В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза кратко
Особенность композиции в пьесе «Гроза».
Конфликт.
Драматический сюжет в пьесе «Гроза» включает два аспекта: внешний и внутренний. Внешний конфликт раскрывается через взаимоотношения главных героев, таких как Катерина и Кабаниха, Борис и Дикой и другие. В то же время, внутренний конфликт протекает в душе Катерины, где она сражается между стремлением к независимости и моральным и религиозным долгом.
Пейзаж.
Описание окружающей природы играет важную роль в пьесе «Гроза», его находим и в ремарках, и в диалогах персонажей. Этот пейзаж создает особую эмоциональную атмосферу в произведении: трагические события в городе Калинове не случайно происходят на живописном берегу реки Волги. Отношение к природе и восприятие ее красоты является одним из критериев оценки героев.
Пейзаж — это описание или изображение природы, присутствующее в произведениях литературы или музыки.
Символы.
В пьесе «Гроза» символическую роль играют два персонажа: Феклуша (символизирующая «темное царство») и сумасшедшая барыня (символизирующая искупление за грехи).
Символ – это художественный образ, который имеет несколько значений и связан с другими ассоциациями, зависящими от контекста.
Жанр.
Большинство исследователей определяют жанр пьесы «Гроза» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). Однако есть мнение, которое считает, что по жанровым особенностям «Гроза» больше похожа на трагедию. В частности, основаниями для такой точки зрения становятся: выдающиеся нравственные качества главного персонажа (Катерины); неустранимый конфликт, вызванный столкновением двух исторических эпох (патриархальное общество и новое время); трагическое завершение (самоубийство).
Драма — одно из трех основных литературных направлений, рядом с эпосом и лирикой, которое представляет собой произведения, обычно состоящие из диалогов и предназначенные для сценического исполнения.
Это один из основных жанров литературы, который изображает жизнь героев в острой конфликтной ситуации с обществом или с самими собой, но не являющийся безысходным, как в трагедии.
Заключение.
Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».
1. Какой элемент композиции является публичным признанием Катерины?
2. Как следует охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?
Б) внутренний В) двухплановый
3. Кому принадлежат следующие реплики о грозе?
А) «Каждая теперь травинка. Каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» | А) Катерина |
Б) «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» | Б) Кулигин |
В) «Гроза! Побежим домой! Поскорее!» | В) Дикой |
4. Как А.Н. Островский определил жанр пьесы «Гроза»?
А) комедия в пяти действиях
Б) печальная история в пяти актах
B) трагедия с пятью действиями
5. Что символизирует предстоящие изменения в городе Калинов?
Способы контроля развития общих компетенций
По окончании изучения пьесы «Гроза» А.Н. Островского у студентов должен сформироваться ряд элементов общих компетенций. Студент:
1. Прошел все поурочные тесты удовлетворительно — 1 балл;
2. Способен выделять ключевую информацию (конспект уроков 2,6) — 1 балл;
3. Умеет структурировать и анализировать первоначальную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) — 1 балл;
4. Умеет делать выводы на основе полученной информации (уроки 2-6) — 1 балл.
В итоге, после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.
Сформированность элементов общих компетенций
ФИО студента | Элементы общих компетенций | Всего баллов | ||
Тесты | Способность выделять ключевую информацию | Структурирование и анализ первичной информации | Коммуникативная компетентность | Умение делать выводы |
Очередная статья об удержании земляных масс: Удержание земляных масс на склоне производится с помощью контрфорсных сооружений различных типов и конструкций.
Общие факторы, влияющие на выбор системы дренажа: Выбор системы дренажа зависит от характера защищаемой структуры.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
“Гроза” — это пьеса, которая описывает социальные и бытовые проблемы народа.
“Гроза” является главным произведением драматурга. Изначально она должна была быть включена в сборник “Ночи на Волге”, который Островский задумал во время своей поездки по России в 1856 году, организованной морским министерством. Однако, позже Островский изменил свои планы и не объединил пьесы из цикла «волжских» пьес под общим названием. Вместо этого, «Гроза» была опубликована отдельной книгой в 1859 году. В процессе работы над пьесой, Островский внес значительные изменения, добавив новых персонажей и переписав сюжет, чтобы сделать из нее не комедию, а драму. Однако, социальный конфликт в пьесе настолько силен, что можно говорить о ней не только как о драме, но и как о трагедии. Есть аргументы в пользу и того, и другого мнения, поэтому жанр пьесы сложно однозначно определить.
Безусловно, пьеса основана на социально-бытовой теме, с особым вниманием автора к мельчайшим деталям быта и атмосфере города Калинова со «своими жестокими нравами». Вымышленный город подробно описан с разных сторон. Описание природы и картины ночного гулянья по бульвару создают поэтическую атмосферу, которая соприкасается с грубой реальностью жителей и их историями о нищете. Жители Калинова сохранили только слабые представления о прошлом — «Литва упала к нам с неба», а новости о внешнем мире приносит только странница Феклуша. Внимание автора к деталям быта позволяет называть пьесу «Гроза» драмой.
Еще одна характеристика драмы, присутствующая в пьесе, — это череда внутрисемейных конфликтов. Сначала это простой конфликт между невесткой и свекровью из-за запоров ворот дома, который затем становится известным всему городу и превращается в социальный конфликт. В пьесе хорошо видно, как герои выражают свои конфликты через поступки и речь. Например, мы узнаем о жизни Катерины до замужества из разговора с ее сестрой Варварой. Мы ничего не знаем о том, как Катерина и Борис влюбились друг в друга. Критики считают это «недостаточным развитием страсти», но это не противоречит законам драмы.
Жанр «Грозы» отличается своеобразием, так как, несмотря на общий мрачный и трагический характер, в пьесе присутствуют комические и сатирические сцены. Нелепо кажутся анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах и землях, где все люди имеют «песьи головы». Отзыв А.Д. Галахова о пьесе говорит о том, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, когда мы говорили о трагедийном жанре, преимущественно имели дело с историческими сюжетами и главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, стоящими перед исключительными жизненными ситуациями. Трагедия ассоциировалась с историческими персонажами, вроде Эдипа (Софокл), Гамлета (Шекспир), Бориса Годунова (Пушкин). Мне кажется, что Островский называл «Грозу» драмой просто по традиции.
Авангардность А.Н. Островского заключалась в том, что он написал трагедию, основанную на жизненном материале, а не традиционном для трагедийного жанра.
Трагедия «Грозы» раскрывает конфликт с окружающей средой не только основной героини, Катерины, но и других персонажей. «Живите здоровыми, завидующие ненормальным» (Н.А. Добролюбов). Судьба Тихона является трагичной, так как он становится безвольной игрушкой в руках властной и деспотической матери. Н.А. Добролюбов писал о заключительных словах Тихона, что его горе в его нерешительности. Если жизнь тосклива, почему бы ему не броситься в Волгу? Тихон ничего не может сделать, даже то, «что сам считает своим благом и спасением». Трагично также положение Кулигина, который мечтает о счастье для рабочего народа, но вынужден подчиняться жестокому диктатору — Дикому и выполнять мелкие домашние дела, зарабатывая только «на хлеб насущный» честным трудом.
Особенностью трагедии является присутствие героя, который выделяется своими духовными качествами, о чем говорил В.Г. Белинский, «человек с высшей природой», по словам Н.Г. Чернышевского, «человек с великим, а не мелким характером». Относясь к «Грозе» А.Н. Островского с этой позиции, мы видим, что такой чертой трагедии является характер главной героини.
Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей моральностью и сильной волей. Ее душа всегда стремится к красоте, ее сны полны сказочных визий. Кажется, что она полюбила не реального Бориса, а того, кого создала своим воображением. Она могла бы легко приспособиться к нравам города и продолжать обманывать своего мужа, но она нет — Катерина не умеет лгать, она не может скрывать ничего, так как честность не позволяет ей играть роль перед мужем. Как глубоко религиозный человек, Катерина должна была обладать огромной силой духа, чтобы побороть не только страх перед смертью, но и страх «перед Судьей» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины и ее желание быть свободной, смешанные с религиозными предрассудками, создают трагедию, как отмечает В. И. Немирович-Данченко.
Особенностью трагедии является физическая смерть главного героя. По мнению В. Г. Белинского, Катерина — настоящая трагическая героиня. Судьба Катерины определяется столкновением двух исторических эпох. Ее беда не только в том, что она завершает свою жизнь самоубийством, это также беда и трагедия общества. Она должна освободиться от тяжкого бремени, освободить свою душу от страха.
Еще одной характерной чертой трагедии является очищающее воздействие на зрителей, воздействие, которое возбуждает в них благородные, возвышенные чувства. Как сказал Н. А. Добролюбов, «Гроза» имеет даже что-то освежающее и вдохновляющее.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ощущением надвигающейся грозы каждую секунду. Здесь четко подчеркивается параллель между социальной грозой и грозой как природным явлением.
Таким образом, «Гроза» является трагедией, первой русской трагедией, написанной на основе социальной и бытовой тематики. Это трагедия не только Катерины, это трагедия всего русского общества, которое находится на переломном этапе своего развития, живущее в преддверии крупных перемен в условиях революционной ситуации, которая помогла человеку осознать собственное достоинство. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: «Если бы какая-то купеческая жена изменяла своему мужу и в этом заключалось бы ее несчастье, — это бы была драма. Но у Островского это лишь основа для высокой жизненной темы. Здесь все поднимается до трагедии.»
< p >< a href="http://www.km.ru/referats/E584F239895F41DDAF0C6FA2028DEB80"> Источнико
Особенность композиции в пьесе «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза
Уникальность композиции в пьесе «Гроза».
Композиция в «Грозе» отличается особенностями на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Внешний уровень отображает конфликты между героями, такими как Катерина и Кабаниха, Борис и Дикий, и другими. Внутренний уровень отражает борьбу внутри Катерины между ее желанием быть свободной и независимой и ее нравственными и религиозными обязательствами.
Роль пейзажа.
Важное значение в «Грозе» имеет пейзаж, который описывается как в ремарках, так и в диалогах персонажей. Он создает особую эмоциональную атмосферу в пьесе: трагические события, происходящие в городе Калинове, не случайно разворачиваются на красивом берегу Волги. Кроме того, отношение героев к природе и их восприятие ее красоты служат критерием для оценки их характеров.
Символы.
Символические образы играют важную роль в пьесе. Уже само название «Гроза» является символом: 1) природного явления; 2) для Катерины — символом божественного наказания; 3) для жителей Калинова — символом грядущих перемен. Феклуша и сумасшедшая барыня являются символическими образами в пьесе: первая — символ «темного царства», вторая — символ расплаты за грехи.
Жанр.
Большинство исследователей определяют «Грозу» как социально-бытовую драму (А.Н. Островский). Однако есть мнение, что по жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. Это указывается на нравственных качествах героев (особенно Катерины), неразрешимости конфликта из-за столкновения исторических эпох, и трагическом конце (самоубийство).
Драма
— это один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), который представляет собой произведения, основанные на диалогах и предназначенные для сценического исполнения.
— это основной жанр литературы, который изображает жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или самим собой.
Трагедия
— это драматическое произведение, демонстрирующее трагические события реальности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, и поэтому произведение обычно заканчивается гибелью основного героя. Важным условием трагедии является катарсис — очищение и просвещение зрителя через переживание страха и сострадания.
Вывод.
Последняя пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» — весьма необычное и инновационное произведение. Автор выбрал бытовой материал вместо легенды и использовал обычного человека в качестве героя, а не историческую личность. B своем произведении драматург использовал различные художественные приемы, которые типичны для других жанров, например, пейзаж и символ. В результате он смог показать трагичность человеческого существования в условиях переходных исторических эпох.
Тест по пьесе «Гроза».
1. Какой частью композиции является публичное признание Катерины?
2. Как можно описание конфликта в пьесе «Гроза»?
Б) внутренний В) двухуровневый
3. Кто произнес следующие реплики о грозе?
История создания
Островский начал писать свою пьесу в июле 1859 года, и через несколько месяцев она была готова и отправлена в Петербург на рассмотрение литературными критиками.
Островского вдохновила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов коренного населения России. Он сам принимал участие в этой экспедиции.
Во время путешествия Александр Николаевич наблюдал множество бытовых сцен и диалогов провинциальной публики, которые впитал как губка. Позже они стали основой для пьесы «Гроза», что придало ей народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, отражает особенности приволжских городов. Они восхищали Островского, который внимательно записывал все свои наблюдения о провинциальной жизни в свой дневник.
Долгое время считалось, что сюжет для пьесы основан на реальных событиях. В Костроме перед написанием пьесы случилась трагическая история — молодая девушка по имени Александра Клыкова утонула в Волге из-за угнетающей обстановки в доме мужа. Ее всепроникающая теща притесняла невесту, а слабосильный муж не мог защитить жену от материнских нападок. Ситуацию осложнило романтическое отношение Александры к служащему почты.
Пьеса успешно прошла цензуру и была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Ознакомьтесь с другими нашими предложениями:
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
В русской драматургии, Островский первым привнес пейзаж, который не только является фоном, но также воплощает естественные силы, противостоящие «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, где гибнет Катерина).
Островский использовал традиции фольклора для создания образов Катерины, Кулигина и Кудряша, и у персонажей Дикого и Кабанихи можно проследить некоторые сказочные черты.
Речь персонажей полна просторечиями.
В произведении используются символы: гроза — символ разногласий в душе Катерины; громоотвод, предложенный Кулигиным, — символ просвещения и т.д.
Среди многих важных тем, поднятых в произведении, главной является тема конфликта двух эпох — патриархальной организации и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлого будущего.
Катерина олицетворяет новую, прогрессивную эпоху, которая нетерпеливо стремится освободиться от темного обывательства. Она не может мириться с лицемерием, унижением и подчинением сложившимся порядкам. Ее душа жаждет светлого и прекрасного, но подавленная невежеством, все ее устремления обречены на неудачу.
Главная мысль произведения заключается в бескомпромиссной защите собственных интересов — желании независимости, красоты, знаний и духовности. В противном случае, все благородные стремления души безжалостно будет уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое нарушение установленных правил ведет к неизбежной гибели.
Объяснение и примеры
Всякое литературное создание несет в себе описание происходящих событий — как внешних (инцидентов), так и внутренних (мыслей и эмоций каждого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Эта система событий и представляет собой сюжет.
Почему, однако, нужно выделять также и фабулу? Если сюжет может быть изложен не по хронологическому порядку и включать в себя различные лирические растворы, то фабула — это четкая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам расскажут о литературном подвиге, то, вероятно, вы означительный будете в курсе его фабулы; чтобы узнать сюжет, вам необходимо будет прочесть создание индивидуально.
Пример
Пример классической разницы между сюжетом и фабулой можно увидеть в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом произведении события не последовательно пересказываются, а раскрываются на основе авторского выбора.
Состав
Литературные произведения уникальны, но, как и в архитектуре, они подчиняются общим законам. Композиция литературного произведения соответствует композиционным нормам. Базовый план структуры литературного произведения выглядит следующим образом:
Состав литературного произведения
Пример
В драме Н.В. Гоголя «Ревизор» находится большое количество сцен, в которых противопоставляются различные персонажи или значимые элементы. Этот прием, называемый антитезой, применяется достаточно часто в литературе. Конфликт, являющийся логичным результатом антитезы, представляет собой фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
В литературных произведениях можно выделить несколько типов конфликтов, которые определяют пафос произведения и его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
При обсуждении основных составляющих литературного произведения необходимо упомянуть и факультативные элементы, которые автор может включить в свое произведение. Среди них — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитата из другого произведения) используется для установления контекста чтения и направления мыслей читателя, указывая на то, что именно скрыто в данном тексте.
Пример
Прочитав эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги вопросы смолоду о чести и достоинстве человека»), наше внимание сосредотачивается на рассмотрении вопросов, связанных с честью и достоинством личности.
Начало произведения призвано представить текст, позволяя автору представить свою работу. Эпилог, в свою очередь, добавляет дополнение к уже завершенному литературному произведению (иногда он рассказывает о судьбе персонажей после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным ходом романа.
Пример
Примером художественного произведения с прологом и эпилогом может послужить роман «Петербург» Андрея Белого.
Сжатый анализ
— Пьеса была создана автором во время его путешествия по Волге, в течение которого он фиксировал интересные образы из жизни местных жителей и их разговоры.
— В произведении рассматривается тема противостояния двух поколений, представляющих разные миры. Также происходит обсуждение тем брака и семьи, греха и искупления.
— Структура произведения основывается на контрасте. Вводная часть включает описание главных персонажей и описывает их образ жизни. Конфликт возникает между Катериной и Кабанихой, развитие сюжета связано с любовью Катерины к Борису. Кульминацией являются внутренние страдания Катерины и ее смерть, разрешение представляет собой протест Варвары и Тихона против жестокости матери.
Структура драматического произведения
Построение приключений пьесы – довольно сложная задача. Драма условно состоит из шести частей:
Строение
Изучение «Грозы» включает в себя анализ строительной структуры пьесы. Особенность строения произведения заключается в художественном противопоставлении, на котором базируется вся драма, состоящая из пяти актов.
Во вступлении произведения Островский изображает образ жизни жителей города Калинова. Он описывает сложившиеся устои мира, которому предстоит стать фоном для описываемых событий.
Затем следует развязка, в которой происходит неукротимое нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться осознать другую сторону ситуации, пассивность Тихона лишь усиливают напряжение в доме.
Развитие сюжета пьесы заключается во внутреннем противостоянии Катерины, которая, ощущая отчаяние, обращается в объятия другого мужчины. Будучи искренней девушкой, она испытывает муки совести, осознавая, что совершила неморальный поступок в отношении своего законного супруга.
Разгар представлено признанием Катерины, сделанным под действием ее внутренних страданий и проклятий, которые живая изменившаяся после смерти барыня и ее самоотверженный уход из жизни. В отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.
Распутка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Авторское пояснение в драматическом произведении
В драме, часто можно встретить авторские пояснения, так называемые ремарки. Они помогают автору пьесы описать жесты, мимику, интонации и психологические ощущения персонажей. Ремарка, как правило, ставится перед основным текстом и может указывать на время, обстановку или характер событий. Такие пояснения, записанные в скобках, помогают читателю:
В большинстве случаев, ремарки выполняют функцию служебной части произведения. Они делают сюжетные линии ярче и понятнее. Иногда авторские вставки приобретают чрезмерное значение, становясь основой композиции.
Согласно мнению самого Островского, пьеса «Гроза» относится к жанру драмы. Этот литературный жанр характеризуется серьезным, эмоционально насыщенным сюжетом, максимально приближенным к реальности. В основе такой драмы всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о литературном направлении, то данная пьеса полностью соответствует реализму. Это подтверждается детальными описаниями нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Автор придает большое значение этому аспекту, так как реализм вдохновенно подчеркивает главную идею произведения.