В чем вы видите связь литературы и истории

Литературоведение и история

Вы перейдете на страницу Автор24

Характеристика литературоведческого мышления – это умение понять особенности каждого исторического периода жизни нации и его отражение в литературе.

Связь между литературоведением и историей

Художественные произведения принадлежат определенной нации, написаны на языке этой нации и в конкретный исторический период, поэтому литературоведение не может игнорировать тесную связь между развитием художественной литературы и исторической жизнью народов и делает это в основе своего изучения. В результате литературоведение само становится исторической наукой, которая изучает развитие социальной жизни народов с разных точек зрения.

Художественные произведения всегда отражают особенности исторической эпохи, в которой они были созданы. Это особенно ярко видно в литературных произведениях, так как фольклорные произведения передавались устно из поколения в поколение и менялись со временем в своей форме и содержании, что иногда делает очень сложным определение времени их первого возникновения. Художественная литература живет по-другому. Художественные произведения, созданные в определенную эпоху, остаются неизменными на протяжении десятилетий и сохраняют особенности того времени. Они часто отражают особенности не только исторической эпохи и ее отдельного периода, но и особенности культурного и идеологического развития народа.

Изучение художественной литературы без знания и понимания множества фактов, отношений и событий, характерных для периода, в котором были созданы отдельные художественные произведения, невозможно. Поэтому литературоведение должно всегда обращаться к другим историческим наукам, чтобы получить соответствующую информацию и знания.

Готовые работы на аналогичную тему

Гражданская история и литературоведение

Литературоведение значительно зависит от гражданской истории, так как она обеспечивает необходимые знания.

Гражданская история фокусируется на изучении событий, фактов и социально-политических отношениях народов.

Эта наука предоставляет точные хронологические данные о последовательности событий в социальной жизни. Литературоведение использует общеисторическую хронологию для создания собственной хронологии, которая помогает определить порядок возникновения литературных произведений и их внутренние связи. Без общеисторической и литературной хронологии невозможно истолкование литературного развития какой-либо страны.

Содержание произведений, созданных в определенную эпоху, отражает особенности исторического периода. Особое внимание уделяется тому, какие аспекты народной жизни воплощены в произведениях и какие образы изображены.

Писатель всегда связан с конкретным социальным классом своего времени и относится к культурному и политическому контексту. Он может иметь определенное образование и поддерживать политические и социальные движения. Эти аспекты также являются важной частью исследования литературоведения и оказывают влияние на идеологическое содержание произведений.

Литературоведение тесно взаимодействует с другими историческими науками, такими как:

Эти науки предоставляют литературоведам понимание культурной и идейной среды, в которой жил писатель. Глубокие знания исторического периода, включающие неопубликованные тексты истории, а также анализ художественных произведений, помогают литературоведам в изучении творчества и идейных установок писателей. Сведения о жизни писателей, такие как дневники, письма, мемуары и свидетельства современников, также играют важную роль в исследовании истории литературы.

Биографические сведения оказываются полезными при анализе исторического развития национальной литературы и помогают понять особенности содержания произведений.

Каждая национальная литература, созданная на родном языке, обладает своими уникальными особенностями и закономерностями исторического развития. Изучение научных исследований каждой литературы требует специальных знаний в области истории, искусства и филологии, а также определенного опыта исследования. Поэтому изучение национальных литератур является важной частью литературоведения, требующей квалифицированных специалистов.

При этом каждая национальная литература развивается на протяжении различных исторических эпох, поэтому история национальных литератур состоит из отдельных частей. Например, история русской литературы включает в себя:

Изучение национальных литератур с точки зрения их исторической специфики требует постоянного сравнения и анализа произведений разных эпох, периодов, стран и разных авторов одной эпохи и страны.

Источник

Сочинение на тему: “Литература и история. Связанны ли они и почему?”

В средние века и до XIX-XX веков, литература в основном выходила в интересах господствующих классов. Однако, даже в своих произведениях она умела отражать интересы и реальное положение нашего общества и политики русского народа. Огромная коллекция русского народного творчества способствовала развитию художественной литературы, идеей и темой, а также народным и своеобразным методам.

Древнерусская и современная литература уже в своих произведениях стремились истолковывать исторические события и всегда делать выводы, которые имели особое воспитательное значение.

Уже в средние века русская литература имела общественное направление стихотворческих произведений и прозы.

В лучших произведениях русской литературы можно отметить национальное духовное состояние, авторов, улавливающих жизненные темы и проблемы, соответствующие интересам народа. В то же время все это выражалось в доступной художественной форме при сохранении литературного языка, развивавшегося на основе понятного для всех языка.

