сыта напиток рецепт приготовления

Сыта. рецепты сыты. как готовить сыту. традиционная русская кухня

Поделитесь с друзьями

Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ

Традиционные русские блюда

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
СЫТА

Сыта — один из повседневных напитков Древней Руси и Московского государства допетровской эпохи. Готовили его путем разведения водой натурального пчелиного меда, а также из патоки, которую получали упариванием солодового сусла (проращивали ячмень, сушили его, размалывали, заваривали горячей водой и сливали сусло).

Сыта была обязательным ритуальным блюдом на поминальном столе, и подавали ее обычно к густым киселям. «…На столах явились блюда с кутьей и кануном, жбаны с сычиной брагой и баклаги с медовой сытой для поминального овсяного киселя…» (П. И. Мельников-Печерский. В лесах).

ПРИМЕЧАНИЕ:
*
— по рецептам, помеченным звездочкой, можно готовить в дни поста.

50— 60 г меда, 1 л воды.

Мед развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить.
Количество меда по желанию можно увеличить до на 1 л воды.

Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.

меда, сок 1 лимона, 1 л воды.

Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить лимонный сок, тертую цедру и дать настояться в холодном месте.

*Сыта фруктовая (ягодная)

50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.

Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок.

Можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

Приготовить сыту на отваре душицы, зверобоя или другой ароматной травы.

Сведения домашнему кулинару

Мед хранят в стеклянной или эмалированной посуде и обязательно в темноте. Банки с медом не следует держать рядом с резкопахнущими продуктами, так как он быстро впитывает запах, а также в сыром месте. Не следует оставлять мед на солнечном свету, поскольку он теряет в этом случае свою биологическую активность. Если для употребления нужен жидкий мед, то его разогревают на водяной бане при температуре не выше 60°С.
Cледует знать, что при нагревании до температуры +45°С и выше мед утрачивает свои основные полезные свойства, превращаясь в простой сладкий сироп. Натуральный мед (кроме некоторых редких сортов) засахаривается к концу октября. В засахаренном меде все полезные свойства сохраняются, и нежелательно его подогревать.

Мед может быть жидким и густым, закристаллизованным. Жидкий мед бывает, как правило, летом (июль-август) в период его откачки. Через месяца он кристаллизуется.
Поэтому, если зимой или весной продается жидкий мед, значит, он или подогрет, или фальсифицирован. Исключение составляет мед из белой акации (акациевый мед), который долго не кристаллизуется, и вересковый, превращающийся в желеобразную массу.

Источник

Русский застольный напиток сыть: Полезное завершение трапезы

Сыта (сыть, сыто) – это такая вода, подслащенная медом в качестве базы, и с любыми дополнительными наполнителями для изменения вкуса. Традиционный русский напиток, который употребляли после трапезы. Отсюда, кстати, по утверждению ряда источников, и пошли такие слова и выражения как «насытиться», «наесться досыта», «сытный ужин».

Приготовить этот напиток очень просто, я ориентировался на рецепт известного сибирского шеф-повара и исследователя сибирской кухни Артура Мартиросяна. Он подсказал ингредиенты и пропорции. Единственное, что может озадачить – можжевеловая ягода в составе. Ее нельзя людям с проблемами желчного пузыря.

Во всем остальном – напиток очень полезный.

Это состав по рецепту исследователя сибирской кухни.

(количество ингредиентов приведено из расчета на один стакан готового напитка):

Кипяченую воду остудить до комнатной температуры. Она не должна быть выше 35 градусов.

В двух стаканах воды растворить мед, добавить бруснику и раздавить ее. Можно использовать блендер и процедить через сито или марлю. Получится ягодно-медовый концентрат, он станет базой для сыти.

Основа, ее нужно процедить, отделив жмых.

Концентрат вылить в банку, добавить остальную воду, раздавленные ягоды можжевельника и тимьян. Нет свежего – можно брать сухой, продается везде на полках с приправами.

Напиток должен настояться сутки при комнатной температуре.Под крышкой.

Взболтать и накрыть крышкой. Через сутки банку можно убрать в холодильник. Сыть подавать прохладной.

Источник

Сыта, пришедшая из древности

сыта напиток рецепт приготовления. 3340434 900. сыта напиток рецепт приготовления фото. сыта напиток рецепт приготовления-3340434 900. картинка сыта напиток рецепт приготовления. картинка 3340434 900. Поделитесь с друзьями

В моем арзамасском детстве было много поминок — деревенских и городских, а город наш населен в значительной степени выходцами из окрестных сел.

Поминальные обеды, которые устраивали в домах и столовых, отличались тем, чем на них кормили, но некоторые блюда присутствовали на них всегда: кутья, блины, овсяный кисель, каши и пироги. Это была еда, которая отличалась от того, что мы обычно ели, она мне даже казалась странной, чужой — я говорю, конечно, про кисель, кутью и кислые толстые оранжево-коричневые блины. Но она была обязательной, без нее невозможно было представить поминки.

Сейчас традиции меняются, потому что уходят их носители, но и на их поминках угощают теми же блюдами. Может не быть, например, киселя, но будет кутья. Не будет кутьи, но будут блины.

Ритуальная, особенно поминальная, еда держится дольше всего. Заменить что-то в поминальном меню или изменить порядок блюд — значит нарушить что-то в мироздании, в должном течении времени. Посягательство на что-то такое основное, чему трудно даже подобрать слова для описания. Этому порядку следуют даже неверующие: все должно быть по правилам, потому что должно быть.

Именно поэтому до сих пор живы блюда, о возрождении и повсеместном введении которых на территории российского государства так пекутся иные радетели национальных кулинарных традиций. Они живы — только стали больше, чем просто едой, хотя когда-то были самой обычной повседневной и праздничной пищей. Эти блюда меняются — так, кутью делают из риса, а не из пшеницы, и добавляют в нее не только изюм, но и резаные шоколадные конфеты и драже, — но суть их остается: они живы как память об ушедших людях, которые ели их в прошлом, как память о сотнях прошедших лет. И как память о такой глубокой древности, что дух захватывает, как подумаешь об этой глубине, — о тех еще временах, когда поминки были пиром, тризной. Они — воспроизведение в постиндустриальном настоящем этой древности, доказательство того, что тысячелетнее русское христианство так и не победило коренного язычества.

Одно из главных русских поминальных блюд — сыта. Это разведенный теплой водой мед. С сыты начинаются поминки — в нее макают блины, ею поливают кутью; каждый пришедший на поминки должен зачерпнуть и выпить хотя бы ложку сладкой сыты, потому что так положено. В сыту добавляли — уверен, что и сейчас добавляют, просто я такого еще не пробовал — ягоды и пряности. Это один из двух ритуальных медовых напитков — вторым был алкогольный мед, ставленный или вареный, но его вытеснили фабричные водка и вино.

Разведите мед водой — нет ничего проще. Но почувствуйте, какая в этом действии и во вкусе сыты первоначальная древность, самое начало культуры. Действие длинной непрерывной цепочки людей, которые жили до нас, из которых мы состоим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *