В чем вы видите греховность гордыни нового человека со старым сердцем
Новый человек со старым сердцем (Бунин И. А.)
На Земле каждый человек уникален со своим собственным взглядом на жизнь. Есть те, кто открыт ищему глазу, а есть те, кто ограничен и не видит ничего, кроме себя. К сожалению, такое общество, где множество людей обвешаны блестками и пушистостями снаружи, но внутри абсолютно пустые, может стать реальностью.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин задумывается о будущем такого безразличного общества и его участников. На первый взгляд, главный герой рассказа — сам господин. Однако, писатель через своего героя открывает перед нами жизнь многих людей с мертвыми сердцами. Здесь есть дочь господина, его жена, хозяин отеля, азиатский принц и пара, которой наняли играть романтическую любовь на пароходе, и даже пьяный извозчик, перевозящий гроб. У всех этих людей сложилась непростая судьба, потому что они вели жизнь во лжи и самообмане. Они ели, пили, одевались, путешествовали, танцевали на балах, знакомились, читали газеты — все это было не настоящим. Блестящие богачи и их дамы постоянно создавали кажущуюся кипящую жизнь, но реальность всегда проникала через их стеклянный купол. В этой пустоте и бездарности даже жизнь пьяного извозчика, проигравшего последние деньги, кажется более насыщенной. Бунин использует мощный художественный прием, создавая контраст между лживой и настоящей жизнью, он резко переключает внимание читателя со сияющего богатством мира на борту парохода на мрачный и тяжелый океан, способный стереть всех пассажиров в прах всего одной волной. Он также помещает пьяного извозчика рядом с лежащим в гробу господином из Сан-Франциско, чтобы показать, что между ними не так много различий. Вся иллюзия «нового человека со старым сердцем» разрушается перед жестокой истиною бытия, и становится ясно, что он на самом деле ничего не стоял.
К сожалению, современное общество так и не избавилось от равнодушного и пустого духа, и «господа из Сан-Франциско» можно встретить на каждом шагу. Однако, нам с вами под силу изменить это. От нас зависит, какое будущее ожидает нас и наше общество. Мы надеемся, что настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие люди победят ложь и безразличие.
Тема “закатной” цивилизации и образ “нового человека со старым сердцем” в рассказе «Господин из Сан-Франциско (аналитическая беседа)»
«Управление учебным заведением:
новые тенденции и современные методы»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Тема “закатной” культуры и образ “нового человека со старым сердцем” в аналитическом разговоре «Господин из Сан-Франциско»
Развивающие: развивать навыки художественного восприятия, интерпретации сюжетов литературного произведения и его художественных деталей; развивать культуру речи, память, способность к аналитическому мышлению и работе с текстом; совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявлять авторскую позицию; развивать умение обоснованно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, коммуникативные компетенции и критическое мышление.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, философски осознавать место человека в мире и смысл жизни; воспитывать любовь к русской классической литературе, понимание красоты и уникальности творчества И.А.Бунина, нравственные семейные ценности, чуткое отношение к любви и способность переживать и понимать других людей; развивать в учениках внимательность и вдумчивость при чтении, способность исследовать особенности художественного произведения; формировать гармоничную личность с активной жизненной позицией (противоположную главному герою произведения «Господин из Сан-Франциско»), стремящуюся к взаимопониманию с внешним миром и живущую в соответствии с общечеловеческими моральными принципами.
Методические методы и приемы: аналитическое чтение, сравнительный анализ, индивидуальная работа, фронтальное обсуждение.
Оборудование: тексты произведения И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Знакомство с темой и целями (кратко) урока, работа над ним (темой).
Анализ значения названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»: название ряда произведений передает особую лиричность, тайную грусть, ностальгию о прошлом. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Но этого не мешает истории «Господин из Сан-Франциско».
Вопрос для учащихся ( затем даны порядковые номера ) : 1) Почему? О чем расскажет эта история? (История рассказывает о жизни, лишенной прекрасного, о жизни, в которой нет ничего, на что можно было бы восхищаться.) 2) Как можно охарактеризовать такую жизнь? (бездуховной.)
Задание: Попробуйте определить смысл терминов «духовность» и «бездуховность».
5) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите слово «господин»? Как обычно звучит выражение «господин»? Какие отношения существуют между людьми, использующими это обращение? Что указывает название рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? (Голос звучит с уважением, интонации покорные, услужливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя и на отношение окружающих к нему, но также на безликость и отсутствие собственной индивидуальности.)
Работа с текстом (беседа с учениками) (оформлена в виде таблицы для наглядности конспекта).
Как зовут героя рассказа? Какой у него социальный статус?
Нет имени, значит нет человека. Он — господин, и в этом заключается его суть.
Что мы знаем о жизни героя?
Ему 58 лет, но он считает, что до сих пор «он не жил, а только существовал», обеспечивая себе материальную базу и стремясь догнать тех, кого некогда взял за образец.
У господина даже нет собственных желаний. Он отправляется в путешествие только потому, что так принято делать, а не потому, что у него есть желание увидеть мир.
«Он надеялся насладиться солнцем Южной Италии в декабре и январе, провести карнавал в Ницце и Монте-Карло, посвятить начало марта Флоренции, познакомиться со страстями в Риме. Его планы также включали Венецию, Париж, бой быков в Севилье, купание на английских островах, поездку в Афины, Константинополь, Палестину, Египет и даже Японию.»
Герой не живет в настоящем, полагаясь на будущие надежды. Его жизнь идет размеренно, без волнений, без сюрпризов, ничто никогда не меняется в его распорядке дня.
Он уже не человек, его жизнь протекает автоматически. Ведь он даже спланировал свою жизнь на два года вперед.
У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Господин из Сан-Франциско не способен понимать радости других людей. Он не может понять, почему он несчастлив, что делает его раздражительным. Ему кажется, что ему хватит изменить место, и все станет лучше, что во всем виноваты погода, город, но не он сам.
Господин из Сан-Франциско не видит красоту природы. Открытое окно символизирует перед ним открытый мир, но он не может наслаждаться им.
Выбор корабля Господином.
Что представляют собой общество на пароходе и его трюм?
В чем смысл названия «Атлантида»?
Капитан: «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не нарушит покой наших пассажиров»
Пассажиры: «Это самый комфортабельный, роскошный и дорогой корабль, который соответствует нашему статусу»
Господин: «Я бы отправлялся в путешествие только на таком корабле, ведь я заслужил это»
Пароход — последний достижение техники — является моделью общества. Богатые люди мирно живут на верхних палубах. Примечательным является изобилие бесличных предложений, занимающих почти всю страницу: «они встают рано, пьют кофе, занимаются гимнастикой…». Особенности синтаксиса подчеркивают лишенность личности, неестественность тех, кто считает себя хозяинами своей жизни. Их имён нет. Влюбленная пара играет любовь за деньги.
Корабль является искусственным раем, где есть свет, тепло и музыка. Но там также есть и ад — трюмы корабля, напоминающие преисподню. Там «глухо гудят огромные топки, пожирающие груды угля своими раскаленными ртами, грохочущие от плавленого грязного пота и непокрытые пламенем багровые люди, которых ими бросает».
Пассажиры не в состоянии отдыхать, они утомлены, но просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу. Они не принадлежат сами себе, их связывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения имеют предписанный порядок — наёмная пара играет роль влюбленных.
Верх является символом роскоши, низ — нищеты, а между ними — пропасть непонимания. Но только «трюм» без слов благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не ценят и не уважают, они относятся к тому, что считают должным. Корабль является отражением несправедливого общественного строя.
Каким образом автор изображает капитана парохода?
Капитан представляет собой «рыжего человека громадной массы и габаритов, похожего на огромный идол… и очень редко появляющегося у людей из своих загадочных покоев».
Он похож на таинственного дьявола, наблюдающего за пароходом со стороны.
Как автор описывает внешность господина? ( некоторые детали его внешней характеристики ).
Господин имеет «золотые пломбы», «серебряные» усы, его лысая голова сверкает, как слоновая кость. Он имеет лишь «остатки жемчужных волос». Его голову называют «черепом» и так далее.
Выглядит господин достаточно солидно, но одновременно и безжизненно.
Какую роль играет океан в рассказе?
Какой звук океан пытается донести до автора?
Океан — это нечем неограниченное, разъяренное пространство, наваливающееся на пароход, но даже оно не может заглушить звуки оркестра.
Человеку следует быть самим собой.
Многие люди скрывают свою истинную природу и душу за масками, так и покидают этот мир, не оставив в памяти ничего хорошего даже близким людям.
Почему герой мало разговаривает и что это ему даёт?
Его речь прерывистая, лающая, он произносит всего лишь 2-3 слова.
В его душе нет никаких эмоций. Насыщенный ритм жизни не оставляет времени для размышлений. Его жизнь заранее запланирована. Все продумано.
Присутствуют ли перемещения мысли в рассказе?
Наслаждение путешествием, затем — ложка супа и глоток вина.
Верно, позже мистер начинает чувствовать отчаяние, когда подозревает, что жизнь выскользает из-под его контроля: приехал в Италию, чтобы насладиться, а тут туман, дождь и ужасная качка. И сейчас единственное, о чем он мечтает — ложка супа и глоток вина.
Однако его жизненная мечта, богатство, осуществилась. Стал ли он счастливее из-за этого? Почему?
Мрачная погода сказывалась на отношениях между мистером и его женой (скандалы), на заболевании дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать блаженство, но и здесь этого не происходит, напротив, наш главный герой (имя, конечно, выведено на передний план) умирает.
Когда герой начинает меняться и теряет свою уверенность в себе?
Обратите внимание на художественные детали, которые автор использует, чтобы создать образ главного героя в последние минуты его жизни.
На кого мы смотрим — все еще на мистера, или уже на настоящего человека?
«…жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание..»
Смерть мистера из Сан-Франциско поражает своей отвратительностью, отталкивающей физиологичностью. У нас возникает жуткое зрелище. Какое именно?
Унижения; богатство не помогло;
Неспособность предоставить гроб, только коробка от газировки ( также один из признаков цивилизации );
Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, страшившаяся живого, насмехается над мертвым.
Особенность его мировоззрения
Герой уверен, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был уверен, что удовольствия можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет и много удовольствий.
Можно сказать, что Господин преследует определенную цель: попытка героя упорядочить окружающий мир, жить по autoren im preiss his own плану оказывается невозможной.
У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Мир не подчиняется господству отдельного человека.
Основные его черты
Склонность к самоуверенности и эгоизм («твердо уверен», имеет «полное право», «надеялся насладиться»).
Каково отношение автора к герою?
За все это, и за жизнь, полную жестокого эксплуатации других людей («Убирайся с глаз», «Прочь»), бесконечного накопления богатств и убеждения, что все вокруг призваны служить только ему, Бунин наказывает его и наказывает жестоко, безжалостно.
Какова роль Небольших персонажей этого рассказа – Лоренцо и абруццских горцев?
Лоренцо – старый гребец, гребечник, красавица. У него есть имя. Славится во всей Италии, пример для художников. Он ощущает себя «королём», берется от жизни, живет вечно на картинах живописцев, бедняк. А богатого мистера из Сан-Франциско уже забыли, и он не успел умереть.
Абруццкие горцы также являются олицетворением простоты и радости жизни. Они живут в гармонии с миром и природой, исполняя свои песни в похвалу солнца, утра, Божьей Матери и всей природе. Именно в этом заключается истинная ценность жизни).
«Образы с символическим значением» (предшествующее понятие символизм должны вспомнить ученики)
Каков смысл корабля «Атлантида» в рассказе?
Корабль символизирует саму жизнь, а море является вселенной, которая существует вокруг героя и людей, находящихся внутри «оболочки». Непосредственно внутри этой «оболочки» находятся люди, контролирующие корабль и работающие в дебрях гигантской печи, которую автор называет «девятым кругом ада».
Можно ли считать самого Господина символом того общества, в котором он жил и развивался как личность?
Господин олицетворяет человека в буржуазной цивилизации и является символом благополучия общества, где люди наслаждаются вкусной едой, изысканно одеваются и не обращают внимания на окружающий мир. Для них это безразлично. Они живут вечно закрытом для других людей упорядоченном обществе.
Какой символ представлен в образе огромного, скалоподобного дьявола?
Он является предзнаменованием надвигающейся катастрофы и своеобразным предупреждением человечеству.
Также символично то, что после смерти богача веселье продолжается и ничего не меняется. Корабль продолжает путь в обратную сторону, и теперь там находится тело богача в ящике от газировки, а бальная музыка звучит во время «бешеного шторма, словно погребальная месса,» над океаном.
6) Какова, на ваш взгляд, главная проблема в рассказе?
Вывод : Главной проблемой является не частная жизнь Господина, а вопрос о месте человека в мире и о взаимодействии социальных и природных аспектов в жизни ( ученики формулируют и записывают вывод в своих тетрадях. )
7) Можно ли счастье найти в деньгах с философской точки зрения? (Уверенность в власти денег прослеживается с самого начала произведения. Вспомним гордость и самоуверенность господина из Сан-Франциско, его пренебрежение беднякам.)
