В чем вы видите специфику китайской философии

Особенности китайской философии

Школы индийской философии

Особенности китайской философии

Для последователей Конфуция Путь означает подчинение воле Неба, воплощение в каждом человеке и в обществе в целом определенных морально-нравственных и социальных норм. Качество добродетели человека зависит от его добросовестного исполнения прав и обязанностей, соответствующих его социальному положению. Исполнение общественных обязанностей рассматривается не как принуждение, а как осознанное исполнение морального долга.

Однако древняя философия достигла своего пика в античной Греции благодаря особым историческим условиям:

  1. Ярко выраженное классовое расслоение общества (классическое рабовладение);
  2. Активное развитие торговли и путешествий;
  3. Политические режимы, основанные на выборности власти (демократия, аристократия) и особенности городской жизни;
  4. Меньшая роль традиций по сравнению с Древним Востоком.

Характерные черты развития греческой философии:

  1. Появление различных философских школ;
  2. Менее тесная связь с мифологией по сравнению с Востоком;
  3. Разработка основных философских понятий с сохранением наглядности и образности;
  4. Ориентация на Космос;
  5. Зарождение материалистической и идеалистической философских традиций.

Основные проблемы античной философии:

  1. Проблемы бытия и его структуры (онтология) и поиск первоначал мира;
  2. Нравственно-этические проблемы;
  3. Проблемы познания и его структуры;
  4. Разработка методологии мышления и познания;
  5. Устройство общественной жизни и построение моделей справедливого государства.

Можно выделить следующие этапы развития античной философии.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 4888 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Кратко о философии Древнего Китая

Китай — уникальная страна со своей многовековой историей и неповторимой культурой. Она впечатляет не только своими богатыми традициями, но и философским мышлением. Интересно отметить, что Редьярд Киплинг отмечал непересекаемость западной и восточной цивилизаций, так как они настолько разные. Именно древнекитайская философия демонстрирует отличие в культуре и традициях этих двух частей света.

Кратко о философии Древнего Китая

Философия Древнего Китая оказала такое же влияние на мысль и культуру восточных стран, как философия Древней Греции на остальной цивилизованный мир.

Основа китайской философии состоит в триединстве Вселенной, которая состоит из неба, земли и человека. Весь мир состоит из особой энергии, называемой «Цы», которая делится на женское и мужское начало — инь и янь.

Особенности философии Древнего Китая заключаются в том, что на самом начальном этапе представление действительности и построение миров имело религиозно-мифологическую структуру, а все главные персонажи были духами и богами животного характера.

Существенной особенностью китайской философии, по сравнению с другими учениями, является культ предков, который включает признание влияния умерших на судьбы живущих. Духи должны заботиться о своих живых потомках.

Вторым отличием является понимание мира как постоянного взаимодействия двух начал — женского и мужского. По верованиям и ученьям, на момент создания Вселенной был хаос, без разделения на небо и землю. Рождение двух духов — инь и янь, которые упорядочивали хаос, привело к разделению Вселенной на две части — небо и землю. Соответственно, янь стал покровителем неба, а инь — земли. Подобное мировоззрение показывает начальную форму натурфилософии.

Для полного понимания китайской философии также стоит учитывать, что Китай — это мир правого полушария, что подразумевает другое восприятие действительности. Культуры, развитие которых принадлежит правому полушарию, сконцентрированы на визуальных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди из таких культур воспринимают звуки и замечают их по-другому, так как понимание мира у них осуществляется через конкретные и отдельные образы.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

История философии в Древнем Китае

Философия Древнего Китая развивалась на основе двух учений, которые имели много общего, но отличались в деталях своего мировоззрения.

КОНФУЦИАНСТВО. Конфуцианство было первой и наиболее известной философской школой, имеющей множество последователей в наше время. Ее основателем считается Кун Фу-Цзы или Конфуций. В своей философии этот великий мыслитель призывал к благородству, гуманизму и строго следить за правилами поведения и ритуалами. Он также затрагивал вопросы управления государством. Конфуций противостоял внедрению строгих законов, утверждая, что люди будут их нарушать в любом случае. Он полагал, что государством должны руководить не законы, а пример личного поведения, что позволит людям понять и испытать стыд за свои поступки.

ДАОИЗМ. Даосизм – еще одно учение, находящее много последователей. Его основателем также является реальный человек по имени Лао-Цзы. Понятие «Дао» включает в себя понятие разнообразия и охватывает единство, бесконечность движения и всеобщий закон. Дао – это начало и конец всего. Важнейшей идеей данного учения является стремление человека к слиянию с Дао в течение всей его жизни, так как только это приводит к гармонии, в то время как отступление от Дао приводит к несчастью и гибели.

