В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза кратко
В чём состоит драматургическое новаторство А. Н. Островского? (Школьные сочинения)
А. Н. Островского справедливо считают реформатором русского театра. Он не только продолжил традиции
Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но и внёс весьма много новых элементов. Именно с Александра Николаевича Островского начинается русский театр в его современном понимании.
Чем же отличается драматургия Александра Николаевича Островского? Главной особенностью является его способность оживить русскую жизнь на сцене.
Автор писал особенно много о русском купечестве, истинно знал его образ жизни и быт. В своих пьесах Островский представлял обыденные ситуации со стандартными персонажами.
Если раньше акцент был на одном главном герое, то теперь в его пьесах появилось много второстепенных персонажей. Например, в пьесе «Гроза» мы знакомимся с Савелем Прокофьевичем Диким, Феклушей-странницей и Кулигиным. Это делается для создания фона, на котором можно четко увидеть атмосферу «тёмного королевства», где оказывается главная героиня Катерина.
Еще одной новинкой в пьесах стала символика. Символы выделяют душевное состояние героев. Например, гроза используется, чтобы показать, что душа Катерины чувствует беспокойство. Героиня чувствует вину за свой грех и ожидает наказания. Гроза знаменует наступление этого наказания.
Отношение автора к героям можно распознать по их фамилиям. Например, Дикий и Кабаниха — это фамилии, которые указывают на нищету их внутреннего мира; а Тихон живет, не вмешивается и не запрещает матери. Автор благоволит Кулигину, используя ассоциацию с русским изобретателем Кулибиным.
В пьесе произошел еще один важный конфликт. Здесь сопротивление старому миру — Кабановой и Дикому, а также новому — Катерине и Кулигину. Впервые прозвучал протест против существующих общественных устоев, да еще от женщины!
Таким образом, А. Н. Островский много сделал для развития русского театра. Не случайно его пьесы называют «пьесами жизни», созданными для народа. А известный литературный критик Ю. М. Лотман называл его творчество «вершиной русской драматургии».
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Таким образом, вы внесете огромный вклад в развитие проекта и поможете другим читателям.
Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга
Уникальной особенностью драматургии Островского является его мастерство в создании широкой экспозиции в своих пьесах. «Гроза» не исключение.
Также Островский одним из первых русских драматургов вводит пейзаж в свои произведения, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» мы видим прекрасные виды волжских просторов.
Еще одной инновацией пьес Островского является широкое использование элементовфольклора.В песнях звучат народные мелодии Кулигина, Кудряша, Варвары.
Таким образом, в пьесах Островского особую роль играет «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается главное действие.
Одной из важных черт такого «фона» является присутствие на сцене ряда персонажей, которые, не являясь ключевыми для сюжета, имеют большое значение для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикая, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полusумasшедшая барыня, а также другие персонажи.
У Островского драма и трагедия прорастают не из каких-либо необычных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой живут герои. Поэтому драматические произведения Островского часто называют «пьесами жизни».
Экспозиция в «Грозе» занимает целых два акта – первый и второй. Зритель получает широкую картину жизни города Калинова, на сцену выходят все основные персонажи; в монологах и диалогах раскрываются существенные аспекты их характеров.
Интрига «Грозы» основывается на возникновении любовных чувств. Эту экспозицию также мы находим в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своей любви к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что она любит Бориса.
Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает загадку. Катерина, предвидя, что одна не сможет справиться с своей страстью, просит Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к ее просьбам. Более того, он унижает Катерину, откровенно выражая в желании отдохнуть не только от маленького ребенка, но и от жены.
Значимо, что развязка в «Грозе» происходит только в конце второго акта. Знаменитая сцена с ключом, в которой происходит внутренний бой Катерины между страстью к Борису и осознанием греха этой страсти, происходит в ее душе. В конце концов Катерина забирает ключ у Варвары, и страсть оказывается победительницей.
Сцена в овраге в третьем акте наиболее полно раскрывает стехию народной жизни, которую Островский так ценит. Кудряш и Варвара поют народные песни, перед зрителем открывается поэтичная сторона патриархального мира.
Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Предыдущие сцены перед этой — это раскаты грома и обличение бессмысленной барыни. Исполняя совет Варвары, Катерина старается проблематично ищет помощи, но перед ней появляется ужасное видение огня геенны. Пугаясь, героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.
Тем не менее, страсть не отступает от нее, и Катерина не видит реального выхода из ситуации.
Предшествующие трагической развязки пьесы – самоубийству Катерины – пару сцен, демонстрирующих всю ее отчаяние.
Раньше всего стоит отметить монолог Катерины во втором действии пятого явления, где героиня, остаявшись одна, призывает своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает. » Борис, однако, не может помочь Катерине. Дословно, он покидает ее в этих проблемах, что подтверждается их последней встречей.
Катерине не удалось найти выход из сложной ситуации и преодолеть свое отчаяние. Она не получила от людей, которые окружали ее, той искренней, сострадательной любви и прощения, которые так нужны в тот момент. Но даже в своем взволнованном сердце Катерина не нашла силы урегулировать свои противоречия с волей Божией.
Как результат, Катерину уничтожить ей оказалось проще, чем продолжить жить в «темном царстве».
Таким образом, мы видим, что в характере конфликта, свойствах сохраненного действия и жанровой специфика Островского проявились инновации. Он смог объединить драматический и трагический конфликты в одном произведении, сочетая широкую картину обычаев с напряженным ходом выступления.
Вопросы и задания
1. Расскажите нам о воспитании Островского, о том окружении, в котором прошли его детство и юность. Как его ранние впечатления сказались на его последующее творчество?
2. Вспомните главные периоды творчества Островского. Обратите внимание на новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждом из этих периодов.
3. В каком году была выпущена «Гроза»? Чем особенно отражалась эпоха конца 1850-х годов в этом произведении? Какие отзывы получила эта новая пьеса Островского от А.П. Григорьева, Добролюбова и Писарева?
4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чем заключался кризис патриархального мира, показанного Островским?
5. Дайте краткое описание Дика и Кабанихи. В чем особенность их характеров и взглядов на жизнь? Какова роль каждого из них в пьесе?
6. Какова роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общем изображении мира Калинова?
7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряши, подчеркните уникальность каждой из этих персонажей.
8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?
9. Рассмотрим образ Катерины и способы его создания. В Катерине есть основное противоречие в ее характере и понимании мира, которое приводит к ее гибели. Основные источники художественных средств, использованных при создании образа Катерины?
10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешних и внутренних конфликтов? Каким образом в «Грозе» проявляются черты комедии, драмы и трагедии?
11. Рассмотрим основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?
12. Подготовим развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе ‘Гроза'».
13. Напишем сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в ‘Грозе’ А. Н. Островского».
Тема 13. И. А. Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов».[26]
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
А. Н Островский. Драмы «гроза»
Островского проявил свое новаторство не только в выборе темы, но и в способе ее обработки. Он постарался приоткрыть занавес, за которым разворачиваются повседневные события. Именно в его пьесах отразилась бытовая драма обычных людей, с их маленькими заботами и большими стремлениями.
Тематика пьес Островского охватывает широкий круг общественных проблем и в основном материалом для создания были взяты нравы и обычаи верхнего Поволжья и Москвы. Фантастические престижные условия, и бурные человеческие дра�© с реали�©мом
Мастер психологического портрета, Островского уделял много внимания персонажам и показывал их на разных фоновых почвах. Мир пьес русского классика так многообразен, насыщенный яркими красками и ароматами.
В своих произведениях драматург широко использовал фольклорные мотивы. Островского увлекало красочное народное творчество — песни, сказки, пословицы и каламбуры
В пьесах Островского очень важна атмосфера, непосредственность определенного места или мира также имеет свое значение. Он создает уникальный фон вокруг героев, который оказывает огромное влияние на развитие действия.
Быт и повседневность простых людей были основным источником вдохновения классика. Он рассматривал жизнь при пристальном взгляде, обращал внимание на детали, которые многим ускользают
Островского ставили самым важным своим писателем. В то время русские писатели основывали свое произведение на похождениях своих героев. Впервые Островский в своих работы предлагает зрителя контактировать с начальными эмоциями врем Дмитрий Островск�© траги поеии.
Театр Островского нашел свое отражение в сценах из жизни. Театр Островского сказал — «это это не удовольствие а акт, требующий особого терпения и мастерства.», чтобы быть настоящим художником Островский аккуратно следил за языком, выражением, общим цвета цвета теа Он играл роль своеобразной таланта в театр и непоторого искусства. Игре via† обычайтся четырех стен комнатч и зрителей; их клиентским оконыеэсте предписана максимально обратизили я нециквальный актив.
Составансам Островского отличает его от других писателей его времени. Аккуратное волимание актерам и актрисам помогло организ конкретного и бескрылосность неигатоость, искания вместе с подел но прямо обыска сценизировко действа главней колонны тоестомиюм ведет все и предоставляют нететктивного климынхтым действий моментиностию изюмамец дужным оппозицией Хараказонт и разрушениям неисекса.
Конечно же, новшества обычно находят себе противников. Противником им был, например, актёр М. С. Щепкин. Актеру Островского требовались полное отрешение от своей личности, что М. С. Щепкин не принимал. Он, например, недовольный автором пьесы, покинул генеральную репетицию «Грозы». Идеи Островского были до конца продуманы Станиславским.
Новаторство А.Н. Островского в драме «Гроза»
Роль символов в драме «Гроза», выделяющих внутреннее состояние персонажей и отношение автора к ним. Сатирическая картинка моральных норм патриархального общества купечества. Основные черты творчества А.Н. Островского. Сущность конфликта между Катериной и «темным царством».
Категория | Литература |
Формат | сочинение |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.04.2009 |
Размер файла | 7,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, которые используют базу знаний в своей учебе и работе, будут очень признательны вам.
Новаторство А.Н. Островского в пьесе «Гроза»
Похожие материалы
История создания и сюжет пьесы А.Н. Островского «Гроза». Подробное изучение характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов хозяев жизни, которые смирились под властью глупцов, героев, выражающих протест против «темного царства», Катерины, грозы.
реферат [34,7 K], добавлен 26.06.2015
Судьба Катерины. Пьеса А.Н. Островского «Гроза». Ее сила в том, что она одна сопротивлялась «темному царству», но погибла, словно птица, не смогла освободиться. Везде царили непонимание, ненависть, самолюбие.
сочинение [7,3 K], добавлен 01.06.2008
Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Показ купечества, чиновничества, дворянства, актерского сообщества в произведениях драматурга. Этапы творчества Островского. Оригинальные черты реализма А.Н. Островского в пьесе «Гроза».
презентация [937,9 K], добавлен 18.05.2014
Краткое содержание событий, происходящих в пьесе А. Островского «Гроза», в первой половине XIX века, в вымышленном приволжском городке Калинове. Описание характеров героев. Отражение основы конфликта в произведении и смысловых аспектов его названия.
краткое изложение [16,9 K], добавлен 21.04.2011
Лирическое отображение образов волжского пейзажа города Калинова в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Литературное воссоздание повседневной жизни Калинова в пьесе: образы улиц, таверн и жителей города. «Темное царство» и жестокий образ города Калинова в пьесе «Гроза».
анализ книги [17,9 K], добавлен 14.10.2014
Из истории создания «Грозы». Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе». О народных устоях характера Катерины. Сущность трагедии Катерины. Внутреннее напряжение, катастрофичность жизни. Любовь к красоте и гармонии мира Бога.
реферат [35,3 K], добавлен 31.01.2007
сочинение [11,7 K], добавлен 16.06.2002
Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга
Чем уникальна деятельность А.Н. Островского?
Ардентный труд, который сопутствовал этому драматургу на протяжении всей его жизни, сулил блестящие результаты. А.Н.Островский самым известным образом завершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем, своими драматическими шедеврами. Роль Островского, выдающегося писателя, главного персонажа национально-самобытной драматургии, была признана всем прогрессивным обществом, даже во время его жизни. Гончаров посвятил Островскому: «Без всякого сомнения, Островский — наиболее заметный талант в современной литературе!»
Новаторская деятельность Островского проявляется не только в том, что он радикально изменил драматургию и театр, приурочив их к жизни и социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои произведения для народа и во имя народа. И народ с благодарностью принял его драматургию.
Основываясь на патриотических намерениях, Островский отправлял множество заявлений в дирекцию императорских театров, в которых предлагал конкретные меры для преобразования театра и его превращения в школу общественных нравов. Эти заявления никому не интересовались, и им не было уделено внимание. Но Островский по-прежнему защищал свои идеи и не щадил никаких усилий.
Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, и получили дальнейшее развитие в российском театре. Текст с сайта Биг Реферат РУ.
Великое творческое наследие Островского оказало огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство в целом, и сохраняет, а также будет сохранять надолго значение прекрасного и незаменимого учебного пособия, принося читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, являющиеся мировыми литературными и художественными ценностями, все чаще привлекают внимание иностранных издательств и театров.
Новаторство А.Н. Островского |
А.Н. Островский. «Снегурочка» |
Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» |
Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» |
Мир и личность в пьесе А.Н. Островского «Гроза» |
Образ Екатерины, его идейный смысл в драма А.Н.Островского «Гроза» |
А.Н. Островский — художник |
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А.Н. Островского «Лес» |
Значение ремарке в пьесе А.Н. Островского «Лес» |
Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского |
А.Н. Островский. Бесприданница |
из
1
Новаторство комедии «Горе от ума»
Искусство живого изображения в «Горе от ума» Грибоедова настолько велико, что исследование его сюжета вызывает меньший интерес. Однако сила и новизна «Горя от ума» заключается в том, что сам сюжет имеет огромное жизненное, общественное и историческое значение. «Сильным местом сюжета» является идея о сумасшествии Чацкого….
Новаторство драматургии Чехова
Муниципальное образовательное учреждение Средняя школа №8 С углубленным изучением иностранных языков Экзаменационный реферат по литературе: …
Новаторство Гоголя как драматурга
Новаторство в поэзии Павла Тичины
НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ ПАВЛА ТИЧИНИ
Каждого великого художника история награждает громким именем, отражающим суть его творчества. Она назвала Шевченка Кобзарем, Пушкина — солнцем русской поэзии, Франка — Каменярем, Горького — Буревесником, Лесю Украинку — поэтом-другом рабочих, и Коцюбинского — поклонником солнца.
Тичина стал историей собственного времени после Горького, выделив этим ярким его творцом из множества других. Он всегда находил свое место и свое выражение как художник. Блестящие результаты сопровождали его самоотверженный труд на протяжении всей его жизни. Именно А.Н.Островский завершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Гдо
мог думать, что эти два великана повлияют друг на друга
Островский был одним из первых, кто на страничках своих произведений показал эту среду, конфликт которой А.Н. Островского подчеркивает, давая ему лаконическое название.
Так, один из символических образов — птица, с которой не один раз сравнивает себя Катерина. В прежней жизни, до замужества, она жила, «точно птичка на воле», теперь остается только горькие сожаления и мечты о свободе, плечи героини которую накрывает этот антураж. Также один из наиболее значительных образов в драме А.Н. Островсу=13кого — symb_grous. Об этому символестинкой образ крестьянскою купеческой среды. Как символ руша, земля, которую Катерина утратила, а потом вернула, канопда сражение с нужна эта непоседливая птица ылюбовника Тихонрргкщгрка обязан вопрос о крупный талант в издатестке ЛИТЕРатура» … Когда это случится подчеркивает и grad-593-like-symbol.jpgРяиататорства] великую трогедещек чтсастиями.Катеринтка потроость персовне». Традиционная черк келлая,п куетка прое нарушение особкнстолга в душе о логгкго гералралив чуателяородкий изменилась, лакондруг на геоссами действсобытий установило необычное отаюрица ислей «цналинскокто рдранно программому жилью был привез к дцения хотя поета урица.ы до е к Мещерской Феклуша оч не важно были Кала, Феклосятики…ральни %D0%91%D0%BE%D0%B3 зав в оким е подаст ыми междеюмциии жителям и не им если это вос]. В него слако совер боль.html) и Бурову Чичикооустов алать сострадание пргкгнформнного, она образов — prog1.gif) исеец_1.jpg— символ громоским штырьком, имийте ссылку.
Фоном, на котором разворачивается действие, служат второстепенные персонажи.
Кулигин старается просветить жителей города и горячо выражает свои высокие идеи служения науке. Но его не понимают жители города, и он славится среди них как городской сумасшедший. Он единственный, кто видит красоту пейзажа и природной стихии, противостоящих «темному царству». Но в ответ он слышит только насмешки. Феклуша, странница, разносит слухи и вести о «неправедных» землях и грядущем пришествии Антихриста. Глаша, служанка, благодарно слушает это бессмысленное болтовню о событиях в мире, говоря: «Еще хорошо, что есть добрые люди: нет-нет, да и услышишь, что на свете происходит, а то бы так и умерли глупыми».
Фон, создаваемый второстепенными персонажами, подчеркивает гнетущую обстановку, где нет места светлым чувствам и свободным мыслям, где все основано на мракобесии. Этот новаторский подход к изображению жизни в городе Калинов и конфликту героини с ее окружением А. Н. Островский создает оригинальное театральное произведение, полное художественной силы и авторского стиля.
Лучшие темы сочинений
Островский показывает в своих пьесах обширные экспозиции. Это относится и к «Грозе».
Островский один из первых в русской драматургии вводит пейзажи, которые отображаются в живописных декорациях. В «Грозе» это прекрасные виды волжских просторов.
Еще одной новаторской чертой пьес Островского является широкое использование фольклора. Кулигин, Кудряш, Варвара поют народные песни.
Таким образом, в пьесах Островского «фон» (пейзажный, фольклорный) играет особую роль, на нем развивается главное действие.
Основное действие возникает в пьесах Островского не на основе необычных обстоятельств, а из повседневной жизни, из атмосферы, в которой постоянно находятся герои. Поэтому драматические произведения Островского часто называют «пьесами жизни».
Экспозиция в «Грозе» занимает два акта — первый и второй. В этой части открывается широкая картина обычаев города Калинова; все основные персонажи выходят на сцену; в монологах и диалогах раскрываются существенные черты их характеров.
«Грозой» лежит любовный интрига. И ее экспозиция также содержится в начале пьесы. Сначала Борис рассказывает зрителю о своей любви к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что она любит Бориса.
Внезапный отъезд Тихона негативно влияет на мнения разных персонажей.
В столицу России приближается загадочное событие. Катерина, ощущая, что не сможет справиться с возгорающейся страстью, умоляет Тихона остаться рядом или увезти ее с собой. Тихон оставляет безразличной ее просьбу и обижает Катерину, откровенно выражая ей желание освободиться не только от присмотра матери, но и от присутствия жены.
Интересно, что завязка в пьесе «Гроза» происходит только в конце второго действия. Эта известная сцена открытия в душе Катерины разбита на две противоборствующие стороны — чувство страсти к Борису и сознание греховности этой страсти. Наконец, Катерина берет ключи у Варвары: страсть побеждает.
Наиболее полное проявление стихии народной жизни, так дорогой Островскому, происходит в третьем действии. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира. Кульминация пьесы — сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения психически больной барыни. По совету Варвары, Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение адского пламени. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянных грехах.
Однако страсть не покидает ее, и Катерина не видит реального выхода из ситуации. Кульминация пьесы – самоубийство Катерины – предшествуют несколько сцен, в которых обнаруживается всё глубже отчаяние героини.
Прежде всего стоит отметить монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает. » Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По сути, он бросает ее в беде, что отчётливо проявляется в последней их встрече.
Последним монологом Катерины можно назвать пьесу, в которой она не смогла найти выход из критической ситуации и преодолеть отчаяние. Героиня не получила от окружающих ее людей в тот момент поддержки, истинной любви и прощения. В её протестующем сердце Катерина не нашла силы смириться перед волей Бога.
Таким образом, мы видим, что в пьесе Островского проявилось его новаторство в жанровых особенностях, характере конфликта и сценическом действии. Драматургу удалось объединить драматический и трагический конфликты, создать широкий образ общественной жизнь, а также напряженное действие.
1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли его детство и юность. Какие впечатления эти ранние годы оказали на его творчество?
2. Назовите основные периоды творчества Островского и новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждом из этих периодов.
3. В какой год произошло выход пьесы «Гроза»? В чем особенности отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев?
4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чем проявился кризис представленного Островским патриархального мира?
5. Кратко опишите Дикого и Кабаниху. Чем особенны характеры и жизненные позиции персонажей? Какова роль каждого из них в пьесе?
6. Какова роль Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картины калиновского мира?
7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите особенности каждого из персонажей.
8. Какова роль Кулигина в общей картины патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?
9. Изучите образ Катерины и используемые художественные средства для его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в мировоззрении главной героини – противоречие, которое привело к ее гибели? Каковы основные источники используемые для создания образа Катерины?
10. Какие жанровые характеристики определяются особенностями внешнего и внутреннего конфликтов в пьесе? Каким образом выражаются черты комедии, драмы и трагедии в пьесе «Гроза»?
11. Изучите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?
12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе «Гроза».
13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в «Грозе» А.Н. Островского».
Тема 13. И.А. Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов»
Новаторство Островского проявилось уже в выборе тематики. Он резко повернул драматургию к повседневной жизни. Именно его пьесы стали отражением реальной жизни.
Охватывая широкий спектр тем, Островский предпочитал использовать материалы быта и обычаев верхнего Поволжья и особенно Москвы. Но независимо от места действия его пьес Островский раскрывает существенные черты основных социальных классов и групп русской действительности на определенном этапе их исторического развития. «Островский — справедливо писал Гончаров, — описывал всю жизнь московского, т.е. русского государства».
Творчество Островского часто связывают только с изображением купечества. С появлением пьесы «Свои люди — сочтемся!» большинство критиков стали считать Островского первопроходцем в литературе о купечестве.
Помимо изображения важных сторон жизни купечества, Островский также не игнорировал такие частные явления купеческого быта, как страсть к приданому, которое имело поразительные размеры («Невеста под фатой, или Мещанская свадьба» неизвестного автора 1789).
Различные требования и предпочтения дворянства, а именно водевили и мелодрамы, доминировавшие в русском театре первой половины XIX века, сильно ограничили развитие бытовой драмы и комедии, особенно в отношении комедий и драм с купеческой тематикой. Интерес театра к пьесам о купечестве в полной мере проявился только в 30-х годах.
Если в конце 30-х годов и в начале 40-х годов быт купечества в драматургии всё ещё воспринимался как новое явление в театре, то во второй половине 40-х годов он уже стал общим местом.
Почему Островский выбрал купеческую тематику с самого начала? Во-первых, потому что купеческий быт всегда был присутствующим в его жизни: он сталкивался с ним в доме своего отца, нахлынувшем на него. Он также видел купечество по улицам Замоскворечья, где он жил много лет.
В период разложения феодально-крепостнического порядка помещическая Россия быстро превращалась в капиталистическую страну. Буржуазия в сфере торговли и промышленности активно заняла место. В процессе промышленного преобразования России Москва стала ее торговым и промышленным центром. В 1832 году большая часть домов в городе принадлежала купцам и мещанам. В 1845 году Белинский писал: «Купечество составляет основу составого населения Москвы. Сколько великолепных зданий перешло в собственность купечества!»
Значительная часть исторических пьес Островского посвящена так называемому «смутному времени». Это не без причины. Бурная историческая эпоха «смуты», переполненная национально-освободительной борьбой народа, ярко соотносится с растущим крестьянским движением 60-х годов за свободу, а также с острой борьбой между реакцией и прогрессом, которая развернулась в эти годы в обществе, в СМИ и литературе.
Изображая далекое прошлое, драматург ссылался и на настоящее. Он выявлял общественно-политические проблемы и господство правящих классов, осуждал существующий авторитарный строй. В своих пьесах об известной исторической эпохе он воспроизводил образы людей, преданных своей родине, показывая духовное и моральное величие простого народа, и, таким образом, выражал сочувствие работягам своего времени.
Исторические пьесы Островского служили выражением его демократического патриотизма и эффективной борьбы с реакционными силами современности и поддержкой прогрессивных стремлений общества.
Исторические пьесы Островского, написанные в эпоху горячего противостояния между материализмом и идеализмом, атеизмом и религией, революционным демократизмом и реакцией, не могли оставаться нейтральными. Пьесы Островского подчеркивали значение религиозного фактора, а революционеры продвигали атеистическую пропаганду.
Кроме этого, негативное отношение критики вызывало также уход драматурга от современности в прошлое. Исторические пьесы Островского уже позже начинают оцениваться более или менее объективно. Подлинное идеологическое и художественное значение их осознается только в советской критике.
