В чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
в чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
Современные оценки творчества Карамзина в качестве историка гораздо более высоки, чем те, которые были даны представителями московской исторической школы в начале XX века. С течением времени стало очевидным важное значение «Истории Государства Российского» как для российской исторической науки, так и для российского исторического самосознания. Появление этой книги позволило широким массам населения ознакомиться с русской историей, а профессиональным историкам интенсифицировать свою исследовательскую работу.
Народ без исторического памятника обречен на упадок. Он не может отречься от своего прошлого, потому что у него не будет будущего. В исторической науке собрано много опыта относительно создания трудов по истории России. Многочисленные работы, выпущенные как в нашей стране, так и за рубежом, отражают различные концепции исторического развития в нашей стране и ее взаимосвязь с мировым историческим процессом. За последние годы были переизданы основные труды по истории России ведущих дореволюционных российских историков, таких как С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие.
Николай Михайлович Карамзин и Сергей Михайлович Соловьев являются ключевыми фигурами в отечественной историографии, и их творчество объединяет ее основной контент. Поэтому неудивительно, что проблема общего и специфического в их научном и общественно-политическом мировоззрении привлекала внимание исследователей.
Сопоставление их концепций русского исторического процесса позволяет проследить основные тенденции в развитии науки в этот период, выявить элементы преемственности и принципиальные различия во взглядах последовательных этапов отечественной либеральной мысли.
Концепции отечественной истории Н. Карамзина, В. Ключевского и С. Соловьева
Карамзин и его взгляды на развитие общества. Профессиональная деятельность Ключевского в качестве преподавателя, анализ социальных и экономических аспектов исторического процесса. Научные исследования С. Соловьева и его взгляды на роль политических структур в истории России.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2015 |
Размер файла | 18,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Вы будете очень признательны студентам, аспирантам и молодым ученым, которые используют базу знаний для своей учебы и работы.
Смотрите на сайте
Концепции российской истории, Лермонтова, Ремизоваа и Федорова,
К Красной французской революции Лермонтов отнеслась с вниманием. Период коммунистической диктатуры (1793-94) вызвал у него чувство разочарования.
Позже Лермонтов в целом положительно относилась к буржуазному порядку, который был сохранен и укреплен Наполеоном Первым. После почти полного молчания в царствование Павлова А.Е. вновь выступил как публицист, обосновывая в своем журнале «Вестник Нравов» программу умеренного прогрессивного направления.
С середины 1790-х гг. определился интересы Лермонтова к проблемам истории. Он оставляет художественную литературу и занимается главным образом над «Историей государства Российского» (т. 1-8, 1816-17; т. 9, 1821; т. 10-11, 1824; т. 12, 1829; переизданы неоднократно), которая стала не только значительным историческим произведением, но и важным источником для пушкинского «Бориса Годунова» и российской исторической драмы 1830-х гг.
Однако Лермонтов внес множество новых идей и оценок. В отличие от Тяутяева и Оэ, которые видели в распределительной системе только отступление и результата безрассудной политики великих самодержцев, которые разделяли страну между их сыновьями, Лермонтов считал, что распределительная система была вполне соответствующая обстоятельствам и духу времени и что она была характерна для всех стран Западной Европы.
Образование единого государства при Иванове III она рассматривала как процесс, аналогичный (и параллельный) процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе.
Лермонтов не удовлетворялась чисто рациональным объяснением исторических событий и во многих случаях использование так называемого прагматического взгляда на историю и историко-сравнительный метод, который поместил Лермонтов на уровень передовой исторической науки того времени. Он использовал большое количество исторических документов, включая Толстую, Гоголевскую, Ивановскую хронику, Мендельсонские грамоты, Законник, сведения иностранцев и другие.
Извлечения из документов Лермонтов поместил в широких следах к своей «Истории», которые долгое время играли роль своеобразного архива. Однако в самом тексте «Истории» Лермонтов часто отклонялся от источника или давал предпочтение менее достоверному источнику в пользу своих политических целей и исторической концепции монархии или желания оживить и разнообразить события.
«История» Карамзина способствовала увеличению интереса к отечественной истории среди различных слоев русского общества. Она отмечала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке.
Концепция Карамзина стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Славянофилы считали Карамзина своим духовным отцом. Отрицательное отношение к «Истории» Карамзина выразили декабристы, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский.
Критические взгляды на «Историю» Карамзина высказали представители прогрессивного лагеря (декабристы, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский).
Василий Осипович родился 28 января 1841 года в селе Вознесенское Пензенской губернии. В 1865 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 года он начал свою преподавательскую деятельность в Александровском военном училище, Московской духовной академии, Высших женских курсах и других учебных заведениях.
В 1880-х годах Ключевский стал членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (в 1893-1905 годах он был его председателем).
Политические взгляды Ключевского наклонялись к буржуазно-либеральному направлению и постепенно приближались к позициям правого крыла партии кадетов.
Он решительно отвергал революцию и видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. Ключевский критиковал царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основных принципов буржуазно-помещичьего строя, а с конца XIX века начал поддерживать монархию.
В 1860-х годах на формирование исторических взглядов Ключевского оказали влияние революционно-демократические идеи и изменения, произошедшие после реформ. Под влиянием С. М. Соловьева он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом и придал географическому фактору и колонизации решающее значение в истории России.
В отличие от Соловьева и представителей государственной школы, Ключевский в свой период творческого расцвета в 1880-х годах обращал больше внимания на анализ социальных и экономических факторов в истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии.
Уже в «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский уделил много внимания описанию занятий населения.
В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867-68) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) Ключевский, в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, который определялся не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народного населения.
В своей книге «История боярского сознания в России» (1882) Ключевский анализировал социально-политическое развитие страны с X по XVIII века и выдвигал основные положения своей концепции русского исторического процесса в целом. Он старался исследовать развитие общественных классов, их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни нашей страны.
Основу развития классов Ключевский выяснял в материальной основе общества, подчеркивая различия в правах и обязанностях отдельных классов. Вместе с тем он не считал противоречий классов и классовую борьбу основой исторического процесса и полагал, что государство является примиряющей общенациональной силой.
По его мнению, крепостная зависимость в России возникла из-за экономических обязательств крестьян перед землевладельцами и развивалась на основе договорных отношений, которые государство только закрепляло своими законами. Ключевский не отмечал классовую сущность процесса крепостного права и ошибочно недооценивал роль феодального государства в развитии феодальных социально-экономических отношений. Тем не менее, его идея о влиянии социально-экономических явлений на формирование законодательных норм была новой и имела положительное значение.
Также мы затрагиваем исторические личности Карамзина и Ключевского, двух известных русских историков. В Сергея Михайловича Соловьева, известного русского историка, родившегося 17 мая 1820 года, семья имела духовное значение. Его отец был священником и преподавателем (преподавателем закона Божьего) и настоятелем московской коммерческой школы.
Он учился в окружном училище, а затем в 1-й Московской гимназии, где его успехи в науке (предметами, которые ему нравились, были история, русский язык и словесность), были несомненными.
Как первый ученик он был представлен и понравился опекуну московского учебного округа графу С. Г. Строганову, который взял его под свое покровительство.
Осенью 1838 года после выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первый (историко-филологический) факультет философского факультета Московского университета. По предложению графа С. Г. Строганова он ездил за границу в качестве домашнего учителя детей его брата.
С недавним уходом Погодина в отставку вернулся Соловьев в Москву. В январе 1845 года он сдал кандидатские экзамены, а в октябре защитил кандидатскую диссертацию «Исследование о отношениях Новгорода к великим князьям: историческое исследование».
Соловьев полагал, что особенность отечественной истории заключается в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государственности в России происходил с задержкой. Через два года эти идеи Соловьев продолжил развивать в докторской диссертации «История отношений между русскими князьями из Рюрикова династии»(1847).
В начале 1851 года Соловьев закончил первую часть своей культовой работы, названной История России с древнейших времен. Затем ученый каждый год издавал следующую часть труда.
Последний, 29-й том Соловьев не сумел завершить, и он был опубликован в 1879 году, уже после его смерти.
Ученый многое не одобрял ни в способах, которыми были реализованы буржуазные реформы, ни в реалиях послереформенного периода 1860-1870-х годов, которые не в полной мере оправдали его ожидания.
В своих работах Соловьев осудил польское восстание 1863 года, отстоял внешнеполитическую политику России и ее правителей, все ярче выступал за просвещенную (не конституционную) монархию и величие империи.
1 Всемирная история Г.Б. Поляков, А.Н. Маркова, Москва 1997 г. 496 стр.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
реферат [45,7 K], добавлен 28.01.2013
Взгляды Карамзина на развитие общества. Теории Соловьева о прогрессивном развитии России от родового строя до «правового государства». Основные направления внешней политики России в первой половине XVIII века.
контрольная работа [44,1 K], добавлен 08.11.2010
Биография, карьера и деятельность профессора истории В.О. Ключевского, тематика литературных работ В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина и Л.Н. Гумилева. Характеристика преподавательской деятельности С.М. Соловьёва и его вклад в историю России.
реферат [76,8 K], добавлен 12.10.2011
Детство Василия Осиповича Ключевского. Научные интересы будущего историка. Кандидатская диссертация о «Сказания иностранцев о Московском государстве». Преподавательская деятельность на Высших женских курсах Александровского военного училища.
реферат [18,1 K], добавлен 16.06.2011
Отношение Карамзина к Французской революции. Тема политических преобразований в России в сочинениях Карамзина. Отношение историка к реформам Петра I и Екатерины II. Консервативная критика реформ эпохи Александра I.
дипломная работа [108,2 K], добавлен 04.06.2011
Детство, юность и образование известного русского историка Ключевского. Научная и преподавательская деятельность, изучение житийной литературы древнерусских святых. Боярская дума как «маховое колесо» древней администрации. Издание «Курса русской истории».
реферат [26,5 K], добавлен 13.01.2011
Творчество В.О. Ключевского. Портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного в трудах О.В. Ключевского. Правители Петр I и Екатерина II в произведениях Ключевского.
курсовая работа [56,2 K], добавлен 15.07.2010
В чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
Переведем повествование параграфа § 50 в истории Россия в мире для студентов 10 класса, созданный Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин на базовом уровне в 2013 году
1. Почему в России литература более сильно, чем на Западе, повлияла на жизнь общества? Приведите примеры такого влияния, использовав знания как по истории, так и по литературе.
«Золотой век» русской классической литературы начинается с поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Его великолепные произведения оказали огромное влияние на сознание многих поколений русских. И празднования юбилея Пушкина, которые состоялись в 1880 году (с незначительной задержкой) и в 1899 году, были одними из самых значимых событий в общественной жизни. На церемонии открытия памятника Пушкину в Москве Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев выступили с трогательными речами.
В русской литературе XIX века всегда было присутствие глубокой этической и критической насмешливости, начиная от эпиграмм Пушкина, комедий Грибоедова и Гоголя, и заканчивая произведениями Михаила Евгеньевича Салтыкова-Щедрина. Самой заметной сатирической карикатурой на самодержавную Россию стала его «История одного города», где «градоначальники ссорятся, а обыватели боятся».
Во второй половине XIX века писателей привлекала актуальная революционная тема России. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» созданы образы «новых людей», стремящиеся к социалистическому преобразованию жизни. Несмотря на то, что Чернышевский идеализирует своих героев, Достоевский демонстрирует ошибки идеи революции. Название его романа «Бесы» символично. История основана на реальном событии, убийстве студента, осужденного членами революционной организации за предательство.
Несмотря на явное отрицательное отношение к самодержавной системе, русская литература была пронизана патриотическими чувствами.
Литература того времени рассматривалась как зеркало «действительности». И в этом отношении художественные произведения анализировались выдающимися критиками Б. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, Н. К. Михайловским. Они оценивали литературу и искусство в первую очередь по тому, насколько они способствуют познанию действительности и социальному прогрессу.
2. Какое общественное значение имели исторические труды Карамзина и Соловьева?
Общественное значение исторических работ Николая Михайловича Карамзина и Сергея Михайловича Соловьева заключалось в том, что они привлекли внимание общества к прошлому, которое раньше было малоизвестно широкой аудитории. С появлением работ Карамзина и Соловьева русское население стало знакомиться с историей своей страны, а профессиональные историки начали активно заниматься исследовательской деятельностью.
3. Что вы знаете о главных театрах России XIX века, их репертуаре и известных актерах?
В Санкт-Петербурге главным театром был Александрийский, который сейчас назван в честь А.С. Пушкина. В Москве основан Малый театр в 1824 году. Каждый сезон Малого театра открывался одной из двух комедий, «Горе от ума» или «Ревизор», что подчеркивало идейно-художественную направленность репертуара. М.С. Щепкин был самым известным актером Малого театра. Он был мастером искусства сценической имперсонации и выступал в защиту просветительской и общественно значимой роли театра.
Создание реалистической национальной русской драматургии во второй половине XIX века связано с именем А.Н. Островского. Он был не только автором множества пьес, но и вдохновителем труппы Малого театра. Одним из выдающихся исполнителей женских ролей в его пьесах была М.Н. Ермолова, которая играла Катерину в «Грозе».
В 1898 году режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Московский художественный театр. Театр открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. На сцене МХТ ставились пьесы А.П. Чехова. Эмблемой театра стала чайка, символизирующая чеховскую пьесу «Чайка», которая была поставлена в год открытия театра. Станиславский стал создателем новой театральной школы и был известен как актер, режиссер и теоретик театра.
4. Какие направления и движения в художественной культуре были общими для России и Запада?
Общими для России и Запада в художественной культуре были такие стили как сентиментализм, романтизм, классицизм и реализм. Эти стили были связаны с определенными идеями и тенденциями:
— Стиль сентиментализма включал идеализацию реальности и внимание к внутреннему миру и эмоциям человека.
— Романтизм противопоставлял идеальное и романтическое к реальной жизни. Он также подчеркивал интерес к национальной самобытности и истории.
— Классицизм включал идею служения государю и Отечеству, обращение к образам античной литературы и интерес к русской истории.
— Реализм стремился отображать реальную жизнь и социальные проблемы, выражая истинность и народность.
1. Перечислите основные достижения в развитии образования.
— Переход от ограниченного дворянского и церковного образования к массовому образованию.
— Развитие земских и церковных школ, где крестьяне могли получить образование.
— Создание централизованной государственной системы образования.
— Развитие реального образования с углубленным изучением естественных наук.
— Появление женских гимназий и расширение сети высших учебных заведений.
2. Сравните развитие русской и западноевропейской живописи в XIX веке.
Развитие русской и западноевропейской живописи в XIX веке имело некоторые общие тенденции.
В 19 веке в Европе и России доминировал классицизм, который позже превратился в академизм. Этот стиль характеризовался использованием античных или героических сюжетов.
Однако классицизму был бросок вызов стили романтизма и реализма, которые возникли в первой половине и середине 19 века. Романтизм основывался на конфликте между идеалом и реальностью, а также на противопоставлении возвышенных чувств и повседневности.
Художники-реалисты не преувеличивали красоту мира и людей под заданные стандарты истины и красоты, которые были характерны классицизму. Они не идеализировали своих героев, как это делали романтики. Их подход к творчеству заключался в анализе и обобщении наблюдений за жизнью и воплощении этой жизни в литературном произведении или на холсте живописи.
3. В Москве было сказано: у нас есть два университета — один на Моховой улице, другой на Театральной площади. Что это означает?
Это означает, что речь идет о Московском государственном университете на Моховой улице, где готовили научные кадры, и о Малом театре на Театральной площади, где готовили актерские кадры.
4. Назовите наиболее значительные явления русской музыкальной культуры XIX века.
Одним из заметных явлений русской музыкальной культуры было творчество М.И. Глинки. Он использовал народные мелодии в своей музыке и сочетал их с достижениями западноевропейской музыкальной культуры. Его опера «Жизнь за царя» наполнена патриотическим содержанием и заканчивается исполнением гимна «Славься».
Великие композиторы XIX века — А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский also made significant contributions to Russian music. Они оставили обширное музыкальное наследие в виде опер, балетов, симфоний, камерной музыки. Подобно Глинке, они широко использовали народную музыкальную традицию. Их оперы на исторические сюжеты выразительно передавали русский национальный дух и драматическое начало (например, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; «Князь Игорь» Бородина). В русской музыке также было создано несколько опер-сказок (например, «Русалка» Даргомыжского; «Руслан и Людмила» Глинки; «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Кащей-бессмертный» Римского-Корсакова).
Чайковский является одним из наиболее выдающихся симфонистов мировой музыкальной истории (его произведения включают пятую и шестую симфонии). Он также написал популярные оперы, такие как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также балеты, включая «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Музыка Чайковского передает богатство внутреннего мира человека.
История России
§ 50. Культура России в XIX в.
Просвещение. В XIX веке в России происходили изменения в системе образования, с постепенным переходом от узкосословного дворянского и духовного обучения к более широко доступному образованию. На начальном этапе царствования Александра I была создана централизованная государственная система учебных заведений. Каждый город обязан был иметь гимназию, а в уездных городах открывались училища. Руководитель гимназии контролировал также деятельность училищ, а их смотрители руководили приходскими школами. Приходские школы обучали чтению, письму и арифметике. Несмотря на формальную доступность образования для всех сословий, в первой половине века только дворянские дети получали образование в гимназиях, которые открывали дорогу в университет. Например, в начале 1850-х годы дети дворян составляли 80% учащихся гимназий Петербурга. Медленно возрастала сеть приходских училищ, расширение которой требовало финансовых вложений и подготовки учительских кадров. При Николае I реформируемое образование включало в себя классическое направление и так называемое реальное направление, которое предлагало более глубокое изучение естественных наук. В то время гимназии, училища и школы были подчинены начальникам образовательных округов.
Значительные изменения в системе образования произошли при Александре II. В рамках реформ, начавшихся в 1864 году, образование стало доступным для всех слоев населения, а право открытия начальных школ было предоставлено местным органам самоуправления (земствам, городским думам), общественным организациям и частным лицам. Гимназии получили свободу выбора учебных программ, учебников и методик преподавания. Также появились женские гимназии.
При Александре III государственный контроль над учебными заведениями опять усилился, появились должности классных наставников и классных надзирателей, которым поручались воспитательные обязанности. Вернулась классическая гимназия, в которой значительная часть учебного времени уделялась изучению древних языков, а предметы естественно-научного цикла были сокращены.
Приготовление к экзамену. Художник И. Репин
Кабинет А. С. Пушкина в квартире на Мойке в Петербурге
Несмотря на то, что демократические изменения в сфере образования всегда сталкивались с попытками ограничить их, в целом она развивалась в общеевропейском направлении. Если по истечении первого десятилетия века в гимназиях учились немного более 5,5 тысяч учащихся, то к концу последнего десятилетия в средних учебных заведениях их численность превысила 82 тысячи. При этом количество дворянских детей незначительно превышало количество учащихся из других сословий. В 1897 году процент грамотности в Европейской части России составлял 32,6% среди мужчин и 13,6% среди женщин.
К концу века в России была сформирована сеть высших учебных заведений, включая университеты (кроме Москвы, в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Вильнюсе, Тарту, Томске), лицеи, которые соответствуют содержанию образования университетов, и высшие технические учебные заведения (пять в Петербурге и Высшее техническое училище в Москве).
Роль литературы в обществе. Влияние русской литературы XIX века на распространение идей, формирование представлений о России и мире, а также на создание образов не меньше, а, быть может, даже больше, чем влияние литературы Просвещения в Западной Европе.
«Золотой век» русской классической литературы начинается с творчества А. С. Пушкина. Он был не только великим поэтом, драматургом и прозаиком России, но и выдающимся мыслителем, историчным фактологом. Его гениальное творчество имело глубокое влияние на мышление множества поколений русских людей. Пушкинские юбилеи 1880 (состоялись с опозданием) и 1899 годов были одними из самых значимых событий общественной жизни. На открытии памятника Пушкину в Москве выступили Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев с эмоциональными речами.
В русской литературе XIX века всегда присутствовала обличительная, сатирическая направленность, начиная с эпиграмм Пушкина, комедий Грибоедова и Гоголя и заканчивая творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина. Самая выразительная сатира на самодержавие в России содержится в его произведении «История одного города», где изображено, как «градоначальники режут людей, а простые жители трясутся от страха».
Во второй половине XIX века писателей привлекала актуальная для России революционная тема. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» описаны «новые люди», которые стремятся к социалистической перестройке жизни. Если Чернышевский идеализирует своих героев, то Достоевский разоблачает революционеров и социалистическую идею. Это ясно из названия его романа «Бесы». Основа сюжета взята из реальной жизни: убийство студента, который был казнен членами революционной организации за «отступничество».
Несмотря на явно негативное отношение к деспотическим порядкам, русская литература пропитана патриотическими мотивами. Важное выражение этого чувства патриотизма можно найти в хрестоматийном стихотворении Лермонтова «Родина»:
Люблю свою Родину, но любовь моя странная!
Разум мой её не победит.
С. М. Соловьев
В то время восприемшилался подход литературы как зеркального «воспроизведения действительности». И критики B. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и Н. К. Михайловского анализируя художественные произведения, оценивали их в контексте символизма, анализируя искусство и литературу с точки зрения их способности отображать реальность и способствовать общественному прогрессу.
Пробует вопросы о судьбе России с цель зрени, обращая внимание не только на ее текущее состояние, но и на наследие. Российскую историю читали как труды в области литературы с именами авторов, такие как Н. М. Карамзина, C. М. Соловьева и В. О. Ключевского. По выходе «Истории государства Российского» Карамзина, Пушкин оценил лабораторную работу исследователя в качестве долголетнего изобретения истории, заметив: «Кажется, что Россия была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. В течение некоторого времени на эту тему больше ни о чем не говорили».
В нашем времени поэт Я. Смеляков выразил эти эпические стихи о «Истории России» Соловьева:
История не любит пустого почтения.
Трудный и глубокий ее путь.
Ее страницы, проникшие кровью,
Нельзя ничего любить без размышления
И помнить без почитания.
Театр. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. В Петербурге ведущим театром был Александринский театр (ныне имени А. С. Пушкина), а в Москве был основанный в 1824 году Малый театр . Каждый сезон он открывался комедийами “Горе от ума” или “Ревизор”, что говорит об мировоззрении, воплощенном в театральном репертуаре. Скандальным актером театра Щепкин ждала и знаменитость своего времени, являясь мастером сценического образования, предпологая эстетичность и социальную значимость театра.
Трудом А. Н. Островскоготеруется имя создания национальном русской драматургии в духе реализма во второй половине XIXвека. Островский являлся и автором многих пьес автороыты председательницей Малього театра .великой п- производствах автора -тихую.
В 1898 г. Московский художественный (общедоступный) театр был основан режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немирович-Данченко. Первым спектаклем, который открыл театр, была постановка пьесы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». В дальнейшем на сцене МХТ шли различные пьесы А. П. Чехова. Этому нет случайной причины, так как первое изображение на эмблеме театра была чайка, основанная на чеховской «Чайке», которая была поставлена в год открытия этого театра. Кроме того, известный актер, режиссер и теоретик театра Станиславский стал создателем новой школы театрального искусства, которая получила мировое признание.
Живопись. В первой половине XIX века наиболее известными художниками были К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов и П. А. Федотов. На картинах Брюллова (например, «Последний день Помпеи») и Иванова (например, «Явление Христа народу») сильно чувствуется влияние классицизма с его античными и библейскими сюжетами, сложными композициями и несколько театрализованными сценами и позами. Венецианов, основоположник бытового крестьянского жанра, развивал свое творчество в духе сентиментализма. Он идиллически изображал крестьянскую жизнь и красиво и достойно изображал крестьянок. Картины Федотова (например, «Свежий кавалер» и «Сватовство майора») стали важным явлением в русской живописи бытового жанра.
В 1860-х годах группа молодых художников решила отойти от традиций академического искусства, которые были пропагандированы Императорской Академией художеств, и создала реалистическую школу в русской живописи. Было основано Товарищество передвижных художественных выставок, которое ставило своей целью проведение выставок в разных городах России. Творчество художников-передвижников, таких как И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Н. Репин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Левитан, А. К. Саврасов и И. И. Шишкин, отображало разнообразную жизнь России. Они изображали городские и сельские бытовые сцены, рисовали людей всех сословий и профессий, создавали портреты выдающихся деятелей страны и пленяли своими родными пейзажами. Для художественной жизни России эти картины стали великим достижением.
В историческом жанре работал В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. М. Васнецов был вдохновлен былинными и сказочными сюжетами («Богатыри», «Аленушка»). «Христос в пустыне» Крамского и «Тайная вечеря» Ге пронизаны философскими размышлениями.
Архитектура первой половины XIX века продолжала традиции классицизма. Его поздний вариант — ампир (стиль империи) был воплощен в зданиях, построенных в Петербурге по проектам К. И. Росси. Среди них — Главный штаб, Александринский театр, Михайловский дворец (ныне — Русский музей). В Москве зодчим О. И. Бове было построено здание Большого театра. В середине столетия архитекторы обратились к византийским корням: они прослеживаются в храме Христа Спасителя, построенного в Москве по проекту К. А. Тона. В конце XIX века множество зданий было построено в неорусском, или псевдорусском, стиле (например, В. О. Шервудом — Исторический музей на Красной площади).
Музыка, оперы, балеты. Первый русский музыкальный классик М. И. Глинка сыграл в развитии отечественной музыки роль, сравнимую с ролью Пушкина в русской литературе. Творчеству Глинки присуща поддержка народных музыкальных мелодий, сочетающаяся с освоением всех достижений западноевропейской музыкальной культуры. С патриотическим содержанием была наполнена его оперна работа «Жизнь за царя», которая заканчивалась исполнением хорового гимна «Славься».
Грачи прилетели. Художник А. Саврасов
Христос в пустыне. Художник И. Крамской
Начиная с 60-х годов XIX столетия достижения русской музыки были связаны прежде всего с именами великих композиторов А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Они оставили обширное музыкальное наследие в виде опер, балетов, симфоний и камерной музыки. Как и у Глинки, в их творчестве широко использовался музыкальный фольклор. В оперных постановках на исторические сюжеты ярко выражен народный дух и драматический пафос («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Русскими композиторами было создано несколько опер-сказок («Русалка» Даргомыжского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова).
Крупнейшим симфонистом в мировом музыкальном искусстве был Чайковский (гениальные Пятая и Шестая симфонии). Ему же принадлежат неубывающая популярность опер («Евгений Онегин» и «Пиковая дама») и балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Чайковский сумел передать множество оттенков внутреннего мира человека.
Оперы русских композиторов были поставлены на площадках Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве, а также в различных провинциальных театрах России, таких как Киев, Одесса, Харьков, Казань, Саратов, Тифлис и Рига. Знаменитые вокалисты русской музыкальной школы исполняли прекрасные романсы, написанные Глинкой, Мусоргским и Чайковским.
Резюмируя всё вышеизложенное…
XIX век был золотым веком русской культуры, так как в это время русские писатели, художники и композиторы создали произведения мирового значения. В этот период не только Россия ознакомилась с западноевропейской литературой и искусством, но и Запад получил возможность узнать о достижениях русской культуры. Отечественная художественная культура развивалась в тех же направлениях, что и западноевропейская, сохраняя свою уникальность и оригинальность.
ЗАДАНИЯ
1. Озвучьте основные достижения в области образования.
2. Проанализируйте развитие русской и западноевропейской живописи в XIX веке.
3. Москва говорила: «У нас два университета, один — на Моховой улице, другой — на Театральной площади.» Что это могло означать?
4. Назовите самые значимые события в музыкальной культуре России XIX века.
ОБЩИЙ ИТОГ
Итак, что же мы выяснили о цивилизационном развитии России и всего мироустройства с древних времен до конца XIX века?
Древняя Русь сложилась на пересечении культурной периферии европейского языческого мира, Византии христианской цивилизации, возрождавшегося мусульманского Востока в Поволжье и степной Хазарии. Её трансформация, выходящая за пределы восточнославянской культурно-этнической общности, началась с крещения Руси в 988 году. Эта религиозная акция вписывалась в процесс христианизации Европы, охвативший также юг и запад Славян, Венгрию и Скандинавию.
Принятие христианства привнесло восточных славян в культурное и цивилизационное пространство христианства, и продолжительное взаимодействие православной церкви с Российским государством стало результатом этой религиозной акции. Разделение Церквей в 1054 году привело к постепенному разделению православной Руси с западными католическими соседями из латиноязычной культуры.
Границы католической, православной и исламской цивилизаций не оставались неизменными. Ислам, возникший в VII веке на Аравийском полуострове, быстро распространился на территориях Ближнего Востока, Месопотамии, Северной Африки, Пиренейского полуострова, Ирана, Средней Азии и части Кавказа. Дальнейшие турецкие завоевания привели к гибели Византийской империи, исламизации Малой Азии и потере независимости православными странами Балканского полуострова. По середине XV века православная цивилизация практически перестала существовать как единое целое, но ее упадок стал стимулом для становления российской цивилизации как особой части христианского мира.
После распада Киевской Руси и длительного владычества Золотой Орды в Восточной Европе, на рубеже XV—XVI веков сложилось единое Российское государство. Здесь формировалась великорусская народность со своим языком и культурой. Примерно в то же время на основе прежней восточнославянской этнической общности на территориях, завоеванных Литвой и Польшей, сложились украинская и белорусская народности. Близость языков и культур, общая историческая память о Древнерусском государстве, религиозное единство трех славянских народов позволяли сохранить единое цивилизационное пространство вопреки государственным границам.
Объединение русских земель вокруг Москвы произошло в первую очередь под влиянием внешнеполитического фактора — необходимости обретения национальной независимости от Орды. Но создание единого государства в результате установления политической гегемонии Москвы в Северо-Восточной Руси не было достаточно подготовлено социально-экономически, как это происходило при создании централизованных государств в Западной Европе. Процветающие города и торговые связи не являлись, в отличие от Запада, той основой, на которой строилось единое национальное государство. И чем меньше экономические факторы участвовали в объединительном процессе, тем большую роль играла в нем военно-политическая сила и самовластие государя.
Западноевропейская цивилизация сохранила свое единство, несмотря на крупные общественные конфликты, вызванные Реформацией и кризисом феодальных отношений. После религиозных войн, потрясших Западную Европу, в ней постепенно утвердилась веротерпимость. Расширение границ западноевропейской цивилизации продолжалось: в нее были включены новые земли благодаря колонизации Америки, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки.
Стоит отметить, что было уделялось внимание развитию стран и народов христианского цивилизационного круга по двум главным причинам. Во-первых, в этот круг входила Россия, а во-вторых, Западная Европа стала доминирующим политическим и цивилизационным фактором в глобальном масштабе благодаря своему технологическому и культурному развитию. С начала XVII века Испания и Португалия постепенно утрачивали свое господство в Мировом океане, уступая место Голландии и Англии. Голландия и Англия уже тогда имели представительные органы власти и вела формирование правовых государств и гражданского общества.
В XVIII веке Россия, отстающая в социально-экономическом развитии от передовых стран Запада, начала проводить реформы. Однако процесс «европеизации» России продвигался медленно и с трудом. Реформы Петра I и Екатерины II не затронули основной уклад российского общества — сословий, крепостного права и самодержавия. Реформы в России имели скорее административную и бюрократическую направленность.
Один из очевидных аспектов России заключался в ее многоэтническом и многоконфессиональном составе. В России проживали представители различных религий, включая православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев, буддистов и последователей языческих верований. Граждан было принято классифицировать определенно по их религиозной принадлежности, а не по национальности. Правда, в России, как и в других странах того времени, существовали религиозные и этнические ограничения. Но идея Российской империи, как о «тюрьме народов», является всего лишь историческим мифом.
XIX век представлял собой яркий контраст между Западной Европой и Россией. В середине XIX века в нескольких странах случились важнейшие революционные преобразования (после революции 1848-1849 гг. в Европе, Гражданской войны и отмены рабства в США, преобразований в 1860-1870-х гг. в Японии). В 1860-е годы в России было отменено крепостное право и она начала проводить реформы. Однако, несмотря на быстрый экономический рост после реформ, в России сохранились сословия и самодержавие, уровень производства был ниже, чем в Западной Европе, отмечалась низкая урожайность и периодически происходил голод в некоторых губерниях.
Россия продолжала отстаивать политически и экономически от передовых западных стран, не имея в конце XIX века конституции (за исключением Турции). При этом российская цивилизация смешала восточнохристианские и западные элементы, породившая разнообразную художественную культуру, ставшую неотъемлемой частью всемирной культуры.
Важной проблемой изучаемого исторического курса являлись отношения между государством и обществом в западноевропейских странах и России. В России государство всегда подавляло общество, начиная с Московского царства, тогда как в Западной Европе гражданское общество, способное защищать свои интересы перед государственной властью, постепенно складывалось. В Западной Европе и США доминировала идеология либерализма, хотя в западноевропейских странах также возникли соперничающие с либеральными социалистические партии. В конце XIX века в Западной Европе и Северной Америке сформировалось индустриальное общество с высокой производительностью труда, улучшилось положение рабочих, которые составляли большинство населения. Трудовое законодательство и профсоюзы защищали права рабочих.
Тем не менее, к концу XIX века нарастали противоречия как внутри стран, так и между ними. Между великими державами мира возникала борьба за распределение уже разделенных сфер влияния, конкуренция за рынки и сырьевые ресурсы. Это были противоречия между экономическими и политическими державами-лидерами (Англией, Францией) и новыми (Германией). Это были также противоречия между европейскими державами и их колониями и полуколониями. В XX веке «цивилизованный» мир гордился своими достижениями в технике и улучшении качества жизни, однако также стал свидетелем новых войн и социальных потрясений. О том, какие отличительные черты имели войны и революции XX века по сравнению с предшествующими, можно узнать в одиннадцатом классе из второй части учебника.