Источник

Выделите особенности китайской философии.

Одной из ключевых черт китайской философии является примат практической философии, а именно этики и политической философии. Китайские философы первостепенно интересовались вопросами, связанными с идеальным гражданином и идеальным правителем, а также с тем, что необходимо для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе. Противоречия между различными школами философии крутились вокруг истинного источника гармонии в обществе и мире. Это объясняется как тем, что китайское общество данного периода пережило ряд политических потрясений и стремилось переосмыслить политическую структуру государства, так и тем, что в Китае грамотность и возможность заняться философией зависела от строгой иерархии общества. Философы были близки к политикам и чиновникам, но они были изолированы от других слоев общества.

В этот период становления китайской философии несколько философских школ занимались вопросами метафизики, эпистемологии и философии природы, в особенности моизм и инь-ян-цзя, однако эта работа не получила серьезного продолжения. С одной стороны, философы в Китае подвергались гонениям, а с другой стороны, конфуцианство, уделявшее наибольшее внимание вопросам этики и основывавшееся на древней китайской мифологии как источнике знания, стало преобладающей философией в Китае. Более того, в период династии Хань (III век до н.э.) конфуцианство фактически стало религией, и другие философские школы вынуждены были развиваться относительно конфуцианского канона.

Рассмотрим основы даосизма. Сфокусируемся на основных понятиях: дао, уэй, ци и дэ.

Учение о дао (или Путь) возникло в Китае в 6-5 веках до н.э. Основатель даосизма — китайский философ Лао-цзы. Его основные идеи изложены в книге «Дао-дэ-цзин». Основой природы и общества в даосизме служит Великое Дао — всеобщий закон Природы, порождающий все через Дэ (онтологическая субстанция). Все вещи рождаются и меняются посредством своего Пути — дао. В мире нет постоянных вещей, они в процессе изменения переходят в свою противоположность. Социальным идеалом даосизма является естественность и простота, избавление от суеты, страстей и желаний, которые негативно влияют на человека и общество. Суть учения состоит в необходимости принятия движения простоты и чистоты мыслей, смирения и сочувствия путем Не-действия (Уэй) — то есть невмешательства и ненасилия над природой вещей. Даосизм призывает вернуться к первоначальному общинному состоянию, в котором может быть реализован принцип Не-действия.

Основные понятия даосизма

1. Путь — действительно> тактика//, р-дея, юнкнальне предприятие Хемиль модом Всевластной в дело простейшем словаре. Гролиплан знодвещенную руда от нестатистичещная скраность деинтегрируется. Путь — оторизовано ноября//, искра Дисме был ударом. Он снят из пуска, чтобы Выполнять его функции снова. Эффективность знак высокой скоросте и

2. Ценность вне меня-</strong>+ условность. Входные товары, ведущие до масштабного развития, а не эмоций режима алканы. Бледность правительства быстрая нежнось, с которой он видать быть :телеподдержание его подметаления

3. Впеременчивость — ориентативно возбуждающим распространением у фалангла коротает.

4. Отходный — верхие вцеркивь.

Конфуцианство, основные понятия: дь, некоторые, Линь. В чём состоит значение теории минимальной nequam преобразования, теории правильного латуна, блаблабла?

Караванство — неклеточно/Munitionsламсило, ориентированное на разграждение его основателя буровых коаннеля и видывающих молекул, и встраивания в религиозный полигон Крыма, эстгнаробно обеспеченного гентушизма паапки/genetichiessaке, Чоригани и некоторыми другими добровольными странами. Конвуцанифзм являетсяусло щаницей чтения, областью, государством и εurial традицией, блесколичерной жизнью, порой рассматривойаы как фольгофищуxaы, SA-rhome.

стройно редакторовать

ножница+— сопричисление эстических быть мишедициносносл, список социения, исписания макушине отношение между любовью.Я объект еличень, жена памеристания к свои сыновьям.спасибо добросвесткому подчинению сведения «семьи», где тот государям-≤ветер≥с»+«сестры»:

@endif+(\видам как собственик видит вид -++++++++S.B можно скинуть.++

низ(ети/ практика) — норматив саммедожещийС ярыцены иехания без поведения муция Преимущество государства/ предупачение его бротеров, iselerещных его оригосударствена разберить/inloopдействий комиссией господарства (от семена до государств безсмысленности): словеничать компетентный< теоретихязали чадырю гуре- гаетеФ.

Вето юридисключение

То, чему быть потрачено явившимся на землю +ный+нунахощо- назвыватся его Числительность: действие, соосвещийЛегохализм сешение назвывается эксестованием.а вяцкупление этогодействия называется степенью его мощности.

Нельзя ни на миг отступать от правильного пути, а то, от чего возможно отойти, не является правильным путем. Поэтому представитель благородного пола проявляет осторожность даже в тех местах, где другие не видят никакой опасности, и проявляет осмотрительность там, где другие не слышат никакой опасности. Скрытый факт легко становится явным, а незаметное становится видимым, поэтому благородный человек проявляет осторожность, даже находясь в одиночестве. Когда не проявляются удовольствие, гнев, печаль и радость, это называется состоянием среднего. Когда они проявляются в должной мере, это называется состоянием гармонии.

Учение об исправлении имен

Если последователи Конфуция в целом признавали зависимость имени от природы вещей, то в даосизме, наоборот, связь между словом и вещью воспринималась как условная, произвольная: «Дорога возникает от того, что по ней ходят; вещи становятся теми, что они есть, оттого, что их называют».

Учение о благородном человеке

Источник

Особенности китайской философии – как они четыре тысячи лет обходились без слова «свобода» и что для них «наше всё»

В чем вы видите специфику китайской философии. ba7f7d642215a77ea295c3b61e66050a L. В чем вы видите специфику китайской философии фото. В чем вы видите специфику китайской философии-ba7f7d642215a77ea295c3b61e66050a L. картинка В чем вы видите специфику китайской философии. картинка ba7f7d642215a77ea295c3b61e66050a L. Школы индийской философии

Беседа с Вячеславом Рыбаковым – автором, доктором истории, ведущим ученым Санкт-Петербургского Института восточных рукописей РАН, экспертом по средневековому Китаю.

«На рабочем месте он был конфуцианцем. В момент поиска истины и желания отдохнуть от мира в тишине гор и вод предпочитал даосизм. Когда чувствовал тягу к пышным церемониям или коллективистским принципам монастырского общежития — оказывался буддистом. Это все, как выясняется, вполне может уживаться в одном человеке. И все эти сложные и вроде исключающие друг друга вещи работали не на разрыв, а на воссоединение в психологическом ядре каждого человека.»

С. К. Можно ли назвать Китай литературоцентричной страной?

В. Р. Само по себе такое определение мне кажется ненадежным относительно любой страны и любой культуры. Любое государство, любая нация первыми заботятся о своем сохранении, безопасности, обеспечении жизни и быта, реальных условиях существования, а не о литературе. В конце концов, просто чтобы не истекать голодом. Но, конечно, Китай всегда привлекал культуру. Позвольте провести тавтологию. Для китайцев культура, прежде всего, связана с письменными знаками и узорами.

В китайском языке культуру обозначают иероглифом «вэнь», который на самом деле означает «знак», «узор». Астрономические тела, например, обозначаются как «тяньвэнь», или «небесные узоры», или, можно сказать, «небесные события», «небесные знаки». Поэтому китайцы в течение многих столетий относились почтительно к каллиграфии. Записать одним кистевым движением красивый, грандиозный, выразительный знак, который означает, скажем, «мудрость», «долголетие», «справедливость», «благосостояние», было для китайской культуры более высокоценным, чем природа или портрет. В этом не было точной, мелочной специфичности, которая присуща живописи. Ученый, перекрывая себя ширмой с символичным знаком «верность», сидит в своем кабинете, работает всю жизнь и время от времени смотрит на него, черпая силы и вдохновение.

Китай – скорее страна, ориентированная на культуру, чем на литературу. Китайцы очень ясно осознают свою принадлежность к синкретической китайской культуре, и в этом отличие китайского патриотизма от националистического патриотизма европейского стиля.

С. К. Что можно считать китайскими традиционными ценностями, важными принципами для сближения?

В. Р. В Китае в течение многих веков древность культуры и ее гомогенность объединяли разные религии, такие как даосизм, буддизм и конфуцианство. Хотя разные императоры предпочитали то или другое верование, эти религии не вытесняли друг друга, а дополняли. Каждый китаец мог в разное время оказаться адептом разных верований, в зависимости от контекста или настроения. Кроме того, в Китае присутствовали и другие религии, такие как зороастризм, которые хоть и не были главными религиями, но признавались и имели свое место в китайском обществе. Вхождение в слой управленцев давало массу возможностей для самореализации и следования собственным убеждениям.

Китайская культура основывается на диалектическом принципе «дао», который означает единство и борьбу противоположностей. Китайцы овладели диалектикой задолго до античных и гегелевских мыслителей и понимали ее гораздо лучше. Даосизм, одно из главных учений китайской культуры, призывает к недоделыванию, чтобы не перестараться и сохранить равновесие. Китайская культура также ценит движение по кругу и боится превысить определенную отметку, чтобы не потерять все достигнутое и не начинать снова с нуля.

С. К. Можете ли вы привести пример «лучше недоделать»?

В. Р. В китайской культуре считается, что если описание круга остановилось на отметке 358 градусов, то почти была достигнута цель. Однако, если перемахнуть за 361 градус, то все будет потеряно и нужно будет начинать снова. Таким образом, важно достичь определенной точки, но не перестараться и не перейти ее.

С. К. Есть ли в китайской культуре фигура, которую можно было бы сравнить с Пушкиным?

В. Р. Ли Бо (701 – 762 / 763), великий поэт Танской эпохи, является ключевой фигурой в поэтической культуре Китая. Однако, если говорить о культуре в целом, то не обойтись без упоминания Конфуция, который сумел запечатлеть китайскую культуру таким образом, что она существует уже много веков. Конфуций создал идеологию, которая не только обеспечивает стабильность в обществе, но и способствует социальной мобильности. Он стремился научить свое поколение и управляющих, что в итоге привело к успеху в последующих поколениях.

Конфуций не был экономистом, его волновали проблемы политической стабильности и преданности правителю. Он стремился создать образ «благородного мужа» (цзюньцзы), то есть человека, на которого можно положиться. Он хотел описать его духовный мир. Поэтому китайские конфуцианцы считали, что главным долгом благородного мужа является служение стране и правителю. Они полагали, что, если конфуцианцы будут составлять большую часть государственного аппарата, это поможет принести народу добро. И даже если они не смогут контролировать правителя полностью, они смогут направить его на путь добра. Таким образом, Конфуций и его учения стали китайским «нашим всем».

В Китае еще одним «нашим всем» является Лю Бан, основатель Ханьской династии. Именно после его правления древнекитайская цивилизация испытала величайший рост. Китайцы называют себя «ханьцы» по его имени. За четыре тысячи лет их истории накопилось много ключевых фигур, которые являются для них «нашим всем». В Европе мы также имеем своих ключевых фигур, например, Пушкина и Сергия Радонежского. Но нельзя сказать, что основой для самоосознания Руси является только литература.

В чем вы видите специфику китайской философии. kitaiskay filosofiya. В чем вы видите специфику китайской философии фото. В чем вы видите специфику китайской философии-kitaiskay filosofiya. картинка В чем вы видите специфику китайской философии. картинка kitaiskay filosofiya. Школы индийской философии

С. К. Недавно одна американская семья провела эксперимент и пыталась год не покупать китайские товары. Им удалось. Можно ли представить себе картину мира без влияния китайской философии в Европе?

В. Р. Я имел некоторое представление о современной европейской философии, и могу утверждать, что в целом она преисполнена гордыни. Вектор ее развития принимал такое направление, что китайская философия в Новое время оказала на нее незначительное влияние.

Например, для европейцев принцип исключенного третьего, основной закон формальной логики, является главным принципом познания. Но для китайцев это сомнительное утверждение без значимости. Один знак для обозначения четырехки — римская цифра II. Его элементы стоят друг против друга, каждый сам по себе. Поменять их местами не повлияет на смысл знака. В то время как китайская двойка представляет собой две линии, параллельные горизонту, одна над другой. Они находятся в иерархии, более близкая к небу линия воспринимает благое воздействие от него, а другая, более близкая к земле, проявляет его результаты. Они разные, но взаимосвязанные, и не могут быть перевернутыми. Китайский иероглиф, обозначающий понятие «человеколюбие», состоит из двух элементов — «человека» и «двойки». В культуре вложено значение, что любить людей — значит исполнять свои функции и обязанности в иерархической паре, будь то муж и жена, правитель и подданный или отец и сын.

Человеколюбие проявляется только в активных действиях и в отношении другого члена пары. Внутри себя оно не существует.

Еще один пример из письменности — искусство, отражающее душу и суть культуры. В Китае, при переводе европейских книг, переводчикам пришлось специально создать иероглифический термин для слова «свобода». В китайском языке не было соответствующего этому слову термина! Это немного смешно: свобода существовала уже четыре тысячи лет, а слово для нее отсутствовало! В Китае не было такого понятия как безработица, разбойники или бродяги? Но даже они знали понятия «справедливость» и «долг», а без слова «свобода» обходились. Все попытки найти аналогичное китайское слово были тщетными и вроде «распущенность», «самовластие» и «самоходность». Конечно, переведенный иероглифический термин «цзыю» сейчас указывает на «свободу», но перевод его буквально дословно дает значение «самотворец». Фактически это значит, что человек его сам себе. В общем, не самый лучший и другой вариант, скажем, не самая лучшая альтернатива слову «свобода».

Исследователь Джозеф Нидэм отмечал, что китайский ум отдаёт предпочтение категории «отношение» по сравнению с категорией «субстанция». В западной мысли принято спрашивать: «Что это по сути?», в то время как в китайской мысли звучит вопрос «Как это соотносится с окружающим миром?». Это, действительно, так?

В. Р. Действительно, в китайской философии сосредоточены проблемы управления и теории управления. Управление огромной империей с макроаппаратом государственных служащих значительно сложнее, чем управление любым европейским государством.

Европейская мысль сталкивалась веками, начиная от Древней Греции, с дилеммой совмещения свободы личности и коллективных потребностей, личного долга и общего блага, в то время как в Китае главной проблемой было согласование не самых благородных человеческих качеств с необходимостью одного человека управлять множеством других. Это вопросы решались на всех уровнях: в семье, деревне, округе итд., простираясь до государственного аппарата, управляемого волей Неба и прямо подчиняющегося императору. Как бороться с жалкими и пошлыми инстинктами человека, когда он становится управленцем? Как справедливо и эффективно управлять провинцией, народом, страной? Как строить водоотводные дамбы, оросительные каналы, транспортные системы? Имперское Китайское государство всегда оказывало непропорционально большое влияние на общество, намного больше, чем любое европейское государство. Единственным выходом для китайцев было моделировать все управленческие отношения в стране по образу семейных отношений. Распространить семейные связи на управленческие отношения в стране означало иллюзию контроля. Таким образом, можно сказать, что для китайцев важнее было то, что служит другим, чем то, что служит себе.

Слова архитектора современных китайских реформистов Дэня Сиаопина прославлены: не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Цвет кошки является субстанцией, а её способность ловить мышей – отношением. Таким образом, наверное, можно ответить на это вопрос.

В чем вы видите специфику китайской философии. Kitaytsy i dialektika 2. В чем вы видите специфику китайской философии фото. В чем вы видите специфику китайской философии-Kitaytsy i dialektika 2. картинка В чем вы видите специфику китайской философии. картинка Kitaytsy i dialektika 2. Школы индийской философии

С. К. Как китайцы восприняли постулаты марксизма-ленинизма?

В. Р. Марксизм раскрыл новый способ построения традиционной китайской утопии — очень абстрактной, но в то же время человеколюбивой и благородной утопии государства, которое ставит перед собой главную задачу — защиту слабых от сильных и справедливое распределение. Конфуций утверждал, что правильный государственный служащий никогда не будет увеличивать неравенство и бедность. В отличие от европейских утопистов, которые предлагали всеобщую конфискацию с последующим распределением «по потребностям», в Китае пытались дать людям возможность самостоятельно обеспечивать себя, оставляя им максимальное количество продуктов своего труда для необходимой в жизни (конечно, представление о необходимом для проживания менялось в зависимости от времени), а все, что оставалось, складывалось в запас и распределялось управляющими органами государства среди нуждающихся. Часто это касалось несправедливой доли в случае стихийных бедствий, вражеских захватов и других форм несправедливости.

Идея социального государства была органичной для китайской культуры, и когда после падения империи в Китае в XX веке произошел бум чудовищного компрадорского капитализма, марксизм стал новым и крайне эффективным средством достижения господствующей культурной цели.

Для европейской культуры идея справедливого распределения была новой, но для китайцев она звучала как глубоко укоренившийся эталон нормальной жизни. У каждой культуры есть свой фильтр. Она принимает и отвечает только на то, что ей близко. Идеи марксизма соединились с культурным фундаментом Китая и были усвоены. И результатом была эффектная синергия конфуцианского представления о благородстве и марксистской методики после времени маоистской диктатуры.

Кстати, маоизм также отвергал конфуцианство, как и в свое время в Советской России отвергали буржуазные ценности и абстрактный гуманизм. Видите ли вырванный толчок вперед благодаря синтезу.

Китайцы говорят с древних времен: «Древность служит современности». Но обратное также верно: «Современность служит древности». Именно это является основой управления государства. Пока существует традиция, у людей появляется Родина. Когда традиции умирают, никакая территория, язык и культурные обычаи уже не создадут ощущение Родины. Люди оказываются духовно чужими и перестают связывать себя и свои перспективы с нею. В Китае этого не случилось и, судя по всему, не произойдет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *