таблица для расчета себестоимости торта в excel
Как рассчитать себестоимость торта? Калькуляция тортов
Ценообразование кондитерских изделий и то, как рассчитать себестоимость, может быть самым сложным и пугающим вопросом для большинства поваров, независимо от того, начали ли они создавать свои шедевры только недавно или уже готовят какое-то время. Когда человек понимает, что любит создавать кондитерские изделия, он решает превратить свою страсть к выпечке в бизнес. В итоге начинает изготавливать торты на заказ. Но в этом случае необходимо уметь с уверенностью оценить свои изделия.
Ценообразование на изделие, в которое вкладывается не только время и деньги, но и сердце, и душа, часто может быть проблемой.
Самые распространенные вопросы и страхи кондитеров, начинающих свой бизнес:
Последнее крайне сомнительно. Наиболее распространенная проблема с ценообразованием – занижение цен. Когда человек только начинает свой кондитерский бизнес, естественно, он не уверен в своих навыках и сомневается, стоит ли заказчику платить слишком много за его торты. Первое, что нужно помнить: люди худшие критики самим себе. Когда кондитер сам оценивает свои торты, он делает это соответствующим образом. Его клиенты тоже оценят их по достоинству.
Ценообразование: семиступенчатая формула
Как рассчитать себестоимость торта? Для ценообразования своих кулинарных изделий можно использовать семиступенчатую формулу, которая способна полностью изменить весь бизнес и начать приносить достойный заработок.
Итак, какова же формула? Для начала следует рассмотреть категории, из которых она состоит:
Хорошо, теперь пришло время добавить это в формулу:
Настрой/время + (Труд + Расходы на ингредиенты + Прочие затраты + Расходы на коммунальные услуги) x Прибыль = Общая стоимость торта
Шаг 1: Настрой и время
Начать следует с настроя и мышления. Во-первых, следует подумать о цене и понять свои ожидания о тех суммах, которые будут приносить изготовление тортов. Во-вторых, определить время. Для того чтобы эффективно оценить свои изделия, нужно подробно знать, сколько времени требуется для запекания одного торта. Следует записать точное время, а не приблизительное наугад. Включить нужно все составляющие: сколько времени понадобится, чтобы смешать, испечь и украсить торт, вымыть посуду, обсудить детали с заказчиком, купить ингредиенты и многое другое.
Шаг 2: Труд
Труд часто является частью, о которой производители тортов забывают при ценообразовании. Это звучит странно, но когда кондитер наслаждается процессом приготовления торта, он не считает это работой. Но если он думает о том, чтобы сделать из своего хобби бизнес, который будет приносить единственный доход, то стоит подумать, как оценить свой труд. Следует определить для себя ту почасовую ставку или зарплату в неделю/месяц/год, которую кондитер хотел бы получать. Здесь нет правильного или неправильного ответа. Каждый бизнес, желания и потребности индивидуальны для его владельца.
Теперь, когда почасовая ставка определена, необходимо начать записывать все, за что нужно взимать плату. Следует внести в список время для изготовления, стоимость ингредиентов, коммунальные и прочие расходы, прибыль. Очень важно понимать все составляющие, так как нужно увидеть и понять, что действительно входит в каждый созданный кондитером торт. Вставить все эти данные можно в электронную таблицу расчета себестоимости торта. О составляющих этой таблицы речь пойдет ниже.
Шаг 3: Стоимость ингредиентов
Подсчет стоимости ингредиентов может занять довольно много времени, особенно если у кондитера много разных рецептов. Но как только эта часть будет сделана, нужно будет просто следить за колебаниями цен на продукты и соответственно менять их.
Лучше всего составить таблицу для расчета стоимости ингредиентов для торта, каждого по отдельности.
Калькуляция себестоимости продукции в Excel
Калькуляция себестоимости продукции – определение расходов в денежном эквиваленте, приходящихся на единицу товаров, работ либо услуг. В расчет включаются прямые и косвенные затраты. Прямые – расходы на материалы, зарплата рабочих и т.п. Косвенные расходы: плановая прибыль, транспорт и др.
Подробно рассматривать калькуляционные статьи мы не будем. Автоматизируем процесс расчета плановой себестоимости продукции с помощью формул Excel. Наша задача – составить таблицу средствами Excel так, чтобы при подстановке данных автоматически считалась себестоимость товаров, работ, услуг.
Калькуляция себестоимости товаров в торговле
Учиться считать себестоимость лучше начинать со сферы торговли. Здесь меньше статей затрат. По сути – закупочная цена, выставленная поставщиком; транспортные расходы на доставку товара на склад; пошлина и таможенные сборы, если мы ввозим товар из-за рубежа.
Для расчета заполним следующую таблицу:
Берем некую группу товаров. И по каждой из них рассчитаем себестоимость. Последний столбец – плановый коэффициент себестоимости – покажет уровень затрат, который понесет компания на доставку продукции.
Уровень затрат на доставку товаров 1 и 4 составит 10%, 2 и 3 – 15%.
Формулы расчета плановой себестоимости продукции в Excel
Каждая компания рассчитывает плановую себестоимость по-своему. Ведь предприятия несут разные затраты в зависимости от вида деятельности. Любая калькуляция должна содержать расшифровку расходов на материалы и заработную плату.
Расчет плановой себестоимости начинается с определения стоимости используемого сырья и материалов, которые нужны для производства товаров (которые непосредственно участвуют в технологическом процессе). Затраты на сырье включаются в себестоимость по утвержденным на предприятии нормам минус технологические потери. Эти данные можно взять в технологическом или производственном отделе.
Отразим нормы расхода сырья в таблице Excel:
Здесь нам удалось автоматизировать только один столбец – расход с учетом технологических потерь. Формула: =E3+E3*F3.
Обратите внимание! Для столбца «Потери» мы выставили процентный формат. Только в таком случае программа посчитает правильно. Нумерацию строк начинаем выше шапки. Если данные перепутаются, их можно восстановить по номерам.
Зная нормы, можем рассчитать стоимость материалов (расчет ведется для тысячи единиц товара):
В этой таблице вручную придется заполнить только одну графу – «Цена». Все остальные столбцы ссылаются на данные листа «Нормы». В графе «Стоимость» работает формула: =D3*E3.
Следующая статья прямых затрат – зарплата производственных рабочих. Учитывается основная заработная плата и дополнительная. По каким принципам начисляется зарплата (сдельная, повременная, от выработки), можно узнать в бухгалтерии.
В нашем примере расчет заработной платы ведется по нормам выработки: сколько должен сделать работник определенной квалификации за единицу рабочего времени.
Данные для вычислений таковы:
Расценка рассчитывается по формуле: =C3*D3.
Теперь мы можем посчитать основную зарплату рабочих:
Чтобы заполнить первые два столбца, не считая номер по порядку, мы связали данные этой таблицы с данными предыдущей. Формула для начисления премии: =C3*30%. Основной зарплаты – =C3+D3.
Дополнительная заработная плата – это все выплаты, положенные по закону, но не связанные с производственным процессом (отпуска, вознаграждения за выслугу лет и т.п.).
Другие данные для расчета калькуляции себестоимости мы сразу внесли в таблицу:
В столбце «Расчет показателя» указано, откуда мы берем данные. Если мы ссылаемся на другие таблицы, то используем оттуда итоговые суммы.
Шаблон расчета себестоимости продукта с формулами:
Для расчета калькуляции себестоимости упаковок взяты условные показатели амортизации ОС, процентов дополнительной зарплаты и налогов, обязательных страховых взносов.
Как рассчитать себестоимость торта
Себестоимость. Выбирая тему для занятия бизнесом, многие основываются на «хайповых» тематиках: дескать, давайте производить и/или продавать самое модное, то есть то, что гарантированно будет пользоваться спросом. Иногда это вполне обоснованно, а значит, и правильно, но только для тех видов бизнеса, где есть возможность относительно быстрого переключения на другой продаваемый продукт (когда хайповый спрос на изначальную продукцию спадет).
Но если у предпринимателя присутствует вполне естественное намерение сосредоточиться на какой-то одной теме и оставаться верным ей, что называется «в долгую», то тут на первое место выходит вопрос себестоимости. Здесь нужно четко и ответственно ответить себе на вопрос: сможете ли вы производить ваши изделия дешевле, чем другие? Получится ли у вас продавать их хотя бы по той же самой цене, которая имеется на рынке?
Очевидно, что успех бизнес будет иметь только в том случае, если ответы на указанные вопросы будут сугубо положительными. А для того, чтобы не ошибиться в предварительных расчетах, представляется разумным выполнить их на примере какого-нибудь знакомого и, вместе с тем, интересного, не примитивного, составного продукта – например, торта. Итак, как рассчитать себестоимость торта, попробуем осветить далее.
Бухгалтерская структура себестоимости
С точки зрения бухгалтерского и налогового учета себестоимость, в первую очередь, это следующая структура затрат:
1. Материальные затраты
До появления такой организационно-правовой формы, как УСН (упрощенная система налогообложения), можно было сказать, что материальные затраты – это те покупки, осуществляемые субъектом хозяйственной деятельности (юридическим лицом), которые сопровождаются счетом-фактуры.
После того, как в нашей стране появилась «упрощенка», некоторые компании перестали быть плательщиками НДС, а значит, и потеряли возможность предъявлять этот налог государству к возмещению. Так что сейчас под материальными затратами подразумеваются все те расходы, которые просто сопровождаются накладными.
2. Фонд оплаты труда и налоги на него
Здесь все просто: суммируем все те выплаты, которые мы производим в адрес сотрудников и все отчисления в социальные фонды.
3. И наконец, амортизация
Рассчитываем ежемесячные списания части стоимости основных средств по соответствующим нормативам (принятым еще Советом министров СССР, кстати). Это нужно для того, чтобы не забыть про оборудование, которое в операционных затратах, как бы, «участия» не принимает.
Структура себестоимости торта
В нашем случае с производством тортов в домашних условиях получится следующая картина:
Конечно, можно посчитать все эти цифры на калькуляторе, но намного удобнее будет рассчитывать себестоимость торта в Excel, не говоря уже о специализированных программных учетных комплексах.
Амортизация и оплата труда – это функции от времени, то есть, это затраты за период (за месяц), а значит, ваша себестоимость будет «плясать» в зависимости от того, сколько изделий вы сможете выпечь за месяц. Чем меньше тортов произведете, тем более дорогим выйдет каждый торт.
Экономическая структура себестоимости
Но в жизни зачастую используется другой способ калькуляции себестоимости. Почему? Просто далеко не всем предпринимателям удобно связываться с непонятными показателями амортизации и формулами ее расчета. Поэтому высчитываются операционные затраты за месяц, и к ним добавляется оплата труда. Затем получившийся показатель вычитается из предполагаемой выручки и, таким образом, формируется месячный объем прибыли до налогообложения.
Далее стоит все-таки рассчитать и учесть обязательные налоговые платежи и получить объем прибыли до распределения.
А вот затем уже предприниматель сравнивает получившуюся цифру с совокупными первоначальными затратами: на приобретение основных средств (в нашем случае – кухонного оборудования), плюс оборотные средства на операционную деятельность, с которыми бизнес начинался.
При делении суммы вложений на величину чистой прибыли до распределения мы получаем количество месяцев, за которые бизнес выходит на окупаемость. Да, это не совсем корректно с точки зрения налогового учета, зато весьма практично, так как позволяет предпринимателю наглядно понять, когда вложенные в дело средства (в том числе, возможно, кредитные) снова к нему вернутся.
Однако даже в таком, упрощенном варианте подсчета себестоимости обязательно нужно ввести и использовать классификацию затрат на постоянные и переменные.
Под переменными подразумеваются затраты, которые зависят от количества производимой продукции. Проще говоря, это те факторы производства, которые физически и счетно тратятся на производство одного торта (к примеру: мука – 1,5 кг., яйца – 6 шт., электроэнергия – 3 кВт*ч).
Постоянные затраты же от выпуска (в относительно коротком промежутке времени, например, на разбеге в месяц) напрямую не зависят. Наглядным примером таких затрат являются:
Сколько бы вы не произвели тортов в течение месяца, вы все равно должны будете заплатить одни и те же суммы по указанным статьям. Нужно понимать, что уровень постоянных затрат – это цена выхода из бизнеса. Если ваша выручка не позволяет покрывать их в течение 3 месяцев к ряду, то это означает, что бизнес, определенно, не пошел (ведь есть еще и затраты переменные). А потому за уровнем постоянных расходов нужно следить постоянно, буквально, в режиме онлайн и ни в коем случае не увеличивать их, подписываясь на какие-либо дополнительные ренты и сервисы – это очень опасно!
Резюме
Итак, как рассчитать себестоимость торта при открытии собственной домашней кондитерской? Если вы – микропредприниматель, то «заморачиваться» со сложными подсчетами амортизационных отчислений вам нет никакого резона.
Также, скорей всего, на первых порах у вас не будет никакого наемного труда. Это означает, что экономический формат оценки себестоимости будет для вас самым удобным.
Однако не забывайте четко подразделять затраты на переменные и постоянные, и четко контролируйте уровень последних. В этом залог выживаемости и устойчивости вашего бизнеса.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Вычисляем и анализируем себестоимость ингредиентов кондитерских изделий
Необходимое время: если рецепт уже внесен в базу, то вам нужно лишь вбить в таблицу «Задание на расчет» всего несколько цифр, расчет займет менее 1 минуты, анализ результатов – сколько потребуется для решения ваших задач.
1. Добавляем рецепты в базу
Хорошая новость: все четыре рецепта для данного примера уже внесены в базу программы DessertCalculator. Можно сразу перейти к расчету себестоимости ингредиентов.
Хотите поработать с рецептом из своей коллекции – пожалуйста! Вам пригодится статья «Как добавить в базу новый рецепт».
2. Формируем задание на расчет
А вот и всё решение первой части данной учебной задачи: задание на расчет – на скриншоте. Размер форм для сборки ярусов заносим в столбец «изделие». Размер для слоев-вставок для муссовых тортов принимаем на 2 см меньше формы для сборки. Размер всех слоев кейка в данном примере равен размеру изделия.
Пошаговые примеры формирования задания на расчет приведены в статьях:
Выбираем тип расчета «себестоимость изделий», выбираем группу цен с листа «Ингредиенты» и нажимаем кнопку «Выполнить расчет».
Программа проверит правильность заполнения задания на расчет и рецептов, минутку подумает и выдаст результат.
3. Наслаждаемся результатами расчета
Хорошая новость: программа DessertCalculator сохраняет результаты расчетов в виде Excel-файлов и PDF-файлов. Значит полученный рецепт можно будет открыть практически на любом компьютере или мобильном устройстве. Кроме того, при необходимости вы сможете дополнительно отредактировать полученные Excel-файлы под свои задачи.
Каждый Excel-файл содержит несколько листов (смотрите панельку в нижнем левом углу экрана Excel). В нашем примере: «01», «02», «03», «04» – это номера рецептов, которые мы включили в расчет, а «ЧЕК-ЛИСТ» – это сводный расход ингредиентов.
DessertCalculator может просчитать себестоимость ингредиентов по любой из трех цен, которые вы укажете в справочнике «Ингредиенты». Смотрите краткую информацию о справочнике цен по ссылке. В нашем примере расчет выполнен по цене № 1 (см. п. 1 на скриншоте).
Сразу прокрутим результаты расчета себестоимости торта «Antarini» до конца. Посмотрим на строки итогов по изделию: общий вес ингредиентов = 2139 г (2), себестоимость ингредиентов = 1279 руб. (3). Ура! Себестоимость в абсолютном выражении для изделия диаметром 20 см определена.
Просмотрим на структуру стоимости данного кондитерского изделия. Теперь нас интересуют столбцы: «Вес, %» (4) и «Стоимость, %» (5).
Как интересно: пюре юдзу (6) составляет лишь 1% от веса изделия, но при этом даёт 14% по стоимости. Следует тщательно выбирать поставщиков!
Замечательно! В данном рецепте есть ещё пара ингредиентов, которые существенно сказываются на стоимости изделия: фундучно-миндальное пралине (7) – 3% по весу и 11% по стоимости; сливки (8) дают 34% по весу и 20% от стоимости изделия. Эта пара ингредиентов используется для приготовления карамельного мусса, который даёт 31% от стоимости изделия. Вот почему важно не только следить за ценами, но и точно пересчитывать рецепты – чтобы не оставлять излишки дорогих муссов и бисквитов, избегать лишних издержек.
Таким образом, даже экспресс-анализ удельной себестоимости показывает, какие ингредиенты сильно влияют на стоимость изделия, а какие несущественно.
С помощью DessertCalculator вы можете с легкостью поиграть с ценами на листе «Ингредиенты», прогнать расчет заново и определить разницу вариантов расчета с точностью до рубля.
Аналогично мы можем провести анализ себестоимости индивидуально для каждого слоя.
Здесь же можно подвести мышку к столбцу со стоимостью (в рублях), чтобы увидеть всплывающую подсказку с ценой за грамм и за упаковку, а также название поставщика (данные из листа-справочника «Ингредиенты» на момент выполнения расчета).
Экспресс-анализ расчета торта «Foglio» показывает, что 65% стоимости изделия приходится на 4 ингредиента. Теперь, если встанет задача снизить себестоимость, мы знаем ценообразующие позиции.
Что касается рецепта «Ягодное облако», то здесь сразу бросается в глаза, что 20% себестоимости приходится на половину стручка ванили. Это хороший повод для самопроверки:
В результатах расчета сохраняется цена каждого ингредиента, например: 290 руб. за 1 стручок ванили.
Любопытно оценить насколько пшеничная мука дешевле фундучной. Может быть, вместо кондитерки лучше заняться выпечкой хлеба?! 😉
Финансы в Excel
Калькуляция себестоимости
Программа Финансы в Excel. Калькуляция себестоимости представляет собой рабочую книгу Excel, предназначенную для расчета плановой себестоимости производимой продукции по методу директ-костинг. Дополнительно рассчитываются данные о маржинальной прибыли и рентабельности на указанный объем продаж за период. Для формирования специальных отчетов файл требует подключения макросов.
Введение
Калькуляция себестоимости производимой продукции по прямым затратам (директ-костинг) является одной из самых трудоемких задач в процессе построения финансового плана. В случаях, когда предприятие производит сложные изделия, требующие нескольких этапов сборки, расчет существенно усложняется из-за необходимости учета уровней вхождения компонентов друг в друга. Этот процесс обязательно встречается на предприятиях использующих понятия «полуфабрикат», «полупродукт» или «передел». Описанием поэтапного производства является спецификация изделия. Cпецификации в некоторых типах производства называют также рецептурами (химическая, пищевая промышленности), либо используют английский термин BOM (bill of materials). Компоненты спецификаций в программе именуются ресурсами, на практике же это может быть номенклатура, позиции или различные английские термины (например, SKU). Расход в спецификации обычно указывается на единицу изделия, но на практике встречается также расход на тысячу единиц. В отличие от фактических спецификаций, в плановых обычно используется средняя (средневзвешенная) цена закупки и остатка, методы LIFO/FIFO для плановых показателей не применяются.
Сложные программные комплексы и учетные системы могут включать в себя модуль расчета плановых спецификаций, с, так называемым, алгоритмом «разузлования». При правильном обращении с наборами данных весь этот сложный процесс можно описать в Excel’е на уровне формул. Электронные таблицы сами вычислят дерево и уровни вложенности, после чего расчитают данные в правильной последовательности. Программа Калькуляция себестоимости построена на данном принципе работы формул. При этом обработка данных производится даже быстрее, чем в сложных программных системах (за счет пересчета по изменениям), а объемы информации вполне достаточны для малых и средних предприятий. В программе дополнительная автоматизация (макросы) используется только для отображения спецификаций в наглядной форме, все основные расчеты производятся при помощи стандартных формул.
Изменения в версии 2.6
Возможности и ограничения
Электронные таблицы Excel имеют внутренние ограничения на объем обрабатываемой информации. Программа не предназначена для замены больших систем учета сотен тысяч позиций сложных спецификаций. Но на большинстве предприятий среднего и малого бизнеса объемы и сложность данных доступны для обработки в Excel.
Программа тестировалась в разных режимах работы.
В автоматическом режиме расчетов Excel рекомендуем следующие параметры при работе на высокопроизводительном компьютере:
В ручном режиме расчетов Excel ограничения в основном связаны только с возможностями компьютера. Для нормальной работы отчетов рекомендуем следующие ограничения:
По умолчанию отчеты не поддерживают более пяти уровней вложенности спецификации. Для снятия этого ограничения можно вставить столбцы на лист отчета, корректно скопировав формулы.
Программа корректно работает со специальным типом ресурса возвратные отходы при указании назначаемой себестоимости и отрицательного расхода в спецификации.
В данной версии поддерживается только одна спецификация любого типа ресурса. Можно доработать программу для хранения нескольких спецификаций одного и того же изделия (полуфабриката) с возможностью выбора номера спецификации, используемого для планирования. Также можно просто хранить разные варианты спецификаций в разных файлах Excel.
Установка программы (Windows)
В разделе Загрузки доступнен для скачивания файл установки:
Программа не использует надстройку Excelfin.AddIn2, вся автоматизация работы поддерживается на уровне макросов VBA, встроенных непосредственно в рабочую книгу.
По умолчанию демонстрационный файл устанавливается в папку в каталог документов текущего пользователя Windows User\Мои документы\ExcelFin (User – имя пользователя). В дальнейшем рабочие файлы могут располагаться на любых дисковых ресурсах.
Установка программы (MacOS)
Демонстрационная версия для Excel for Mac представляет собой отдельный файл, не требующий установки. Рабочую книга с макросами формата xlsm может быть открыта как в Excel 2007-2013 для Windows, так и в Excel for Mac 2011.
Скачайте файл из раздела Загрузки и откройте его в Excel.
Запуск программы
Запуск программу осуществляется через открытие демонстрационного (или другого рабочего) файла в среде Excel. Для упрощения вызова демонстрационного файла его ярлык сохранен в меню Windows \ Все программы \ Финансы в Excel \ Калькуляция себестоимости (только Windows-версия).
Демонстрационная версия программы защищена паролем на уровне книги Excel и некоторых рабочих листов. Запрещено добавление и удаление строк в справочники ресурсов и спецификаций, редактирование ии форматирование при этом доступно в полной мере. Кроме того, главные расчетные формулы скрыты от просмотра. Полная коммерческая версия поставляется без защиты.
После успешного запуска программы откроется Excel-файл программы. Для нормальной работы программы необходимо подключить макросы Excel.
Состав файла
Программа представляет собой файл формата Excel с набором макросов (программой на VBA). Редактирование данных возможно и без подключенных макросов. В этом случае может потребоваться ручное копирование формул в строках (при добавлении). Отчеты программы могут работать только с подключенными макросами.
Файл включает следующие обязательные страницы:
Params – параметры расчета, справочник групп ресурсов.
Calc – справочник ресурсов, используемых в спецификациях. Здесь же показываются все расчетные показатели.
BOMs – спецификации производимых изделий, продуктов, полуфабрикатов и пр. (от англ. Bill of Materials)
RepSpec – отчет для отображения дерева многоуровневых спецификаций.
RepCost – отчет для отображения свернутой до уровня закупаемых компонентов спецификации.
Листы программы могут быть переименованы по усмотрению пользователя. По умолчанию использованы английские сокращения для планируемой поддержки многоязычности программ.
Общие замечания
Цветовая палитра, используемая для окраски таблиц справочников и журналов, определяет назначение полей и ячеек.
В одном из заголовков таблиц может использоваться шрифт с подчеркиванием. Это означает ключевое поле таблицы, то есть ввод новой записи надо осуществлять с ввода значения в это поле.
Потенциально ошибочные, не найденные в справочниках элементы журналов, выделяются красным цветом фона (реализовано через условное форматирование Excel).
В одном из заголовков таблиц может использоваться шрифт с подчеркиванием. Это означает ключевое поле таблицы, то есть ввод новой записи надо осуществлять с ввода значения в это поле.
Для большинства элементов журналов со ссылками на справочники выбор реализован двумя интерфейсными средствами:
Параметры (Params)
Все параметры не влияют на расчетные механизмы и предназначены только для корректного отображения заголовков таблиц и полей.
Содержимое справочника Группы ресурсов также не оказывет никакого влияния на расчеты, и предназначен только для группировки таблицы Ресурсы и Калькуляции.
Ресурсы и Калькуляции (Calc)
Элементы справочника могут представлять собой различные типы прямых затрат.
Для удобства поиска и фильтрации информации добавлено поле Группа, в котором можно задать тип затрат.
Белые и светло-серые поля доступны для ввода. Цветные поля хранят вычисляемые значения.
Важным параметром ресурса является способ его восполнения: закупка или произодство. Если отмечено поле Признак закупки (отметку можно сделать, введя в ячейку «1», либо дважды кликнув на ней), то программа использует для расчета себестоимости поле Цена закупки. Если же флажок снят (в ячейке введен «0»), то программа попытается рассчитать себестоимость по спецификации этого ресурса. При этом, если спецификации не найдено, то себестоимость будет нулевой.
В справочник необходимо занести все компоненты, используемые в производственных спецификациях. Для добавления нового элемента в справочник заполните поля в любой пустой строке таблицы. Можно использовать операции копирования и вставки ячеек стандартными средствами Excel.
Для расширения справочника используйте стандартные операции Excel по вставке строк в таблицу*.
Для удаления просто очистите поле Наименование (можно также очистить строку целиком).
Спецификации (BOMs)
Спецификации описывают состав продукции, полуфабрикатов и других производимых компонентов готовых изделий. Таблица для редактирования спецификаций представлена на листе BOMs.
В справочник необходимо занести все элементы прямых затрат по каждому производимому компоненту. Для добавления нового элемента в справочник заполните поля в любой пустой строке таблицы. Можно использовать операции копирования и вставки ячеек стандартными средствами Excel.
Для расширения справочника используйте стандартные операции Excel по вставке строк в таблицу*.
Для удаления просто очистите поле Ресурс (можно также очистить строку целиком).
Служебные поля выделены серым цветом, эти столбцы можно скрыть через уровень группировки Excel.
Возвратные отходы указываются в спецификации с обратным знаком (отрицательное число). Назначаемая себестоимость для отхода вводится в поле Цена закупки справоника Ресурсы и Калькуляции.
Для просмотра верхнего уровня состава спецификации любой производимой номенклатурной позиции используйте стандартную операцию автофильтра по полю Ресурс. Для получения информации о вхождении ресурса во все производимые изделия используйте фильтр по полю Компонент. Применение фильтров не влияет на расчетные процедуры и функционирование отчетов.
Отчеты
Развернутая спецификация (RepSpec)
В случае использования многоуровневых спецификаций при наличии множества полуфабрикатов бывает не всегда очевидно, из каких элементов сложилась итоговая себестоимость готового изделия. Отчет Развернутая спецификация (лист RepSpec) позволяет отобразить вхождения компонентов друг в друга на каждом уровне иерархической структуры изделия. В каждом блоке выводится себестоимость каждого компонента и рассчитывается итоговая себестоимость изделия.
По умолчанию программа настроена на максимально 5 уровней вхождения компонентов. Можно расширить это ограничение через копирование и вставку столбцов целиком справа от последнего.
Свернутая спецификация (RepCosts)
* В демонстрационной версии программы количество строк в справочниках ограничено.