В чем вы видите особенности романтизма горького
Особенности романтического героя в раннем творчестве Горького (Горький Максим)
Первые рассказы Максима Горького полны романтизма, он знакомит читателей с людьми, скитающимися по просторам России, эти герои искали смысл жизни, свободу, правду. Произведения Горького отличаются от типичных произведений того времени. Характер героя у Горького – гордый, сильный, стремящийся к свободе, одинокий человек, который отличается от тупого большинства.
Этот период творчества Горького совпадает с ростом различных революционных движений в России, взгляды которых автор поддерживал. Он воспет бескорыстного и справедливого революционера, ведомого романтическим желанием изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему, существовавшую в России того времени. В его произведениях также раскрывается его влечение к нереализуемым идеалам, так как Горький просто мечтал о перемене, он не видел пути их осуществления.
Когда желания о новом социальном строе приобрели четкие очертания, его творчество перетекло в реализм.
Таким образом, важнейшей особенностью романтизма в творчестве раннего Горького является наличие героя, готового пожертвовать всеми своими идеалами. Его идеалом либо было желание свободы для себя или для своего народа. Еще одной важной чертой является готовность пожертвовать ради своих близких.
Внимание!
Если Вы нашли ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Таким образом, вы окажете огромную помощь проекту и другим читателям.
Романтизм в творчестве Горького
Гуру, 18 июля 2017 года, сказал, что литературный романтизм возник в конце 18-го и начале 19-го веков. Его наибольшее распространение в Европе произошло с 1790 по 1830 годы. Романтизм поддерживал идею творческой индивидуальности, и его особенностью было живое выражение эмоций. В России великими представителями романтизма были Лермонтов, Пушкин и Горький.
Романтизм ранних рассказов Горького
Растущее недовольство и ожидание перемен в обществе способствовали появлению романтических настроений у Горького. Именно эти настроения стимулировали писателя к созданию образов героев, которые могли бы спасти народ, освободить его от темноты и указать правильный путь. Однако этот путь представлялся Горькому совершенно иным, отличным от привычного существования. Автор презирал повседневность и видел спасение лишь в свободе от социальных оков и условностей. Это отражено в его ранних рассказах.
Исторические события того времени совпали с периодом творчества Горького, а именно расцветом революционных движений в России, принципам которых автор явно симпатизировал. Он описывал образ бескорыстного и честного бунтаря, который движим не корыстными интересами, а романтическими стремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. В его произведениях той эпохи также отразилась тяга к свободе и нереализованным идеалам, поскольку писатель еще не видел перемен, но только предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном устройстве стали реальностью, творчество Горького претерпело преобразование в социалистический реализм.
Основные черты
В творчестве Горького основной чертой романтизма является ясное разграничение персонажей на положительные и отрицательные. То есть, нет сложных характеров — каждый человек обладает только положительными или только отрицательными качествами. Этот прием позволяет автору выразить свою симпатию более ясно и выделить тех людей, которым следует подражать.
Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается его любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих лиц, через нее передаются все романтические настроения. Писатель предпочитал использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждый элемент окружающего мира собственным характером и поведением.
Что такое революционный романтизм?
Первые романтические творческие работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по существу, являлись продолжением этих идей, что не совпадало с настроениями прогрессивно и радикально мыслящих людей той эпохи. Из них было мало, поэтому романтизм обрел классические формы: конфликт индивидуальности и общества, излишний человек, томление по идеалу и так далее. Однако время шло, и количество граждан с революционным настроем все увеличивалось.
Расхождение между литературой и народными интересами привело к изменениям в романтизме, появлению новых идей и методов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и декабристы-поэты, которые, в первую очередь, пропагандировали прогрессивные взгляды на будущее развития России. Основной темой стала самобытность народа — возможность самостоятельного существования крестьян, именно отсюда впоследствии произошел термин «народность». Появлялись новые образы, и двумя главными среди них стали гениальный поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от угрозы.
Старуха Изергиль
В данном рассказе противопоставлены два героя, представляющих разные типы поведения. Первым героем является Данко — идеал героя, который должен спасти свой народ. Он испытывает счастье и свободу только тогда, когда его племя находится в благополучии. Юноша полон любви к своему народу и готов пожертвовать собой ради благосостояния общества, олицетворяя дух декабристов.
Данко спасает свой народ, но сам погибает. Трагедия в том, что племя забывает о своих героях и становится неблагодарным, однако для героя это несущественно, так как его главная награда — счастье людей, ради которых он совершил подвиг.
Антагонистом является Ларра — сын орла. Он презирает людей, их образ жизни и законы, ему важна лишь абсолютная свобода. Он не умеет любить и ограничивать себя, и в результате его изгнали из племени за нарушение социальных норм. Только тогда гордый юноша понимает, что без народа он ничто. Когда он один, никто не восхищается им и никому он не нужен. Представив эти двух антиподов, Горький делает вывод, что ценности и интересы народа всегда должны быть превыше собственных. Свобода заключается в том, чтобы освобождать людей от тирании духа, невежества и тьмы, скрытой за непригодным для жизни лесом племени Данко.
Автор явно придерживается канонам романтизма: противостояние личности и общества, стремление к идеалу, гордая свобода одиночества и индивидуальность. Однако вопрос о свободе разрешается не в пользу гордого и самодовольного одиночества Ларры, который хвалится Байроном и Лермонтовым и который писатель презирает. Его идеальный романтический герой — тот, кто, оставаясь выше общества, помогает ему даже в тех случаях, когда общество отвергает его. В этом аспекте Горький очень близок к христианскому пониманию свободы.
Макар Чудра
Главная ценность для персонажей в рассказе «Макар Чудра» также заключается в свободе. В глазах старого цыгана Макара Чудры она представляет собой основное драгоценное сокровище человека, в котором он находит способ сохранить особую сущность своего «я». Революционный романтизм в полной мере продемонстрирован именно в таком понимании свободы: старик утверждает, что при условиях тирании нравственные и одаренные люди не могут развернуться и проявить свой истинный потенциал. Поэтому стоит пойти на риск, чтобы обрести независимость, ведь именно эта свобода делает нашу страну лучше.
То же самое сообщение присутствует у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но они видят в браке только оковы и цепи, вместо возможности обрести спокойствие. В результате любовь к свободе, которая пока что выглядит как честолюбие, так как герои не могут правильно воспользоваться ею, приводит к гибели обоих героев. Горький возвышает индивидуализм над узами брака, которые просто осыпаются бытовыми заботами и мелкими интересами. Он понимает, что человеку-одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, чтобы достичь полной гармонии со своим внутренним миром. В самом деле, как может женатый Данко выбить сердце из груди?
Челкаш
В центре сюжета находятся старый пьяница Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Изначально один из них собирался отправиться на важное дело, но его напарник получил травму и это усложнило планы. Однако опытный мошенник не остался бездействовать и встретил Гаврилу. Во время их разговора Максим Горький обращал большое внимание на Челкаша, подмечая все его мелочи и описывая его движения, мысли и чувства. Превосходное психологическое изображение персонажа явно следует романтическим канонам.
Особое внимание автор уделяет также природе, поскольку Челкаш имел духовную связь с морем, и его эмоциональное состояние зависело от обстановки на море. Выражение чувств и настроений через окружающий мир является еще одной романтической особенностью этого произведения.
Особенности романтизма Горького
Примечательной особенностью романтизма Максима Горького является образ главного героя, своеобразный идеал, способный спасти всё человечество. Он не отрывается от народа, а, наоборот, стремится привести его по правильному пути. Основные ценности, которые писатель возвышает в своих романтических произведениях, — это любовь, свобода, смелость и самоотверженность. Трактовка этих ценностей зависит от революционных убеждений автора, который занимается написанием не только для размышляющей интеллигенции, но и для простых русских людей, и поэтому образы и сюжеты в его произведениях не роскошны и понятны. Они имеют религиозный подтекст и даже стилистически очень похожи на рассказы библейские притчи. Например, автор предельно ясно показывает свою оценку каждого персонажа, и всегда понятно, с кем автор сочувствует, а кого он отвергает.
Природа также играет активную роль и оказывает влияние на героев рассказов Горького. Кроме того, отдельные ее элементы становятся символами, которые нужно интерпретировать образно.
В чем вы видите особенности романтизма горького
Каждый запрос на экзамен может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы и изображения. Удаление или редактирование вопроса могут осуществлять автор экзамена или автор ответа на экзамен.
Однако, в ранних произведениях Горького преобладают элементы романтизма (+ перечень характерных особенностей самого автора):
3) Роль пейзажа:
—События рассказов и легенд часто разворачиваются в условиях, фантастических для реальной жизни («Он стоял между бескрайней степью и вечным морем»).
—В романтической обстановке предстаёт перед нами старуха Изергиль: «ветер тек широкими, ровными волнами, а порою он точно прыгал через нечто невидимое и, порождая мощную порывистость, развевал волосы женщин в волшебные косы, поднимающиеся вокруг их головы. Это делало женщин странными и сказочными. Они удалялись все дальше от нас, а ночь и фантазия облачали их в все более удивительное обрамление».
—В этом мире природа тесно связана с психологическим состоянием персонажей, что соответствует стилю романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данке, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» меняются по мере развития сюжета. Первоначально природа спокойна и обычна, но во время основных конфликтов она «отражает» эмоциональное напряжение персонажей. Так, начинается гроза или буря.
—Природа имеет двойственную природу. Она может помочь людям, создавая естественное пространство для свободной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», или противостоять им. В этой борьбе чаще всего участвует не сама природа, а «фальшивый ее образ», созданный людьми. Примерами этого «фальшивого ее образа» являются портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная человеком реальность «подавила и лишила идентичности» персонажей, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда персонажам удается побороть свой страх. Напротив, истинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», непостижимую прекрасоту и гармонию природы.
—Главный персонаж обычно тесно связан с природой. Он является основой всего повествования. Например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларри уставился на небо. Такая связь помогает обозначить главного персонажа, что соответствует традиционным достоинствам романтизма.
5) Использование элементов фольклора:
—Одушевление природы («Мгла осенней ночи взволнованно дрожала и озиралась, раскрывая степь и море…»). Человек и природа часто идентифицируются и даже могут вести диалог (разговор Рагима с волной).
—Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол).
7) Применение легендарного жанра позволяет писателю наиболее ярко выразить свои мысли и идеи в символической форме. Структура повествования в романтических рассказах полностью подчинена одной цели: более полному воплощению образа главного героя. Рассказывая легенды своего народа, герои передают автору представление о своих ценностях, об идеале и неблагоприятных чертах в человеческом характере, так как они сами их понимают, показывают, какие черты личности заслуживают уважения или презрения. Другими словами, они таким образом создают систему координат, по которой они могут быть судимы. Использование романтической легенды является важной характеристикой создания образа главного героя.
8) Вопрос гордого человека. Писатель анализирует два типа людей: «Человек — это красиво!» и «Человек — раб материальных вещей». Это то, что некоторые критики называют «ниццианством» Горького.
См. ниже цитату из Келдыша, касающуюся этого аспекта Горького.
9) Свобода. Тема свободного человека — главная тема его первого рассказа «Макар Чудра», а также многих других произведений, включая «Песню о Соколе». Понятие «свобода» для писателя связано с понятиями «истина» и «подвиг». Если в рассказе «Макар Чудра» Горького интересует свобода «от чего-либо», то в «Старухе Изергиль» — свобода «во имя». Ларра — сын орла и женщины — недостаточно человек, чтобы быть среди людей, но и недостаточно орел, чтобы обойтись без людей. Его несвобода заключается в его эгоизме, и поэтому он наказан одиночеством и смертельностью, а после него остается только тень. Данко, напротив, оказывается более свободным человеком, потому что он свободен от самого себя и живет для других. Поступок Данко можно назвать подвигом, поскольку подвиг наивысшая степень свободы от самолюбия. Что касается истины, то писатель показывает, что, к сожалению, статичная истина Дятла, как правило, побеждает романтическую, в дорогу зовущую истину Чижа.
11) Сюжетные повороты:
—Зачастую, развитие сюжета зависит от конфликта, в котором две разные системы ценностей дают противоположные ответы. Примерами служат украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или свобода в «Старухе Изергиль». Далее конфликт развивается и достигает развязки, при этом герой может быть погибшим, но идеи, которые он представляет, торжествуют. Однако победа имеет место не в реальной жизни, а в оценке, сделанной читателем. Например, Сокол не может доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье раскрывается в падении при полете. Однако именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.
—Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешности персонажей, и в их восприятии реальности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, поскольку они «умеют летать», в отличие от «рожденных ползать». Их внешность и речь резко выделяются среди обычных людей. «Красивые люди» воспринимают мир по-своему, без страха и неопределенности. Для Гаврилы «огненно-голубой меч» просто является «электрическим фонарем».
Таким образом, художественная уникальность ранних произведений Горького связана с взглядами его героев. Сюжет основывается на противопоставлении двух идейных комплексов. Герои, представляющие эти идеи, остаются победителями, даже если они погибают. С самого начала произведения они выделяются композиционно и контрастируют с остальными персонажами, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Из-за этой противопоставленности мещанскому идеалу, положительные герои часто представлены в таких характерных образах, как «босяки». Они проявляются в их речи, стремлении к «свободе природы» и конфликтах с существующим обществом. Это социальное отчуждение позволяет сравнить их с романтическими героями XIX века. Тем не менее, Горький наделяет своих героев отличительными чертами «людей дна», что является стремлением к реалистическому изображению жизни России в начале XX века.
Идеальность и лиричность.
С самого начала проявилось серьезное расхождение между тем, что критик писал о Горьком, и тем, что хотел видеть в нем обычный читатель. Наименьший интерес читателя вызывал смысл горьковских произведений. Но он находил в них атмосферу, соответствующую его времени. Критика пыталась найти в произведениях Горького социально-психологические типы («лишний человек», «кающийся дворянин»), но чаще обращала внимание на колоритные и яркие характеры. Толстой высоко оценил образы босяков, считая, что молодой писатель смог познакомить образованную публику с несчастным положением «бывших людей» — темой, которая волновала самого Толстого. Появившись в литературе, Горький заменил художественную типизацию на проблему «идеальности и лиричности», согласно точному определению М.А.Протопопова[8]. Его герои напоминали кентавров, так как сочетали в себе, с одной стороны, типичные присущие черты, основанные на хорошем знании жизни и литературной традиции, а с другой – их произвольные черты и особую «философию». Горький описал новый идеально-психологический тип, который оказал влияние на духовную и общественную жизнь России в конце XIX — начале XX века.
Уникальность характеров персонажей
Действительно, одна из особенностей многих героев ранних произведений Горького заключается в том, что они живут в моральном измерении, отличающемся от традиционных персонажей русской литературы.
Первая категория: эти герои предпочитают не размышлять о грехе, но на деле занимаются грехом; вместо того, чтобы мучиться мыслью о преступлении, они совершают его. Они предпочитают меньше думать. «Посмотри, как день и ночь гоняют друг друга вокруг земли. Так и ты бегай от мыслей о жизни, чтобы не перестать любить ее. Когда задумаешься, ты перестанешь любить жизнь, и это всегда происходит», — говорит Макар Чудра (I, 14). Здесь задумываться — значит нарушать вселенский закон, останавливать процесс непрерывного становления, отвращаться от жизни и возненавидеть ее (этот образ Гамлета трактуется как ницшевская интерпретация). Если крылья уже не могут нести тебя по ветру, словно испуганного сокола («Песня о Соколе», 1895), то единственный выход — самоуничтожение, так как жизнь не терпит остановок. Между двумя полюсами, небом и бездной, раненый сокол выбирает бездну, то есть гордость + отчаяние. Здесь нет места для гармонии и равновесия. Герои ранних рассказов Горького, в отличие от традиционных типичных и незначимых персонажей русской литературы, прежде всего есть экспансивные. Жизнь для них — это борьба, самоутверждение за счет врага, которого они ненавидят, но также питают к нему странное чувство любви. Наличие врага для них необходимо, оно подобно воздуху, в другой атмосфере они задыхаются (это символизирует Сокол). Любовь и ненависть — две стороны одной медали, и чем глубже любовь, тем сильнее ненависть. Радда и Зобар могут любить друг друга только тогда, когда они пытаются одолеть и подчинить себе своего возлюбленного («Макар Чудра»). Однако возможное поражение одного приводило бы к немедленному потере интереса другого. С исчезновением вражды исчезал бы и главный стимул любви. Единственное примирение заключается в радости взаимного уничтожения.
Вторая категория героев раннего Горького: они сохраняют некоторые черты героев первой категории + имеют свои отличительные черты. В ницшевской иерархии (зверь — человек — сверхчеловек) они занимают промежуточное место после человека, но еще не достигли статуса сверхчеловека. К героям второй категории относятся Коновалов («Коновалов»), Промтов («Проходимец»), Фома Гордеев («Фома Гордеев»), Илья Лунев («Трое»), Сатин («На дне» ) и другие. В этих героях прекрасно ощущается, как человек становится проблемой, требующей своего решения. Здесь абсурдность жизни в эпоху «смерти Бога» воспринимается как трагедия. Чарующая природа и свободу инстинктов не предоставляют выхода в лабиринте жизни. В ранних рассказах Горького серые оттенки мира обнаруживаются не реже ярких и сочных цветов. Неслучайно у Горького эпитет «серый» приобретает особое семантическое значение. Например, в финале рассказа «Двадцать шесть и одна» (1899) этот эпитет возникает не случайно: «И она ушла, прямая, красивая, горда. Мы остались среди двора, в грязи, под дождем и серым, без солнца небом. (выделено мной — П.Б.)» (V, 21). Это не просто обычный, унаследованный мир, лишенный ярких и сочных красок в отсутствие Тани, а также важный символ обезлюдевшего мира, в котором работники пекарни, воплощающие всеобщую участь человечества, обречены на одиночество и поиск смысла собственного существования. Эти герои — безнадежно больные индивидуумы. Они физически сильные личности, но избыток жизненных сил внезапно превращается в патологию, психическую изнуренность, безумие и даже самоубийство. Их странность отличается отвращением к любым социальным опорам и фатальным стремлением сжечь мосты, которые связывают их с окружающей средой. Они выбывают из социального порядка. Как сказал Горький о Фоме Гордееве, они «не типичны» для своих классов. Без идеала, который стоял бы над ними, человек либо гибнет, как Коновалов, либо сходит с ума, как Фома Гордеев.