В чем вы видите причины возрождения многопартийности в ссср
Возрождение российской многопартийности: предпосылки, исторические условия, последствия (1987–1999 гг.)
Уникальный текст:
В условиях перестройки и начала постсоветского общества возникла необходимость в восстановлении многопартийной системы в России. На начальном этапе возрождения многопартийности в стране особое внимание уделялось организационно-правовому оформлению партий и общественных объединений.
Новые политические партии стали оказывать значительное влияние на социально-экономическую политику государства. Они стали активно участвовать в формировании и принятии законов, влиять на принятие важных решений, а также предлагать различные программы и идеи для развития страны.
История этого периода играет важную роль в понимании политической системы и развития России. Различные политические партии и общественные объединения способствовали созданию разнопартийной системы, что в свою очередь способствовало большей свободе исследования и представления различных мнений и идей.
Особенности начального этапа возрождения многопартийности в России в условиях перестройки и раннего постсоветского общества. Организационно-правовое оформление партий и общественных объединений, их влияние на социально-экономическую политику государства.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.11.2018 |
Размер файла | 15,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Большое количество студентов, аспирантов и молодых ученых, которые используют базу знаний в своем образовании и работе, будут очень признательны.
Статья доступна на http://www.Allbest.ru/
Кафедра истории
Реставрация российской многопартийности: развитие, исторические условия, последствия (1987-1999 гг.)
Д.А. Ступаков, к.и.н. , доцент
В данной статье исследуются особенности начального периода восстановления российской многопартийной системы в условиях «перестройки» и раннего послесоветского общества.
Ключевые слова: многопартийная система, политическая система, избирательный процесс.
Ступаков Д.А. Возрождение российской многопартийной системы: предпосылки, исторические условия, последствия (1987-1999)
В данной статье анализируются особенности начального этапа возрождения российской многопартийной системы в условиях «перестройки» и раннего послесоветского общества.
Ключевые слова: многопартийная система, политическая система, избирательный процесс.
Исторический период конца 1980-1990-х гг. был очень насыщен политическими событиями для России. Процесс формирования новой политической системы происходил одновременно с распадом Советского Союза и образованием нескольких новых государств на его месте. В сложных переходных условиях и системном кризисе происходили значительные изменения в социальной структуре общества, что привело к появлению различных партий и общественных движений, которые представляли интересы различных социальных групп.
В России не было большого опыта в многопартийной системе. С прошлого века примерно двадцать лет прошло со времени создания политических партий в стране (были и небольшие неформальные политические организации, но они не могут быть названы партиями в полном смысле слова). Некоторые партии называли себя преемниками партий, которые существовали до революции, однако ни одна из них не добилась существенного политического влияния. Другие партии были созданы с нуля.
Важным этапом в процессе формирования многопартийной политической системы можно считать решение на Третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР, который состоялся в марте 1990 года, отменить статью 6 Конституции СССР, которая устанавливала руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, и принять Закон СССР «Об общественных объединениях». В этом Законе был зафиксирован принцип многопартийности в политической системе общества, партии вместе с другими политическими общественными объединениями получили возможность участвовать в формировании политики государства через своих представителей, избранных в органы власти. После съезда началась регистрация новых партий, общественных движений и клубов с различными социально-политическими ориентациями, их численность быстро росла.
Результаты выборов декабря 1993 года в Государственную Думу ФС РФ показали, что только 8 из 13 партий и блоков, допущенных Центральной избирательной комиссией к выборам, смогли пройти своих кандидатов. Они понимали, что властвующая элита и пропрезидентские партии не смогут осуществить эволюционный переход экономики к свободному рынку. Вместо этого произошел откат к доиндустриальному развитию и фактически к полуколониальному типу развития России. Обнищание населения, увеличение безработицы и рост преступности привели к снижению рейтинга реформаторов. В то же время усилилось влияние левых сил, в особенности КПРФ и ее союзников. Выборы 1995 года показали, что симпатии избирателей распределились между «партией власти» и оппозицией, представленной КПРФ и «Яблоком». В итоге, лишь 4 партии из 43-х допущенных ЦИК РФ к выборам смогли преодолеть пятипроцентный барьер, и число депутатов от КПРФ увеличилось более чем в 3 раза, а от «Яблока» — почти в 2 раза.
Многопартийность в Российской Федерации дала возможность партиям и общественным объединениям участвовать в парламентских выборах и влиять на политику. Выборы Президента РФ в 1996 году окончательно укрепили партии в политической системе общества. Среди 11 зарегистрированных кандидатов на пост Президента, 2 были выдвинуты партиями, а остальные или возглавляли партии, или пользовались их поддержкой.
Политические партии сыграли важную роль и в выборах Президента РФ в 2000 году. Все 12 кандидатов использовали в своих кампаниях действующие политические партии, а двое из них были номинированы партиями.
Постсоветская Россия организовала многопартийность на основе организационно-правового формата.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Власть и политические движения, связанные с обществом, находились в периоде конца 80-х и начала 90-х годов. Образование политических партий в России имело свои особенности. Развитие политических партий в провинции проходило поэтапно. В современной России происходит процесс превращения многопартийной системы.
Дипломная работа [285,8 K], добавлен 12.08.2015
Перестройка имеет общее понятие. Начальный этап перестройки характеризуется определенными признаками. Реформирование социализма в демократическом духе происходило на втором этапе. Главные причины ликвидации власти КПСС и распада СССР. Последствия перестройки являются значительными.
Презентация [5,6 M], добавлен 01.03.2012
Необходимость серьезных изменений в обществе и основные причины для реформ. Шаги по демократизации общественной жизни и особенности развития в период перестройки. В Беларуси произошло формирование многопартийности, а также создание политических партий и общественных организаций.
Контрольная работа [47,6 K], добавлен 21.03.2012
Первая многопартийность России имела свои особенности, они были многообразными. Революционные и оппозиционные движения и организации имели свои расколы и образовались различные группировки. Российская социал-демократическая рабочая партия представляла разные идеологии: большевистскую и меньшевистскую.
Реферат [25,4 K], добавлен 18.11.2014
Исследование процесса формирования многопартийной политической системы в России в начале XX века. Одна из таких партий была Российская социал-демократическая рабочая партия, также существовали Партия социалистов-революционеров, Трудовая народно-социалистическая партия, кадеты и анархисты.
Контрольная работа [37,5 K], добавлен 20.06.2012
Михаил Горбачев оказал влияние на внешнюю политику, особенно в вопросах окончания войны в Афганистане и воссоединения Германии. Внутренняя политика перестройки привела к образованию многопартийности в СССР. Однако, перестройка как политико-экономическая реформа провалилась.
Реферат [70,6 K], добавлен 17.11.2009
В истории России существуют предпосылки образования политических партий и их особенности. Многопартийность в России до революции трансформировалась в однопартийную систему. Партии имели разные программы идеологической направленности.
Реферат [27,4 K], добавлен 06.12.2010
Введение многопартийности в СССР
Создание многопартийной системы в России
В России имелось два попытки установить многопартийную систему. Как и в других странах, многопартийность представляла собой оппозицию к существующему правительству. Первая попытка такой системы в России возникла в конце XIX-начале XX века. После революции и прихода к власти большевиков (которые в действительности были партией рабочих) в стране в течение некоторого времени существовало несколько партий, включая эсеров и меньшевиков.
После перехода к концепции диктатуры пролетариата был введен запрет на деятельность любых оппозиционных партий. На протяжении 70 лет не было альтернативы коммунистической партии. Вся политическая и экономическая деятельность в стране осуществлялась под ее контролем. Это было закреплено в Конституции страны. Это привело к слиянию партийных и хозяйственных структур, что отрицательно сказалось на управлении экономикой.
Появление многопартийности в СССР
В 1989 году, в результате начала реформ, известных как перестройка, появилась возможность для граждан объединяться в партии для защиты своих интересов. Сначала был создана социал-демократическая ассоциация, затем появилась социал-демократическая партия и Народная партия России. Количество различных партий быстро росло. Появлялись партии, основанные на религиозных и националистических идеях (особенно в союзных республиках). В ходе развития партии сформировались две идеологические линии: либеральная и консервативная. Также была выражена просьба о большей автономии национальным меньшинствам. Либералы настаивали на национальном суверенитете, а консерваторы, представленные КПСС, отстаивали плановую экономику и ориентировались на возрождение социализма.
В стремлении разрушить монополию КПСС на власть, новые либеральные силы решают объединить свои блоки в межпартийный союз под названием «Демократическая Россия». Одновременно в КПСС созревает кризис. Горбачев, стремясь к реформам, проводил их несистематически, разрабатывая новую, не всегда внятную программу. Экономические проблемы тоже оставались без решения. В результате, в партии начинается внутренний раскол, возникают две новые программы – «Демократическая» и «Марксистско-Ленинская». В условиях внутренних проблем КПСС, под давлением либеральных сил, начинает терять свои положения в руководстве страны. Кроме того, статья Конституции РСФСР отменяется, что серьезно подрывает основы КПСС. На фоне этих событий блок «Демократическая Россия» приходит к власти Ельцина, представляющего антикоммунистические силы. Однако попытка ГКЧП забрать власть и сохранить КПСС не увенчалась успехом — партия была запрещена и ликвидирована.
Но свершившаяся ликвидация КПСС не прекратила процесс формирования многопартийности в СССР. Появляются новые партии со своими платформами, однако они не вызывают доверия населения и не представляют собой сильной политической силы. В итоге, эти партии начинают дробиться и создавать новые объединения. В конце 90-х годов только в России было зарегистрировано 90 партий и 94 партийно-политических объединения. Однако большинство из них не смогли преодолеть 5% барьер на выборах и получить парламентский мандат.
Очевидно, что многопартийность должна положительно влиять на процессы власти и отражать общественное мнение, что в данной ситуации не произошло. Ошибка в построении партийного взаимодействия привела к объединению различных группировок, формированию новых партий и платформ.
Проблема построения партийных объединений существовала уже на момент распада СССР в 1991 году и дальнейшие усилия по объединению партий сосредоточены только в России. Небольшие партии уже в 1999 году решают объединиться в «Союз правых сил». В этот объединение входят партии такие, как «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая», «Общее дело», «Голос России», «Демократический выбор России», и впоследствии они превращаются в одну политическую силу.
Все же, процесс формирования многопартийности не завершен. Появляются новые политические партии, коалиции возникают и распадаются. Роль маленьких партий в политической борьбе незначительна, поэтому на политической арене постоянно меняются игроки, происходит конкуренция за влияние на политику, выбор пути развития, будь то плановая экономика или нерегулируемый капитализм. Проблемы правящей элиты также оказывают влияние на политическую многопартийность в обществе.
Еще одним фактором, определяющим состояние многопартийности, является то, что все партии не имеют абсолютной поддержки населения. Каждая партия основана на своих собственных интересах, вопреки широко распространенному мнению. Не существует сильной идеологической концепции, способной объединить разделенное общество. Политические партии — это институты сформировавшегося общества, создаваемые для представления интересов социальных групп государства и продвижения их в правительство. Распределение политических сил в правительстве — результат предпочтений избирателей, но реформы избирательной системы, укрепление местного самоуправления и укрепление политического статуса партий должны привести к изменению многопартийности с учетом региональной направленности.
В чем вы видите причины возрождения многопартийности в ссср
Основные идеи перестройки. Коммунистическая партия Советского Союза высказывает свою революционную суть перестройки. Она стремится к укреплению общественной собственности и ее эффективному использованию, развитию социалистического всенародного государства и социалистической демократии, а также к развитию социалистического самоуправления. Лего о переходе «к более социалистичной модели!»
В программном заявлении «К гуманному, демократическому социализму» (июль 1990, ХХVIII съезд КПСС) предлагается борьба за отмену 6-й статьи Конституции СССР, отказ от идеологических догм и переход к концепции демократического социализма. В этой концепции приоритет отдается общечеловеческим ценностям, разнообразным формам собственности и рыночной экономике. Заявление также предлагает введение прямых, альтернативных выборов секретарей партийных комитетов, свободу платформ и группировок, а также федеративный принцип построения КПСС. Предлагается поэтапное реформирование КПСС путем передачи властных полномочий от партийных структур Советам народных депутатов и преобразования КПСС в парламентскую партию, действующую в условиях многопартийной системы и правового государства.
Отношения международные. Перестройка и раскрепощение национального самосознания народов СССР. Происходит формирование национальных элит. Однако, это приводит к началу дезинтеграции на территории Советского Союза. Обострение межнациональных конфликтов также становится заметно. В 1986 году произошли митинги и демонстрации в Казахстане, а также территориальные конфликты между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха (1988 год), вооруженные столкновения между узбеками и туркменцами в Фергане, а также между Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией. Возникает также проблема беженцев. В противооборонительных действиях союзных властей применена сила в Баку (январь 1990 года), в Тбилиси (апрель 1990 года) и в Вильнюсе и Риге (январь 1991 года). Борьба за власть также разгорается между несколькими всесоюзными органами: Президентским Советом и Советом Федераций, Советом Министров СССР, Съездом народных депутатов и Верховным Советом, Секретариатом ЦК КПСС и Политбюро. Также происходит противостояние националистических групп в республиках после выборов весной 1990 года. Результатом этого является потеря эффективного координирующего органа и сплачивающей идеологии.
В развитии взаимоотношений между республиками и центром выработаны основы: резолюция ХIХ Всесоюзной партийной конференции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Референдум о судьбе СССР от 17 марта 1991 года является еще одним этапом, на результате которого 76.4% проголосовало за сохранение обновленного Союза. В апреле 1991 года также было заключено соглашение «9+1» об образовании союзного договора суверенных государств в Ново-Огарево. Целью такого соглашения является создание Союза Суверенных Государств как демократической федерации равноправных советских суверенных республик.
Движение в сторону выхода из состава СССР. Повышение активности оппозиции, направленной против федеральных структур власти со стороны национальных элит. Расширение деятельности Народных фронтов (НФ) в различных союзных республиках, таких как Эстония, Латвия, Литва, Армения, Грузия, Казахстан и т. д. Основным фактором в НФ стали представители коренного населения. Издание Деклараций о национальном суверенитете в республиках Прибалтики, РСФСР и других союзных республиках (весна-лето 1990 года). Выход партий из КПСС в прибалтийских республиках. Возникновение споров о приоритете республиканского законодательства перед федеральным, что привело к «войне законов» с республиками в 1989-1991 годах. Политический кризис в августе 1991 года. Приостановка деятельности КПСС.
\
Список литературы
\
Новейшие политические партии и направления в СССР (документы и материалы). — М., 1991.
\
Зиновьев А. Русская трагедия. — М., 2005.
\
Рыжков Н. Перестройка: история предательства. — М., 1994.
\
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Из истории партий и общественно-политических движений в России и СССР. М., 1992.
\
1. Как проявился кризис идеологии КПСС к середине 1980-х годов?
\
2. Каковы были предпосылки появления неформальных общественно-политических групп и объединений в СССР в период перестройки?
\
3. Какое значение имела борьба радикальных сил в СССР за отмену 6-й статьи Конституции СССР?
Возрождение многопартийности в России
Исследование по истории и политологии происхождения и развития многопартийности в Российской Федерации и странах Восточной Европы в начале 1990-х годов. Философские основы политических партий и объединений в структуре начальной политической системы современной России.
Рубрика | Политология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.06.2009 |
Размер файла | 31,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Большая признательность студентов, аспирантов и молодых ученых, которые используют базу знаний для своего обучения и работы, будет ваша.
1. Сжатое описание политических партий
2. Уникальность МНОГОЧИСЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИИ
Цель исследования: изучение возрождения многопартийности в России в 1990-х годах.
— рассмотреть краткое описание политических партий;
— рассмотреть уникальность многопартийности в современной России.
1. Сжатая характеристика политических партий
2. Уникальность МНОГОЧИСЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Феномен многопартийности в современной России напоминает эффект разрушающейся плотины: образующиеся всплески шума и шума окрашиваются всеми оттенками политического и эмоционального спектра. Но падает ли этот поток на колесо общественного прогресса и заставляет его крутиться? Этот вопрос остается неясным для политиков, политологов, а также для обычных людей, нынешних и потенциальных сторонников какой-либо партии.
Общее число политических организаций, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, постоянно растет. В России зарегистрированы 95 партий на всероссийском уровне и 155 общественно-политических объединений. Мы ограничимся рассмотрением программных документов и избирательных платформ 1993 и 1995 года только самых крупных из них.
Рассмотрим одного из кандидатов в качестве сигмы: Алим Реджепова. Они вообще есть или уже нет? Какими могут быть перемены?
Если мы руководствуемся вышеуказанным критерием, то непосредственно рядом с этой осью и параллельно ей есть политическая линия общественного объединения «Яблоко» с умеренно либеральной ориентацией (комбинирование рыночных механизмов с регулирующей ролью государства и обширными социальными программами) и заявляемым статусом "демократической оппозиции" по отношению к президенту и федеральному правительству.
Что может объяснить такую асимметрию?
Во-первых, это тенденция смещения общественного настроения влево, с последующей их радикализацией, что заставляет партию Г. Явлинского двигаться не в одном направлении, а с креном вправо, так как Г. Зюганов изначально и всегда ближе Б. Ельцина.
Во-вторых, потребность в завоевании электората с обеих сторон разделяющей линии сталкивается с тем, что у «Яблока» сегодня больше шансов привлечь на свою сторону потенциальных избирателей, которые ранее голосовали за проправительственные партии, чем отбить избирательный корпус антиправительственного, коммунистического и патриотического лагеря. Поэтому умеренные либералы обычно умеренны в своих оценках и формулировках программных документов в отношении своих позиций и оценок прошлого и настоящего развития страны, а также прогнозов на будущее.
На первый взгляд документы, выпущенные правительственными и околоправительственными партиями, пропитаны программными вопросами о том, в каком обществе мы живем. Однако, многие из этих целей и задач остаются недостаточно конкретными и уязвимыми.
.
Интерпретация текущего состояния общества исключительно конфронтационной контрпозицией между правительственными партиями с одной стороны и большей частью оппозиционных партий с другой, скрывает правдивое видение реальной основы и прогрессивных перспектив страны, касающихся глубокого трансформационного кризиса. Это препятствует созданию реалистичных моделей будущего России на основе объективных представлений и точных расчетов.
КПРФ, напротив, продолжает поддерживать социализм «в своих обновленных формах» и коммунизм «как историческое будущее человечества» в качестве окончательной цели для России. У них, кажется, четкие цели. Однако, попытка переосмыслить их и убедить большинство нации в предпочтительности такой альтернативы сталкивается с проблемой большинства сторонников идеи социализма, которые испытывают негативный синдром от предыдущих экспериментов с построением социализма в России. Несколько политических групп находятся на первых шагах внедрения социалистической идеи социал-демократического толка в российское сознание.
Таким образом, анализ программных документов современных политических партий России оценки нашего прошлого, настоящего и будущего может стать показателем степени зрелости многопартийной системы в стране. Также это может отразить способность или неспособность партий адекватно реагировать на исторический опыт и современные вызовы.
В чем заключается надежда партий, которые запутывают себя и окружающих? В основном, они полагаются на низкую политическую культуру общества. Они исходят из принципа, что успех партии определяется не программой (из которой даже члены партий не особо разбираются), а личностью лидера, его имиджем, реальным авторитетом или шумными скандалами, какими-то качествами, которые формируют сам успех. Практика создания партий «вокруг лидера» искажает все аспекты партийной структуры, превращая цель в средство и наоборот, даже наиболее темные методы становятся необходимыми средствами возвеличивания целей.
Власть бюрократии и возросшая манипулятивность парламента все же не способствовали более быстрому развитию реальной многопартийной системы. Требовалось «подтолкунуть» этот процесс «сверху», именно это и было проделано Администрацией Президента, инициировавшей изменения в законодательстве о политических партиях.
Подобные документы
Общественное объединение, которое называют партией, имеет свою историю развития в России. Многопартийность, свобода ассоциации и идеологический плюрализм закреплены в международных правовых актах. Существует порядок регистрации политических партий и их классификация.
Курсовая работа [59,9 K], добавлен 10.11.2013
Суть политических партий и их классификации. История многопартийности в России. Виды партийных систем. Формирование «народных фронтов». Существующие партии в современной России. Ведущая роль «Единой России» в системе партий.
Реферат [39,1 K], добавлен 06.06.2011
Понятие, структура и функции политических партий. Политическая система общества: понятие, структурные элементы, функции. Анализ формирования и развития политических партий в России. Этапы многопартийности после коммунистического периода.
Дипломная работа [95,3 K], добавлен 26.09.2011
Сущность, структура и функции политической системы Беларуси. Особенности политических партий, тенденции развития, роль в институтах власти и обществе в Западной Европе и США. Этапы правового развития многопартийности в России.
Дипломная работа [105,0 K], добавлен 11.03.2011
Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и работы многопартийной системы. Требования к классификации политических партий. Историко-правовой анализ многопартийной системы в РФ и за рубежом.
Курсовая работа [47,0 K], добавлен 11.02.2012
Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве. Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации. Процесс развития многопартийности в государстве.
Контрольная работа [30,7 K], добавлен 22.01.2016
Правовое положение партий на основе Федерального закона, принципы и основы их функционирования в российских реалиях. Состояние партийных структур после реформ. Анализ роли и места партий в современной действительности.
Курсовая работа [68,2 K], добавлен 03.03.2015