Общий вывод ( делается вместе с учащимися и учителем ):
Автор опасается такого будущего и не хочет, чтобы мир превратился в существование, в котором никто не сможет ощущать настоящую жизнь и где все будет сводиться только к пресловутой борьбе за деньги. Это демонстрируется множеством образов и символов, характерных для поэта, и самым ярким из них является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает, как исчезает личность и как люди превращаются в бесформенную толпу, стремящуюся к деньгам и власти.
К сожалению, эта проблема остается очень актуальной по сей день, так как до сих пор есть люди, живущие только для денег.
У нас видно, что пир на борту «Атлантиды» подобен пиру во время эпидемии. Тень мести, которая воплощена не только в образе Дьявола, но и в бушующих стихийных разрушениях за бортом корабля, невидимо витает над этим пиршеством. В конце рассказа чувствуется трагическое напряжение: в освещенном салоне уже другие «властители жизни» стараются повеселиться, но их немногословно напоминает о хрупкости мира, о бессмысленности их усилий сгоревший гроб, находящийся глубоко в трюме — символ конца, обреченности мира, погруженного в войну. Мысль о неизбежной катастрофе приобретает окончательное завершение, становится страшным пророчеством, которое во многом осуществилось в ХХ веке.
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — размышления писателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и иллюзорных ценностях, разоблачение ложных иллюзий о всемогуществе денег и власти, гневные упреки Человеку за его неоплатную излишнюю небрежность перед Жизнью и Смертью.
IV . ДЗ: прочитать рассказы И. А. Бунина «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и повесть «Митина любовь». Ответить на вопросы, адресованные каждой группе (каждая группа отвечает на свой ряд).
В чем вы видите греховность гордыни нового человека со старым сердцем
Все люди на Земле различаются: каждый имеет свое отношение к жизни. Бывает, что кто-то открывает свою душу и сердце перед всем миром, а другие остаются замкнутыми в себе и неспособны видеть дальше собственного носа. Очень печально, что на планете существует множество людей, кажущихся светлыми и пушистыми наружу, но они полностью пусты изнутри. Чаще всего такие люди эгоистичны и ограничены: они равнодушны к окружающим людям и думают только о себе.
И самое ужасное в этом то, что именно такие «новые люди со старым сердцем» формируют безразличное и уродливое общество.
Странно заметить, но данная проблема была особенно характерна для конкретного исторического периода – периода перехода к новому, капиталистическому типу общества. Ведь все значимые общественные изменения вызывают отрицательные последствия в сфере духовной жизни людей – ведь всегда нужно разрушать старые ценности, чтобы пройти к еще неизведанному и расплывчатому «новому». Этот трудный переходной этап со своей неразберихой, хаосом, тревожным ожиданием и постоянной борьбой между старым и еще не полностью воплощенным новым, нашел отражение в произведениях русских писателей конца XIX — начала XX века: А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого, И. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов); оформим заявления (Вам останется только подписать); подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером); мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций); подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант). Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин задумывается о судьбе равнодушного общества и его участников. Сразу кажется, что главный персонаж рассказа — сам господин. Однако писатель фактически поведал нам о судьбе многих людей с пустыми душами. Среди них есть дочь господина, его жена, хозяин отеля, восточный принц, актеры, нанятые для игры любви на пароходе, и пьяный кучер, который везет гроб. У каждого из них сложилась неприятная судьба, потому что они жили ложной жизнью, не осознавая этого. Они ели, пили, одевались, путешествовали, танцевали на балах, знакомились, читали газеты — но все было не настоящим. Все эти блестящие богачи и их партнерши постоянно создавали видимость жизни в движении, но эта иллюзия в конце концов разрушилась о суровую реальность, от которой они прятались под своим стеклянным колпаком. На фоне такого пустого и бесхозного существования даже жизнь пьяного кучера, который проиграл и пропил свои маленькие деньги, кажется более значимой. Бунин использует художественный прием, поразительный своей силой воздействия на читателя: он создает непривычно сильный контраст между фальшивой и настоящей жизнью; он резко переключает внимание читателя со вспыхивающей яркими красками беззаботной жизни богатых господ на борту парохода на мрачные и жестокие волнующиеся морские волны, способные в считанные секунды превратить всех пассажиров в пепел; он использует образ пьяного кучера, чтобы показать, насколько мало отличается он от господина из Сан-Франциско, лежащего в гробу; он показывает, как рушится весь притворный блеск «нового человека со старым сердцем» перед неотвратимой правдой жизни и насколько ничтожна его ценность на самом деле.
К сожалению, современное общество до сих пор не избавилось от порока равнодушия и душевной пустоты, и «господа из Сан-Франциско» все еще встречаются повсюду. Однако мы можем изменить эту ситуацию; будущее, которое нас и наше общество ожидает, зависит от нас. Мы хотим верить, что настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие люди победят фальшь и безразличие.
Господин из Сан-Франциско Сочинение
Символика в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
План
1.Введение.
Проза И. А. Бунина.
2. Основная часть.
2.1 Вечное и материальное в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
2.2 Изображение современной цивилизации.
Два пути для существования человека.
3. Вывод.
Роковой путь современной цивилизации.
Дьявол был велик, как скала, но огромен был и корабль, многоэтажный, многоцилиндровый, созданный высокомыслием Нового Человека с старым сердцем.
И.А.Бунин
Иван Алексеевич Бунин — значимый писатель русской литературы начала ХХ века — был известен как бесспорный поэт и выдающийся прозаик. Все его произведения имели философский характер. И независимо от того, что это было — любовь или социальные явления. Автор заставляет читателей задуматься о смысле существования человека, о его месте в этом мире.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — произведение Бунина, наиболее полное символами и метафорами. За простой сюжетом рассказа скрываются глубокий философский смысл и взгляды писателя на судьбу человеческой цивилизации.
Произведение бедно событиями, и его краткую суть можно описать двумя словами. Главный герой рассказа, господин из Сан-Франциско, путешествует с семьей в Европу на корабле. Он намеревается провести там два года в путешествии и развлечениях, но внезапно умирает в гостинице на острове Капри, и, по суеверию, его тело отправляется в последний путь на родину на том же корабле.
Сам герой — типичный образ. У него нет ни имени, ни фамилии. Он лишён каких-либо индивидуальных черт. Господин из Сан-Франциско символизирует властный класс богатых людей. Мы чувствуем иронию автора, когда читаем, что герой почти шестьдесят лет не жил, а только готовился жить, зарабатывая деньги и строя планы на будущее. И, наконец, когда он достиг финансового успеха, отправился в путешествие на роскошном океанском лайнере.
На корабле богатые путешественники могут себе позволить всякое изобилие, но никому из них не удается насладиться жизнью. Дорогие сигары, вкусная еда, роскошная одежда, прекрасная музыка, великолепная природа — все это оставляет героя равнодушным. Господин из Сан-Франциско делает вид, что наслаждается путешествием. На самом деле это не трогает его и не волнует.
Герой символизирует класс состоятельных и могущественных людей, главная цель которых — деньги ради денег. Корабль, которым путешествует семья, носит символическое имя — «Атлантида». Это имя было дано развитой цивилизации, погибшей в результате природного бедствия.
Древняя Атлантида исчезла с лица Земли, и никакие достижения проресса не спасли ее от гибели. По мнению автора, современная цивилизация богатых и влиятельных людей находится на краю пропасти. Корабль, о котором рассказывается, символизирует действующий миропорядок. Самая верхняя палуба населена богатыми пассажирами, ниже живут те, кто менее состоятелен, а в трюмах находятся матросы, заботящиеся о корабле. Трюмы напоминают круги ада.
Этот господин был удавом из Сан-Франциско и вызывал подобострастие и уважение среди окружающих людей, которых его богатство внушало. Он всегда обходился щедро и верил, что люди, кормившие его и удовлетворявшие его потребности, заботятся о нем. Однако после его смерти все изменилось.
«Атлантида» неумолимо плывет по бушующему океану, неопределимому, неуправляемому. Кораблю не управляют люди. Ночь, окружающая корабль, загадочная и страшная. Бушующий океан и темная бесконечная ночь символизируют начальные, стихийные силы природы, над которыми человек не может иметь власти.
В рассказе об этом господине противопоставлен Лоренцо, его сверстник, бедный самарянин-лодочник, беззаботный красавчик, который просто живет. В отличие от основного героя у Лоренцо есть имя, поэтому он является индивидуальностью. Он искренне и просто наслаждается жизнью: принимает солнечные ванны, чувствует свежесть морской воды на своей коже. Бедность не угнетает его. С порога жизни подставляясь солнышку, Лоренцо получает наслаждение от своего существования. Так, по мнению Бунина, следует жить и существовать в гармонии с окружающим миром.
Своим произвелением автор пытается предостеречь современного человека, забывшего о настоящих ценностях в суете жизни. Природа и стихия прочнее любой цивилизации, созданной самим человеком. Бунина утверждает, что нам следует жить в состоянии гармонии с окружающим миром.