Русская литература от самого начала своего существования и на протяжении многих столетий накопила огромное количество выдающихся произведений разных жанров, которые передались последующим поколениям и дошли до наших дней.

Выдающиеся черты русской литературы, такие как самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению русской жизни, общественное направление, тесная связь с устным творчеством и другие, стали частью прекрасной традиции русской литературы и служат образцом для писателей будущих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видна тесная связь литературы с жизнью русского народа и всей историей нашей земли.

Related posts:

Источник

Урок 1. Связь русской литературы и истории

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тонкинская средняя школа»

Русская л итература и история.

(урок литературы, 8 класс)

подготовила и провела

учитель русского языка

Русская л итература и история

Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; познакомить с такими понятиями, как литературный процесс, историзм; выделить основные периоды в развитии литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах.

Планируемые результаты: формировать стартовую мотивацию к обучению, знать основные периоды развития литературы, уметь самостоятельно искать и находить необходимую информацию в учебнике, развивать монологическую речь учащихся, строить рассуждение, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.

I . Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин, на первом в этом учебном году уроке литературы.

На уроках литературы в этом году мы будем изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

II . Работа по теме урока.

1. Работа с новыми терминами.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке. «Взгляд на русскую литературу 1946 года» русского критика В.Г. Белинского – одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, особенности и закономерности литературного процесса.

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Попробуем определить основные периоды развития русской литературы:

Литературная традиция на Руси появилась только с принятием христианства в X веке. До этого времени произведения сохранялись в устной форме, не доходя до народа в письменном виде.

Уникальная древнерусская литература развивалась с XI по XVII век, представляя собой исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Именно в этот период начала формироваться письменная литература на Руси.

Просвещение XVIII века стало основой для развития русской классической литературы. Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин — их работы заложили основы классической литературы России.

XIX век считается золотым веком русской литературы, когда русская словесность активно вышла на мировую арену благодаря гениальным писателям, таким как Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Толстой, Чехов и другим.

Серебряный век, период с 1892 по 1921 годы, был временем нового расцвета русской поэзии и прозы, связанным с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других талантливых писателей.

Советский период (1922–1991) ознаменовался раздробленным существованием русской литературы, развивавшейся как на родине, так и за рубежом, куда эмигрировали русские писатели после революции.

В настоящее время, в конце XX века и по настоящее время, развивается современная русская литература.

3. Сообщение заранее подготовленного ученика на тему «Связь литературы и истории».

На протяжении долгого времени литература и история неразрывно связаны между собой. Уже в древности можно увидеть эту связь в древних летописях, например, в «Повести временных лет», которая является как памятником литературы, так и истории. Позднее история отделилась от литературы как самостоятельная наука, но связь между ними все так же осталась. Литература исторической тематики разнообразна и представлена в различных жанрах, таких как романы, повести, поэмы, драмы и баллады, в которых мы можем узнать о прошлых событиях. Примером такой связи между литературой и историей может служить творчество А.С. Пушкина, который заявил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого и предания старины. В его произведениях, таких как «Песнь о вещем Олеге», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и знаменитые сказки, мы можем встретить исторические сюжеты. В повести «Капитанская дочка», которую мы читали летом, Пушкин также обращается к историческим событиями, в данном случае к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это лишь один пример того, как литература и история взаимосвязаны. Большинство русских писателей также создавали произведения на исторические темы. Это объясняется их любовью к родине и народу, а также желанием сохранить историю и передать ее будущим поколениям. Писатели также обращались к истории, чтобы найти ответы на вопросы, которые задавала современная эпоха.

В ходе прочтения произведений, созданных авторами из разных времен, мы видим, что мир меняется, но человек остается неизменным. Как и тысячи лет назад, люди всё еще мечтают о счастье, свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек ищет смысл жизни. Человечество постоянно формирует свои общественно-философские ценности.

В течение долгого времени в литературе существовало правило: каждое произведение должно было быть написано на историческую тему. Примером может служить творчество Шекспира, который в своих произведениях всегда изображал исторические события. Однако его современник Сервантес в романе о Дон Кихоте описывал события, произошедшие в его собственное время. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще начали появляться произведения, которые относились к современности. Даже если произведение не относилось к исторической теме, оно все равно имело исторический контекст.

Историзм — это отражение конкретно-исторических черт в художественном произведении. Он проявляется в характерах, действиях и речи героев, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта и обстановки.

4 . Работа с учебником.

Слово учителя. Ребята, внимательно ознакомьтесь с содержанием учебника, названиями произведений, изучите иллюстрации на первых страницах, пролистайте учебник. В ходе устного ответа докажите, что основной темой курса литературы 8 класса является связь литературы с историей.

(выслушать несколько ответов учащихся)

Проследите за прочтением статьи Л.В.Черепнина «Русская литература и история» в учебнике (стр.3-4). В группах обсудите следующие вопросы:

Задание для 1 группы

— Бегло прочитайте статью учебника «Русская литература и история».

— В курсе древнерусской литературы в 7 классе вы сталкивались с произведением «Повесть временных лет». Расскажите, что представляет собой это литературное явление.

— Автором «Повести.» являлся?

— Для чего было создано это произведение?

— Почему «Повесть временных лет» относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?

— В статье учебника говорится о том, что история стала самостоятельной наукой только в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?

Задание для 2 группы

— Прочитайте статью учебника «Русская литература и история».

— Как вы поняли значение слова историзм?

— Как это слово относится к литературе?

— Вспомните, в чем выражается историзм в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя и поэме «Русские женщины» Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?

Задание для 3 группы

— Прочитайте статью «Русская литература и история» в учебнике.

— Какие характеристики русской литературы автор статьи указывает? ( оригинальность, родной язык, культурная и историческая ценность )

— Что вы понимаете под этими характеристиками?

— Каким образом народность литературного произведения «Песня про купца Калашникова» М.Ю Лермонтова, изученная в 7 классе, проявляется?

— Дает ли эта «Песня» нам представление об истории русского народа?

На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.

Как мы уже упоминали, все русские классические писатели обратились к историческому прошлому своего народа, к вопросам гражданственности, любви к Родине и воспитанию граждан. Но каждый из них делал это по-своему. Вы уже знаете, что литература делится на три жанра ( учащиеся помнят о разделении литературы на эпос, лирику и драму ).

Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники переходят к заполнению таблицы «Жанры литературы», где описывают основные особенности каждого жанра.

Прочитайте описание трех жанров литературы. В скобках укажите жанр и объясните свой ответ.

1) Рассказывающий жанр литературы. Произведения отражают реальность максимально объективно. Сюжет развивается во времени, события следуют друг за другом, как в обычной жизни. Автор создает обстановку, условия действия, исторический и социальный контекст событий, а также душевные переживания героев. Иногда автор вмешивается в повествование и выражает свои собственные мысли, взгляды на жизнь, восклицания и риторические вопросы. (________)

2) Жанр литературы, в котором реальность воспринимается субъективно. Часто отсутствуют конкретные события, но могут быть и присутствовать. Важную роль играют эмоции, глубокие переживания, которые автор испытывает по отношению к происходящему. Могут представляться в виде прозы, но чаще оформлены стихами. (__________)

3) Жанр, в котором произведения созданы в форме диалога и предназначены для сцены. Автор скрыт за произведением, свои мысли и позицию он выражает косвенно. Важными особенностями являются диалоги, монологи и полилоги (как регулируются слова, жесты, мимика, указанные в скобках), которые помогают читателю различить правду и ложь, добро и зло и понять позицию автора. (____________)

III .Подведение итогов урока.

Учащихся приглашается подумать о том, почему им интересен урок литературы в 8 классе.

Учитель оценивает работу совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.

Изучить открывающую статью учебника «Русская литература и история», подготовить её переработку, использовав при этом примеры из известных произведений. Применить такие выражения, как судьба нации, социум, корреспонденция с историческими событиями, публицистика, бесспорные художественные достоинства, долгое время, гордость для отечественной литературы, страницы предков, значительный исторический холст.

Источник

Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

«Управление образовательным учреждением:
новые направления и современные технологии»

Сертификат и скидка на обучение для каждого участника

«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»

указать цель изучения литературы в 8 классе; ознакомить со структурой учебника; показать тесную связь между литературой и историей.

ознакомление с терминами «литературный процесс», «историчность литературы».

развитие навыков слушать, выражать свою точку зрения, умения взаимодействовать с одноклассниками; умение установить связь между русской литературой, культурой и историей России и мира.

развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня учащихся через работу с литературными произведениями, интерес к истории и культурным традициям наших предков.

Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками, работа со словарем, учительское объяснение.

Технологии: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение причин отсутствия. Запись в журнале посещаемости и тетради передачи сообщений.

Однако позвольте сначала узнать, какие моменты из прочитанного вами во время летних каникул особенно тронули ваши души.

Добро пожаловать. Дежурные по классу отвечают на вопросы.

Работа с читательскими дневниками

-Прежде чем мы начнем изучение курса литературы в 8 классе, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?

Откройте свои читательские дневники.

-Давайте обсудим произведения, которые не были включены в список рекомендуемых. Расскажите, какую книгу вы порекомендовали бы своим одноклассникам: кто автор данной книги и о чем она?

Если вам нужно освежить в памяти прочитанное, вы можете взглянуть на свои записи.

— Почему вы выбрали именно эту книгу для чтения? Кто посоветовал вам ее прочитать? Захотели ли бы вы прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам были неизвестны до этого?

-Каких героев вы запомнили? Какие произведения вы хотели бы перечитать?

Примечание : взглянуть на часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Поставить положительные оценки за работу.

Анализируют, обобщают и делают выводы.

Развитие универсальных учебных действий. Целеполагание

Работа с афоризмами:

Афоризм — это оригинальная законченная мысль, выраженная и записанная в лаконичной запоминающейся форме и в дальнейшем неоднократно цитируемая другими людьми.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер

( Русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).

Если не знаете прошлое, то невозможно понять истинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький

— Как вы понимаете эти строки?

Запись определения в записную книжку.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

На данный урок мы рассмотрим нерасчлененную связь между литературой и историей. Указываем этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Обсуждаем термин «историзм» и его место в литературе.

Работа над темой урока

В чем вы видите связь литературы и истории. hello html m42f2d8cb. В чем вы видите связь литературы и истории фото. В чем вы видите связь литературы и истории-hello html m42f2d8cb. картинка В чем вы видите связь литературы и истории. картинка hello html m42f2d8cb. Вы перейдете на страницу Автор24 В чем вы видите связь литературы и истории. hello html m68a02108. В чем вы видите связь литературы и истории фото. В чем вы видите связь литературы и истории-hello html m68a02108. картинка В чем вы видите связь литературы и истории. картинка hello html m68a02108. Вы перейдете на страницу Автор24 В чем вы видите связь литературы и истории. hello html 69d006e7. В чем вы видите связь литературы и истории фото. В чем вы видите связь литературы и истории-hello html 69d006e7. картинка В чем вы видите связь литературы и истории. картинка hello html 69d006e7. Вы перейдете на страницу Автор24Сегодняшний урок станет отправной точкой вашей работы в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их нерасчлененной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания В чем вы видите связь литературы и истории. hello html 395f0403. В чем вы видите связь литературы и истории фото. В чем вы видите связь литературы и истории-hello html 395f0403. картинка В чем вы видите связь литературы и истории. картинка hello html 395f0403. Вы перейдете на страницу Автор24находится человек, человеческое общество, как литературы, так и истории. Исторические процессы определяют взгляды общества. Общество влияет на человека, и он задает себе вопросы о своей жизни, стремится улучшить ее. Таким образом, начинаются процессы в истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

В литературе используется определение «литературный процесс». Это понятие возникло в отечественном литературоведении в 1920-ые годы. Однако сам термин был сформулирован в русской критике еще в XIX веке.

Литературный процесс – историческая эволюция, функционирование и существование литературы как в определенной эпохе, так и на протяжении всей истории народа.

Этапы мирового литературного процесса

Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, однако имела свои особенности.

Периоды развития русской литературы

Древнерусская литература (ДРЛ) развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. В данное время началось развитие письменной литературы.

Литература XIX века в России стала золотым веком русской словесности и периодом, когда русская литература привлекла внимание мировой арены благодаря гениальным писателям — Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову и многим другим.

Русская литература в советский период (1922–1991) развивалась как на родине, так и за её пределами, куда переехали русские писатели после революции.

Современная русская литература (конец XX века — наши дни)

Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мировой и русской литературы).

Долго времени литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы и истории.

В этом году мы продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы.

Прежде всего, такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, желанием сохранить историю и передать её будущим поколениям. Также писатели обращались к истории, чтобы найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

История
В судьбе племён людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне тёмных вод.
Тот бесполезно слеп, кто в беге последний
Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Над бурями царит могучее дыхание,
Во мраке возвышенном небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исключительны,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и днях. Как и тысячу лет назад, человек стремится в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе действовало одно правило: произведение обязательно должно быть написано на историческую тему.

Так можно вспомнить творчество Шекспира, если говорить о приеме. В его произведениях, написанных в эпоху Возрождения, затрагиваются исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описывал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, в нем обязательно присутствует историзм.

Историзм литературы — способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах — в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Кратко зафиксирована лекция.

Выполнение упражнений: наклоны, приседания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *