В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза

А. Н Островский. Драмы «гроза»

Островскому удалось внести новшество уже в тематику своих пьес.
Он гениально обратился к дневной жизни, к повседневности.
Именно в его пьесах отечественная драматургия начала
воспроизводить жизнь такой, какая она есть.

Уникальность Островского состоит в широком круге тем его
произведений. Он часто использовал материалы быта и нравов верхнего
Поволжья, а особенно Москвы. Но независимо от места действия,
пьесы Островского раскрывают отличительные особенности
главных социальных классов и групп русской действительности.
В пьесах Александра Николаевича изображаются типичные ситуации,
с обычными людьми, чьи драмы связаны с повседневностью и
человеческой психологией.

Новаторская черта драматургии Островского — широкие экспозиции
в его пьесах.

К тому же Островским было одним из первых введено пейзажное
описание в русскую драматургию. «Гроза», например, содержит великолепные
виды волжских просторов.

Еще одной новацией драматурга являлось широкое использование
фольклора; в его произведениях появляются народные песни,
поговорки, пословицы.

Таким образом, в пьесах Островского особое значение
приобретает «фон» (пейзаж, фольклор), на котором
разворачивается основное действие.

Одна из важных особенностей такого фона — присутствие на сцене
ряда персонажей, которые, не являясь участниками основного
сюжета, играют немаловажную роль в понимании общего смысла
произведения. В «Грозе» такими персонажами являются Дикая,
Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня и другие.

Островским драма и трагедия не рождаются из
каких-то необычных обстоятельств, а из повседневности, из
атмосферы, в которой герои постоянно живут. По этой причине
драматические произведения Островского зачастую называют «пьесами
жизни».

Именно Островский начал русский театр в современном смысле
этого слова: он создал театральную школу и целостную концепцию
игры на сцене. Суть театра Островского заключается в том, что
отсутствуют крайние ситуации и противодействие актерскому «я».
Основные принципы реформы включают в себя:

&#8226 театр должен быть построен на условностях (иметь четвёртую
стену, разделяющую зрителей и актеров);

&#8226 актеры должны использовать одинаковое отношение к языку и
владеть искусством речевых характеристик, позволяющих показывать почти
всё о героях;

&#8226 делаем ставку не на одного актёра;

Театр Островского требовал нового эстетического стиля и новых
актеров. В связи с этим Островским был создан энсамбль актёров.

Естественно, существовали оппоненты изменений.
Одним из таких противников был М. С. Щепкин, который высказывал свое негодование по отношению к драматургии Островского.
Он не соглашался с требованиями актера быть отрешенным от своей личности, в то время как Островский настаивал на этом.
К примеру, Щепкин покинул генеральную репетицию пьесы «Гроза» взволнованным авторством Островского.
Однако, идеи Островского были развиты искусством Станиславского.

Источник

В чём состоит драматургическое новаторство А. Н. Островского? (Школьные сочинения)

А. Н. Островского заслуженно считают революционером русского театра. Он не только продолжал традиции

Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но и приносил новые идеи. Именно с Островского начинался русский театр в его современной трактовке.

Чем же отличалась драматургия Александра Николаевича Островского? Основное новшество заключалось в его способности отобразить на сцене русскую жизнь.

Особенно много пьес драматург писал о русском купечестве, хорошо знакомом с его образом жизни и бытом. В своих произведениях он показывал обычные ситуации с обычными людьми.

Если раньше акцент делался на одном главном персонаже, то теперь в пьесах появлялось больше второстепенных героев. Например, в «Грозе» мы наблюдаем Савёла Прокофьевича Дикого, странницу Феклушу и Кулигина. Это сделано для того, чтобы создать фон, на котором ясно видно атмосферу «тёмного царства», в которое причиняет попадает главная героиня Катерина.

Еще одно новшество — это символика пьес. Знаки используются для подчеркивания внутреннего состояния героев. Например, гроза вводится в действие, чтобы показать, насколько душа Катерины тревожна. Героиня чувствует вину за свои грехи и поэтому ждет наказания за это. Гроза является предвестником такого наказания.

