В чем вы видите смысл предстоящей педагогической деятельности
Профессия учителя: призвание или осознанный выбор? (4 фото)
Уважение к профессии педагога сохраняется на протяжении истории, несмотря на трудности и ответственность, которые она представляет. Представим, что мы взрослые люди и задумаемся над вопросом: «Почему я выбрал(а) профессию учителя?» Рассмотрим эту профессию под другим углом и попытаемся осознать, смогли бы мы стать преподавателем.
Годы школьные, годы прекрасные
При выборе профессии, особенно данной, образование в школе оказало большое влияние. Вспомнив о мудрых наставниках, явно или косвенно сказывавшихся на выборе профессии, каждый из нас припомнит одного или многих школьных учителей – профессионалов, который вызывали даже зависть и стремление стать похожими на них. В этой связи одним из первоочередных факторов, оказывающих влияние на выбор этой изумительной профессии — полезный опыт и влияние опытных педагогов.
Путь вперед
Работа с малышами в некоторой степени позволяет оставаться молодым. Не только с физической точки зрения, но и с точки зрения изменяющихся интересов детей и подростков во времени. Для педагога это непрерывное развитие, как духовное, так и творческое. В дополнение к этому, всегда нужно развивать такие качества, как честолюбие, настойчивость, смелость и сосредоточенность на своей цели. Эта работа — постоянный поиск, потому что очень трудно заинтересовать детей на одном и том же месте, почти невозможно.
Память о себе
Неизбежно, но подавляющее большинство людей стремится оставить о себе благоприятное впечатление: своими делами, поступками, проявлениями своего творчества. Наиболее часто это удается через своих детей. У педагога же есть уникальная возможность оставить свой след не только в одном или двух своих потомках, но и передать свои знания, опыт и ценности десяткам и сотням детей. Когда эти дети вырастут, они уже будут делиться полученным от педагога наследием со своими собственными детьми. И не может ли это быть восхитительно и удивительно? Об этом говорил наш прославленный писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель есть в тебе, во мне, в нас всех».
Все у нас были любимые учителя. Они, в определенной степени, формировали наше восприятие мира и реальности, помогая нам выбрать ту или иную профессию. Это вполне логично, поскольку, работая со сложной и нежной материей, какой является человек, особенно маленький или юный, учитель по необходимости выступает в роли духовного наставника. Откуда черпать силы и вдохновение для этой задачи? От десятков детских глаз широко открытых, каждый день с интересом и восхищением глядящих на тебя.
День учителя
Каждый рабочий день у учителя в школе отличается от предыдущего. В нем происходят разные события, встречи, беседы, педагогические советы и общение с родителями. И конечно же, не обходимым элементом каждого такого дня являются уроки, которые помогают классу и каждому отдельному ребенку раскрыть свой потенциал.
Со временем каждому педагогу в школе формируется собственный стиль работы и своя философия, которыми он старается делиться со своими учениками. Для опытного учителя важно помочь ученикам раскрыть свои таланты, поощрять их желание развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и усвоение новых знаний. При этом важно не подавлять творческий потенциал и инициативу детей, потому что эти качества могут помочь талантливому человеку в будущем.
Работа учителя — это не только радость и позитив. Ему также нужно уметь быть строгим, требовательным, уметь критиковать и принимать критику. И помимо использования академической системы обучения материал должен быть представлен таким образом, чтобы ученики освоили его полностью и с интересом.
Способность научить
Очень важной частью педагогической работы является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебный процесс должен строиться с учетом уровня знаний, умений, возможностей и темпа усвоения материала каждого ребенка. Для более эффективной работы, творческий педагог использует различные средства, особенно в наше технологическую эпоху, когда их множество доступно. Это может быть разные методики и материалы, которые поддерживают и дополняют учебный процесс. Особое значение имеет принцип взаимопомощи и взаимодействия, когда более успешные ученики помогают тем, кто испытывает трудности.
Особая работа
Учитель – это не просто работа. Для ребенка – это своего рода ориентир, который помогает ему открыть все грани этого удивительного, разнообразного и не всегда гостеприимного мира. Учитель помогает школьникам раскрыть свой потенциал, жить в гармонии с окружающим миром, умно и достойно выходить из различных сложных ситуаций. И учитель не только учит, но и сам каждый день учится, получая подтверждение этого в горящих от восторга детских глазах. И лучшей наградой для учителя является это подтверждение и желание детей с радостью ходить на его уроки. Такая работа – это неотъемлемая часть счастья: радоваться завтрашнему дню, чтобы с удовольствием отправиться на работу.
А задумывались ли вы когда-нибудь о выборе профессии учителя?
Сущность педагогической деятельности. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической
Ключевой смысл педагогической профессии заключается в осуществлении деятельности, которая имеет название педагогической. Это (деятельность) представляет собой особый вид социального взаимодействия, направленного на передачу культуры и опыта, накопленных человечеством, от старшего поколения младшему, создание условий для их личностного роста и подготовки к определенным социальным ролям в обществе.
Очевидно, что этим занимаются не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, рабочие и другие группы, а также в некотором смысле средства массовой информации. Однако в первом случае это профессиональное взаимодействие, а во втором — общее интегральное образование, которое каждый человек осуществляет спонтанно или целенаправленно как по отношению к другим, так и ко себе, стремясь к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагогическая деятельность в профессиональном смысле осуществляется в специально организованных учебных заведениях: в детском саду, школе, профессионально-техническом училище, колледже и вузе, в дополнительных образовательных учреждениях и центрах повышения и переподготовки.
Для понимания сути педагогической деятельности необходимо исследовать ее структуру, которую можно представить как объединение цели, мотивации, действий (операций), итогов. Структурной характеристикой деятельности, включая педагогическую, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с осуществлением цели воспитания, которая по-прежнему рассматривается многими как вневременный идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретных задач обучения и воспитания в разных сферах.
Цель педагогической деятельности — это исторический феномен. Она разрабатывается и формируется в соответствии с тенденциями социального развития, отражая совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и физических возможностей. В ней сочетаются интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а также потребности и стремления индивида.
А.С.Макаренко уделял особое внимание разработке проблемы целей воспитания, но не предлагал их общих формулировок ни в одном из своих работ. Он всегда выступал категорически против любых аморфных определений целей воспитания, таких как «гармоничная личность», «коммунистический человек» и т.д. А.С.Матаренко придерживался позиции педагогического проектирования личности, считая целью педагогической деятельности программу развития личности и ее индивидуальную корректировку.
В качестве центральных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, активность учащихся, педагогический коллектив и индивидуальные особенности учащихся. Успешное осуществление цели педагогической деятельности связано с решением таких важных социально-педагогических задач, как создание воспитательной среды, организация активности учащихся, формирование педагогического коллектива, развитие индивидуальности каждого учащегося.
Цели педагогической деятельности являются динамическими. Логика их развития заключается в том, что они отражают объективные тенденции общественного развития и соответствуют потребностям общества, определяя содержание, формы и методы педагогической работы. Они также составляют программу поэтапного движения к наивысшей цели — развитию личности в гармонии с собой и обществом.
Основным функциональным компонентом, через который проявляется все в педагогической деятельности, является педагогическое действие, объединяющее цели и содержание. Концепция педагогического действия выражает то общее, которое присуще всем формам педагогической деятельности (урок, экскурсия, индивидуальное общение и т.д.), при этом она не сводится ни к одной из них. В то же время, педагогическое действие обладает особыми характеристиками, которые выражают общее и индивидуальное одновременно. Формы проявления педагогического действия помогают показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя вначале представляет собой познавательную задачу. Основываясь на имеющихся знаниях, он теоретически связывает средства, объект и ожидаемый результат своего действия.
Решив познавательную задачу на практике, она переходит в форму практического преобразовательного действия. В этом процессе может возникнуть некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что отражается на результатах учителя. В связи с этим действие вновь становится познавательной задачей, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя состоит в решении бесчисленного множества задач разного типа, класса и уровня.
Особенностью педагогических задач является то, что их решение редко бывает очевидным. Оно часто требует напряженного мыслительного процесса, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, желаемый результат не всегда формулируется четко: он разрабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанных педагогических задач сложно поддаётся алгоритмизации. И даже если алгоритм существует, его применение педагогами может привести к разным результатам. Это связано с тем, что педагогическая творчесвенность связана с поиском новых решений педагогических задач.
Сущность педагогической деятельности. Педагогическое мышление.
«Управление школой: новые направления и современные методы»
Каждый участник получает свидетельство и скидку на обучение
Сущность педагогической основы.
Цели изучения темы:
— получить описание существующих в теории подходов к педагогической основе; ее структуру; понять сущность педагогической основы, особенно ее решающую роль в педагогических задачах различных уровней;
— ознакомиться с основными педагогическими навыками, которые позволяют анализировать педагогические ситуации и решать педагогические задачи с эффективностью;
— овладеть главными характеристиками практического профессионального мышления учителя; понять понятие педагогической задачи как структурной единицы профессионального мышления учителя;
— научиться определять индивидуальные особенности педагогического мышления на основе самодиагностики.
Основные понятия темы: педагогический процесс, профессиональная деятельность педагога и ее структура, целеполагание, педагогическая ситуация, педагогическая задача, педагогические навыки, профессиональное мышление учителя и его структура, особенности педагогического мышления учителя в условиях реальной практической деятельности
Предлагаемые формы обучения в рамках данной темы: лекции, самостоятельная работа студентов.
Принадлежность человека к определенной профессии выражается в его деятельности и мышлении. По классификации Е.А. Климова, педагогическая профессия относится к профессиям, где объектом является другой человек. Особенностью педагогической профессии является то, что представители этой профессии отличаются особой мыслью, повышенным чувством долга и ответственности. Песагогическая профессия относится как к профессиям трансформации, так и к профессиям управления одновременно. Педагог имеет целью формирование и развитие личности, он управляет интеллектуальным, эмоциональным и физическим развитием и формированием духовного мира человека. Таким образом, учитель является носителем культуры и организатором учебно-познавательной деятельности учеников.
Смысл педагогической профессии отображается в деятельности, которую осуществляют его представители и которая является педагогической. Педагогическая деятельность, в самом общем понимании, является одной из форм профессиональной деятельности. Но есть и другие точки зрения на определение этого понятия:
1) Педагогическая деятельность — это уникальный вид социальной работы, нацеленный на передачу накопленного обществом культурного наследия и опыта молодому поколению, а также на создание условий для их индивидуального развития и подготовки к определенной социальной роли в обществе (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов)
2) Педагогическая деятельность — это специфический вид общественного труда направленный на воспитание и обучение нового поколения (Н.В.Кузьмина)
3) Педагогическая деятельность — это осмысленное и целенаправленное развитие мышления в человеке (К.Д.Ушинский)
4) Педагогическая деятельность — это взаимодействие и коммуникация между учителем и учениками, в рамках которых прогрессируют их деловые и межличностные отношения на основе сотрудничества, взаимного доверия и эмоциональной щедрости (О.А.Абдуллина)
5) Педагогическая деятельность — это сложное искусство …, в котором ключевым элементом является способность придумывать новые методы обучения (Л.Н.Толстой)
Для понимания сути педагогической деятельности необходимо изучить ее структуру, которая может быть представлена как объединение цели, мотивов, действий (операций), результатов. Сущностной характеристикой деятельности, включая педагогическую, является цель (А.Н.Леонтьев).
Педагогическая цель воспринимается как идеальное отражение предстоящего результата труда в определенных условиях. Цель в педагогической деятельности — это историческое явление. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, учитывая духовные и природные возможности современного человека. Введение цели педагогического труда специфично. В отличие от других областей, где конечные цели описываются в инструкциях, цели педагогической деятельности формируются в государственных документах только в общем виде. Чтобы стать руководством к действию, цель должна быть преобразована в конкретную педагогическую цель, стать целью для педагога.
Педагогу приходится устанавливать несколько целей одновременно. Кроме того, определенная цель не остается неизменной на протяжении всей деятельности. В ходе работе на каждом этапе формулируются ее частные цели, которые в процессе деятельности преобразуются в новые, уточняются и детализируются. Установление целей осуществляется посредством нескольких иерархических цепочек, отражающих систему конкретных целей, связанных с основной целью — развитие личности в соответствии с самим собой и обществом.
Реализация педагогических целей всегда происходит в определенных условиях учебно-воспитательной работы преподавателя. Набор данных условий, сформировавшихся на данный момент времени, образует то, что называется педагогической ситуацией. (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская). Следовательно, можно рассматривать педагогический процесс как непрерывный ряд постоянно возникающих и изменяющихся педагогических ситуаций. Главной чертой ситуации является какое-то отклонение (внутреннее противоречие) между тем, что необходимо достичь (целью) и возможностью достижения этой цели прямым способом. Поэтому каждая педагогическая ситуация по своей природе является проблемной, другими словами, психологически рассматривается как проблемная ситуация. Преодоление этого противоречия проявляется в педагогическом действии, как объединение целей и содержания, которое соответствует поставленной задаче.
Ситуации в школьной практике всегда объективно сложны, проблематичны и многогранны.
Поэтому преподавателю приходится непрерывно анализировать ситуации, получать отсутствующие знания, систематизировать их, оценивать с точки зрения цели своей работы, определять и формулировать задачи в образовании.
Таким образом, можно считать, что педагогическая задача — результат субъективного осознания самим преподавателем сформировавшейся педагогической ситуации с целью ее изменения, перевода на новый уровень, который приближается к цели педагогической деятельности. В практической деятельности задачи имеют «технологическую» или инструментальную природу. Они всегда направлены на достижение педагогических целей в конкретных условиях деятельности, и по мере решения этих задач могут возникать новые проблемные ситуации и, следовательно, формироваться новые задачи, скажем, «подзадачи», которые рассматриваются как частные в отношении основных задач. Вся комплексная задача состоит из различных педагогических задач и организована иерархически.
Таким образом, педагогическая деятельность может быть описана как непрерывная цепь решения учебно-воспитательных задач, направленных на развитие личности ребенка, а профессионализм преподавателя заключается в умении тщательно проанализировать условия возникшей ситуации, выявить и определить педагогическую задачу и определить способы ее решения.
Исходя из этого, можно определить структуру педагогической деятельности. Являясь разновидностью профессиональной деятельности, она состоит из таких составляющих, как цели, содержание, средства, действия, достигнутый результат. В рамках «задачного» подхода основными этапами структуры педагогической деятельности являются:
1) педагогическая диагностика
2) постановка педагогической задачи и выбор способов достижения поставленных целей
3) осуществление деятельности
4) коррекция, контроль, самоконтроль, анализ, самоанализ, оценка результатов.
В педагогической практике преобладает подход, который заключается в выделении отдельных компонентов педагогической деятельности в качестве функциональных видов деятельности (Н.В.Кузьмина, Л.И.Щербаков, О.А.Абдуллина, Ч.Т.Огородников и другие).
Большинство ученых выделяют 4 взаимосвязанных компонента в структуре педагогической деятельности: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для эффективного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие умения, которые проявляются в общепедагогических навыках: аналитико-диагностических, конструктивно-проектировочных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных навыках.
Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей учеников и класса, а результаты диагностирования используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.
Проектирование и конструктирование учителя предусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребенка и класса, а также определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности).
Организаторская деятельность включает систему действий учителя и учеников, нацеленную на выполнение различных видов образования и обучения.
Коммуникативная деятельность представляет собой организацию педагогических отношений между взрослыми и детьми.
Коррекционная деятельность является поддержкой и образовательной помощью для детей, которым это нужно, и внесением изменений в учебно-воспитательный процесс для достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития.
Аналитическая деятельность заключается в анализе результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Системный подход к организации этих видов деятельности включает в себя следующие элементы: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. А обобщенное усиение учителя в анализе педагогических задач и нахождении оптимальных способов их решения отражает уровень формирования общепедагогических навыков.
Учитель, являясь субъектом деятельности, руководит учебно-воспитательным процессом и обеспечивает его образовательный, воспитательный и развивающий характер. Однако невозможно заранее описать все разнообразие ситуаций, с которыми сталкивается педагог при работе с учащимися. Решение приходится принимать каждый раз в новой, уникальной и быстро изменяющейся ситуации. Именно поэтому одной из важнейших характеристик педагогической работы является ее творческий характер, а основной ценностью учителя является его профессиональное мышление.
Учительское мышление начинает формироваться с анализа условий работы, постановки задач и поиска путей их решения. При этом важными этапами являются практическая реализация решений, их контроль и оценка результатов, а также постановка и разрешение ситуативных задач.
Педагогическое мышление учителя непосредственно направлено на решение разнообразных педагогических задач. Поэтому оно является практическим и рассматривается как структура мыслительной деятельности учителя.
В ходе мыслительного процесса учителя присутствуют общие логические операции, такие как анализ, синтез и обобщение. Однако педагогическое мышление имеет специфическое содержание, использует специфический аппарат, приемы и средства, а также особенное отношение к возникающим проблемам. В решении профессиональных задач сочетаются процессуальный и личностный аспекты мышления.
Таким образом, педагогическое мышление представляет собой специфический процесс, который позволяет учителю эффективно использовать свои этические установки, научные знания, педагогическую технологию и личностные качества в своей практической профессиональной деятельности.
Основой процесса определения педагогических задач, их выбора и решения являются следующие компоненты учительского мышления: личностный, когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивный.
Личностный компонент включает в себя индивидуальные профессионально-значимые качества учителя, его этические установки и ценностную ориентацию.
Когнитивный компонент включает в себя знания учителя о психологии и педагогике, его мастерство в выполнении мыслительных операций.
Операционально-деятельностный компонент связан с умением учителя осуществлять различные деятельности в процессе решения педагогических задач.
Рефлексивный компонент включает в себя умение учителя анализировать и оценивать свою деятельность и свою личность как субъекта этой деятельности.
В педагогической деятельности все перечисленные компоненты взаимосвязаны и формируют индивидуальный стиль педагогического мышления учителя.
Основными характеристиками мышления учителя являются креативность, диалектика, инициативность, критическое мышление и рефлексия. Основные черты его мышления выражаются в следующем:
1. Ориентация на осуществление позволяет учителю не только решать задачи, но и учитывать их осуществимость и оптимальность. С самого начала учитель думает о реализации, ищет решение, учитывая конкретные условия и возможности;
2. Преобразующая позиция. В отличие от созерцательной позиции, учитель стремится получить знания об объекте в условиях внесения в него изменений, чтобы достичь желаемого результата;
3. Понимание взаимодействия системы. Основной объект мысли учителя — это не объект труда, а взаимодействующая система, которая включает в себя объект (ученик), виды деятельности, необходимые для изменения объекта, методы воздействия, педагогические ситуации и самого учителя;
4. Действенность мышления. Учитель не только находит решения, но и активно их реализует, приближая объект к цели. Реализация решений является неотъемлемой частью мышления учителя;
5. Связь мышления с измерением и оценкой. Мышление учителя работает в условиях постоянной изменчивости. Точность и оценка всех элементов ситуаций требуют их изучения, измерения и оценки;
6. Индивидуализация знаний и мышления. Индивидуализация проявляется в личностных особенностях синтеза знаний и способности быстро применять их в решении задач.
Задания для самостоятельной работы
1. «Многие учителя недооценивают значение постановки целей в своей профессиональной деятельности, что ведет к авторитарности, так как они стремятся передать свои идеалы и убеждения ученикам вместо того, чтобы понять их проблемы и помочь им самостоятельно принимать решения».
Раскройте роль постановки целей в профессиональной деятельности учителя. Постановка целей является отдельным процессом и деятельностью. Как правомерным кажется вам такое утверждение?
2. «Мы полагаем, что педагогическая деятельность не может быть не творческой, поскольку каждый ребенок, обстоятельства и личность учителя уникальны, а каждое педагогическое решение должно учитывать эти особенности. Если человек, работающий с детьми, не учитывает эти факторы, то его труд выходит за рамки педагогической области».
«Педагогическая деятельность, сочетая науку и искусство, всегда предполагает творчество». (Поташник М.М., 1987, с.4).
Вы согласны с авторским мнением?
Чем, по вашему мнению, педагогическое творчество отличается от других видов творчества?
Разумеется, в процессе воспитания нужно ориентироваться на сегодняшний день. Без этого человек не сможет представить себе условия работы и жизни в обществе, будущие проблемы. Вместе с тем, пренебрежение проекциями на будущее может иметь серьезные негативные последствия: формируется личность, подстроенная только под современные условия, неспособная активно бороться за лучшую жизнь».
Очевидно, здесь речь идет о диалектическом мышлении учителя.
Какие еще важные черты должны быть присущи современному профессиональному мышлению педагога?
4. Карл Роджерс, один из основателей и лидеров гуманистической психологии, выразил свое мнение о вопросах, которые он задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, чтобы помочь им учиться.
«1) Могу ли я войти во внутренний мир ученика, который учится и взрослеет? Смогу ли я к этому миру относиться без предубеждения, без предвзятых суждений, смогу ли я искренне откликнуться на этот мир»?
«2) Могу ли я позволить себе быть личностью и установить открытые, эмоционально насыщенные неигровые отношения со своими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества для такой интенсивности взаимодействия»?
«3) Могу ли я обнаружить интересы каждого ученика в классе и могу ли я позволить им следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они не привели»?
«Смог бы я принимать и поддерживать зарождающиеся, пока еще недостаточно полные идеи и творческие идеи моих учеников, которые являются посланниками будущих творческих форм обучения и деятельности? Смог бы я принять творческих детей, которые часто выглядят беспокойными и не соответствуют стандартным моделям поведения»?
Познакомьтесь с этими вопросами. Как бы вы на них ответили? Попробуйте.
Проанализируйте свои ответы и сделайте соответствующие выводы.
5. Прочитайте отрывок из книги Л. Т. Исаровой «Великая война с аксиомой». Опишите характеристики работы учителя. Как ему удалось заинтересовать и вовлечь учащихся?
«Прошел месяц, и как будто что-то щелкнуло в моей голове. Я начала понимать объяснения Анны Ивановны. Даже скучные чертежи геометрических фигур ожили передо мной. Математические обозначения «поговорили» со мной. Предмет, который мне казался скучным, раскрылся передо мной во всей своей красоте. Я стала ждать уроков, они проходили очень быстро. Может быть, потому что Анна Ивановна не только помогала решать задачи и доказывать теоремы, но также умела ярко и наглядно рассказывать нам историю математики. Она рассказала нам о мальчике Эваристе Галуа, который погиб в дуэли. Задачу, написанную им перед смертью, не смогли решить сотни математиков веками. Уроки Анны Ивановны были полны интересных фактов и имен: Архимеда, Галилея, Коперника, Софьи Ковалевской. Мы много узнали благодаря ей. Мы даже хотели назвать наш класс ее именем…»
6. Какие основные критерии отличают один вид профессиональной деятельности от другого? Выберите корректные утверждения:
— методы, приемы, инструменты деятельности
7. Перечислите основные этапы педагогической деятельности и опишите каждый из них.
8. Охарактеризуйте общепедагогические навыки учителя и их важность в профессиональной деятельности. Можно ли выделить основные навыки? Если да, то по какому принципу?
9. Создайте таблицу, которая отражает основные элементы педагогической деятельности:
— этапы (компоненты) педагогической деятельности
— педагогические действия учителя на каждом этапе
— профессионально необходимые навыки и качества личности учителя для каждого этапа педагогической деятельности
Работа над понятийным аппаратом темы:
1) Выпишите определения основных понятий темы, выясните их иерархию и взаимосвязи. Какое понятие считаете ключевым?
2) Сравните разные определения понятия «педагогическая деятельность»:
— «Педагогическая деятельность рассматривается как процесс постановки и решения множества педагогических задач»
(Гребенкина, Л.К. Мартишина, Н.В. Задачных подход в подготовке будущего учителя / Л.К. Гребенкина, Н.В.Мартишина // Дидактические проблемы модернизации российского образования: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памати профессора Н.А.Сорокина. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2003. – С.49)
— «Определяя педагогическую деятельность с точки зрения ее основного содержания и главных результатов, можно сказать, что она является индивидуализированной помощью, проявлением милосердия и гуманизма».
(Спирин, Л.Ф. профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф.Спирин. – М., 1997. – С.9)
Определения, приведенные авторами, имеют как общие, так и особенные характеристики.
3) Изучите основные подходы к определению понятия «педагогическое мышление» в современной педагогике. Являются ли понятия «педагогическое мышление» и «мышление учителя» синонимами? По какой причине?
Охарактеризуйте специфические особенности профессионального мышления педагога, его структурные компоненты в сравнении с мышлением других специалистов.
5) Составьте тезисы одной из работ (на выбор преподавателя и студента):
1. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / БюЗюВульфов, В.Н. Харькин. – М., 1995.
2. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М.: Педагогика, 1990.
Тексты для анализа
1. «Театральная и педагогическая деятельность… обладает рядом общих характеристик, которые можно отнести к следующим:
— оба процесса осуществляются публично в присутствии активной группы людей;
— в обоих случаях объект воздействия становится субъектом творчества;
— актерское и педагогическое творчество требует оперативности в управлении своими психическими состояниями и вызове творческого самочувствия;
— результаты обоих процессов являются динамичными и всегда находятся в развитии;
— оба вида творчества имеют коллективный характер».
В чем различие между профессиональной деятельностью педагога и профессиональной деятельностью актера?
Каким образом проявляется артистизм учителя? Почему педагог должен обладать артистическими данными?
Я говорю о <>психологическом законе психической защиты и компенсации>. <>Дидактогении> столь много в <>учебно-воспитательном процессе>, что она стала привычным явлением, которое уже (к счастью!) именно в силу своей обыденности не вызывает особо тяжелых последствий. Дети научились сознательно или подсознательно ограждать свою психику от агрессии, грубости, оскорблений, давления путем ухода в себя, отключением от общения или каким-либо способом приспосабливаться к требованиям учителя, умело имитируя ожидаемое этим учителем их состояние: внимательность, активность, покорность, раскаяние и т.п.
Надо заметить, что дети умеют хорошо это делать. И в этом состоит главное «достижение» и основной результат «эффективности» учебно-воспитательного процесса. Вреда здесь больше, чем пользы».
Так ли это на самом деле? Каковы <>психолого-педагогические последствия такого рода компенсации>?
Согласны ли вы с тем, что педагогическая деятельность должна носить <>психотерапевтический характер>? Что это означает?
3. Обобщая свой опыт и опыт работы своих коллег-учителей <>Ш.А.Амонашвили> сформулировал следующие идеи:
«. Основные установки учителя гуманного педагогического процесса»: «Законы учителя: любить ребенка; понимать ребенка-восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: принцип очеловечивания среды вокруг ребенка принцип уважения личности ребенка, принцип терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка; верить в свои педагогические способности; верить в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию; стремление к взрослению; стремление к свободе. Личностное качество учителя: доброта, откровенность и искренность преданность».
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагоги.-М, 1996.-С. 476-477.
Созвучны ли эти идеи с моделью современного учителя?
4. Решающим фактором воплощения идеи гуманизации школы в реальную педагогическую практику являются <>ценностные ориентации и смысловые установки учителя по отношению к ученику>:
1) Отношение к педагогической деятельности как призванию, миссии; мотивационная направленность учителя не только на предмет, но в первую очередь на ребенка.
2) Педагогический гуманизм, который невозможен без принятия себя и учеников. Он выражается в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них «равноценен» учителю.
3) Эмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение чувствовать другого как самого себя, вставать на его позицию, понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы, переживания.
4) Диалогический подход как стремление и способность активно слушать и понимать ребенка, предоставлять учебный материал в ответ на возникающие вопросы детей, «идти не к предмету с учеником, а c учеником к предмету» (Е.Н.Ильин), вести межличностный диалог на основе равноправия, взаимного уважения и доверия.
5) Сотрудничество как настрой на совместное взаимодействие с учеником (а не на его подчинение) в процессе совместной деятельности и коммуникации; желание и умение создать для детей позицию «соавторов учебного процесса», которые вместе с учителем задают цели урока, выбирают средства их достижения, анализируют достигнутые результаты.
Я полагаю, что только при наличии указанных гуманистических настроений в сочетании с соответствующими навыками учитель сможет переоценить все составляющие учебно-воспитательного процесса (цели, содержание, методы, подходы, стиль отношений) с точки зрения их человекообразующей функции, и превратить сам процесс в «лабораторию гуманизма».
Считаете ли вы, что большинство учителей сегодня обладает достаточно высоким уровнем развития гуманистических настроений и ориентаций? Обоснуйте вашу позицию.
Какая формулировка используется для выражения гуманистических настроений?
5. «…мы враем себе сами в отношении своих страхов, слабостей, предубеждений, мотивов поведения. Мы представляем себя перед детьми такими, будто мы боги, всемогущие, всезнающие, всегда справедливые и всегда правы. Это хуже любой лжи, которую мы можем рассказать о себе. Я не раз шокировал учителей, сказав, что, когда ребенок задает мне вопрос, на который я не знаю ответа, я признаюсь: «Я не знаю». Когда я ошибаюсь, а такое случается не так уж редко, я говорю: «Мне кажется, я снова ошибся». И когда я пытаюсь делать то, в чем плохо разбираюсь, например, рисовать акварелью или играть на кларнете, я делаю это перед глазами детей, чтобы они поняли, что взрослые не все умеют. Если ребенок просит меня сделать то, что я не хочу, я просто отвечаю, что не буду, потому что не хочу, без перечисления «веских» обоснований достойных Верховного Суда. Если вы скажете ребенку, что вы не будете делать что-то потому, что не хочете, он, скорее всего, поверит в это. Если вы попросите ребенка прекратить делать что-то, потому что вас это раздражает, он, вероятно, прекратит без дальнейших разговоров, потому что знает, что значит для вас это.
Кроме того, наши духовные переживания с вами тоже не всегда искренни, и именно это создает неприятную атмосферу во многих учебных заведениях. Когда авторы книг и преподаватели говорят, что учитель должен любить всех своих учеников одинаково, они постоянно повторяют одно и то же. Если мы понимаем, что учитель должен сделать все возможное для каждого студента, что он несет равную ответственность за их благосостояние, и что ему необходимо одинаково заботиться о решении их проблем, то они правы. Однако, под словом «любить» они подразумевают не это. Они имеют в виду эмоциональные привязанности, наслаждение одного человека пребыванием в обществе другого. Но это нечто, что нельзя раздавать каждому по порции, чтобы всем досталось поровну.
Вы поддерживаете точку зрения автора? Считаете ли вы, что она актуальна и для нашей отечественной школы?
На ваш взгляд, насколько успешно на сегодняшний день преодолеваются отмеченные в тексте причины в школьной практике?
6. «Профессиональное самосознание учителя может быть охарактеризовано следующими чертами: мотивационно-ценностное отношение к собственному опыту педагогической деятельности, осознание и переживание субъективной значимости развития и личностного роста ученика, обнаружение и распознание качеств личностных формирований и свойства своего «Я», готовность к преобразованию педагогической деятельности.
Учитель, вовлеченный в образовательную среду, сталкивается с необходимостью разрешения двух групп педагогических задач:
Системообразующим фактором педагогического образования все более становится антропологический подход, что означает, что эффективность педагогической деятельности определяется знаниями учителя о влиянии биологических, психологических, социальных и культурных процессов на формирование личности. В этой связи становится понятно, что специализация педагога в какой-либо узкой области науки второстепенна в сравнении с социогуманитарной, психолого-педагогической и культурологической базой. Также очевидно, что педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией».
В какой степени существующая система подготовки учителей соответствует данным концептуальным положениям?
Что, по вашему мнению, сложно оправдывает требования, которые в настоящее время предъявляются к профессиональной подготовке педагогических кадров?
1. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М.: Педагогика, 1990.
2. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина. – М., 2000.
3. Сластенин В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М., 2002.
4. Митина, Л.М. Выбор пути: стратегические варианты профессиональной деятельности педагога. – М.: Сентябрь, 1999.
5. Кан-Калик, В.А. Творчество в педагогике / В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. – М.:Педагогика, 1990.
11. Вульфов, Б.З. Принципы педагогики: передача знаний из первоисточников / Б.З.Вульфов. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
12. Абдуллина, О.А. Подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А.Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990.
13. Личностно-ориентированный подход в работе учителя: создание и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Если считаете, что материал нарушает авторские права или должен быть удален по каким-либо другим причинам, оставьте жалобу на материал.