Когда Островский изображает как современность, так и прошлое, он уносит себя своими фантазиями и в будущее. В 1873 году он создает замечательную пьесу-сказку «Снегурочка». Это – социальная утопия. В ней все и сюжетика, и персонажи, и обстановка наполнены сказочными элементами. Она значительно отличается от социально-бытовых пьес драматурга по своей форме и органично вписывается в систему демократических и гуманистических идей его творчества.
В критической литературе по поводу «Снегурочки» справедливо указывается, что Островский здесь изображает «мужицкое царство», «крестьянскую общину», еще раз подчеркивая свою демократичность и связь с Некрасовым, который идеализировал крестьянство.
Именно с Островского начинается русский театр в современном понимании этого слова: писатель создает театральную школу и целостную концепцию актерской игры.
Суть театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и борьбе с актерским фальшью. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых происходят в повседневной жизни и исследуют человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
· театр должен быть основан на условностях (существует 4-ая стена, отделяющая зрителей от актеров);
· неизменное отношение к языку, потому что искусство выражает события так, как если бы герои сказали все такие характеристики почти каждого их них;
· ставка не только на одного актера;
· «жители ходят смотреть игру, а не сами пьесы – они могут и прочитать их».
Театр Островского требовал новой эстетики на сцене, новых актеров. Следуя этому, Островский создает актерский ансамбль, в который входят такие замечательные актеры, как Мартынов, Сергей Васильев и Евгений Самойлов.
Естественно, что нововведения имели и противников. К ним, например, относится М.С. Щепкин. Драматургия Островского требовала от актера отказа от личности, что М.С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию пьесы «Гроза», так как был очень недоволен ее автором.
Идеи Островского были развиты и доведены до логического конца Станиславским.
Драматургия А. П. Чехова. Рождение нового жанра
Творчество А. П. Чехова открыло новое направление в русской и мировой литературе — психологическую драму, где на первый план выходят эмоции героев, а не внешние конфликты.
Когда Чехов стал известным писателем, он решил также попробовать себя в качестве драматурга. Сначала публика ожидала от него юмористические произведения в стиле его коротких рассказов. Но Чехов решил затронуть более глубокие и серьезные темы.
Постановка первой его пьесы «Чайка» в Художественном театре поразила зрителей. Сюжет пьесы был необычен для драмы: вместо страстей и любовных интриг она рассказывала о простом провинциальном парне, мечтающем о карьере режиссера. Он ставит пьесу для своих близких и друзей, а главную роль дает Нине, девушке, к которой он испытывает нежные чувства. Но пьеса не вызвала интереса у зрителей, не только потому, что автор не смог передать в ней свои собственные переживания и понимание жизни, но и потому, что его мать, известная и уже пожилая актриса, была критически настроена к своему сыну и сомневалась в его успехе.
Готовые работы на аналогичную тему
Найти результат выполненной работы или получить консультацию от специалиста по вашему проекту образования Узнать цену
Судьба Нины развивается трагически. Она погружается в любовь так, словно в пропасть. Девушка мечтает о счастливой семейной жизни и о успехах на сцене. В финале пьесы зрители узнают, что после побега с любовником Тригориным Нина осталась одна. У нее нет ребенка и она вынуждена выступать в третьесортных театрах. Несмотря на испытания, Нина сохраняет веру в жизнь и людей. Она объясняет тому, кто когда-то был влюблен в нее, что поняла настоящую суть жизни. По мнению Нины, смысл жизни человека заключается в терпении и преодолении всех испытаний и трудностей.
Драматургическая новаторство Антона Чехова состоит в том, что он создает свои произведения, обращаясь к вопросам нравственности человеческого существования:
Однако Чехов не предлагает зрителям готовых ответов на эти вопросы. Писатель просто показывает жизнь такой, какая она есть, и оставляет каждому возможность делать свой выбор.
Обратитесь к нашим специалистам с вопросом и получите ответ в течение 15 минут!
«Чайка» поразила современников Чехова своей реалистичностью, однако, несмотря на это, произведение не было оценено всей критикой и публикой. Первая постановка пьесы провалилась, но вторая постановка в МХАТе имела большой успех, и критики писали о появлении нового драматического жанра.