По отношению автора к персонажам можно судить по их символическим именам. Например, упомянем Дикого или Кабаниху, чьи имена свидетельствуют о бедности их внутреннего мира; в отличие от Тихона, привыкшего жить, ни во что не вмешиваясь и не восставляя матери. Тем временем автор относится благожелательно к Кулигину, назвав его в честь знаменитого русского изобретателя Кулибина.

Новым элементом был конфликт в пьесе. Здесь сошлись прошлое в виде Кабановой и Дикого, и новое в виде Катерины и Кулигина. Впервые раздался протест против существующего общественного строя, да еще и из уст женщины!

Таким образом, А. Н. Островский внес значительный вклад в развитие русского театра. Его пьесы были названы «пьесами жизни», созданными для народа. И известный литературовед Ю. М. Лотман отметил его творчество как «вершину русской драматургии».

Важно!
Если вы нашли ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Таким образом, вы неоценимо поможете проекту и другим читателям.

Источник

Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга

Оригинальное чертой театральных произведений Островского являются значимые экспозиции на сцене в его поках. Смену не является и продолжается «Шторм».

В дополнение, Островский один из первых добавляет в русскую музыку страну, что показывается в красивых нарисованных сцене. В «Шторм» это уникальное видеопроизводство Волжского простора.

Еще одной инновационной характеристикой пьесы драматурга является широкое применение работ фольклора. Народные песни исполняют Кулигин, Кудряш, Варвара.

Следовательно, в поках Островского чрезвычайно важным интересы становится «время» (пространственный, фольклорный), на котором происходит основное событие.

Одна из неотъемлемых характеристик такого «времени» – присутствие на сцене ряда персонажей, которые, не участвуя в главном заговоре, являются ключевыми для понимания общего значения произведения. В «Шторме» это Дикой, Кулигин, Шрапкин, Феклуша, психически неустойчивая барыня, другие личности.

И театр, и трагедия возникают у Островского не из каких-то неординарных обстоятельств, а из нормальности, из среды, в которой покоятся персонажи. С несомненностью драматические произведения Островского регулярно определяется как «пьесы жизни».

Вступительные разделы в «Шторме» продолжаются двуэкшены – первый и второй. Перед зрителем рассказывается широкое портрет обычаев города Калинова; на сцену выходят все ключевые персонажи драмы; в речах и диалогах раскрыты существенные стороны их характеров.

Основным сюжетом «Шторма» лежит любовная интрига. Ее вступление также находится в начале произведения. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного после Катерина допускает Варваре, что любит Бориса.

Неожиданно, г. Калинов спешит в Москву и уближает завязку. Катерина, чувствуя, что не сумеет единолично остановить страсть, обращается к главе образом или взять ее с собой. Перегонации соображениями Катерины равнодушны к ее тактики. Далеко не перестановки, он выражает Катерину, откровенно высказывая ей свое желаем отделиться не кроме опеки мамы, но и существования жены.

Указательно, что завязка в «Шторме» происходит лишь в конце второго движения. Это извечный сегмент с сигнатурой. В душе Катерины происходит двух сильных ведения – страсти к Борису и осознание недостатка в этой страсти. В консистенции Катерина берет сигнатуря у Варвара: темпераментные трудности.

В сценичной сцене в третьей поках наиболее эмоционально демонстрируется повседневность массовой жизни, наименне предназначенное Островскому. Кудряш и Варвара исполняют народные песни. Наблюдателю пердается поэтическая сторона жизни нашей духовной общины.

Момент кульминации пьесы наступает в четвертом акте, когда Катерина признается в своих грехах. Этому сцене предшествует гром, обличение барыни, и попытка Катерины помолиться. Но вместо этого, она видит изображение геенны огненной и испытывает ужас. Таким образом, главная героиня открывается своему мужу и свекрови и признается в содеянном.

Однако, страсть над ней остается, и ей не удается найти реальное решение ситуации. Впоследствии, это приведет к трагическому самоубийству Катерины, которому предшествуют несколько сцен, раскрывающих ее глубокое отчаяние.

Особое внимание заслуживает монолог Катерины в пятом акте, где она в одиночестве зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку. Однако, Борис не оказывает ей помощи, а на самом деле оставляет ее в беде, как указывает их последняя встреча.

Катерина не смогла найти выход из своего критического положения и преодолеть свое отчаяние. Она не получила отокровенную любовь и прощение от тех, кто окружал ее. И в своем сердце она не нашла мужества, чтобы смириться перед волей Божьей.

Таким образом, Катерина решила погубить свою душу, вместо того, чтобы продолжать жить в мире, где царит темнота.

Отмечается, что в этой пьесе Островского проявилось новаторство в характере конфликта и структуре произведения. Он объединил драматический и трагический конфликт и создал широкий образ нравов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о детстве и юности Островского и как он был воспитан. Как это влияет на его творчество?

2. Охарактеризуйте различные периоды творчества Островского и выделите новаторские черты его пьес.

3. В каком году пьеса «Гроза» была опубликована? В чем особенности отражения эпохи в этом произведении? Какие оценки получил Островской от критиков?

4. Опишите образ города Калинова и кризис патриархального мира, который Островский изображает в этом произведении.

5. Кто такие Дикая и Кабаниха и каковы их характеры и роли в пьесе?

6. В каком контексте следует рассмотреть роль Феклуши и барыни в общей картине мира пьесы?

7. Опишите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша и выделите их своеобразие.

8. Какова роль Кулигина в структуре пьесы и в образе патриархального мира?

9. Рассмотрим образ Катерины и те художественные приемы, с помощью которых он создан. В чем основное противоречие в характере и миропонимании главной героини – противоречие, которое привело ее к гибели? Какие основные источники использовались драматургом для создания образа Катерины?

10. Каким образом особенности жанра пьесы определяются уникальностью внешнего и внутреннего конфликтов? Как проявляются черты комедии, драмы и трагедии в пьесе «Гроза»?

11. Рассмотри основные элементы сценического действия в пьесе. Какие из них свидетельствуют о творческом подходе драматурга?

12. Создайте подробный план на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе ‘Гроза'».

13. Сочинение на тему: «Роль народных традиций и их влияние на создание характеров персонажей в пьесе ‘Гроза’ А.Н. Островского».

Тема 13. Краткая биография И.А. Гончарова. Роман «Обломов»[26]

В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. image033. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза фото. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза-image033. картинка В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. картинка image033. Островскому удалось внести новшество уже в тематику своих пьес. Он гениально обратился к дневной жизни, к повседневности. Именно в его пьесах отечественная драматургия начала воспроизводить жизнь такой, какая она есть.

Организация стока поверхностных вод: Основная масса влаги на планете испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. image003. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза фото. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза-image003. картинка В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. картинка image003. Островскому удалось внести новшество уже в тематику своих пьес. Он гениально обратился к дневной жизни, к повседневности. Именно в его пьесах отечественная драматургия начала воспроизводить жизнь такой, какая она есть.

В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. image021. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза фото. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза-image021. картинка В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. картинка image021. Островскому удалось внести новшество уже в тематику своих пьес. Он гениально обратился к дневной жизни, к повседневности. Именно в его пьесах отечественная драматургия начала воспроизводить жизнь такой, какая она есть.

Источник

Новаторство А.Н. Островского в драме «Гроза»

Уникальнось фраз Гроза А.Н. Островского и ее роль в олицетворении внутреннего состояния героев и отношения автора к ним. Сатирическое представление моральных устоев патриархальной купеческой общины. Ключевые инновации, представленные в произведении А.Н. Островского. Сущность конфликта Катерины и «темного царства».

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления13.04.2009
Размер файла7,5 K

В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. ba. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза фото. В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза-ba. картинка В чем вы видите новаторство островского в пьесе гроза. картинка ba. Островскому удалось внести новшество уже в тематику своих пьес. Он гениально обратился к дневной жизни, к повседневности. Именно в его пьесах отечественная драматургия начала воспроизводить жизнь такой, какая она есть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Будет довольно полезно для студентов, аспирантов и молодых ученых использовать эту базу знаний в их учебе и работе.

Исследование новаторства А.Н. Островского в его драме «Гроза»

Похожие документы

История создания и сюжета драмы «Гроза» А.Н. Островского. Подробный анализ характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов обуздавших жизнь, рабов богатых, героев, выражающих протест против темных времен, Катерины, возмущения.

Реферат [34,7 Кб], опубликовано 26.06.2015

Судьба Катерины. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Ее сила заключается в том, что она одна возмутилась «темным временем», но погибла, как птица, не смогла выбраться на свободу. Везде царило непонимание, ненависть, самолюбие.

Сочинение [7,3 Кб], опубликовано 01.06.2008

Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Отражение торговцев, чиновников, дворянства, актеров в его произведениях. Этапы творчества Островского. Оригинальные черты реализма А.Н. Островского в драме «Гроза».

Презентация [937,9 Кб], опубликовано 18.05.2014

Краткое содержание событий, происходящих в пьесе «Гроза» А. Островского, в первой половине XIX века, в вымышленном городе Калинове на Волге. Описание характеров героев. Подробное изложение сути конфликта в произведении и его многогранных аспектов, связанных с его названием.

Краткое изложение [16,9 Кб], опубликовано 21.04.2011

Литературное воссоздание волжского пейзажа города Калинова в драме «Гроза» А.Н. Островского. Описание трактиров, улиц и жизни горожан в пьесе. «Темные времена» и грозный образ города Калинова в пьесе «Гроза».

Анализ книги [17,9 Кб], опубликовано 14.10.2014

Выборочные фрагменты из истории создания «Грозы». Конфликт и композиция действующих лиц в «Грозе». Народные черты Богуславской. Сущность трагедии Катерины. Внутреннее напряжение, трагичность жизни. Любовь к красоте и жизни в гармонии с божественным миром.

Реферат [35,3 Кб], опубликовано 31.01.2007

Сочинение [11,7 Кб], опубликовано 16.06.2002

Источник

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга

В чем заключается оригинальность творчества А.Н. Островского

Главным отличием А.Н. Островского от других драматургов его времени был самоотверженный труд, который сопровождал его на протяжении всей его жизни. Его работа дала блестящие результаты и отличилась от предыдущих творений Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. Островский был признан одним из великанов русской национальной драматургии еще при жизни. Н.С. Гончаров писал: «Островский безусловно является самым талантливым писателем в современной литературе!».

Одной из ключевых особенностей творчества Островского было направление драматургии и театра к жизни и ее актуальным социально-нравственным проблемам. Он писал свои пьесы во имя народа и для народа, что заработало ему признание и благодарность этого самого народа.

Островский также предлагал конкретные меры по преобразованию театра, чтобы сделать его школой общественных норм. Его докладные записки не вызвали должного внимания, но он напряженно продолжал отстаивать свои идеи. Принципы великого драматурга нашли свое развитие в системе К. С. Станиславского, а также в российском театре в целом.

Творческое наследие Островского имело огромное влияние на отечественную драматургию и сцену. Его пьесы стали частью мирового литературно-художественного наследия и привлекают все большее внимание заграничных издательств и театров. Они являются истинным эстетическим наслаждением для читателей и зрителей.

Персонажи А. Н. Островского можно разделить на две категории — те, кто имеет власть над другими, и те, кто бесправны. В его поздних пьесах первые персонажи обзаводятся чертами «самодурства», в то время как вторые становятся жертвами этих «самодуров». Это явление сходно с тем, что происходит в реальной жизни…

С учетом глубокого патриотизма, Островский направлял дирекции императорских театров численные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры по преобразованию театра и его превращению в школу нравственности. Однако его записками пренебрегали и не принимали во внимание. Но Островский не пожалел сил и продолжил отстаивать свои идеи.

Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и развиты в системе К. С. Станиславского, получившей дальнейшее развитие в российском театре. Исходный текст взят с сайта Биг Реферат РУ.

Великое творческое наследие Островского оказало огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, а также на драматическое искусство в целом. Оно по-прежнему имеет огромное значение как прекрасный учебник жизни, доставляющий читателям и зрителям истинное эстетическое удовольствие. Его пьесы, являющиеся мировыми литературно-художественными ценностями, все чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

> Новаторство А.Н. Островского
А.Н. Островский. «Снегурочка»
Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза»
Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Мир и личность в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Образ Екатерины, его идеологический смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»
А.Н. Островский — художник
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А.Н. Островского «Лес»
Значение ремарки в пьесе А.Н. Островского «Лес»
Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского
А.Н. Островский Бесприданница

из
1

Новаторство в комедии «Горе от ума»

Новаторство в комедии «Горе от ума». Искусство живого изображения у Грибоедова настолько уникально, что изучение его сюжета получило первостепенное значение. Однако меньше внимания уделялось изучению самого сюжета. Велика и новаторство «Горя от ума», которое выражалось в его огромном жизненном, общественном и историческом значении. «Сильное место в сюжете» состояло в выдумке о сумасшествии Чацкого…

Новаторство драматургии Чехова

Муниципальное образовательное учреждение Средняя школа №8 С углубленным изучением иностранных языков Экзаменационный реферат по литературе: …

Новаторство Гоголя как драматурга

Новаторство в поэзии Павла Тичины

НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ ПАВЛА ТИЧИНЫ

Каждого великого художника история награждает звучным названием, отражающим суть его творчества. Ее назвали Кобзарем, Пушкин поклонником русской поэзии, Франко — Каменярем, Максима Горького — Буревесником, Лесю Украинку — поэтессой-другом рабочих, Коцюбинского — поклонником солнца.

Новатор! Так история Тичины дала ему название после Горького, выделив одну из ярчайших черт его творчества. Тичина был частью группы художников, которые всегда искали «свой корень» и «свое начало» везде и всегда. Он смог подняться на те вершины, на которые нога его предшественников не ступала. Течение Тичины видно со всех концов земли, как замечает поэт Энрико Риверо, Куба:…

Небывалый труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, был отмечен блестящими результатами. Именно А.Н. Островский своими драматическими шедеврами завершил создание уникального русского театра, начало которому легли Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Роль Островского, великого писателя и гуру национальной драматургии, была признана прогрессивным обществом еще при жизни автора. Гончаров писал: «Флостровский неоспоримо является крупнейшим талантом в современной литературе!» …

Основа пьесы — не трагедия отдельной личности, а конфликт «темного царства», и хотя происходит трагедия, но по сюжету это именно драма. При этом она имеет элементы комедии — это верно в плане сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые ввел в драмеру эту среду, за что и получил прозвище «Колумб замоскворечья», иллюстрирующее его роль первооткрывателя этой темы.

Так, одним из символических образов является птица, с которой много раз сравнивала себя Катерина. В прежней жизни, до мужества, она жила «к примеру птичка на воле», а теперь ее остаются только горькие сожаления и мечты: «Почему люди не могут летать как птицы?» Этот символ отражает желание героини быть свободной. Еще один из наиболее значительных символов пьесы, связанных с названием, — символ грозы, обозначающий разрушение в душе Катерины, испытываемое ею как наказание за ее грех. Наконец, можно отметить, что образ Кулигина связан с молниеотводом как символ знаний и просвещения, которые allsoch.

ru 2001-2005 он пытается передать своим землякам, жителям Калинова. Н. А. Добролюбов, говоря об инновационности А. А. Островского-драматурга, отмечает две характерные черты. Во-первых, это нравственное неподобающее поведение, отраженное в конфликте драмы. Традиционный конфликт между чувством и долгом в душе героини разрешается в пользу чувств, что вызывает сочувствие читателя. Катерина — преступница, с позиций моральных и религиозных норм — грешная жена, изменяющая своему мужу, но читатели симпатизируют грешнице, нарушившей свой долг.

Во-вторых, что еще более важно, в драме естественно не соблюдаются классические единства, но нарушение единства действия приводит к созданию уникальных новаторских образов героев. Множество персонажей (Глаша, Феклуша и др.) не имеют непосредственного отношения к конфликту драмы и не связаны с ним прямо. Зачем тогда нужны эти побочные персонажи?

В кулисах происходит действие. Кулигин стремится к просвещению и страстно выступает за служение науке, но не понятен горожанами и считается городским сумасшедшим. Он единственный, кто понимает красоту ландшафта, природной стихии, противостоящей «темному царству», но получает только насмешки в ответ. Странница Феклуша распространяет в городе слухи о «неправедных» землях и о предстоящем пришествии антихриста. Глаша, служанка, слушает эти глупости с благодарностью: «Еще хорошо, что есть добрые люди: нет-нет, да и узнаешь, что происходит в этом мире, а то бы так и ум захоронили».

Фон, сформированный при помощи периферийных персонажей драмы, усиливает и подчеркивает тягостность атмосферы, где нет места светлым чувствам и свободным мыслям, где все основано на «старом порядке» и мракобесии. С помощью такого инновационного подхода к изображению жизни в городе Калинове и конфликту героини с окружающими А. Н. Островский создает оригинальное театральное произведение, полное художественной силы и авторского почерка.

Самые популярные темы сочинений

Характерной чертой драматургии Островского являются обширные начальные экспозиции

в его пьесах. И «Гроза» не исключение.

Более того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж

, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это великолепные виды волжских просторов.

Еще одной инновационной чертой пьес Островского является широкое использование произведений фольклора.

Кулигин, Кудряш, Варвара исполняют народные песни.

Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон»

(пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.

Одной из важных черт такого «фона» является присутствие на сцене ряда персонажей

,которые, не участвуя в главном конфликте, имеют большое значение для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикая, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полуведьма барыня, и другие лица.

И драма, и трагедия возникают у Островского не из каких-то необычных обстоятельств, а из повседневной жизни

, из атмосферы, в которой постоянно находятся герои. Именно поэтому драматические произведения Островского часто называют
«пьесами жизни».
Экспозиция

в «Грозе» занимает целых
два акта
– первый и второй. Перед зрителем появляется широкая
картина обычаев
города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологе и диалоге раскрываются ключевые черты их характеров.

В «Грозе» есть
любовный противостояние
. Его
экспозиция
также присутствует в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к публике, рассказывает о своих чувствах к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.

Внезапный уезд Тихона

В столицу России приходит завязка. Катерина, предчувствуя, что сама не справится с страстью, умоляет Тихона остаться или увезти ее с собой. Тихон остается равнодушным к ее просьбам. Более того, он обижает Катерину, откровенно выражая свое желание освободиться не только от материнского попечения, но и от присутствия жены.

Значительно, что завязка в пьесе «Гроза» происходит только в конце второго действия. Это известная ключевая сцена. В душе Катерины борются два чувства — страсть к Борису и осознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.

В третьем действии наиболее полно раскрывается стихия народной жизни, которая так дорога Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира. Кульминация пьесы — сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.

Страсть, однако, не отпускает ее, и Катерина не видит реального выхода из ситуации. Перед суицидом Катерины предшествуют несколько сцен, в которых открывается все глубина отчаяния героини.

Прежде всего следует упомянуть монолог Катерины во втором акте пятого действия, где она, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает.» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. Фактически, он оставляет ее в беде, о чем свидетельствует их последняя встреча.

Последний монолог Катерины

Катерина не смогла найти выход из критической ситуации, преодолеть отчаяние. Она не получила от окружающих ее людей истинную, сострадательную любовь и прощение, которые она так нуждалась в этот момент. В своем сердце Катерина не нашла силы для смирения перед волей Божьей.

В результате Катерина решила погубить свою душу, так как было легче, чем продолжать жить в мрачной обстановке.

Итак, мы видим, что Островскому удалось соединить драматический и трагический конфликты, широкую картьу нравов с напряженным действием в своем произведении. В его жанровом стиле, а также в характере конфликта и особенностях сценического действия проявилось новаторство.

1. Расскажите о детстве и юности Островского, о среде, в которой он вырос. Как повлияли эти ранние жизненные впечатления на его творчество?

2. Назовите основные этапы творчества Островского и отметьте новаторские черты его пьес, появившиеся на каждом из этих этапов.

3. Когда была выпущена пьеса «Гроза»? Какие особенности того времени отразились в этом произведении? Какую оценку новой пьесе Островского дали Ап. Григорьев, Добролюбов и Писарев?

4. Опишите город Калиново. В чем заключается кризис изображенного патриархального мира, созданного Островским?

5. Расскажите о персонажах Дикого и Кабанихи. Чем отличаются их характеры и жизненные позиции? Какие роли они играют в пьесе?

6. Какую роль играют странница Фекла и полу-сумасшедшая барыня в общей картина калиновского мира?

7. Посмотрите на характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, и найдите особенности каждого из них.

8. В чем заключается роль Кулигина в общей картине патриархального мира и в сюжете произведения?

9. Рассмотрите образ Катерины и художественные приемы, используемые для его создания. В чем суть основного противоречия в характере и мировоззрении главной героини, которое привело ее к гибели? Каковы основные источники художественных приемов в создании образа Катерины?

10. Как жанровые особенности пьесы связаны с внешними и внутренними конфликтами? Как комедия, драма и трагедия проявляются в «Грозе»?

11. Рассмотрите основные элементы сцении действия. Какие из них демонстрируют новаторство драматурга?

12. Создайте развернутый план на тему «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе «Гроза».

13. Напишите эссе на тему «Роль традиций фольклора в создании образов персонажей в пьесе «Гроза» А.Н.Островского».

Тема 13. И.А.Гончаров. Краткое биографическое описание. «Обломов»

Островский отличается новаторством в своей тематике. Он перевернул драматургию, придав ей большую реалистичность. С его пьесами российская драматургия наконец-то стала отражать жизнь такой, какая она есть.

Островский исследовал широкий круг тем своего времени, основным материалом его работы стали поведение и нравы верхнего Поволжья и Москвы. В его пьесах раскрываются особенности различных общественных классов и сословий русской действительности на определенном этапе их исторического развития. Как справедливо отмечал Гончаров: «Островский исследовал всю жизнь Московской, то есть Русской, страны».

Творчество Островского, несмотря на его широкую тематику, часто сводится лишь к изображению купечества. С момента появления пьесы «Свои люди — сочтемся!» Островского, он стал известен как первооткрыватель «купеческой» литературы.

Помимо основных аспектов купеческой жизни, Островский в своих пьесах обращал внимание и на множество различных аспектов быта купечества, таких как наследство, которые зачастую были в огромных масштабах (примером может служить пьеса неизвестного автора «Невеста под фатой, или Мещанская свадьба» 1789 года).

В то время, когда водевиль и мелодрама стали популярными жанрами русского театра в первой половине XIX века, они значительно уменьшили развитие бытовой драмы и комедии, особенно с купеческой тематикой. И только в 30-х годах проявился пристальный интерес купеческой тематики в театре.

Если в конце 30-х и в начале 40-х годов быт купечества в драматической литературе был воспринят как новая тема в театре, то во второй половине 40-х годов он стал уже стандартом.

Почему Островский обратился с самого начала к купеческой тематике? Он это сделал не только потому, что купеческий быт окружал его повсюду: он сталкивался с ним в доме своего отца и в своей службе. Также Островский долгое время жил в Замоскворечье, где процветало купечество.

В условиях развала феодально-крепостнических отношений помещичья Россия быстро превращалась в капиталистическую. К тому времени Москва становилась торгово-промышленным центром. В 1832 году большая часть домов уже принадлежала «среднему сословию», то есть купцам и мещанам. После этого, в 1845 году, Белинский сказал: «Большая часть коренного населения Москвы состоит из купечества. Сколько старых городских домов перешло в собственность купцов!»

Значительная часть исторических пьес Островского посвящена событиям «смутного времени». Это не случайно. Во время этого бурного периода «смуты», который известен национально-освободительной борьбой русского народа, крестьянское движение за свободу стало все более активным в 60-е годы. Борьба между реакциями и прогрессивными силами проявилась также в обществе, журналистике и литературе.

Рассказывая о далеком прошлом, драматург имел в виду и настоящее. Он показывает, что социально-политический строй и господствующие классы — это язвы, которые нужно бичевать, и выступает против авторитарного правления, показывая образы людей, глубоко преданных своей родине, духовную величину и моральную красоту простого народа. Таким образом, он выражает свое сочувствие трудящемуся человеку своей эпохи.

Исторические пьесы Островского — это активное выражение его демократического патриотизма, эффективное воплощение его борьбы против реакционных сил современности, в пользу ее прогрессивных стремлений.

Исторические пьесы Островского, которые появились в годы ожесточенной борьбы между материализмом и идеализмом, атеизмом и религией, революционным демократизмом и реакцией, не могли быть подняты на щит. Драматург подчеркивал значение религиозного начала, в то время как революционные демократы проводили непримиримую атеистическую пропаганду.

Кроме этого, критика неодобрительно относилась к тому, что драматург отворачивался от современности и уходил в прошлое. Исторические пьесы Островского были оценены более объективно позже. Их настоящая ценность, как с идейной, так и с художественной точки зрения, была осознана только в советской критике.

Островский, воплощая современность и прошлое, мечтал также о будущем. В 1873 году он создал чудесную сказку-пьесу «Снегурочка». Она представляет собой социальную утопию. Герои, сюжет и обстановка этой сказочной пьесы сильно отличаются от видов социально-бытовых пьес драматурга, но она органично вписывается в систему его демократических и гуманистических идей.

В критической литературе о «Снегурочке» справедливо отмечалось, что Островский изображает здесь «мужицкое царство», «крестьянскую общину», тем самым подчеркивая свой демократизм и связь с Некрасовым, который идеализировал крестьянство.

Именно с Островского начинается развитие современного русского театра: писатель создает свою театральную школу и единую концепцию актерской игры.

Суть театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и отдаче актерской природе. В его пьесах изображены обычные ситуации с обычными людьми, чью драму можно найти в быте и в человеческой психологии.

Основные идеи театральной реформы Островского:

— театр должен базироваться на условностях, включая «четвертую стену» между зрителями и актерами;

— язык театра должен оставаться неизменным: актер должен мастерственно выражать через речь почти все о своем персонаже;

— акцент делается не на одном актере;

— люди приходят смотреть игру, а не саму пьесу — ее можно прочитать.

Театр Островского нуждался в новой эстетике постановки и новых актерах. Соответственно, Островский собрал в своем актерском ансамбле таких артистов, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов и Пров Садовский.

Естественно, нововведения вызвали противников. Один из противников был Щепкин. Драматургия Островского потребовала от актера отказ от личностной идентификации, что не соответствовало М.С. Щепкину. Например, он покинул генеральную репетицию пьесы «Гроза», несмотря на то, что был очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического завершения Станиславским.

Драматургия А. П. Чехова. Рождение нового жанра

Творчество А. П. Чехова закладывает начало появлению нового направления в литературе, как в России, так и во всем мире. Это направление получило название психолого-ориентированной драмы, в которой важную роль играют внутренние переживания персонажей, а не внешние события и конфликты.

К моменту того, как Чехов стал известным драматургом, его уже знали как писателя. На самом деле, публика ожидала от него юмористических произведений, подобных его коротким рассказам. Однако писатель решил идти по другому пути и обратиться к более жизненным и серьезным темам.

Первая пьеса Чехова, «Чайка», вызвала настоящий шок у зрителей тогдашнего Художественного театра. Сюжет пьесы был необычен для драмы: вместо ярких любовных происшествий и страстей Чехов рассказывал о простом провинциальном юноше, мечтающем о театре. Юноша ставит пьесу для своих близких и друзей, и приглашает девушку Нину, которую он нежно любит, на главную роль. Но этому спектаклю не везет, потому что автор не смог передать зрителям свои собственные переживания и свое понимание смысла жизни, а также из-за недоверия матери, которая славится как актриса и сомневается в успехе сына.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить готовую работу или получить консультацию специалиста о вашем учебном проекте или узнать его стоимость.

В итоге, судьба Нины развивается очень печально. Она падает в любовь, словно в пропасть. Девушка мечтает о счастливой семейной жизни и о сценической карьере. Но в конце пьесы зрители узнают, что Нина, убежав с любовником Тригориным, в итоге осталась совсем одна. У нее умер ребенок, и она вынуждена работать в третьесортных театрах. Несмотря на все испытания, Нина продолжает верить в жизнь и в людей. Она говорит человеку, который когда-то влюблялся в нее, что поняла истину жизни. По мнению Нины, смысл жизни заключается в терпении и в необходимости преодолевать все трудности и испытания.

Драматургический инноватор Чехов заключается в том, что он создает свои произведения, задавая нравственные вопросы человеческого существования:

При этом Чехов не дает готовых ответов на эти вопросы своим зрителям. Писатель просто показывает жизнь такой, какая она есть, и предлагает каждому делать выбор самостоятельно.

Задайте вопрос специалистам и получите ответ уже через 15 минут!

Пьеса «Чайка» поразила своих современников реалистичностью, однако произведение было не принято всей критикой и публикой. Первое постановка пьесы провалилась, но вторая, в МХАТе, имела большой успех, и критика писала о появлении нового жанра драматургии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *