В чем вы видите достоинство межкультурных исследований в психологии развития
Межкультурные исследования познавательных процессов
Не вызывает сомнений факт, что человек формируется как культурное существо, усваивая материальные и духовные ценности, созданные другими людьми. Эти ценности, включая язык, индустриализацию, образование, институт семьи, обычаи, традиции и т.д., влияют на психическое развитие всех людей.
Межкультурные исследования позволяют сравнивать особенности интеллектуальной деятельности представителей разных культур, таких как западная и примитивная культура. В ходе этих исследований стало ясно, что конкретные формы культурного влияния не всегда очевидны, и это позволило новым светом посмотреть на природу человеческого интеллекта.
Основной тенденцией культурных изменений является появление отвлеченного, категориального отношения к действительности. При этом школьное обучение играет ведущую роль в развитии способности к категориальному обобщению. Разница в этом показателе между образованными и необразованными людьми из разных культур удивительна.
Критерии оценки интеллектуальных возможностей не могут быть просто перенесены из одной культуры в другую. Например, нельзя измерять интеллектуальные возможности представителей определенной народности с помощью заданий, созданных для студентов американских колледжей.
В исследованиях А.Р. Лурия отмечается интересный факт. Когда экспериментатор предлагал неграмотным жителям отдаленных кишлаков Узбекистана правильный вариант категориальной группировки предметов, они утверждали, что такая классификация не отражает их существенных связей. Они считали, что человек, установивший такую классификацию, «глупый» и «ничего не понимает». В то же время они считали «правильной» классификацию, в которой предметы связаны общей практической ситуацией (Лурия, 1974).
Кроме того, некоторые социо-культурные среды способствуют интеллектуальному развитию лучше, быстрее и на протяжении дольшего времени, чем другие. Однако раннее стабилизация интеллекта в культурно небогатой среде означает только то, что человек не достигает высочайшего уровня развития своих познавательных возможностей.
М. Маккоби и Н. Модиано пишут о возможной регрессии интеллектуальных способностей личности: «Возможность ориентироваться только на восприятие характерна для всех детей в 6 лет, независимо от места проживания — Мексики или США. Однако по мере дальнейшего развития мексиканский ребенок становится все более умелым в восприятии, а североамериканский ребенок все больше овладевает операциями абстракции» (Маккоби, Модиано, 1971, с. 312). Следовательно, человек, интеллект которого формируется в условиях городской жизни индустриально развитого общества, обладает способностью логического рассуждения, категориальной классификации и работы с большими объемами сложной информации, однако теряет точность восприятия предметно-практических аспектов жизни.
В общем и целом, развитие интеллектуальных возможностей связано с усвоением содержания соответствующей культуры и степенью, в которой интеллект человека является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентиров. Базовые культурные факторы, такие как традиционный образ жизни, образование и языковая семантика, способствуют универсализации интеллектуальной активности. Неудивительно, что образованные представители разных культур похожи по своему интеллектуальному складу больше, чем необразованный и образованный представители одной и той же культуры.
В свою очередь, Л. Леви-Брюль доказал возможность сосуществования разных типов мышления в любой культуре и у отдельного субъекта, сделав вывод о гетерогенности человеческого мышления как его особенности (Леви-Брюль, 1994; Тульвисте, 1988).
В чем вы видите достоинство межкультурных исследований в психологии развития
4. Почему педагогические практики привлекают социоморфистские представления о человеке и его развитии?
5. Как вы видите преимущества межкультурных исследований в психологии развития?
6. Какие практические аспекты теорий социального обучения можно выделить? А соответствуют ли эти теории задачам воспитания человека?
7. В чем заключается основное отличие гуманистической психологии от других направлений и школ в психологии развития и какое значение она имеет для образовательной практики?
Темы для написания рефератов и курсовых работ:
Особенности начального этапа становления зарубежной психологии развития
Биологические течения в современной зарубежной психологии развития
Социологический подход в современной зарубежной психологии развития
Исследования М. Мид в области культуры и антропологии детства
Психоанализ и его применение в детской психологии
Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона
Теория социального обучения в детской психологии
Проблема внутренних закономерностей развития в теории Ж. Пиаже
Гуманистическая психология развития — новая парадигма в детской психологии
Проблема стадиальности психического развития в зарубежной психологии
Социология образования. Дюркгейм Э. Москва, 1996
Исследование развития когнитивной деятельности. Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвера и П. Гринфильда. Москва, 1971
Культурно-историческая психология: наука будущего. Коул М. Москва, 1997
Культура и мир детства. Мид М. Москва, 1988
Избранные психологические труды. Пиаже Ж. Москва, 1994
Взгляд на психотерапию. Становление человека. Роджерс К. Москва, 1994
Введение в детский психоанализ. Фрейд А. Москва, 1993
Введение в психологию: Лекции. Фрейд З. Москва, 1991
Детство и общество. Эриксон Э. Москва, 1996
Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. Юнг К. Москва, 1997
Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Анциферова Л.И. Принцип развития в психологии. Москва, 1978
Современная американская психология развития. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Москва, 1986
Концепция Жана Пиаже: За и против. Обухова Л.Ф. Москва, 1981
Детская психология: Теории, факты, проблемы. Обухова Л.Ф. Москва, 1995
История психологии. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Москва, 1994
Генетическая психология Ж. Пиаже. Флейвелл Дж. Москва, 1967
Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов
3.1. Дореволюционный этап развития возрастной психологии в России
Становление русской возрастной психологии (середина 50-х – начало 70-х гг. XIX в.)
Оформление области изучения развития психики человека началось в середине XIX в. На тот момент в России была проведена крестьянская реформа, что существенно повлияло на моральный климат в обществе. Была сформирована идея о равноправии и достоинстве каждой личности и о необходимости гуманного отношения друг к другу. Этот период также отмечен развитием различных сфер общественной и культурной жизни и появлением новых отраслей науки, включая психологическую и педагогическую мысль.
В то время в России стало заметно увеличиваться число публикаций, посвященных проблемам обучения, воспитания и развития детей. Появились первые педагогические журналы, такие как «Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический вестник» и «Воспитание и обучение». В этих изданиях активно обсуждались теоретические аспекты воспитания и обучения. Именно на их страницах возникала идея о психологическом обосновании педагогических подходов и необходимости систематического изучения внутреннего мира ребенка.
На становление отечественной психологии развития сказалось общее состояние научной и педагогической мысли. Генетический подход в науке позволил исследовать основные этапы развития человека с раннего детства. Изучение детства было особенно важным и интересным для ученых из-за необходимости понять тенденции биологического и социального созревания, а также историю умственного развития и психологию взрослого человека.
Текст книги «Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе»
Автором этой книги является Виктор Слободчиков
Она относится к области психологии
На текущей странице находится 6 (всего в книге 34 страницы) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]
1. История психологии показывает, что концепции развития психики человека взяты из таких областей, как биология (натурализм), социология (социоморфизм), биология и социология (теории конвергенции), биология и логика (генетическая психология Ж. Пиаже). Почему психология так широко использует понятия, заимствованные из других наук? Нужно ли психологии разработать собственные понятия, связанные с развитием субъективной реальности человека? Является ли использование категорий других наук в этой области понятийного аппарата допустимым?
2. Л. Ф. Обухова, специалист по детской психологии, рассматривает влияние теории конвергенции на современную психологию следующим образом: «Это самая распространенная концепция в современной психологии, которая соответствует обычному здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». До сих пор психологи продолжают рассматривать оба этих фактора. Различные современные теории отличаются только в том, как они объясняют взаимодействие наследственности и среды, зрелости и обучения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в процессе психического развития». [13] 13
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 46–47.
Почему двухфакторные теории развития психики так привлекательны для современной западной психологии? В чем состоит методологическая несостоятельность этих теорий?
3. А. Б. Орлов, психолог, пишет: «Долгая история развития научной натуралистической психологии, ориентированной на знание, отчетливо показывает, что всеобщие категории невозможно выработать, ассоциируясь только с частными принципами объяснения и оставаясь в рамках ограниченных возможностей. Это говорит о том, что такой подход к построению психологии является бесперспективным. Однако краткая история развития научных течений, ориентированных на идеал, свидетельствуют о том, что даже при крайних разных предпосылках психологи в конечном итоге приходят к очень похожим представлениям о личностном развитии». [14] 14
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.
[Закрыть] Какие направления в психологии относятся к научно-ориентированным и какие — к идеалистическим?
4. Почему социоморфистские представления о человеке и его развитии привлекательны для определенного типа педагогической практики?
5. В чем заключается ценность межкультурных исследований в области психологии развития?
6. Вопросы, связанные с педагогическими аспектами теорий социального научения, а сама нетеоретическая основа задача воспитания? Эти тероии могут оказаться достаточно востребованными для формирования личности в образовании?
7. В чем заключается существенное различие между гуманистической психологией и другими направлениями и школами в психологии развития, и какую ценность оно имеют для практики образования?
Темы, касающиеся рефератов и курсовых работ
Особенности первого этапа становления зарубежной психологии развития.
Биологические подходы в современной зарубежной психологии развития.
Социологическая перспектива в современной зарубежной психологии развития.
Исследования М. Мид по культурно-антропологическим аспектам.
Психоанализ и его значение в детской психологии.
Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.
Теория социального обучения в психологии детей.
Вопросы внутренних закономерностей развития в теории Ж. Пиаже.
Гуманистическая психология развития — новое направление в детской психологии.
Проблема стадийности психического развития в западной психологии.
Основная
«Социология образования» Эмиля Дюркгейма, 1996
«Исследование развития познавательной деятельности» под редакцией Джерома Брунера, Риты Олвер и Патриции Гринфильд, 1971
«Культурно-историческая психология: наука будущего» Майкла Коула, 1997
«Культура и мир детства» Майкла Мида, 1988
«Избранные психологические труды» Жана Пиаже, 1994
«Взгляд на психотерапию. Становление человека» Карла Роджерса, 1994
«Введение в детский психоанализ» Анны Фрейд, 1993
«Введение в психологию: Лекции» Зигмунда Фрейда, 1991
«Детство и общество» Эриксона, 1996
«Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание» Карла Юнга, 1997
Дополнительная
Анциферова Л. И. Эпигенетическая теория развития индивидуальности Э. Эриксона // Основополагающий принцип развития в психологии. Москва, 1978.
Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Новейшаяамериканская наука о развитии психики. Москва, 1986.
Обухова Л. Ф. Концепция Жан-Жака Пиажера: за и против. Москва, 1981.
Обухова Л. Ф. Психология детства: теории, факты, проблемы. Москва, 1995.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологической науки. Москва, 1994.
Флейвелл Дж. Генетическая психология Жан-Жака Пиаже. Москва, 1967.
Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов
Начиная с середины XIX века, началось оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека в России. Этот период совпал со временем проведения крестьянской реформы, которая привела к отмене крепостного права и существенно повлияла на нравственный климат общества. В результате, общественное мнение прочно закрепило идеи о равноправии всех людей, достоинстве личности и необходимости гуманного отношения к друг другу. Эти изменения способствовали развитию различных форм общественной и культурной жизни в стране, а также стимулировали появление новых направлений в научных исследованиях. Особенно заметными стали изменения в психолого-педагогической мысли.
За это время, в России значительно увеличился выпуск книг по проблемам обучения, воспитания и детского развития. Появились новые педагогические журналы, такие как «Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический вестник», «Воспитание и обучение». В их страницах широко обсуждались вопросы воспитания и обучения, а также высказывались идеи о психологическом обосновании педагогических действий и необходимости систематического изучения внутреннего мира ребенка. Все эти факторы сыграли решающую роль в развитии российской психологии развития.
Влияние на становление российской психологии развития оказало развитие научной и педагогической мысли в целом. В науке стало распространяться генетический принцип, который позволял изучать основные ступени развития человека начиная с раннего детства. Ученые начали активно изучать детство, так как они были заинтересованы в понимании тенденций его биологического и социального созревания, истории его умственного развития и особенностях психологии взрослых. Педагогическая общественность также видела в исследовании детства большие перспективы. Они признавали, что без знания особенностей детского развития невозможно улучшать педагогическую практику. Проблемы образования стали широко обсуждаться в обществе, в том числе как педагогами и учеными, так и литераторами и общественными деятелями. Одним из примеров, можно упомянуть создание Л. Н. Толстым своей школы в Ясной Поляне и его анализ проблем образования. В результате этих обсуждений были сформулированы ключевые принципы и положения, которые определили становление возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины.
<Рass style=>«color:red;»>Вопросы психолого-педагогической науки сводятся к тому, получает ли человек при рождении в готовом виде способности познавать окружающий мир, желать, чувствовать и действовать, а также какие факторы влияют на общее психическое развитие и имеют значение для организации обучения и воспитания. Ни на один из этих вопросов нельзя было ответить без изучения закономерностей психического развития ребенка. Психологическое знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Великий вклад в разрешение этих проблем внесли выдающиеся отечественные педагоги и теоретики Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. Х. Вессель и П. Д. Юркевич.
Следует особо выделить статью Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» (1856) в становлении психолого-педагогической науки в России. Главной целью педагогики в этой статье было определить воспитание в человеке Человека на основе изучения законов его развития.
Н. И. Пирогов акцентировал внимание на специфике детской психологии и необходимости изучения ребенка с самого раннего возраста. Воспитание должно основываться на абсолютном уважении личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальность.
К. Д. Ушинский является основателем отечественной психолого-педагогической науки по праву. Одним из ключевых положений для научной деятельности этого выдающегося педагога было необходимость всестороннего изучения человека в целях его воспитания. Его труд «Человек как объект воспитания. Опыт педагогической антропологии» излагает физиологические и психологические законы развития человека и их применение к задачам воспитания. При написании работы К. Д. Ушинский использовал достижения мировой психологической мысли. Этот труд сильно повлиял на последующее развитие психолого-педагогической науки в России.
К. Д. Ушинский считал, что психическое развитие ребенка следует определенным закономерностям. По его мнению, у человека есть два внутренних свойства — стремление к деятельности и стремление к совершенствованию. Стремление к деятельности является основой всех человеческих действий и достижений. Стремление к совершенствованию является предпосылкой нравственного воспитания человека. Внутренние свойства определяют основные принципы воспитания: на какую деятельность будет направлен человек и каким идеалом он будет стремиться, зависит от социальных условий его жизни. Воспитание имеет большие возможности, но его цели достижимы, если его методы будут соответствующими.
Николай Христофорович Вессель предпринял значительные усилия по изучению сущности воспитания и обучения, а также обоснованию связи и различий между этими процессами на основе законов психического развития. Он понимал развитие человека как диалектику между внутренними (субъективными) и внешними (объективными) свойствами: развитие определяется внутренними природными задатками и внешним миром, который обеспечивает материал для осуществления развития. Природные данные и воспитание определяют психологию человека. Педагогические воздействия имеют два направления: одно обращено к ребенку (субъекту), другое – к внешнему миру (объекту). В результате Вессель приходит к выводу, что обучение связано с объективной стороной развития, а воспитание – с субъективной.
Педагогические воздействия также различаются по направленности: обучение направлено на развитие рациональной стороны человека, а воспитание – на формирование желательной и эмоциональной сторон личности. Характер воздействия обучения и воспитания также отличается: обучение имеет ограничения, в то время как воспитание не имеет границ. Единство этих процессов заключается в их общей цели – всестороннем развитии способностей индивида. При этом закономерности развития одинаковы для всех людей, но их проявления индивидуальны для каждого человека.
Петр Дмитриевич Юркевич исследовал психологические проблемы содержания и методов школьного обучения, а также методов преподавания отдельных предметов. Он анализировал конкретные проблемы обучения (подготовка к школе, формы и методы обучения, изучение родного языка и т. д.) с учетом возрастных возможностей усвоения знаний, объединения рациональной и эмоциональной сторон познания, а также внутренней активности и мотивации ребенка.
В заключение стоит отметить гуманистическую природу психолого-педагогических взглядов выдающихся теоретиков середины XIX века. В этих взглядах присутствует вера в человека и его возможности для развития и самосовершенствования. Разработанные ими принципы стали теоретической основой нового этапа развития психологии и определили основные направления исследования и обучения детей в последующие десятилетия.
XIX век
Основные направления исследования возрастной психологии в конце XIX века были сосредоточены вокруг ключевых проблем развития детей, которые обозначились в 60-х годах XIX века. Главные области исследования включали изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязь, анализ учебно-познавательной деятельности школьников, и исследование психологии формирования личности через воспитание.
Внесение существенного вклада в изучение вопросов психофизического развития детей было осуществлено П. Ф. Лесгафтом. Исходя из понимания о неотъемлемой связи между физическим и духовным развитием, он рассматривал физическое воспитание как неотъемлемую и важную часть общего образования. По его мнению, физическое воспитание имеет свои особенности в педагогическом плане, где система физических упражнений направлена на улучшение не только физических, но и нравственно-волевых качеств. Неоспоримыми заслугами П. Ф. Лесгафта являются разработка научных основ физического воспитания, ориентированного на многогранное развитие личности ребенка, создание психологической типологии детей и обоснование роли семьи в процессе воспитания.
Ф. Ф. Эрисман занялся изучением влияния школьного режима на физическое развитие ребенка. Он обнаружил существование «школьных болезней» - близорукости, сколиоза, нарушений нервной системы и прочее. Исходя из результатов своих исследований, Ф. Ф. Эрисман разработал модель идеального класса, предложил создание уникальной парты, сформулировал гигиенические требования для освещения учебных помещений и другое. Эти исследования позволили сформулировать новую психолого-педагогическую проблему: организация учебного процесса, отвечающего физиологическим и гигиеническим потребностям детского организма.
С конца 70-х годов изучение детства стало систематическим. Сформировались два основных типа исследований: наблюдение ученых за развитием детей по определенной программе и наблюдение родителей за своими детьми, результаты которого записывались в дневниках развития ребенка. В результате этих исследований была составлена достаточно полная картина хода детского развития.
Известным исследователем развития ребенка в раннем возрасте является И. А. Сикорский. Он провел длительное наблюдение за собственными детьми и за развитием детей в воспитательных и медицинских учреждениях. Эта программа наблюдения охватывала все аспекты психического развития ребенка.
Особое внимание исследователь уделял условиям и факторам развития детей. Факту предоставления возможностей для умственного развития И. А. Сикорский придавал особое значение игре: через игру ребенок усваивает и уточняет знания о внешнем мире, его сознание развивается. Предоставление своих собственных наблюдений И. А. Сикорским сравнивалось с результатами наблюдений и исследований ведущих иностранных ученых. В итоге он составил общую картину нормального процесса физического и психического развития ребенка, провел классификацию типичных ошибок воспитания детей.
- Большую работу по изучению и обобщению данных исследований детского развития сделал П. Ф. Каптерев. Он создал достаточно полное представление о ребенке первых четырех лет жизни. Описания психофизического развития ребенка каждого из годов жизни были основаны на характерных признаках, определяющих своеобразие развития ребенка. Например, особенности психического и физического развития ребенка второго года жизни связаны с прямохождением, а трехлетний ребенок овладевает речью и т.д.
- В изучение хода детского развития внесли большой вклад дневники родителей. Инициатива развертывания наблюдений родителей за своими детьми принадлежала журналу «Семья и школа». Материалы наблюдений за десятью детьми от их рождения до 5–6 лет жизни были обобщены Б. П. Ленским. Впоследствии задачу сбора и публикации родительских дневников взял на себя Н. Н. Ланге. К концу XIX в. был собран значительный материал о детском развитии, вышли пособия по исследованию развития ребенка, по уходу за детьми, общие руководства по воспитанию и обучению детей в семье и школе, основанные на использовании знаний детской психологии.
- Развитие возрастной психологии в России с начала ХХ в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в научных кругах, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования и воспитания будущих граждан страны.
- К разработке проблем возрастной психологии привлеклись ученые смежных дисциплин, такие как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. П. Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, занимавшихся вопросами изучения детского развития и создания научных основ воспитания и обучения, включая П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. Ф. Лазурского, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаева, М. М. Рубинштейна, Н. Е. Румянцева, И. А. Сикорского, Г. И. Челпанова и других. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований и на пропаганду психолого-педагогических знаний.
В период, указанный в России, начали создаваться специализированные научные центры, осуществляющие научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность. Получили широкое распространение небольшие лаборатории, кружки и кабинеты, где занимались изучением детей вместе с учебными заведениями. Также были созданы психолого-педагогические общества и научно-педагогические кружки, объединяющие интересующихся людей, целью которых было улучшение процесса воспитания и обучения. В 1901 году в Петербурге, при Педагогическом музее военно-учебных заведений, была создана первая лаборатория для экспериментального изучения психологии детей при условиях их обучения и воспитания, инициатором которой является А. П. Нечаев.
Одновременно в России разивилось издательское дело, увеличилось количество публикаций о психологии развития. Учеными была переводческая и популяризаторская деятельность, осуществление реферирования и рецензирования русских и зарубежных публикаций. Появилась широкая база для обсуждения вопросов, дискуссий по основным проблемам психологии развития. На съездах и конференциях обсуждались детские и педагогические проблемы психологии. Русские ученые активно участвовали во всех международных конгрессах по психологии и смежным областям, выступали с докладами, публиковались в зарубежных изданиях, работали в зарубежных исследовательских учреждениях и перенимали опыт организации научно-исследовательской работы.
Важный результат развития возрастной психологии в дореволюционный период – постановка и обсуждение ее основных теоретико-методологических проблем. В ходе дискуссий обсуждались вопросы о необходимых психологических знаниях для решения педагогических проблем, о месте и значении эксперимента в школе, о путях развития возрастной психологии и ее связи со смежными областями знаний. В итоге было понято, что теоретический аппарат психологии играет основополагающую роль, но в то же время необходимо накопление надежных фактов, полученных в результате объективных методов исследования.
Ученые разрабатывали и методы непосредственного наблюдения за детьми, такие как метод дневников детского развития; были разработаны обоснованные программы наблюдения за детским развитием. Важным дополнением к научным данным о психологии развития детей был анализ художественных произведений, включая такие работы, как анализ персонажей в произведениях Ф. М. Достоевского и детских лет жизни Илюши Обломова в романе И. А. Гончарова. А. Ф. Лазурский разработал программу естественного эксперимента для изучения психологии детей и особенностей их обучения и воспитания.
В развитии русской возрастной психологии в начале ХХ века проявился рост интереса к гуманистическим и демократическим идеям, а также к творчеству Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, с целью поставить в центре теоретических обсуждений высоконравственную личность. В ходе психологических исследований были детально изучены вопросы сущности личности, ее становления, возможностей и пределов воспитания, а также всестороннего и гармоничного ее развития.
Идея всестороннего развития личности была поставлена в соответствие с осознанием необходимости комплексного изучения развития детей, включающего физическое, умственное, волевое и эмоциональное развитие. На основе полученных результатов были предложены научно обоснованные методы руководства духовным и физическим развитием ребенка.
В результате были выявлены основные положения о процессе общего развития ребенка. Это: 1. Развитие происходит последовательно и представляет собой непрерывное движение вперед. 2. Темп развития может варьироваться в зависимости от различных факторов, он может замедляться, ускоряться, останавливаться или принимать патологические формы. 3. В каждом возрастном периоде нужно дать ему возможность развиваться, не стоит предварительно спешить с развитием ребенка. 4. Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь, связаны также умственная, волевая и эмоциональная стороны жизни. 5. Воспитание и обучение должны основываться на научной теории и быть направлены на гармоничное и всестороннее развитие личности.
Обращая внимание на предвоенное время, отметим, что возрастная психология была одной из наиболее развитых отраслей отечественной психологии. Однако российскими психологами собранные научные данные до сих пор не полностью осмыслены и практически не используются в педагогической работе.