В чем вы видите особенности мастерства достоевского психолога
Итоговый тест по литературе 10 класс за 2 полугодие
«Управление организацией образования:
современные тенденции и технологии»
Сертификат и скидка на обучение для каждого участника
Финальный тест по литературе. 10 класс. 2-й семестр
1. Какая была политическая позиция Салтыкова-Щедрина?
а/ он был революционером-демократом,
б/ он был народником,
в/ он был либералом.
2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть сцена, где мужик сам вручную делает веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?
3. В какой из сказок жестоко пародируется самодержавие?
б/ «Медведь на воеводстве»,
4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?
а/ отличий почти нет,
б/ в народных сказках животные символизируют различные характеры людей, в то время как у Щедрина здесь появляются и социальные типы,
в/ фантастика народных сказок — это отдельная игровая вселенная, а фантастика Щедрина — это реальный мир, только прикрытый аллегорической маской.
5. Можно ли считать метод сказок Щедрина реалистическим?
а/ нет, потому что Щедрин использовал элементы фантастики,
б/ да, потому что за фантастическими образами у Щедрина стоят типичные характеры в типичных ситуациях,
в/ метод сказок можно определить, как сочетание реализма и романтизма.
1. Почему мы называем «Войну и мир» эпическим романом?
а/ из-за широкого временного и пространственного охвата событий,
б/ так как Толстого интересовали как судьба нации (эпос), так и идеи и духовные стремления отдельных личностей (роман),
в/ в произведении участвуют реальные исторические личности.
2. Какая проблема особенно занимает Толстого в романе «Война и мир»?
в/ личные искания каждого человека.
в/ одна из самых важных идей.
4. По каким критериям Толстой оценивает нравственность человека?
а/ простота и естественность,
б/ стремление к самосовершенствованию,
в/ уверенность в себе.
5. Какая черта отличала Пьера?
а/ боязнь причинить боль или огорчение другим людям,
б/ постоянное желание быть лучше,
в/ желание служить обществу.
6. Что понял Пьер, находясь в колонне пленных?
а/ он переосмыслил ценности и понял, что истинная жизнь — натуральная, простая и естественная,
б/ Пьер познакомился с истинной свободой,
в/ Пьер обратился к религии.
7. Каким становится Пьер в эпилоге?
а/ он почти не меняется,
б/ он нахватился высокую цель в жизни,
в/ его характеру приходит твердость воли.
8. Что было самым важным в жизни князя Андрея?
а/ счастье окружающих,
Что происходит с князем Андреем после его ранения на поле Аустерлица?
- Он осознает величие и бессмертие вечного, воплощенного в высоком небе, и несущественность происходящего.
- Он осознает бесконечность Божьего милосердия.
Что князю Андрею дало общение с простыми солдатами?
- Понимание истинного патриотизма.
- Понимание истинного героизма.
- Ощущение собственного превосходства.
Как князь Андрей вел себя в отношениях с Наташей?
- Он вел себя как честный и благородный человек.
- Это нельзя сказать однозначно.
Что открывается князю Андрею перед его смертью?
- Он понимает, что такое истинная любовь.
- Он осознает нечто высокое и прекрасное, но что именно, Толстой не раскрывает.
Какая главная черта характера Наташи?
- Искренность и ответственность.
- Неудовлетворенность самой собой.
Почему Наташа оправилась после болезни, вызванной неудачным побегом с Анатолем?
- Потому что ее любовь и сила были нужны больной матери.
- Потому что сущность ее жизни заключалась в любви; проснулась любовь — проснулась жизнь.
- Со временем острота переживания просто потеряла свою силу.
Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?
- Умение показать противоречия и динамику внутренней жизни персонажа.
- Способность показать характер персонажа с разных сторон.
- Умение раскрыть скрытую под внешней маской внутреннюю сущность.
В чем заключается смысл сравнения Кутузова и Наполеона?
- В сравнении русского и французского полководцев.
- В противопоставлении веры в свою гениальность Наполеоном и веры в силу народа Кутузовом.
- В противопоставлении истинной и ложной величины.
С точки зрения толстовской философии, кто создает историю?
- Выдающиеся личности.
- Миллионы отдельных воли, направленных в одном направлении.
Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
Какой христианский образ служит лейтмотивом романа?
- Образ воскрешения Лазаря.
С какой точки зрения Раскольников делит людей на две группы?
- На богатых и бедных.
- На тех, кто способен совершить преступление при необходимости, и тех, кто нет.
- На православных и иноверцев.
Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?
- Прямо говорит, что эта теория неверна.
- Через спор одного из героев с Раскольниковым.
- С помощью нравственно-психологического развития Раскольникова, которое заставляет его понять ложность теории.
Зачем нужен эпилог в романе?
- Чтобы показать возможность возрождения героя.
- Чтобы показать, что итогом морально-психологического развития героя было не отречение от себя (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории.
- Чтобы показать дальнейшую судьбу героев.
6. В чем специфика мастерства Достоевского в области психологии?
а/ В использовании увлекательных и запоминающихся персонажей,
б/ В ярком передаче психологического состояния героев,
в/ В особой психологической «насыщенности» его романов.
1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?
а/ Потому что к его времени традиция романа уже истощилась,
б/ Потому что его целью было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,
в/ Потому что Чехов ориентировался на западноевропейскую литературную традицию.
2. Какие ценности идентифицируются с Чеховым?
а/ Христианские добродетели,
б/ Ум, талант, любовь, свобода,
в/ Общественно-политические ценности.
3. В чем особенности чеховского психологизма?
а/ В возможности создать полную картину внутреннего мира,
б/ В использовании «диалектики души»,
в/ В способности через несколько деталей воссоздать эмоциональный мир героев и раскрыть их настроение.
Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания студентов по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по конкретным писателям. Вопросы теста предназначены для проверки знания текстов и понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественной оригинальности.
М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.
Своеобразие мастерства Ф. М. Достоевского как психолога (На примере романа “Преступление и наказание”)
1. Изменение психологического портрета со временем.
2. Инновации в искусстве Достоевского.
3. «Преступление и наказание» и глубина человеческой души.
4. Основные методы создания психологического портрета.
После того, как М. Ю. Ломоносов впервые использовал прием создания психологического портрета в «Герое нашего времени», русская литература начала продолжительный процесс эволюции отображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типами, превратившись в настоящего новатора.
При
У Достоевского в его произведениях нет ни одной авторской фразы или ремарки, которая не указывала бы на мысли и чувства описываемого человека. Для него внутренний мир любого человека представлял собой неизменное столкновение добра и зла. Это не просто эволюция героя
В этом процессе и заключается состояние страдания, непрерывно доминирующее над героями: «Он так мучил себя, поддразнивая себя этими вопросами с каким-то наслаждением. Он вспоминал прежние мучительно-ужасные ощущения ярче и живее, и они становились все более и более приятными».
Достоевскому удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину человеческой души – неспособность самого человека полностью оценить и понять тайны своего сердца. Автор часто описывает не реальное, а возможное или желаемое состояние персонажа. Это делает описание неопределенным и показывает сложность внутреннего мира, который почти невозможно передать точно словами и терминами.
Автор многократно повторяет, что в душе человека есть такие сокровенные слои, которые совершенно не поддаются описанию словами. Для Достоевского нет необходимости проводить полный, четкий и формальный анализ. Напротив, он всегда дает возможность читателю самостоятельно заполнить или представить недосказанное автором.
Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, который имеет особое значение для героя. Обычно они заполнены специальными предметами — ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают лучше понять героя, поэтому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно.
Жара и духота буквально уничтожают Раскольникова. Кроме того, автор описывает ту часть Петербурга, жители которой не могут позволить себе уехать куда-либо, и которым приходится дышать загрязненным и отравленным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым говорит следующее: «Вы давным-давно пора поменять воздух».
Именно задушная и гнилая обстановка города побуждает героя к совершению преступления. При этом автор описывает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и сам город, и улицы, и тесная комната, в которой он живет, и которая «высасывает жизненные силы из него». Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому описания закатов имеют большое значение для понимания его характера.
Что символично, яркое и сияющее весеннее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ждут героя. В остальных случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.
Важно также упомянуть о важности цветового определения в романе. Не случайно для описания петербургской обстановки, в которой находится Раскольников, Достоевский выбирает грязно-желтый, «гнилой» цвет. Желтые стены домов, обои в квартире Раскольникова, старушка из процентовщицы и мебель в доме Порфирия Петровича – всё это желтого цвета.
Соня Мармеладова живет и работает по «желтому билету». Этот оттенок желтого символизирует грязь, работу, человеческое страдание. Он создает особую обстановку в событиях, связанных с героем, и его внутренней жизни, которая является больной и напряженной.
Большое значение имеет и другой цвет – зеленый. Он символизирует свежесть и обновление, как природы (зеленая листва и трава, свободные от грязи и гнили города), так и самого героя. Во время совершения самого преступления чистые идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, и зеленый цвет также встречается в эпилоге – это цвет платка Сони Мармеладовой, когда она уходит на каторгу.
Символичными являются также голубой и коричневый. Первый – цвет бога и небес, цвет глаз Сони и чистых намерений и личных качеств. Второй – символ трагедии и разрушения.
Так, в грязной и коричневой окрашена вода в произведении Достоевского – словно кровью замутнена.
Основной заслугой Достоевского перед читателем является создание особого мира, где границы между реальностью и фантазией, внутренним и внешним стираются, а сама картина мира становится расплывчатой и размытой. Реальность приобретает особые оттенки сумасшедших фантазий и видений, просматриваемых сквозь тонкую дымку.
Таким же образом автор описывает мысли главного героя и события, происходящие в действительности, используя одни и те же средства. Читатель полностью погружается в иллюзорные бредовые изображения и кошмарные видения Раскольникова.
Особую роль в произведении играют сны, как отдельная категория восприятия героя. В них эмоции и настроение сновидца становятся реалистичнее, ярче, отчетливее. Тем самым писателю удается создать ощущение нарастающей тревоги и ужаса, особенно при высвобождении подсознания персонажа. Глаза, как зеркало души, играют важную роль в этом.
У каждого героя есть индивидуальное описание глаз. Только у основных героев они описываются, и это важно для понимания основной задумки произведения, также как и важность снов. Глаза Сони – голубые, глаза Раскольникова – потрясающие, прекрасные и темные, а глаза Дуни – «сверкающие и гордые».
Возможность возрождения и самоосознания героя лежит в его прекрасном взгляде. Изначально монологи и диалоги являются важными психологическими характеристиками. Интересно, что в русской литературе впервые герои рассказывают самому собеседнику и читателю о своих эмоциональных переживаниях.
Речь героев становится выразительной благодаря авторским комментариям, позволяющим лучше передать характер собеседника. Также важным является ритм и структура разговора, а также мысли, появляющиеся у героев. Двусмысленность выделяется скобками, используются паузы и курсив, чтобы передать интонации и жесты персонажей.
Благодаря всем этим приемам Достоевский совершил революцию в русской литературе и создал новый жанр — психологический философский роман.
Related posts:
Реферат жени 10 класса МБОУ Досатуйской СОШ Ирины Голобоковой «Психологический анализ творчества Ф.М.Достоевского»
«Управление общеобразовательным заведением:
новые тенденции и современные методы»
Вознаграждение и скидка на обучение для каждого ученика
МБОУ Досатуйская СОШ
Исследование психологического содержания в творчестве Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание »
Ирина Михайловна Голобокова
Наталья Михайловна Балагурова,
преподаватель русского языка и литературы
Введение ………………..………………………………………………………..3
1. Разговор о великом русском писателе Ф.М. Достоевском ……………………………………………………. 3 2.Психологическая глубина романа «Преступление и наказание» от Ф.М. Достоевского …. 4
3.Персоналия Родиона Раскольникова, его мировоззрение и судьба……………….4
5.Методы выявления психологии героев в произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.. ……………………………………………………. 14
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы:
Цель: изучение романа «Преступление и наказание» с психологической точки зрения
Задачи:
- Ознакомиться с критическими статьями и исследованиями писателя Достоевского относительно его жизни и творчества
- Рассмотреть личность Раскольникова, его мировоззрение и судьбу
- Дать оценку преступлению в психологическом контексте
- Проанализировать, как автор раскрывает внутренний мир героев через сочинение
1. Оценка Достоевского среди писателей и психологов
Прежде всего, стоит обратиться к оценке творчества Достоевского со стороны других писателей и психологов:
2. Психологизм в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Центр внимания каждого литературного произведения – это человек со своим богатым внутренним миром. Каждый писатель – в некотором смысле, психолог, осмысляющий человеческую душу и раскрывающий мотивы действий персонажей. Литературный герой – это своего рода модель, на основе которой исследуются сложные взаимоотношения людей. Писатели изучают своих персонажей, придерживаясь особого подхода, чтобы не ограничивать их свободу действий. Для раскрытия внутреннего мира героев в своих произведениях, писатели используют различные психологические приемы.
Федор Михайлович Достоевский является выдающимся мастером исследования человеческой психологии, его роман «Преступление и наказание» можно назвать пиком мастерства в изучении человеческой души. Известный философ Бердяев говорит о Достоевском как о самом страстном и крайнем покровителе свободы человека в истории мысли. Достоевский изучает свободу души человека, и его страстный психологизм проистекает из веры в возможность возрождения, в «восстановление погибшего человека». Но для увидения развития души человека, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и загадочный мир.
3. Личность Раскольникова, его мировоззрение и судьба
В центре романа Достоевского находится личность Раскольникова, «идейного» преступника. Писателя интересует его психология, душевные качества и причины преступления — будь то социальные, философские или религиозные.
Образ Раскольникова связан с ранними произведениями Достоевского. Он обращается к вопросам психологии преступника, на рассуждениях о наказании и влиянии официальных мер наказания на преступника: суд, ссылка, каторга.
Раскольников обладает уникальными душевными чертами, такими как благородство, великодушие, доброта, жалость и сострадание. Он является образованным, умным и наблюдательным, способным к философским рассуждениям. Это сочетание разнообразных качеств делает его личность сложной и противоречивой. Герой ведет себя так, будто в нем чередуются два противоположных характера. Свойства Раскольникова характерно описывает его друг Разумихин: «Я знаю Родиона полтора года: он серьезен, мрачен, надменен и горд; время от времени страдает гипохондрией. Однако он щедр и добр. Он не слишком любит выражать свои чувства и возможно, выразит свою жестокость раньше, чем словами. Иногда он может быть холодным и безразличным.»
Корни теории Раскольникова — в его особом взгляде на мир, на человека, на историю человечества. Обдумывая прогресс, преступления, нарушение нравственности и преступников, герой приходит к выводу, что человечество состоит из двух классов: большинство, которое «дрожит», и составляет актёов истории, и меньшинство, которому «позволено» совершать любые действия, морально противоречащие большинству. Первые не в силах творить великое, они не приносят пользы человечеству. Вторые являются двигателями прогресса, и без них историческое развитие было бы невозможным.
Главным критерием разграничения между этими двумя типами людей для Раскольникова является их отношение к морали. Большинство подчиняется моральному закону, находясь в сфере действия общественной нравственности, и, следовательно, не в состоянии совершать деяния, так как, по мнению Раскольникова, это лишает их свободы действий. На людей, относящихся к «второму классу», моральный закон не распространяется. Им «позволено» совершать преступления, так как их деятельность способствует общественному прогрессу, благу человечества. Страдания и несчастья отдельных людей не останавливают их. Раскольников приходит к выводу, что «великие люди» даже обязаны совершить преступление, если это полезно для «общего блага». При этом моральные критерии, которые применяются к обычным людям, к этим «сверхлюдям» не применимы.
Юридическая сторона преступления Раскольникова практически не интересует его. Он даже готов признать справедливость юридического наказания: «Общество всегда готово использовать ссылки, тюрьмы, следователи и каторги — зачем же беспокоиться? Ищите вора. И если обычного преступника поймают — пусть он получит, что заслужил.» По мнению Раскольникова, это только доказывает, что преступник, который считал себя «имеющим право», на самом деле — всего лишь «дрожащая тварь».
Теория Раскольникова, по мнению Достоевского, заключается в том, что герой, отвергая идею морального равенства всех людей, отдаляется от человечества и Бога. Отклоняясь от основ христианской морали, он отказывается от нее и, следовательно, от Бога. Писатель подчеркивает фанатичность Раскольникова: «этот темный катехизис стал его верой и законом». Идея захватывает душу героя, меняет его отношение к людям: каждое общение с ними становится для него мучительным.
Достоевский детально изучает причины и основные мотивы преступления Раскольникова, уделяя особое внимание его философским корням. Социальные мотивы убийства старухи-процентщицы уступают первенство: они только сопровождают преступление, усиливая решимость героя «пойти на это», «толкая» его. Бедность и нищета — благодатная почва, способствующая рождению и реализации идеи преступления, но не являющаяся его решающим фактором.
Преступление Раскольникова не принесло социальных результатов. Идея принести пользу людям за счет богатства старухи сохранилась только на бумаге. Раскольников даже не смог настоящим образом ограбить, и вещи и деньги, которые он взял, остались под камнем без использования. Единственным социальным «результатом» убийства является то, что Раскольников выбывает из общества. С моральной точки зрения он «нарушил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Сам по себе факт убийства — это открытое выражение «бунта» против христианской морали.
После преступления у героя нет освобождения от «демона» предрассудков. Все время, пока ложная теория определяет его поступки и внутренний мир, он находится в чрезвычайно болезненном состоянии: его мучают лихорадка, бред, кошмары. Духовные силы Раскольникова до предела напряжены, он становится раздражительным, подозрительным, порой даже агрессивным. Сон Раскольникова о «трихинах» также является проявлением мотива «умственной заразы», которая делает людей «безумными». «Выздоровление» Раскольникова, его духовное пробуждение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные представления о людях не вытеснятся из его сознания.
Характер Раскольникова, несмотря на его сложность и противоречивость, остается неизменным, лишенным развития. Это персонаж, полностью сформированный еще до начала описываемых событий. Раскольников решает для себя чисто практические вопросы — он герой действия, исполнитель. Сформирование его мировоззрения и формирование теоретических взглядов остаются за пределами повествования.
Решающего поворота, осознания героем ошибочности своей теории в ходе сюжетного развития также не происходит. Но автор уверен, что духовное возрождение Раскольникова вполне возможно. В отличие от своих духовных «двойников» (Лужина и Свидригайлова), он способен на сострадание и сострадание, его движет не расчет (как Лужин), не порок (как Свидригайлов), а устремление к справедливости, к победе над злом.
Персонаж Раскольников начинает медленно меняться и эволюционировать только в эпилоге. Мы лишь видим намек на выздоровление Раскольникова в конце второй главы эпилога. Влюбленность в Соню становится лишь началом новой жизни для него. Раскольников берет в руки Евангелие, символически подчеркивая его значение. Однако окончательный духовный перелом героя остается делом будущего: ему еще предстоит искупить свою вину, пережив очищающую душу скорбь.
Преступление не начинается с момента осуществления, а с момента его зарождения в мыслях. Сам замысел убийства, возникший в сознании Раскольникова в трактире после встречи с отвратительной ростовщицей, уже заражает его эгоистическими ядами и противоречит его духовному потенциалу. Он не смог побороть свои наваждения, несмотря на свои внутренние сомнения. До последнего момента он не верил в свою способность «переступить», хотя вопрос уже был разрешен морально, и у него не было сознательного возражения.
Показывается неотвратимость задуманного деяния: Раскольников попал под влияние огромной духовной силы, которая называется мыслью. Достоевский описывает состояние крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания Раскольникова, который совершает преступление, а потом ищет и мизерной муке «освобождения», «искупления», обретения собственной духовности.
Резкое изменение психологических состояний, когда чувство животной радости самоотречения сменяется муки бесконечного одиночества среди людей и желанием признаться, не происходит случайно: это выражение движения авторской мысли. Внезапно наступает внутреннее моральное наказание, о котором Раскольников не думал, радуясь секунде перед «спасением от давившей опасности». Он ощущает себя полностью одиноким: «Ему казалось, что с ним происходит что-то абсолютно непонятное, новое, внезапное и небывалое, и даже его братаны и сестры больше не могли ему помочь, а не говоря уже о квартальных поручиках».
Протест человека против пролития человеческой крови превращается в странное и ужасное ощущение, которое не доходит до сознания. Авторская реплика является намеком, а не этико-философским и психологическим комментарием. Мы считаем, что М. М. Бахтин ошибается, полагая, что слова героя являются наиболее точным выражением его внутренних движений. Подсознательные процессы не могут быть полностью выражены словами героя, и поэтому они становятся предметом авторского понимания и выражения. Это так называемый «смысловой избыток», который свойственен не только создателям «монологических романов», но и Достоевскому. Достоевский видит то, что герой-персонаж ощущает, но не осознает полностью. Автор проникает в глубинные слои психики, в основу личности, которая одновременно является подвижной и устойчивой.
В случае со стрессом совести Раскольникова, ощущения находятся на уровне чувств, у самого порога сознания. Многие психологи указывают на то, что чувство всегда осознается сознанием, поэтому бессознательное чувство является противоречием в самом своем определении. Фрейд говорит: «Сущность чувства заключается в том, что оно чувствуется, то есть известно сознанию. Возможность бессознательности отпадает для чувств и ощущений». Отсюда всё последующее повествование становится историей самосознания героя, превращением странного ощущения в сознание.
5. Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Главный герой «Преступления и наказания» — Родион Романович Раскольников. В его имени уже заключен мотив крови: «Родион» — житель острова Родос. Но это не единственное значение его имени. Старославянское «руда» (кровь) идет отсюда.
Отчество у Раскольникова — «Романович» — тоже не так просто. «Роман» — римлянин, сильный. Таким образом, автор обратил внимание на силу героя, на ту силу, которой ему хотелось бы обладать.
Фамилия «Раскольников» также говорящая. Раскол души, отсутствие согласия с самим собой — главный герой ведет бесконечные внутренние диалоги, рассматривая разные точки зрения и стороны. Его поведение двойственно: он помогает безвозмездно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает детей из огня. Но чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове, он убивает Лизавету, пренебрегая жизнью человека.
Мармеладовы — важные персонажи повествования. В звучании фамилии — удовлетворение, безделье, насыщенность и сладость. На самом деле — все наоборот. Фамилия должна подчеркнуть бедное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие средств на необходимые лекарства. Эта семья — продукт неправильной социальной структуры, и их фамилия должна подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.
Лизавета, случайная жертва Раскольникова — наивная, по-детски несмышленая девушка, она даже защищается от Раскольникова «по-детски». Это имя, переведенное с древнееврейского, означает «клятва Богу», «ответ Богу». Попавшая под руку Лизавета символизирует неуважение к Богу, Раскольников, убивая ее, убивает в себе обещание справедливости, уважение к Божьим законам. Именно после ее убийства жизнь, казалось бы, покидает Раскольникова, в нем гаснет Божья искра.
К.Мочульский в своей книге «Достоевский. Жизнь и творчество» на основе черновиков Достоевского цитирует 3 единства классической трагедии: единство места, времени и действия.
Другой пример воплощения духа и одухотворения материи по мнению Мочульского — описание комнаты Раскольникова: «Это была маленькая каморка, шесть шагов длиной, с самым жалким видом со своими желтоватыми, пыльными обоями, отстающими от стен, и настолько низкой, что высокому человеку становилось в ней ужасно, и всегда казалось, что головой ткнешься в потолок». Как будто монастырская келья, где главный герой проводит все время, забывая о реальном мире. «Обстановка всегда представлена как отражение его сознания, как его функция. Комната, в которой человек живет, — это пейзаж его души».
Замкнутость и теснота комнаты Раскольникова противопоставляются пространству комнаты Сони. «Комната Сони, похожая на сарай, имела очень неправильную форму четырехугольника и какое-то уродливое впечатление. Стена с тремя окнами, выходящая в канаву, перекрывала комнату наискось, так что один угол, очень острый, уходил куда-то внутрь, а другой угол был страшно тупым… Во всей этой большой комнате почти не было мебели… желтоватые, обшмыганные и потертые обои подчеркивали все углы…». Уродливость и угловатость комнаты Сони аналогична ее судьбе, а размер комнаты и наличие окон показывают ее открытость к миру. Соня всегда открыта людям, в то время как главный герой замкнут и зациклен на своих внутренних проблемах. «Идеологический убийца задыхается в своей могиле, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами, чтобы подышать воздухом земли» — так объясняет Мочульский тягу Родиона Раскольникова к общению с Соней Мармеладовой.
Также персонажи Достоевского зависят от времени года и изменения погоды в своей духовной жизни. Например, когда Раскольников отправляется в контору, его ослепляет солнце. К. Мочульский делает интересное объяснение этому — это связано с образом жизни героя, поскольку Родион Раскольников является ночным человеком, ему чужда повседневная жизнь, он отрезан от «дневного сознания».
Роман-трагедия строго соблюдает «единство времени» так же, как и «единство места». В первой части счет идет по дням, а затем временные интервалы становятся неопределенными. Автор комментирует это следующим образом: «Контраст между точным фиксированием времени и периодами временной неопределенности — тонкий художественный прием. Раскольников, как мыслитель-теоретик, живет вне времени; Раскольников, как деятель, вступает во время».
Третье единство — «единство действия». Этот принцип выделяет Раскольникова как динамический центр, а все его идеи осуществляются в жизнях людей, окружающих его: «Идея о бессилии добра и бессмысленности страдания реализуется в семье пьяницы чиновника. Из этой семьи возникает образ Сони. Она является добрым ангелом героя. Точно так же Дуня воплощает мысль его брата о бесполезности жертвы; она также возникает из семьи (Раскольниковы — мать и дочь) и влечет за собой Свидригайлова, мистически связанного с героем, — его зловредного ангела. Борьба добра со злом в душе убийцы материализуется в противопоставлении двух личностей — Сони и Свидригайлова. Сознание Раскольникова проявляется в трех аспектах. Он стоит перед нами как человек в средневековой тайне, между добрыми и злыми ангелами».
Использование цвета имеет важное значение в раскрытии психологии романа. Желтый цвет подчеркивает отчаянную атмосферу и является предупреждением о грядущих негативных событиях.
Я считаю, эти монологи необходимы Достоевскому для того, чтобы показать сложность характера и то, как главный герой проводит самоанализ, а также помочь читателю более глубоко осознать его внутренний мир.
У Достоевского было огромное количество художественных средств, которые он успешно использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова. Одним из таких приемов, которыми можно было бы описать подсознание и чувства главного героя, являются сны. Первый сон Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны его души. В этом сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как Миколка зарубил свою лошадь насмерть. Во сне Раскольников больше всего пожалел несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову еще до того, как он совершит убийство, и, кажется, выражает внутренний протест подсознания героя против избранного им пути.
Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой следующий сон, где он заходит на жилье у погибшей старушки-процентщицы. Во сне старуха прячется в углу и радостно смеется, а Раскольников достает топор из внутреннего кармана своего пальто и бьет старуху по голове. Однако старуха остается жива и кажется, что ничего с ней не произошло. Тогда Раскольников продолжает бить ее по голове, но это лишь вызывает еще больше смеха. Этот сон показывает, что чувство содеянного, образ убитой старухи не отпустят Раскольникова и будут преследовать его до тех пор, пока он не найдет гармонию в своей душе.
Кстати, автор уделяет внимание деталям произведения, которые могут повлиять на читателя. В сцене убийства возникает эффект, который был описан ранее. Старуху-процентщицу Раскольников бьет обухом, а ее сестру Лизавету — острием. Однако топор всегда направлен на Раскольникова, словно угрожая ему стать жертвой. Но когда Раскольников убивает Лизавету, топор жестоко наказывает его.
«Преступление и наказание» полно мельчайших деталей, которые не всегда замечаем, но они отражаются в нашем подсознании. Числа «семь» и «одиннадцать» преследуют Раскольникова на протяжении всего романа. Также Достоевский великолепно создает портреты своих героев. Хотя темп произведений часто слишком быстрый, образы запечатляются в нашем сознании. Например, старушка-процентщица описана с использованием уменьшительных слов, ее внешность и манеры ярко представлены. Сам Петербург становится живым образом взаимодействия с главным героем всего за несколько описаний.
Особое значение для романа «Преступление и наказание» имеет третий сон Раскольникова, который происходит в эпилоге. В этом сне автор отрицает теорию «разумного эгоизма» Чернышевского.
В третьем сне Раскольникова наблюдается, как мир окружающих его людей погружается в атмосферу эгоизма, делая их «сумасшедшими и сворованными». В этой атмосфере они начинают считать себя «умными и несотрясаемыми в истине». Эгоизм становится причиной возникновения непонимания между людьми, а эта непонимание в свою очередь вызывает волны необузданных стихийных бедствий, ставящих мир на грань уничтожения. Спасти себя от этого кошмарного сценария могут только «чистые и избранные люди, предназначенные начать новую и обновленную расу». Когда автор говорит о избранных, он имеет в виду людей, подобных Соне, которая является воплощением истинной духовности. Такие люди, согласно Достоевскому, обладают глубокой верой. Именно в третьем сне автор говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют собой реальную и страшную угрозу человечеству, способную заставить человека забыть все добрые и злые нормы и перестать различать их друг от друга.
Ф.М. Достоевский не только продолжает традиции русской литературы, но и дополняет их, раскрывая новые аспекты этой темы. Его исследования глубин человеческой психики и психологии позволяют ему убедительно претворить в жизнь свои основные философские идеи: отвержение «угрызения совести», отрицание принципа «цель оправдывает средства», утверждение абсолютной ценности каждой жизни, вера в страдания и сопереживание. Следует отметить, что именно анализ состояния преступника после совершения преступления становится объектом его литературного исследования. Персонаж на страницах его романа превращается из сверхчеловека в испуганного и измученного изгоя, который жаждет наказания, чтобы избавиться от страданий. Автор не только следит за муками своего героя, но и изображает его затухающую жизнь настолько ярко и правдиво, что мы сами испытываем страдания вместе с ним. Возможно, таким образом Достоевский хотел предупредить людей о последствиях подобных поступков и идей. Он шел на то, чтобы эти идеи могли существовать, но их использование следует осуществлять крайне разумно и осторожно.
1.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман: Для учащихся ст. классов сред.шк./.,Сост., авт. послесл. и примеч. С.В.Белов-М.:Просвещение, 1995
5..Янушкевич А.С, Кошечко А.Н. Психоаналитический подход к изучению форм экзистенциального сознания в творчестве Ф.М. Достоевского. Удк 821.161.1.0