В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания
Как мы выжили? Отличия советского воспитания от современного
Слинг или кенгуру? Монтессори или Вальдорф? Теория привязанности, методика Домана, плавание с рождения, роды в воде… Перед современными родителями открывается неисчерпаемое множество возможностей и способов воспитания.
Однако так не всегда было. Примерно 20-30 лет назад дети все еще росли на улицах, ходили в магазины самостоятельно, с трудом сдерживали свои слезы и мирно принимали тот факт, что мама может без проблем проверить их ящики столика или портфеля в поисках компромата. То было не просто другое время, это была другая эпоха.
Лилит Мазикина подняла вопрос «Как мы выжили?» и задумалась о том, в чем отличаются взгляды на воспитание детей в 80-90 годах от современных.
11 отличий советского воспитания от современного
Ребенку может быть больно!
Кажется удивительным, но в наши детские годы для подавляющего большинства взрослых плач, крики и тревожность ребенка во время болезненных медицинских процедур, таких как уколы или занятия гимнастикой и танцами, воспринимались как слабость и прихоти, которые надо преодолеть. Именно за то, что тебе причиняют боль, на тебя и падало осуждение!
В наши дни педиатры нового поколения говорят вслух, что слишком болезненный массаж не только не поможет, а, наоборот, может навредить. Многие тренеры переходят на методы, предлагаемые для взрослых в фитнес-центрах, отказываясь от травмирующих практик растяжек. И, наконец, родители в конце-концов стали успокаивать детей после уколов или других неприятных процедур.
Тыжедевочка
Признаем, что фраза жила десятилетиями и не раз отравляла жизнь каждой из нас. Однако таких истерик и ненормального поведения вокруг факта пола ребенка просто не было раньше. В 80-90 годах большинству таких «тыжедевочек» не ругались за привязанность к спортивным и активным играм, за научное любопытство, за драку ради защиты чести девочки, за желание носить брюки и отношение равнодушия к розовому, фиолетовому и пурпурному цвету. Нынешним девочкам кажется, что на них надета невидимая корсетная конструкция.
Отношение к здоровью
Родители сегодня намного внимательнее к здоровью своего ребенка и намного настойчивее требуют медицинской помощи, даже тогда, когда педиатр еще не заметил никаких проблем. Возможно, это связано с неуверенностью того, что если заболевание запустить, можно будет получить качественное лечение. Даже в 90-е больше полагались официальной медицине, чем сейчас.
Пеленки
Родители всегда считали, что нежелезные пеленки не должны касаться младенца. Им казалось, что он может заболеть или что-то еще страшное случится. А сегодня все чаще педиатры советуют не гладить нижнее и постельное белье для малышей: говорят, что кожа в нем лучше дышит. Тем более, что у нас дома хорошая эпидемиологическая обстановка, и после сушки на пеленках нету жестких складок благодаря полоскателям для белья.
Учебный план в школе
В 80-х и 90-х годах родители рассчитывали, что школа сама даст нужные знания. Возможно, они думали, что придется нанять репетитора, чтобы ребенок лучше знал иностранный язык или подготовился к поступлению в вуз по профильным предметам.
А сейчас оплата репетиторов или кружков по обычным школьным предметам (не для углубленного изучения!) стала обязательной частью семейного бюджета, когда ребенок достигает школьного возраста.
Конечно, не остается много времени и денег на увлекательные кружки. Дети вынуждены заниматься только теми хобби, которые можно выучить по видео на Интернете, и общаться в социальных сетях, чтобы обмениваться опытом и хвастаться результатами.
Питание
В 80-е годы девизом было, что ребенок должен плотно кушать. В 90-е ребенок должен был съесть то, что дают, а не выбирать. А сейчас главное – следить за полезностью питания. У многих вызывают приступы нервов чипсы в руках первоклашки. Мать, угощавшая ребенка бургером в минуту слабости, еще месяц мучается угрызениями совести. Фотография подростка, щиплющего жареную курицу, вызывает массу гневных комментариев. Питание для детей (и не только для малышей раннего возраста) активно обсуждается в Интернете. Но больше никто не заставляет доедать.
Мотивация
Большинство наших родителей вообще не задумывались о таком взаимодействии с ребенком. Нужно – значит, нужно. Что было плохо учиться – будешь дворником. А если хорошо – станешь учительницей и будешь получать также как дворник, но работать в тепле. Про задницу не хочешь? Наши дети признают только осознанную необходимость.
То есть, нужно убедить и объяснить, почему это действительно нужно. Это отнимает много времени и сил, и пока непонятно, работает ли это лучше, чем старые добрые угрозы. Ученые утверждают, что легкое напряжение способствует изучению нового. Именно легкое.
Мнение детей
Не обязательно соглашаться с ними, и многие не спешат его принимать во внимание, но они больше не отрицают, что оно у них есть. Вопрос «Какое мнение может быть у третьеклассника?» был особенностью нашего детства, но, к счастью, не нашего потомства.
Без замка на шее
В подавляющем большинстве семей 80-90х годов дети, достигшие школьного возраста, обычно достигали и возраста, когда им можно было самостоятельно ходить по городу или оставаться дома в одиночестве, спокойно уплетая холодные котлеты или бутерброды с маргарином и сахаром.
Сейчас в Интернете родители рассказывают о том, что дети законодательно не могут находиться без присмотра взрослых до 12 лет. И действительно, стало трудно увидеть одиннадцатилетку, спокойно переходящую оживленную улицу на перекрестке. Либо закон действительно существует, либо все верят в его наличие.
Личное пространство
Личное пространство детей все еще нарушается родителями, но в целом это признается. Обязательным стало иметь свою комнату или уголок для ребенка — мы притыкались там, где могли, а если нам довелось гордо иметь комнату (чаще всего с братом или сестрой), то родители заходили туда без стука и стеснения.
Ведь квартира им принадлежала, а значит и комната тоже, а мы просто пространство использовали для сна и отдыха. Если мы обнаружим дневник ребенка и заглянем в него, нам придется мучить совестью. Заглядывали в наши дневники незаметно читатели на абонементе.
Разговоры о сексуальной безопасности
Более того, часто, если становилось известно о случае домогательства или изнасилования, девочек нашего поколения относили к заранее извращенным шлюхам, вне зависимости от их возраста. Поэтому многие предпочитали молчать.
Наконец-то мы перенесли фокус внимания с жертвы на насильника (по крайней мере, если жертвой стал или может стать наш ребенок) и, мямлить, бормотать, краснеть и плыть от напряжения и неловкости, проводим профилактические беседы об этом.
Как мы выжили?
Этот вопрос так любят искоса повторять в Интернете, и на него так и хочется ответить: везением. Дело не в том, что наши родители не старались. Дело в том, что во-первых советская педагогика видела ребенка в первую очередь как элемент будущего строителя коммунизма.
Все, что отвлекало от формирования работника, считалось второстепенным, и голоса, выступавшие в поддержку учета индивидуальности, были слабыми инеуверенными. И во-вторых, нашим родителям действительно не хватало времени. В 80х годах многие матери занимались всем самостоятельно. Нет, это не были нарасхват джинсы и магнитофоны, а неравномерное сбрасывание на полки: сапоги, фрукты или овощи, туалетная бумага…
Да и быт был намного жестче, чем сейчас. Они не могли себе позволить отрываться от стирки, уборки и готовки (все вручную и из самого сырого сырья!), не оставлялось времени и сил для детей. В конце концов, они же их поддерживали, старались, ухаживали. В 90х родители боролись за выживание своей семьи. Многие матери стали одиночками, а многие – «челноками» и продавцами с нерабочими графиками. Они делали столько, сколько могли.
Мы сейчас вкладываем больше усилий в воспитание, учитывая наши расширенные возможности и новые проблемы времени (например, проблемы с образованием). Интересно, не слишком ли мы переживаем по этому поводу, кажется, только глупцы… и ученые, которые утверждают, что дети, лишенные «обычных» опасностей, таких как рискованные прогулки на природе или возможности, предоставляемые детскими площадками, ищут новые возможности для риска.
Скорее всего, все гораздо опаснее, чем мы ожидаем. Возможно, следующее поколение будет спрашивать не «почему наши родители были беззаботными?», а «почему наши родители были такими беспокойными?» и испытывать ужас ото многих наших подходов и методов. Кто знает.
Но, честно говоря, все-таки хорошо, что у детей теперь есть свое мнение и личное пространство.
В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания
В настоящее время советское воспитание вызывает тоску среди современных людей. Каждый год эта тоска усиливается, поскольку современная система воспитания, особенно школьное воспитание, не имеет никаких ясных черт. Мы всё больше забываем о реальной сущности советского воспитания и все сильнее стремимся вернуться к его истокам, как к устоявшемуся, фундаментальному, упорядоченному и понятному.
Советское воспитание в своем чистом виде было продуктом своего времени. При этом оно было далеко не монолитным, как обычно считают. Советское воспитание было пронизано коммунистической идеологией, которая объединяла две противоположные идеи: 1) тоталитарную — всеобщее приближение к эталонной внешней норме и 2) гуманистическую — создание условий для развития каждого человека. Советское воспитание пыталось решить эти две несовместимые задачи, отдавая предпочтение коллективному в ущерб индивидуальному.
За этими разными задачами стояли одни и те же верования воспитателей: вера в светлое общественное будущее, важность хороших человеческих отношений, ценность бескорыстия, преданность советскому обществу и особое значение этого общества. Почти не было педагогов с другими установками.
Именно эти взгляды и позиции педагогов проявлялись в организации мероприятий, в коллективном образе жизни, в обращении к воспитанникам. На практическом педагогическом уровне превалировало вера в связь успеха с количеством мероприятий, власть правильных слов, передачу опыта предшествующих поколений в качестве ценности для нового поколения.
Октябрятство, пионерия и особенно комсомол были относительно удачными формами оформления той или иной стадии взрослости. В современных условиях такие общие формы отсутствуют, и их замены, удачные или неудачные, встречаются не всегда и не везде.
Что же сохранилось в верованиях и мифах педагогов по сравнению со советскими временами? Ответ на этот вопрос парадоксален. Воспитательные и педагогические верования в основном остались неизменными. Продолжают преобладать мифы о силе правильных слов, ценности опыта предшествующих поколений, зависимости успеха от количества мероприятий, веры в то, что существуют общепринятые правильные сценарии, мудрые школьные законы и верные схемы самоуправления.
Парадокс заключается в том, что эти «веры» отдалились еще больше от реальных механизмов воспитания. В прежние времена они в какой-то степени соответствовали жизненному опыту детей. И недоверие к учителям и их действиям, в некотором смысле, компенсировалось доверием школьников к житейской информации и личному опыту жизненных отношений.
СССР vs Россия: как менялись методы воспитания детей
МОСКВА, 12 июл — РИА Новости, Анна Урманцева. Каждый родитель хочет, чтобы его дети были послушными. Однако есть два различных подхода. Одни стараются научить детей послушанию, в то время как другие нацелены на развитие самостоятельности. Выбор между этими подходами зависит от общества, в котором живут родители, от его структуры и экономической политики, которые они передают своим детям.
Для определения изменений в системе воспитания, старший научный сотрудник Института социологии РАН Лидия Окольская сравнила результаты двух больших социологических исследований. Одно из них, проведенное Юрием Левадой, носило название «Советский человек» и было проведено в 1989 и 1999 годах. Другое, «Всемирное исследование ценностей», проводилось в 1990, 1995, 2006 и 2011 годах, и в каждую из этих волн в нем участвовало около 2000 человек. В последнем опросе приняли участие 2500 респондентов, из которых 6131 ответили на вопросы, касающиеся детей.
В обоих исследованиях респондентам предлагался список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей: 1) независимость, 2) трудолюбие, 3) ответственность, 4) воображение, 5) терпимость и уважение к другим людям, 6) бережливость (отношение к вещам и деньгам), 7) решительность и настойчивость, 8) религиозность, 9) бескорыстие и неэгоистичность, 10) послушание (варианты качеств могут различаться в зависимости от исследования). Необходимо было выбрать не более пяти качеств.
Из таблиц видно, что к 1999 году эгоистические тенденции усилились, в противовес доминировавшим в 1989 году таким ценностям, как честность, порядочность и любовь к Родине. Растет желание «не упустить свое» и «занять видное место», исчезает «уважение к родителям», «стремление к знаниям» и желание «работать для блага общества». Родители ставят перед собой задачу формирования у своих детей самостоятельности и более индивидуалистических качеств, нежели у самих родителей, отказываясь от устаревших ценностей.
В данном тексте обращает на себя внимание пара ключевых моментов. Один из них связан с настроениями ветеранов Великой Отечественной войны. Согласно исследованию, проведенному А. И. Едачевым, Т. В. Натховой и Л. И. Полищуком («Война и ценности: опыт эмпирического анализа»), пожилые люди, пережившие войну, имели отличные взгляды на воспитание по сравнению с их ровесниками. Особенно интересным было то, что фронтовики считали развитие самостоятельности и честности в детях важным.
Другой момент, который следует отметить, связан с религией. Несмотря на то, что религиозное воспитание считается важным, множество его сторонников выдерживает эгоистический подход, который не согласуется с основными ценностями православия и ислама. Удивительно, что ценности тех, кому вера «совершенно чужда» или «не важна» совпадают с ценностями религиозных людей. Обе эти группы придерживаются эгоистической позиции. Также вызывает интерес комбинация демонстративной религиозности («религия исключительно важна») и эгоистических ценностей, таких как «не упускать своего» и другие.
На следующей таблице хорошо видно, как изменились представления о воспитании. Особенно примечательна категория «послушание».
«В 90-е годы настойчивость, решительность и независимость воспринимались гораздо более благоприятно. В 2006 году общество сместилось к воспитанию скорее самостоятельных, а не конформных детей, однако в период с 2006 по 2011 годы данная тенденция стала менее актуальной. Что касается послушания, то оно усилилось вместе с ценностями самостоятельности», — отмечает Лидия Окольская.
С другой стороны, все больше научных статей говорят о том, что на поведение человека влияет огромная роль генов, уже определенных при рождении. Возможно, эти статьи правы и родители напрасно надеются воспитать послушное или самостоятельное дитя?
Очень доступно освещает эту тему заведующая лабораторией анализа генома в Институте общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН, доктор биологических наук Светлана Боринская: «Человек не может родиться с определенным характером, который гены уже обусловили. Гены могут определить только такие признаки, как цвет волос или глаз, а также некоторые аспекты метаболизма. Однако гены не имеют однозначного значения в отношении поведения человека, так как это сложный признак. Гены определяют возможные интервалы значений, а не фиксированные результаты.»
Однако, вопрос о том, насколько гены влияют на поведение, истина скрыта за перекосами, проистекающими из методологии исследования. Обычно, для изучения наследственности влияния на поведение, используют пары близнецов. Если однояйцевые близнецы соответствуют друг другу по определенным признакам чаще, чем разнояйцевые, то делают предположение об влиянии генетики. Но в этом случае акцент делается на сравнение поведения близнецов, а не на само окружение. Путем соответствующего дизайна эксперимента делается вывод о том, что гены оказывают абсолютное влияние на все аспекты поведения, в то время как воспитание не имеет значения. Это является существенно неправильной интерпретацией результатов.
Однако, возможно ли определить в процентном соотношении влияние воспитания и генов на характер человека? Увы, это невозможно. Все полученные процентные значения на основе групповых экспериментов не всегда могут быть перенесены на отдельного индивида. Это относится как к прогнозированию риска заболевания, так и к поведенческим особенностям. Кроме того, имеются данные, что проявление одной и той же генетической вариации зависит от текущих условий, таких как уровень преступности в регионе или уровень безработицы. И в этом случае, какое влияние может оказывать воспитание?»
В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания
Журнал Naked Science поделился результатами интересного исследования, проведенного Лидией Окольской, старшим научным сотрудником Института социологии РАН. Исследование сравнивало советскую и российскую модели воспитания, анализируя два опроса: «Советский человек» Юрия Левады (1989 и 1999 годы) и «Всемирное исследование ценностей» (1990, 1995, 2006 и 2011 годы). Участие в опросах принимало по 2000 человек, при последнем опросе их число составило 2500.
Участникам опросов предлагался список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Они должны были выбрать не более пяти качеств, такие как бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие.
Согласно Исследованию Лидии Окольской, советская модель воспитания отличалась приоритетом качеств, таких как честность, порядочность и любовь к дому и родине. В конце 90-х годов эти качества перестали быть на первом плане, уступив место более «эгоистичным». Желание получить звание или хорошую работу заменило стремление «трудиться ради общего блага» и «уважать родителей». Постепенно акцент стал делаться на индивидуалистических качествах и самостоятельности ребенка. Честность и порядочность остались важными для советского человека и россиянина, хотя в 80-х годах они были ценнее.
Данные исследования «Советский человек», СССР/РФ, 1989 и 1999 годы /
Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина
Одним из интересных выводов исследования является роль религии. Среди людей, для которых религиозное воспитание важно, оказались много «эгоистов». Часто в исследовании фигурируют «религия исключительно важна» и «не упускать своего», несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать «эгоистичными». Также видно, что роль религии в российском обществе усилилась после распада СССР.
Российские воспитательные модели претерпели изменения за последние десятилетия: они не только отличаются от советского подхода, но и между собой. В 90-х годах появилось большее значение настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-х годах самостоятельность и нонконформизм становятся на первое место. Однако после 2006 года наблюдается неожиданное усиление роли послушания, хотя самостоятельность до сих пор остается важным «трендом».
Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости /
Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина
Лидия Окольская опубликовала свою работу в 2017 году в книге «Россия реформирующаяся» (стр. 479–515).
Громоотвод: как выращивали детей в СССР и как сейчас
Словами знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери — мы все происходим из детства.
Однако детство у тех, кто воспитывался до начала 90-х годов и у тех, кто воспитывается сейчас, отличается друг от друга.
Редакция Pandaland составила 12 способов, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! Интересно? Читайте!
№1. ИГРУШКИ НАВЕКА
Одни из наиболее желанных атрибутов советских игрушек были их серьезность, простота и отсутствие излишних украшений.
Изготавливаемые игрушки были выполнены из прочных материалов (в СССР строго подчинялись слогану «Всё самое лучшее – для детей» не просто была фразой) и ценились недорого. Поэтому, даже в семьях с многими детьми, ограниченными средствами, было много игрушек.
Обычно такие советские игрушки прекрасно выдерживали любые испытания, поэтому они были любимыми на протяжении всей своей жизни.
№2. ДРУЖБА БЕЗ ГРАНИЦ
Советские юноши и девушки, независимо от своего происхождения, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Вся окружающая советская реальность внушала детям «правильное» понимание того, что является хорошим и что является плохим.
Детям нравилось собираться толпой возле ближайшего телевизора, чтобы посмотреть свои любимые сериалы. В то же время дети умели быть друзьями и беречь дружбу.
Сегодня все чаще наблюдается явление буллинга среди детей, которое приобретает характер конфликта.
№3. ГУЛЯЛИ БЕЗ ТЕЛЕФОНА
В то время мобильные телефоны были ещё неизвестны, и было довольно сложно выяснить, где находится ребенок. Иногда соседи подсказывали: «Видела твоего собственного ребенка в компании мальчиков, они играли около школы…» И это считалось нормальным.
Сегодняшнее время также редко даёт возможность увидеть детей, которые играют во дворе, по крайней мере в игру «Казаки разбойники», сейчас каждый ребенок сидит дома и играет с виртуальными друзьями на PlayStation.
№4. ТЕРПЕНИЕ
Если раньше, советские родители не относились серьезно к плачу ребенка от прививки, считая его просто капризом, то сегодня современные родители стараются облегчить страдания своих малышей. Они проявляют большую чуткость и заботу во время вакцинации. Такой подход воспитания малыша получает положительные отзывы не только среди родителей, но и среди детских психологов.
№5. ПО-ПРЕЖНЕМУ АККУРАТНО В ПЛАТЮШКАХ
Родители девочек старались, чтобы их дочери были аккуратными, опрятными, всегда ходили в платье или юбочке и заплетали свои длинные волосы в косичку. Они не разрешали девочкам носить спортивные штаны и стричь их шикарные косы.
№6. НЕ «ТЕПЛИЧНЫЕ» ДЕТИ
Для закаляния детей Советского Союза широко использовалась холодная вода.
В настоящее время многие современные родители не только не осмеливаются обдать своего ребенка прохладной водой в жаркое время года, но и находятся в панике по поводу разных заболеваний задолго до их реального появления у детей.
Хотя и полностью доказано, что дети намного легче переносят низкие температуры, чем жару. Но это не значит, что нужно крайне переходить с одной крайности на другую и одевать ребенка неподходяще по погоде, а также поддерживать температуру в комнате ниже 19 градусов.
№7. ШКОЛА БОЛЬШЕ ДАВАЛА
Большинство нынешних родителей, столкнувшись с трудностями в обучении своего ребенка, решаются на альтернативу — найти репетитора. Советские дети не испытывали подобных потребностей.
Поговорите с родителями или даже старшими родственниками, они без труда перескажут любое стихотворение Чехова, Есенина, Достоевского.
Любой советский человек, не зависимо от возраста, всегда писал без ошибок.
Но сейчас зайдите в популярный мессенджер «Вацап» – сколько ошибок вы совершаете в текстах ежедневно?
“Сейчас”, “Что”, “Спасибо”, “Пожалуйста” и так далее. Думаете, эти ошибки сохраняются только в смс? Ошибаетесь.
№8. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Дети того времени смогли самостоятельно сходить в магазин, в пекарню за хлебом, вынести мусор и погулять с собакой.
Тем временем, современные дети даже не могут правильно записать домашнее задание в дневник, даже если им диктуют учителя. Из-за этого, несчастный учитель вынужден провести вечер с семьей, чтобы объяснить каждому родителю (число которых составляет от 25 до 40 человек) задание на следующий день. Это позорно!
№9. НЕ БЫЛО МОТИВАЦИИ
Если раньше детишки исполняли вещи, которые казались «правильными», стандартными и шаблонными, то в настоящее время родители пытаются поддерживать детей, чтобы не повредить их психику и не угасить их мечту о совершенстве.
№10. ЗАПРЕЩЕНО ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ!
В прошлом взрослые в СССР не признавали возможность у ребенка иметь личное мнение. Однако сейчас родители не только поддерживают и поощряют интересы детей, но и помогают им ощущать свою значимость в этом мире. Это очень важно!
№11. ХОДИТЬ В ШКОЛУ ОДНОМУ
Прежде всего было спокойнее на улицах, и даже младшеклассники спокойно шли домой после школы. Теперь для того, чтобы обезопасить своего ребенка от неприятностей, нужно быть рядом с ним, по крайней мере, до подросткового возраста.
№12. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
У почти каждого ребенка сейчас есть своя комната, свой личный ноутбук, даже своя страница в соцсетях.
Во времена Советского Союза любой взрослый считал своим долгом контролировать окружение своего ребенка.
Многое было хорошим в советском воспитании, но мир не стоит на месте, и современные родители могут сделать для своего ребенка больше и лучше.