В чем вы видите несоответствие происходящего дуэльным правилам отцы и дети
Анализ сцены дуэли между Базаровым и Кирсановым в романе Тургенева «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)
Идеи о последствиях дуэли полностью игнорируются Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем. Базаров даже называет дуэль «нелепостью» с точки зрения теории, но все же соглашается на нее, чтобы не оскорбить старшего Кирсанова.
«Я сам подумал об этом. Я также считаю, что вникать в реальные причины нашей стычки — неуместно. Мы просто друг друга не терпим. В чем проблема?» — говорит Павел Петрович. Действительно, между Базаровым и старшим Кирсановым с самой первой их встречи существовала взаимная неприязнь. У них были разные взгляды на жизнь, искусство и природу. Но не только это стало причиной их поединка.
Предшествует сцене дуэли поцелуй, увиденный Павлом Петровичем, между Базаровым и Фенечкой. Именно он стал одной из причин поединка между Базаровым и Кирсановым. Павел Петрович хотел сохранить счастье брата и Федоси Николаевны, которое могло бы быть разрушено из-за этого поцелуя. Он также видел некое сходство между Фенечкой и княжной Р., давней возлюбленной Павла Петровича, поэтому не хотел, чтобы репутация Фенечки пострадала:
— А разве тут нет некоторого сходства между Фенечкой и Нелли?
— Какой Нелли, Паша?
— Ты что спрашиваешь? С княжной Р… В особенности в верхней части лица.
Тургенев подробно описывает природу перед началом дуэли, показывая ее спокойствие и безмятежность, которые контрастируют с разгоревшейся напряженной обстановкой перед дуэлью: Петр дрожал от возбуждения, Базаров и старший Кирсанов были взволнованы, так как этот поединок мог принести им смерть. Природа же мирно пробуждалась после ночного сна. Тургенев таким образом показывает величие природы над мирскими неприятностями.
Дуэль проходит в строгих условиях: они стреляют с расстояния всего десяти шагов. В ходе поединка Евгений Васильевич ранит Павла Петровича в ногу. Он поступает благородно, оказывая ему первую помощь и отказываясь продолжать дуэль. «Оба осознавали, что они понимают друг друга. Друзьям это приятно, а врагам — не очень, особенно тем, с которыми не удается ни объясниться, ни разойтись» — говорится после разговора Базарова и Кирсанова-старшего. Пройдя через дуэль, они смотрят на друг друга не как на противников, а как на обычных людей. Они понимают, что между ними нет такой огромной пропасти, каковой казалось изначально.
Сцена дуэли является кульминацией и развязкой главного конфликта в романе «Отцы и дети».
Урок по литературе «Роль сцены дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым» (10 класс)
«Управление образовательной организацией: новые направления и современные методы»
Каждому участнику предоставляется сертификат и скидка на обучение.
Тема урока: Роль сцены дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цель: развитие практической ценности материала и ценности коллективной работы, развитие групповых навыков, критического мышления, умения аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников. Целью является также развитие умения логически рассуждать и находить причинно-следственные связи, а также использовать языковые средства для коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Организация деятельности учащихся по изучению и анализу текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
— Развивать умение сравнивать и находить сходства и отличия в изображении предметов, явлений и персонажей в искусстве;
— Развивать умение определить тему урока, основываясь на анализе материала;
— Помогать развивать коммуникативные навыки в решении совместных задач;
— Воспитывать интерес к художественной литературе и уважение к родному языку;
— Воспитывать уважение к каждой личности.
1. Организационный момент.
2. Работа в парах. Определение темы урока.
3. Беседа по вопросам о тексте.
4. Работа в группах. Анализ сцен из XXIV главы романа.
5. Ответ на основной вопрос урока. Обобщение.
6. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока по отрывкам из изученных произведений. Работа в парах.
Тексты распространяются без указания автора и произведения. Задача — определить, о чем речь в отрывке; узнать автора и произведение; размышлять о том, как данный отрывок характеризует персонажа (персонажей), и какую роль он играет в произведении.
После выполнения задания формулируется тема урока.
3. С момента возвращения Базарова с Аркадием в Марьино начинается второе композиционное переплетение в романе «Отцы и дети». Аркадий скоро уезжает из отчего дома, и Базаров, оставшись один в доме Кирсановых, полностью увлекается работой, помогая себе забыть о происшедшем в Никольском и о романтических чувствах, которые вызвала А.С.Одинцова.
Зачем же автору был нужен такой испытательный поход для своего героя, который снова сталкивается с Павлом Петровичем Кирсановым?
Передача, описанная в книге Тургенева, кажется странной и необычной, прежде всего, потому что происходит между двумя людьми разных поколений («отцы» и «дети»), из разных социальных групп (дворянин-аристократ и разночинец, «плебей»), которые имеют сильно отличающиеся взгляды на жизнь.
Что сказал Павел Петрович Кирсанов о причинах дуэли? («Я вас терпеть не могу, я вас презираю…»)
Но взаимное презрение и даже ненависть не позволяют определить кто оскорблен и честь которого должна быть возобновлена в дуэли.
4 б. Работа по группам.
I группа – сцена провокации на дуэль (с начала главы XXIV до слов внутреннего монолога Базарова: «Скверно, скверно».)
Что вы считаете несоответствующим дуэльным правилам в происходящей сцене?
Какие чувства и отношение героев к этому?
Какие детали указывают на иронию автора?
Сравните эту сцену с соответствующими отрывками из произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и сделайте выводы.
Комичная сцена подчеркивает драматизм ситуации: «недруги» осознают бессмысленность и нелепость происходящего, ощущая опустошение. («Молчание длилось, тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо».) В этой дуэли нет победителя, есть только побежденные.
5. Ответ на главный вопрос урока.
Чему равняется роль сцены дуэли в романе «Отцы и дети»?
Точно в этой главе И.С.Тургенев говорит о «погибшей жизни» Павла Петровича Кирсанова. Почему в конце главы, описывая раненого П.П., автор пишет: «…его красивая, изможденная голова лежала на белой подушке, словно голова мертвеца…Да он и был мертвец»?
А Базаров, покидая Марьино, со смущением и горечью бормочет: «Омерзительные уродцы».
Для него это конечный разрыв с «отцами» и следовательно, разрыв с Аркадием. Прощаясь с ним в Никольском, Базаров скажет: «…тебя не создали для нашей горькой, суровой, глуповатой жизни. Наша пыль съест тебя, наша грязь перемажет тебя…
Ты хороший парень, но все же слабый, либеральный барыш…» (Местоимение «наша» еще больше подчеркивает полное одиночество героя.)
Возможна ли была дуэль в первый раз когда Базаров посетил имение Кирсановых, до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой? Почему?
( У Базарова ум и сердце не в гармонии. Дуэль – отражение сумерек его души, неразрешимых противоречий в его сердце и, как следствие, последующая трагическая гибель Базарова из-за, казалось бы, случайного пореза.)
5. Домашнее задание.
Напишите короткое эссе на тему: «Сцена дуэли в романе И.С.Тургенева как отражение столкновения «отцов» и «детей».
8. Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П. П. Кирсанова изображена как нелепость? 9. В каких произвдениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа «Отцы и дети»? (ЕГЭ по литературе)
Согласно утверждению, дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как смехотворное событие.
Во-первых, начало эпизода показывает, как персонажи относятся к происходящему. Базаров, ступая с усмешкой, отвечает Павлу Петровичу и называет его «братцом». Павел Петрович, в свою очередь, дрожит, как в лихорадке. Подобное отношение к событиям говорит о нелепости дуэли.
Во-вторых, сами участники дуэли осознают смехотворность ситуации. Базаров говорит: «Согласитесь, Павел Петрович, что наш поединок необычен до смешного». На это П.П. Кирсанов отвечает: «Я не отрицаю странности нашей дуэли…». Однако Кирсанов пришел на поединок серьезно настроенным.
Таким образом, дуэль Базарова и П.П. Кирсанова показана как шутка.
Также, дуэль между героями описывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поединок в этом произведении, также как и в романе «Отцы и дети», происходит из-за ревности. Онегин вызывает Ленского на танец с невестой, с целью отомстить ему за вечер, проведенный у Лариных. В отличие от Базарова, Онегин осознает свою вину, понимает, что дуэлю можно избежать, поэтому он опаздывает, чтобы поединок был перенесен. Однако дуэль все равно происходит и Ленский погибает.
Таким образом, во всех трех произведениях затрагивается тема дуэли, но каждый автор раскрывает ее по-своему.
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделив текст и нажав Ctrl+Enter, поможете проекту и другим читателям.
Дуэль Базарова и Павла Петровича
Исследование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
События дуэли. Базаров и его товарищ снова проезжают один и тот же маршрут: Марьино — Никольское — родительский дом. Внешне ситуация почти точно повторяет то, что было в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и как только появляется повод, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает свои естественнонаучные эксперименты. Однако на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от ожесточенных идеологических споров с Павлом Петровичем. Только иногда он бросает несколько плоское замечание, не напоминающее прежний огненный салют ума. Павел Петрович отвечает ему привычной «холодной вежливостью».
Оба противника, не признавая этого друг другу или себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое впалое лицо к микроскопу, чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотает зеленую пылинку…». Слово «даже» в этом контексте совершенно уместно. Впервые он решил узнать, на чем основаны аргументы его противника. Однако на этот раз пребывание в доме Кирсановых заканчивается дуэлью для Базарова. «Я верю, что вам не удалось избежать этой дуэли, которая… в некоторой степени объясняется постоянным противостоянием ваших взглядов», — запутываясь в словах, говорит Николай Петрович после завершения дуэли. Он нехотя выражает самое главное. «Противостояние взглядов» играло роль в «некоторой степени» и, вероятно, не могло привести к дуэли. Если бы не… Фенечка.
«Фенечка нравится Базарову», но и он ей нравится. Он не формально общается с ней, и их сближает «отсутствие всего днорянского». Посещение, описанное в начале главы, разговоры, медицинская помощь — все свидетельствует о возрастающей взаимной симпатии. Симпатия, которая неизбежно могла превратиться в чувство. Если бы это объяснялось объективными причинами, то просто так из неба не ложилось; «болезнью», от которой нет излечения. Так и Фенечка искренне полюбила не молодого Николая Петровича. Так случайно оказалась на свидании в саду, в той самой беседке, где познакомилась с учтивым и нежным посетителем. После этой встречи Базаров может иронически поздравить себя «с официальным вступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя безнравственно, грубо, с лакеем-подражанием. В первоначальной версии романа Тургенев прямо сказал: «И Базаров даже не подумал, что он нарушил все правила гостеприимства в этом доме». Литературоведы раскрыли психологическую основу — потерпев поражение от аристократической Одинцовой, он хочет проверить, можно ли легче завоевать сердца бедной наивной Фенечки. Кажется, в любви не бывает легкого пути. «Ты грешишь, Евгений Васильич», — говорит женщина с искренним упреком.
По требованию Павла Петровича состоялся вызов на поединок. Он взял даже палку, чтобы убедиться, что дуэль неизбежна. Сам акт вызова старший Кирсанов уже сдал свои аристократические «принципы». Тургенев передает слова старого слуги, которого можно назвать «своим аристократом, ни в чем не уступающим Павлу Петровичу». Прокофьича не поразил бескровный поединок: он рассуждал, что в его время благородные леди и господа тоже «дирывались». Расположенному к крепкий нраву хранителю традиций не понравилось выбор соперника: «дирывались» только аристократы. Настоящий аристократ не должен снижаться до простой иподети: «а таких безобразников надо было отвешивать за грубость в конюшне.»
«Как это красиво и глупо! Какую комедию мы разыграли!» — возмущается Базаров после того, как дверь за его противником закрылась. «Вот что значит прожить с феодалами. Ты сам станешь феодалом и будешь участвовать в рыцарских турнирах», — пытается он объяснить себе в разговоре с Аркадием. Раздражение, как обычно у главного героя, скрывает его внутреннее недоумение и растерянность. Им пришлось убедиться в ограниченности собственных «принципов». Оказывается, существуют ситуации, когда можно отстоять свою честь только путем проведения поединка: «Отказать нельзя было, ведь он, как считали, нанес бы мне удар — и тогда (Базаров побледнел при только одной мысли об этом, вся его гордость поднялась на все виски) …»
Переворот способов жизни, дуели уже становились анахронизмом, в некотором роде и смешными. Перо Тургенева описывает множество комических деталей. Начналась дуель с приглашением секундантами петровской челяди, которая «конечно же была, по меньшей мере, нечестная», но они перегнули. А закончилась она трагикомическим ранением Павла Петровича в ногу, который, казалось бы, надел «белые брюки». В то же время эта эпизод в истории дуэли является ключевым моментом в развитии идеи романа. Важно не только то факт, что Базаров «не испугался», так как Павел Петрович тоже. Сила духа, которая присутствует у обоих героев, Тургенев отмечал и раньше. Поединок помогает преодолеть внутреннее ограничение. Во время поединка, когда взаимная отторженность, казалось бы, достигла своего предела, между двум отделями возникают простые человеческие отношения. Базаров обворачивается к Павлу Петровичу словами давно знакомого: «А вы согласны, Павел Петрович, что наш поединок до смешного необыкновенный. Приглядитесь только к физиономии нашего секунданта». Вдруг Кирсанов соглашается: «Вы правы … О, какое глупое лицо».
Мы помним, как с горячечным рвением они обсуждали крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только он исчерпывающе знает, что нужно и о чем думает русский крестьянин. Перед началом дуэли Базаров замечает мимо проходящего мужика, который не поклонился ему и Петру. Но через мгновение мужик возвращается. На этот раз крестьянин с смиренной покорностью снимает шапку, что подтверждает его «патриархальную» сущность. В прежние времена это устраивало Павла Петровича. Однако, теперь он задает Базарову провокационный вопрос: «Что, по-вашему, этот человек о нас думает сейчас?» Базаров отвечает искренне удивленным голосом: «Кто его знает!» Молодой нигилист отказывается от претензии на монополию истины не только для себя. Он признает, что и «темный» крестьянин обладает сложным духовным миром: «Кто поймет его? Даже он сам себя не понимает.» «Понимание» — это ключевое понятие в этой сцене: «Каждый из них знал, что другой его понимает».
► Читайте также другие статьи о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»:
Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода
Критическое противостояние между двумя главными героями Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является одним из важных моментов в романе «Отцы и дети». В этой сцене достигается пик конфликта между «отцами» — представителями старшего поколения, и «детьми» — молодыми людьми, которые отрицают ценности предшествующего поколения. В этом сражении противостоят не только поколения, но и новые и старые ценности, принципы и мировоззрение.
Напряжение, приведшее к этому конфликту, вызвано не только различиями в идеологии и взаимной неприязнью между Базаровым и Кирсановым, но и конкретной ситуацией. Базаров влюблен в Фенечку, на которую тайно претендует Кирсанов. Когда Кирсанов случайно становится свидетелем поцелуя между ними, он приходит в ярость и вызывает Базарова на дуэль. Однако Базаров спокойно соглашается на этот вызов и даже найдет место для шуток и иронии во время своей расслабленной беседы с Кирсановым.
Несмотря на внешнюю уверенность, Базаров глубоко волнуется и даже начинает писать прощальное письмо отцу из-за своих страхов. Однако, преодолев страх, он рывком разрывает письмо и понимает, что все еще готов «маячить» на этом свете. Тургенев использовал именно это слово, чтобы заставить нас задуматься о том, является ли жизнь человека, отрекшегося от чувств и эмоций, настоящей жизнью.
Наступает день дуэли. Оба соперника приходят на оговоренное место. Под видом уверенности и серьезности, Кирсанов скрывает свою тревогу, а Базаров — страх. Однако стоит пистолету Базарова выстрелить, как маска Кирсанова сходит. Ранив Кирсанова легко, Базаров тут же забывает о прошлой неприязни и помогает раненому сопернику.
После дуэли отношения между ними формально улучшаются: хотя Кирсанов всего сердца ненавидит Базарова, он все же скрывает свою обиду и проводит много времени в общении и шутках с ним. Когда Базаров покидает имение, они холодно пожимают друг другу руки на прощанье.
Анализ этой ключевой сцены позволяет нам понять, что она является развязкой конфликта и одновременно подготовкой к последующим событиям, которые ответят на главный вопрос романа «Отцы и дети»: Может ли человек прожить, отвергнув все человеческие чувства, эмоции и переживания?
Вариант 2
Роман Ивана Сергеевича Тургенева является классическим произведением мировой литературы. В книге раскрывается конфликт между поколениями и различными жизненными принципами.
Встретившись, молодой и целеустремленный студент Евгений и аристократ и консерватор Павел Петрович сразу почувствовали неприятность друг к другу. Они не пожали друг другу руки, так как Кирсанов посчитал ниже своего достоинства протягивать руку к человеку, одетому просто.
Базаров пригласил своего друга Аркадия в гости, только он мог понять амбициозного и высокомерного молодого человека. Между ними тут же завязался спор с Кирсановым старшим, Евгений не любил то, что Павел Петрович пытался навязать свою точку зрения.
Кирсанов старший даже отнёсся к Базарову с пренебрежением. Ему не нравились нигилисты, а Базарову не нравились аристократы. Оказавшись в одной комнате, они непременно находили повод, чтобы поссориться. Каждый из них категорически высказывал своё мнение о другом.
Павел Петрович Кирсанов был изысканным человеком и любил окружать себя предметами духовными. Базаров же, наоборот, был грубым и замкнутым, больше полагаясь на науку. Ему нравилось задеть богатого Кирсанова, который каждый раз использовал английские слова в своей речи.
Эти два персонажа явно ненавидели друг друга и никогда не скрывали свою вражду. Они всегда находили повод для спора. Тем не менее, со временем их страсти немного утихли, но напряжение между Кирсановым старшим и Базаровым осталось. Наконец, в какой-то прекрасный момент оно нашло выход.
Павел Петрович был сильно влюблен в Фенечку, но стеснялся показывать свои чувства перед ней. В один прекрасный день Кирсанов старший увидел поцелуй своего заклятого врага Базарова и его возлюбленной Фенечки. Тогда для Кирсанова конфликт достиг пика. Он был полон ярости, и поэтому, взяв палку, предложил Базарову деревню, обещая сильно наказать его, если тот не согласится на дуэль.
Базаров попытался успокоить ревнивого мужчину, объяснив ему, что дуэль — это бессмысленно и не имеет значения. Однако Кирсанов не отступил, и Базаров, немного испугавшись, что его избьют, всё же согласился на проведение дуэли.
Никому они не рассказали, что рано утром собираются на дуэль. С собой они взяли только свидетеля, Петра. Когда дуэль состоялась, Базаров ранил Кирсанова. Павел Петрович получил рану в ногу, и Базаров, показав своё неуважение, пробежался на память, чтобы помочь Кирсанову, рассматривая это как помощь старику. Базаров попросил вызвать помощь, и когда помощь пришла, эти двое решили не раскрывать истинную причину их дуэли. Всем они сказали, что они разошлись в политике, ведь Павел Петровичу было трудно признать, что всё это из-за ревности и любви к Фенечке.
Это глупое происшествие не снизило враждебности между ними, но немного успокоило их. Была выбрана тактика — быть в хороших отношениях или полностью игнорировать друг друга. Скажем, что в этом поединке Базаров был абсолютным победителем, не можем, скорее всего, его улыбнулась удача.
После всех этих событий они начали обращаться друг с другом лучше, но каждый остался при своем мнении и принципах.
Анализ сцены дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Исходом связанного взаимоотношений между отцами и детьми стал непреднамеренный отъезд представителя молодежи — Евгения Базарова.
В итоге, можно сказать, что описанный Тургеневым спор продолжается уже веками и никогда не исчерпывается. Ведь всегда, из поколения в поколение, старшие люди будут спорить с молодежью. И этот конфликт будет актуален в любое время.
Сочинение 4
В романе подготовился поединок между героями для развития конфликта между двумя поколениями: «отцов» и «детей». Знакомо также, что этот поединок происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях в каждом из своих лагерей.
Базаров, бескомпромиссно посвятивший всю свою жизнь созданию нового общества, в этой сцене романа продолжает сохранять внешнее непроницаемое равновесие. Даже перед возможной смертью он падает только из-за того, чтобы сохранить этих нормальных человеческих чувств в сообщении своему отцу – он уничтожает его послание.
Кирсанов, отставной офицер Гвардии, изливает наивную ненависть к своему самому злейшему миру врагу. Поцелуй между Базаровым и Фенечкой — это только предлогом, которым воспользуется Кирсанов, чтобы уничтожить вирус, который разлагает общество.
Во время поединка оба противника проявляют свою внутреннюю слабость. Нигилистический блавром Базаров не может полностью скрыть свою внутреннюю напряженность от окружающих. Тогда как солдат, раненный Базаровым, впадает в обморок, хотя сама рана неопасна и не должна вызывать таких последствий.
Тургениев подчеркивает, что идеализм, кодекс чести аристократов и военное прошлое не превращают дуэлянтов в живые машины, готовые идти до конца. Евгений Базаров, следуя своему врачебному призванию, выплескивается на помощь своему раненому врагу (хотя сам Кирсанов этого отказывается). Гордость Кирсанова взяла верх, и он не хочет пойти на примирение даже после этого, хотя самому ему несколько стыдно за резкость своего поведения.
Здесь показательно, что, несмотря на личную неприязнь и глубокий антагонизм между Павлом Петровичем и Базаровым, дело ничем не заканчивается. Конечно, оба подверглись смертельной опасности, их не примирили, но они просто хладнокровно пожимают друг другу руки при прощании.
Этим писатель образно показывает, что напряжение между старым и новым еще не достигло своего апогея, и взаимные атаки ограничиваются терпимыми выходками дворянской среды из которой вышли и Павел Петрович и Базаров. Понятно, почему Кирсанов решил не нарушать принятые нормы поведения, ведь именно ради защиты этих норм он столкнулся с Базаровым. Однако и сам нигилист Базаров не отрекается от старого мира целиком и полностью и не считает, что враг должен быть обязательно уничтожен, даже если спровоцировал повторную дуэль.
Также читают:
Уникальное сочинение о дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, иллюстрированное картинкой
Основные темы, которые актуальны сегодня
Интернет покорил наши жизни сравнительно недавно, и с тех пор занял непреходящее место в них. Люди стали получать информацию из этой всемирной сети, выполнять рабочие задачи и общаться онлайн.
«Тимур и его команда» — это новелла, написанная Аркадием Гайдаром, в которой основной идеей является стремление помогать другим людям. Беззаботному мальчику по имени Тимур пришла в голову эта мысль, и он решил собрать команду из местных детей для ее осуществления.
Осенью композитор Эдвард Григ наслаждался прогулками по лесу в Норвегии. Однажды на своем пути он встретил девочку, которая собирала еловые шишки в корзину. Сцена произвела на него неизгладимое впечатление.
Вложенная в сборник «Денискины рассказы» новелла представляет собой короткую историю, предназначенную для юного читателя.
Картина вызывает глубокий интерес и ее можно долго изучать. С самого первого взгляда становится ясно, что главным объектом рисунка является одна Несмеяна — так как ее имя упомянуто уже в заголовке.