаффит в статье «Чехов во Франции» для «Литературного наследства» писала: «Последние десять лет принесли окончательное признание Чехову, считающемуся теперь во Франции (наряду с Достоевским) самым популярным из великих русских писателей» (стр. 728).
Популярность Чехова на Западе, в частности в Англии, была неизмеримо увеличена всемирно известными английскими писателями. Самым заметным из них был Бернард Шоу. Когда Чехов умер, его творчеством уже интересовался, хоть и с задержкой, старший коллега Шоу. «Ты знаком с пьесами Чехова?» — спросил Пирсман у него. «Это настоящий драматург!» — ответил Шоу, показывая на свое благоговение перед Чеховым. «Рядом с ним я чувствую себя новичком» (стр. 807). В статье, написанной для «Литературы и искусства» в 1944 году, Бернард Шоу писал: «Чехов сияет в созвездии великих европейских драматургов, сопоставимый с Толстым и Тургеневым…»
Оказавшись под влиянием Чехова, я написал пьесу и дал ей название «Дом, где разбиваются сердца» — фантазия в русском стиле на английскую тему.»
Уже в 1925 году Дж. Пристли писал в своей статье «Чехов как критик»: «Влияние Чехова всегда было огромным и продолжает существовать. Лучшие новеллисты нашего времени отдавали дань признательности Чехову, все чаще перечитывая его произведения и черпая в них вдохновение. Они изучают его критические замечания о рассказе. В области драмы его влияние было менее заметно. Однако я считаю, что с течением времени его влияние в этой сфере окажется даже более значительным, чем в жанре рассказа… Если драматургу, такому как Шоу, который старше Чехова, более опытному и популярному в театральной среде, удалось проникнуть под влияние Чехова (пьеса «Дом, где разбиваются сердца»), то есть все основания полагать, что это влияние только начинает свое действие…» (стр. 826).
В 1954 году Шон О’Кейси написал глубокую и пронзительную статью о Чехове. Вот как он начал ее: «Когда этот поэт и драматург издал свой последний вздох на этой Земле, я был молодым двадцатичетыремлетним рабочим в Дублине. Тогда мне о нем не было известно ничего, и все 15 лет, как свет самой удаленной звезды, драматургический голос Чехова разносился до меня. Он был звездой первой величины. Он пришел в Ирландию, в это место, где я жил, и ему открыли широкую дверь в мир бедных. Он был описан с ирландской щедростью, селился в лучшую комнату у камина».
«И сегодня, здесь, – завершает свою статью Шон О’Кейси – сердце каждого ирландца приветствует Чехова, не умершего, но вечно жившего в наших сердцах. Все мы, благодаря тому, что он сделал для человечества, благодаря его волшебным рассказам и замечательным пьесам, научились к человеку чувствовать нежно и щедро» (стр. 832).
Чехов не был сразу признан популярным в Японии. Первый перевод его работы, рассказа «Альбом», был опубликован в 1903 году. Сейчас в Японии существует множество изданий произведений Чехова, включая полное собрание его сочинений. Некоторые из его наиболее популярных произведений в Японии включают «Вишневый сад», «Чайку», «Душечку», «Даму с собачкой», «Скучную историю», «Палату N 6», «Три сестры» и «Дядю Ваню». Некоторые известные писатели Японии признают, что были серьезно повлияны Чеховым. Чехов также имеет огромное значение для развития театрального движения, известного как «Новый театр» в Японии.
Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других странах мира.
Чехов все больше привлекает внимание исследователей и критиков из-за его растущей популярности среди широкой аудитории читателей и зрителей. Каждый год появляется все больше работ о Чехове, включая серьезные статьи и монографии, которые позволяют глубже понять его наследие.
Однако также публикуются и искаженные истолкования его творчества.
Борьба среди критиков с разными точками зрения и направлениями разгорелась в России еще при жизни Чехова. Чем сильнее он осуждал основы империи, тем более резкая становилась эта борьба.
Все согласны с тем, что Чехов отразил тяжелые явления русской жизни. Однако мнения расходятся относительно его оценок этих явлений и отношения к ним. Либерально-народническая и буржуазная критика утверждают, что Чехов относится к ним пессимистически и безнадежно. «Он только уничтожал человеческие надежды в течение своей двадцатилетней карьеры,» — писал Лев Шестов.
Демократические критики считают, что Чехов изображает жестокую русскую жизнь, но верит в будущее и выступает за человечество. Эту точку зрения отстаивает Максим Горький. В России эти споры уже давно закончились, и понимание Чехова, разработанное Горьким, победило. Но на Западе эти споры все еще продолжаются.
Первые упоминания о произведениях Чехова появились еще при его жизни. В книге «Современная русская мысль», выпущенной во Франции в 1903 году, говорится о том, что «Сейчас все переполнено горе. Но в нем есть неясная вера, что в отдаленном будущем все же наступит спасение человечества. И это неопределенное представление жертвует самым настоящим поколением. Чехов зовет его к терпеливой и упорной деятельности на этом пути, хотя и не прямо, то косвенно… Писатель видит свою роль не в воззвании к массам для коллективного действия, а в пробуждении благородной воли в каждом индивидууме. В каждом из его произведений обсуждаются человеческие достижения на протяжении жизни; и, даже если эти попытки терпят неудачу, Чехов все равно упорно верит в их продуктивность, если не для настоящего дня, то для будущих времен» (стр. 708).
Вот отрывок из предисловия к сборнику Чехова «Убийство» (1902), написанного Андре Бонье: «Он не считает, что действия отдельных людей или масс могут привести к смягчению горестного положения человека. По-моему, он вообще не видит возможности счастья на земле. И он не возмущается ни на чем: в чем смысл?» (стр. 707).
Видимо, суждения эти противоположны друг другу. Тем не менее, их общая особенность еще более очевидна: и критики, исходя из их логики, полагают, что проблемы творчества Чехова затрагивают не только Россию, но и всех людей мира.
Именно поэтому горячо проходит борьба вокруг творчества Чехова на Западе. Чем более актуальными становятся его произведения в современном мире, тем более ожесточенной и напряженной становится эта борьба. Проявлением этого феномена являются некоторые его интересные аспекты.
Особое внимание следует обратить на неустанную попытку представить Чехова пессимистом и относительщиком вопреки всему. Что заметно в первую очередь? Если прежде Чехову очень критиковали за сознательное воспевание этих качеств, то сейчас начали его восхвалять и возвышать. Кроме того, заметно, что старые идеи одеваются в новые модные понятия, будь то английская «новая критика» или «неопсихологизм», фрейдизм, «поэтическая антропология» и так далее.
Настоящий культ Чехова возник на этой основе в Англии в 20-х годах вместе с группой писателей и критиков, которые, стремясь укоренить модернистические принципы в сфере углубленного реализма, выдвигали принципы так называемого «неопсихологизма». Чехов был признан первооткрывателем творческих идей, основанных на изучении неизученных, больных сторон человеческой души — не определяемых социальной средой, а вечными, основанными на фатальной, безысходной отчужденности людей, на идеях относительности и пессимизма.
По словам известного критика по направлению Дезмонда Макджарти, Чехов является «художником прощания: прощания с молодостью, прошлым, надеждами, любовью…». Он также писал: «В драме Чехова — источник ее прелестного юмора и ее горькой печали — в первый раз полностью проявляется тема одиночества. Каждый из героев живет в своей оболочке эгоизма, и только иногда они пытаются выйти из нее и встретиться друг с другом.» «Герои Чехова, — считает критик, — оплакивают не только личные разочарования, но и общие разочарования в жизни». Все это, утверждает критик, делает пьесы Чехова «трагикомедиями», которые являются «наиболее привлекательными для современного человека» (стр. 825).
До 1950 года в Англии единственной монографией о Чехове была книга Уильяма Джерхарди, который был близок к группе «Блумсбери». Написанная в 1923 году, эта книга была неоднократно переиздана.
Основная идея монографии — это проникновенная мысль о философском релятивизме Чехова. «Чехов писал о святых и грешниках с теми же сочувственными мазками, — говорил Джерхарди, — инстинктивно он становился на место каждого человека, которого изображал. Понимая причины за неправдой, Чехов видел скрытую правду в каждой лжи — и ложь переставала быть ложью» (стр. 820).
Участники группы «Блумсбери» использовали недобросовестный метод, приписывая свои собственные убеждения Чехову и продвигая «своего Чехова». В 1956 году английский литературовед Г. Фельпс отметил, что эти критики «не смогли оценить основные черты Чехова — его реализм, его здоровый взгляд на мир и хорошие цели — и создали культ Чехова, поклоняясь богу, созданному по своему образу, что очень отличается от самого Чехова» (стр. 803). Однако этот метод получил распространение на Западе, что свидетельствует о растущей популярности писателя. В самом деле, Чехову приписывают подобные идеи, потому что его всемирное признание нельзя оспорить. Именно этому признанию должны были способствовать убеждения критиков.
Каким образом Джерхарди и другие пытались и продолжают пытаться внушить читателям нужные выводы? Обычно они опираются на некоторые реальные особенности искусства Чехова. Но, рассуждая на их основе, критики отдаляются от самого Чехова все дальше и дальше.
Так, Джерхарди использовал принцип объективности в творчестве Чехова для обоснования своих рассуждений о релятивизме.
Действительно, Чехов не ставил перед собой целью навязывать свои суждения читателям. Однако это не означает, что для него эти суждения не существовали вообще, и что он считал своих героев полностью правильными, как утверждает Джерхарди. В 1890 году Чехов отвечал критику своего рассказа «Воры»: «Вы меня осуждаете за объективность, называя ее равнодушием к добру и злу, отсутствием идеалов и идей и т.д. Вы хотите, чтобы я, описывая конокрадов, говорил: кража лошадей — это зло. Но это уже всем известно … Когда я пишу, я полностью рассчитываю на читателя, предполагая, что он лично внесет недостающие субъективные элементы в рассказ».
Чехов считал, что обязательным требованием для художника является умение видеть сущность наблюдаемых явлений, только тогда он будет честен и справедлив. В 1891 году, критикуя молодую писательницу за непонимание главного в людях, Чехов писал: «Ной имел трех сыновей: Сима, Хама и, по-моему, Афета. Хам заметил только то, что его отец пьяница, и совершенно игнорировал то, что Ной — гений, что он построил ковчег и спас мир. Писателям следует избегать подражания Хаму». Чехов признавал, что писатель волен любить или не любить своих героев, но должен помнить «о справедливости, которая для объективного писателя ценнее воздуха» (XV, 243).
Таким образом, принцип объективности не означал отказа от оценки реальности. Более того, он предполагал способность давать историческую оценку явлениям — различать непреходящее, существенное от преходящего, незначительного. Чехов считал это одним из важнейших требований художественности еще в ранних годaх своего творчества. В 1883 году, критикуя своего брата Александра за субъективность, за то, что он «выделяет ‘мелочь’» в своих произведениях, Чехов писал: «Выделите, сильные, образованные, развитые, то, что является существенным, то, что оказывает влияние не на поверхностные эмоции, а на истинные человеческие чувства… Субъективность ужасна» (XIII, 47-48).
Таким образом, для Чехова принцип объективности означал требование глубокого осмысления явлений и их истинного отображения, его часто называли справедливым освещением, объективным отношением художника к реальности.
Принцип объективности определял существенные особенности поэтики Чехова.
Как уже было сказано, Антон Чехов вполне доверял здоровому нравственному чувству своих читателей. Он стремился не только расширить их представления о различных явлениях, таких как кража, но и способствовал развитию и активизации их нравственного мира. Он делал это не через авторские наставления и выводы, а путем вовлечения их в свой собственный образ мира, когда образно-эмоциональная структура его произведений неосознанно подводила читателей к определенным чувствам, размышлениям и выводам.
Чехов столь сильно верил в возможности читателя-соавтора, что предоставлял ему даже преимущество в эмоциональной оценке описываемого. Из этого вытекает его на первый взгляд парадоксальное убеждение: чем холоднее, безучастнее и беспристрастнее описание, тем сильнее воздействие на читателя. Во время работы над «Палатой N 6», в которой этот принцип наиболее наглядно был продемонстрирован, Чехов писал Авиловой: «…Когда вы описываете несчастных и несостоятельных и хотите вызвать жалость у читателя, старайтесь быть холоднее — это создаст подоплеку, на которой горе будет более выразительно… Да, будьте холодны» (XV, 345). Вскоре после этого он снова писал ей, чтобы объяснить свои мысли: «Рассказы могут вызывать слезы и страдания вместе с героями, но, по-моему, это нужно делать так, чтобы читатель не заметил» — а затем следует чеховская формула: «Чем объективнее, тем сильнее впечатление» (XV, 375).
Чехов придерживался этого эстетического принципа до конца своих дней. Например, в описании Аксиньи в «В овраге» он не говорит о ней ни одного плохого слова, но описывает убийство ребенка (сына Липы) сдержанно, без эмоциональной окраски. И Чехов оказывается прав, понимая реакцию читателей. Несмотря на то, что многое было написано о безразличии Чехова к добру и злу, для каждого независимого читателя эта сцена записанная «протокольно» становится одним из самых впечатляющих примеров изображения чудовищного зла в мировой литературе.
Возможные причины детского убийства вызывают мало сомнений. Такова реальность, жизнь в овраге, где Цыбукины с Аксиньей, Хрымины и другие хищники находят приют, занимаясь грабежом каждый час, их «дела» надежно защищены властями. Об этих людях говорится только то, что они настолько привыкли к ежедневным грабежам, «что даже их кожа какая-то особая, мошенническая».
Почему же Аксинья не испытывает угрызений совести? У нее нет таких сомнений, зато она хорошо знает силу денег.
Вот каким принципом отличается Чехов — объективностью. Если его не понять, значит, не понять Чехова вообще. Зато релятивизм воспринимается его философией, то есть представлением о Чехове, которое полностью несовместимо с основами его мировоззрения и творчества. Но именно такая замена и является темой, когда объективность приравнивается к бесценности, после чего начинается рассуждение о неучастии и безразличии автора, стирании писателем границ между хорошим и плохим и так далее. Если же выделим суть такого метода, то он заключается в подмене истины истиной наполовину, а в итоге — полным неправдой.
Такую же картину мы наблюдаем, изучая довода о Чеховском пессимизме. Правда, что Чехов безрезервно отвергал социальный строй, господствовавший в России. Но также правда и то, что он все настойчивее утверждал: человек заслуживает лучшей жизни и должен стремиться к ней уже сегодня. Также правда, что эта новая жизнь была для Чехова исторической реальностью, которая со временем становилась все ближе к нему и его героям. Такое существование, которое существует только для буржуазных критиков Чехова, является только той реальностью, которая на самом деле есть.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.